Речевые жанры в массмедиа
Редакционный совет
С. Гайда
(Ополе, Польша)
Т. ван Дейк
(Барселона, Испания)
Т. М. Добросклонская
(Москва)
В. И. Ивченков
(Минск, Беларусь)
М. Ю. Казак
(Белгород)
В. Г. Костомаров
(Москва)
И. П. Лысакова
(Санкт-Петербург)
К. А. Рогова
(Санкт-Петербург)
О. Б. Сиротинина
(Саратов)
Г. Я. Солганик
(Москва)
Т. В. Шмелева
(Великий Новгород)
Редакционная коллегия
А. А. Горячев
Н. А. Корнилова
Ю. М. Коняева
А. А. Малышев
Е. А. Щеглова
Научный редактор
Л. Р. Дускаева
Ответственный редактор
Н. С. Цветова
Рецензенты
д-р истор. наук, доц.
М. А. Воскресенская (СПбГУ)
канд. филол. наук, доц.
В. В. Васильева (СПбГУ)
В третий выпуск тематического сборника включены статьи участников Международного научно-практического семинара, постоянно действующего на базе Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета. Публикуемые исследования посвящены одной из наиболее актуальных проблем — речевым медийным жанрам. Авторы статей — ученые из России, Украины, Беларуси, Польши — рассматривают принципиально важные для современного жанроведения вопросы: принципы типологии медийных жанров, соотношение жанра и дискурса, типологические признаки жанров, жанровый стиль и мн. др.
Сборник предназначен для всех, кто интересуется жанроведением, лингвопрагматикой, лингвистикой текста.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел I.
Жанровая система как образ времени. Типология СМИ
И. В. Анненкова. Система жанров и форматов современного политического медиадискурса
М. Войтак. О жанрах речи и их публицистических / печатных конкретизациях
B. Bogołębska. Функции текстов в тексте (на основании журналистских жанров)
Т. Г. Добросклонская. Типологическое описание медиатекстов в системе медиалингвистики
Л. Р. Дускаева. Типология речевых жанров журналистского дискурса
В. И. Ивченков. Жанр как отражение «образа времени»: объективные и субъективные факторы производства медиатекста
Е. С. Кара-Мурза. Формы и жанры русской коммерческой рекламы
В. И. Коньков. Принципы классификации газетных жанров: острова стабильности
Т. Н. Маркова. Жанровые трансформации в современной прозе (Поиск контекста для описания эволюции медиажанров)
В. А. Салимовский. О составе речевых произведений в разных коммуникативных сферах
Н. Е. Сулименко. Жанровая система как «образ времени»: полидискурсивность современных текстов массмедиа
Л. И. Шевченко. Аналитические медиажанры в пространстве времени и языка
Т. В. Шмелева. Современная медиапрактика c позиций теории речевых жанров
Н. А. Корнилова. Антиномия фатических и информативных РЖ в массмедиа
Л. М. Гончарова. Рекламный текст в структуре массмедиа: к вопросу о типологии жанров (на примере печатной рекламы туристской сферы)
Д. В. Дергач. Функциональная природа дифференциации современных медиажанров
Раздел II.
Речевой жанр как тип медиатекста
Е. Н. Басовская. Жанры «заметок» и «почты крохобора/буквоеда» в истории отечественной медийной лингвоэкологии
Е. И. Беглова. Особенности креолизованного текста как жанра в современной газете
М. И. Конюшкевич. Об одной разновидности речевого жанра «поздравление»
Г. С. Куликова. Радиоклуб как медиажанр (на материале саратовской «Службы русского языка»)
Т. А. Милёхина. Реалити-шоу «Дом-2»: «Программное моделирование действительности»
Л. Н. Михеева, Е. С. Антипина. Путевые заметки: признаки дневникового жанра
А. А. Негрышев. К вопросу о жанровом статусе новостей
Н. В. Данилевская. Женский журнал как гипержанр современной медиакоммуникации
Т. А. Пивоварчик. Речевой жанр поздравления как «образ времени»в дискурсе районной газеты
В. П. Барбашов. «Фильм-расследование» как интенциональный инструмент информационной войны
Н. Ю. Печетова. Жанр заметки в молодежной прессе (на примере газеты «Наш университет»)
Л. А. Романова, В. Х. Зайналабдиев, М. А. Данилкина. Особенности новостных текстов посткризисного региона (на материале выпуска телеканала «Грозный»)
Л. В. Селезнева. Трансформация жанра пресс-релиза в современном медиапространстве
И. А. Тортунова. Новость как первичный жанр журналистского текста
Т. В. Чернышова. Дискредитирующие речевые жанры в медиадискурсе: разнообразие наполнения жанровых форм
А. Г. Шилина. Сверхтекстовый статус русскоязычных печатных медиасистем Украины
Раздел III.
Речевой жанр как лингвостилистический феномен
Н. Н. Белошицкая. Специфика жанрового употребления высказываний, построенных по моделям удостоверительно-вопросительных конструкций (в русском и в английском языках)
И. А. Вещикова. Тележурнал «Международная панорама» в аспекте орфоэпии
Л. А. Каджая. Разработка проблемы речевой системности в современной лингвистике
Т. П. Карпилович. Содержательные структуры медиажанров в контрастивно-типологическом аспекте
Е. С. Ляшенко. Научное знание о процессах качественного изменения и его представление в англоязычных научно-популярных статьях по естествознанию
А. А. Малышев. Лексико-семантические средства передачи звука в очерках В. М. Пескова «Любовь — Камчатка»
Е. А. Набиева. Признаки научно-популярных статей в журнале «Women’s health»
О. В. Новоселова, А. А. Романов. Вербальное политическое пространство корпореальности
О. В. Орлова, Д. Н. Никитина. Приемы организации диалогического взаимодействия в имиджевой статье корпоративной «нефтяной» прессы
Д. Ю. Сизонов. Стилистическая трансформация медицинского термина в новостных жанрах
И. В. Ставровская. Фрагментарность представления информации в структуре различных жанров глянцевого журнала
Н. С. Цветова. Арт-портрет: интенционально-стилистическая характеристика жанра
М. Г. Цуциева. Речевой жанр в дискурсе языковой личности политика
Э. Г. Шестакова. Публичный интеллектуал — автор медиатекста: жанровый аспект
Е. А. Щеглова. Стилистические особенности авторской колонки «Час с Овчинниковым»
В. А. Юзифович. О синтаксических средствах связи в очерке Е. Богата «Семейная реликвия»
Раздел IV.
Речевые жанры в интернет-пространстве
Л. Г. Антонова. «Коммуникативный портрет» автора в региональном блогодискурсе
О. Я. Гойхман. Новостные речевые жанры в коммуникативном пространстве интернета
М. Г. Житарюк. Социокультурные спектры новых медиа
Т. Л. Каминская. Блогер как актор развития онлайн-журналистики
Е. Н. Мехонина. Выражение враждебности в киберпространстве России, Великобритании и США: этические и правовые ограничения
Н. Г. Нестерова. Динамические процессы в этикетных речевых жанрах на радио
Е. В. Осетрова. Речевой жанр отзыва в коммуникативной практике Интернет-сообщества
К. В. Прохорова. Аналитический расчет как жанр в спортивной блогосфере
Т. Ю. Редькина. Отзыв о стране как тип текста в коммуникативном пространстве интернета
А. А. Романов, Е. В. Малышева, Е. А. Данилкина. Блоги как медийные комуникативные практики посткризисного региона
Е. В. Филиппова. Специфика персонифицированного публичного выступления в коммуникативной среде интернета
Л. Ю. Щипицина. Социальная сеть как жанр интернет-коммуникации