Суббота, Март 23Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Выпуск 2014 № 3

2014 выпуск 3
«Речевые жанры в массмедиа»

2014 спецвыпуск 3 - Журнал "Медиалингвистика"

Редак­ци­он­ный совет

С. Гай­да
(Опо­ле, Поль­ша) 

Т. ван Дейк
(Бар­се­ло­на, Испа­ния) 

Т. М. Доб­рос­клон­ская
(Москва) 

В. И. Ивчен­ков
(Минск, Бела­русь) 

М. Ю. Казак
(Бел­го­род)

В. Г. Косто­ма­ров
(Москва)

И. П. Лыса­ко­ва
(Санкт-Петер­бург) 

К. А. Рого­ва
(Санкт-Петер­бург) 

О. Б. Сиро­ти­ни­на
(Сара­тов) 

Г. Я. Солга­ник
(Москва) 

Т. В. Шме­ле­ва
(Вели­кий Нов­го­род) 

Редак­ци­он­ная кол­ле­гия

А. А. Горя­чев
Н. А. Кор­ни­ло­ва
Ю. М. Коня­е­ва
А. А. Малы­шев
Е. А. Щег­ло­ва

Науч­ный редак­тор  

Л. Р. Дус­ка­е­ва

Ответ­ствен­ный редак­тор 

Н. С. Цве­то­ва

Рецен­зен­ты

д-р истор. наук, доц.
М. А. Вос­кре­сен­ская (СПб­ГУ)

канд. филол. наук, доц.
В. В. Васи­лье­ва (СПб­ГУ)

В тре­тий выпуск тема­ти­че­ско­го сбор­ни­ка вклю­че­ны ста­тьи участ­ни­ков Меж­ду­на­род­но­го науч­но-прак­ти­че­ско­го семи­на­ра, посто­ян­но действующего на базе Инсти­ту­та «Выс­шая шко­ла жур­на­ли­сти­ки и мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций» Санкт-Петер­бург­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Пуб­ли­ку­е­мые иссле­до­ва­ния посвя­ще­ны одной из наи­бо­лее акту­аль­ных про­блем — рече­вым медийным жан­рам. Авто­ры ста­тей — уче­ные из Рос­сии, Укра­и­ны, Бела­ру­си, Поль­ши — рас­смат­ри­ва­ют прин­ци­пи­аль­но важ­ные для совре­мен­но­го жан­ро­ве­де­ния вопро­сы: прин­ци­пы типо­ло­гии медийных жан­ров, соот­но­ше­ние жан­ра и дис­кур­са, типо­ло­ги­че­ские при­зна­ки жан­ров, жан­ро­вый стиль и мн. др.

Сбор­ник пред­на­зна­чен для всех, кто инте­ре­су­ет­ся жан­ро­ве­де­ни­ем, линг­во­праг­ма­ти­кой, линг­ви­сти­кой тек­ста.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел I.
Жанровая система как образ времени. Типология СМИ

И. В. Аннен­ко­ва. Систе­ма жан­ров и фор­ма­тов совре­мен­но­го поли­ти­че­ско­го медиа­дис­кур­са 

М. Войтак. О жан­рах речи и их пуб­ли­ци­сти­че­ских / печат­ных кон­кре­ти­за­ци­ях 

B. Bogołębska. Функ­ции тек­стов в тек­сте (на осно­ва­нии жур­на­лист­ских жан­ров) 

Т. Г. Доб­рос­клон­ская. Типо­ло­ги­че­ское опи­са­ние меди­а­тек­стов в систе­ме медиа­линг­ви­сти­ки

Л. Р. Дус­ка­е­ва. Типо­ло­гия рече­вых жан­ров жур­на­лист­ско­го дис­кур­са

В. И. Ивчен­ков. Жанр как отра­же­ние «обра­за вре­ме­ни»: объ­ек­тив­ные и субъ­ек­тив­ные фак­то­ры про­из­вод­ства меди­а­тек­ста

Е. С. Кара-Мур­за. Фор­мы и жан­ры рус­ской ком­мер­че­ской рекла­мы

В. И. Конь­ков. Прин­ци­пы клас­си­фи­ка­ции газет­ных жан­ров: ост­ро­ва ста­биль­но­сти

Т. Н. Мар­ко­ва. Жан­ро­вые транс­фор­ма­ции в совре­мен­ной про­зе (Поиск кон­тек­ста для опи­са­ния эво­лю­ции меди­а­жан­ров)

В. А. Сали­мов­ский. О соста­ве рече­вых про­из­ве­де­ний в раз­ных ком­му­ни­ка­тив­ных сфе­рах

Н. Е. Сули­мен­ко. Жан­ро­вая систе­ма как «образ вре­ме­ни»: поли­дис­кур­сив­ность совре­мен­ных тек­стов мас­сме­диа

Л. И. Шев­чен­ко. Ана­ли­ти­че­ские меди­а­жан­ры в про­стран­стве вре­ме­ни и язы­ка

Т. В. Шме­ле­ва. Совре­мен­ная медиа­прак­ти­ка c пози­ций тео­рии рече­вых жан­ров

Н. А. Кор­ни­ло­ва. Анти­но­мия фати­че­ских и инфор­ма­тив­ных РЖ в мас­сме­диа

Л. М. Гон­ча­ро­ва. Реклам­ный текст в струк­ту­ре мас­сме­диа: к вопро­су о типо­ло­гии жан­ров (на при­ме­ре печат­ной рекла­мы турист­ской сфе­ры)

Д. В. Дер­гач. Функ­ци­о­наль­ная при­ро­да диф­фе­рен­ци­а­ции совре­мен­ных меди­а­жан­ров

Раздел II.
Речевой жанр как тип медиатекста

Е. Н. Басов­ская. Жан­ры «заме­ток» и «почты крохобора/буквоеда» в исто­рии оте­че­ствен­ной медийной линг­во­эко­ло­гии 

Е. И. Бег­ло­ва. Осо­бен­но­сти кре­о­ли­зо­ван­но­го тек­ста как жан­ра в совре­мен­ной газе­те 

М. И. Конюш­ке­вич. Об одной раз­но­вид­но­сти рече­во­го жан­ра «поздрав­ле­ние» 

Г. С. Кули­ко­ва. Радио­клуб как меди­а­жанр (на мате­ри­а­ле сара­тов­ской «Служ­бы рус­ско­го язы­ка») 

Т. А. Милё­хи­на. Реа­ли­ти-шоу «Дом-2»: «Про­грамм­ное моде­ли­ро­ва­ние дей­стви­тель­но­сти» 

Л. Н. Михе­е­ва, Е. С. Анти­пи­на. Путе­вые замет­ки: при­зна­ки днев­ни­ко­во­го жан­ра 

А. А. Негры­шев. К вопро­су о жан­ро­вом ста­ту­се ново­стей 

Н. В. Дани­лев­ская. Жен­ский жур­нал как гипе­р­жанр совре­мен­ной меди­а­ком­му­ни­ка­ции 

Т. А. Пиво­вар­чик. Рече­вой жанр поздрав­ле­ния как «образ времени»в дис­кур­се рай­он­ной газе­ты 

В. П. Бар­ба­шов. «Фильм-рас­сле­до­ва­ние» как интен­ци­о­наль­ный инстру­мент инфор­ма­ци­он­ной вой­ны 

Н. Ю. Пече­то­ва. Жанр замет­ки в моло­деж­ной прес­се (на при­ме­ре газе­ты «Наш уни­вер­си­тет») 

Л. А. Рома­но­ва, В. Х. Зай­на­лаб­ди­ев, М. А. Данил­ки­на. Осо­бен­но­сти новост­ных тек­стов пост­кри­зис­но­го реги­о­на (на мате­ри­а­ле выпус­ка теле­ка­на­ла «Гроз­ный») 

Л. В. Селез­не­ва. Транс­фор­ма­ция жан­ра пресс-рели­за в совре­мен­ном медиа­про­стран­стве 

И. А. Тор­ту­но­ва. Новость как пер­вич­ный жанр жур­на­лист­ско­го тек­ста 

Т. В. Чер­ны­шо­ва. Дис­кре­ди­ти­ру­ю­щие рече­вые жан­ры в медиа­дис­кур­се: раз­но­об­ра­зие напол­не­ния жан­ро­вых форм 

А. Г. Шили­на. Сверх­тек­сто­вый ста­тус рус­ско­языч­ных печат­ных медиа­си­стем Укра­и­ны 

Раздел III.
Речевой жанр как лингвостилистический феномен

Н. Н. Бело­шиц­кая. Спе­ци­фи­ка жан­ро­во­го упо­треб­ле­ния выска­зы­ва­ний, постро­ен­ных по моде­лям удо­сто­ве­ри­тель­но-вопро­си­тель­ных кон­струк­ций (в рус­ском и в англий­ском язы­ках) 

И. А. Вещи­ко­ва. Теле­жур­нал «Меж­ду­на­род­ная пано­ра­ма» в аспек­те орфо­эпии 

Л. А. Кад­жая. Раз­ра­бот­ка про­бле­мы рече­вой систем­но­сти в совре­мен­ной линг­ви­сти­ке 

Т. П. Кар­пи­ло­вич. Содер­жа­тель­ные струк­ту­ры меди­а­жан­ров в кон­тра­стив­но-типо­ло­ги­че­ском аспек­те 

Е. С. Ляшен­ко. Науч­ное зна­ние о про­цес­сах каче­ствен­но­го изме­не­ния и его пред­став­ле­ние в англо­языч­ных науч­но-попу­ляр­ных ста­тьях по есте­ство­зна­нию

А. А. Малы­шев. Лек­си­ко-семан­ти­че­ские сред­ства пере­да­чи зву­ка в очер­ках В. М. Пес­ко­ва «Любовь — Кам­чат­ка» 

Е. А. Наби­е­ва. При­зна­ки науч­но-попу­ляр­ных ста­тей в жур­на­ле «Women’s health» 

О. В. Ново­се­ло­ва, А. А. Рома­нов. Вер­баль­ное поли­ти­че­ское про­стран­ство кор­по­ре­аль­но­сти 

О. В. Орло­ва, Д. Н. Ники­ти­на. При­е­мы орга­ни­за­ции диа­ло­ги­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия в ими­д­же­вой ста­тье кор­по­ра­тив­ной «неф­тя­ной» прес­сы 

Д. Ю. Сизо­нов. Сти­ли­сти­че­ская транс­фор­ма­ция меди­цин­ско­го тер­ми­на в новост­ных жан­рах 

И. В. Став­ров­ская. Фраг­мен­тар­ность пред­став­ле­ния инфор­ма­ции в струк­ту­ре раз­лич­ных жан­ров глян­це­во­го жур­на­ла 

Н. С. Цве­то­ва. Арт-порт­рет: интен­ци­о­наль­но-сти­ли­сти­че­ская харак­те­ри­сти­ка жан­ра  

М. Г. Цуци­е­ва. Рече­вой жанр в дис­кур­се язы­ко­вой лич­но­сти поли­ти­ка 

Э. Г. Шеста­ко­ва. Пуб­лич­ный интел­лек­ту­ал — автор меди­а­тек­ста: жан­ро­вый аспект 

Е. А. Щег­ло­ва. Сти­ли­сти­че­ские осо­бен­но­сти автор­ской колон­ки «Час с Овчин­ни­ко­вым» 

В. А. Юзи­фо­вич. О син­так­си­че­ских сред­ствах свя­зи в очер­ке Е. Бога­та «Семей­ная релик­вия» 

Раздел IV.
Речевые жанры в интернет-пространстве

Л. Г. Анто­но­ва. «Ком­му­ни­ка­тив­ный порт­рет» авто­ра в реги­о­наль­ном бло­го­дис­кур­се 

О. Я. Гойх­ман. Новост­ные рече­вые жан­ры в ком­му­ни­ка­тив­ном про­стран­стве интер­не­та 

М. Г. Жита­рюк. Соци­о­куль­тур­ные спек­тры новых медиа 

Т. Л. Камин­ская. Бло­гер как актор раз­ви­тия онлайн-жур­на­ли­сти­ки 

Е. Н. Мехо­ни­на. Выра­же­ние враж­деб­но­сти в кибер­про­стран­стве Рос­сии, Вели­ко­бри­та­нии и США: эти­че­ские и пра­во­вые огра­ни­че­ния 

Н. Г. Несте­ро­ва. Дина­ми­че­ские про­цес­сы в эти­кет­ных рече­вых жан­рах на радио 

Е. В. Осет­ро­ва. Рече­вой жанр отзы­ва в ком­му­ни­ка­тив­ной прак­ти­ке Интер­нет-сооб­ще­ства 

К. В. Про­хо­ро­ва. Ана­ли­ти­че­ский рас­чет как жанр в спор­тив­ной бло­го­сфе­ре 

Т. Ю. Редь­ки­на. Отзыв о стране как тип тек­ста в ком­му­ни­ка­тив­ном про­стран­стве интер­не­та 

А. А. Рома­нов, Е. В. Малы­ше­ва, Е. А. Данил­ки­на. Бло­ги как медий­ные кому­ни­ка­тив­ные прак­ти­ки пост­кри­зис­но­го реги­о­на 

Е. В. Филип­по­ва. Спе­ци­фи­ка пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­но­го пуб­лич­но­го выступ­ле­ния в ком­му­ни­ка­тив­ной сре­де интер­не­та 

Л. Ю. Щипи­ци­на. Соци­аль­ная сеть как жанр интер­нет-ком­му­ни­ка­ции