Материалы VII Международной научной конференции «Язык в координатах массмедиа»
ISBN 978-5-00110-373-8
Научный редактор
Л. Р. Дускаева
Ответственный редактор
А. А. Малышев
В сборнике представлены одобренные руководителями секций и круглых столов материалы докладов участников VII Международной конференции «Язык в координатах массмедиа», организованной в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета.
Авторы сборника — представители научных и образовательных организаций разных городов России, Болгарии, Индии, Китая, Республики Беларусь.
Фактические сведения приводятся в авторской редакции.
СОДЕРЖАНИЕ
ГРАММАТИКА МЕДИАРЕЧИ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЦИФРОВОЙ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ
Басовец И. М. Взаимосвязь референциальной автоинтертекстуальности и авторизации в англоязычных интервью
Бец Ю. В. О некоторых лексических особенностях новостных мемов
Богуславская В. В., Ратникова А. Г. Вербализация тактильной коммуникации в массмедийном пространстве (на материалах Национального корпуса русского языка)
Бонджолова В. Ц. Zабранената буква и оказионалното словообразуване
Боронкин П. А. Отаббревиатурные диминутивы в военном дискурсе
Глущенко О. А. Коннотативный ресурс милитарной лексики (на примере наименований воина в «новых медиа» в текстах о специальной военной операции России на Украине)
Каверина В. В. О склонении китайских топонимов и нормах государственного языка
Куликова Э. Г. Медийная ошибка: деструкция, элиминированная лакуна или динамика нормы?
Лапина Н. В. Центральноазиатский медийный дискурс как отражение динамической адаптации грамматики русского языка в коммуникации
Малышев А. А. Парцелляция путешествия журналистов Владимира Ворсобина и Ивана Макеева автостопом по России
Мельничук В. А. Квазиэтикетные формулы при упоминании умершего в интернет-коммуникации
Пустошило Е. П. Особенности функционирования квантитативов в современных медиатекстах: усложнение и рационализация
Фуфаева И. В. Способы сообщения о женском гендере в медиатексте в целом и заголовке медиатекста в частности
Чэнь Цзи И. Виды метафоризации музыкальной лексики и её место в массмедиа
Шилихина К. М. Дискурс «личностного роста» и грамматика: нарушения грамматической нормы и узуса
СОВРЕМЕННАЯ ЛЕКСИКОГРАФИЯ И ЯЗЫК МАССМЕДИА
Богданова Л. И. Гиперонимы как языковой ресурс медиаречи
Конюшкевич М. И. Инвентаризация союзов русского языка в условиях цифровой реальности
Маринова Е. В. Из языка СМИ в словарь: об особенностях описания терминологии цифрового общества
Романова Т. В. Когнитивные термины в медийном пространстве
Щеглова Е. А., Прокофьева Н. А. Лексикографический проект в учебном процессе: образовательный потенциал
МЕДИАТЕКСТ В ПРЕПОДАВАНИИ ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
Арутюнова-Ястребкова Э. В. Арсенал средств изучения медиатекста на иностранном языке
Вакулова Е. Н. Интернет-коммуникация: потенциал меметики в преподавании РКИ
Гранева И. Ю., Радбиль Н. В. Краеведческий компонент в использовании медиатекстов при обучении русскому языку как иностранному в вузе
Задонская Г. А. Медиатекст как инструмент развития профессионально-творческого и коммуникативного потенциала иностранных студентов архитектурных специальностей
Колесникова Н. Л. Обучение профессиональному иностранному языку с использованием медиатекстов
Ксензенко О. А. Рекламная коммуникация в лингводидактическом освещении
Лущинская О. В. Использование медиатекстов онлайн-изданий в преподавании иностранного языка будущим журналистам
Милевская Т. Е. Методические потенции жанра «интервью» в курсе РКИ на продвинутом этапе
Мухортов Д. С. О современных подходах в работе с медиатекстом в процессе преподавания английского языка студентам-международникам
Нараян М. Введение в деловую коммуникацию: методика составления и преподавания учебника
Стоянова Е. В. Медиатекст как инструмент РКИ
Устинова Т. В. Медиатексты публицистических жанров как средство обучения письменному переводу
Чичерина Н. В. Лингводидактический потенциал медиатекстов жанра «интервью» в обучении иностранным языкам
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В МЕДИАЛИНГВИСТИКЕ
МЕДИЙНЫЙ ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Волкова Ю. С. Категория акцентности в политических ток-шоу: полевой аспект
Данилевская В. А. Акцентуаторы как маркеры концептуальных смыслов медийного текста
Коняева Ю. М., Шифф В. К. Сценарии диалога-спора в ходе популяризации научных знаний: к проблеме обучения чат-бота
Крижановская Е. М. Языковые средства выражения эмоции гнева в текстах комментариев политического интернет-сообщества
Мишланов В. А. Знаки иронии в текстах СМИ (к проблеме автоматического анализа тональности текста)
Никитина Е. Н. Особенности функционирования глагольных предикатов психоэмоциональной семантики (на примере анализа интернет-дискуссий)
Околышев Д. А., Карабулатова И. С., Чжао Яньян. Конфронтация в концептуальном пространстве «муниципальная власть» в медиадискурсе: формирование депрессивно-оценочного восприятия
Салимовский В. А. Понятие «субъективный речевой стиль» и его значение для компьютерного когнитивного моделирования
Тихомирова Л. С. Влияние медиасферы на современный научный текст
Товкес М. Ю. Использование цифровых технологий в медиааналитике («Медиалогия», AntConc, Voyant tools)
Хижнякова Е. В. Автоматическое распознавание инфодемического текста: к построению модели языка медийного дискурса
Янь Сяолин. Функционирование каузальных конструкций в газетной и разговорной речи (сравнительный анализ)
ДИАЛОГ В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Выровцева Е. В. Представление научного знания в аудиовизуальных форматах научно-популярных массмедиа: возражение как речевое действие
Гапанович Е. А. Диалогизация научного общения (на материале современных франкоязычных научных текстов)
Дускаева Л. Р. Направления популяризации науки в массмедиа
Иванова Л. Ю. Формы возражения в поле вовлеченности в научно-популярной медиакоммуникации
Кожемякин Е. А. «Удобный текст»: аффордансы в научной интернет-коммуникации
Лебединская Е. Ю. Иронические возражающие смыслы в цепочке интерпретаций научно-популярной проблематики
Малышев А. А. Речевые практики возражения в научно-популярных медиатекстах Аси Казанцевой
Медведева А. Р. Тенденции актуализации научно-популярного дискурса об Аркаиме в СМИ (2021–2022)
Набиева Е. А. Внешняя и внутренняя диалогизация в полемических текстах научного журналиста Андрея Ваганова
Пивоварчик Т. А. «Само собой разумеющееся знание» в эпистемической культуре научно-популярной медиакоммуникации
Полонский А. В. Made in media: к вопросу о дискурсивных особенностях современного научного медиатекста
Прокофьева Н. А. Маркеры возражения в заголовочном комплексе новости
Тактарова А. В., Черкасова М. Н. Категория выбора на примере медиавысказываний с комическим эффектом (прагмалингвистический аспект)
Халина Н. В., Ли Чжэн. Формирование фокуса убежденности в китайском медиатизированном научном дискурсе
Цветова Н. С. Возражение в смысловой структуре научно-популярного медиатекста
Шахура К. Н. Автор и его самоидентификация в научно-популярных текстах о русском языке
Щеглова Е. А. Лексические средства возражения в дискуссии о сохранении русского языка
ВЕРБАЛЬНО-ВИЗУАЛЬНЫЕ СВЯЗИ В ЯЗЫКЕ РЕКЛАМЫ
Балахонская Л. В. Графическая трансформация слова как прием вербально- визуального взаимодействия в рекламном тексте
Глинтерник Э. М. Вербально-визуальный феномен наружной рекламы в отечественных публикациях 1830–1850-х годов
Голова А. Г. Тезаурус заимствованных отраслевых терминов в сфере рекламы и медиа как отражение современных профессиональных практик
Ежова Е. Н. Синестетичность креолизованного рекламного текста как инструмент сенсорного маркетинга
Запрягаева М. Я., Шишлянникова А. М. Современные тенденции в текстах городских вывесок
Литовская А. С. Аудиовизуальные способы выражения подтекста в ТВ-рекламе
Мазикова Н. Ю. Прагмалингвистические особенности рекламного текста в социальных сетях
Молдавская О. Е. Коммуникативные задачи и лингвостистилистические особенности текстов делового портфолио компании
Помазов А. И. Аттрактивная функция мемов в медиатексте
Самыличева Н. А. Способы создания комического эффекта в современной рекламе
Сергеева Е. В. Специфика манипулятивного речевого воздействия в рекламном дискурсе педагогической сферы (на материале онлайн-школ по подготовке к ЕГЭ)
Таймур М. П. Вербально-визуальная креативность в современной англоязычной рекламе
РЕЧЬ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СМИ В НОВЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ
Гладко М. А. Искренность как коммуникативный инструмент в развлекательном радиодискурсе
Гладков С. А. Готический подкастинг в России: дискурсивность жуткого в новой технологической среде
Градюшко А. А. Приемы взаимодействия СМИ с аудиторией в Телеграм (на примере канала «Матч ТВ»)
Донина О. В., Олефир Н. А. Лексические новации в телеречи
Масленкова Н. А. «Мемно»: трансформация структуры научно-популярной статьи
Распопова С. С. Интонационная стратегия видеоблогеров как коммуникативное действие
Симакова С. И. Визуализация культурного пространства в региональных массмедиа
Соловьева Ю. О. Речевое поведение российского судьи в телевизионном судебном шоу
Теплякова А. Б. Полимодальная метафора и метонимия в визуальных англоязычных массмедиа
Фадеева Г. М. Мультимедийность презентации рождественского обращения главы государства как медиасобытия
ЛИНГВОДИСКУРСОЛОГИЯ МЕДИА
СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР В МЕДИАЛИНГВИСТИКЕ
Антропова В. В. Конструирование социальной идентичности в региональном медиадискурсе посттравматического существования (на примере антиковидной кампании
Бердышева Н. Ю. Концепт «спорт» в частных Telegram-канал военных корреспондентов
Бойкова Н. Г. Эмоциональный форсаж в публицистике современных российских СМИ
Бушканец Л. Е. Анализ речи П. А. Столыпина «Об устройстве быта крестьян и о праве собственности», произнесенной в Государственной думе 10 мая 1907 года
Видинеева Н. Ю. Средства синтаксиса как актуализаторы имплицитных смыслов в советской детской периодике
Глинка Е. В. Лингвотоксичные явления в текстах современных СМИ
Дороничева Е. А. Качественно или правдиво? Опыт военкора
Дубровская Т. В. События в медийной повестке детского журнала позднесоветского времени
Дуреко Е. Ю. Шигирский идол в медийном дискурсе
Каминская Т. Л. Экспертный медиаконтент как социальный ориентир
Карпухина В. Н. Речевая партия писателя в медиадискурсе: маркеры национально-культурной идентичности в интервью Джона Фаулза
Китанина Э. А., Цзоу Тяньци. Прецедентный феномен в русских медиатекстах о Китае
Коньков В. И. Социальная оценка в медийном дискурсе: лингвистический аспект
Кочетова Л. А. Динамика оценочного значения прилагательного «новый» как отражение трансформаций медийной аксиосферы: корпусный подход
Малышева Е. Г. Границы и субъектная организация русского политического пропагандистского медиадискурса
Никитина Т. Г. Паремии-библеизмы в пространственно-временных координатах современного медиатекста
Олизько Н. С. Патриотическое воспитание молодежи в рамках университетского медиадискурса
Пыстина О. В. Лингвостилистические свойства заголовков современных сетевых СМИ (на материале новостных медиатекстов Республики Коми)
Самсонова Е. А. Англоязычная лексика в контексте формирования социально-сетевого дискурса
Селютин А. А. Лингвокультурный образ гражданина России: ядро и периферия
Соломкина Т. А. Cоциальный статус устной речи журналиста в звуковом контексте военного репортажа
Хохлина Н. В. Группа студенческого сообщества в социальной сети: формирование коммуникативного статуса
Шевченко В. С. Коммуникативная деятельность участника паблика как фактор формирования его статуса в социальной сети
Широкова Е. Н. Трансформация категории автора в нарративе авторского блога
Шмурак Р. И. Особенности языка паблика «Байки лаовая»
Юськаева Э. И. Личная история как консолидирующий жанр сетевых сообществ
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В СЛАВЯНСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ
Биюмена А. А. Дискурс исторической памяти в белорусских печатных медиа
Блохин И. Н. Сохранение культурно-исторической памяти в системе журналистских функций
Горный А. С. Радио и национальная идентичность в межвоенный период: опыт Западной Беларуси
Данкова Н. С., Мусорина О. А. Политика памяти о Великой Отечественной войне в советских детских журналах: дискурсивный аспект
Дегтярева О. В. Создание национальной идентичности в медийном дискурсе
Загидуллина М. В. К проблеме методов исследования меморативных ландшафтов как мест конструирования культурно-исторической памяти
Зайцева И. П. Военкор Михаил Матусовский: своеобразие авторского стиля
Зезюлевич А. В. Репрезентация исторических событий в медийных проектах издательского дома «Звязда»
Метлушко И. В. Апелляция к культурно-исторической памяти о Второй мировой войне в интернет-пространстве
Минчук И. И. Фреймовая структура концепта «Хатынь» в белорусском медиадискурсе
Мусорина О. А. Медиатизированная модель советского детства в материалах журнала «Пионер» в 1970-80-е гг.
Обухова Е. Н. Роль Великого Княжества Литовского в исторической судьбе белорусского народа (по материалам онлайн-версии газеты «СБ. Беларусь сегодня»)
Привалова О. Ю. Русская идентичность в шрифтовом оформлении логотипов муниципальных газет
Сорокин Д. А. «Воин на коне» в материалах македонских СМИ как символ в сознании общества
Сосновская А. М. Дискурс городской идентичности Санкт-Петербурга: неорусский стиль в архитектуре как инструмент соединения публичной и частной памяти
Гвоздик А. Г. Дискурс городской идентичности Санкт-Петербурга: культурно-историческая память о неорусском стиле в славянском дискурсе
Чернышов Ю. Г. Образ «народного губернатора» М. С. Евдокимова: мифологизация и героизация
ДИАЛОГ С НЕИЗВЕСТНЫМ: КОММУНИКАЦИИ В РОБОТИЗИРОВАННОЙ СРЕДЕ
Градосельская Г. В. Смысловые ядра в информационных волнах о коронавирусе в России
Пильгун М. А. Коммуникативные исследования в роботизированной среде: акторы с различным генезисом
Шевченко Д. А. Общение с «неизвестным»: ограничение или новые возможности коммуникации
(ПЕРЕ-)ФОРМАТИРОВАНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБЩЕСТВА В ДИСКУРСЕ МАССМЕДИА
Алексеева В. Н. Англицизмы в русскоязычном медиапространстве
Байбатырова Н. М. Медиаотражение менталитета народов Прикаспия: специфика новой этнокультурной идентичности
Бебчук Е. М., Тулупов В. В. Новая заимствованная лексика и её законодательная регламентация
Брусенская Л. А. Ценностные ориентиры толерантности и современный публицистический текст
Воскресенская М. А. Миромоделирующий потенциал массмедиа
Данилевская Н. В. Идеологический потенциал социальной рекламы: лексико- семантический аспект
Дроздова А. В. Шеврон русского солдата: эффекты медиатизации
Землякова К. В. Система медиатопиков в современном англоязычном новостном дискурсе (на примере газетных заголовков)
Иванова О. А. СМИ как модификатор ценностных ориентиров социума (на примере современных немецких СМИ)
Иванова Т. К., Матушевская Г. В. Языковое многообразие и медийный ландшафт во Франции
Редькина О. Ю., Филатов М. А. Этнические стереотипы и отраженный портрет носителя русской культуры (на материале развлекательного контента сайта lenta.ru)
Стрелец И. Э. Медиасреда как ресурс конструкции и деструкции ценностно-смысловых полей студенческой молодежи
Строканов А. А. Медийный инструментарий русофобии
Чистанов М. Н. Локальная прагматическая модель миноритарного языка в условиях глобализации
Явинская Ю. В. Особенности трансляции медианарратива «Алтай – прародина тюрков» в информационном пространстве России и стран Центральной Азии
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР В СВЯЗЯХ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ
Быкова Е. В. Идеологический вектор PR-дискурса в условиях «новой нормальности»
Кривоносов А. Д. Терминосистема рекламы и PR: классифицирующие признаки
Пахомова А. Ю. Коммуникативные стратегии противодействия дезинформации в период инфодемии
Солодовникова Т. В. Рекламная коммуникация как инструмент формирования/деформации аксиологических приоритетов (на примере Беларуси и Франции)
Чэнь Цзыянь. Стратегии и тактики речевого воздействия в российских и китайских социальных сетях
Чэнь Чжэ. К вопросу о кризисных коммуникациях власти и общества в цифровых массмедиа КНР и РФ
Шакалов И. И. Регулятивная модальность в медиакоммуникации информационного сопровождения молодежной политики
КРИТИКА МЕДИАРЕЧИ
ПРИНЦИПЫ РЕДАКТИРОВАНИЯ МЕДИАТЕКСТА
Арутюнова Е. В. Академические орфографические словари и электронные ресурсы на службе медиаредактора
Баженова Е. А. Пунктуация в медиатексте: аттрактивность vs норма?
Басовская Е. Н., Воронцова Т. А. Озаглавливание в системе редактирования медиатекста: ретроспективный подход
Борисова Е. Г. «Политредактирование» – работа над медийным сообщением для усиления перлокутивного эффекта
Дякиева Б. Б. Муниципальная печать Калмыкии: медиатекст и особенности редактирования
Кошкарова Н. Н. Новые жанры в дискурсе СМИ: аксиологические и лингвопрагматические характеристики
Малыгина Л. Е., Гурова А. С. Метафоризация в дискурсе иноагентов как способ искаженного описания действительности
Мишанкина Н. А. Редактор: субъектная позиция в дискурсе
Осетрова Е. В. Типы оценочных позиций в медиатексте: возможности экспликации
Северская О. И. Стилистические анахронизмы в современном медиатексте
Ширинкина М. А. Коммуникативное качество «ясность речи» в приложении к медиапродуктам исполнительной власти
Яковлева Ю. В. Эффективный менеджер vs эффективный метод: работа редактора с новыми значениями и сочетаниями слов в современном медиатексте
ЛИНГВОЭКСПЕРТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТНОСТИ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ
Аверина Л. О. Особенности немецкой юридической терминологии в СМИ (на примере статей о преступлениях в сфере искусства)
Байгазанова Р. Т. Буллинг как коммуникативный феномен
Малюка А. А. Существенные аспекты постановки вопросов при назначении лингвистической экспертизы по делам об оскорблении
Миронова Н. И. Вербальная угроза в интернет-комментариях: юридические трудности квалификации
Рольгайзер А. А. Формы выражения речевой агрессии в интернет-комментариях
Соколова Э. Ю. Провокативная интенция коррупционного текста: о важности прагматического аспекта лингвистической экспертизы по антикоррупционным делам
Чернышова Т. В. Современная сетевая коммуникация: конфликтное функционирование и проблемы лингвоэкспертной практики
Шмаков А. А. Дифференциация пародии и дискредитация в современном медиадискурсе: к проблеме поиска речекоммуникативных признаков
МЕДИЙНАЯ ЛИНГВОЭКОЛОГИЯ В XXI ВЕКЕ
Беглова Е. И. Роль лексико-фразеологических средств в малотиражных журналах массовой коммуникации
Волков Н. Д. Интенционально-стилистические способы влияния российской музыкальной медиакритики на формирование духовно-нравственных ценностей (на примере рецензий о творчестве певца SHAMAN’а)
Жуковская Л. И. Лексемы «менталитет» и «ментальность» в дискурсе отечественных СМИ: к проблеме некорректного употребления терминов
Иванова М. В. Литературная норма как запрет на использование русского национального языкового разнообразия
Кириллов А. В. Символическая политика в отражении вербальных маркеров политического дискурса
Колесник Т. И. Лингвотоксичный потенциал окказиональных антропонимов в медиакоммуникации
Малышева Е. Г., Егошкина В. А. Лингвоэтическая специфика политического радиодискурса
Радбиль Т. Б. Дискурс-анализ «языка ценностей» в интернет-СМИ (по данным газетных корпусов)
Селезнева Л. В. Особенности реализации стратегии вежливости в современной деловой коммуникации
Ульянова Е. Н. Патогенный медиатекст как триггер деструктивных состояний эмоциональной сферы личности
Федоров В. В. Конструирование нарратива о COVID-19 в региональном массмедийном дискурсе после отмены официальных ограничений
Шабалин А. Д. (Не)медиатекст: коммуникативные маркеры AI-текстов (на примере материалов чат-бота ChatGPT)
Бахирев Ю. Г. Речевые характеристики агитационного ролика Минобороны и его медийного продвижения
Добросклонская Т. Г. Политический медиадискурс в фокусе медиалингвистики: прикладной аспект