Четверг, Ноябрь 21Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

2019. Том 6, № 3

Факторы модернизации терминологии в теории журналистики

2019. Том 6, № 3, Онтология медиалингвистики
Затрагиваются вопросы формирования и модернизации терминологического аппарата теории журналистики в условиях изменения социально-культурной среды и технико-технологического обеспечения ее функционирования. В литературе настойчиво проводится мысль о необходимости коренного пересмотра теоретических представлений о журналистике, что должно сильно отразиться на лексической репрезентации научного знания. Автор рассматривает опыт составления терминологических словарей журналистики в России и за рубежом и отмечает высокую активность на этом направлении, в основном на прикладном уровне. Однако не решена задача издания фундаментального энциклопедического словаря. Выполнить эту работу можно в том случае, если в основу словаря положена адекватная теоретическая концепция современной журналистики. В исследовании предпринят анализ публикаций последних лет, в которых оценивается воздействие на теорию журналистики и ее терминологию двух главных факторов: тенденций, сложившихся в мировой науке, и цифр...

Я‑нарративы и конструирование городской идентичности в урбанистически ориентированных медиа

2019. Том 6, № 3, Онтология медиалингвистики
Рассматриваются особенности идентификации городского сообщества в так называемых урбанистически ориентированных медиа (В. В. Абашев, И. М. Печищев). Актуальность исследования связана с активностью урбанизационных процессов, которые опосредованы ситуацией поздней российской урбанизации (В. Л. Глазычев) и явлением «хипстерского урбанизма» (В. С. Вахштайн). В качестве одного из репрезентативных приемов формирования новой городской идентичности анализируются характерные для этого типа медиа я-нарративы, пришедшие на смену традиционному интервью. Опираясь на представление об интенциональности речевой деятельности (Л. Р. Дускаева) и концепцию нарратива как базовой метафоры (Т. Р. Сарбин), автор рассматривает устойчивые типы я-нарративов, сложившиеся в трех основных предметно-тематических группах автобиографических повествований новых городских медиа (история жизни, конкретный опыт, отношение к месту). В качестве базовых метафор, определяющих содержательные особенности данных групп, анализир...

Просторечная лексика в заголовках интернет-СМИ

2019. Том 6, № 3, Грамматика медиаречи
Исследуется язык сетевых средств массовой информации. На примере заголовков ведущих российских сетевых изданий изучаются стилистические свойства просторечных слов и выражений, их словообразовательные парадигмы и этимология. Обращение к заголовкам интернет-изданий объясняется их высоким коммуникативным статусом, с помощью которого реализуется информационная и воздействующая функции новостных текстов. Уточняется термин «просторечие» в связи с современной его интерпретацией. Выделяется понятие городского просторечия и его разновидности. С помощью стилистического, контекстного и количественного анализа автор пытается определить разновидности и функциональные особенности просторечных единиц в интернет-изданиях. Также описываются словообразовательные модели и этимологические характеристики отобранных просторечных слов, которые помогают определить положение данных лексических единиц в системе современного русского языка. Выявляется условная дифференциация просторечия: от разговорно-простореч...

О категориях гипертекста

2019. Том 6, № 3, Грамматика медиаречи
Статья посвящена сравнению категорий гипертекста с традиционно выделяемыми категориями текста. Потребность в применении параметров и категорий лингвистического анализа к электронной письменности обусловлена необходимостью изучить, как повлияла смена носителя текстовой информации на организацию содержания и формы традиционного текста. Рассматриваются как технологически независимые, так и технологически обусловленные свойства текста, функционирующего в условиях гипертекста. Обнаружено, что хотя замена непосредственного (аффективного) способа передачи информации на инструментальный (технологический) существенным образом увеличивает роль и обратное влияние адресата на содержание сообщения, роль электронного кода тем не менее вторична по отношению к концептуальной сущности гипертекста. Принципиальные отличия гипертекста от традиционного текста заключаются в значительной модификации принципов иконичности. Лингвистическое понимание гипертекста состоит в обобщении его технологически независим...

Фатическое общение в Viber-сообществе информационного ресурса: этикетные, игровые, метатекстовые жанры

2019. Том 6, № 3, Стилистика медиатекста
Под влиянием современных интернет-технологий трансформируется массово-информационный дискурс. Программы мгновенной доставки сообщений (мессенджеры), которые были освоены как платформа межличностной коммуникации, активно используются сегодня в массовом информационном дискурсе для обеспечения контакта с аудиторией и создания стабильного трафика на сайте информационного интернет-ресурса. В статусно ориентированном по сути дискурсе Viber-сообщества используются речевые приемы дискурса личностно ориентированного (этикетные формулы, характерные для межличностной коммуникации, small talk как разновидность фатического праздноречевого жанра), поднимаются темы частной жизни администраторов сообщества и его участников. В анализируемом сообществе вертикальные связи в биноме «редакция — аудитория» стремятся в горизонтальную плоскость, а фатическое общение становится атрибутом массовой коммуникации. На примере Viber-сообщества информационного ресурса автор исследует жанры фатического речевого общен...

Заголовки-анонсы в сетевых медиасервисах: между информированием и кликбейтингом

2019. Том 6, № 3, Стилистика медиатекста
Проводится структурно-семантический анализ кликбейт-заголовков сетевых медиа-сервисов, играющих ключевую роль в привлечении внимания реципиента к препарированному контенту. Современный медиапользователь потребляет интересное ему содержание через хедлайны-гиперссылки. В перенасыщенной информационной среде заголовок представляет собой важный опорный, привлекательно «упакованный» элемент, предопределяющий дальнейшие действия пользователя Интернета. Для формирования корпуса эмпирического материала автором использовались данные (хедлайны-анонсы, лиды, полные тексты) таких медиаресурсов, как «Национальная служба новостей» https://nsn.fm/, «Яндекс. Новости» https://news.yandex.ru/, «Рамблер. Новости» https://news.rambler.ru/, «EurAsia Daily» https://eadaily.com/ru/news/, «Msn Новости» https://www.msn.com/ru-ru/news за 2016–2019 гг. На основании анализа изученных текстов обосновывается мысль о том, что кликбейтинг нацелен на поиск нетривиальных форм сцепления информации, которая раскрывается ...

Instagram: пространство продвигающей коммуникации

2019. Том 6, № 3, Лингводискурсология медиа
Актуальность изучения социальных медиа сопряжена с тем, что, превратившись в особое медиапространство, они оказались нацелены на создание и распространение современных культурных и материально-эстетических ценностей, а также продвижение престижных образцов поведения. Статья посвящена анализу дискурса сети Instagram как одного из наиболее популярных и быстро развивающихся социальных медиа и направлена на выявление истинной, а не декларируемой интенции инстаблогеров. Учитывая креолизованную природу медиатекста, при подготовке материала для статьи был применен комплексный метод лингвостилистического (с элементами лингвосемиотического) анализа, позволяющий рассматривать посты в единстве всех использованных в них семиотических языков. Материалом для анализа послужили сообщения пользователей, не являющихся медийными лицами, не размещающих текстов явно коммерческого характера и самостоятельно ведущих свой блог. Проведенное исследование позволило указать на родство виртуальной коммуникации в ...

Радиодискурс и радиотекст в условиях новых коммуникаций

2019. Том 6, № 3, Лингводискурсология медиа
Статья посвящена радиодискурсу, который изучается с позиций функционирования в информационно-коммуникационных условиях ХХI в., и его ключевому компоненту — радиотексту. Предлагаемый подход опирается на широкую трактовку гипертекстуальности и становится основанием для рассмотрения радиотекста как единого целого, которое включает не только аудиозапись эфира, но и видеотрансляции радиопередач и тексты, представленные на сайте радиостанции в печатном виде. Вводится понятие гиперрадиотекста. В качестве его составляющих (модулей) анализируются анонсы радиопрограмм, чат во время прямого эфира, интернет-комментарии к радиопрограммам, блоги журналистов и комментарии к ним, а также сайт радиостанции как ключевая единица, объединяющая радиотексты в единое коммуникативное пространство радиодискурса. Выявляются основные метатекстовые единицы, организующие межтекстовые связи. Исследуется взаимосвязь радиотекста с социальными сетями, которые становятся коммуникативной площадкой, обеспечивающей обрат...

Статусно-ролевая репрезентация участников сетевого сообщества в диалогах интернет-форума

2019. Том 6, № 3, Лингводискурсология медиа
Рассматриваются лексические единицы, номинирующие коммуникативные статусы и коммуникативные роли участников интернет-форума, а также речевые высказывания с указанными лексемами, выполняющие метакоммуникативную функцию. Исследование выполнено на материале текстов трех популярных белорусских интернет-форумов. Дополнительно привлекаются результаты опроса 18 активных членов одного из интернет-форумов с опытом общения на площадке от 5 до 12 лет. Анализ статусно-ролевых номинаций, используемых участниками интернет-форума для регулирования коммуникативных взаимоотношений, позволил получить представления об особенностях коммуникативного сознания членов форумного сообщества. Статусно-ролевое соотношение участников интернет-форума обусловлено спецификой данной площадки. Для воспроизводства сетевого сообщества форума его участники должны играть определенные коммуникативные роли, связанные с генерацией, распределением и потреблением контента, а также с регулированием взаимодействия пользователей ...

Методический потенциал материалов массмедиа в Национальном корпусе русского языка

2019. Том 6, № 3, Вопросы медиаобразования
Рассматривается возможность использования материалов массмедиа Национального корпуса русского языка (НКРЯ) и его подкорпусов в методических целях. Подчеркивается, что особый интерес представляют свойства, специфичные для определенного типа текстов и потому наилучшим образом демонстрирующие некоторый набор лингвистических явлений. Речевые особенности текстов массмедиа, обусловливающие их приоритет при выборе языкового материала, определяются в первую очередь 1) мобильностью словарного состава; 2) актуальностью не столько стилистических средств, сколько стилистических функций (неординарным использованием средств других стилей); 3) нетипичной синтагматикой, проявляющейся в активном сочетании средств различной окраски. Особенно эффективными для постановки исследовательских задач в учебной сфере будут 1) задания, связанные с демонстрацией существования явлений языка в диахронии (например, формирование переносного значения, идиомы); 2) наблюдения в синхронии над соотношением прямого и перен...