Вторник, 19 мартаИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

Грамматика медиаречи

Медиатекст как источник изучения новых словообразовательных и лексико-семантических изменений в современном сербском языке

2023. Том 10, № 1, Грамматика медиаречи
Глобализация привела к тому, что в сербском языке, как и во всех других славянских языках, появилось большое количество англицизмов, особенно заметно их появление в медиатекстах. Следующим этапом развития этого процесса стало включение в словари неологизмов различных славянских языков, в том числе и сербского, специфических гибридов, имеющих массмедийное происхождение. Гибридами здесь называются слова, в состав которых входят английская основа и славянский аффикс или же, наоборот, славянская основа и английский аффикс. Эта тенденция в области словообразования развивается, и сегодня в медиатекстах появляется все больше давно существующих слов с иными, непривычными для них аффиксами, у которых возникают новые грамматические и прагматические функции. Представляется, что большинство таких окказиональных образований не перейдут в разряд неологизмов, не закрепятся в речевой практике. Однако тенденции таковы, что авторы текстов в СМИ (особенно колумнисты) позволяют себе вольно подходить к сло...

Русское причастие и его функциональные омонимы в текстах современных российских СМИ о науке и технологиях

2023. Том 10, № 1, Грамматика медиаречи
В современных российских СМИ широко употребляются русские причастия и отпричастные прилагательные, существительные и местоимения, которые являются функциональными омонимами, то есть совпадающими по звучанию этимологически родственными словами. В данной работе на основе 3462 примеров, отобранных в Национальном корпусе русского языка, проанализированы предпосылки и специфика перехода причастий в другие части речи и показаны различия между причастиями и их функциональными омонимами. Главной предпосылкой для адъективации, субстантивации и прономинализации причастия является заключенный в нем признак прилагательного, при этом большую роль играют семантика причастия, его позиция в предложении и контекст. Переход причастия в другие части речи носит градуальный характер. Синкретичный грамматический характер, семантическая компрессия и вариативность синтаксических функций делают причастие одним из приоритетных средств выражения таких характерных особенностей научных текстов, как точность, логич...

Формулы «Как + инфинитив» в заголовках интернет-публикаций: лексико-семантическая структура

2021. Том 8, № 4, Грамматика медиаречи
На материале современных интернет-медиа (текстовых запросов поисковика «Яндекс») рассматривается широко распространенный тип заголовков «Как + Х», где Х включает инфинитив. Показано, что данный тип закрепляется за в высокой степени востребованными в современной интернет-коммуникации интенциями совета и инструкции. Осуществляется формализация возможных вариантов Х: Как + Adv + Vmod (включая отрицание) в инфинитиве + V (полнозначные глаголы) + Odirect и indirect + Circon stant. Из них обязательные компоненты — Как и V, факультативные — Adv, Vmod, O и Circonstant. На основе полученных результатов выделяются основные структурные (структурно-синтаксические) и содержательные (прежде всего лексико-семантические) группы. Установлено, что по наличию и качеству в формуле «Как + инфинитив» члена Vmod наиболее частотны конструкции как + V, как не + V, как надо + V, как можно + V, как лучше + V, как эффективно + V, как хорошо + V, как правильно + V, как начать + V, как научиться + V, как научиться ...

Употребление буквы Ѣ в периодических изданиях XVIII–XIX вв.: узус и кодификация

2021. Том 8, № 4, Грамматика медиаречи
На материале «Ведомостей» эпохи Петра I, «Санкт-Петербургских ведомостей» и «Московских ведомостей» XVIII–XIX вв. прослеживается становление узуса употребления буквы Ѣ. Установленный узус сопоставляется с рекомендациями грамматических сочинений XVIII–XIX вв. Специфика данной нормы состоит в том, что использование Ѣ определялось не только церковнославянской письменной традицией и искусственными правилами разграничения омонимов, но и особыми закономерностями живого и книжного произношения. Ориентированная на книжную норму церковная и даже гражданская печать «Ведомостей» не отражала действовавшей в скорописи тенденции к устранению Ѣ. В петровских «Ведомостях» буква Ѣ пишется очень стабильно в соответствии с древней традицией в номерах как церковного, так и гражданского шрифта, хотя старшие и современные им грамматические сочинения не предлагают ни так называемого «ятевого» списка, ни перечня правил, регулирующих правописание данной буквы. Узус «Ведомостей», «Санкт-Петербургских ведомостей...

Тезаурус «белорусского майдана» как проявление речевой реакции медиа на политический контекст событий

2021. Том 8, № 4, Грамматика медиаречи
Языковые новообразования в описании и оценке медиа протестных событий в Беларуси («белмайдана») 9 августа 2020 г. рассматриваются как тезаурус. Исследование базируется на описаниях социолингвистического и исторического контекста белорусских реалий, на положениях теории референции (которая проявляется только в речи и представляет не саму действительность, а ее образ) и теории тезауруса как системы знаний о мире, представленной в текстах и выраженной словесными знаками. В развитие данных теорий выделяются основные параметры тезауруса «белмайдана»: субъекты речи, медиатексты и собственно тезаурус как бицентричная структура в поляризации центров мы и они. Новообразования они-тезауруса характеризуются в лексико-тематическом, деривационном и грамматическом отношении, а также по их корреляции с объектами действительности: одному и тому же референту соответствуют несколько синонимических вариантов наименований, изофункциональных имени собственному, в результате чего данные единицы образуют ину...

К интерпретации имплицитного модуса: семиотические маркеры речевых интенций в текстах сетевой коммуникации

2021. Том 8, № 4, Грамматика медиаречи
Представлены результаты психолого-лингвистического этапа исследований, имеющих конечной целью разработку инструментов автоматической идентификации текстов сетевой коммуникации по заданным диктумным и модусным параметрам. Проанализировано интенционально-волевое и эмотивное содержание текстов, определяющее их жанровые и лингвосемиотические особенности. В результате интроспективного анализа содержания текстов с тематикой профессионального кризиса был выделен ряд коммуникативно-текстовых категорий, значимых с точки зрения диагностики психологического состояния субъекта речи. Дано описание как сегментных маркеров субъективных смыслов, так и текстовых фрагментов, которые, не будучи прямыми модусными показателями, с высокой степенью вероятности отсылают в данном контексте и с учетом известных дискурсивных конвенций к определенному внутреннему состоянию автора текста (к имплицитному модусу). В методологическом плане авторы ориентируются на теоретические положения концепции стилистико-речевой...

О прагматических аспектах употребления относительных прилагательных (на материале газетных текстов)

2021. Том 8, № 4, Грамматика медиаречи
Статья посвящена рассмотрению актуального вопроса о прагматике употребления относительных прилагательных в медиадискурсе. Относительные прилагательные представляют особую проблему для русской лексикографии. Их лексическое значение зависит от производящей основы существительного (ср. лесной от лес, кирпичный — от кирпич, пламенный — от пламя), но далеко не всегда совпадает с таковой. Рассматриваются два вопроса, иллюстрируемые примерами из газет и журналов на русском языке. Первый вопрос связан с поведением относительных прилагательных в синтаксической структуре высказывания. Словам этой части речи соответствуют многообразные преобразования (реорганизации) фразы во внутренней речи. Примерами могут послужить выражения типа проходной балл, онегинская строфа, чеховское ружье, вертолетные деньги и т. п. Мобильность, динамичность этого грамматического класса слов удобна для журналиста. Анализ позволяет утверждать, что в процессах синтаксической трансформации участвуют механизмы метафоры и ме...

Эволюция терминов русской журналистики: от ведомостей до медиа

2021. Том 8, № 4, Грамматика медиаречи
Рассматриваются некоторые аспекты функционирования терминов, обозначающих различные средства массовой информации, исторические аспекты их возникновения и семантического преобразования в русском языке. Объектом исследования является современная русская журналистская терминология. Предметом рассмотрения стала эволюция используемых единиц в истории русского языка. Цель работы — изучение терминосистемы русской журналистики и описание истории отдельных терминов. Основным методом стал описательный с элементами историко-этимологического и сопоставительного анализа. Подробно рассматривается история терминов газета, журнал, альманах, куранты, ведомости, радио, киножурнал и телевидение, интернет. Первым российским периодическим изданием стали рукописные «Вести-Куранты», или «Вестовые письма». С начала XVIII в. выходят печатные «Ведомости о военных и иных делах, достойных знаний и памяти». Вскоре было заимствовано из итальянского языка слово газета. Оно использовалось во многих европейских языках...

Автономия пользователей Сети и динамика грамматики: о выбранных синтаксических инновациях в современной польской интернет-коммуникации

2021. Том 8, № 1, Грамматика медиаречи
Использование языка в интернете представляет собой наиболее важную среду для формирования новых языковых обычаев и вариативных форм. Представлены результаты поиска и количественного и качественного анализа двух синтаксических конструкций — odnośnie do kogo, czego и dedykowany komu, czemu — и их ненормативных узуальных вариантов: *odnośnie kogo czego; *dedykowany, *dedykowany dla kogo, czego; *dedykowany do kogo czego. Обе проанализированные конструкции и их узуальные варианты — это аналитические выражения, заменяющие более простые синтаксические структуры (здесь: co do, jeśli chodzi o или do/dla) и негативно оцениваемые лингвистами, занимающимися языковой нормой. В исследовании учитывается как числовое соотношение нормативных и ненормативных конструкций, так и сравнительные данные, полученные из различных типов дискурсов и медиатекстов, в том числе из польской интернет-речи в ее интерактивном и неинтерактивном вариантах. Кроме того, в исследовании сравниваются данные разных периода (до...

Изъяснительная конструкция в языке медиа

2020. Том 7, № 4, Грамматика медиаречи
Рассматривается проблема функционирования изъяснительной конструкции в языке медиа. Исследование основано на результатах изучения изъяснительных предложений в русской синтаксической науке, его история кратко описана во вводной части статьи. Работа построена на наблюдениях над изъяснительными конструкциями в современных медиа, представленных в интернете. В качестве исходного принимается утверждение о том, что для решения проблемы необходимо различать в медиатексте собственно текст и паратекст, а также иметь в виду авторское начало текста. В ходе исследования выявилось, что изъяснительная конструкция выступает в роли заголовка новостных текстов, подзаголовков авторских колонок и лидах интервью. При этом новостные тексты обнаружили особый тип, который можно назвать «речевой» новостью: в ней сообщается о высказывании некоего лица, в роли заголовка выступает изъяснительная конструкция, а авторское начало составляют главным образом глаголы речи. Существенным результатом работы можно считать ...