Четверг, Ноябрь 21Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

2018. Том 5, № 3

Актуальные направления исследования медийного интернет-пространства

2018. Том 5, № 3, От приглашенного редактора
Рассматриваются основные направления исследования медийного интернет-пространства. Определяются границы объекта исследования, куда включаются гипермедиа, использующие одновременно различные средства доставки контента (офлайновые и онлайновые издания), а также трансмедиа — новые медиа (социальные сети). Описываются основные характеристики медийного интернет-текста, на которые в первую очередь было обращено внимание исследователей: гипертекстуальность, мультимедийность, интерактивность, синхронность/асинхронность общения, полисубъектность. Прослеживается становление теоретического аппарата исследований медийного интернет-пространства, отмечается междисциплинарный характер таких дисциплин, как медиалингвистика, интернет-лингвистика, медиалогия. Отмечается интегративный характер методов исследования медиатекста. Ставится задача определить актуальные перспективы исследований медийного интернет-текста. Наиболее актуальными признаются исследования конвергентных жанров, возникших на стыке ра...

Грамматизация как философско-теоретический подход к изучению языка и речи электронных массмедиа

2018. Том 5, № 3, Общетеоретические вопросы
В рамках проекта Российского научного фонда, посвященного ментально-языковым трансформациям, автор исследует философско-теоретические подходы к рассмотрению естественного языка в категориях случайности, прагма-инструментальности, трансформируемости и конечности, связанных с развитием технологий коммуникаций. Задача статьи — проанализировать концепции исследователей, связанные с цивилизационным взглядом на язык и речь, с точки зрения прикладного значения для современных медиалингвистических исследований. Предлагается теоретическая рамка, позволяющая рассматривать современные коммуникационные процессы с позиций грамматизации. При этом грамматизация рассматривается в широком смысле — как наличие устойчивых элементов и правил их комбинации (конвенций использования). Автор избирает в качестве материала два основных содержательно-тематических направления научных исследований — концепцию конечности (исчерпаемости) языка и концепции, связанные с философией техники. Каждое из этих направлений...

Badanie kategorii estetycznych w dyskursie telewizyjnym. Analiza ikoniczna

2018. Том 5, № 3, Общетеоретические вопросы
Artykuł przedstawia wyniki badań nad kategorią estetyzacji w telewizji. Autorkę interesuje jedno z trzech pasm telewizyjnych: właściwe programy polskich stacji. Pozostałe to pasmo komercyjne reklam i pasmo autopromocji. Celem jest zbadanie sposobów manifestacji estetyczności, zjawisk jej pokrewnych a być może antynomicznych w ikonosferze wybranych gatunków telewizyjnych. Autorka przyjmuje za prawdziwe stwierdzenie Welscha, że bez wątpienia jesteśmy dzisiaj świadkami boomu estetyki, którego zakres sięga od indywidualnej stylizacji poprzez kształtowanie wyglądu miast i ekonomię po sferę teorii. Coraz więcej elementów rzeczywistości jest przekształcanych estetycznie. Materiał stanowią filmy telewizyjne, reportaże i bajki dla dzieci. W artykule rozpatruje się kategorie: estetyzmu jako manifestacji postawy aprobującej istnienie kategorii skupionych wokół wartości piękna; antyestetyzmu jako akceptacja dla wartości estetycznie ujemnych oraz anestetyzmu jako obojętności na wartości estetyczn...

Виртуальная реальность веб-страницы: лингвокогнитивные приемы конструирования

2018. Том 5, № 3, Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
Рассматривается виртуальная реальность сети Интернет, понимаемая как образ событийной действительности, отображающийся на веб-страницах в интернет-браузере. Категориальные признаки виртуальной интернет-реальности — мозаичность, визуальность, карнавальность и динамизм. Вербальными репрезентантами картины действительности в Интернете выступают заголовки, размещаемые в баннерном и основном пространствах веб-страницы. Предметом исследования являются лингвокогнитивные приемы конструирования интернет-заголовка, обеспечивающие преобразование информации исходного текста в автономный мини-текстовый формат заголовочного анонса-гиперссылки. Исследование выполнено в русле когнитивно-прагматического направления с привлечением методов лингвостилистического и дискурс-анализа. Источником эмпирического материала послужили веб-страницы информационно-новостных порталов российского сегмента Интернета. Рассматриваются различные виды трансформаций в сфере номинации, предикации и локации в их взаимодействи...

Исследование сетевого просветительского жанра на примере медиапроекта Newtonew

2018. Том 5, № 3, Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
За рубежом в последнее десятилетие тема просветительства стала актуальной в связи со становлением информационного общества, в России — в связи с изменением социокультурной и мировоззренческой ситуации. Сегодня просветительство, реализуемое в интернет-пространстве России, имеет свои особенности, связанные именно со средой распространения. Идея просветительства, свойственная российским СМИ начиная с первой газеты, благодаря Интернету приобрела новые формы воплощения, поскольку сегодня функциональные характеристики коммуникантов в их отношении к письменному тексту подвижны. Интернет-коммуникация повлияла на хронотоп просветительского текста: он стал менее зависим от реального времени и места. Авторами предпринят историко-лингвистический экскурс: исследованы такие слова, как «просветительный», «просветительский», «просветитель», «просвещать». В слове «просветительский» присутствует представление об активном и пассивном субъектах этого интеллектуально-чувственного действия/состояния и дис...

Językowe odmiany medialne wobec przemian współczesnej technokultury

2018. Том 5, № 3, Типология медиаречи
Wobec dzisiejszej technokultury, nadprodukcji wszelkich form symbolicznych oraz zmieniających się kontekstów funkcjonowania mediów niezwykle trudno wypracować jedno całościowe kryterium wyodrębnienia określonych form języka motywowanego medialnie, czyli wyspecyfikowanych językowych odmian medialnych. W artykule przedstawiam najważniejsze, w ujęciu historycznym, ustalenia polskich badaczy, zajmujących się lingwistyką mediów, którzy pragnęli znaleźć ogólne prawa, zasady czy też reguły obowiązujące w medialnym użyciu języka oraz kryteria decydujące o wyodrębnieniu określonych medialnych odmian języka. Przedstawiam ujęcia najbardziej ogólne, przyjmujące perspektywę „makro”, czyli perspektywę polegającą na szukaniu bardzo szerokich kategorii łączących rozmaite formy medialnego użycia języka. Kategoriami tymi są między innymi sama technologia medialna (analogowa, cyfrowa, media drukowane, media audiowizualne), źródła dystrybucji przekazu (własne, jak i formy dystrybuowane przez inne media,...

Network nominations of media communication participants in the modern Russian language

2018. Том 5, № 3, Типология медиаречи
The paper is dedicated to the analyses of the modern media communication participants’ nomination examples as a live speech-creating process occurring in the computer-mediated discourse of the Internet, i.e. in a virtualized social space characterized by the desire to make the dialogue between the communicants maximally close. Interactivity and the involvement of all participants of network interaction into the creation of media content lead to the decentralization of communication and the transformation of the object of media communication into a full-fledged subject and creates the equality of the addressee and addresser. The convergent space of a modern media sphere which definites the media communication participants’ choice of certain speech behavior models is characterized by a specific hierarchy of communicants’ relations within the subject — object or the subject — subject dialogical interaction. Communication in the cognitive specific environment of media-reality allows the...

Устная речь в текстах печатных СМИ

2018. Том 5, № 3, Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Статья посвящена анализу современных газетных текстов, для которых характерны черты устной речи, закодированной не только в лексико-семантической организации предложений, традиционно главного содержания стилистических исследований, но и в речевой организации текстов, нацеленных на политематическое представление действительности. Отмечено значение информационной структуры предложений как средства организации связного текста, которая отражает ход развития и передачи информации, включая задачу фокусирования внимания. В этом процессе активно используются фразовое ударение и акцентное выделение, которые деавтоматизируют повествование и его восприятие. Их проявление обусловлено актуальным членением предложения, получающим интонационное выражение. Также обращено внимание на использование структурных качеств устной речи, позволяющих вводить разные голоса участников, взаимодействие между которыми расширяет как тематический, так и интерпретационный аспект текста. Они проявляются во введении ди...

Эстетическая нагрузка диалектизмов в региональных медиатекстах

2018. Том 5, № 3, Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Продуктивные основы ценностной журналистики неминуемо связаны с движением автора к профессиональному идеалу, оригинальным видением событий, искренностью диалога, душевной открытостью и наполненностью, глубоким проникновением в социальные проблемы, приверженностью этическим нормам, демонстрацией эстетических предпочтений, свободой владения языком без снобистского отношения к любому из его элементов, в том числе местной лексике, ценной сегодня уже самим фактом существования. В статье рассмотрен круг эстетических задач, которые решают диалектные единицы в текстах журналистов и публицистов Восточной Сибири. В центре внимания — использование диалектизмов в качестве актуального средства эстетического воздействия, ресурса для выработки индивидуального стиля, идейно-эстетического мотиватора при оформлении редакционной политики издания, смыслоформирующего и стилеобразующего ядра публицистического текста как самостоятельного эстетического объекта. Показано, как уникальные лексемы наполняют тек...

Gry językowe w polskich telewizyjnych serwisach informacyjnych jako przejaw fatyczności i sprawczości współczesnej komunikacji medialnej

2018. Том 5, № 3, Функционирование языковых средств в массмедиа
Celem artykułu było zweryfikowanie tezy o fatyczności i sprawczości współczesnej komunikacji medialnej. Sposób realizacji tego celu wynikał z przyjęcia założenia, że najbardziej spektakularnym przejawem przemian zachodzących w prasie, radiu i telewizji jest występowanie gier językowych w przekazach traktowanych jako przykłady gatunków informacyjnych. Zgodnie z tym założeniem analizie poddano telewizyjny serwis informacyjny „Fakty” TVN z 25 czerwca 2017 roku. W wyniku tej analizy dostrzeżono w tym serwisie blisko 50 przykładów gier językowych rozumianych jako działanie, którego punktem wyjścia jest uwypuklenie reguł językowych (systemowych lub użycia) wykorzystywanych do skonstruowania wypowiedzi (lub odebranie danej wypowiedzi jako zwracającej uwagę na te reguły) w celu intensyfikacji procesów odbiorczych i przypisania wypowiedzi funkcji fatycznej. Jak obliczono, gry językowe zawarte były w 67 % wszystkich części składających się na analizowany program i w 73 % tzw. wejść redaktora p...