Пятница, Май 20Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

2022. Том 9, № 1

Дискурсивная картина мира конвергентного радио: аспекты аксиологического моделирования

2022. Том 9, № 1, Лингводискурсология медиа
Рассматриваются языковые и коммуникативные механизмы формирования дискурсивной картины мира в пространстве конвергентного радио, сочетающего технологические и социокультурные особенности интернета и аналогового вещания. Обосновывается положение о статусе медийного текста, конструируемого субъектами дискурса в процессе коммуникативного взаимодействия. Возможность самовыражения и формирования идентичности адресата в конвергентном пространстве медийного источника указывает на изменение его роли объекта воздействия и получателя информации в активного субъекта дискурсивной социоречевой практики радио, созидающего смысловое пространство дискурса в процессе коммуникативных интеракций. При этом, предлагая субъекту самостоятельность в выборе способов управления ресурсом (прослушивание контента, чтение текста, участие в обсуждении), дискурс детерминирует характер этих действий. Методика качественного критического дискурс-анализа, направленная на выявление способов организации диалогического вза...

Кинематографический дискурс об эмоциях на примере детского анимационного фильма «Головоломка» Пита Доктера

2022. Том 9, № 1, Лингводискурсология медиа
Рассматривается проблема концептуализации антропоморфизированных эмоций в детском анимационном фильме на примере польской (дублированной) версии «Головоломки» (2015) Пита Доктера. Анализ способа концептуализации эмоций имеет перед собой также более глобальную цель — проверить, способен ли исследуемый фильм к развитию эмоциональной компетентности молодой аудитории. Это новый вопрос, не изученный ни в сфере киноведения, ни в сфере лингвистики и медиалингвистики. Его можно вписать в более широкий контекст кинематографического дискурса, сделав акцент на визуально-вербальном слое фильма и его образовательно-воспитательной функции. В фильме, рассматриваемом как медиасообщение, сосуществуют четыре измерения кинематографического дискурса: лингвистический, коммуникативный, интерактивный и когнитивный. Для целей исследования выделена основная исследовательская единица — высказывание, извлеченное из звуковой дорожки, функционирующее в конкретном ситуационном контексте и связанное с визуальным ко...

Природа и функции трагифарса в реальном шоу (на материале украинских проектов «Меняю жену» и «Здравствуйте, я ваша мама!»)

2022. Том 9, № 1, Лингводискурсология медиа
Обосновываются особенности природы и функций комического, смеха, фарса и трагифарса в украинских реалити-шоу «Меняю жену» и «Здравствуйте, я ваша мама!». Эти проекты касаются базисных социально-повседневных проблем современной семьи, претендуют на воспитание ответственного отношения к семейным ценностям и личности каждого ее члена. Такие задачи предполагают активизацию классического миропредставления и апелляцию к его основополагающим ценностям. В их круг входят категория комического и смех как общественный жест. Для этого реалити-шоу используют возможности ситуационных моделей, сценариев. Однако особая природа этих проектов изначально не позволяет вести речь только о традиционных видах и формах комического, смеха и фарса как средств для реализации их основных целей и задач. Реалити-шоу в силу своей природы приходят к трагифарсу как ведущему принципу реализации целей и задач. Природа трагифарса в этих проектах проявляет единство комического, смешного, доброго, забавно-нелепого и страш...

Отражение идиостиля автора в программе «Двенадцать» Сергея Шаргунова

2022. Том 9, № 1, Медиастилистика
Цель статьи — анализ авторской телевизионной программы Сергея Шаргунова в аспекте идиостиля языковой личности ведущего. Программа рассмотрена как гипермедиатекст, отражающий синкретизм речевых жанров новостей, интервью, репортажа, комментария. Установлены типовые и индивидуально-авторские особенности телевизионной программы «Двенадцать» на канале «Россия-24»: позиционирование автора в названии программы, мультимедийность, полидискурсивность, интертекстуальность, композиционное единство, повторяемость зачина и концовки, ограничение во времени, тематическое единство, социальная оценочность, жанровый синкретизм, культурно-просветительская и пропагандистская направленность, ориентация на доверительность общения с массовым адресатом, акцент на острой социальной проблематике. Выявлена идиостилевая специфика медиадискурса автора как синкретичной информационно-медийной языковой личности, включая речевые, коммуникативные, когнитивные особенности. Они отражают разные социальные, профессиональны...

Тревога зрителя в кинонарративе: заметки о фильмах Бертрана Бонелло

2022. Том 9, № 1, Медиастилистика
Репрезентация эмоций и аффектов в кинонарративе способна участвовать в конструировании наррации точно так же, как и репрезентация событий. Тревога как один из «аффектов ожидания» (Э. Блох) представляет в этой связи особенный интерес. Под тревогой в нарративе мы предлагаем понимать любую зону неопределенности, связанную как с полем нарратора или участника мира истории, так и с полем зрителя. Любопытно рассмотреть случаи, когда тревога перестает соотноситься с конкретным персонажем и создается на пересечении событийно-рецептивного поля, отсылая ко всей структуре нарратива и вызывая тем самым тревогу у зрителя. Фильмы режиссера Бертрана Бонелло, рассматриваемые в качестве образца особого типа чувственности в современном французском кинематографе, оказываются вовлечены в конструирование именно этого типа тревоги. Дестабилизируя нарратив и лишая зрителя привычных ориентиров в ходе развертывания истории, Бонелло в каждом фильме отказывается обеспечивать зрителю привычно безопасное «место»...