Четверг, Сентябрь 20Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Выпуск 2016 № 5

2016 выпуск 5
Материалы I Международной научно-практической конференции «Язык в координатах массмедиа»

2016 спецвыпуск 5 - Журнал "Медиалингвистика"

Рецензенты

д-р филос. наук
И. В. Анненкова
(Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова)

д-р филол. наук
Б. Я. Мисонжников
(Санкт-Петерб. гос. ун-т)

Редакционный совет

М. Войтак
(Люблин, Польша)

Ст. Гайда
(Ополе, Польша),

Дж. Ш. Аята
(Стамбул, Турция)

Т. ван Дейк
(Барселона, Испания)

Т. Г. Добросклонская
(Москва, Россия)

М. Ю. Казак
(Белгород, Россия)

О. Б. Сиротинина
(Саратов, Россия)

Чжан Хуэйцинь
(Пекин, Китай)

В. Е. Чернявская
(С.-Петербург, Россия)

Т. В.Чернышова
(Барнаул, Россия)

Редакционная коллегия

В. Попова,
Х. Христова,
И. Костадинова
(Шумен. ун-т им. Епископа Константина Преславского, Болгария);

В. В. Васильева,
Ю. М. Коняева
(С.-Петерб. гос. ун-т, Россия)

Научные редакторы

Л. Р. Дускаева
(С.-Петерб. гос. ун-т, Россия)

Т. Г. Добросклонская
(Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Россия)

Д. Попов
(Шумен. ун-т им. Епископа Константина Преславского, Болгария)

Ответственный редактор

В. В. Васильева
(С.-Петерб. гос. ун-т, Россия)

В сборнике представлены доклады участников I Международной научно-практической конференции (6–9 сентября 2016 г. Варна, Болгария). Организаторами конференции явились Шуменский университет имени Епископа Константина Преславского, Лаборатория прикладной лингвистики при Шуменском университете имени Епископа Константина Преславского, Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета и Комиссия по медиалингвистике при Международном комитете славистов.

В фокусе дискуссий находилось актуальное состояние и перспективы исследований, посвященных функционированию славянских языков в журналистской практике, в сфере PR и рекламы.

Тексты на русском, болгарском и английском языках. Фактические сведения приводятся в авторской редакции.

Сборник рассчитан на исследователей массовой коммуникации, практикующих журналистов и специалистов в области PR и рекламы.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЛЕНАРНОЕ ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ

Дускаева Л. Р. (Санкт-Петербург, Россия). Язык в координатах массмедиа: важнейшие исследовательские подходы

Златева М. Г. (София, България). Какво ново може да даде медиалингвистиката на „галванизиращия кръговрат“ между ПР и журналистиката?

Мавродиева И. Т. (София, България). Бранд журналистика, онлайн медии и социални мрежи

Добрева E. Р. (Шумен, България). Криминалнолитературни оценки за масмедиите

Кормилицына М. А. (Саратов, Россия). Конструкции «новояза» в современной прессе как сигналы денотативной расплывчатости медиатекста

ПАНЕЛЬ I. МЕДИАТЕКСТ: СТРУКТУРА, КОМПОЗИЦИЯ, ВЕКТОРЫ ОБНОВЛЕНИЯ

Аврамова В. Н. (Шумен, Болгария). Прецедентность или квазипрецeдентность в языке массмедиа

Антропова В. В. (Челябинск, Россия). Аксиосфера современных российских медиатекстов: возможности лингвокультурной концептологии

Беловодская А. (Вильнюс, Литва). Интернет-лингвистика в контексте вопроса о статусе медиалингвистики

Волкова А. А. (Томск, Россия). Современный российский медиадискурс: интеграция слов, традиций, культур

Гецов А. В. (Велико-Търново, България). Медиите като средство за масова профанация

Гойхман О. Я. (Москва, Россия). Осуществление современными массмедиа связей с общественностью посредством речевой коммуникации

Демешкина Т. А. (Томск, Россия). Взаимодействие медийного и диалектного пространства как фактор трансформации народной речевой культуры

Загидуллина М. В. (Челябинск, Россия). «Понять логику Пикабу»: пуант как формула успеха высказывания

Казак М. Ю. (Белгород, Россия). Журналистский текст: эстетические векторы обновления

Колосова А. А., Поплавская Н. В. (Москва, Россия). Цифровые технологии в создании новых форматов медиатекстов

Матвеева Е. О. (Москва, Россия). Медиатекст как источник неологизации современного русского языка

Мокробородова Л. (Турку, Финляндия). Групповые блоги как объект медиалингвистики

Муравьева Н. Ю. (Москва, Россия). Язык СМИ и русский литературный язык: к вопросу о единстве регулирующих правил

Нестерова Н. Г. (Томск, Россия). О новом подходе к исследованию радиотекста

Печетова Н. Ю. (Якутск, Россия). Языковые средства выражения иронии в авторском публицистическом тексте

Селютин А. А. (Челябинск, Россия). Медиатекст и медиаличность: формирование языкового вкуса в социальной сети

Фёдоров В. В. (Челябинск, Россия). Трансформация экспрессивного компонента риторической модели современных российских медиа

Чумак-Жунь И. И., Стручалина Г. В. (Белгород, Россия). Эстетика рекламы: синестезия как стратегия создания рекламного образа

Шарафутдинова О. И. (Челябинск, Россия). Влияние медийных практик на речевое поведение русской лингвокультурной личности

Шестакова Э. Г. (Донецк, Украина). Об эстетических границах медиатекста

ПАНЕЛЬ II. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В СЛАВЯНСКИХ МАССМЕДИА

Hauge Kjetil Rå (Oslo, Norway ). Does the “serious” press have a richer vocabulary than the “boulevard” press?

Koeva S., Stoyanova I. (Sofia, Bulgaria). Quotation extraction for media monitoring

Phillipov V. (Sofia, Bulgaria). The case for case of … intonation

Александрова С. Н. (Шумен, България). За някои изследвания на учтивостта в езика на българските медии

Асенова А. А. (Шумен, България). Езикът на икономическата журналистика

Ващенко Д. Ю. (Москва, Россия). Метадиалектные рефлексии пользователей словацких интернет-форумов

Джонова М. Г. (София, България). Поздравите в медийната реч

Дойкова И. Ц. (Варна, България). Англицизмите в българските електронни медицински списания — разкрепостеният език на науката

Досев В. Т. (Варна, България). Манипулативна употреба на икономически метафори в медийни текстове

Драгичевич Р. М. (Белград, Сербия). Что мы узнаем о словообразовтельном ядре и периферии из языка СМИ

Ефтимова А. Б. (София, България). Евфемизация и детабуизация на медийната реч в таблоидите (върху лексика за сексуални отношения и принадлежност)

Иванова Д. Ч. (Шумен, България). Синкретичният език на буктрейлъра

Мец Д. М. (София, България). Комуникацията е всичко! Слоганът — любов от пръв поглед

Павловская Н. Ю. (Минск, Беларусь). Транспонирование модальных смыслов в смеховом медиадискурсе

Петкова-Калева С. Я. (Шумен, България). Грамматические аспекты политической оценки в наивном политическом дискурсе форумных комментариев

Полонский А. В. (Белгород, Россия). Критерии и принципы массмедийности

Попов Д. Д. (Шумен, България). Сексуална стереотипност на мъжкия и женския глас в медиите

Попова В. А. (Шумен, България), Попова С. Д. (Мюнхен, Германия). Лексикални особености на масмедийния език

Пунишич С. Г., Суботич М. З., Максимович С. Р. (Белград, Сербия). Диахронические изменения качества речи у носителей сербского языка

Русева-Пеева З. Й. (Шумен, България). Някои аспекти на колоквиализацията в медийния език

Савова И. К. (Шумен, България). Лексикално изграждане на криминалните новини

Стефанова М. И. (Шумен, България). Социалните евфемизми — позитивната стратегия за учтивост в езика на медиите

Стоянова Ю. И. (София, България). Маскулинизация в българските медии

Тишева Й. В. (София, България). Прагматични маркери в медийния диалог

Тодорова Д. Б. (Шумен, България). Метафората в текста и в спортния дискурс

Цвркова Г., Клаусова В., Трейбал В. (Пльзень, Чехия). Экспрессивно- прагматическая функция газетных заголовков

Чакърова К. А. (Пловдив, България). За една морфологична особеност на заглавията в съвременната българска преса

Шутева Р. С. (София, България). Метафората във виртуалното пространство

Щипицина Л. Ю. (Архангельск, Россия). Особенности использования оценочной лексики в немецких профессиональных и гражданских СМИ

ПАНЕЛЬ III. ЭСТЕТИКА МЕДИАРЕЧИ 

Paneva B. В. (Skopje, Makedonija). Mediaculture in macedonian educational system (speech and language)

Арсеньева Т. Е. (Томск, Россия). Жанровое своеобразие просветительских радиопрограмм о культуре чтения

Ахьямова И. А., Беляева М. А. (Екатеринбург, Россия). Специфика тематической речевой сферы «журналистика в области культуры»

Басовская Е. Н. (Москва, Россия). «Высоким слогом говоря…»: область патетического в современном русском медиатексте

Бойчева С. П. (Шумен, България). Функция и значение на чуждоезичните думи в медията литературен текст. Илия Троянов: «Власт и съпротива»

Димитрова А. Д. (Шумен, България). Раболепието в български, руски и немски online-медии

Лопачева М. К. (Санкт-Петербург, Россия). Интертекстуальность как средство эстетизации публицистической речи

Прокофьева Н. А. (Санкт-Петербург, Россия). Фатическая речь как средство эстетизации журналистского текста

Цветова Н. С. (Санкт-Петербург, Россия). Эстетика медиаречи

ПАНЕЛЬ IV. МЕТОДИКИ ЛИНГВОЭКСПЕРТНОГО АНАЛИЗА МЕДИАТЕКСТОВ 

Ivanova V. I. (Shumen, Bulgaria). Gatekeeper vs gatewatcher in online journalism

Ivanova I. N. (Shumen, Bulgaria). Media genres in elt materials: levels of text analysis and manipulation

Васильева В. В. (Санкт-Петербург, Россия). Методы исследования вербально-визуального смыслового взаимодействия в медиатекстах

Венгранович М. А. (Тольятти, Россия). Проблемы лингвоэкспертной диагностики пропаганды как речевого деликта экстремистской направленности в медиатексте

Добрева А. Н., Тачева В. Г. (Варна, България). Говоренето на здравни теми по визуалните медии

Иваненко Г. С. (Челябинск, Россия). Семантические компаративы в рекламе: коллизии экспертной квалификации

Кара-Мурза Е. С. (Москва, Россия). Проблемы и задачи лингвистической экспертизы коммерческой рекламы как поликодовой коммуникации

Карпилович Т. П. (Минск, Беларусь). Модели взаимодействия категорий субъектности и оценочности в информационных медиатекстах

Стоянова Е. В. (Шумен, Болгария). Метафора как средство организации и исследования медиадискурса

Чалыкова Т. И. (Шумен, Болгария). СМИ, слухи и история: о князе Дмитрии Мурузи

Чернышова Т. В. (Барнаул, Россия). Рекламный текст как объект лингвистической экспертизы

ПАНЕЛЬ V. РЕЧЕВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО МЕДИАДИСКУРСА 

Адамка П. (Нитра, Словакия). «Лидер российской оппозиции» в словацком медиапространстве

Едличко А. И., Туманова Ю. О. (Москва, Россия). Деонимизация имен собственных в современном политическом медиадискурсе: русско-немецкие параллели

Иванова Л. П. (Киев, Украина). Медиалингвистика в лингвоимагологическом аспекте

Каблуков Е. В. (Екатеринбург, Россия). К вопросу о конструировании концепта «информационная война» в российском медиадискурсе

Коньков В. И. (Санкт-Петербург, Россия). Политический медиадискурс: объем и содержание понятия

Попова Т. И. (Санкт-Петербург, Россия). Интервью с политиком с точки зрения персонального и институционального дискурсов

Сурикова Т. И. (Москва, Россия). Прагматическая энантиосемия политической терминологии в дискурсе СМИ

Чернышов Ю. Г. (Барнаул, Россия). «Народный губернатор» и региональная элита: проблемы коммуникации

Янева П. И. (София, България) Политическата коректност в лингвистиката

ПАНЕЛЬ VI. ЛИНГВИСТИКА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА 

Десюкевич О. И. (Минск, Беларусь). Явление эвфемизации в публицистической речи

Ивченков В. И. (Минск, Беларусь). Лингвистика публицистического текста в Беларуси: становление и векторы обновления

Конюшкевич М. И. (Гродно, Беларусь). Влияние языка СМИ на формирование коннекторов внутритекстовых связей

Минчук И. И. (Гродно, Беларусь). Специфика освещения типовой
ситуации «награждение» в белорусском медиапространстве

Орлова Т. Д. (Минск, Беларусь). Принципы структурообразования мини-рецензии

Пивоварчик Т. А. (Гродно, Беларусь). Прагматика употребления кванторной лексики в языке региональной газеты

Пушкарева И. А. (Новокузнецк, Россия). О специфике регионального медиадискурса

Саенкова-Мельницкая Л. П. (Минск, Беларусь). Медиатекст как феномен культуры: «Кинодом» в газете «СБ. Беларусь сегодня»

Свитич Л. Г. (Москва, Россия). Контент-анализ семейных ценностей в печати

Стойкова Н. С. (Шумен, Болгария). Специфика заголовков о террористических актах на страницах болгарских газет

Цыбульская М. П. (Минск, Беларусь). Модификации современного медиатекста: индивидуальная эмотивность

ПАНЕЛЬ VII. NEWS DISCOURSE IN THE FOCUS OF MEDIA LINGUISTICS 

Cheshmedzhieva-Stoycheva D. S. (Shumen, Bulgaria). Imported terrorism: Compassion vs. Guns

Dobrosklonskaya T. G. (Moscow, Russia). Information model as instrument for the analysis of the news discourse

Konyaeva Yu. M. (St Petersburg, Russia). Information portrait as a type of news texts in mass media

Nedelcheva S. Y. (Shumen, Bulgaria). The Bal- kan route: Multimodality in the representation of migration in Bulgarian online news

Simber A. (İzmir, Turkey). Being polyglot and becoming polyglot

ПАНЕЛЬ VIII. МЕДИАТЕКСТ В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 

Subotić M. Z., Punišić S. G., Nenadović V. R. (Belgrade, Serbia). The impact of electronic media exposure on children with communication disorders

Киркинская Т. И. (Барнаул, Россия). Медиатекст в методической работе

Костадинова И. Д., Петрова К. И. (Шумен, Болгария). Использование медиатекстов в практике преподавания русского языка как иностранного

Михайлова Ю. Н. (Екатеринбург, Россия). Ценностные речевые сферы в региональных интернет-форумах

Нестерова Н. Г., Фащанова С. В. (Томск, Россия). Лингвометодический потенциал радиотекста культурно-просветительской программы в аспекте РКИ

Полетаева О. А. (Минск, Беларусь). Методический потенциал языковой игры в заголовках текстов средств массовой коммуникации

Совиль М. (Белград, Сербия). Влияние ТВ на развитие детей

Чернышова Т. В. (Барнаул, Россия). Медиатекст в методической работе

ПАНЕЛЬ IX. ТРЭВЕЛОГ КАК ТИП МЕДИАТЕКСТА

Абашев В. В. (Пермь, Россия). В. И. Немирович-Данченко и Д. Н. Мамин-Сибиряк: типология видения пространства в путевых очерках

Абашева М. П. (Пермь, Россия). Трансформации жанра травелога в пространстве новых медиа

Власова Е. Г. (Пермь, Россия). Средства коммуникации и травелог: на материале уральского травелога конца XVIII — начала XX в.

Козлов А. Е. (Новосибирск, Россия). Травелог как социальный и идеологический проект XIX века

Моштаг Е. С. (Харьков, Украина). Экспрессивность современного украинского женского травелога

Подлубнова Ю. С. (Екатеринбург, Россия). Изображение малых народностей Урало-Сибирского региона в травелогах 1930-х гг.

Пономарев Е. Р. (Санкт-Петербург, Россия). Пространство имперского травелога

Протопопова О. В. (Пермь, Россия). Реализация нарративной интенции в документальном трэвелоге

Редькина Т. Ю. (Санкт-Петербург, Россия). Категория «образ автора» в трэвел-тексте социальных медиа

Щеглова Е. А. (Санкт-Петербург, Россия). Текстообразующая роль лексики в путевых очерках 2-й пол. XIX века

ПАНЕЛЬ X. PR И РЕКЛАМА 

Peneva D. V. (Shumen, Bulgaria). Ways of expressing apologiеs in english and bulgarian sports discourse

Todorova R. B.(Shumen, Bulgaria). Expectation effects in bulgarian advertising

Zirka V. V. (Dnipropetrovsk, Ukraine). Lexis functioning in a plausible advert: manipulative aspect

Александрова К. С. (София, България). Библиотечен пиар: роля на библиотеката в хуманизацията, като фактор на общественото развитие

Балахонская Л. В. (Санкт-Петербург, Россия). Способы образования окказиональных коммерческих имен

Бонджолова В. Ц. (Велико-Търново, България). Антонимите и тяхната употреба в рекламния текст

Василев В. Р. (Шумен, България). Тенденции при рекламата в областта на електронните спортове и социалните мрежи

Дубинина К. С., Ильина О. В. (Екатеринбург, Россия). Конструирование реальности в материалах регионального информагентства: между журналистикой и пиаром

Малькова В. В. (Москва, Россия). Устойчивые и авторские сравнения в текстах русской, английской и немецкой рекламы

Манчев В. С., Солнцева-Накова Е. В. (София, Болгария). Еще раз о специфике русских и болгарских рекламных текстов

Пикулева Ю. Б. (Екатеринбург, Россия). Маркетинговые коммуникации вуза через призму ценностей адресата

Ромашова И. П. (Омск, Россия). Медийные практики российских корпораций

Савченко Л. В. (Симферополь, Россия). Фразеологические единицы в рекламных слоганах: этнокультурный аспект

Сергеева Е. В. (Санкт-Петербург, Россия). Манипулятивные приемы в рекламных текстах «глянцевых» журналов

Ставрева-Доростолска С. Н., Фотев П. П. (Варна, България). Хуморът в телевизионните реклами на лекарства

Стоянович П. И. (София, България). Специфични проблеми на пиара в сферата на хуманитаристиката (науката, образованието, библиотечното дело) в България 

ПЛЕНАРНОЕ ЗАКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ 

Добросклонская Т. Г. (Москва, Россия). Медиалингвистика в структуре современного языкознания

Ивченков В. И. (Минск, Беларусь). Медиалингвистика в кругу смежных дисциплин 

Чудинов А. П., Цыганкова А. В. (Екатеринбург, Россия). Политическая лингвистика и медиалингвистика: статус и грани соприкосновения