Вторник, 24 ноябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Общетеоретические вопросы

Memes, memeiosis, and memetic drift: Cheryl’s Chichier She Shed

2020. Том 7, № 2, Общетеоретические вопросы
In this paper, a comparison between meme cycles and joke cycles is carried out, using the tools of the General Theory of Verbal Humor and its analysis of joke cycles as consisting of intertextual and metatextual variants of the original joke. It is shown that the same tools can be applied to joke cycles and to meme cycles. The methodology is applied to a meme cycle called Cheryl’s She Shed. The analysis shows that the users start from the original video featuring Cheryl’s shed on fire, but soon the process of meme creation (memeiosis) is activated and users start generating all sorts of memes remixing various aspects of the original video and adding other ideas, such as a conspiracy theory about the source of the fire. Eventually, the drift is broad enough that intertextual memes start to appear which require a reference to another text to function, and eventually meta-memes also appear (memes that fail to deliver a meme and are funny b...

Tracing the trajectories of contemporary online joking

2020. Том 7, № 2, Общетеоретические вопросы
Joke cycles nowadays emerge in social media networks and rely on intertextual links established among various texts/genres. Social media participants, in particular, are often inspired by current sociopolitical events and, as a response, create humorous texts which are disseminated online to convey their stances towards the events referred to and to amuse other members of social networks. Intertextuality plays a significant role in this process, as the humorous material created draws not only on serious texts about the events commented upon, but also on previous humorous material usually circulating online. The present case study involves the humorous texts produced after the unexpected landing of a commercial flight in Timişoara, Romania instead of Thessaloniki, Greece due to bad weather conditions. The event was mostly perceived as incongruous, and hence funny, by the Greek audience, so it quickly attracted media attention and generat...

Векторы праксиологического анализа в медиалингвистике

2019. Том 6, № 1, Общетеоретические вопросы
В последние годы на пересечении двух направлений — лингвистики и теории медиа — сформировалась самостоятельная научная дисциплина — медиалингвистика, объектом анализа в которой является медиатекст, понимаемый широко — от высказывания в Twitter до гипермедиатекста. Предмет медиалингвистики — речевая деятельность, отражающаяся в разных формах медиатекстов. В медиалингвистике можно выделить четыре научные области, каждая из которых объективацию речевой деятельности в медиа изучает в особом аспекте. Первая область — грамматика медиаречи, задача которой — выявить закономерности отбора языковых средств как технико-языкового инструментария. Вторая область — стилистика медиатекста, или медиастилистика, раскрывающая нормативные композиционно-лингвистические формы типовых коммуникативных действий в различных условиях профессионально-речевой деятельности. Третья — медиалингводискурсология — исследует воплощение речевых процедур медиакоммуникации в разных типах межтекстовых совокупностей, а также...

Логовизуализация — письменная разновидность слова в телевизионном дискурсе

2019. Том 6, № 1, Общетеоретические вопросы
В телевизионной коммуникации письменное слово чаще всего вторично по отношению к звучащему тексту. Слово, появляющееся на экране, участвует в создании телевизионной обстановки, телевизионного контекста и телевизионной надписи, таким образом, вербально-графические элементы образуют в телевизионном кадре телеситуацию, телеконтекст и телеписьменность. Для характеристики письменной телевизионной речи автор исследования предлагает использовать новый термин — логовизуализация. Наблюдения приводят автора к выводу, что на телевидении присутствуют две разновидности логовизуальности — первичная и вторичная (в составе последней выделяются несколько подтипов). Применение письменного слова для дублирования изображения, музыкального сопровождения или звучащего слова всегда вторично и имеет интерсемиотический характер. В качестве первичного выступает звучащий текст. В статье представлены следующие типы логовизуальности: 1) надпись во время дикторского анонса и информационная надпись, представляющая ...

Грамматизация как философско-теоретический подход к изучению языка и речи электронных массмедиа

2018. Том 5, № 3, Общетеоретические вопросы
В рамках проекта Российского научного фонда, посвященного ментально-языковым трансформациям, автор исследует философско-теоретические подходы к рассмотрению естественного языка в категориях случайности, прагма-инструментальности, трансформируемости и конечности, связанных с развитием технологий коммуникаций. Задача статьи — проанализировать концепции исследователей, связанные с цивилизационным взглядом на язык и речь, с точки зрения прикладного значения для современных медиалингвистических исследований. Предлагается теоретическая рамка, позволяющая рассматривать современные коммуникационные процессы с позиций грамматизации. При этом грамматизация рассматривается в широком смысле — как наличие устойчивых элементов и правил их комбинации (конвенций использования). Автор избирает в качестве материала два основных содержательно-тематических направления научных исследований — концепцию конечности (исчерпаемости) языка и концепции, связанные с философией техники. Каждое из этих направлений...

Badanie kategorii estetycznych w dyskursie telewizyjnym. Analiza ikoniczna

2018. Том 5, № 3, Общетеоретические вопросы
Artykuł przedstawia wyniki badań nad kategorią estetyzacji w telewizji. Autorkę interesuje jedno z trzech pasm telewizyjnych: właściwe programy polskich stacji. Pozostałe to pasmo komercyjne reklam i pasmo autopromocji. Celem jest zbadanie sposobów manifestacji estetyczności, zjawisk jej pokrewnych a być może antynomicznych w ikonosferze wybranych gatunków telewizyjnych. Autorka przyjmuje za prawdziwe stwierdzenie Welscha, że bez wątpienia jesteśmy dzisiaj świadkami boomu estetyki, którego zakres sięga od indywidualnej stylizacji poprzez kształtowanie wyglądu miast i ekonomię po sferę teorii. Coraz więcej elementów rzeczywistości jest przekształcanych estetycznie. Materiał stanowią filmy telewizyjne, reportaże i bajki dla dzieci. W artykule rozpatruje się kategorie: estetyzmu jako manifestacji postawy aprobującej istnienie kategorii skupionych wokół wartości piękna; antyestetyzmu jako akceptacja dla wartości estetycznie ujemnych oraz anestetyzmu jako obojętności na wartości estetyczn...

Исследования в области политической лингвистики в современной Словакии

2018. Том 5, № 2, Общетеоретические вопросы
Рассматриваются основные направления исследований, проводимых в области политической лингвистики в Словакии в начале XXI в. Констатируется тот факт, что политическая лингвистика как самостоятельное междисциплинарное и комплексное научное направление в Словакии все еще находится в стадии становления. В большинстве исследований отсутствует эксплицитная номинация собственно политической лингвистики, пока не создана и единая публикационная журнальная платформа, нет словацкого национального учебника по данной тематике. Однако за последние два десятилетия появилось множество отдельных научных исследований и публикаций, объединенных материалом исследования (политический язык, текст, дискурс) и посвященных языковым особенностям и языковым стратегиям политической коммуникации, преимущественно в аспекте синхронии. Многие работы посвящены рассмотрению конкретных дискурсивных политических ситуаций, имеющих международный резонанс, а также языковой манифестации актуальных политических тем (террориз...

Медиалингвистика в Германии

2018. Том 5, № 2, Общетеоретические вопросы
Рассмотрение лингвистических перспектив, связанных с функционированием текстов и способов их интерпретации в медиа, обусловливает необходимость обращения к многочисленным медийным феноменам в печатной и электронной среде. Их «следы» в различных стилях коммуникативного поведения документируют деятельность общественных институтов (издательских домов, поисковых систем, радио- и телекорпораций и т. п.) и в значительной степени определяют характер медиально опосредованного речеупотребления. Именно медиаречь становится предметом изучения в медиалингвистике. Существуя на пересечении лингвистики и медиалогии, медиалингвистика отражает не только способы передачи информации, но и постоянную динамику медиаречи. Современное состояние медиалингвистики в Германии в полной мере подтверждает указанную тенденцию, выражающуюся прежде всего в медиальной актуализации языка, а также в определении места инсценировок и стратегических действий акторов в процессе репрезентации действительности. В обзоре показ...

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ МНОГОСЛОЙНОСТЬ САТИРИЧЕСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО КРЕОЛИЗОВАННОГО ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ИРОНИИ

2017, № 4 (19), Общетеоретические вопросы
В статье рассматривается стилистическая многослойность текста как средство создания иронии. В качестве материала исследования привлекаются креолизованные сатирические политические тексты «Песни художника» из журнала «Город. 812». Целью данной статьи является выявление композиционных средств создания иронии в сатирическом политическом креолизованном тексте на основе дискурсивного анализа, состоящего в выделении текстотипов, создающих стилистическую многослойность текста на вербальном и визуальном уровнях. Типовая модель построения текста понимается как набор и определенная последовательность элементарных типов текста (дескриптив, нарратив, экспликатив, аргументатив, инструктив) и стоящих за ними субъектов речи и оценки. Данные типы текста присущи как вербальным текстам, так и изобразительным. В результате анализа креолизованных политических сатирических текстов был сделан вывод о том, что их стилистическая многослойность создается в результате включения стилистически разнородных выска...

МЕДИАТЕКСТ В СВЕТЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

2017, № 4 (19), Общетеоретические вопросы
Статья посвящена проблеме эстетизации медиаречи. Эстетическое рассматривается автором статьи как метакатегория, сущность которой постигается в ходе анализа прекрасного. Внимание автора сосредоточено на медийном процессе текстопорождения, анализ которого позволяет рассматривать процесс эстетизации медиаречи как системный, имеющий отчетливо выраженную когнитивную природу. Основные выводы: сделанные наблюдения позволяют утверждать, что процесс эстетизации по-прежнему является одним из ключевых для современного российского медийного пространства и в закономерностях его проявляется действие многих классических риторических законов и принципов. Именно эти законы и принципы до сих пор в значительной степени определяют форматирование процесса текстопорождения в массмедиа. Совершенство современного медиатекста обеспечивается соответствием всех трех компонентов процесса текстопорождения (предмет изображения / исследования, автор, читатель) определенным требованиям, в том числе ожиданиям красот...