Вторник, 19 мартаИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

2020. Том 7, № 4

Изъяснительная конструкция в языке медиа

2020. Том 7, № 4, Грамматика медиаречи
Рассматривается проблема функционирования изъяснительной конструкции в языке медиа. Исследование основано на результатах изучения изъяснительных предложений в русской синтаксической науке, его история кратко описана во вводной части статьи. Работа построена на наблюдениях над изъяснительными конструкциями в современных медиа, представленных в интернете. В качестве исходного принимается утверждение о том, что для решения проблемы необходимо различать в медиатексте собственно текст и паратекст, а также иметь в виду авторское начало текста. В ходе исследования выявилось, что изъяснительная конструкция выступает в роли заголовка новостных текстов, подзаголовков авторских колонок и лидах интервью. При этом новостные тексты обнаружили особый тип, который можно назвать «речевой» новостью: в ней сообщается о высказывании некоего лица, в роли заголовка выступает изъяснительная конструкция, а авторское начало составляют главным образом глаголы речи. Существенным результатом работы можно считать ...

О некоторых тенденциях в грамматике текста на электронных новостных порталах: «растворение» субъекта

2020. Том 7, № 4, Грамматика медиаречи
В статье рассматриваются некоторые общие особенности грамматики новостных текстов на самом крупном новостном агрегаторе Рунета портале «Яндекс», которые, по мнению автора, отражают современные тенденции в указанной области. Автор вслед за ван Дейком рассматривает текст как макроструктуру, имеющую определенный набор последовательности предложений. Современный новостной текст являет собой гетерогенную структуру, образованную соединением голосов автора текста и обладателей «чужого слова» как непосредственных участников описываемой ситуации. В статье отмечается изменение пунктуации при оформлении чужой речи в русских текстах, происшедшее, возможно, под влиянием английской пунктуации. Это изменение создает новый шаблон передачи чужой речи, при котором размываются границы между «своим» и «чужим» словом, роль автора текста при таком построении понижается. Доминирующим в новостном тексте становится чужой голос, оформляемый разными формами передачи, — через прямую речь, косвенную речь в ее разл...

Функциональная специфика глагола в репортаже

2020. Том 7, № 4, Грамматика медиаречи
В работе анализируются функциональные возможности русского глагола в жанре информационного репортажа. Использование глагола в форме настоящего актуального (настоящего репортажа) считается одним из основных признаков жанра репортажа. Однако анализ показывает, что наряду с формами настоящего актуального в репортаже активно используются формы глаголов прошедшего времени несовершенного вида. Авторы обращают внимание на функциональную тождественность тех и других глагольных форм. Настоящее репортажа (настоящее актуальное) может быть образовано только от глаголов несовершенного вида. Именно несовершенный вид глагола создает у читателя ощущение включенности в событие, о котором говорится в репортаже. При этом неважно, в форме настоящего или прошедшего времени находятся глаголы несовершенного вида. Функциональные возможности глагола в тексте репортажа описываются в тесной связи с природой медийного текста, в частности с категорией социального пространства-времени. Вводится понятие коммуникат...

Предложные единицы, образованные на основе предложно-падежных форм существительных (на материале современных российских СМИ)

2020. Том 7, № 4, Грамматика медиаречи
Рассматриваются предложные единицы, образованные на основе предложно-падежных форм существительных и широко используемые в современных российских СМИ. Они изучались в разных аспектах и именовались различными терминами. Мы, следуя за М. В. Всеволодовой, употребляем широкий термин «предложные единицы» и разделяем их на три группы. Первая группа включает в себя предложные единицы типа ввиду (чего-н.), вместо (кого-/чего-н.), вроде (кого-/чего-н.), которые обладают структурной цельнооформленностью. Во вторую группу входят в силу (чего-н.), в честь (кого-/чего-н.), в течение (чего-н.), которые отличаются раздельнооформленностью. Третья группа — это предложные единицы типа в рамках (чего-н.), в области (чего-н.), на фоне (чего-н.), отличающиеся возможностью вставки согласуемых прилагательных или местоимений. С помощью шкалы переходности В. В. Бабайцевой выявлены сходства и различия предложных единиц, раскрыты занимаемые ими ступени на пути опредложивания в зависимости от конкретного употребл...

Лингвистические маркеры эмоционального состояния субъекта речи (к проблеме автоматического мониторинга текстов сетевой коммуникации)

2020. Том 7, № 4, Автоматический анализ медийных текстов
Обсуждаются лингвистические и психологические аспекты проблемы автоматического модус-диктумного анализа текстов, публикуемых в социальных сетях и тематически связанных с социально значимыми процессами в профессиональной структуре современного общества, в том числе с разного рода кризисными явлениями на рынке труда. В связи с этим вновь поднимаются теоретические вопросы о языковой природе модуса, средствах выражения «эго-смыслов» в речи, разграничения собственно модуса (аутореферентных знаков) и модально-оценочных предикатов в позиции диктума, об имплицитных способах передачи модусной информации и возможностях считывания этой информации с опорой на дискурсивные речевые практики (конвенциональные смыслы). Прикладная цель статьи заключается в «гуманитарном» (психолого-лингвистическом) обеспечении разработки программ машинного «майнинга», т. е. автоматического мониторинга сетевого контента и идентификации текстов с определенной субъективной модальностью. Для достижения этой цели описываю...

Влияние вербального комментария на интерпретацию визуального медиасообщения: мультимодальный подход

2020. Том 7, № 4, Медиадискурсология
Работа посвящена обсуждению некоторых возможностей мультимодального подхода к изучению особенностей восприятия и интерпретации медиатекстов аудиторией. Авторы исходят из принципиально мультимодального характера медиакоммуникации, в ходе которой реципиент испытывает влияние различных факторов на интерпретацию исходного текста, причем к данным факторам часто относятся семиотические ресурсы, формально не аффилированные с исходным текстом. В ходе проведенного исследования проверке была подвергнута гипотеза о влиянии вербального комментария на интерпретацию визуального объекта. С этой целью авторы сформировали две группы респондентов — контрольную и экспериментальную, каждой из которых была предложена для описания фотография, при этом для экспериментальной группы фотография была сопровождена вербальным комментарием. Сопоставление результатов изучения двух групп происходило на основе соотнесения вербализованных категорий репрезентации, субъективных оценок фотографии и синтаксиса вербальног...

Семантическая репрезентация и восприятие сетевой агрессии: городские цифровые коммуникации

2020. Том 7, № 4, Медиадискурсология
Представлены результаты исследования цифрового контента, отражающего конфликтные городские коммуникации, связанные с дорожно-транспортным строительством в Москве. Эмпирической базой исследования послужили данные социальных сетей, микроблогов, блогов, мессенджеров, форумов, отзывов, видео, посвященные строительству транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Дата сбора материала — 1.08.19 00:00 — 30.09.19 23:59. Для анализа контента социальных медиа применялись мультимодальный подход с использованием нейросетевых технологий, текстовый анализ, контент-анализ, сентимен-анализ, анализ лексических ассоциаций. Проанализировано восприятие жителями строительства ТПУ, выявлен уровень социального стресса, оценены риски возникновения конфликтов с населением при планировании и реализации проектов. Анализ показал, что пять объектов (ТПУ «Варшавская», «Дмитровская», «Некрасовка», «Пятницкое шоссе», «Рязанская») не имеют рисков при реализации, контент отличается отсутствием агрессии, социальной напряженнос...

Media discourse on women in politics: The first Muslim woman of colour in US Congress

2020. Том 7, № 4, Медиадискурсология
Медиадискурс о женщинах в политике: первая темнокожая мусульманка в Конгрессе США Статья является частью более развернутого исследования о представлении мусульманских женщин в средствах массовой информации. Основное внимание уделяется презентации Ильхан Омар, первой женщины-мусульманки в американском Конгрессе, рожденной в Сомали, а также последним публикациям об Омар, обсуждающим ее личную семейную жизнь и предполагаемый брак, в который она готова вступить со своим братом, чтобы дать ему возможность получить зеленую карту для проживания в США. Эта тема предполагает пересечение нескольких основных исследовательских областей: феминизм, исследование медиа и культурные исследования. Такое пересечение возможно, поскольку акцентируется предвзятое представление СМИ, призванное уменьшить реальную ценность женщины-политика, которая является носителем различных идентичностей, в частности гендерных, религиозных, этнических и классовых. Корпус исследования состоит из 42 статей, опубликованных в р...

Pragmatic functions of interrogatives in media texts

2020. Том 7, № 4, Медиадискурсология
A number of approaches to media texts tend to apply an interactive model to communication, and the texts are seen are intrinsically dialogic, relying on the receivers’ subjective interpretation of meaning and activation of intertextual relations. In addition, media texts are increasingly used as material for linguistic analysis with the aim to reveal how their linguistic potential is utilized by journalists to convey messages and ideas, and influence the audience. The paper discusses the pragmatic functions of interrogatives and the way they are realized in media text, more specifically in newspaper articles’ headlines, leads and bodies excerpted from British and American online media over a period of two months. The analysis is mapped against previous research of interrogatives in the field of pragmatics and medialinguistics. The main findings show that interrogatives in headlines realize a range of pragmatic roles when used on their own or as part of paratactic or hypotactic complex...

Девиантное поведение в интернет-коммуникации: диагностика и профилактика

2020. Том 7, № 4, Медиадискурсология
Исследуются формы девиантного речевого поведения в онлайн-среде в различных ситуационных контекстах. Подход, предложенный автором, представляет собой новый уровень осмысления проблемы. До сих пор подавляющее число публикаций было посвящено описанию феномена сетевого поведения, отклоняющегося от принятых этических норм. При рассмотрении проблемы в контексте ситуации, которая характеризуется четкими ролевыми предписаниями, становится возможным идентифицировать мотивы коммуникативного поведения участников. Это, в свою очередь, позволяет ответить на вопрос иного уровня: как корректировать девиантное поведение участников сетевых сообществ. Выводы построены на репрезентативном эмпирическом материале, собранном в соответствии с тремя последовательными процедурами формирования выборки. На первом этапе с помощью web-сервиса поисковой системы Google были отобраны наиболее частотные семантические эквиваленты словосочетания «этика и интернет». На втором этапе отбирались кейсы, которые попадали в т...