Пятница, 11 октябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

2021. Специальный выпуск № 8

Материалы V Международной научной конференции «Язык в координатах массмедиа»

2021 спецвыпуск 8 "Медиалингвистика"

ISBN 978-5-00110-237-3

Научный редактор

Л. Р. Дускаева

Ответственный редактор

А. А. Малышев

Редакционная коллегия

В. И. Коньков

Н. С. Цветова

В сборнике представлены одобренные руководителями секций материалы докладов участников V Международной конференции «Язык в координатах массмедиа», организованной в Санкт-Петербургском государственном университете в рамках юбилейного Форума «Медиа в современном мире. 60-е Петербургские чтения» в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций». 

Авторы сборника — представители научных и образовательных организаций разных городов России, Болгарии, Бразилии, Польши, Республики Беларусь, Турции, Украины.

В условиях пандемии COVID-19 большая часть панельных дискуссий и круглых столов прошла в онлайн-формате.

Фактические сведения приводятся в авторской редакции.

СОДЕРЖАНИЕ

ГРАММАТИКА МЕДИАРЕЧИ

Ахметзянов И. Г., Гараева А. К., Муллагалиев Н. К. Коммуникативная связь представителей власти Республики Татарстан с населением на онлайн-площадках

Беляева И. В. Категориальная лакунарность: аналит-прилагательные и безлично-предикативные слова

Богуславская В. В., Кувычко А. А. Лексико-семантические характеристики медиатекстов о материнстве

Бонджолова В. Ц. Езикова игра с цифри в медийни и в рекламни текстове

Брусенская Л. А. Могут ли слова незначительных частей речи быть источником коммуникативных конфликтов?

Градюшко А. А. Приемы создания вовлекающих заголовков и текстов в цифровой журналистике (на примере белорусских медиа)

Каверина В. В. Адъективные флексии мужского и среднего рода единственного числа родительного и винительного падежей в орфографии «Ведомостей» эпохи Петра I как этап формирования нормы русского литературного языка

Кобяков А. В. Феминитивы в грамматике и современном языковом сознании

Колмогорова А. В. Феномен «я ж мать» и идеология чайлдфри: языковая специфика стратегий делигитимации материнства в дискурсе российских массмедиа

Конюшкевич М. И. Номинативное поле «бчб» — символа «белорусского майдана»

Ляшенко Е. С. Вариативность актуализации объекта изменения в англоязычной естественнонаучной статье

Малышев А. А. Грамматика имени собственного в петровских «Ведомостях»: державный и полудержавный властелины

Норман Б. Ю. Есть ли у медиатекстов своя грамматика?

Фролова А. А. “Events”, “setting”, “actants” и «картирование» глубинных
абстрактных слоев нарратива в структурализме

Шмелева Т. В. Грамматика оценочности: событийно-оценочные предложения

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДИСКУРСОЛОГИЯ

Александрова И. Б., Славкин В. В. Сайт сатирических новостей «Панорама»: ирония как интенция и как лингвистическое средство выражения комического 

Асмус Н. Г. Прагматический потенциал заголовка как средства актуализации социальных проблем города (на примере челябинских медиаресурсов) 

Асташова О. И. Интердискурсивные связи политического и церковно-религиозного медиадискурса: голос оппозиции 

Биюмена А. А. Cтратегия сопереживания в медиадискурсе толерантности 

Быкова Е. В. Язык новой этики в виртуальном дискурсе 

Васильева В. В. О роли просодии в понимании юмора: к вопросу о просодическом стандарте радионовости 

Власова Е. Г. Юмор как технология партисипаторной коммуникации: на материале городских медиа 

Волкова Е. В. Варьирование коммуникативного поведения врача в медиадискурсе 

Выровцева Е. В. Комическая стратегия в медиадискурсе YouTube-канала «Редакция» 

Гнездилова Е. В. Мультимедиальность текста как основа эффективной коммуникации в социальных медиа 

Добросклонская Т. Г. Лингвомедийное конструирование события в новостном дискурсе 

Дускаева Л. Р. Деонтический медиадискурс как средство оценки качества виртуального общения 

Дымова А. В., Золотайко А. И. Композиционные особенности превью русскоязычных новостных видеороликов 

Иванова Л. Ю. Cпецифика комической рефлексии в анонимных telegram- каналах о политике и медиа 

Иванова Т. К. Инаугурационное обращение в зарубежном медиадискурсе: стилистико-семантический анализ 

Ивченков В. И. Мадэль публіцыстычнага твора ў лінгвадыскурсалогіі 

Калганова С. О. Ослабление информационной привлекательности интернет-дискурсов 

Кара-Мурза Е. С., Морозова О. Б. Рекламный копирайтинг на русском языке в Instagram (на примере продвижения вязаной одежды)

Киуру К. В. Юмор как новая ценность в дискурсе люксовых брендов

Колесникова Н. Л. Лингвокоммуникативные свойства интерактивного новостного медиатекста 

Лебединская Е. Ю. Жанровая и речевая структура комического в новостном гипертексте 

Мамонова Н. В. Особенности дискурсивных практик в медийном пространстве города Челябинска 

Марченко А. Н., Алвес В., Сенаторова А. В. Медиадискурсы о здоровье в России и Бразилии (2010–2020 гг.) 

Минчук И. И. Проявление национальной идентичности белорусов в мемах о бульбе 

Нестерова Н. Г., Сабаева Ю. С. К вопросу о статусе публичной страницы радиостанции 

Пивоварчик Т. А. Эмпатический дискурс в коммуникативных практиках белорусских онлайн-сообществ: местоимённые проекции

Пильгун М. А. Восприятие пандемии Covid-19 сетевыми акторами 

Повалко П. Ю. «Не выходи из комнаты»: хронотоп пандемии в медиапространстве 

Полонский А. В. Медиалект: языковая реальность современной культуры

Прокофьева Н. А., Щеглова Е. А. Освоение речевого материала анекдота в мемах 

Ремчукова Е. Н. Интеллектуально-информативные и эстетические составляющие «продвигающего текста» в сфере культуры 

Рысакова П. И. Юмор и диалогичность в цифровой новостной среде 

Старостина Е. В. Влияние рекламных медиатекстов на языковое сознание современного носителя русского языка 

Субботина О. А. Процедура фактчекинга: матрица стратегических альтернатив TOWS 

Федоров В. В. Нарративизация травмирующего события в дискурсе региональных медиа

Чанышева З. З., Ишемгулова А. И. Нефтегазовый дискурс в кризисной медийной коммуникации 

Чэнь Ди. Языковые новации сетевого дискурса в практике китайских коротких видеоновостей 

Шестакова Э. Г. Живое слово и аудиальность в системе координат медиалингвистики 

Ширинкина М. А. Лингвокомпозиционные особенности пресс-релиза 

Ширяева О. В. О влиянии новых медиа на жанровую систему (на примере медиажанров) 

Щеглова Е. А. Особенности женского общения в социальных сетях как медиалингвистическая проблема 

Якоба И. А. Дискурсивный эпатаж: мода, провокация или аксиологический аттрактор? 

Cheshmedzhieva-Stoycheva D. Multimodality in humour during a pandemic. The Covid: The Battle for the Curve 

Susskaya O. A. Discourse of mass media and cultural practices during the СOVID-19 pandemic 

ПРАКСИОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИКА МЕДИАРЕЧИ

Арсеньева Т. Е. Научные новости в непрофильных медиа: дополнительная экспертиза как признак качественного материала 

Басовская Е. Н. «Конфликтное понимание» в современной медиаречи: pro et contra 

Бебчук Е. М. Экспериментальное выявление и оценивание агрессивного компонента в медиаречи 

Борисова Е., Джесур К. Езикът на безцелната политическа некоректность (Филмът „Борат 2“ на Саша Барън Коен и наградата „Златен Глобус“) 

Воробьева О. И. Праксиологическое исследование вербальной агрессии в медиадискурсе 

Воронцова Т. А. Прагматическая эффективность аллюзивного заголовка в медиатексте 

Запрягаева М. Я., Шишлянникова А. М. Приемы вербального и невербального манипулятивного воздействия в телевизионной коммуникации (на материале ток-шоу «60 минут») 

Иваненко Г. С. Непрямая референция негативной информации как средство ухода от правовой ответственности 

Кузьмина Л. А. Этические аспекты использования прецедентных феноменов в медиатексте 

Малявкина И. В. Эстетика речепорождения (из опыта обучения китайских магистрантов) 

Недопекина Е. М. Культура современной медиаречи в контексте пресс- конференции Президента Российской Федерации 

Романцова Т. Д. Сетевая редакторская критика региональных медиатекстов в аспекте праксиологии и профессиональной идентичности 

Саакян Л. Н. Гендерная заряженность эвфемии и дисфемии 

Саенкова-Мельницкая Л. П. Выражение категоричности оценки в блоговой киножурналистике 

Сурикова Т. И. Лингвоэтика в современном медиадискурсе 

Тактарова А. В., Черкасова М. Н. Прагмалингвистический анализ поля деструктивности подростковой интернет-коммуникации 

Тулупов В. В. «Язык вражды» в современных СМИ 

Цветова Н. С. Медиаречь в зоне этико-эстетической рефлексии 

Чернышова Т. В. Множественность интерпретаций медиатекста в аспекте критико-оценочной деятельности эксперта-лингвиста (к вопросу о критериях оценки спорных медиа) 

Шилина А. Г. Гендерная информационная война в условиях пандемии COVID-19

СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В МЕДИАЛИНГВИСТИКЕ

Бойкова Н. Г. Спортивный подкаст как вид нишевой журналистики: психолингвистический аспект 

Вещикова И. А. Информационная программа «Время»: правила и стилистика 

Гаврилова М. В. Коммуникативная стратегия самопрезентации в выступлениях президента 

Глинка Е. В. Языковые средства имиджеформирующей политической речи 

Голокова М. С. Речевая структура аудиоподкаста спортивного СМИ 

Зайцева И. П. Взаимодействие элементов близкородственных языков в публицистическом тексте как способ повышения экспрессии 

Каминская Т. Л. Медиакраудфандинг в россии как способ соучастия адресата 

Колышкина Т. Б., Шустина Е. В. Медиаобраз Ярославля как столицы российской масленицы