Пятница, 13 июняИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

Медиастилистика

Метафорический код языка военкоров в Telegram: расшифровка смысловых символов

2025. Том 12, № 1, Медиастилистика
Главная цель статьи — определить основные тематические категории и смысловые символы, используемые военкорами для передачи информации о СВО на Украине и политических процессах вокруг конфликта. Актуальность исследования заключается в необходимости понимания и анализа метафорического кода, являющегося одним из ключевых элементов коммуникации военкоров с аудиторией и способного оказывать существенное влияние на восприятие вооруженных конфликтов. Проблематика статьи выражается в сложности расшифровки и понимания метафорического кода, особенно для непрофессионалов в области языкознания. Проведено исследование публикаций трех российских военных корреспондентов за период с февраля 2022 по январь 2023 г. Среди общего массива публикаций отобраны те, в которых авторская позиция прослеживается наиболее отчетливо. Представлена расшифровка наиболее ярких метафор из проанализированных текстов. Основным методом исследования выбран контент-анализ, дополненный содержательным анализом публикаций. На ос...

Приемы дефинирования терминов генетики как основных элементов научно-популярного медиадискурса

2025. Том 12, № 1, Медиастилистика
Статья посвящена исследованию приемов объяснения специальных терминов генетики, использующихся в средствах массовой коммуникации (СМК), как основных понятийных элементов научно-популярного дискурса. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью изучения степени понимания массовой неподготовленной аудиторией результатов применения таких приемов, а именно дефиниций, а также корректности передачи научных данных. Источниками для исследования послужили научно-популярные тексты, посвященные генетической тематике и размещенные в период 2017–2023 гг. в следующих СМК: «Медицина обо мне», «РБК Тренды», «Теории и практики», рубрика «Наука» информационного агентства ТАСС, «Биомолекула» и «Научная Россия». Первый этап исследования включал в себя выявление и классификацию приемов дефинирования терминов «генетика», ДНК, РНК, «ген», «аллель», «генетический полиморфизм», «эпигеном», «эпигенетика», «мутация» и «фенотип».Второй этап заключался в проведении анкетирования, направленного на опред...

Манипулятивный функционал вторичной номинации в сетевом дискурсе

2025. Том 12, № 1, Медиастилистика
Представлен полиаспектный (когнитивно-дискурсивный, прагмалингвистический, структурно-семантический, словообразовательный) анализ языковых знаков вторичной номинации как средства ведения информационной войны. Материалом исследования, впервые введенным в научный оборот, послужили лексические и словообразовательные новации в текстах блогов и Telegram-каналов, освещающих события СВО и объединенных общностью тематики, аксиологических установок коммуникантов, их активным взаимодействием друг с другом, нацеленностью на изменение картины мира адресата. В результате проведенного исследования выявлены характерные черты анализируемых языковых знаков вторичной номинации, обусловленные спецификой дискурса, в котором они функционируют: частотность, тесная корреляция с актуальными политическими и экономическими событиями, негативная оценочность, направленная на оппонента противостояния, манипулятивная функция, быстрый переход индивидуально-авторских номинаций в статус узуальных речевых средств уча...

Ономастическая страта туристического рекламного текста в российской периодике (на материале журнала-­тревелога Russian Traveler)

2024. Том 11, № 4, Медиастилистика
метной сферы «Туризм», в частности своеобразию организации рекламных текстов на лексическом уровне. Цель исследования — смоделировать ономастическую страту национального туристического рекламного дискурса в результате выполнения денотативно-номинативной классификации имен собственных и определения их функций. Анализу в работе подвергался разножанровый рекламный контент нового периодического издания отечественных СМИ — журнала Russian Traveler, из которого за 2022–2023 гг. было извлечено 270 проприальных лексем. При интерпретации и систематизации языкового материала применялись три основных метода: описательный, контекстологического анализа и моделирования. Установлено, что структура ономастической страты рекламных текстов журнала-тревелога Russian Traveler сформирована 13 доменами: природно-физическим топонимическим, природно-антропогенным топонимическим, культурно-географическим топонимическим, урбанистическим, антропонимическим, этнонимическим, эргонимическим, библионимическим, мифол...

Научная популяризация в медиа как социально-коммуникативная практика: выражение резистентности

2024. Том 11, № 2, Медиастилистика
Исследуются речевые факторы, обеспечивающие устойчивость научно-популярной медиакоммуникации к таким коммуникативным угрозам, как недоверие к правильности информации, сомнение в ее новизне и полезности, недопонимание объяснения, отсутствие интереса, скепсис к научному знанию. Для профилактики коммуникативных угроз медиатекст приобретает возражающий потенциал, что было названо текстовой резистентностью. Резистентность медиаречи эксплицируется в метатексте — субтекстовом образовании, создаваемом разноуровневыми языковыми средствами для передачи информации о содержании и характере отклика автора на гипотетическое коммуникативное «сопротивление» адресата. Приемы и средства экспликации резистентности исследовались в разных стратегиях популяризации — новостного информирования, консультирования, просветительства, продвижения, в каждой из них формируется своя гипотеза «сопротивляющегося» адресата и доминирует специфическая стратегия достижения резистентности. В новостном информировании для п...

Общие тенденции актуализации фатических речевых средств в русско‑, немецко- и англоязычных телеинтервью

2024. Том 11, № 2, Медиастилистика
В статье рассматриваются фатические речевые средства одного из жанров медиадискурса — жанра телевизионного интервью. Дается краткая характеристика медиадискурса, описывается структура телевизионного интервью, уточняются некоторые его лингвистические и экстралингвистические особенности, в том числе высокая степень обобщения и деперсонализации отправителя-интервьюера и индивидуализация отправителя-интервьюируемого, высокая степень деперсонализации получателя, ассимиляция в рамках телеинтервью стилей публичного и бытового общения коммуникантов, разноплановая обусловленность и интердискурсивность сообщения. Особое внимание уделяется реализации фатической составляющей телевизионного интервью, в том числе в соответствии с реализуемыми речевыми ролями отправителя, с необходимостью акцентуации отдельных составляющих коммуникативной ситуации и акцентуации взаимодействия отправителя и получателя в целом. В русле коммуникативно-дискурсивной исследовательской парадигмы иллюстрируются содержательны...

Разновидности ироничного возражения в научно-популярном сетевом медиатексте

2024. Том 11, № 1, Медиастилистика
В статье раскрывается возражающий потенциал иронии на примере научно-популярных сетевых медиатекстов. Эмпирической базой послужил гипертекст новости об опровержении серотониновой теории развития депрессии, которое предопределило значимый сдвиг в представлениях о заболевании. Целью статьи являются выявление и комплексный анализ вариантов реализации ироничного возражения в научно-популярном медиадискурсе. Ироничное возражение представляется сложноорганизованным коммуникативным действием, в основе которого лежит целеустановка, составляющая подцель в достижении основной коммуникативной цели гипермедиатекста. Предустановленная многозадачность исследования обусловила выбор подхода к анализу — праксиологического метода медиалингвистики, позволяющего исследовать медиадискурс с учетом парадигматических (систематизация языковых маркеров, участвующих в организации отдельного речевого действия) и синтагматических (типологизация речевых действий в референциально связанных медиатекстах) отношений. К...

Юмор в спонтанной медиаречи 2017–2022 гг.: языковые модели и прагматические эффекты

2024. Том 11, № 1, Медиастилистика
Работа посвящена изучению современных механизмов создания шутки в спонтанной, естественной, неподготовленной русской речи. Одной из задач исследования было выявление наиболее распространенных языковых моделей создания смешного в спонтанной диалогической медиаречи. Рассмотрены семь видеопрограмм (в жанре интервью, подкастов, развлекательных шоу) на видеоканалах YouTube — c 2017 по 2022 г. Это программы, позиционирующие себя как развлекательный контент: «Вечерний Ургант», Comedy Club, «Сережа и микрофон», «История на ночь». Анализ позволил выделить 104 диалогических единства, содержащих юмористические высказывания, которые затем были тщательно изучены с семантической, прагматической и структурной точек зрения. Отдельно описаны прагматические перлокутивные эффекты данных речевых актов. Особенный интерес вызвали такие реплики-реакции говорящих, которые рождаются «здесь и сейчас», спонтанно, являются не заготовленными шутками, а живым и быстрым откликом на слова собеседника. Изучение матери...

Лингвопрагматические характеристики современного поликодового-мультимодального медиатекста в контексте информационно-психологического воздействия

2023. Том 10, № 4, Медиастилистика
Статья посвящена исследованию лингвопрагматических характеристик медиатекста в контексте информационно-психологического воздействия, оказываемого на индивидуального и коллективного адресата в условиях трансляции массовой информации. Как известно, медиатекст, как особая форма существования текста в современном информационном пространстве, содержит не только вербальные элементы, реализующие прямое речевое воздействие, но и невербальные. Такой симбиоз вербальных и невербальных средств, а также ряда прагматических факторов и установок, многократно усиливает персуазивный потенциал современного медиатекста. В связи с этим вслед за другими научными областями лингвистика вступает во взаимодействие с феноменом информационно-психологического воздействия, которое сочетает в себе лингвистическую и экстралингвистическую стороны коммуникации. Со структурной точки зрения медиатекст представляет собой сложную коммуникативную организацию, сочетающую текст, гипертекст, динамичное и статичное изображен...

«…Это сделали советские ученые»: репрезентации научных социальных практик в советских детских журналах (1980‑е годы)

2023. Том 10, № 3, Медиастилистика
Автор обращается к текстам советской детской периодики 1980-х годов и ставит задачи выявить характеристики репрезентаций мира науки, степень отражения в них государственной политики, а также определить, какие семиотические ресурсы транслируют взрослые социальные практики детской аудитории. Анализ публикаций из журналов «Пионер» и «Костер» проводился методами контент-анализа и дискурс-анализа. Установлено, что материалам о науке отводилось важное место, в журналах существовали регулярные рубрики о науке, причем основная часть публикаций касалась точных и естественно-научных отраслей. Выявлены такие характеристики репрезентаций, как ссылки на экспертное мнение, трансляция агональности, эмоционализация и идеологизация. Достоверность научной информации была гарантирована экспертным статусом автора или приглашенного гостя: его профессионализмом и общественным признанием. Включенность в тексты тактик аргументации, характерных для академической коммуникации, воспроизводила социальные практики...