Пятница, Июль 19Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Выпуск 2012 сборник статей

Сборник статей
«Медиатекст как полиинтенциональная система»

Сборник статей 2012: «Медиатекст как полиинтенциональная система»

Отв. редак­то­ры

проф. Л. Р. Дус­ка­е­ва
доц. Н. С. Цве­то­ва

Редак­ци­он­ная кол­ле­гия

Т. Б. Аве­ри­на
А. А. Горя­чев
Л. Р. Дус­ка­е­ва
Ю. М. Коня­е­ва
А. А. Малы­шев
Т. Ю. Редь­ки­на
Н. С. Цве­то­ва

В сбор­ник вклю­че­ны ста­тьи, под­го­тов­лен­ные по мате­ри­а­лам докла­дов, про­зву­чав­ших на Меж­ду­на­род­ном науч­но-прак­ти­че­ском семи­на­ре «Меди­а­текст как поли­ин­тен­ци­о­наль­ная систе­ма» (7–8 декаб­ря 2011 года, выс­шая шко­ла жур­на­ли­сти­ки и мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций Санкт- Петер­бург­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та). Все пред­став­лен­ные рабо­ты посвя­ще­ны клю­че­вой для иссле­до­ва­тель­ской прак­ти­ки медийной речи про­бле­ме, напря­мую свя­зан­ной с фор­ми­ро­ва­ни­ем ком­му­ни­ка­тив­ной ком­пе­тент­но­сти жур­на­ли­ста, пиарм­эна и рекла­ми­ста, сле­до­ва­тель­но, с раз­ра­бот­кой содер­жа­ния и мето­ди­ки пре­по­да­ва­ния рече­вед­че­ских дис­ци­плин на факуль­те­тах жур­на­ли­сти­ки. 

Изда­ние адре­со­ва­но спе­ци­а­ли­стам по медиа­линг­ви­сти­ке, вузов­ским пре­по­да­ва­те­лям, сту­ден­там соот­вет­ству­ю­щих спе­ци­аль­но­стей, прак­ти­ку­ю­щим жур­на­ли­стам, спе­ци­а­ли­стам по свя­зям с обще­ствен­но­стью и рекла­ме.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вве­де­ние

Раздел 1. Интенциональность медиатекста как детерминант речевого поведения в медиасфере

Л. Р. Дус­ка­е­ва. Интен­ци­о­наль­ность медиа­ре­чи: онто­ло­гия и струк­ту­ра

Н. С. Цве­то­ва. Кате­го­рия авто­ра в интен­ци­о­наль­ном поле меди­а­тек­ста

М. Г. Жита­рюк. Линг­во­со­ци­о­куль­тур­ные моде­ли: к вопро­сам содер­жа­ния, струк­ту­ры, зна­че­ния меди­а­тек­ста

Е. С. Кара-Мур­за. Поли­ин­тен­ци­о­наль­ность меди­а­тек­ста (на мате­ри­ли путе­во­ди­те­ля как досу­го­во­го изда­ния)

И. В. Аннен­ко­ва. Сти­ли­сти­ка vs. рито­ри­ка: две пара­диг­мы изу­че­ния
меди­а­тек­ста

Е. А. Семе­нец. Убеж­де­ние или гип­ноз? (Стра­те­гии воз­дей­ствия на
адре­са­та в реклам­ном дис­кур­се)

Г. В. Боб­ров­ская. Регу­ля­тив­ная направ­лен­ность газет­но­го реклам­но­го тек­ста

Т. В. Шме­ле­ва. Меди­линг­ви­сти­ка как медий­ное рече­ве­де­ние

Раздел 2. Формирование интенциональности медиатекста в социокультурной среде 

Х. Пфандль. Англи­циз­мы в совре­мен­ном меж­ду­на­род­ном ком­му­ни­ка­ти­о­ном про­стран­стве

А. А. Малы­шев. Экзо­тиз­мы в «При­ме­ча­ни­ях к „Санкт-Петер­бург­ским ведо­мо­стям“»

Л. В. Анто­но­ва. Меди­а­тек­сты в совре­мен­ной мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции

Е. В. Сто­я­но­ва. Мета­фо­ра как соци­о­куль­тур­но обу­слов­лен­ный меди­а­текст

Н. А. Кор­ни­ло­ва. Фати­ка как фак­тор раз­ви­тия интер­нет-ком­му­ни­ка­ции

Ю. М. Коня­е­ва. Печат­ный и сете­вой текст мас­со­вой газе­ты: семи­о­ти­че­ский аспект

А. С. Зем­легля­до­ва. Праг­ма­ти­че­ская адап­та­ция англо­языч­ных филь­мо­ни­мов как рече­вое явле­ние

Ю. Г. Чер­ны­шов. Меди­а­тек­сты в ком­му­ни­ка­тив­ном про­стран­стве поли­ти­че­ских бло­гов

Т. В. Чер­ны­шо­ва. Кон­фликт­ное функ­ци­о­ни­ро­ва­ние меди­а­тек­стов: реа­ли­за­ции инвек­тив­но­сти в усло­ви­ях пуб­лич­но­го обще­ния

Т. Б. Аве­ри­на. Латин­ская ста­тья в элек­трон­ной вер­сии газе­ты «The New York Times» (3 дек. 2007 г.) и поле­ми­ка вокруг нее

А. Н. Пот­сар. Поли­ти­че­ская состав­ля­ю­щая «петер­бург­ско­го тек­ста»

В. Ю. Кожа­но­ва. Рецеп­ция меди­а­тек­ста: к поста­нов­ке про­бле­мы

Э. Г. Шеста­ко­ва. Текст мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции и про­бле­ма куль­тур­но-твор­че­ской памя­ти

Н. В. Ковтун. Меди­а­текст как «послед­нее сви­де­тель­ство» (на мате­ри­а­ле твор­че­ства А. Чая­но­ва)

Т. И. Сури­ко­ва. Линг­ви­сти­че­ская эти­ка в кон­тек­сте ком­му­ни­ка­ции, фило­со­фии и фило­ло­гии

Раздел 3. Медиажанры: типовая интенциональность и речевые особенности

Г. Я. Солга­ник. Язык инфор­ма­ции и сино­ни­мия

М. Н. Дро­бы­ше­ва. Эво­лю­ция жан­ра теат­раль­ной рецен­зии в оте­че­ствен­ных пери­о­ди­че­ских изда­ни­ях 1970-х — 1990-х годов

Л. В. Ухо­ва. Язы­ко­вая лич­ность спор­тив­но­го ком­мен­та­то­ра

В. А. Юзи­фо­вич. Несоб­ствен­но-пря­мая и кос­вен­ная речь как сред­ство созда­ния обра­за в спор­тив­ном очер­ке

В. В. Васи­лье­ва. Реа­ли­за­ция вер­баль­но-визу­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия в теле­ви­зи­он­ном новост­ном ком­му­ни­ка­те

Е. В. Быко­ва. Модуль­ный мемо­ри­аль­ный текст как вто­рич­ный текст мас­со­вой инфор­ма­ции

О. А. Еки­мо­ва. Автор­ское нача­ло новост­но­го тек­ста в зер­ка­ле англо-рус­ских соот­вет­ствий

Раздел 4. Речевой облик медиатекстов в аспекте интенциональности

В. И. Конь­ков. Иерар­хия ком­му­ни­ка­тив­ных интен­ций в рече­вой струк­ту­ре газет­но­го тек­ста

Т. Ю. Редь­ки­на. Реклам­ные интен­ции в трэ­вел-меди­а­тек­сте

В. Ю. Кожа­но­ва. Рецеп­ция меди­а­тек­ста: к поста­нов­ке про­бле­мы

А. Шварц­ба­ум, В. В. Арта­мо­но­ва. Ком­му­ни­ка­тив­ные заго­лов­ки (срав­ни­тель­ный ана­лиз аме­ри­кан­ской и рос­сий­ской прес­сы)

А. А. Горя­чев. Экс­пли­ка­ция интен­ций авто­ра и адре­са­та в реклам­ном тек­сте

Т. Л. Камин­ская. Пуб­ли­ци­сти­че­ский текст в интер­не­те как итог вза­и­мо­дей­ствия авто­ра и адре­са­та

К. В. Про­хо­ро­ва. Праг­ма­ти­ка заго­лов­ка в медиа­про­стран­стве интер­не­та (на мате­ри­а­ле спор­тив­ных сай­тов)

О. И. Воро­бье­ва. Идео­ло­ги­че­ская лек­си­ка как сред­ство обес­пе­че­ния интен­ци­о­наль­но­сти поли­ти­че­ско­го меди­а­тек­ста

Е. И. Хаза­н­жи. Идео­ло­ге­мы в реа­ли­за­ции интен­ци­о­наль­но­сти рели­ги­оз­но­го тек­ста

Л. М. Цоне­ва. Мета­фо­ри­че­ская репре­зен­та­ция поли­ти­че­ских реа­лий в меди­а­тек­сте

В. В. Сме­ю­ха. Изме­не­ние обо­зна­че­ния фемин­ной груп­пы в жен­ских жур­на­лах в ХХ–ХХI вв.

Е. Р. Доб­ре­ва. Фра­зы с мощ­ны­ми медий­ны­ми кры­лья­ми

Г. А. Коп­ни­на, А. П. Ско­во­род­ни­ков. Ком­му­ни­ка­тив­ные неуда­чи жур­на­ли­стов в исполь­зо­ва­нии средств рече­вой выра­зи­тель­но­сти