Суббота, 27 апреляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

2023. Том 10, № 2

Аргументы vs эмоции: аргументативные модели как инструмент идеологического противоборства в массмедиа

2023. Том 10, № 2, Медиастилистика
В статье анализируются тексты, освещающие в современном медийном дискурсе специальную военную операцию (СВО) Российской Федерации на территории Украины. Рассматривается вопрос о языковых стратегиях и тактиках, использующихся в медиатекстах, принадлежащих авторам, исповедующим разные идеологические позиции. Посредством лингвостилистического, функционально-грамматического и сравнительно-сопоставительного анализов делается вывод о том, что в текстах, с одной стороны, пророссийски настроенных, а с другой — либерально настроенных журналистов и блогеров в качестве языковых стратегий избираются разные методы аргументации. В результате исследования текстов, посвященных теме СВО, автор статьи приходит к выводу о преимущественно аргументированном характере речи пророссийских авторов и, наоборот, о преимущественно оценочном и гипотетическом, т. е. в целом эмоциональном типе речи в текстах либерально настроенных авторов. Утверждается, что основным методом аргументации пророссийских текстов являетс...

Способы выражения оценки в медийном экологическом дискурсе

2023. Том 10, № 2, Медиастилистика
Целью авторов статьи является описание и классификация способов выражения оценочного значения в медийном экологическом дискурсе. Задачи исследования включают в себя определение языковых средств выражения оценки в текстах СМИ, посвященных экологической проблематике; выявление в них лексических единиц и стилистических приемов формирования оценочной стратегии; создание типологии способов выражения оценочного значения в медийном экологическом дискурсе. В работе использовался метод компонентного анализа лексического значения слова, позволивший охарактеризовать лексические единицы, в семантике которых присутствует оценочный компонент. Применение метода контент-анализа способствовало выявлению прагматического потенциала аксиологической лексики, используемой в текстах российских СМИ на экологическую тему. В статье рассмотрена универсальная для медийного дискурса категория оценки и предложена классификация способов выражения оценочного значения в медийном экологическом дискурсе, предполагающа...

Артефакты культуры в поликодовом рекламном тексте: типы цитатности

2023. Том 10, № 2, Лингводискурсология медиа
В статье исследуется проблема использования в структуре поликодового рекламного текста артефактов культуры — созданных человеком материальных или ментальных объектов, функционирующих в различных сферах культурно-семантического поля. Методология исследования опирается на структурно-семиотический подход и функциональный анализ, в рамках которых современный медийно-рекламный дискурс рассматривается как интертекстуальное коммуникативное пространство, где происходит генерация новых смыслов, основанных на когнитивной обработке информации о новых феноменах и трансформации уже существующих в культурном пространстве артефактов. В работе рассматриваются различные подходы к определению понятия артефакта; выявляется типология артефактов культуры, используемых в рекламе. На основе дихотомии художественного и внехудожественного способов освоения человеком мира выделяются следующие типы артефактов в структуре поликодового медийно-рекламного текста: артефакты пространственного искусства (изобразительн...

Полидискурсивность интернет-мема как реализация его лингвокреативного потенциала

2023. Том 10, № 2, Лингводискурсология медиа
Интернет-мем как единица информационно-смыслового обмена, имеющая поликодовую структуру и статус прецедентного текста, обладает высоким лингвокреативным потенциалом. Лингвокреативность мема формируется за счет механизмов косвеннопроизводной номинации, обеспечивающей многослойную когнитивную структуру и обусловленной типом и топиконом дискурса, что, в свою очередь, определяет его широкую востребованность и в конечном счете жизненный цикл. Анализ массива интернет-мемов свидетельствует об устойчивости тех единиц, содержательный план которых перманентно актуален для пользователей, соответствует их культурной базе. При этом, по мнению авторов, именно лингвокреативный потенциал мема, возможность видоизменяться обеспечивают длительный временной цикл его существования. В статье на репрезентативном материале выявлены возможные направления креативного развития мема, среди которых расширение компонентного состава исходной единицы, замена другой единицей в рамках лексико-семантической группы, ак...

Репрезентация топонимических изменений в российско-украинском медиадискурсе: проблемы национальной безопасности и защиты исторической памяти

2023. Том 10, № 2, Лингводискурсология медиа
Репрезентация переименований географических объектов в СМИ является значимым направлением государственной информационной политики, поскольку введение «новой топонимики» в активный речевой обиход и формирование языкового сознания массовой аудитории происходят именно через средства массовой коммуникации. Способность государства посредством исторической и социокультурной аргументации позиционировать трансформацию топонимического поля как рационально или идеологически мотивированный шаг оказывает существенное влияние на отношение граждан к властным институтам. Изменения в топонимике влияют на национальную концептосферу и могут рассматриваться как лингвистический инструмент государственной политики по формированию образа исторического прошлого. Можно констатировать, что как сами топонимические трансформации, так и их репрезентация в медиасреде являются элементом лингвистической безопасности и своеобразным гуманитарным оружием в информационной войне. Актуальные изменения в топонимике, дикт...

Адаптация в казахском интернет-дискурсе иноязычных языковых единиц, заимствованных через русский язык

2023. Том 10, № 2, Критика медиаречи
В статье обобщается опыт исследования иноязычных языковых единиц, заимствованных через русский язык, в казахском интернет-дискурсе. Целью исследования является описание способов приспособления (адаптации) заимствований в контексте речевых практик казахско-русских билингвов, интернет-пользователей, на фоне языко-речевых контактов участников современного интернет-дискурса. Объектом исследования являются виды иноязычных языковых единиц, заимствованных через русский язык, в казахском интернет-дискурсе, а предметом исследования выступают речевые практики казахско-русских билингвов, интернет-пользователей. В ходе исследования применялся комплексный анализ, включающий элементы описательного, контрастивного, фонетического, лексикографического, лексико-семантического анализов, приемы количественного подсчета и перевода текстов. Описание межъязыкового взаимодействия производилось на синхроническом материале — высказываниях современных интернет-пользователей, извлеченных из казахского контента ...

Проблема цифрового этикета в русских и английских медиатекстах: на материале миграционного дискурса

2023. Том 10, № 2, Критика медиаречи
В связи с повсеместным внедрением цифровых технологий в различные сферы жизни проблема цифрового этикета стала одной из самых перспективных и активно исследуемых задач современной науки. Цифровизация влияет на процессы медиакоммуникации, что требует выработки определенных этических норм в виртуальной среде. Предлагаемое исследование посвящено изучению и сравнению цифрового этикета в англоязычных и русскоязычных медиатекстах на примере данных социальных медиа. В рамках нашего исследования цифровой этикет рассматривается как продолжение речевого этикета, направленного на нейтрализацию агрессии по отношению к уязвимым членам общества в онлайн-среде. С помощью комбинации методов, а именно сентимент-анализа и анализа лексических ассоциаций, были проанализированы сообщения о мигрантах на форумах, в социальных сетях, блогах, мессенджерах и микроблогах. Семантическая направленность текста определялась с помощью программы автоматического анализа текста и последующей лингвистической экспертизы. ...

Дифференциация мягкой, жесткой и умной силы в медийном дискурсе реагирования: экспериментальное исследование

2023. Том 10, № 2, Критика медиаречи
Представлены и дифференцированы силы дискурса в современном медийном интернетпространстве на примерах социального, политического, религиозного видов дискурсов. Используемые методы: интерпретация, инференция и лингвистический эксперимент. Цель исследования — проанализировать понимание медийным адресатом умной, мягкой и жесткой сил дискурса. Проведено онлайн-анкетирование в Google-форме для выявления степени понимания терминов умной, мягкой и жесткой сил и их практического применения разноплановым адресатом. В ходе исследования подтвердилась гипотеза о способности не узкоспециализированного адресата дифференцировать воздействующие силы дискурса. Дифференциация сил дискурса подтверждена ⅔ респондентов, которые верно определили силы. Сила каждого примера обоснована по предложенным параметрам. Вначале анализируется группа ответов, которые набрали наибольшее количество правильных ответов. Затем выполняется интерпретативно-инференционный анализ явных ошибок респондентов при определении сил. В...