Среда, 1 февраляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

2022. Том 9, № 4

Историческая информация в современной российской прессе: языки медийной репрезентации

2022. Том 9, № 4, Общетеоретические вопросы
Рассматриваются языки медийной репрезентации истории, под которыми понимаются подходы к подаче исторической информации, встречающиеся в современной российской периодической печати. Предложена оригинальная классификация таких подходов, включающая научный, квазинаучный, вненаучный, псевдонаучный языки репрезентации. Каждый из них как совокупность средств выражения мысли и ее оформления в медиатексте подвергнут комплексному анализу с применением лингвистического, типологического, интенционального, компаративного, контекстового компонентов с целью оценить степень их опоры на научно-исторический базис. Необходимость такого анализа вызвана тем, что медийный дискурс истории не исчерпывается популяризацией научно-исторического знания, но критерием достоверности исторической информации, транслируемой через СМИ, является ее научная обоснованность вне зависимости от внешней формы репрезентации. В задачи исследования не входило выяснение идеологических позиций или историографических версий, предст...

Стратегии научной популяризации в цифровой медиасреде

2022. Том 9, № 4, Общетеоретические вопросы
Статья посвящена анализу характерных особенностей научно-популярной коммуникации в цифровой медиасреде для установления эффективных способов продвижения научного знания. Подробно разобраны актуальные модели научной коммуникации, обозначены ключевые тенденции современного общества — медиатизация и цифровизация, которые и задают специфику научной популяризации. Характерные для сегодняшнего времени медиатизированные формы научной коммуникации свидетельствуют о разворачивающемся процессе медиатизации науки — нарастающей включенности медиакоммуникаций в научную деятельность. Медиатизация науки обладает и своей спецификой, которая, в частности, проявляется во все большем сближении сферы науки и политики. Политизация науки задает характерные особенности процесса медиатизации, который весьма неравномерно охватывает поле научной деятельности. В большей степени подвергаются медиатизации те области научного знания, которые оказываются политически востребованы и имеют общественное звучание. Полити...

Язык массмедиа как объект науки о журналистике: к истории формирования Петербургской медиалингвистической научной школы

2022. Том 9, № 4, Общетеоретические вопросы
Рассматривается история становления советской науки о журналистике и обособления в ней отрасли исследования языка массмедиа. Цель исследования — выявление национально-культурной специфики отечественной науки о журналистике и популяризация ее достижений. Методы исследования — сравнительно-исторический, описательный, анализ документов. На основе сопоставительного анализа европейской, американской и советской моделей организации науки о журналистике доказано, что одним из важных факторов развития глобальной науки стал обмен исследовательскими практиками как между учеными из разных стран, так и между поколениями исследователей внутри одного государства. Установлена высокая значимость личностного фактора в определении профессиональной идеологии науки о журналистике и ее дисциплинарного строения: благодаря энтузиастам журналистского образования произошла академизация профессии и началось развитие знания о журналистике в структуре неогуманистического университета. Особое внимание уделено слож...

Вторичная интерпретация научного знания в дискурсе СМИ

2022. Том 9, № 4, Медиадискурсология
Общая проблема медиадискурса науки рассматривается в контексте языковой интерпретации научного знания в СМИ. В качестве теоретико-методологической базы исследования используются основные положения когнитивного подхода к изучению языка и теории языковой интерпретации. Объектом анализа являются вторичные научные тексты: рецензии, отзывы, аннотации, представленные на сайтах научных и учебных организаций, а также новостные сообщения научной тематики на сайтах, ориентированных на массовую аудиторию. Фокус исследования направлен на выявление основных факторов, определяющих специфику интерпретации научных знаний в медиадискурсе с учетом концептуальной и собственно языковой природы вторичной языковой интерпретации. Специфика концептуального представления научных знаний в СМИ анализируется с позиций основных принципов концептуального взаимодействия между автором сообщения и предполагаемой аудиторией, а также с учетом когнитивных процессов и механизмов формирования смысла, характерных для втор...

Коммуникативное поведение профессиональной языковой личности врача в медиадискурсе (на материале телевизионных программ о здоровье)

2022. Том 9, № 4, Медиадискурсология
Рассматривается специфика коммуникативного поведения профессиональной языковой личности врача в медиадискурсе. Актуальность исследования определяется необходимостью системного лингвистического изучения профессиональной коммуникации в новых условиях медиатизации различных сфер жизни, а также недостаточной степенью изученности вопросов реализации профессиональной языковой личности врача в рамках функционирования медицинского дискурса в массмедиа. Технологии дистанционной коммуникации используются в настоящее время как инструмент, повышающий качество и доступность медицинской помощи, что определяет актуальность научного описания коммуникативного поведения врача в медиакоммуникации. Объектом исследования стала профессиональная коммуникация врача в медиадискурсе. Предмет исследования — контексты медицинских телепрограмм, репрезентирующие коммуникативное поведение профессиональной языковой личности врача. Цель исследования заключается в выявлении дискурсивной специфики коммуникативного повед...

Визуализация в медицинском рекламном дискурсе Германии

2022. Том 9, № 4, Медиадискурсология
Проведено исследование невербальных знаков, используемых для визуализации печатного текста рекламы, выбранной как по принадлежности к соответствующему субдискурсу, так и с учетом территориального признака. Проанализированы иконические образы, представленные в креолизованных текстах немецких журнальных реклам безрецептурных препаратов. Установлено, что невербальный код данного вида текста не только транслирует информацию о лекарственных средствах, отпускаемых без рецепта врача, с целью поддержания и активизации продаж, но и содержит сведения о культурной ситуации страны, преобладающих в немецком обществе этнокультурных стереотипах и ценностях, способствуя, в свою очередь, их продвижению в социуме. Авторы, ставя перед собой цель выявить визуальные ресурсы, задействованные в креолизованных рекламных текстах ведущих немецких фармацевтических фирм, предпринимают попытку систематизировать представление об используемых инструментах визуализации, коррелирующих с параметрами гендера, национал...

Приемы актуализации метапрограмм в научно-популярном секторе видеоблогинга

2022. Том 9, № 4, Медиадискурсология
Тенденции медиатизации различных сфер жизни, сопровождаемые повышением интереса аудитории к видеоконтенту, делают актуальной проблему изучения последнего с позиций эффективности его участия в процессе интериоризации научного знания. Этот процесс осложняется такими особенностями сетевой среды, как низкий уровень профессионализма ряда авторов, активный процесс распространения лженаучных сведений и высококонкурентный характер отношений между блогерами в сетевом пространстве. Первые две проблемы преодолеваются блогерами по мере отмечаемой исследователями профессионализации блогосферы. Последняя же проблема решается самими авторами внутри материалов. Для этого блогеры нередко прибегают к актуализации ключевых метапрограмм, доминирующих в современном медиаполе. Анализируются вербальные средства акцентирования этих программ в видеороликах русскоязычного сектора видеоблогинга научно-популярной направленности. На основе анализа названий выпусков и рубрик наиболее популярных YouTube-каналов дела...

Прагмалингвистический подход к понятию амбивалентности на примере медиатекстов периода COVID-19 с комическим эффектом

2022. Том 9, № 4, Медиадискурсология
Актуальность работы определяется полученными практическими результатами трех разноплановых исследований (два статистических и одно прагмалингвистическое). Первый анализ позволил выявить топ-10 самых актуальных тем обсуждения в интернет-пространстве с ключевыми словами «современная система»: на первом месте среди запросов в поиске Рунета оказалась тема «современная система образования». Второй анализ — обзор интернет-коммуникации, который демонстрирует процентное присутствие комического в медиатекстах на тему «современная система образования». Третий анализ — исследование комического с позиции амбивалентного подхода. Эмпирическая база — медиатексты с комическим эффектом об образовательном процессе в РФ 2020 г. (скачкообразный уход в интернет-пространство). Конативно-ориентированные воздействующие стратегии «ожидание автора» и «оценивание автором» показали, что категория ожидания связана с «коллективной» и «личной реальностью» отправителя текста, а категория оценивания, отражающая пози...

Современный научно-популярный радиодискурс: принцип диалогичности

2022. Том 9, № 4, Медиастилистика
Статья посвящена выявлению специфики современного научно-популярного медиадискурса, во многом определяемой особенностями сетевой коммуникации. Авторы проводят сопоставительный коммуникативно-прагматический и стилистический анализ композиции, речевых средств и дискурсивных приемов, характерных для просветительских программ радиостанций «Маяк», «Радио России» и «Эхо Москвы» 2017–2022 гг. Для рассмотрения выбраны радиопередачи с эксплицированной диалогичностью, представляющие собой беседу журналиста и эксперта. Ведущий принцип организации материала в научно-популярной радиопрограмме — диалогизация, при которой собственно диалог между журналистом и экспертом дополняется условным диалогом между журналистом и ученым, не принимающим участия в передаче, а также журналистом и обобщенным адресатом — представителем массовой аудитории. Отмечаются такие способствующие диалогизации дискурса речевые ходы, как оценивание и критика высказываний эксперта ведущим программы и использование журналистом р...

Teaching press release as a hybrid genre in the Academic Writing course (English language, science majors)

2022. Том 9, № 4, Медиастилистика
Преподавание пресс-релиза как гибридного жанра в курсе академического письма (английский язык, технический вуз)Научный медиадискурс динамично развивается в XXI в., и жанр пресс-релиза приобретает все большую популярность в эпоху медиатизации науки. Несмотря на это, он остается недооцененным как в медиалингвистике, так и в прикладной лингвистике, преподавании английского языка для специальных целей и академическом письме. Цель статьи — описать процесс преподавания пресс-релиза на занятиях по академическому письму и показать его потенциал в контексте современной жанровой педагогики. Прежде всего задачей является описать гибридную природу жанра, обратившись к структурно-значимым текстовым компонентам — заголовку, подзаголовку, лиду — на английском и русском языках (этап деконструкции). На этапе производства собственных текстов проанализированы англоязычные пресс-релизы с особым вниманием к структуре и стилю рамочных элементов текста. Результаты демонстрируют следующее. Студенты предпочита...