Четверг, 12 декабряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

2015, № 1 (6)

МЕДИАЛЬНОСТЬ: ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ПАРАДИГМЫ В ЛИНГВИСТИКЕ

2015, № 1 (6), Общетеоретические вопросы
Анализируется формирование новой медиальной парадигмы в современных лингвистических исследованиях, условия возникновения и становления междисциплинарного изучения процессов коммуникации в их семиотической комплексности. Раскрывается понятие медиальности как способа материальной выраженности информации. Медиальность анализируется как оформленность смысла, привязанность смысловыражения к определенному формату, способу выражения. Доказывается, что медиальность — характеристика всех форм материального проявления знаков, не сводимая только к технически осложненному каналу передачи информации в СМИ.  Abstract MEDIALITY: ANALYZING A NEW PARADIGM IN LINGUISTICS Formation of a new medial paradigm in modern linguistic researches, conditions of emergence and formation of the interdisciplinary studying of communication processes in their semiotics complexity are analyzed. The concept of mediality is pointed as the way of material expressiveness of information. mediality is analyzed ...

МЕДИАЛИНГВИСТИКА НА УКРАИНЕ: ПЕРСПЕКТИВА ИССЛЕДОВАНИЯ ДИСКУРСА

2015, № 1 (6), Общетеоретические вопросы
В статье рассматривается реальная ситуация становления медиалингвистики на современной Украине. В категориях и понятиях медиалингвистики анализируются основные проблемы, аспекты и перспективы исследования языка украинских средств массовой информации. Abstract MEDIA LINGUISTICS IN UKRAINE: PERSPECTIVE OF THE DISCOURSE’S INVESTIGATION The author touches upon the problem of the actual situation of media linguistics’ becoming in modern Ukraine. The main problems and prospects of the research aspects of the Ukrainian media language are analyzed through the media linguistic categories and concepts. Об авторе Лариса Ивановна Шевченко, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой истории и стилистики украинского языка Института филологии Киевского национального университета им. Тараса ШевченкоE-mail: ist_ukr_m@ukr.net About the author Larisa Ivanovna Shevchenko, PhD, Professor, Head of the Department of History and Stylistics of the Ukrainian ...

ИДИОСТИЛЬ ЖУРНАЛИСТА. Статья 2

2015, № 1 (6), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Вторая статья посвящена анализу идиостилей М. Ростовского («Московский Комсомолец»), В. Костикова («Аргументы и Факты»), Л. Радзиховского («Российская Газета») и Ю. Калининой («Московский Комсомолец»), выявляются общие для них приёмы и специфика в конкретной их реализации. Отмечена специфика идиостиля Л. Радзиховского.  Abstract INDIVIDUAL STYLE OF A JOURNALIST. ARTICLE 2 The second article studies the notion “individual style of a journalist” and presents the analysis of individual styles of M. Rostovsky (“The Moskovsky Komsomolets”), V. Kostikov (“The Argumenty i Fakty”), L. Radzihovsky (“Rossiyskaya Gazeta”) and Yu. Kalinina (“The Moskovsky Komsomolets”), their common and peculiar features in certain contexts. The characteristic aspects of L. Radzihovsky’s individual style is specified. Об авторах Маргарита Анатольевна Кормилицына, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка и речевой коммуникации Института филологии и журналист...

О СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ В СОПОСТАВЛЕНИИ С ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ

2015, № 1 (6), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
В статье показано, что специфика художественной речи в сопоставлении с публицистической обусловлена структурой речи. Главная особенность структуры художественной речи заключается в несовпадении производителя речи (автора) и ее субъекта. Наличие рассказчика — обязательное условие художественной речи. В статье анализируется характер речевой репрезентации рассказчика в публицистической и художественной речи. Abstract ABOUT THE STRUCTURE OF FICTION IN COMPARISON WITH THE STRUCTURE OF PUBLICISTIC SPEECH Especial feature of fiction in comparison with the publicistic speech is in its structure, which is characterized by the noncoincidence of the producer of speech (the author) and the subject of speech, because the presence of story-teller is compulsory in fiction. In the article the representation of narrator in fiction and publicistic speech is analyzed. Об авторе Григорий Яковлевич Солганик, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой стилистики факуль...

МАССМЕДИЙНЫЙ ДИСКУРС В СИСТЕМЕ МЕДИАЛИНГВИСТИКИ

2015, № 1 (6), Типология медиаречи
В статье рассматриваются основные свойства и характеристики массмедийного дискурса как объекта медиалингвистики. Системный анализ разнообразных определений, разработанных в рамках как зарубежных, так и отечественных исследований, позволяет выделить три основных подхода к определению дискурса — структурный, функциональный и тематический. Определение массмедийного дискурса в рамках медиалингвистики учитывает все три подхода, поскольку только таким образом можно составить объёмное представление об особенностях речедеятельности в сфере массмедиа. Медиадискурс представляет собой функционально-обусловленный тип дискурса, который понимается как совокупность речевых практик и продуктов речевой деятельности в сфере массовой коммуникации во всем богатстве и сложности их взаимодействия.  Abstract MEDIA DISCOURSE WITHIN THE FRAMEWORK OF MEDIA LINGUISTICSThe article focuses on the characteristics of media discourse from the point of view of media linguistics. Systematic analysis of m...

КОМПОЗИЦИОННО-СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ СТАТЬИ: О СООТНОШЕНИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ И РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ В ЖУРНАЛИСТСКОМ ДИСКУРСЕ

2015, № 1 (6), Типология медиаречи
Статья посвящена проблеме соотношения традиционных журналистских жанров (среди которых выделяются информационные, аналитические и художественно-публицистические) и речевых. Анализ журналистских публикаций в жанре статьи показал, что они представлены в разных композиционно-стилистических вариантах — в таких речевых жанрах, как «Постановка проблемы», «Рекомендация модели действий» и «Оценка чужого высказывания». Композиционное единство в них составляет последовательность коммуникативных действий, в которых воплощаются алгоритмы познавательно-речевой деятельности журналиста. Abstract COMPOSITIONAL AND STYLISTIC VARIABILITY OF NEWSPAPER ARTICLES (CORRELATION OF THE LITERARY AND SPEECH GENRES IN JOURNALISTIC DISCOURSE) The article is devoted to the problem of the relation of traditional journalistic (informative, analytical and publicistic) genres and the speech genres. The analysis of journalistic articles has shown that they are represented with different compositional and ...

ON THE CONSTANT OF MASS MEDIA TEXTS: PRESENTING ISSUES OF RHETORIC MODALITY

2015, № 1 (6), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
РИТОРИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ КАК КОНСТАНТА МЕДИАТЕКСТА Риторическая модальность определяется как важнейшая перлокутивная характеристика текстов медиадискурса. Она присуща любым медиатекстам независимо от их жанровой принадлежности. Для медиадискурса характерна единая гипермодальность, которая может быть описана как формирование целостной медийной картины мира в сознании адресата, которая отличается дискретностью и дополняет объективную картину мира. Abstract Rhetorical modality can be defined as the major perlocutionary issue of media discourse texts. It is intrinsic to all mass media texts irrespective of their genre affiliation: genre is a secondary asset in formation of media text rhetorical modality. Media discourse has a single rhetorical hypermodality that can be described as a formation of the only real picture of the world of an addressee, his mass media picture. The media picture is discrete, un-real, and always introduces just a comment to the objective picture of ...

УБЕЖДАЮЩИЕ ТЕКСТЫ В СФЕРЕ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: ОПЫТ ИНТЕНЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. Статья 1

2015, № 1 (6), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
В статье рассматриваются специфика убеждающих текстов, функционирующих в сфере связей с общественностью. Характеризуя интенциональность данной группы текстов, автор выявляет отражение их интенциональных качеств в композиции и речевой структуре текстов. В первой статье рассматриваются жанры кейс-стори и заявления для СМИ. Abstract PERSUASIVE TEXTS IN PUBLIC RELATIONS: AN INTENTIONAL STYLISTIC ANALYSIS. Article 1 The article describes persuasive genres functioning in the sphere of public relations. Exploring the intentionality of such texts, the author reveals how their intentional traits can be traced in their structure and verbal means used. In the first article press statements and case stories are analyzed. Об авторе Алексей Александрович Горячев, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры речевой коммуникации Санкт-Петербургского государственного университетаE-mail: aga@list.ru About the author Alexey Alexandrovich Goryache...

ЯЗЫКОВАЯ ИГРА: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ, ГРАФИЧЕСКАЯ, ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СМИ)

2015, № 1 (6), Функционирование языковых средств в массмедиа
В статье рассматриваются такие разновидности языковой игры, как словообразовательная, графическая и орфографическая. Наиболее подробно в статье освещается орфографическая игра как новая разновидность языковой игры, а также ее продукт — орфографические окказионализмы. Масштабы распространения языковой игры в СМИ позволяют говорить о том, что она стала стилеобразующим средством, нормой для этого функционального стиля. Вместе с тем языковая игра имеет тенденцию к превращению в аномалию, т. к. она часто приобретает вычурный, эпатажный характер. Abstract LANGUAGE GAME: WORD-FORMATION, GRAPHIC, ORTHOGRAPHIC (ON THE MATERIAL OF THE MODERN RUSSIAN MASS MEDIA TEXTS) The article considers such kinds of language play as word formational, graphic, orthographical. Orthographic play as a new kind of language play and orthographic occasional words as its product are described with more attention. The extent of language play expansion in the Mass Media recourses suggests that it has beco...

ТЕКСТООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ ФАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В МЕДИАРЕЧИ

2015, № 1 (6), Функционирование языковых средств в массмедиа
Статья посвящена анализу текстообразующей роли фатических средств в медиаречи. Фатическая речь сравнительно недавно признана как часть медиадискурса. Это объясняет актуальность постановки вопроса о её месте и роли в медиадискурсе. На примере аналитического жанра обозрения даётся представление о функционировании фатических речевых средств в медиадискурсе. Анализ материала даётся с позиций интенциональной стилистики. Abstract PHATIC SPEECH AS A TEXT-CREATING FACTOR AT MASS MEDIA The article is devoted to analysis of phatic speech as a text creating factor at mass media. Investigation of phatic speech as a part of mass media discourse began recently, so the question about the role of phatic speech in media discourse is actual. Phatic speech’s functioning in mass media is illustrated by means of the example of an analytical genre such as a review. The material in the article is analyzed corresponding with theoretical principles of intentional stylistics. Об авторе ...