Пятница, 1 июляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

2019. Том 6, № 3

Факторы модернизации терминологии в теории журналистики

2019. Том 6, № 3, Онтология медиалингвистики
Аннотация Abstract Об авторе About the author Для цитирования For citation Индекс Аннотация Затрагиваются вопросы формирования и модернизации терминологического аппарата теории журналистики в условиях изменения социально-культурной среды и технико-технологического обеспечения ее функционирования. В литературе настойчиво проводится мысль о необходимости коренного пересмотра теоретических представлений о журналистике, что должно сильно отразиться на лексической репрезентации научного знания. Автор рассматривает опыт составления терминологических словарей журналистики в России и за рубежом и отмечает высокую активность на этом направлении, в основном на прикладном уровне. Однако не решена задача издания фундаментального энциклопедического словаря. Выполнить эту работу можно в том случае, если в основу словаря положена адекватная теоретическая концепция современной журналистики. В исследовании предпринят анализ публикаций ...

Я‑нарративы и конструирование городской идентичности в урбанистически ориентированных медиа

2019. Том 6, № 3, Онтология медиалингвистики
Аннотация Abstract Об авторе About the author Для цитирования For citation Индекс Аннотация Рассматриваются особенности идентификации городского сообщества в так называемых урбанистически ориентированных медиа (В. В. Абашев, И. М. Печищев). Актуальность исследования связана с активностью урбанизационных процессов, которые опосредованы ситуацией поздней российской урбанизации (В. Л. Глазычев) и явлением «хипстерского урбанизма» (В. С. Вахштайн). В качестве одного из репрезентативных приемов формирования новой городской идентичности анализируются характерные для этого типа медиа я-нарративы, пришедшие на смену традиционному интервью. Опираясь на представление об интенциональности речевой деятельности (Л. Р. Дускаева) и концепцию нарратива как базовой метафоры (Т. Р. Сарбин), автор рассматривает устойчивые типы я-нарративов, сложившиеся в трех основных предметно-тематических группах автобиографических повествований новых ...

Просторечная лексика в заголовках интернет-СМИ

2019. Том 6, № 3, Грамматика медиаречи
Аннотация Abstract Об авторе About the author Для цитирования For citation Индекс Аннотация Исследуется язык сетевых средств массовой информации. На примере заголовков ведущих российских сетевых изданий изучаются стилистические свойства просторечных слов и выражений, их словообразовательные парадигмы и этимология. Обращение к заголовкам интернет-изданий объясняется их высоким коммуникативным статусом, с помощью которого реализуется информационная и воздействующая функции новостных текстов. Уточняется термин «просторечие» в связи с современной его интерпретацией. Выделяется понятие городского просторечия и его разновидности. С помощью стилистического, контекстного и количественного анализа автор пытается определить разновидности и функциональные особенности просторечных единиц в интернет-изданиях. Также описываются словообразовательные модели и этимологические характеристики отобранных просторечных слов, которые помогаю...

О категориях гипертекста

2019. Том 6, № 3, Грамматика медиаречи
Аннотация Abstract Об авторе About the author Для цитирования For citation Индекс Аннотация Статья посвящена сравнению категорий гипертекста с традиционно выделяемыми категориями текста. Потребность в применении параметров и категорий лингвистического анализа к электронной письменности обусловлена необходимостью изучить, как повлияла смена носителя текстовой информации на организацию содержания и формы традиционного текста. Рассматриваются как технологически независимые, так и технологически обусловленные свойства текста, функционирующего в условиях гипертекста. Обнаружено, что хотя замена непосредственного (аффективного) способа передачи информации на инструментальный (технологический) существенным образом увеличивает роль и обратное влияние адресата на содержание сообщения, роль электронного кода тем не менее вторична по отношению к концептуальной сущности гипертекста. Принципиальные отличия гипертекста от традиционн...

Фатическое общение в Viber-сообществе информационного ресурса: этикетные, игровые, метатекстовые жанры

2019. Том 6, № 3, Стилистика медиаречи
Аннотация Abstract Об авторе About the author Для цитирования For citation Индекс Аннотация Под влиянием современных интернет-технологий трансформируется массово-информационный дискурс. Программы мгновенной доставки сообщений (мессенджеры), которые были освоены как платформа межличностной коммуникации, активно используются сегодня в массовом информационном дискурсе для обеспечения контакта с аудиторией и создания стабильного трафика на сайте информационного интернет-ресурса. В статусно ориентированном по сути дискурсе Viber-сообщества используются речевые приемы дискурса личностно ориентированного (этикетные формулы, характерные для межличностной коммуникации, small talk как разновидность фатического праздноречевого жанра), поднимаются темы частной жизни администраторов сообщества и его участников. В анализируемом сообществе вертикальные связи в биноме «редакция — аудитория» стремятся в горизонтальную плоскость, а фати...

Заголовки-анонсы в сетевых медиасервисах: между информированием и кликбейтингом

2019. Том 6, № 3, Стилистика медиаречи
Аннотация Abstract Об авторе About the author Для цитирования For citation Индекс Аннотация Проводится структурно-семантический анализ кликбейт-заголовков сетевых медиа-сервисов, играющих ключевую роль в привлечении внимания реципиента к препарированному контенту. Современный медиапользователь потребляет интересное ему содержание через хедлайны-гиперссылки. В перенасыщенной информационной среде заголовок представляет собой важный опорный, привлекательно «упакованный» элемент, предопределяющий дальнейшие действия пользователя Интернета. Для формирования корпуса эмпирического материала автором использовались данные (хедлайны-анонсы, лиды, полные тексты) таких медиаресурсов, как «Национальная служба новостей» https://nsn.fm/, «Яндекс. Новости» https://news.yandex.ru/, «Рамблер. Новости» https://news.rambler.ru/, «EurAsia Daily» https://eadaily.com/ru/news/, «Msn Новости» https://www.msn.com/ru-ru/news за 2016–2019 гг. На ...

Instagram: пространство продвигающей коммуникации

2019. Том 6, № 3, Лингводискурсология медиа
Аннотация Abstract Об авторе About the author Для цитирования For citation Индекс Аннотация Актуальность изучения социальных медиа сопряжена с тем, что, превратившись в особое медиапространство, они оказались нацелены на создание и распространение современных культурных и материально-эстетических ценностей, а также продвижение престижных образцов поведения. Статья посвящена анализу дискурса сети Instagram как одного из наиболее популярных и быстро развивающихся социальных медиа и направлена на выявление истинной, а не декларируемой интенции инстаблогеров. Учитывая креолизованную природу медиатекста, при подготовке материала для статьи был применен комплексный метод лингвостилистического (с элементами лингвосемиотического) анализа, позволяющий рассматривать посты в единстве всех использованных в них семиотических языков. Материалом для анализа послужили сообщения пользователей, не являющихся медийными лицами, не размеща...

Радиодискурс и радиотекст в условиях новых коммуникаций

2019. Том 6, № 3, Лингводискурсология медиа
Аннотация Abstract Об авторе About the author Для цитирования For citation Индекс Аннотация Статья посвящена радиодискурсу, который изучается с позиций функционирования в информационно-коммуникационных условиях ХХI в., и его ключевому компоненту — радиотексту. Предлагаемый подход опирается на широкую трактовку гипертекстуальности и становится основанием для рассмотрения радиотекста как единого целого, которое включает не только аудиозапись эфира, но и видеотрансляции радиопередач и тексты, представленные на сайте радиостанции в печатном виде. Вводится понятие гиперрадиотекста. В качестве его составляющих (модулей) анализируются анонсы радиопрограмм, чат во время прямого эфира, интернет-комментарии к радиопрограммам, блоги журналистов и комментарии к ним, а также сайт радиостанции как ключевая единица, объединяющая радиотексты в единое коммуникативное пространство радиодискурса. Выявляются основные метатекстовые единицы...

Статусно-ролевая репрезентация участников сетевого сообщества в диалогах интернет-форума

2019. Том 6, № 3, Лингводискурсология медиа
Аннотация Abstract Об авторе About the author Для цитирования For citation Индекс Аннотация Рассматриваются лексические единицы, номинирующие коммуникативные статусы и коммуникативные роли участников интернет-форума, а также речевые высказывания с указанными лексемами, выполняющие метакоммуникативную функцию. Исследование выполнено на материале текстов трех популярных белорусских интернет-форумов. Дополнительно привлекаются результаты опроса 18 активных членов одного из интернет-форумов с опытом общения на площадке от 5 до 12 лет. Анализ статусно-ролевых номинаций, используемых участниками интернет-форума для регулирования коммуникативных взаимоотношений, позволил получить представления об особенностях коммуникативного сознания членов форумного сообщества. Статусно-ролевое соотношение участников интернет-форума обусловлено спецификой данной площадки. Для воспроизводства сетевого сообщества форума его участники должны и...

Методический потенциал материалов массмедиа в Национальном корпусе русского языка

2019. Том 6, № 3, Вопросы медиаобразования
Аннотация Abstract Об авторе About the author Для цитирования For citation Индекс Аннотация Рассматривается возможность использования материалов массмедиа Национального корпуса русского языка (НКРЯ) и его подкорпусов в методических целях. Подчеркивается, что особый интерес представляют свойства, специфичные для определенного типа текстов и потому наилучшим образом демонстрирующие некоторый набор лингвистических явлений. Речевые особенности текстов массмедиа, обусловливающие их приоритет при выборе языкового материала, определяются в первую очередь 1) мобильностью словарного состава; 2) актуальностью не столько стилистических средств, сколько стилистических функций (неординарным использованием средств других стилей); 3) нетипичной синтагматикой, проявляющейся в активном сочетании средств различной окраски. Особенно эффективными для постановки исследовательских задач в учебной сфере будут 1) задания, связанные с демонстр...