Вторник, 11 маяИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Грамматика медиаречи

Автономия пользователей Сети и динамика грамматики: о выбранных синтаксических инновациях в современной польской интернет-коммуникации

2021. Том 8, № 1, Грамматика медиаречи
Использование языка в интернете представляет собой наиболее важную среду для формирования новых языковых обычаев и вариативных форм. Представлены результаты поиска и количественного и качественного анализа двух синтаксических конструкций — odnośnie do kogo, czego и dedykowany komu, czemu — и их ненормативных узуальных вариантов: *odnośnie kogo czego; *dedykowany, *dedykowany dla kogo, czego; *dedykowany do kogo czego. Обе проанализированные конструкции и их узуальные варианты — это аналитические выражения, заменяющие более простые синтаксические структуры (здесь: co do, jeśli chodzi o или do/dla) и негативно оцениваемые лингвистами, занимающимися языковой нормой. В исследовании учитывается как числовое соотношение нормативных и ненормативных конструкций, так и сравнительные данные, полученные из различных типов дискурсов и медиатекстов, в том числе из польской интернет-речи в ее интерактивном и неинтерактивном вариантах. Кроме того, в исследовании сравниваются данные разных периода (д...

Изъяснительная конструкция в языке медиа

2020. Том 7, № 4, Грамматика медиаречи
Рассматривается проблема функционирования изъяснительной конструкции в языке медиа. Исследование основано на результатах изучения изъяснительных предложений в русской синтаксической науке, его история кратко описана во вводной части статьи. Работа построена на наблюдениях над изъяснительными конструкциями в современных медиа, представленных в интернете. В качестве исходного принимается утверждение о том, что для решения проблемы необходимо различать в медиатексте собственно текст и паратекст, а также иметь в виду авторское начало текста. В ходе исследования выявилось, что изъяснительная конструкция выступает в роли заголовка новостных текстов, подзаголовков авторских колонок и лидах интервью. При этом новостные тексты обнаружили особый тип, который можно назвать «речевой» новостью: в ней сообщается о высказывании некоего лица, в роли заголовка выступает изъяснительная конструкция, а авторское начало составляют главным образом глаголы речи. Существенным результатом работы можно считать...

О некоторых тенденциях в грамматике текста на электронных новостных порталах: «растворение» субъекта

2020. Том 7, № 4, Грамматика медиаречи
В статье рассматриваются некоторые общие особенности грамматики новостных текстов на самом крупном новостном агрегаторе Рунета портале «Яндекс», которые, по мнению автора, отражают современные тенденции в указанной области. Автор вслед за ван Дейком рассматривает текст как макроструктуру, имеющую определенный набор последовательности предложений. Современный новостной текст являет собой гетерогенную структуру, образованную соединением голосов автора текста и обладателей «чужого слова» как непосредственных участников описываемой ситуации. В статье отмечается изменение пунктуации при оформлении чужой речи в русских текстах, происшедшее, возможно, под влиянием английской пунктуации. Это изменение создает новый шаблон передачи чужой речи, при котором размываются границы между «своим» и «чужим» словом, роль автора текста при таком построении понижается. Доминирующим в новостном тексте становится чужой голос, оформляемый разными формами передачи, — через прямую речь, косвенную речь в ее раз...

Функциональная специфика глагола в репортаже

2020. Том 7, № 4, Грамматика медиаречи
В работе анализируются функциональные возможности русского глагола в жанре информационного репортажа. Использование глагола в форме настоящего актуального (настоящего репортажа) считается одним из основных признаков жанра репортажа. Однако анализ показывает, что наряду с формами настоящего актуального в репортаже активно используются формы глаголов прошедшего времени несовершенного вида. Авторы обращают внимание на функциональную тождественность тех и других глагольных форм. Настоящее репортажа (настоящее актуальное) может быть образовано только от глаголов несовершенного вида. Именно несовершенный вид глагола создает у читателя ощущение включенности в событие, о котором говорится в репортаже. При этом неважно, в форме настоящего или прошедшего времени находятся глаголы несовершенного вида. Функциональные возможности глагола в тексте репортажа описываются в тесной связи с природой медийного текста, в частности с категорией социального пространства-времени. Вводится понятие коммуника...

Предложные единицы, образованные на основе предложно-падежных форм существительных (на материале современных российских СМИ)

2020. Том 7, № 4, Грамматика медиаречи
Рассматриваются предложные единицы, образованные на основе предложно-падежных форм существительных и широко используемые в современных российских СМИ. Они изучались в разных аспектах и именовались различными терминами. Мы, следуя за М. В. Всеволодовой, употребляем широкий термин «предложные единицы» и разделяем их на три группы. Первая группа включает в себя предложные единицы типа ввиду (чего-н.), вместо (кого-/чего-н.), вроде (кого-/чего-н.), которые обладают структурной цельнооформленностью. Во вторую группу входят в силу (чего-н.), в честь (кого-/чего-н.), в течение (чего-н.), которые отличаются раздельнооформленностью. Третья группа — это предложные единицы типа в рамках (чего-н.), в области (чего-н.), на фоне (чего-н.), отличающиеся возможностью вставки согласуемых прилагательных или местоимений. С помощью шкалы переходности В. В. Бабайцевой выявлены сходства и различия предложных единиц, раскрыты занимаемые ими ступени на пути опредложивания в зависимости от конкретного употреб...

Просторечная лексика в заголовках интернет-СМИ

2019. Том 6, № 3, Грамматика медиаречи
Исследуется язык сетевых средств массовой информации. На примере заголовков ведущих российских сетевых изданий изучаются стилистические свойства просторечных слов и выражений, их словообразовательные парадигмы и этимология. Обращение к заголовкам интернет-изданий объясняется их высоким коммуникативным статусом, с помощью которого реализуется информационная и воздействующая функции новостных текстов. Уточняется термин «просторечие» в связи с современной его интерпретацией. Выделяется понятие городского просторечия и его разновидности. С помощью стилистического, контекстного и количественного анализа автор пытается определить разновидности и функциональные особенности просторечных единиц в интернет-изданиях. Также описываются словообразовательные модели и этимологические характеристики отобранных просторечных слов, которые помогают определить положение данных лексических единиц в системе современного русского языка. Выявляется условная дифференциация просторечия: от разговорно-простореч...

О категориях гипертекста

2019. Том 6, № 3, Грамматика медиаречи
Статья посвящена сравнению категорий гипертекста с традиционно выделяемыми категориями текста. Потребность в применении параметров и категорий лингвистического анализа к электронной письменности обусловлена необходимостью изучить, как повлияла смена носителя текстовой информации на организацию содержания и формы традиционного текста. Рассматриваются как технологически независимые, так и технологически обусловленные свойства текста, функционирующего в условиях гипертекста. Обнаружено, что хотя замена непосредственного (аффективного) способа передачи информации на инструментальный (технологический) существенным образом увеличивает роль и обратное влияние адресата на содержание сообщения, роль электронного кода тем не менее вторична по отношению к концептуальной сущности гипертекста. Принципиальные отличия гипертекста от традиционного текста заключаются в значительной модификации принципов иконичности. Лингвистическое понимание гипертекста состоит в обобщении его технологически независим...