Вторник, 19 мартаИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

2014, № 2 (5)

MEDIA LINGUISTICS: THEORY AND METHODS OF STUDYING LANGUAGE IN THE MEDIA

2014, № 2 (5), Общетеоретические вопросы
МЕДИАЛИНГВИСТИКА: ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА СМИ В статье представлены основные принципы медиалингвистики, её теория, методы, ключевые направления исследований. Предметом медиалингвистики является функционирование языка в средствах массовой информации, в качестве базовой категории выступает медиатекст, который рассматривается как неразрывное единство знаковых единиц вербального и медийного уровней, объединённых в том или ином устойчивом медиаформате. К основным типам медиатекстов относятся новости, информационная аналитика, публицистика, реклама.  Abstract The article explains the basic principles of media linguistics: its theory, methods and content structure. It introduces main categories and parameters for the description of media texts, gives typological classification of textual products in the media and outlines major methods used for media texts analysis. The basic types of media texts are represented by the news, comment and analysis, features and advertising...

СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕССЫ: ИСТОРИЯ, МЕТОДИКА, АКТУАЛЬНОСТЬ

2014, № 2 (5), Общетеоретические вопросы
В статье рассматриваются теоретические основания для социолингвистического анализа прессы, даются исторические корни социологического направления в языкознании, предлагается социолингвистическая методика анализа языка российских газетных изданий. Abstract SOCIOLINGUISTIC ANALYSIS OF PRESS: HISTORY, TECHNOLOGY, ACTUALITY The paper deals with the theoretical basis for sociolinguistic press analysis and historic roots of social linguistics (sociolinguistics) and suggests a technology for sociolinguistic analysis of Russian newspaper language. Об авторе Ирина Павловна Лысакова, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой межкультурной коммуникации Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена E-mail: lip1010@yandex.ru About the author Irina Pavlovna Lysakova, PhD, Professor, Chair of the Crosscultural Communication Department, Herzen State Pedagogical University of Russia E-mail: lip1010@yandex.ru ...

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ РЕЧЬ В ФОНОСТИЛИСТИЧЕСКОМ РАКУРСЕ

2014, № 2 (5), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
В статье излагаются результаты исследования орфоэпической составляющей телевизионной речи в разные произносительные эпохи. Материалом исследования послужили записи информационных, публицистических и познавательных программ. Анализ языкового материала показал, что установка на единообразие, принятая профессионально-ориентированными словарями, не отвечает реальному положению вещей, а стилистическая гибкость телевизионной речи, характерная как для советской, так и постсоветской эпохи, является следствием и отражением многоплановости самого телевещания. Abstract TELEVISION SPEECH IN THE PHONOSTYLISTIC ASPECT The paper deals with the results of the study of the orthoepical components of the television speech in the different pronunciation epochs. The material of the study is based on the recording of information, publicistic and cognitive programs. The analysis revealed that the direction on the uniformity adopted by professionally-oriented dictionaries does not respond to th...

ИДИОСТИЛЬ ЖУРНАЛИСТА. Статья первая

2014, № 2 (5), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
В двух статьях рассматривается понятие «идиостиль журналиста», анализируются идиостили М. Ростовского («МК»), В. Костикова («АиФ»), Л. Радзиховского («РГ») и Ю. Калининой («МК»), общие для них приёмы и специфика в конкретной их реализации. Отмечена специфика идиостиля Л. Радзиховского. Статья 1 заканчивается анализом идиостиля М. Ростовского. Вторая статья — в следующем номере. Abstract INDIVIDUAL STYLE OF A JOURNALIST. PART 1.The article studies the notion “individual style of a journalist” and presents the analysis of individual styles of M. Rostovsky (“The Moskovsky Komsomolets”), V. Kostikov (“The Argumenty i Fakty”), L. Radzihovsky (“Rossiyskaya Gazeta”) and Yu. Kalinina (“The Moskovsky Komsomolets”), their common and peculiar features in certain contexts. The characteristic aspects of L. Radzihovsky’s individual style is specified. Об авторах Маргарита Анатольевна Кормилицына, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка и реч...

РЕЧЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖУРНАЛА МОДЫ

2014, № 2 (5), Типология медиаречи
В работе анализируется речевая организация журнала моды. Текст издания рассматривается как поликодовый. Особое внимание обращается на такой жанр, как текст, сопровождающий фотографию. Описывается доминирующий в журнале модус волеизъявления, рассказывается об основных способах выражения модальности императива. Большое внимание уделяется именам собственным, которые в журнале моды имеют особую значимость. Тема моды в издании социально структурирована, поэтому важную роль в формировании содержания играет социальная оценочность. Abstract SPEECH ORGANIZATION OF THE FASHION MAGAZINE In the article the speech organization of the fashion magazine is analyzed. Text edition is considered as the signs of different semiotic genesis. Particular attention is focused on such genre as the text under the photo. In the article the dominant modus of expression and the basic ways of modality expressing imperative are described. Much attention is paid to the proper names, which are of particu...

СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ФАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ В МАССМЕДИА

2014, № 2 (5), Типология медиаречи
В статье, выполненной с позиций интенциональной стилистики, рассматриваются средства включения фатических смыслов в тексты современного массмедиа дискурса. Кратко дано представление о современном научном взгляде на фатику. Обосновано существование фатической речи в массмедиа. Выделены разновидности тональности, в которых получает воплощение фатическая речь, а также названы частные интенции фатической интенциональности. Теоретические положения подкреплены интенционально-стилистическим анализом журналистских текстов. Abstract MEANS OF PHATIC SPEECH EXPRESSION IN MASS MEDIA DISCOURSE Means of expression of phatic meanings in modern mass media discourse are considered in the article from the point of view of intentional stylistics. In the article modern scientific conception of phatic is briefly represented. The existence of phatic speech in mass media texts is substantiated. Varieties of tone in which phatic speech is embodied in mass media are singled out. Particular inten...

КОНЦОВКА ТЕКСТА. СТАТЬЯ ВТОРАЯ. ТИПОЛОГИЯ КОНЦОВОК АНАЛИТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

2014, № 2 (5), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
В статье рассматриваются наиболее употребительные концовки по их языковой реализации в аналитическом газетном тексте. В основу классификации положена интенция автора, закрепленная в базовых структурах и маркированная коммуникативными регистрами и специализированными языковыми средствами. В соответствии с названными критериями выявлены следующие типы концовок (с видами и разновидностями): три разновидности вопросительных высказываний; две разновидности повествовательных — долженствовательных и результирующих (подытоживающие, генеритивные, оценочные, присоединительные); высказывания обусловленности; структуры с чужой речью (цитация, несобственно-прямая речь, аллюзии и др.); автосемантичные высказывания (постскриптум и справка), одна разновидность побудительных. Abstract TEXT ENDING. ARTICLE 2. THE TYPOLOGY OF ANALYTICAL TEXT ENDINGSThe most used endings according to their linguistic realization in the analytical newspaper text are discussed in the article. The classificati...

ОБРАЗ КИТАЯ В КОММЕНТАРИЯХ К НОВОСТЯМ О КИТАЕ (на материалах портала Рамблер)

2014, № 2 (5), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
В работе анализируется образ Китая, создаваемый российской интернет-аудиторией в комментариях новостей о Китае. Научной базой исследования является теория фантазийно-тематической критики. В центре внимания — лингвистические способы выражения отношения к стране. Abstract THE IMAGE OF CHINA IN THE RUSSIAN PERCEPTION BY ANALYZING RUSSIAN NETIZENS COMMENTS ON NEWS REPORTS ABOUT CHINA Based on the theory of fantasy-theme criticism, the purpose of this study is to identify the image of China in the Russian perception by analyzing Russian netizens comments on news reports about China. The methods of linguistic analysis of expressions on attitudes toward a country is used. Об авторе Чжан Хуэйцинь, доктор филологических наук, профессор, декан факультета русского языка Второго Пекинского университета иностранных языков (BISU)E-mail: zhanghq1992@hotmail.com About the author Zhang Huiqin, PhD, Professor, Head of the Russian Department, Beijing Internation...

ЛИНГВОСОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕНЦИЯ ИМЕНИ СОБСТВЕННОГО В ЖЕНСКОМ ЖУРНАЛЕ

2014, № 2 (5), Функционирование языковых средств в массмедиа
В статье рассматриваются культурно-национальная, культурно-историческая, социально-профессиональная интенции имен собственных, зафиксированных в публикациях украинского журнала «Жінка» в конце ХХ столетия. Отмечена роль антропонимов в формировании лингвосоциокультурной компетенции в общественном сознании читателей женского журнала. Определены содержательно-смысловые и образно-оценочные свойства детерминантов интенционального стиля публикаций о медиаперсоне — эпитетов, перифраз, метафорических выражений, используемых в национальной медиакультуре для создания журнальных текстов об известных личностях. Abstract LINGUISTIC AND SOCIOCULTURAL INTENTIONS OF PROPER NAMES IN WOMEN’S MAGAZINES The article examines the cultural-national, cultural-historical, socio-professional intentions of proper names that are fixed in the publications of the Ukrainian magazine “Zhinka” issued at the end of XX century. The place of antroponims in formation of the lingvosociocultural competence in...

ВКУСОВАЯ МЕТАФОРА, ИЛИ СВЯЗЬ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТИ (на материале российских и болгарских медиатекстов)

2014, № 2 (5), Функционирование языковых средств в массмедиа
Статья посвящена анализу вкусовой метафоры в русском и болгарском медиадискурсах. Данная метафорическая модель располагается на пересечении таких типов метафоры, как антропоморфная и артефактная. В статье рассматривается субмодель «Общество — основные вкусы и их оттенки», выявляются вкусовые ощущения, выступающие в качестве сферы-источника формирования русских и болгарских метафор в рамках современной лингвокультурной ситуации, а также анализируется развитие вкусовой метафоры в контексте соотносительной связи «традиция — современность». Abstract GUSTATORY METAPHOR OR CONNECTION BETWEEN TRADITION AND MODERNITY (ON THE MATERIAL OF RUSSIAN AND BULGARIAN MEDIA TEXTS) The article examines gustatory metaphor in Russian and Bulgarian media discourse. This metaphorical model belongs to anthropomorphic and artifact metaphors and is located at the intersection of these two types. The main tasks of the article are to outline the submetaphor “Society — basic tastes and its variation...