Вторник, 19 мартаИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

2022. Специальный выпуск № 9

Материалы VI Международной научной конференции «Язык в координатах массмедиа»

2022 спецвыпуск 9 "Медиалингвистика"

ISBN 978-5-00110-298-4

Научный редактор

Л. Р. Дускаева

Ответственный редактор

А. А. Малышев

В сборнике представлены одобренные руководителями секций и круглых столов материалы докладов участников VI Международной конференции «Язык в координатах массмедиа», организованной в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета при финансо-
вой поддержке фонда «Русский мир».

Авторы сборника — представители научных и образовательных организаций разных городов России, Болгарии, Вьетнама, Греции, Казахстана, Китая, Ливана, Республики Беларусь, Сербии. 

Фактические сведения приводятся в авторской редакции.

СОДЕРЖАНИЕ

ОТРАЖЕНИЕ ДИНАМИКИ ГРАММАТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Бонджолова В. Ковид оказионализми в българския език

Врублевская О. В. Коннотативные имена как отражение аксиосферы медиадискурса

Галкина Н. П. Признаки имплицитного «присутствия» автора в структуре сложноподчиненных предложений детерминантного типа (на материале публицистики) 

Глинка Е. В. Квазисинонимия в современном белорусском медиадискурсе 

Глущенко О. А. Расширение функционала графемы как проявление специфики семиотической природы языка (на примере Z-символизации в русском языке первой половины 2022 года) 

Драгичевич Р. Медиатекст как источник изучения новых словообразовательных и лексико-семантических изменений в современном сербском языке 

Каверина В. В. Динамика нормы оформления финала инфинитива возвратных глаголов в ведомостях XVIII в. 

Кобяков А. В. Журналистские жанры и феминитивы: влияние на языковую практику

Конюшкевич М. И. Этюд о связи (Реализации одного из значений предлога «между» в медиаречи)

Косова Г. Р. Аспект медиаобразования в китайской аудитории на уроках русского языка как иностранного (на примере газеты «Metro Москва») 

Куликова Э. Г. Англизация и аналитизация как системные процессы: отражение в медиа

Ляшенко Е. С. Предикатная и непредикатная номинация процессов изменения в газетных статьях

Малышев А. А. Глагольность текстовых онлайн-трансляций шахматных партий 

Осетрова Е. В. «Мы» и «Они» в языковом представлении

Чернышева М. И. Новые академические словари и язык СМИ

Чжан Вэньцзин. Своеобразие языка современных СМИ под влиянием диджитализации 

Шмелёва Т. В. Грамматика языка медиа: фактор жанра

Шмурак Р. И. Газетный корпус Национального корпуса русского языка как грамматический инструмент для совершенствования русского языка как иностранного 

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ОНЛАЙН-ПОЛИЛОГА

Дускаева Л. Р. Этикетная линия в полилоге комьюнити

Ерофеева И. В. Нарушения речевого этикета как фактор коммуникативных неудач в онлайн-полилоге

Иванова Л. Ю. Коммуникативная санация конфликта в онлайн-комьюнити для фатического общения 

Комарова Е. В., Богданова И. А. Сопоставительный анализ цифрового этикета в русском и английском языке: миграционный дискурс 

Пильгун М. А. Когнитивные исследования по данным социальных медиа 

Самсонова Е. А. К вопросу об особенностях освещения общемедийного топика «специальная операция» в социальной сети ВКонтакте 

Солодовникова Н. Г. Эмоции жертвы буллинга 

Тактарова А. В., Черкасова М. Н. Медийная рефлексия коронавирусного образования (прагмалингвистический анализ) 

Харламов А. А. Нейросетевой инструментарий для анализа онлайн-полилога 

ЯЗЫК ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРОТИВОБОРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ МАССМЕДИА: ГРАНИЦЫ ДОПУСТИМОГО

Байбатырова Н. М. Манипулятивная направленность политических текстов как инструмент идеологического противоборства 

Бактыбек Ш. Интерпретация топонимических процессов в медиа на фоне глобальных тенденций лингвополитики СНГ 

Бебчук Е. М., Тулупов В. В. Язык информационной войны 

Борисова Е. Г. Задание меры эффективности воздействия 

Воскресенская М. А. Допустимое и неприемлемое в профессиональной идеологии журналистики 

Данилевская Н. В. Аргументы vs эмоции: аргументативные модели как инструмент идеологического противоборства в массмедиа

Дроздова А. В. «Счастье не за горами»: дискурсивные новации в «языке освобождения Донбасса» 

Ершова А. А., Литвин А. С. Парономазия как средство идеологической манипуляции: лингвистический и юридический аспект 

Зайцева И. П. Контактирование близкородственных славянских языков в публицистическом произведении как способ воплощения авторской позиции 

Иванова Т. К., Гарифуллина Д. Б. Публичное выступление политического лидера: языковые средства и эмоциональное воздействие 

Каверина Е. А., Браун А. В. Культура и политика на страницах газеты The Art Newspaper 

Мазикова Н. Ю., Пашкова Д. И. Языковые особенности фейковых сообщений, часто пересылаемых в мессенджерах 

Мамонова Н. В. Перекодировка интерпретаций событийных цепочек в медиадискурсе 

Петрова М. В. Понимание как ругательство — о семантическом расхождении лексических единиц языков в ходе идеологического противоборства 

Якоба И. А. Особенности измерения манипулятивного потенциала медиатекстов инструментами технологии «Умная настройка» дискурса 

РУССКИЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В КООРДИНАТАХ СЛАВЯНСКОГО МИРА: АКСИОСФЕРА, КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕОЛОГЕМЫ И МОДУСЫ

Абрамова Е. И. Медиатексты современности: аксиологические приоритеты и коммуникативные вызовы 

Алтабаева Е. В. Ключевые концепты публицистического дискурса Е. И. Замятина 

Басова А. И. Аксиологические доминанты в межкультурном медиапространстве 

Бойкова Н. Г. Политическая сатира на российском телевидении 

Брусенская Л. А. Публицистика vs медиакритика (на материале текстов Т. Москвиной) 

Васильченко М. А. Публицистичность как составляющая стиля медиабренда

Голокова М. С. Концепт патриотизма в спортивном дискурсе российских медиа 

Груздева М. А. Аксиологическое наполнение концепта «родина» в русскоязычных медиа Беларуси 

Гулякова И. Г., Лю Цзяси. Эвфемизм как конституирующий элемент спортивного медиадискурса (по материалам интернет-портала «Аргументы и факты») 

Егорова Л. С. Авторская интенция в публицистическом тексте на примере субдискурса фигурного катания 

Жолнерович П. П. Использование герменевтических канонов Э. Бетти при проведении редакторского анализа 

Ивченков В. И. Идеологические клише и социальная стигматизация в медийной практике современности: точки бифуркации 

Китанина Э. А. Проявление гражданственности в русской общественно-политической блогосфере 

Коньков В. И. Блеск и нищета Интернета 

Кузьмина Л. А. Текстогенность прецедентных знаков культуры в заголовочном комплексе 

Лущинская О. В. Аксиосфера сетевого издания Sb.by: топики и их лингвостилистическое моделирование 

Морина Л. А. Лингвориторическая реконструкция аргументации в публицистических текстах о пандемии 

Протопопова О. В., Кавардакова Е. Л. Плакаты стран-участниц антигитлеровской коалиции (1941–1945) 

Ремчукова Е. Н. Динамика прецедентного знака в медиатексте: прецедентное клише как стандарт, прецедентный комплекс как творчество 

Тихомирова Л. С. Роль оценки в заголовках рекламных текстов города Перми 

Тютеньков М. С. Аксиологические и прагматические аспекты коммуникации в видеоблогосфере 

Хохлина Н. В. Динамика изменения звукового облика речи телеведущих 

Цыбульская М. П. Модус как способ моделирования смыслов в медиатексте 

Черноусова А. С. Образ города в материалах региональной прессы 

Якимова С. И. Медиадискурсивная практика эмигрантского журнала «Рубеж» в социокультурном контексте 1920–1930-х гг.

ЛИНГВОПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕДИАДИСКУРСА В ОБЩЕСТВЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕ

Карпухина В. Н. Конфликтогенные коммуникативные ситуации в сетевом медиадискурсе: политкорректный дискурс The Guardian 

Чернова Т. А. Мем как новый вид фразеологизма 

Чернышова Т. В. Спорный медиатекст: коммуникативная удача /неудача или речевое правонарушение? 

Шмаков А. А. К проблеме выявления завуалированной информации в текстах электронных переписок (по материалам лингвоэкспертной практики) 

ТЕЛЕ- И РАДИОРЕЧЬ В ЛИНГВОДИСКУРСИВНОМ АСПЕКТЕ

Бахирев Ю. Г. Грамматический феномен А. Колесникова (ИД «Коммерсант») 

Варфоломеева Ю. Н., Калмынина Э. В. Особенности новостного дискурса регионального сетевого издания (на примере «Ариг Ус online») 

Волкова Е. В. Способы адаптации медицинской информации в телепрограмме о здоровье (на материале телепрограмм о здоровье с доктором Мясниковым) 

Гладко М. А. Рекреативность как признак медиатекста

Егошкина В. А. Прагмастилистическая специфика политического радиодискурса 

Ермоленко С. В. Стратегия установки на достоверность информации в тревел-блоге «TravelManiac» 

Малышева Е. Г., Рогалева О. С. Спортивный подкаст в аспекте диалогической коммуникации 

Нестерова Н. Г. Роль комментария к радиопрограмме в организации диалога между участниками 

Орешкина А. А. Функции невербальных компонентов в радиоречи 

Родикова П. С. Динамика использования сленгизмов в языке СМИ (на материале электронных версий новостных каналов телевидения) 

Сабаева Ю. С. Роль хэштегов в создании медиаобраза Сибири в радиодискурсе (на материале паблика «Радио Сибирь» в социальной сети «ВКонтакте») 

Соломкина Т. А. Голос эпохи: интонационно-мелодические координаты времени 

Флеонова О. Л. Семантические процессы в дискурсе государственных концертов-митингов 

ДЕСТРУКТИВНЫЕ ТЕКСТЫ В МАССМЕДИА: ИССЛЕДОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Амириду С., Лагуткина М. Д., Джилкишиева М. С. Эмотивы как манипулятивный маркер деструкции в мигрантоориентированном массмедийном дискурсе 

Анумян К. С., Цинь Мэн. Эмотикема как триггер в формировании деструктивного текста 

Вагизова В. В. Конструирование образа врага в дискурсе информационно-психологической войны: когда «все средства хороши» 

Илларионова С. В. Анализ коммуникативных стратегий, тактик и приемов воздействия в деструктивных текстах на примере издания Vogue 

Карабулатова И. С., Копнина Г. А. Лингвистическая параметризация деструктивного массмедийного текста: к постановке проблемы 

Кириллов А. В. Лингвориторические модели деструктивных текстов в политическом массмедийном дискурсе немецких политиков 

Колмогорова А. В. Эко-критический дискурс-анализ в контексте лингвистики информационно-психологической войны 

Негрышев А. А. Интердискурсивность в СМИ как инструмент суггестивного воздействия 

Никитин М. Ю. Конфликтогема как нейропсихолингвистический маркер манипуляций в современных массмедиа 

Таймур М. П. Анти-мем как креативный мультимодальный деструктивный элемент в виртуальном дискурсе 

Хабаров А. А. Дискурсивные практики интериоризованного контроля в современных массмедиа 

Хуонг Тхи Тху Чанг, Кенжетаева Г. К., Кривенко Г. А. Пениафобия как основа деструкции в современном экономическом дискурсе: на материале масс-медиа стран Азиатско-Тихоокеанского региона 

Шабалин А. Д. Гравитационная модель языков: лингвоэкологический подход 

Юань Линь. Когнитивные искажения как прием деструкции в массмедийном тексте: на примере России и Китая

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В СЛАВЯНСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ

Ахмадулин Е. В. «Дон» как лингвокультурный код исторической памяти

Горный А. С. «Места памяти» белорусов в белорусском медиадискурсе межвоенного периода 

Зезюлевич А. В. Образ писателя-юбиляра в современном медиадискурсе (на примере онлайн-проекта #Караткевіч90) 

Минчук И. И. Идеологема «малая родина» в дискурсе белорусских СМИ 

Мусорина О. А. Репрезентация Олимпиады — 80 в журнале «Пионер» (№ 7, 1980 г.) 

Мысливец Н. Л. Концепт культурно-исторической памяти в современном социогуманитарном дискурсе 

Никитина Т. Г. Паремии советского периода в современном медиадискурсе (к концепции лексикографической интерпретации) 

Пивоварчик Т. А., Костюшко Е. Т. Прагматика лингвокультурного кода праздника в модульном рекламном тексте (на материале белорусской периодики второй половины ХХ века) 

Повалко П. Ю. «Прецедентный мир» Достоевского в постмодернистской парадигме современного текста 

Скибицкая Л. В. Концепты детство и война в малой прозе Павла Гушинца  

Стенина Н. С. Массмедиа и профессиональное образование 

Стоянова Е. В. Циничный смех как проявление социокультурной деструктивности в новой болгарской медиареальности 

РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СВЯЗЯХ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И РЕКЛАМЕ

Бай Ужилига. Политическая реклама в период социальных преобразований в Китае 

Балахонская Л. В. Жанровые разновидности заявления для СМИ в ситуации кризиса 

Богуславская В. В., Юй Хунбо. Технические термины в рекламном техническом тексте 

Быкова Е. В. Речевые стратегии демедиатизации в цифровой среде 

Ежова Е. Н. Артефакты культуры как источник интертекстуальности креолизованного рекламного дискурса 

Еремина А. И. Pinkwashing как релевантный PR-инструмент 

Зотова А. С. Семиосфера рекламного дискурса в социокультурном контексте нового времени 

Каверина Е. А., Мартынова А. А. Специфика нарративных жанров в коммуникационном продвижении культурных событий 

Касьян А. Ф. Приемы речевого воздействия в телевизионной рекламе 

Коняева Ю. М. Новые правила русской орфографии: репрезентация в массмедиа 

Кривоносов А. Д. Особенности кодификации терминологии рекламы и паблик рилейшнз 

Малыгина Л. Е., Павлова Е. С. Новая мужественность и женственность в аспекте лингвобезопасности (на примере гендерного радикализма) 

Мощева С. В. Манипулятивно маркированный дискурс: активные речевые тактики 

Писаревская Н. С. Речевое воздействие в видеорекламе: психологический аспект 

Свистун Т. И. Организационный сторителлинг: сферы применения 

Селезнёва Л. В. Эпистемологический статус PR-дискурса в контексте социокультурной парадигмы 

Слышкин Г. Г. Закон «О рекламе» и лингвокоммуникативная политика государства 

Степанов В. Н. Алгоритмы продвигающей коммуникации: пропись поста в социальных сетях

Тельнова И. Н. Экспертное мнение ученого в массмедиа как новая альтметрика в условиях санкционного давления 

Тымко А. Ю. Влияние пандемии COVID-19 на элементы структуры рекламного рынка в России 

Чумиков А. Н. Композиционные построения в корпоративном сторителлинге 

Ширинкина М. А., Мишланова С. Л., Тарасова Н. П. Типология комментариев в социальных сетях (на материале официальных пабликов органов власти РФ) 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ФОКУСЕ МЕДИАЛИНГВИСТИКИ

Александрова И. Б., Славкин В. В. Манипулятивный характер номинаций нации в современном медиадискурсе

Арутюнова-Ястребкова Э. В. Использование политических интернет-мемов в качестве инструмента пропаганды 

Биюмена А. А. Конструирование образа мигранта в печатном медиадискурсе Беларуси 

Бобров Д. В. Особенности политической пропаганды на канале Youtube на примере освещения пенсионной реформы 2018 г. в РФ 

Богуславская В. В., Ратникова А. Г. Национальная традиция дебатов в медиадискурсе датских СМИ 

Бухарова А. А. Конструкция “the eof Z” как способ создания Yname медийных образов в дискурсе англоязычных электронных СМИ 

Гуслякова А. В. Механизм целеполагания и его лингвистическая имплементация в англоязычном медиадискурсе 

Добросклонская Т. Г. Ключевые слова «новой реальности» XXI века в англо-американском медиадискурсе 

Заварзина Г. А. Идеологизированность в семантике ключевых слов дискурса терроризма 

Землякова К. В. Самопрезентация президента США Д. Байдена в авторском медиадискурсе социальных сетей 

Колесникова Н. Л. Фрейминг новостей как инструмент информационных технологий воздействия 

Копейко А. А. Манипулятивные особенности дискурса французских глянцевых журналов 

Ломакин Б. Е. Средства лингвомедийного конструирования актуальной политики в зарубежных СМИ 

Метлушко И. В. Медиапрезентация Республики Беларусь на примере новостей о белорусской литературе в российских СМИ 

Сергеева Е. В. Способы речевого воздействия в современном предвыборном дискурсе (на примере программ политических партий) 

Симонова М. В. Тема борьбы с гендерным насилием в политической повестке монархов Испании 

Тамразова И. Г. Персональный политический ad-hoc концепт во французском медиадискурсе 

Теплякова А. Б. Метафоризация как лингвомедийный способ конструирования образа России в зарубежном медиадискурсе

Федоров В. В. Нарратив о миграции как способ репрезентации политической кампании в травмирующе-фобическом дискурсе региональных массмедиа 

Чэнь Ди. Постправда в арсенале средств информационного насилия в современном коммуникационном пространстве 

Шакиров А. И. Философские аспекты конструирования картины мира лингвомедийными средствами 

ЖАНРОВЫЕ НОРМАТИВЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИА

Карасик В. И. Оценочная квалификация медиафакта 

Маринова Е. В. Траектория развития сетевых жанров 

ФАКТОР АДРЕСАТА И РЕЧЕВАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ МЕДИА

Баженова Е. А., Карпова Т. Б. Непрямая медикоммуникация в условиях неопределенности 

Басовская Е. Н., Воронцова Т. А. Прямые и косвенные апелляции к массовому адресату в современном медиатексте 

Глазко П. П. Особенности взаимодействия авторской экспрессивности и оценки в англоязычном медиадискурсе 

Колышкина Т. Б., Шустина И. В. Коммуникативный подход к анализу текстов электронных СМИ 

Северская О. И., Саакян Л. Н. Прямая и непрямая коммуникация в кризисном публичном политическом дискурсе: фактор адресата 

ВЛИЯНИЕ НЕЙРОЭТИКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАЦИИ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА

Грачева М. В. «Синтетические медиа» как объект этической оценки 

Ковалева Т. В. Этическая проблематика нейротехнологий как информационных стратегий 

Ларионов И. Ю. Влияние нейроэтики на трансформацию концепций счастья 

Овчинникова Е. А. Проблемы моральной саморегуляции в пространстве «новых медиа» 

Парийская Е. Н., Ковалева Т. В. Этический аспект освещения медицинских проблем в СМИ

Перов В. Ю. Когнитивные искажения и этические проблемы современных медиакоммуникаций 

СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ

Антропова В. В. Соучастие целевой аудитории в создании контента в региональных медиа: ценностно-смысловое содержание дискурса 

Власова Е. Г. Группа в социальной сети как основная платформа СМИ: новая информационная модель городского медиа 

Загидуллина М. В. Сетевое сообщество как офис и клуб: развивая метафору Льва Мановича 

Зверева Е. А. Интерактивный компонент медиаконтента как средство формирования комьюнити 

Каминская Т. Л. Специализированные медиа и комьюнити-менеджмент 

Касперович-Рынкевич О. Н. Аудиовизуальные форматы в социальных медиа как инструмент медиакоммуникации с аудиторией СМИ 

Прохоров А. В. Краудфандинг как способ вовлечения аудитории в создание медиапродукта 

Шестерина А. М. Интерактивный компонент видеоблога как средство формирования комьюнити 

КРИТИКА МЕДИАРЕЧИ В СТРУКТУРЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА

Аул С. Ш. Комическая оценочность в региональной прессе 

Бауэр Е. С. СМИ как инструмент культурной адаптации трудовых мигрантов: постановка проблемы 

Беглова Е. И. Особенности использования лексических и фразеологических единиц в текстах современных журналов 

Воробьёва О. И. Современная городская реклама как зона лингвопраксиологических рисков 

Данилевская В. А. Развернутый вариативный повтор как инструмент персуазивного дискурса (на материале английских медиатекстов) 

Ефремов В. А. Язык вражды в эпоху «новой этики» 

Зеленко С. В. Коммуникативная неудача в научной публицистике: причины возникновения

Капцев В. А. Некорректное использование прецедентных текстов в заголовках белорусских региональных СМИ (на примере газеты «Узвышша») 

Короченский А. П. Неточности словоупотребления в российских СМИ 

Лебедева М. Л. Функции оценочной лексики в сетевом медиатексте 

Локтевич Е. В. Дискурсивные практики литературного блогера в контексте этической праксиологии 

Лысова Н. С. Пародическая личность как автор современной театральной рецензии 

Марьянчик В. А., Корниенко Е. Р. Профессиональная рефлексия как аксиологема в наследии Н. И. Новикова 

Маслеева В. В. Модульные тексты как средство продвижения исторической реконструкции бала 

Романцова Т. Д. Редакторский сетевой дискурс как инструмент формирования имиджа СМИ 

Саенкова-Мельницкая Л. П. Этические коллизии в белорусском медиадискурсе 

Уханёв М. В. Спортивно-развлекательные YouTube-шоу в системе конвергентных медиа 

Фёдорова В. В. Кинорецензия в сети Интернет 

Фрольцова Н. Т. Семиотический аспект критического медиадискурса 

Цветова Н. С. Медиапрезентация современной коммуникативной личности: ценностное содержание 

Шилина А. Г. Информационное противостояние в медиакоммуникации: диагностика, типология, прогноз 

Болотнова Н. С. Лексическая регулятивность как отражение идиостиля информационно-медийной языковой личности тележурналиста