Воскресенье, Июнь 16Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике

«Хорошего человека должно быть много»: образ адресата в российской рекламе одежды больших размеров

2018. Том 5, № 4, Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
В статье рассматривается современная отечественная рекламная практика языкового воплощения адресата определенной товарной категории — одежды больших размеров. Обобщенный образ адресата (типичного представителя целевой аудитории) рассматривается как одна из важнейших составляющих рекламной коммуникации, призванная способствовать самоидентификации адресата при восприятии рекламного обращения. Ядерный признак рассматриваемой целевой аудитории (полнота, лишний вес) принято относить к недостаткам внешности. В связи с этим обозначение и адресата, и товарной категории находится в зоне коммуникативного риска, требуя от адресанта соблюдения принципа коммерческой корректности. Указанный принцип подразумевает подбор нетравматичных, эвфемистических языковых средств, способных маскировать неприятные с

Рекламное имя в массовом языковом сознании носителей русского языка (на материале интернет-конкурсов на лучшее название)

2018. Том 5, № 4, Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Статья посвящена выявлению массовых представлений современных носителей русской лингвокультуры о рекламном имени. Под термином «рекламное имя» рассматриваются имена собственные, используемые для обозначения объектов, подлежащих рекламированию (названий товаров, услуг, коммерческих предприятий и т. п.). Отношение к этим именам больших групп людей, объединенных в одно время общей номинативной задачей, демонстрируют массовые конкурсы на лучшее название. Материалом для анализа послужили четыре интернет-конкурса последнего десятилетия, посвященные изобретению рекламных имен, обозначающих разные группы объектов: автомобиля, банковской карты, сети магазинов, жилого комплекса. Единицами анализа выступали не только номинации, выбранные в итоге в качестве рекламного имени, но и весь корпус конкурсн

Особенности манипулятивного приема «эксплуатация интереса к сопутствующей информации» в рекламном дискурсе (на материале раздела «Порядок вещей» в журнале Story)

2018. Том 5, № 4, Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Статья посвящена анализу манипулятивной стратегии речевого воздействия, и прежде всего манипулятивных коммуникативных тактик и конкретных приемов их реализации, в рекламном дискурсе. Выделяются две основные манипулятивные тактики (тактика эксплуатации психоэмоциональной сферы и тактика работы с информационным потоком) и перечисляются конкретные приемы их реализации. Анализируется разновидность приема специфической подачи предлагаемой информации — эксплуатация интереса к сопутствующей информации. Прием основан на привлечении внимания к началу рекламной статьи, которое является своеобразной информационной заметкой, представляющей интересную фабульную информацию, аналогичную научно-популярному, публицистическому или беллетристическому повествованию. Этот прием может быть также назван приемом

Устная речь в текстах печатных СМИ

2018. Том 5, № 3, Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Статья посвящена анализу современных газетных текстов, для которых характерны черты устной речи, закодированной не только в лексико-семантической организации предложений, традиционно главного содержания стилистических исследований, но и в речевой организации текстов, нацеленных на политематическое представление действительности. Отмечено значение информационной структуры предложений как средства организации связного текста, которая отражает ход развития и передачи информации, включая задачу фокусирования внимания. В этом процессе активно используются фразовое ударение и акцентное выделение, которые деавтоматизируют повествование и его восприятие. Их проявление обусловлено актуальным членением предложения, получающим интонационное выражение. Также обращено внимание на использование структу

Эстетическая нагрузка диалектизмов в региональных медиатекстах

2018. Том 5, № 3, Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Продуктивные основы ценностной журналистики неминуемо связаны с движением автора к профессиональному идеалу, оригинальным видением событий, искренностью диалога, душевной открытостью и наполненностью, глубоким проникновением в социальные проблемы, приверженностью этическим нормам, демонстрацией эстетических предпочтений, свободой владения языком без снобистского отношения к любому из его элементов, в том числе местной лексике, ценной сегодня уже самим фактом существования. В статье рассмотрен круг эстетических задач, которые решают диалектные единицы в текстах журналистов и публицистов Восточной Сибири. В центре внимания — использование диалектизмов в качестве актуального средства эстетического воздействия, ресурса для выработки индивидуального стиля, идейно-эстетического мотиватора при о

Два регистра актуальной политической речи в современном болгарском медийном дискурсе

2018. Том 5, № 2, Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Медийная речь ярче всего отражает проблемы функционирования языка и процессы, протекающие в речевой практике. Поэтому через ее призму часто исследуется речь политиков, которая находится в прямой зависимости от основных тенденций речевой практики — интеллектуализации и демократизации речи. Для описания двух стилей политического говорения в статье вводятся два терминологических словосочетания — «брюссельский новоговор» и «популистское говорение». Брюссельский новояз, соответствующий процессу интеллектуализации, — один из стилей современной болгарской политической коммуникации. Ярким выражением процесса демократизации речи является популистский политический дискурс. Выявляются основные характеристики этих стилей. На конкуренции между обоими стилями политического говорения зиждется хрупкое рав

Стилистика театральных рецензий и арт-сознание современности

2018. Том 5, № 1, Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Статья посвящена стилистическим особенностям театральной рецензии, отражающим специфику современного арт-сознания. Цель статьи — кратко раскрыть феномен арт-сознания эпохи, обосновать его специфику как фактора, влияющего на стилистику современной театральной рецензии, и проследить отражение этого явления в материалах российских СМИ. В статье освещается комплекс вопросов, связанных с функционированием жанра рецензии и с основными тенденциями в языке театральной критики. Тема статьи представляет большой интерес в связи с актуальностью проблемы взаимодействия языка массмедиа и современной культуры. В статье анализируются речевые средства, отражающие и формирующие определенное восприятие искусства. Рассматриваются факторы, влияющие на эстетику рецензии, и языковые средства, служащие для выраж

ПРЕЦЕДЕНТНОСТЬ ИЛИ КВАЗИПРЕЦЕДЕНТНОСТЬ В ЯЗЫКЕ МАССМЕДИА

2017, № 4 (19), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
В статье рассматривается прецедентное имя в языке болгарских массмедиа. Предметом анализа становятся те случаи употребления сочетаний, которые якобы обладают статусом прецедентных, но не являются такими. Мы придерживаемся основных постановок об явлении прецедентности, впервые отмеченного Ю. Н. Карауловым. В статье исследуются сочетания типа българската Джуна, руската Ванга, в которых при анализе обнаруживается отсутствие оценки и экспрессии ввиду их равноправия по отношению к присущим им признакам. Данное качество рассматриваемых феноменов проявляется благодаря равноправию смысловых отношений эталона и референта. Такие случаи похожи на случаи, являющиеся прецедентными, но не обладающие их признаками. Такие феномены мы относим к явлению квазипрецедентности. Abstract PRECEDENT

CROSS-MEDIALITY AS DEVELOPMENT FACTOR OF THE MEDIA’S VISUAL LANGUAGE

2017, № 4 (19), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
КРОССМЕДИЙНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ЯЗЫКА В статье поставлена проблема влияния кроссмедийности на поликодовый медиа-текст СМИ, в первую очередь на визуальный язык. Автор рассматривает системный характер подобного влияния в трех парадигмах — типологической, интертекстуальной и форматной. Таким образом, исследование носит междисциплинарный характер и находится на стыке медиалингвистики и медиадизайна. Факторы формирования визуального языка СМИ исследуются на объемном фактическом материале в диахроническом и синхроническом аспектах. В первую очередь речь идет о глобальном культурном контексте и развитии иконоскопы в медиасреде. Особое внимание уделено созданию универсальных форм представления медиатекста, которые используются в различных СМИ для передачи определенных текстовых бл

МЕДИАЛИНГВИСТИКА В ЛИНГВОИМАГОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

2017, № 3 (18), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Статья посвящена аргументации важности данных лингвоимагологического анализа для современных медиатекстов. Близость последних и материала для лингвоимагологического анализа (путевые заметки, дневники, публицистические и иногда художественные тексты) проявляется в одинаковых функциях, хотя в медиатекстах преобладает экспрессивная, в лингвоимагологических — информативная, при этом усиливается роль оценки и личностного начала. На примере текстов Е. Р. Дашковой, Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя анализируется образ Англии и англичан в русском языковом сознании XVIII–XIX вв. Оценка этими авторами Англии и англичан разнообразна как в денотативном, так и в языковом отношении: это и восприятие составных частей Англии (Ирландия у Е. Р. Дашковой), характера ее жителей, описание обычаев и