Четверг, 19 сентябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

Медиастилистика

Научная популяризация в медиа как социально-коммуникативная практика: выражение резистентности

2024. Том 11, № 2, Медиастилистика
Исследуются речевые факторы, обеспечивающие устойчивость научно-популярной медиакоммуникации к таким коммуникативным угрозам, как недоверие к правильности информации, сомнение в ее новизне и полезности, недопонимание объяснения, отсутствие интереса, скепсис к научному знанию. Для профилактики коммуникативных угроз медиатекст приобретает возражающий потенциал, что было названо текстовой резистентностью. Резистентность медиаречи эксплицируется в метатексте — субтекстовом образовании, создаваемом разноуровневыми языковыми средствами для передачи информации о содержании и характере отклика автора на гипотетическое коммуникативное «сопротивление» адресата. Приемы и средства экспликации резистентности исследовались в разных стратегиях популяризации — новостного информирования, консультирования, просветительства, продвижения, в каждой из них формируется своя гипотеза «сопротивляющегося» адресата и доминирует специфическая стратегия достижения резистентности. В новостном информировании для п...

Общие тенденции актуализации фатических речевых средств в русско‑, немецко- и англоязычных телеинтервью

2024. Том 11, № 2, Медиастилистика
В статье рассматриваются фатические речевые средства одного из жанров медиадискурса — жанра телевизионного интервью. Дается краткая характеристика медиадискурса, описывается структура телевизионного интервью, уточняются некоторые его лингвистические и экстралингвистические особенности, в том числе высокая степень обобщения и деперсонализации отправителя-интервьюера и индивидуализация отправителя-интервьюируемого, высокая степень деперсонализации получателя, ассимиляция в рамках телеинтервью стилей публичного и бытового общения коммуникантов, разноплановая обусловленность и интердискурсивность сообщения. Особое внимание уделяется реализации фатической составляющей телевизионного интервью, в том числе в соответствии с реализуемыми речевыми ролями отправителя, с необходимостью акцентуации отдельных составляющих коммуникативной ситуации и акцентуации взаимодействия отправителя и получателя в целом. В русле коммуникативно-дискурсивной исследовательской парадигмы иллюстрируются содержательны...

Разновидности ироничного возражения в научно-популярном сетевом медиатексте

2024. Том 11, № 1, Медиастилистика
В статье раскрывается возражающий потенциал иронии на примере научно-популярных сетевых медиатекстов. Эмпирической базой послужил гипертекст новости об опровержении серотониновой теории развития депрессии, которое предопределило значимый сдвиг в представлениях о заболевании. Целью статьи являются выявление и комплексный анализ вариантов реализации ироничного возражения в научно-популярном медиадискурсе. Ироничное возражение представляется сложноорганизованным коммуникативным действием, в основе которого лежит целеустановка, составляющая подцель в достижении основной коммуникативной цели гипермедиатекста. Предустановленная многозадачность исследования обусловила выбор подхода к анализу — праксиологического метода медиалингвистики, позволяющего исследовать медиадискурс с учетом парадигматических (систематизация языковых маркеров, участвующих в организации отдельного речевого действия) и синтагматических (типологизация речевых действий в референциально связанных медиатекстах) отношений. К...

Юмор в спонтанной медиаречи 2017–2022 гг.: языковые модели и прагматические эффекты

2024. Том 11, № 1, Медиастилистика
Работа посвящена изучению современных механизмов создания шутки в спонтанной, естественной, неподготовленной русской речи. Одной из задач исследования было выявление наиболее распространенных языковых моделей создания смешного в спонтанной диалогической медиаречи. Рассмотрены семь видеопрограмм (в жанре интервью, подкастов, развлекательных шоу) на видеоканалах YouTube — c 2017 по 2022 г. Это программы, позиционирующие себя как развлекательный контент: «Вечерний Ургант», Comedy Club, «Сережа и микрофон», «История на ночь». Анализ позволил выделить 104 диалогических единства, содержащих юмористические высказывания, которые затем были тщательно изучены с семантической, прагматической и структурной точек зрения. Отдельно описаны прагматические перлокутивные эффекты данных речевых актов. Особенный интерес вызвали такие реплики-реакции говорящих, которые рождаются «здесь и сейчас», спонтанно, являются не заготовленными шутками, а живым и быстрым откликом на слова собеседника. Изучение матери...

Лингвопрагматические характеристики современного поликодового-мультимодального медиатекста в контексте информационно-психологического воздействия

2023. Том 10, № 4, Медиастилистика
Статья посвящена исследованию лингвопрагматических характеристик медиатекста в контексте информационно-психологического воздействия, оказываемого на индивидуального и коллективного адресата в условиях трансляции массовой информации. Как известно, медиатекст, как особая форма существования текста в современном информационном пространстве, содержит не только вербальные элементы, реализующие прямое речевое воздействие, но и невербальные. Такой симбиоз вербальных и невербальных средств, а также ряда прагматических факторов и установок, многократно усиливает персуазивный потенциал современного медиатекста. В связи с этим вслед за другими научными областями лингвистика вступает во взаимодействие с феноменом информационно-психологического воздействия, которое сочетает в себе лингвистическую и экстралингвистическую стороны коммуникации. Со структурной точки зрения медиатекст представляет собой сложную коммуникативную организацию, сочетающую текст, гипертекст, динамичное и статичное изображен...

«…Это сделали советские ученые»: репрезентации научных социальных практик в советских детских журналах (1980‑е годы)

2023. Том 10, № 3, Медиастилистика
Автор обращается к текстам советской детской периодики 1980-х годов и ставит задачи выявить характеристики репрезентаций мира науки, степень отражения в них государственной политики, а также определить, какие семиотические ресурсы транслируют взрослые социальные практики детской аудитории. Анализ публикаций из журналов «Пионер» и «Костер» проводился методами контент-анализа и дискурс-анализа. Установлено, что материалам о науке отводилось важное место, в журналах существовали регулярные рубрики о науке, причем основная часть публикаций касалась точных и естественно-научных отраслей. Выявлены такие характеристики репрезентаций, как ссылки на экспертное мнение, трансляция агональности, эмоционализация и идеологизация. Достоверность научной информации была гарантирована экспертным статусом автора или приглашенного гостя: его профессионализмом и общественным признанием. Включенность в тексты тактик аргументации, характерных для академической коммуникации, воспроизводила социальные практики...

Особенности репрезентации медиаобраза науки (на материале регионального новостного сетевого издания 1obl​.ru)

2023. Том 10, № 3, Медиастилистика
Статья посвящена выявлению особенностей речевой репрезентации медиаобраза науки в официальном новостном сетевом издании Челябинской области, освещающем события промышленного российского региона. В качестве объекта исследования послужили новостные медиатексты регионального новостного портала 1obl.ru, отобранные методом систематической выборки, релевантные ключевому слову «наука». Специфика формирования медиаобраза науки Южного Урала анализируется с использованием частотного и нечастотного контент-анализа. Единица анализа — частотные лексемы текстового корпуса, релевантные теме «наука». Для реализации частотного контент-анализа используется автоматическая семантическая обработка исследуемого материала, позволяющая выявить дискурсивные особенности, ядерные и периферийные смысловые конструкции исследуемого концепта, передающие частотные паттерны поведения и культурно-ценностные ориентиры. В качестве инструментария используется программа автоматического семантического анализа Miratext. Стат...

Приемы трансформации фразеологизмов в современной прессе

2023. Том 10, № 3, Медиастилистика
Одно из средств интеллектуализации современной медиаречи — языковая игра, к проявлению которой можно отнести трансформацию формы и смысла фразеологических единиц. Целью данной статьи является изучение коммуникативных функций трансформированных фразеологизмов в современных печатных СМИ. Исследование проводится на материале извлеченных из современной российской прессы устойчивых выражений, подвергшихся структурным и семантическим преобразованиям, и базируется на применении интроспективного, интерпретативного и контекстуального методов анализа, а также приема количественной обработки материала. Проведенное исследование показало, что в современной прессе к основным приемам трансформации фразеокомплексов можно отнести буквализацию и двойную актуализацию значений; контаминацию, замену, добавление или устранение компонента. Среди них наиболее распространенным является двойная актуализация. Посредством этого приема журналист помещает устойчивое выражение в такой контекст, в котором реализуют...

Аргументы vs эмоции: аргументативные модели как инструмент идеологического противоборства в массмедиа

2023. Том 10, № 2, Медиастилистика
В статье анализируются тексты, освещающие в современном медийном дискурсе специальную военную операцию (СВО) Российской Федерации на территории Украины. Рассматривается вопрос о языковых стратегиях и тактиках, использующихся в медиатекстах, принадлежащих авторам, исповедующим разные идеологические позиции. Посредством лингвостилистического, функционально-грамматического и сравнительно-сопоставительного анализов делается вывод о том, что в текстах, с одной стороны, пророссийски настроенных, а с другой — либерально настроенных журналистов и блогеров в качестве языковых стратегий избираются разные методы аргументации. В результате исследования текстов, посвященных теме СВО, автор статьи приходит к выводу о преимущественно аргументированном характере речи пророссийских авторов и, наоборот, о преимущественно оценочном и гипотетическом, т. е. в целом эмоциональном типе речи в текстах либерально настроенных авторов. Утверждается, что основным методом аргументации пророссийских текстов являетс...

Способы выражения оценки в медийном экологическом дискурсе

2023. Том 10, № 2, Медиастилистика
Целью авторов статьи является описание и классификация способов выражения оценочного значения в медийном экологическом дискурсе. Задачи исследования включают в себя определение языковых средств выражения оценки в текстах СМИ, посвященных экологической проблематике; выявление в них лексических единиц и стилистических приемов формирования оценочной стратегии; создание типологии способов выражения оценочного значения в медийном экологическом дискурсе. В работе использовался метод компонентного анализа лексического значения слова, позволивший охарактеризовать лексические единицы, в семантике которых присутствует оценочный компонент. Применение метода контент-анализа способствовало выявлению прагматического потенциала аксиологической лексики, используемой в текстах российских СМИ на экологическую тему. В статье рассмотрена универсальная для медийного дискурса категория оценки и предложена классификация способов выражения оценочного значения в медийном экологическом дискурсе, предполагающа...