Четверг, 12 декабряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

2015, № 2 (8)

МАССМЕДИЙНОСТЬ КАК КАЧЕСТВО ТЕКСТА СОВРЕМЕННЫХ МАССМЕДИА

2015, № 2 (8), Общетеоретические вопросы
Массмедиа формируют актуальную для научных исследований область знаний, которая непосредственно связана с укладом жизни человека, его опытом интеллектуального и эмоционального переживания действительности, опытом социального взаимодействия. В статье рассматривается феномен массмедийности как стержневого качества массмедийного текста. Ключевыми принципами массмедийности (диалектики массмедийной формы) являются: технологический принцип, принцип текущего контекста, принцип тиражирования, принцип аудитории, принцип повторения, принцип наращивания временнóго потенциала, принцип продвижения, принцип интертекстуальности, принцип мультимедийности, принцип интерактивности. Исследование параметров массмедийности продолжается. Abstract MASSMEDIALITY AS A QUALITY OF THE MODERN MASS MEDIA TEXT Mass media form relevant for scientific research area of knowledge, which is directly connected with person’s lifestyle, his experience is intellectual and emotional experiences of reality, his...

МЕДИАЛИНГВИСТИКА ИЛИ МЕДИАСТИЛИСТИКА?

2015, № 2 (8), Общетеоретические вопросы
В статье рассматривается соотношение терминов медиалингвистика и медиастилистика с точки зрения их объёма при исследовании языковых фактов и проблем в СМИ. Доказывается, что медиалингвистика — родовое, а медиастилистика — видовое понятие.  Abstract MEDIA LINGUISTICS OR MEDIA STYLISTICS? The article studies the correlation between the terms medialinguistics and mediastylisctics from the point of view of their volume in the research of linguistic facts and problems in mass media. The article proves that medialinguistics is a generic concept, and mediastylisctics is a specific one. Об авторе Ольга Борисовна Сиротинина, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и речевой коммуникации Саратовского государственного университета E-mail: rusyazsgu@mail.ru About the author Olga B. Sirotinina, Doctor of Philology, Professor of the Russian Language and Speech Communication Department of Saratov State UniversityE-mail: rusyazsgu@mail.ru...

УБЕЖДАЮЩИЕ ТЕКСТЫ В СФЕРЕ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: ОПЫТ ИНТЕНЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. Статья 2

2015, № 2 (8), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
В статье рассматриваются речевая специфика убеждающих текстов, функционирующих в сфере связей с общественностью. Характеризуя интенциональность текстотипов, автор выявляет ее отражение в речевой структуре текстов. Во второй статье рассматривается жанр имиджевой статьи. Анализируются речевой жанр и речевые действия, в которых воплощается интенциональность жанра. Abstract PERSUASIVE TEXTS IN PUBLIC RELATIONS: AN INTENTIONAL STYLISTIC ANALYSIS. Article 2 The article describes persuasive genres functioning in the sphere of public relations. Exploring the intentionality of such texts, the author reveals how their intentional traits can be traced in their structure and verbal means used. In the second paper image articles are analyzed. Об авторе Алексей Александрович Горячев, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры речевой коммуникации Санкт-Петербургского государственного университета E-mail: aga@list.ru  About the author Alexey...

СИСТЕМА ПРЕЗЕНТАЦИИ МЕДИАТЕКСТА

2015, № 2 (8), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
В работе разрабатывается содержание категории система презентации медиатекста. Последняя понимается как совокупность элементов дизайна, заголовочного ансамбля, вспомогательных текстов, инфографики, изображений. Функциональное назначение — установить контакт с читателем с целью вызвать желание прочитать текст. Abstract SYSTEM OF MEDIA TEXTS PRESENTATION In the article the category “system of media text presentation” is developed. System of media text presentation is understood as a set of design elements, the header of the ensemble, the subsidiary texts, infographics, images, the main function of which is to establish contact with the reader and cause a desire to read the text. Об авторе Владимир Иванович Коньков, доктор филологических наук, профессор кафедры речевой коммуникации Санкт-Петербургского государственного университета E-mail: v_konkov@mail.ru About the author Vladimir Ivanovich Konkov, PhD, Professor, Chair of Speech Communication, ...

РЕЧЕВОЙ ЖАНР В СИСТЕМЕ ДИСКУРСИВНЫХ СТРУКТУР

2015, № 2 (8), Типология медиаречи
В статье ставится методологическая проблема всестороннего исследования речевого жанра в гносеологической рамке восхождения от абстрактного к конкретному. Предлагается разбиение массива текстов культуры на группы по интенциональным и когнитивным параметрам. Определяются четыре ступени анализа: 1) высшие дискурсивные параметры интенциональности — деонтический, оценочно-экспрессивный, эпистемический, которые поддерживаются интенциональными параметрами второго порядка, например, тональностью; 2) когнитивные модели и предметные области, выделяемые в дискурсивных формациях и практиках; 3) речевой жанр в бахтинском определении как тема, композиция, стиль + воля говорящего, базирующемся на риторической модели; 4) высказывание как конкретное неповторимое воплощение вышестоящих дискурсивных параметров (интенциональных, когнитивных и языковых), достигаемое через прагматический выбор в контексте ситуации. Abstract SPEECH GENRE IN THE SYSTEM OF DISCOURSE STRUCTURES It is argued here ...

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ В PR-ТЕКСТЕ

2015, № 2 (8), Типология медиаречи
В статье исследуются основные способы выражения волеизъявления в PR-речи. Отмечается, что побуждение в PR-текстах выполняет служебную функцию, являясь инструментом привлечения внимания к базисному субъекту и его позиции. Волеизъявление в PR-тексте чаще всего выступает как призыв к активным действиям и указание направления. В статье рассматриваются особенности выражения волеизъявления в каждом из типов, отмечается зависимость их от сферы применения.  Abstract EXPRESSION OF WILL IN THE PR-TEXT The article is dedicated to the main ways of expressing the will in PR-speech. It is noted that the motivation in the PR-texts perform the secondary function as an instrument of attracting the attention to the basic subject and his position. The expression of will in PR-text often acts as a call to action and an indication of the direction. In the article are discussed the features of the expression of will in each of the types, noted their dependence on the application. Об ...

PARATEXTS ON TELEVISION. Part 1

2015, № 2 (8), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
ПАРАТЕКСТ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ. Часть 1 Автор объясняет понимание термина паратекст в научной литературе. Она дает характеристику польского паратекста в условиях нового телевидения. Паратекст создается после восприятия основного текста, но восприятие его возможно лишь при определённой установке на его восприятие и понимании культурного контекста. Паратекст — это тексты, которые сопровождают базовые тексты (книги, статьи в прессе, радио прослушивание) в буквальном смысле. В печатных текстах они могут сосуществовать, тогда как в устных текстах они воспринимаются непосредственно в момент восприятия основного текста. Богатое разнообразие паратекстов создается культурной средой его существования. Нет единого метода исследования паратекста, хотя он видится общим носителям культуры. Например, коммерческие телевизионные программы на радио, в прессе, как щит, плакат, кабаре программы, основанной на телевизионном тексте, гаджеты, произведенные в целях создания такого телевизионного шоу, интервью об э...

РЕФЕРЕНТНОЕ СОБЫТИЕ И РЕФЕРЕНТНАЯ БАЗА НОВОСТНОГО МЕДИАТЕКСТА

2015, № 2 (8), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
В статье рассматриваются понятия «референтное событие» и «референтная база», необходимые для разработки концепции референции новостного медиатекста. В работе раскрывается содержание этих понятий, проводится типологизация референтных событий, предлагается методология их описания.  Abstract REFERENCE EVENT AND REFERENCE BASIS OF THE NEWS MEDIA TEXT The paper deals with the concepts of “reference event” and “reference base”, necessary to build a referential theory of the news media text. In the work the scope of these concepts is interpreted, the typology of reference events is developed, their description methodology is proposed.  Об авторе Андрей Александрович Негрышев, кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого и французского языков Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых E-mail: negryshev@inbox.ru About the author Andrey Aleksandrovich Negryshev, PhD, Associate Professor of the Chair of German and ...

РАЗНОТИПНЫЕ ИНТЕРТЕКСТЕМЫ В ЖУРНАЛИСТСКОМ ТЕКСТЕ: ОПЫТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ОПИСАНИЯ

2015, № 2 (8), Функционирование языковых средств в массмедиа
В статье рассматривается способ построения журналистского текста через цитатный материал. Разные типы цитат соотносят текст с реальной действительностью и с культурой, организуя особый способ представления авторской и чужой речи и делая медиатекст полифоничным. Выделяются, характеризуются и сопоставляются функции актуальных и культурологических интертекстем, устанавливаются их общие и особенные семантические роли. Доказывается, что в реальной жизни текста разнотипные интертекстемы взаимодействуют, пересекаются, переходят из одной группы в другую. Поэтому интертекстемы любого типа являются полифункциональным феноменом.  Abstract VARIOUS TYPES OF INTERTEXTEMES IN JOURNALISTIC TEXTS: A FUNCTIONAL DESCRIPTION The paper discusses the way to construct the journalistic text through citations. Various types of citations refer the text to the reality and culture in order to represent specifically the addressee’s and other agents’ speech and to make the text more polyphonic. The...

РЕЧЕВАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ СИТУАЦИОННОЙ МОДЕЛИ: ЛИНГВОПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД (НА МАТЕРИАЛЕ ТРЭВЕЛ-ТЕКСТА)

2015, № 2 (8), Функционирование языковых средств в массмедиа
В статье в лингвопраксиологической перспективе рассматриваются способы представления в тексте ситуационной модели, отражающей этапы восприятия внеязыковой действительности и последовательность когнитивных (логических) операций, совершаемых автором трэвел-текста.  Abstract SPEECH EXPLICATION OF A  SITUATION MODEL: LINGUISTIC PRAXEOLOGY APPROACH (BASED ON TRAVELOGUE) The article is dedicated to explanation from the linguistic praxeology positions in what ways a situation model can be explicated in a text. A situation model is presumed to reveal the  perceptional and cognitive phases of the author’s contacts with the real world. Об авторе Редькина Тамара Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры речевой коммуникации Санкт-Петербургского государственного университета E-mail: t_redkina@inbox.ru About the author Tamara Yurievna Redkina, PhD, Associate Professor of the Chair of Speech Communication, St Petersburg State UniversityE-mail: t...