Пятница, 4 октябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

2020. Специальный выпуск № 7

Материалы IV Международной научной конференции «Язык в координатах массмедиа, этики и права»

2020 спецвыпуск 7 - Журнал "Медиалингвистика"

ISBN 978-5-00110-188-8

Научный редактор

Л. Р. Дускаева 

Ответственный редактор

В. В. Васильева 

Редакционная коллегия

Е. В. Выровцева

Ю. М. Коняева

А. А. Малышев

Е. А. Щеглова

В сборнике представлены одобренные руководителями секций материалы докладов участников IV Международной конференции «Язык в координатах массмедиа, этики и права», организованной в Санкт-Петербургском государственном университете при финансовой поддержке РФФИ (проект No 20-012-20015). Авторы сборника — представители научных и образовательных организаций разных городов России, Болгарии, Чехии, Польши, Словакии, Белоруссии.

Многие российские авторы сборника являются грантодержателями Российского фонда фундаментальных исследований.

Ряд докладов указанной проблематики был представлен на Международном научном форуме «Медиа в современном мире. 59-е Петербургские чтения», проходившем в те же дни в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, и опубликован в томе 3 материалов Форума.

В условиях пандемии COVID-19 большая часть панельных дискуссий и круглых столов прошла в онлайн-формате.

Фактические сведения приводятся в авторской редакции.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие (Председатель организационного комитета конференции Л. Р. Дускаева)

В. В. Антропова. Конструирование концептов в дискурсе разнокачественных изданий (на примере концепта «добро»)

Л. В. Балахонская. Питч как инструмент бизнес-PR: коммуникативно прагматический аспект

В. Ц. Бонджолова. Невербальное в графических окказионализмах и его функции

Е. П. Буторина. Об одном способе выражения креативной модальности в языке документов

Е. В. Быкова. Грета Тунберг как медиатизированный феномен

П. Вамвака, Р. А. Савастенко. Медиадискурс стран Евросоюза и России с точки зрения этических и моральных норм в период коронавирусной инфекции

Е. Г. Власова. «Немузейный разговор»: особенности коммеморации в урбанистически ориентированных сетевых изданиях

А. А. Ворожбитова. Лингвориторическая организация глянцевого журнального дискурса: «диалог прагматиконов» медиадеятеля и читателя

О. В. Врублевская. Коннотативные топонимы в современном медиатексте как инструмент социальной оценки

Е. В. Генералова. Лексика разных эпох в современном медиатексте и в словарях русского языка

С. В. Глебова, А. К. Глобина. Этическая оценка конфликтов личного публичного в новых медиа

А. В. Грошева. Политико-институциональная сфера в текстах региональных СМИ: ценностно-смысловой анализ

Д. А. Девяткин, В. А. Салимовский, Н. В. Чудова. Категория речевой системности в автоматическом анализе текста

Е. Н. Доброхотова. Язык юридического консалтинга и правового просвещения

А. Ю. Дорский. Глорификация и чувство вины в государственных коммуникациях: интенции мемориального законодательства

Г. Драппанова. Профессиональная этика адвоката: проблемы коммуникации и поиски путей их решения

И. Дулебова, Р. Штефанчик. Культурно-историческая память в медиадискурсе словацких правых экстремистов

М. Я. Дымарский. О втором томе официально-делового корпуса русского языка

И. Б. Дягилева. Новая политическая терминология в русских газетах первой половины XIX в.: названия партий и их членов

Л. А. Каджая, Ю. М. Кузнецова, В. А. Мишланов. К проблеме автоматического анализа тональности текстов сетевой коммуникации (лингвистический аспект)

Е. И. Калечиц. Фразеологизмы «в действии»: семантико-прагматический аспект (на материале заголовков-интертекстем «БелГазеты»)

В. Н. Калиновская. Формирование понятия «медиапространство» в русском языке XIX века: проблема номинации

Т. Л. Каминская. Сетевая коммуникация экологов: мобилизационная стратегия и политические эффекты

К. В. Киуру, А. Д. Кривоносов. Дискурсивные особенности визуального коммуникационного продукта

Т. В. Ковалева, З. Плашиенкова. Парадигматические изменения понятия гуманизма в рамках коммуникации цифрового общества

Н. Л. Колесникова. Коннотативность в гипертекстовых новостных сообщениях (на примере публикаций новостного канала EuroNews)

Т. Б. Колышкина, И. В. Шустина. Подходы к анализу и моделированию рекламного образа

А. П. Короченский. Новояз в российских СМИ

Н. А. Кошкарова. Социокультурные и аксиологические характеристики фейковой новости

С. А. Крылов. Официально-деловые тексты в зеркале частотности

И. Ю. Ларионов. Питер Сингер о роли современных нейронаук в обосновании нормативного дискурса морали

А. А. Малышев. Интенциональные типы комментаторов как проявление реакции аудитории на редакционные изменения: случай газеты «Ведомости»

П. Мареш. Рецензии к фильмам в эпоху интернета – перемены жанра

О. А. Машкович. Коммуникативно-речевые ценности современного студенчества в речи популярного медиадеятеля (на материале текстов Ю. Дудя)

Н. Г. Нестерова. Аспекты коммуникативно-прагматического изучения русского радиодискурса

А. М. Новикова. Стилистика самопрезентации в медиаречи политика (на материале современного американского политического интервью)

Е. А. Овчинникова. Проблема морального субъекта в новых медиа

В. Ю. Перов. «Новые медиа» и профессиональная этика

В. Ю. Перов. Нейроэтика и эффект «эмоционального заражения»: казус Facebook

М. А. Пильгун. Восприятие сетевой агрессии: городские цифровые коммуникации

М. А. Пильгун, Н. Т. Габдрахманова. Предиктивная аналитика конфликтов: восприятие мигрантов жителями г. Москвы

П. С. Погостина. Дискурсивное пространство американского вечернего шоу как «большой диалог»

Н. А. Прокофьева. Фатическая целеустановка обращения к ключевым словам текущего момента в корпоративных медиа

О. В. Протопопова, Е. Л. Кавардакова. Стилевая интерференция в распорядительных документах начала Великой Отечественной войны

Т. В. Романова. Ценности и антиценности в аксиосфере российского институционального политического дискурса

Ю. С. Сабаева. Официальная страница радиостанции в социальных сетях как новая форма взаимодействия со слушателями (на примере «Радио Сибирь»)

Л. П. Саенкова-Мельницкая. Репрезентация нового белорусского кино в кинокритическом дискурсе: лингвопраксиологический аспект

С. А. Соловьева. Креолизованный текст в онлайн коммуникации (на материале официальных сайтов региональных органов власти)

Е. В. Стоянова. Метафоризация медиатекста в контексте эстетизации как специфической особенности современной лингвокультурной ситуации

Л. В. Ухова. Продающий vs продвигающий текст: к вопросу о факторе адресата

В. В. Федоров. Деконструкция статусно-ролевых позиций объектов предвыборного дискурса в новостной повестке интернет-медиа

О. Е. Фролова. Иерархия законодательных текстов и её отражение в специальном корпусе

О. Е. Фролова. Жанр юридического комментария

Н. Цингерова. Ключевые исторические события в дискурсе современных словацких «альтернативных» СМИ

М. А. Ширинкина. Дискурс исполнительной власти в интернет представлении: проблема обозначения

Т. В. Шмелева. Делибератив в позиции заголовка медиатекста

Е. А. Щеглова. Внешняя политика как фактор формирования лексического состава «Записок Русского Императорского географического общества»

С. А. Эзериня. Прилагательные оценки русской периодики в «Журнале Министерства народного просвещения» (XIX век)

Е. В. Волкова. Дискурсивный анализ имиджевых медиа-текстов в медицинской коммуникации

Т. Кананович. Политические нарративы польской публицистики: «Magna Polonia» — новый голос новой оппозиции

А. S. Aleksandrova. Brexit-based neologisms in media texts on international affairs

T. G. Aneva. The semantic extensions of touch in media discourse (a Corpus-Based study)

I. Nikolova Ivanova. Interrogative headlines in media texts: formal and functional characteristics

D. Stoyanova Cheshmedzhieva-Stoycheva. Politics and the religious Other: the case of Ilhan Omar and her media image

I. T. Doykova. Forms of respect for the patient in Bulgarian media

S. Nedelcheva. Non-verbal portrayal of 2015-2016 “Refugee Crisis” in Bulgarian online news

D. Valcheva Peneva. Propositional and illocutionary aspects of the performative verbs order and command in English and Bulgarian

I. Szczepankowska. Słowiański i łaciński substrat polskiej terminologii prawnej