Четверг, 21 октябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Медиастилистика

К вопросу о речевых портретах политических пропагандистов

2021. Том 8, № 3, Медиастилистика
На материале анализа устной публичной речи популярных публицистов (С. А. Михеева и И. Н. Панарина), работающих в электронных СМИ и интернете, предпринята попытка охарактеризовать стилистическое и семантическое своеобразие современной российской проправительственной пропаганды. Установлена зависимость характера языковых особенностей пропаганды от таких факторов, как личность пропагандиста, сфера его деятельности, характер передачи. Показано, что личностные качества С. А. Михеева обусловливают такие особенности его речи, как эмоциональность, превышение допустимого уровня громкости, небрежный стиль произношения, тогда как профессору Панарину свойственна академическая манера речи с присущими ей учетом противоположной точки зрения, аргументацией, уважительным отношением к аудитории. Утверждается, что влияние сферы деятельности (Михеев работает в электронных СМИ, таких как «Вечер с Владимиром Соловьёвым», радиопередача «Железная логика», И. Н. Панарин ведет программу аналитического характер...

Взаимодействие близкородственных языков в современной публицистике: возможности повышения экспрессивности

2021. Том 8, № 3, Медиастилистика
На материале русскоязычных публицистических произведений одного из популярных украинских СМИ (еженедельник «2000») устанавливается и интерпретируется функциональная нагруженность такого приема, как введение в журналистский текст элементов языка, близкородственного языку публикации, в данном случае различного типа и характера украинизмов (отдельные слова, выражения, в том числе устойчивого характера, фрагменты чужой речи и т. д.). Проведенные наблюдения свидетельствуют, что в современной русскоязычной публицистике Украины включаемые в текст элементы близкородственного украинского языка в подавляющем большинстве случаев наделяются функциями негативной оценки изображаемого (которое практически всегда подается в сатирическом или сатирико-ироническом ключе), способствуя при этом более экспрессивной передаче авторского отношения к предмету изображения. Подобные функции украинизмов в публицистике, создаваемой в условиях существующего на Украине близкородственного двуязычия, обусловлены экстр...

Специфика аудитории видеоблога и ее влияние на процесс ретиальной коммуникации

2021. Том 8, № 3, Медиастилистика
Актуальность изучения видеоблогов обусловлена их востребованностью в современном мире: превратившись в полноценное медиапространство, они начинают постепенно отвоевывать у телевидения позиции «ведущего СМИ». Необходимо отметить, что сегодня многие видеоблоги, созданные в YouTube, пользуются едва ли не большей популярностью, чем аналогичные по тематике и жанру телевизионные программы. Исследуется аудитория видеоблога, являющаяся одним из тех факторов, которые определяют как коммуникативное поведение видеоблогера, так и итоговое оформление его медиапродукта в целом и отдельных выпусков в частности. Материалом для анализа послужили популярные видеоблоги Рунета, позволившие проследить отличия зрительской аудитории видеоблога от телевизионной и указать на ее сходство с целевой аудиторией в условиях рекламной коммуникации. При этом сам ретиальный коммуникативный акт, инициируемый видеоблогером, демонстрирует сходство с моделью рекламного воздействия AIDMA (attention — interest — desire — mo...

Особенности речевого воздействия в интернет-рекламе образовательных услуг

2021. Том 8, № 1, Медиастилистика
Статья посвящена специфике речевого воздействия в рекламе образовательных услуг в интернете. Реклама в педагогической сфере направлена на продвижение образовательных услуг. Она ставит задачу сформировать у адресата убеждение в необходимости прибегнуть к услугам именно рекламируемого образовательного учреждения. Утверждается, что специфика педагогического рекламного дискурса определяется целеустановкой, важностью предложения для адресата, особенностями рекламируемого объекта и затрудненностью осуществления манипулятивного воздействия из-за проверяемости результата. Выделяются информационная, увещевательная и напоминающая реклама. Для рекламы в педагогической сфере характерны специфические особенности способов речевого воздействия и манипулятивных тактик. Среди способов речевого воздействия наиболее эффективным является способ убеждения. Характерная черта рассмотренной рекламы — активное использование логических доводов при создании аргументации. Эмоциональные аргументы помогают усили...

Russian media speech on RTR Moldova broadcasting

2021. Том 8, № 1, Медиастилистика
The article presents the results of a study of the specifics of Russian media speech in the Republic of Moldova on the example of news broadcasts of the RTR Moldova TV-channel. The actual modern position of the Russian language on the territory of the country within the framework of the current state policy and the situation of Russian-language broadcasting in the country were studied. Theoretical material on the specifics of Russian language in the Republic of Moldova was studied and systematized. The history of the creation and specifics of the functioning of the Russian-language TV-channel RTR Moldova were reviewed in terms of current legislation. Methods of quantitative and comparative analysis, induction, synthesis of theoretical and practical knowledge were used. The study’s empirical base includes video material of 41 news programs of “Vesti-Moldova” and “Vesti nedeli-Moldova”. Broadcasts in 2019 comprised the overall chronological period of the research, thanks to the use of ...

Открытый доступ к глобальной медицинской информации в массмедиа: специализированный перевод и русско-немецко-испанская терминология

2021. Том 8, № 1, Медиастилистика
Ситуация, спровоцированная пандемией коронавируса, продемонстрировала необходимость упрощения медицинской терминологии для ее лучшего понимания широкой публикой. Целью специализированной коммуникации на медицинские темы являются более эффективные перенос и усвоение важной для здоровья людей информации, что стало буквально жизненно необходимо во время COVID-19. Такие обстоятельства ведут к тому, что медицинская терминология уже становится не исключительной прерогативой профессиональной лексики врачебного персонала, а все больше и больше интегрируется в словарный запас и ежедневный обиход большого количества людей и широко используется в массмедиа. Когнитивный подход в терминоведении помогает извлечь специализированные знания, закодированные в терминах, упрощает специализированный перевод и вносит вклад в массовую коммуникацию на глобальном уровне. Исследование на примере русско-немецко-испанской медицинской терминологии демонстрирует, что эффективная и интуитивная презентация специализ...

Окказиональные трансформации антропонимов как инвективная лексика

2020. Том 7, № 3, Медиастилистика
В современных СМИ высокой частотностью отличаются имена собственные и различные их производные. Зафиксированные в болгарских СМИ и в социальных сетях окказиональные трансформации антропонимов обладают яркой эмоционально-экспрессивной оценочностью. Новообразованные единицы сохраняют номинативный характер имени собственного, обозначающего реальную личность, но добавляют к нему разнообразные оценочные компоненты, связанные с выражением личной оценки, конкретных проявлений симпатии или антипатии к личности и ее поведению, деятельности, качествам и т. п. Их создание может быть ситуативным или контекстно обусловленным, из-за чего понимание таких единиц требует знания актуальной экстралингвистической ситуации, на фоне которой можно было бы оценить их эмоционально-экспрессивное воздействие. Антропонимы трансформируются путем омонимического или паронимического сближения с другими лексическими единицами, в результате чего они получают (новую) внутреннюю форму. Подчеркивание в них обидных или не...

Речевые жанры в польских медиа для любителей компьютерных игр

2020. Том 7, № 3, Медиастилистика
Специализированные СМИ до сих пор не были широко изучены в польской лингвистике, а они заслуживают этого хотя бы из-за своей популярности и жанрового разнообразия. Электронные развлечения пользуются все большим интересом аудитории, что отражается на распространении посвященных им массмедиа. Цель статьи — показать жанровое своеобразие массмедиа, адресованных любителям компьютерных игр. Жанры речи представлены в двух перспективах — имманентной и дискурсивной. Имманентная перспектива обращает внимание на жанровый образец: его основные компоненты (познавательный, прагматический, композиционный, стилистический), отношения между ними и способы текстовой реализации образцов. Дискурсивная перспектива подчеркивает неязыковые факторы, влияющие на образец, к примеру культурное, социальное или бизнес-влияние. Эмпирической базой исследования послужили четыре популярных польских интернет-портала (GRYOnline.pl, Eurogamer.pl, Gram.pl, Polygamia.pl), а также два печатных журнала («CD-Action» и «Pixel»...