Четверг, 15 апреляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Выпуск 2020 № 7

2020 выпуск 7 
Материалы IV Международной научной конференции «Язык в координатах массмедиа, этики и права»

2020 спецвыпуск 7 - Журнал "Медиалингвистика"

ISBN 978–5‑00110–188‑8

Науч­ный редактор

Л. Р. Дускаева 

Ответ­ствен­ный редактор

В. В. Васильева 

Редак­ци­он­ная коллегия

Е. В. Выровцева

Ю. М. Коняева

А. А. Малышев

Е. А. Щеглова

В сбор­ни­ке пред­став­ле­ны одоб­рен­ные руко­во­ди­те­ля­ми сек­ций мате­ри­а­лы докла­дов участ­ни­ков IV Меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции «Язык в коор­ди­на­тах мас­сме­диа, эти­ки и пра­ва», орга­ни­зо­ван­ной в Санкт-Петер­бург­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те при финан­со­вой под­держ­ке РФФИ (про­ект No 20–012-20015). Авто­ры сбор­ни­ка — пред­ста­ви­те­ли науч­ных и обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций раз­ных горо­дов Рос­сии, Бол­га­рии, Чехии, Поль­ши, Сло­ва­кии, Белоруссии. 

Мно­гие российские авто­ры сбор­ни­ка явля­ют­ся гран­то­дер­жа­те­ля­ми Российского фон­да фун­да­мен­таль­ных исследований.

Ряд докла­дов ука­зан­ной про­бле­ма­ти­ки был пред­став­лен на Меж­ду­на­род­ном науч­ном фору­ме «Медиа в совре­мен­ном мире. 59‑е Петер­бург­ские чте­ния», про­хо­див­шем в те же дни в Инсти­ту­те «Выс­шая шко­ла жур­на­ли­сти­ки и мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций» СПб­ГУ, и опуб­ли­ко­ван в томе 3 мате­ри­а­лов Форума.

В усло­ви­ях пан­де­мии COVID-19 боль­шая часть панель­ных дис­кус­сий и круг­лых сто­лов про­шла в онлайн‑формате.

Фак­ти­че­ские све­де­ния при­во­дят­ся в автор­ской редакции.

СОДЕРЖАНИЕ

Пре­ди­сло­вие (Пред­се­да­тель орга­ни­за­ци­он­но­го коми­те­та кон­фе­рен­ции Л. Р. Дус­ка­е­ва)

В. В. Антро­по­ва. Кон­стру­и­ро­ва­ние кон­цеп­тов в дис­кур­се раз­но­ка­че­ствен­ных изда­ний (на при­ме­ре кон­цеп­та «доб­ро»)

Л. В. Бала­хон­ская. Питч как инстру­мент биз­нес-PR: ком­му­ни­ка­тив­но праг­ма­ти­че­ский аспект

В. Ц. Бон­джо­ло­ва. Невер­баль­ное в гра­фи­че­ских окка­зи­о­на­лиз­мах и его функции

Е. П. Буто­ри­на. Об одном спо­со­бе выра­же­ния кре­а­тив­ной модаль­но­сти в язы­ке документов

Е. В. Быко­ва. Гре­та Тун­берг как меди­а­ти­зи­ро­ван­ный феномен

П. Вам­ва­ка, Р. А. Сава­стен­ко. Медиа­дис­курс стран Евро­со­ю­за и Рос­сии с точ­ки зре­ния эти­че­ских и мораль­ных норм в пери­од коро­на­ви­рус­ной инфекции

Е. Г. Вла­со­ва. «Нему­зей­ный раз­го­вор»: осо­бен­но­сти ком­ме­мо­ра­ции в урба­ни­сти­че­ски ори­ен­ти­ро­ван­ных сете­вых изданиях

А. А. Ворож­би­то­ва. Линг­во­ри­то­ри­че­ская орга­ни­за­ция глян­це­во­го жур­наль­но­го дис­кур­са: .диа­лог праг­ма­ти­ко­нов. медиа­де­я­те­ля и читателя

О. В. Вруб­лев­ская. Кон­но­та­тив­ные топо­ни­мы в совре­мен­ном меди­а­тек­сте как инстру­мент соци­аль­ной оценки

Е. В. Гене­ра­ло­ва. Лек­си­ка раз­ных эпох в совре­мен­ном меди­а­тек­сте и в сло­ва­рях рус­ско­го языка

С. В. Гле­бо­ва, А. К. Гло­би­на. Эти­че­ская оцен­ка кон­флик­тов лич­но­го пуб­лич­но­го в новых медиа

А. В. Гро­ше­ва. Поли­ти­ко-инсти­ту­ци­о­наль­ная сфе­ра в текстах реги­о­наль­ных СМИ: цен­ност­но-смыс­ло­вой анализ

Д. А. Девят­кин, В. А. Сали­мов­ский, Н. В. Чудо­ва. Кате­го­рия рече­вой систем­но­сти в авто­ма­ти­че­ском ана­ли­зе текста

Е. Н. Доб­ро­хо­то­ва. Язык юри­ди­че­ско­го кон­сал­тин­га и пра­во­во­го просвещения

А. Ю. Дор­ский. Гло­ри­фи­ка­ция и чув­ство вины в госу­дар­ствен­ных ком­му­ни­ка­ци­ях: интен­ции мемо­ри­аль­но­го законодательства

Г. Драп­па­но­ва. Про­фес­си­о­наль­ная эти­ка адво­ка­та: про­бле­мы ком­му­ни­ка­ции и поис­ки путей их решения

И. Дуле­бо­ва, Р. Ште­фан­чик. Куль­тур­но-исто­ри­че­ская память в медиа­дис­кур­се сло­вац­ких пра­вых экстремистов

М. Я. Дымар­ский. О вто­ром томе офи­ци­аль­но-дело­во­го кор­пу­са рус­ско­го языка

И. Б. Дяги­ле­ва. Новая поли­ти­че­ская тер­ми­но­ло­гия в рус­ских газе­тах пер­вой поло­ви­ны XIX в.: назва­ния пар­тий и их членов 

Л. А. Кад­жая, Ю. М. Куз­не­цо­ва, В. А. Мишла­нов. К про­бле­ме авто­ма­ти­че­ско­го ана­ли­за тональ­но­сти тек­стов сете­вой ком­му­ни­ка­ции (линг­ви­сти­че­ский аспект) 

Е. И. Кале­чиц. Фра­зео­ло­гиз­мы «в дей­ствии»: семан­ти­ко-праг­ма­ти­че­ский аспект (на мате­ри­а­ле заго­лов­ков-интер­тек­с­тем «Бел­Га­зе­ты») 

В. Н. Кали­нов­ская. Фор­ми­ро­ва­ние поня­тия «медиа­про­стран­ство» в рус­ском язы­ке XIX века: про­бле­ма номинации 

Т. Л. Камин­ская. Сете­вая ком­му­ни­ка­ция эко­ло­гов: моби­ли­за­ци­он­ная стра­те­гия и поли­ти­че­ские эффекты 

К. В. Киу­ру, А. Д. Кри­во­но­сов. Дис­кур­сив­ные осо­бен­но­сти визу­аль­но­го ком­му­ни­ка­ци­он­но­го продукта 

Т. В. Кова­ле­ва, З. Пла­ши­ен­ко­ва. Пара­диг­ма­ти­че­ские изме­не­ния поня­тия гума­низ­ма в рам­ках ком­му­ни­ка­ции циф­ро­во­го общества 

Н. Л. Колес­ни­ко­ва. Кон­но­та­тив­ность в гипер­тек­сто­вых новост­ных сооб­ще­ни­ях (на при­ме­ре пуб­ли­ка­ций новост­но­го кана­ла EuroNews) 

Т. Б. Колыш­ки­на, И. В. Шуст­и­на. Под­хо­ды к ана­ли­зу и моде­ли­ро­ва­нию реклам­но­го образа 

А. П. Коро­чен­ский. Ново­яз в рос­сий­ских СМИ 

Н. А. Кош­ка­ро­ва. Соци­о­куль­тур­ные и аксио­ло­ги­че­ские харак­те­ри­сти­ки фей­ко­вой новости 

С. А. Кры­лов. Офи­ци­аль­но-дело­вые тек­сты в зер­ка­ле частотности 

И. Ю. Лари­о­нов. Питер Син­гер о роли совре­мен­ных ней­ро­на­ук в обос­но­ва­нии нор­ма­тив­но­го дис­кур­са морали 

А. А. Малы­шев. Интен­ци­о­наль­ные типы ком­мен­та­то­ров как про­яв­ле­ние реак­ции ауди­то­рии на редак­ци­он­ные изме­не­ния: слу­чай газе­ты «Ведо­мо­сти» 

П. Мареш. Рецен­зии к филь­мам в эпо­ху интер­не­та – пере­ме­ны жанра 

О. А. Маш­ко­вич. Ком­му­ни­ка­тив­но-рече­вые цен­но­сти совре­мен­но­го сту­ден­че­ства в речи попу­ляр­но­го медиа­де­я­те­ля (на мате­ри­а­ле тек­стов Ю. Дудя) 

Н. Г. Несте­ро­ва. Аспек­ты ком­му­ни­ка­тив­но-праг­ма­ти­че­ско­го изу­че­ния рус­ско­го радиодискурса 

А. М. Нови­ко­ва. Сти­ли­сти­ка само­пре­зен­та­ции в медиа­ре­чи поли­ти­ка (на мате­ри­а­ле совре­мен­но­го аме­ри­кан­ско­го поли­ти­че­ско­го интервью) 

Е. А. Овчин­ни­ко­ва. Про­бле­ма мораль­но­го субъ­ек­та в новых медиа 

В. Ю. Перов. «Новые медиа» и про­фес­си­о­наль­ная этика 

В. Ю. Перов. Ней­ро­э­ти­ка и эффект «эмо­ци­о­наль­но­го зара­же­ния»: казус Facebook 

М. А. Пиль­гун. Вос­при­я­тие сете­вой агрес­сии: город­ские циф­ро­вые коммуникации 

М. А. Пиль­гун, Н. Т. Габ­д­рах­ма­но­ва. Пре­дик­тив­ная ана­ли­ти­ка кон­флик­тов: вос­при­я­тие мигран­тов жите­ля­ми г. Москвы 

П. С. Пого­сти­на. Дис­кур­сив­ное про­стран­ство аме­ри­кан­ско­го вечер­не­го шоу как «боль­шой диалог» 

Н. А. Про­ко­фье­ва. Фати­че­ская целе­уста­нов­ка обра­ще­ния к клю­че­вым сло­вам теку­ще­го момен­та в кор­по­ра­тив­ных медиа 

О. В. Про­то­по­по­ва, Е. Л. Кавар­да­ко­ва. Сти­ле­вая интер­фе­рен­ция в рас­по­ря­ди­тель­ных доку­мен­тах нача­ла Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны 

Т. В. Рома­но­ва. Цен­но­сти и анти­цен­но­сти в аксио­сфе­ре рос­сий­ско­го инсти­ту­ци­о­наль­но­го поли­ти­че­ско­го дискурса 

Ю. С. Саба­е­ва. Офи­ци­аль­ная стра­ни­ца радио­стан­ции в соци­аль­ных сетях как новая фор­ма вза­и­мо­дей­ствия со слу­ша­те­ля­ми (на при­ме­ре «Радио Сибирь») 

Л. П. Саен­ко­ва-Мель­ниц­кая. Репре­зен­та­ция ново­го бело­рус­ско­го кино в кино­кри­ти­че­ском дис­кур­се: линг­во­прак­сио­ло­ги­че­ский аспект 

С. А. Соло­вье­ва. Кре­о­ли­зо­ван­ный текст в онлайн ком­му­ни­ка­ции (на мате­ри­а­ле офи­ци­аль­ных сай­тов реги­о­наль­ных орга­нов власти) 

Е. В. Сто­я­но­ва. Мета­фо­ри­за­ция меди­а­тек­ста в кон­тек­сте эсте­ти­за­ции как спе­ци­фи­че­ской осо­бен­но­сти совре­мен­ной линг­во­куль­тур­ной ситуации 

Л. В. Ухо­ва. Про­да­ю­щий vs про­дви­га­ю­щий текст: к вопро­су о фак­то­ре адресата 

В. В. Федо­ров. Декон­струк­ция ста­тус­но-роле­вых пози­ций объ­ек­тов пред­вы­бор­но­го дис­кур­са в новост­ной повест­ке интернет-медиа 

О. Е. Фро­ло­ва. Иерар­хия зако­но­да­тель­ных тек­стов и её отра­же­ние в спе­ци­аль­ном корпусе 

О. Е. Фро­ло­ва. Жанр юри­ди­че­ско­го комментария 

Н. Цин­ге­ро­ва. Клю­че­вые исто­ри­че­ские собы­тия в дис­кур­се совре­мен­ных сло­вац­ких «аль­тер­на­тив­ных» СМИ 

М. А. Ширин­ки­на. Дис­курс испол­ни­тель­ной вла­сти в интер­нет пред­став­ле­нии: про­бле­ма обозначения 

Т. В. Шме­ле­ва. Дели­бе­ра­тив в пози­ции заго­лов­ка медиатекста 

Е. А. Щег­ло­ва. Внеш­няя поли­ти­ка как фак­тор фор­ми­ро­ва­ния лек­си­че­ско­го соста­ва «Запи­сок Рус­ско­го Импе­ра­тор­ско­го гео­гра­фи­че­ско­го общества» 

С. А. Эзе­ри­ня. При­ла­га­тель­ные оцен­ки рус­ской пери­о­ди­ки в «Жур­на­ле Мини­стер­ства народ­но­го про­све­ще­ния» (XIX век) 

Е. В. Вол­ко­ва. Дис­кур­сив­ный ана­лиз ими­д­же­вых медиа-тек­стов в меди­цин­ской коммуникации 

Т. Кана­но­вич. Поли­ти­че­ские нар­ра­ти­вы поль­ской пуб­ли­ци­сти­ки: «Magna Polonia» — новый голос новой оппозиции 

А. S. Aleksandrova. Brexit-based neologisms in media texts on international affairs 

T. G. Aneva. The semantic extensions of touch in media discourse (a Corpus-Based study) 

I. Nikolova Ivanova. Interrogative headlines in media texts: formal and functional characteristics 

D. Stoyanova Cheshmedzhieva-Stoycheva. Politics and the religious Other: the case of Ilhan Omar and her media image 

I. T. Doykova. Forms of respect for the patient in Bulgarian media 

S. Nedelcheva. Non-verbal portrayal of 2015–2016 “Refugee Crisis” in Bulgarian online news 

D. Valcheva Peneva. Propositional and illocutionary aspects of the performative verbs order and command in English and Bulgarian 

I. Szczepankowska. Słowiański i łaciński substrat polskiej terminologii prawnej