Суббота, 27 апреляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике

Об исследовательском потенциале изучения хэштега как медиадискурсивного феномена

2019. Том 6, № 1, Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Целью статьи является расширение представлений о том исследовательском потенциале, которым обладает изучение хэштега. Автор отходит от традиционных представлений о хэштеге как механизме структурирования информационных потоков в социальных сетях и рассматривает этот феномен как ключ к изучению взаимодействия языка и сознания в условиях современного медиапространства. В своей работе автор придерживается той парадигмы медиалингвистических исследований, в которой язык рассматривается как когнитивный механизм, а взаимодействие языка и медиа изучается с точки зрения их влияния на концептуализацию действительности. С точки зрения когнитивной семантики хэштег может быть описан как квант контента, полученный в результате семантической компрессии содержания публикации адресантом. При этом он способен задавать модель интерпретации маркированного им сообщения адресатом, что говорит о его манипулятивном потенциале. Также описываются возможности комбинирования лингвистического анализа хэштега, включ...

Лингвистическая рефлексия интенциональности словацкого медиадискурса

2019. Том 6, № 1, Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
На основе результатов критического анализа дискурса влиятельных словацких общественно-политических медиа рассматриваются проблемы диалогизации, коллоквиализации, тривиализации, вульгаризации, фактографичной неопределенности, инфотейнмента и других проявлений преобладающих «качественных» ориентиров интенциональности современного медиатекста. Проблема интенциональности как движущей силы формирования и декодирования любого медиатекста и медиареальности как своеобразного конструкта на пересечении социальной и дискурсивной реальностей довольно сложна и разноаспектна, поэтому наше исследование ограничилось парциальной дескрипцией, толкованием и объяснением только некоторых аспектов и их языкового воплощения (на уровне лексики и синтаксиса). Особое внимание уделяется проблематике аксиологической дефектности, нарушающей идеальные, то есть в отношении медиадискурса институционально нормированные в этических кодексах, условия коммуникативного поведения. Аксиологическая дефектность медиадискурса ...

«Хорошего человека должно быть много»: образ адресата в российской рекламе одежды больших размеров

2018. Том 5, № 4, Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
В статье рассматривается современная отечественная рекламная практика языкового воплощения адресата определенной товарной категории — одежды больших размеров. Обобщенный образ адресата (типичного представителя целевой аудитории) рассматривается как одна из важнейших составляющих рекламной коммуникации, призванная способствовать самоидентификации адресата при восприятии рекламного обращения. Ядерный признак рассматриваемой целевой аудитории (полнота, лишний вес) принято относить к недостаткам внешности. В связи с этим обозначение и адресата, и товарной категории находится в зоне коммуникативного риска, требуя от адресанта соблюдения принципа коммерческой корректности. Указанный принцип подразумевает подбор нетравматичных, эвфемистических языковых средств, способных маскировать неприятные смыслы. На основе анализа широкой выборки рекламных посланий, обслуживающих пространство товарной категории «одежда больших размеров» (рекламные плакаты и объявления специализированных офлайн-магазинов...

Рекламное имя в массовом языковом сознании носителей русского языка (на материале интернет-конкурсов на лучшее название)

2018. Том 5, № 4, Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Статья посвящена выявлению массовых представлений современных носителей русской лингвокультуры о рекламном имени. Под термином «рекламное имя» рассматриваются имена собственные, используемые для обозначения объектов, подлежащих рекламированию (названий товаров, услуг, коммерческих предприятий и т. п.). Отношение к этим именам больших групп людей, объединенных в одно время общей номинативной задачей, демонстрируют массовые конкурсы на лучшее название. Материалом для анализа послужили четыре интернет-конкурса последнего десятилетия, посвященные изобретению рекламных имен, обозначающих разные группы объектов: автомобиля, банковской карты, сети магазинов, жилого комплекса. Единицами анализа выступали не только номинации, выбранные в итоге в качестве рекламного имени, но и весь корпус конкурсных названий. Такой подход обусловил использование комплексной методики исследования, включающей: дискурс-анализ конкурсов как коммуникативно значимых событий, дающий возможность разложить на последова...

Особенности манипулятивного приема «эксплуатация интереса к сопутствующей информации» в рекламном дискурсе (на материале раздела «Порядок вещей» в журнале Story)

2018. Том 5, № 4, Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Статья посвящена анализу манипулятивной стратегии речевого воздействия, и прежде всего манипулятивных коммуникативных тактик и конкретных приемов их реализации, в рекламном дискурсе. Выделяются две основные манипулятивные тактики (тактика эксплуатации психоэмоциональной сферы и тактика работы с информационным потоком) и перечисляются конкретные приемы их реализации. Анализируется разновидность приема специфической подачи предлагаемой информации — эксплуатация интереса к сопутствующей информации. Прием основан на привлечении внимания к началу рекламной статьи, которое является своеобразной информационной заметкой, представляющей интересную фабульную информацию, аналогичную научно-популярному, публицистическому или беллетристическому повествованию. Этот прием может быть также назван приемом беллетризации рекламной информации. Рассматриваются особенности семи конкретных манипулятивных ходов, с помощью которых реализуется названный прием: фактологического, тематического, ассоциативного, д...

Устная речь в текстах печатных СМИ

2018. Том 5, № 3, Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Статья посвящена анализу современных газетных текстов, для которых характерны черты устной речи, закодированной не только в лексико-семантической организации предложений, традиционно главного содержания стилистических исследований, но и в речевой организации текстов, нацеленных на политематическое представление действительности. Отмечено значение информационной структуры предложений как средства организации связного текста, которая отражает ход развития и передачи информации, включая задачу фокусирования внимания. В этом процессе активно используются фразовое ударение и акцентное выделение, которые деавтоматизируют повествование и его восприятие. Их проявление обусловлено актуальным членением предложения, получающим интонационное выражение. Также обращено внимание на использование структурных качеств устной речи, позволяющих вводить разные голоса участников, взаимодействие между которыми расширяет как тематический, так и интерпретационный аспект текста. Они проявляются во введении диа...

Эстетическая нагрузка диалектизмов в региональных медиатекстах

2018. Том 5, № 3, Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Продуктивные основы ценностной журналистики неминуемо связаны с движением автора к профессиональному идеалу, оригинальным видением событий, искренностью диалога, душевной открытостью и наполненностью, глубоким проникновением в социальные проблемы, приверженностью этическим нормам, демонстрацией эстетических предпочтений, свободой владения языком без снобистского отношения к любому из его элементов, в том числе местной лексике, ценной сегодня уже самим фактом существования. В статье рассмотрен круг эстетических задач, которые решают диалектные единицы в текстах журналистов и публицистов Восточной Сибири. В центре внимания — использование диалектизмов в качестве актуального средства эстетического воздействия, ресурса для выработки индивидуального стиля, идейно-эстетического мотиватора при оформлении редакционной политики издания, смыслоформирующего и стилеобразующего ядра публицистического текста как самостоятельного эстетического объекта. Показано, как уникальные лексемы наполняют текс...

Два регистра актуальной политической речи в современном болгарском медийном дискурсе

2018. Том 5, № 2, Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Медийная речь ярче всего отражает проблемы функционирования языка и процессы, протекающие в речевой практике. Поэтому через ее призму часто исследуется речь политиков, которая находится в прямой зависимости от основных тенденций речевой практики — интеллектуализации и демократизации речи. Для описания двух стилей политического говорения в статье вводятся два терминологических словосочетания — «брюссельский новоговор» и «популистское говорение». Брюссельский новояз, соответствующий процессу интеллектуализации, — один из стилей современной болгарской политической коммуникации. Ярким выражением процесса демократизации речи является популистский политический дискурс. Выявляются основные характеристики этих стилей. На конкуренции между обоими стилями политического говорения зиждется хрупкое равновесие в политическом пространстве. В поле медиа ведется борьба между участниками конфликта за то, чтобы заставить людей думать в координатной системе их понятий, пониманий и ценностей. Эти стили раз...

Стилистика театральных рецензий и арт-сознание современности

2018. Том 5, № 1, Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Статья посвящена стилистическим особенностям театральной рецензии, отражающим специфику современного арт-сознания. Цель статьи — кратко раскрыть феномен арт-сознания эпохи, обосновать его специфику как фактора, влияющего на стилистику современной театральной рецензии, и проследить отражение этого явления в материалах российских СМИ. В статье освещается комплекс вопросов, связанных с функционированием жанра рецензии и с основными тенденциями в языке театральной критики. Тема статьи представляет большой интерес в связи с актуальностью проблемы взаимодействия языка массмедиа и современной культуры. В статье анализируются речевые средства, отражающие и формирующие определенное восприятие искусства. Рассматриваются факторы, влияющие на эстетику рецензии, и языковые средства, служащие для выражения эстетической оценки, также затрагивается тема влияния постмодернизма на язык материалов о современном искусстве. Для анализа используются театральные рецензии, опубликованные в российских СМИ, пр...

ПРЕЦЕДЕНТНОСТЬ ИЛИ КВАЗИПРЕЦЕДЕНТНОСТЬ В ЯЗЫКЕ МАССМЕДИА

2017, № 4 (19), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
В статье рассматривается прецедентное имя в языке болгарских массмедиа. Предметом анализа становятся те случаи употребления сочетаний, которые якобы обладают статусом прецедентных, но не являются такими. Мы придерживаемся основных постановок об явлении прецедентности, впервые отмеченного Ю. Н. Карауловым. В статье исследуются сочетания типа българската Джуна, руската Ванга, в которых при анализе обнаруживается отсутствие оценки и экспрессии ввиду их равноправия по отношению к присущим им признакам. Данное качество рассматриваемых феноменов проявляется благодаря равноправию смысловых отношений эталона и референта. Такие случаи похожи на случаи, являющиеся прецедентными, но не обладающие их признаками. Такие феномены мы относим к явлению квазипрецедентности. Abstract PRECEDENTIALITY AND QUASI PRECEDENTIALITY IN MASS MEDIA DISCOURSE The article deals with precedent names in Bulgarian massmedia discourse. The subject of analysis are the use of the combinations that supposedl...