Суббота, 27 апреляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

2022. Специальный выпуск № 10

Материалы VII Международной научной конференции «Язык в координатах массмедиа»

2023 спецвыпуск 10 "Медиалингвистика"

ISBN 978-5-00110-373-8

Научный редактор

Л. Р. Дускаева

Ответственный редактор

А. А. Малышев

В сборнике представлены одобренные руководителями секций и круглых столов материалы докладов участников VII Международной конференции «Язык в координатах массмедиа», организованной в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета.

Авторы сборника — представители научных и образовательных организаций разных городов России, Болгарии, Индии, Китая, Республики Беларусь.

Фактические сведения приводятся в авторской редакции.

СОДЕРЖАНИЕ

ГРАММАТИКА МЕДИАРЕЧИ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЦИФРОВОЙ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ

Басовец И. М. Взаимосвязь референциальной автоинтертекстуальности и авторизации в англоязычных интервью 

Бец Ю. В. О некоторых лексических особенностях новостных мемов 

Богуславская В. В., Ратникова А. Г. Вербализация тактильной коммуникации в массмедийном пространстве (на материалах Национального корпуса русского языка) 

Бонджолова В. Ц. Zабранената буква и оказионалното словообразуване 

Боронкин П. А. Отаббревиатурные диминутивы в военном дискурсе 

Глущенко О. А. Коннотативный ресурс милитарной лексики (на примере наименований воина в «новых медиа» в текстах о специальной военной операции России на Украине) 

Каверина В. В. О склонении китайских топонимов и нормах государственного языка 

Куликова Э. Г. Медийная ошибка: деструкция, элиминированная лакуна или динамика нормы? 

Лапина Н. В. Центральноазиатский медийный дискурс как отражение динамической адаптации грамматики русского языка в коммуникации 

Малышев А. А. Парцелляция путешествия журналистов Владимира Ворсобина и Ивана Макеева автостопом по России 

Мельничук В. А. Квазиэтикетные формулы при упоминании умершего в интернет-коммуникации 

Пустошило Е. П. Особенности функционирования квантитативов в современных медиатекстах: усложнение и рационализация 

Фуфаева И. В. Способы сообщения о женском гендере в медиатексте в целом и заголовке медиатекста в частности 

Чэнь Цзи И. Виды метафоризации музыкальной лексики и её место в массмедиа 

Шилихина К. М. Дискурс «личностного роста» и грамматика: нарушения грамматической нормы и узуса 

СОВРЕМЕННАЯ ЛЕКСИКОГРАФИЯ И ЯЗЫК МАССМЕДИА

Богданова Л. И. Гиперонимы как языковой ресурс медиаречи 

Конюшкевич М. И. Инвентаризация союзов русского языка в условиях цифровой реальности 

Маринова Е. В. Из языка СМИ в словарь: об особенностях описания терминологии цифрового общества 

Романова Т. В. Когнитивные термины в медийном пространстве 

Щеглова Е. А., Прокофьева Н. А. Лексикографический проект в учебном процессе: образовательный потенциал 

МЕДИАТЕКСТ В ПРЕПОДАВАНИИ ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

Арутюнова-Ястребкова Э. В. Арсенал средств изучения медиатекста на иностранном языке 

Вакулова Е. Н. Интернет-коммуникация: потенциал меметики в преподавании РКИ 

Гранева И. Ю., Радбиль Н. В. Краеведческий компонент в использовании медиатекстов при обучении русскому языку как иностранному в вузе 

Задонская Г. А. Медиатекст как инструмент развития профессионально-творческого и коммуникативного потенциала иностранных студентов архитектурных специальностей 

Колесникова Н. Л. Обучение профессиональному иностранному языку с использованием медиатекстов 

Ксензенко О. А. Рекламная коммуникация в лингводидактическом освещении 

Лущинская О. В. Использование медиатекстов онлайн-изданий в преподавании иностранного языка будущим журналистам 

Милевская Т. Е. Методические потенции жанра «интервью» в курсе РКИ на продвинутом этапе 

Мухортов Д. С. О современных подходах в работе с медиатекстом в процессе преподавания английского языка студентам-международникам

Нараян М. Введение в деловую коммуникацию: методика составления и преподавания учебника 

Стоянова Е. В. Медиатекст как инструмент РКИ 

Устинова Т. В. Медиатексты публицистических жанров как средство обучения письменному переводу 

Чичерина Н. В. Лингводидактический потенциал медиатекстов жанра «интервью» в обучении иностранным языкам 

СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В МЕДИАЛИНГВИСТИКЕ
МЕДИЙНЫЙ ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Волкова Ю. С. Категория акцентности в политических ток-шоу: полевой аспект 

Данилевская В. А. Акцентуаторы как маркеры концептуальных смыслов медийного текста 

Коняева Ю. М., Шифф В. К. Сценарии диалога-спора в ходе популяризации научных знаний: к проблеме обучения чат-бота 

Крижановская Е. М. Языковые средства выражения эмоции гнева в текстах комментариев политического интернет-сообщества 

Мишланов В. А. Знаки иронии в текстах СМИ (к проблеме автоматического анализа тональности текста) 

Никитина Е. Н. Особенности функционирования глагольных предикатов психоэмоциональной семантики (на примере анализа интернет-дискуссий) 

Околышев Д. А., Карабулатова И. С., Чжао Яньян. Конфронтация в концептуальном пространстве «муниципальная власть» в медиадискурсе: формирование депрессивно-оценочного восприятия 

Салимовский В. А. Понятие «субъективный речевой стиль» и его значение для компьютерного когнитивного моделирования 

Тихомирова Л. С. Влияние медиасферы на современный научный текст 

Товкес М. Ю. Использование цифровых технологий в медиааналитике («Медиалогия», AntConc, Voyant tools) 

Хижнякова Е. В. Автоматическое распознавание инфодемического текста: к построению модели языка медийного дискурса 

Янь Сяолин. Функционирование каузальных конструкций в газетной и разговорной речи (сравнительный анализ) 

ДИАЛОГ В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Выровцева Е. В. Представление научного знания в аудиовизуальных форматах научно-популярных массмедиа: возражение как речевое действие 

Гапанович Е. А. Диалогизация научного общения (на материале современных франкоязычных научных текстов) 

Дускаева Л. Р. Направления популяризации науки в массмедиа 

Иванова Л. Ю. Формы возражения в поле вовлеченности в научно-популярной медиакоммуникации 

Кожемякин Е. А. «Удобный текст»: аффордансы в научной интернет-коммуникации 

Лебединская Е. Ю. Иронические возражающие смыслы в цепочке интерпретаций научно-популярной проблематики 

Малышев А. А. Речевые практики возражения в научно-популярных медиатекстах Аси Казанцевой 

Медведева А. Р. Тенденции актуализации научно-популярного дискурса об Аркаиме в СМИ (2021–2022) 

Набиева Е. А. Внешняя и внутренняя диалогизация в полемических текстах научного журналиста Андрея Ваганова 

Пивоварчик Т. А. «Само собой разумеющееся знание» в эпистемической культуре научно-популярной медиакоммуникации 

Полонский А. В. Made in media: к вопросу о дискурсивных особенностях современного научного медиатекста 

Прокофьева Н. А. Маркеры возражения в заголовочном комплексе новости 

Тактарова А. В., Черкасова М. Н. Категория выбора на примере медиавысказываний с комическим эффектом (прагмалингвистический аспект) 

Халина Н. В., Ли Чжэн. Формирование фокуса убежденности в китайском медиатизированном научном дискурсе 

Цветова Н. С. Возражение в смысловой структуре научно-популярного медиатекста 

Шахура К. Н. Автор и его самоидентификация в научно-популярных текстах о русском языке 

Щеглова Е. А. Лексические средства возражения в дискуссии о сохранении русского языка 

ВЕРБАЛЬНО-ВИЗУАЛЬНЫЕ СВЯЗИ В ЯЗЫКЕ РЕКЛАМЫ

Балахонская Л. В. Графическая трансформация слова как прием вербально- визуального взаимодействия в рекламном тексте

Глинтерник Э. М. Вербально-визуальный феномен наружной рекламы в отечественных публикациях 1830–1850-х годов

Голова А. Г. Тезаурус заимствованных отраслевых терминов в сфере рекламы и медиа как отражение современных профессиональных практик 

Ежова Е. Н. Синестетичность креолизованного рекламного текста как инструмент сенсорного маркетинга 

Запрягаева М. Я., Шишлянникова А. М. Современные тенденции в текстах городских вывесок 

Литовская А. С. Аудиовизуальные способы выражения подтекста в ТВ-рекламе 

Мазикова Н. Ю. Прагмалингвистические особенности рекламного текста в социальных сетях 

Молдавская О. Е. Коммуникативные задачи и лингвостистилистические особенности текстов делового портфолио компании 

Помазов А. И. Аттрактивная функция мемов в медиатексте 

Самыличева Н. А. Способы создания комического эффекта в современной рекламе 

Сергеева Е. В. Специфика манипулятивного речевого воздействия в рекламном дискурсе педагогической сферы (на материале онлайн-школ по подготовке к ЕГЭ) 

Таймур М. П. Вербально-визуальная креативность в современной англоязычной рекламе 

РЕЧЬ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СМИ В НОВЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ

Гладко М. А. Искренность как коммуникативный инструмент в развлекательном радиодискурсе 

Гладков С. А. Готический подкастинг в России: дискурсивность жуткого в новой технологической среде 

Градюшко А. А. Приемы взаимодействия СМИ с аудиторией в Телеграм (на примере канала «Матч ТВ») 

Донина О. В., Олефир Н. А. Лексические новации в телеречи 

Масленкова Н. А. «Мемно»: трансформация структуры научно-популярной статьи 

Распопова С. С. Интонационная стратегия видеоблогеров как коммуникативное действие 

Симакова С. И. Визуализация культурного пространства в региональных массмедиа 

Соловьева Ю. О. Речевое поведение российского судьи в телевизионном судебном шоу 

Теплякова А. Б. Полимодальная метафора и метонимия в визуальных англоязычных массмедиа 

Фадеева Г. М. Мультимедийность презентации рождественского обращения главы государства как медиасобытия 

ЛИНГВОДИСКУРСОЛОГИЯ МЕДИА
СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР В МЕДИАЛИНГВИСТИКЕ

Антропова В. В. Конструирование социальной идентичности в региональном медиадискурсе посттравматического существования (на примере антиковидной кампании

Бердышева Н. Ю. Концепт «спорт» в частных Telegram-канал военных корреспондентов 

Бойкова Н. Г. Эмоциональный форсаж в публицистике современных российских СМИ 

Бушканец Л. Е. Анализ речи П. А. Столыпина «Об устройстве быта крестьян и о праве собственности», произнесенной в Государственной думе 10 мая 1907 года 

Видинеева Н. Ю. Средства синтаксиса как актуализаторы имплицитных смыслов в советской детской периодике 

Глинка Е. В. Лингвотоксичные явления в текстах современных СМИ 

Дороничева Е. А. Качественно или правдиво? Опыт военкора 

Дубровская Т. В. События в медийной повестке детского журнала позднесоветского времени 

Дуреко Е. Ю. Шигирский идол в медийном дискурсе 

Каминская Т. Л. Экспертный медиаконтент как социальный ориентир 

Карпухина В. Н. Речевая партия писателя в медиадискурсе: маркеры национально-культурной идентичности в интервью Джона Фаулза 

Китанина Э. А., Цзоу Тяньци. Прецедентный феномен в русских медиатекстах о Китае 

Коньков В. И. Социальная оценка в медийном дискурсе: лингвистический аспект 

Кочетова Л. А. Динамика оценочного значения прилагательного «новый» как отражение трансформаций медийной аксиосферы: корпусный подход 

Малышева Е. Г. Границы и субъектная организация русского политического пропагандистского медиадискурса 

Никитина Т. Г. Паремии-библеизмы в пространственно-временных координатах современного медиатекста 

Олизько Н. С. Патриотическое воспитание молодежи в рамках университетского медиадискурса

Пыстина О. В. Лингвостилистические свойства заголовков современных сетевых СМИ (на материале новостных медиатекстов Республики Коми) 

Самсонова Е. А. Англоязычная лексика в контексте формирования социально-сетевого дискурса 

Селютин А. А. Лингвокультурный образ гражданина России: ядро и периферия 

Соломкина Т. А. Cоциальный статус устной речи журналиста в звуковом контексте военного репортажа 

Хохлина Н. В. Группа студенческого сообщества в социальной сети: формирование коммуникативного статуса 

Шевченко В. С. Коммуникативная деятельность участника паблика как фактор формирования его статуса в социальной сети 

Широкова Е. Н. Трансформация категории автора в нарративе авторского блога 

Шмурак Р. И. Особенности языка паблика «Байки лаовая» 

Юськаева Э. И. Личная история как консолидирующий жанр сетевых сообществ 

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В СЛАВЯНСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ

Биюмена А. А. Дискурс исторической памяти в белорусских печатных медиа 

Блохин И. Н. Сохранение культурно-исторической памяти в системе журналистских функций 

Горный А. С. Радио и национальная идентичность в межвоенный период: опыт Западной Беларуси 

Данкова Н. С., Мусорина О. А. Политика памяти о Великой Отечественной войне в советских детских журналах: дискурсивный аспект 

Дегтярева О. В. Создание национальной идентичности в медийном дискурсе 

Загидуллина М. В. К проблеме методов исследования меморативных ландшафтов как мест конструирования культурно-исторической памяти 

Зайцева И. П. Военкор Михаил Матусовский: своеобразие авторского стиля 

Зезюлевич А. В. Репрезентация исторических событий в медийных проектах издательского дома «Звязда» 

Метлушко И. В. Апелляция к культурно-исторической памяти о Второй мировой войне в интернет-пространстве 

Минчук И. И. Фреймовая структура концепта «Хатынь» в белорусском медиадискурсе 

Мусорина О. А. Медиатизированная модель советского детства в материалах журнала «Пионер» в 1970-80-е гг. 

Обухова Е. Н. Роль Великого Княжества Литовского в исторической судьбе белорусского народа (по материалам онлайн-версии газеты «СБ. Беларусь сегодня») 

Привалова О. Ю. Русская идентичность в шрифтовом оформлении логотипов муниципальных газет 

Сорокин Д. А. «Воин на коне» в материалах македонских СМИ как символ в сознании общества 

Сосновская А. М. Дискурс городской идентичности Санкт-Петербурга: неорусский стиль в архитектуре как инструмент соединения публичной и частной памяти 

Гвоздик А. Г. Дискурс городской идентичности Санкт-Петербурга: культурно-историческая память о неорусском стиле в славянском дискурсе 

Чернышов Ю. Г. Образ «народного губернатора» М. С. Евдокимова: мифологизация и героизация 

ДИАЛОГ С НЕИЗВЕСТНЫМ: КОММУНИКАЦИИ В РОБОТИЗИРОВАННОЙ СРЕДЕ

Градосельская Г. В. Смысловые ядра в информационных волнах о коронавирусе в России 

Пильгун М. А. Коммуникативные исследования в роботизированной среде: акторы с различным генезисом 

Шевченко Д. А. Общение с «неизвестным»: ограничение или новые возможности коммуникации 

(ПЕРЕ-)ФОРМАТИРОВАНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБЩЕСТВА В ДИСКУРСЕ МАССМЕДИА

Алексеева В. Н. Англицизмы в русскоязычном медиапространстве 

Байбатырова Н. М. Медиаотражение менталитета народов Прикаспия: специфика новой этнокультурной идентичности 

Бебчук Е. М., Тулупов В. В. Новая заимствованная лексика и её законодательная регламентация 

Брусенская Л. А. Ценностные ориентиры толерантности и современный публицистический текст 

Воскресенская М. А. Миромоделирующий потенциал массмедиа 

Данилевская Н. В. Идеологический потенциал социальной рекламы: лексико- семантический аспект 

Дроздова А. В. Шеврон русского солдата: эффекты медиатизации 

Землякова К. В. Система медиатопиков в современном англоязычном новостном дискурсе (на примере газетных заголовков) 

Иванова О. А. СМИ как модификатор ценностных ориентиров социума (на примере современных немецких СМИ) 

Иванова Т. К., Матушевская Г. В. Языковое многообразие и медийный ландшафт во Франции 

Редькина О. Ю., Филатов М. А. Этнические стереотипы и отраженный портрет носителя русской культуры (на материале развлекательного контента сайта lenta.ru) 

Стрелец И. Э. Медиасреда как ресурс конструкции и деструкции ценностно-смысловых полей студенческой молодежи 

Строканов А. А. Медийный инструментарий русофобии 

Чистанов М. Н. Локальная прагматическая модель миноритарного языка в условиях глобализации 

Явинская Ю. В. Особенности трансляции медианарратива «Алтай – прародина тюрков» в информационном пространстве России и стран Центральной Азии 

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР В СВЯЗЯХ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ

Быкова Е. В. Идеологический вектор PR-дискурса в условиях «новой нормальности» 

Кривоносов А. Д. Терминосистема рекламы и PR: классифицирующие признаки 

Пахомова А. Ю. Коммуникативные стратегии противодействия дезинформации в период инфодемии 

Солодовникова Т. В. Рекламная коммуникация как инструмент формирования/деформации аксиологических приоритетов (на примере Беларуси и Франции) 

Чэнь Цзыянь. Стратегии и тактики речевого воздействия в российских и китайских социальных сетях 

Чэнь Чжэ. К вопросу о кризисных коммуникациях власти и общества в цифровых массмедиа КНР и РФ 

Шакалов И. И. Регулятивная модальность в медиакоммуникации информационного сопровождения молодежной политики 

КРИТИКА МЕДИАРЕЧИ
ПРИНЦИПЫ РЕДАКТИРОВАНИЯ МЕДИАТЕКСТА

Арутюнова Е. В. Академические орфографические словари и электронные ресурсы на службе медиаредактора 

Баженова Е. А. Пунктуация в медиатексте: аттрактивность vs норма? 

Басовская Е. Н., Воронцова Т. А. Озаглавливание в системе редактирования медиатекста: ретроспективный подход 

Борисова Е. Г. «Политредактирование» – работа над медийным сообщением для усиления перлокутивного эффекта 

Дякиева Б. Б. Муниципальная печать Калмыкии: медиатекст и особенности редактирования 

Кошкарова Н. Н. Новые жанры в дискурсе СМИ: аксиологические и лингвопрагматические характеристики 

Малыгина Л. Е., Гурова А. С. Метафоризация в дискурсе иноагентов как способ искаженного описания действительности 

Мишанкина Н. А. Редактор: субъектная позиция в дискурсе 

Осетрова Е. В. Типы оценочных позиций в медиатексте: возможности экспликации 

Северская О. И. Стилистические анахронизмы в современном медиатексте 

Ширинкина М. А. Коммуникативное качество «ясность речи» в приложении к медиапродуктам исполнительной власти 

Яковлева Ю. В. Эффективный менеджер vs эффективный метод: работа редактора с новыми значениями и сочетаниями слов в современном медиатексте 

ЛИНГВОЭКСПЕРТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТНОСТИ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

Аверина Л. О. Особенности немецкой юридической терминологии в СМИ (на примере статей о преступлениях в сфере искусства) 

Байгазанова Р. Т. Буллинг как коммуникативный феномен 

Малюка А. А. Существенные аспекты постановки вопросов при назначении лингвистической экспертизы по делам об оскорблении 

Миронова Н. И. Вербальная угроза в интернет-комментариях: юридические трудности квалификации 

Рольгайзер А. А. Формы выражения речевой агрессии в интернет-комментариях 

Соколова Э. Ю. Провокативная интенция коррупционного текста: о важности прагматического аспекта лингвистической экспертизы по антикоррупционным делам 

Чернышова Т. В. Современная сетевая коммуникация: конфликтное функционирование и проблемы лингвоэкспертной практики 

Шмаков А. А. Дифференциация пародии и дискредитация в современном медиадискурсе: к проблеме поиска речекоммуникативных признаков 

МЕДИЙНАЯ ЛИНГВОЭКОЛОГИЯ В XXI ВЕКЕ

Беглова Е. И. Роль лексико-фразеологических средств в малотиражных журналах массовой коммуникации 

Волков Н. Д. Интенционально-стилистические способы влияния российской музыкальной медиакритики на формирование духовно-нравственных ценностей (на примере рецензий о творчестве певца SHAMAN’а) 

Жуковская Л. И. Лексемы «менталитет» и «ментальность» в дискурсе отечественных СМИ: к проблеме некорректного употребления терминов 

Иванова М. В. Литературная норма как запрет на использование русского национального языкового разнообразия 

Кириллов А. В. Символическая политика в отражении вербальных маркеров политического дискурса 

Колесник Т. И. Лингвотоксичный потенциал окказиональных антропонимов в медиакоммуникации 

Малышева Е. Г., Егошкина В. А. Лингвоэтическая специфика политического радиодискурса 

Радбиль Т. Б. Дискурс-анализ «языка ценностей» в интернет-СМИ (по данным газетных корпусов) 

Селезнева Л. В. Особенности реализации стратегии вежливости в современной деловой коммуникации 

Ульянова Е. Н. Патогенный медиатекст как триггер деструктивных состояний эмоциональной сферы личности 

Федоров В. В. Конструирование нарратива о COVID-19 в региональном массмедийном дискурсе после отмены официальных ограничений 

Шабалин А. Д. (Не)медиатекст: коммуникативные маркеры AI-текстов (на примере материалов чат-бота ChatGPT) 

Бахирев Ю. Г. Речевые характеристики агитационного ролика Минобороны и его медийного продвижения 

Добросклонская Т. Г. Политический медиадискурс в фокусе медиалингвистики: прикладной аспект