Понедельник, 30 ноябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

2020. Том 7, № 3

Критика медиаречи как вектор развития медиалингвистики

2020. Том 7, № 3, Критика медиаречи
Статья посвящена одному из ключевых направлений в развитии современной медиалингвистики — критике медиаречи. Цель статьи — систематизировать уже сложившиеся представления об этом направлении медиалингвистики (понимание объекта, субъекта медиакритики, критериев оценки медиаречи и медиатекста). Первая попытка достижения данной цели была зафиксирована в словаре «Медиалингвистика в терминах и понятиях» (2018). Но речевая ситуация в современном российском медиапространстве неуклонно усложняется. Одним из наиболее очевидных проявлений такого усложнения является изменение представления о субъекте критики медиаречи. Сегодня критика медиаречи развивается в нескольких направлениях: как внутрикорпоративная (журналисты оценивают медиаречь в изданиях разного типа); «гражданская» (рядовые читатели, представители органов государственной власти пытаются регулировать речевое поведение медиадеятелей в соответствии со своим видением нормы); филологическая (лингвистическая). Доминирование лингвистов в да...

Этическая языковая рефлексия как объект медиалингвистического исследования

2020. Том 7, № 3, Критика медиаречи
Статья посвящена анализу одного из аспектов современного медиатекста — лингвоэтической авторской рефлексии. На материале журнала «Огонек» 1916–2019 гг. рассматривается использование конструкций «прошу прощения за…» и «простите за…» в качестве рефлексивов, или форм признания «речевой вины». Установлено, что лингвоэтическая рефлексия нехарактерна для советского публицистического текста. Активизация приема происходит в постсоветский период и достигает пика частотности в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Данные показатели подтверждают тезис специалистов по лингвоэкологии о нарастающей дисгармонизации публичного вербального общения в начале ХХI в. Исследователем проведена классификация рефлексивов по ряду критериев: расположению в тексте (в монологе журналиста, эксперта, в репликах интервьюера и интервьюируемого лица, в публикуемом журналом открытом письме), степени сложности, предмету рефлексии и прагматической установке. Продемонстрировано различие между простыми и аналитическими рефле...

Критика медиаречи в «Литературном Иркутске» эпохи перестройки: субъекты, направления, способы введения в публикации

2020. Том 7, № 3, Критика медиаречи
Рассмотрены группы субъектов критики медиаречи газеты Иркутской писательской организации «Литературный Иркутск» конца 1980-х — начала 1990-х годов. К субъектам критики медиаречи, наряду с представителями академической сферы, сотрудниками медийных организаций, общественными активистами, предложено причислить группу литераторов — писателей, поэтов, драматургов. Расширение группового состава критиков медиаречи обосновано множественными объективными и субъективными причинами. Группы субъектов критики медиаречи структурированы в два сообщества — профессиональных и непрофессиональных коммуникаторов. Определены основные направления критики медиаречи в корпоративном издании. Установлено, что эффективно-действенные аспекты публикаций (риторика медиаречи) актуализированы, если критикуют избыточную или недостаточную экспрессию текстов, риторические аргументы к логосу (подмена понятий, бездоказательность, несостоятельность выводов, безосновательность предположений, уход от темы, нарушение причинн...

Карнавал в Сети: как формула протеста побывала мемом

2020. Том 7, № 3, Лингводискурсология медиа
Проявление черт карнавализации стало устойчивой тенденцией в современном социокультурном пространстве, а общение в Сети превращается в «виртуальное карнавальное шествие со всей его атрибутикой» (В. В. Миронов). Статья посвящена важной особенности современного интернет-дискурса — созданию благоприятных условий для развития смехового начала. Комическое противоречие подхватывается, тиражируется и парадоксально переосмысляется, что приводит к появлению мемов в сетевой коммуникации. В основе исследования — анализ механизмов формирования интернет-мемов, но основным предметом изучения становится более широкое комплексное явление, способное одновременно порождать и использовать другие, более мелкие и/или менее значимые единицы медиакоммуникации — интернет-мемы и хештеги. Авторы вводят понятие социоформулы, рассматривают его на примере феномена Я/МЫ и определяют место этого нового явления в парадигме сетевых коммуникативных единиц. Социоформула Я/МЫ рассматривается в аспекте речевого воздейс...

Развлекательные глэм-стратегии в кинодискурсе печатных СМИ

2020. Том 7, № 3, Лингводискурсология медиа
Рассматриваются развлекательные стратегии, используемые в представлении искусства кино на страницах печатных средств массовой информации. Развлекательные стратегии в условиях доминирования процессов секуляризации, расширения индустрии развлечений, ускорения социально-экономических трансформаций становятся неотъемлемой частью журналистики в целом и кинокритики в частности. Акцентируется внимание на возрастании гедонистического потенциала СМИ под влиянием цивилизационных процессов, технологий и умаления идей антропоцентризма. Время становления кино как нового вида зрелища, постепенно приобретающего черты искусства, пришлось на эпоху fin de siècle (с фр. «конец века», обозначение характерных явлений рубежа XIX–XX вв.), когда подверглись сомнению идеи приверженности традициям, нормам морали, антропоцентризма. Одновременно с появлением кино стала формироваться медийная практика по представлению «вездесущего синема» в газетно-журнальной периодике. Определяются разные этапы становления кинок...

Факты, мнения, оценка: социально значимая информация и способы ее организации в дискурсе журналистского расследования

2020. Том 7, № 3, Лингводискурсология медиа
На материале текстов, созданных в рамках дискурса журналистского расследования и ставших объектом судебного разбирательства, анализируются способы организации и оформления социально значимой информации (фактов, мнений, оценочных суждений), а также рассматриваются возможности вывода медиатекстов, содержащих факты и мнения, из зоны правовых рисков. Основное внимание уделяется информации обобщающего типа. Такая информация воспринимается читателями и экспертами как сведения о фактах, но по сути представляет собой итоговое мнение журналиста, которое сформулировано в обобщающей форме на основе анализа совокупности данных, полученных в ходе журналистского расследования, о типичной деятельности лица или организации. С опорой на исследования современной юридической лингвистики, медиалингвистики, стилистики текста обосновывается статус обобщающей информации, а также выявляются способы трансформации фактической информации в обобщающую. На основе комплексного стилистического анализа газетных текс...

Окказиональные трансформации антропонимов как инвективная лексика

2020. Том 7, № 3, Медиастилистика
В современных СМИ высокой частотностью отличаются имена собственные и различные их производные. Зафиксированные в болгарских СМИ и в социальных сетях окказиональные трансформации антропонимов обладают яркой эмоционально-экспрессивной оценочностью. Новообразованные единицы сохраняют номинативный характер имени собственного, обозначающего реальную личность, но добавляют к нему разнообразные оценочные компоненты, связанные с выражением личной оценки, конкретных проявлений симпатии или антипатии к личности и ее поведению, деятельности, качествам и т. п. Их создание может быть ситуативным или контекстно обусловленным, из-за чего понимание таких единиц требует знания актуальной экстралингвистической ситуации, на фоне которой можно было бы оценить их эмоционально-экспрессивное воздействие. Антропонимы трансформируются путем омонимического или паронимического сближения с другими лексическими единицами, в результате чего они получают (новую) внутреннюю форму. Подчеркивание в них обидных или не...

Речевые жанры в польских медиа для любителей компьютерных игр

2020. Том 7, № 3, Медиастилистика
Специализированные СМИ до сих пор не были широко изучены в польской лингвистике, а они заслуживают этого хотя бы из-за своей популярности и жанрового разнообразия. Электронные развлечения пользуются все большим интересом аудитории, что отражается на распространении посвященных им массмедиа. Цель статьи — показать жанровое своеобразие массмедиа, адресованных любителям компьютерных игр. Жанры речи представлены в двух перспективах — имманентной и дискурсивной. Имманентная перспектива обращает внимание на жанровый образец: его основные компоненты (познавательный, прагматический, композиционный, стилистический), отношения между ними и способы текстовой реализации образцов. Дискурсивная перспектива подчеркивает неязыковые факторы, влияющие на образец, к примеру культурное, социальное или бизнес-влияние. Эмпирической базой исследования послужили четыре популярных польских интернет-портала (GRYOnline.pl, Eurogamer.pl, Gram.pl, Polygamia.pl), а также два печатных журнала («CD-Action» и «Pixel»...