Четверг, Сентябрь 20Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Выпуск 2012 сборник статей

Сборник статей
«Медиатекст как полиинтенциональная система»

Сборник статей 2012: «Медиатекст как полиинтенциональная система»

Отв. редакторы

проф. Л. Р. Дускаева
доц. Н. С. Цветова

Редакционная коллегия

Т. Б. Аверина
А. А. Горячев
Л. Р. Дускаева
Ю. М. Коняева
А. А. Малышев
Т. Ю. Редькина
Н. С. Цветова

В сборник включены статьи, подготовленные по материалам докладов, прозвучавших на Международном научно-практическом семинаре «Медиатекст как полиинтенциональная система» (7–8 декабря 2011 года, высшая школа журналистики и массовых коммуникаций Санкт- Петербургского государственного университета). Все представленные работы посвящены ключевой для исследовательской практики медийной речи проблеме, напрямую связанной с формированием коммуникативной компетентности журналиста, пиармэна и рекламиста, следовательно, с разработкой содержания и методики преподавания речеведческих дисциплин на факультетах журналистики. 

Издание адресовано специалистам по медиалингвистике, вузовским преподавателям, студентам соответствующих специальностей, практикующим журналистам, специалистам по связям с общественностью и рекламе.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Раздел 1. Интенциональность медиатекста как детерминант речевого поведения в медиасфере

Л. Р. Дускаева. Интенциональность медиаречи: онтология и структура

Н. С. Цветова. Категория автора в интенциональном поле медиатекста

М. Г. Житарюк. Лингвосоциокультурные модели: к вопросам содержания, структуры, значения медиатекста

Е. С. Кара-Мурза. Полиинтенциональность медиатекста (на материли путеводителя как досугового издания)

И. В. Анненкова. Стилистика vs. риторика: две парадигмы изучения
медиатекста

Е. А. Семенец. Убеждение или гипноз? (Стратегии воздействия на
адресата в рекламном дискурсе)

Г. В. Бобровская. Регулятивная направленность газетного рекламного текста

Т. В. Шмелева. Медилингвистика как медийное речеведение

Раздел 2. Формирование интенциональности медиатекста в социокультурной среде 

Х. Пфандль. Англицизмы в современном международном коммуникатионом пространстве

А. А. Малышев. Экзотизмы в «Примечаниях к „Санкт-Петербургским ведомостям“»

Л. В. Антонова. Медиатексты в современной массовой коммуникации

Е. В. Стоянова. Метафора как социокультурно обусловленный медиатекст

Н. А. Корнилова. Фатика как фактор развития интернет-коммуникации

Ю. М. Коняева. Печатный и сетевой текст массовой газеты: семиотический аспект

А. С. Землеглядова. Прагматическая адаптация англоязычных фильмонимов как речевое явление

Ю. Г. Чернышов. Медиатексты в коммуникативном пространстве политических блогов

Т. В. Чернышова. Конфликтное функционирование медиатекстов: реализации инвективности в условиях публичного общения

Т. Б. Аверина. Латинская статья в электронной версии газеты «The New York Times» (3 дек. 2007 г.) и полемика вокруг нее

А. Н. Потсар. Политическая составляющая «петербургского текста»

В. Ю. Кожанова. Рецепция медиатекста: к постановке проблемы

Э. Г. Шестакова. Текст массовой коммуникации и проблема культурно-творческой памяти

Н. В. Ковтун. Медиатекст как «последнее свидетельство» (на материале творчества А. Чаянова)

Т. И. Сурикова. Лингвистическая этика в контексте коммуникации, философии и филологии

Раздел 3. Медиажанры: типовая интенциональность и речевые особенности

Г. Я. Солганик. Язык информации и синонимия

М. Н. Дробышева. Эволюция жанра театральной рецензии в отечественных периодических изданиях 1970-х — 1990-х годов

Л. В. Ухова. Языковая личность спортивного комментатора

В. А. Юзифович. Несобственно-прямая и косвенная речь как средство создания образа в спортивном очерке

В. В. Васильева. Реализация вербально-визуального взаимодействия в телевизионном новостном коммуникате

Е. В. Быкова. Модульный мемориальный текст как вторичный текст массовой информации

О. А. Екимова. Авторское начало новостного текста в зеркале англо-русских соответствий

Раздел 4. Речевой облик медиатекстов в аспекте интенциональности

В. И. Коньков. Иерархия коммуникативных интенций в речевой структуре газетного текста

Т. Ю. Редькина. Рекламные интенции в трэвел-медиатексте

В. Ю. Кожанова. Рецепция медиатекста: к постановке проблемы

А. Шварцбаум, В. В. Артамонова. Коммуникативные заголовки (сравнительный анализ американской и российской прессы)

А. А. Горячев. Экспликация интенций автора и адресата в рекламном тексте

Т. Л. Каминская. Публицистический текст в интернете как итог взаимодействия автора и адресата

К. В. Прохорова. Прагматика заголовка в медиапространстве интернета (на материале спортивных сайтов)

О. И. Воробьева. Идеологическая лексика как средство обеспечения интенциональности политического медиатекста

Е. И. Хазанжи. Идеологемы в реализации интенциональности религиозного текста

Л. М. Цонева. Метафорическая репрезентация политических реалий в медиатексте

В. В. Смеюха. Изменение обозначения феминной группы в женских журналах в ХХ–ХХI вв.

Е. Р. Добрева. Фразы с мощными медийными крыльями

Г. А. Копнина, А. П. Сковородников. Коммуникативные неудачи журналистов в использовании средств речевой выразительности