Вторник, 19 мартаИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

2015, № 3 (9)

PROFESSOR STANISŁAW GAJDA’S STYLE

2015, № 3 (9), Обзоры и рецензии, Юбилеи
СТИЛЬ ПРОФЕССОРА СТАНИСЛАВА ГАЙДЫ Профессор Гайда, пользующийся международным признанием популяризатор исследований стиля, занимается его разными обликами уже более сорока лет; одной из его первых статей были «Примечания о научном стиле» (1974). Пишет о стиле как о «гуманитарной структуре текста» (1983), и эта фраза, вместе с определением понятия, перешла в классику языковедческих исследований.Поэтому целью данной статьи является представление важнейших основ стиля профессора. Важным здесь является не количественный подход, учитывая огромное число его трудов, это, скорее, лишь отправная точка к дальнейшим рассуждениям. Анализ индивидуального стиля с преобладанием анализа конкретных текстов опирается в данном случае на применение взгляда профессора на научный стиль к его собственной главе «Теория стиля и стилистика» из тома «Стили современного польского языка» (2013). Здесь он дополнен наиболее характерными элементами, присутствующими в других образцовых текстах, а также сопоставлением...

(МЕДИА)ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ

2015, № 3 (9), Общетеоретические вопросы
Развитие медиа, а особенно так называемых новых медиа, обусловило рождение очередной лингвистической субдисциплины — медиалингвистики. Статус ее определяют как измерения самих медиа (технологическое, ментальное, общественно-культурное и семиотическое), так и интеллектуальная аура в гуманитарных и общественных науках, которую характеризуют, в частности, такие тенденции, как: 1) эпистемологический плюрализм, 2) контекстуализм, 3) интердисциплинарность, интегрализм. В этой ситуации медиалингвистика не может ограничиться только узкими рамками лингвистики с филологическими и структуралистскими традициями, необходимо приложить усилия к созданию лингвистики открытой, стремящейся к интеграции наук. Abstract (MEDIA)LINGUISTIC DILEMMAS The development of the media has come to determine the birth of another sub-discipline of linguistics — media linguistics. Its status is defined by both the dimensions of the very media themselves (technological, mental, socio-cultural and semiotic)...

THE 20th CENTURY: THE ERA OF MEDIA IN THE DEVELOPMENT OF POLISH LANGUAGE

2015, № 3 (9), Общетеоретические вопросы
20 ВЕК: ЭРА МЕДИА В РАЗВИТИИ ПОЛЬСКОГО ЯЗЫКА В статье представлено употребление и изменение языка в средствах массовой информации: в печати, на радио, на телевидении, а также в Интернете. Предметом интереса автора являются языковые и коммуникативные особенности функционирования языка в массмедиа. Согласно авторской мысли наиболее важными процессами являются создание, организация массмедиадискурса, а также повышение влияния медиа на функционирование языка, что становится все более и более значимым для системы польского языка. Таким образом, период XX столетия начиная с 1939 г. может по праву именоваться эрой медиа в истории развития польского языка. Abstract In this article its author presents how the 20th century media, the press, radio, television, but also the Internet, contributed to the use of language and how they changed it. The subject matter are the linguistic and communication consequences of the functioning of the mass media. According to the author, the most i...

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ТЕОРИИ ВТОРИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ

2015, № 3 (9), Типология медиаречи
В статье обсуждается значение идей профессора Станислава Гайды для современной теории вторичных речевых жанров. Анализируются речежанровые классификации Станислава Гайды, а также эволюция его концепций и взглядов, в частности концепция «гуманистического стиля», а также национально-историческое измерение стиля и жанра. Благодаря идеям ученого результативно развивается изучение вторичных речевых жанров, которое уже стало одним из наиболее приоритетных направлений теории речевых жанров в целом. Показано, что актуальность идей Станислава Гайды для современного изучения вторичных речевых жанров обусловлена значительными переменами в коммуникативно-речевом пространстве стран Восточной Европы, появлением целого ряда новых сфер «техногенно опосредованной» коммуникации, IT-технологий.  Abstract SOME CURRENT ISSUES IN THE THEORY OF SECONDARY SPEECH GENRES The article discusses the relevance of the ideas of Professor Stanisław Gajda for the modern theory of secondary speech genres....

POPULARYZOWANIE WIEDZY EKONOMICZNEJ W PRASIE

2015, № 3 (9), Типология медиаречи
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРЕССЕ Cтатья призвана показать, как доводятся до читателя экономические знания в общенациональной формирующей общественное мнение прессе. Исследовались материалы высокотиражного еженедельника «Политика», который с 2010 г. выпускает специальное приложение «Эдукатор экономичны» («Edukator Ekonomiczny»), а также материалы общенациональной высокотиражной ежедневной газеты «Газета выборча» («Gazeta Wyborcza»), которая с 2013 г. по четвергам печатает рубрику «Дополительные деньги» («Pieniądze ekstra»). Коммуникативные цели экономических приложений такие же: экономическое образование общества, популяризация знаний о финансах. Тем не менее о выборе тем и средств достижения цели принимает решение потенциальный получатель. Глобальной темой дискурса является экономика, но выбор отдельных тем и их презентация с определенной точки зрения в значительной степени зависят от получателя — читателя прессы.Celem artykułu jest ukazanie sposobów uprzystępniania wiedzy ...

ОТ РЕМЕСЛЕННИКА ДО ХУДОЖНИКА. ИСКУССТВО ПИСАТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА В СМИ

2015, № 3 (9), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
СМИ (пресса, Интернет) манят и вдохновляют писателей-любителей. В прессе появляются жанровые эксперименты (новые разновидности уже существующих жанров, жанры, образующиеся на стыке жанров). Объявляются литературные конкурсы. Работают также писательские интернет-школы и курсы (порталы, сайты, блоги), в которых пользователи сети Интернет вместе создают тексты. Умение писать тексты имеет разные цели: развлекательную, терапевтическую, познавательную, потребительскую и коммерческую.  Abstract FROM CRAFTSMAN TO ARTIST. THE ART OF WRITING FOR MASS MEDIA Mass media (the press, Internet) encourages and inspires the amateur writers. The new experimental genres appear in the press (new variants of existing genres, border genres). Literary competitions are announced. There are many Internet schools and courses of writing (portals, services, blogs) where the internauts together create texts. The writing skills may perform the function of entertainment, therapy, learning, but also pla...

МЕХАНИЗМ РАЗВЕРТЫВАНИЯ ТЕКСТА В АСПЕКТЕ РЕЧЕВЕДЕНИЯ

2015, № 3 (9), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
В статье рассматривается проблема текстообразования. Утверждается, что динамика текстообразования осуществляется на основе специфического когнитивного механизма, основой которого является чередование компонентов старого и нового знания. Одним из инструментов чередования являются развернутые вариативные повторы, с помощью которых реализуется движение мыслительной динамики в направлении от коммуникативно известного к коммуникативно неизвестному знанию. В основе всего этого когнитивного механизма лежит познавательная оценка, выступающая энергетическим толчком, когнитивным стимулом развертывания произведения. Abstract THE DEPLOYMENT MECHANISM OF THE TEXT IN THE RESEARCH OF SPEECH The article deals with the problem of text-formation. The author states that the dynamics of text-formation is carried out on the basis of specific cognitive mechanism, which in its turn is based on the alternation of the components of old and new knowledge. Among the instruments of the alternation ...

PARATEXTS ON TELEVISION. Part 2

2015, № 3 (9), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
ПАРАТЕКСТ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ. Часть 2 Автор объясняет понимание термина «паратекст» в научной литературе. Она дает характеристику польского паратекста в условиях нового телевидения. Паратекст создается после восприятия основного текста, но восприятие его возможно лишь при определенной установке на его восприятие и понимании культурного контекста. Паратекст — это тексты, которые сопровождают базовые тексты (книги, статьи в прессе, радио передачи) в буквальном смысле. В печатных текстах они могут сосуществовать, тогда как в устных текстах они воспринимаются непосредственно в момент восприятия основного текста. Богатое разнообразие паратекстов создается культурной средой его существования. Нет единого метода исследования паратекста, хотя он видится общим носителям культуры. Например, коммерческие телевизионные программы на радио, в прессе, как щит, плакат, кабаре-программы, основанной на телевизионном тексте, гаджеты, произведенные в целях создания такого телевизионного шоу, интервью об этом...

МЕДИАМЕМЫ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОПАГАНДИСТСКОМ ДИСКУРСЕ

2015, № 3 (9), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
Статья посвящена рассмотрению специфики использования медиамемов в пропагандистском дискурсе. Цель данной статьи — выявить характерные особенности использования медиамемов в политическом пропагандистском дискурсе последнего времени. Насыщенность современного политического дискурса такими коммуникационными феноменами, как медиамемы, становится важнейшей его отличительной чертой. Пропагандистские мемы характеризуются все возрастающей активностью, высокий уровень репликации охватывает сразу медиа- и интернет-среду. Пропаганда и контр­пропаганда оперируют наборами мемов, образующих устойчивые семантические гнезда. Различные типы пропагандистских мемов используются в медиаатаках, интерактивной медиасреде, блогах: шокирующие мемы, мемы-ярлыки и мемы-прозвища и оскорбления. Медиамемы, расширяя семантическое поле в процессе репликации благодаря инвариантам и усваивающимся контекстным смыслам, усиливают действие пропаганды, прочно встраиваясь в наивную языковую картину мира реципиента, в мента...

ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ИМЕНА В СОВРЕМЕННЫХ МАССМЕДИА (на материале болгарских газет)

2015, № 3 (9), Функционирование языковых средств в массмедиа
В статье рассматривается феномен прецедентности на материале болгарских газет. В болгарских газетных текстах сформировались прецедентные ситуации и прецедентные тексты, которые вербализуются в виде прецедентных имен, предложений, фразеологизмов, крылатых выражений, языковых клише и стереотипов, устойчивых сравнений и т. п. Они имеют символическое значение, выполняют когнитивные функции и способны осуществить передачу культурной информации следующему поколению. Часть прецедентных единиц имеет универсальный характер: они употребляются во многих языках. Среди них библейские изречения, известные факты мировой истории и литературы и др. Однако в прецедентных единицах находят выражение национальное культурное достояние: факты истории страны, высказывания политиков, мифология, литературные тексты, устное народное творчество. Переработка этих текстов свидетельствует о стремлении к наиболее точному и экспрессивному выражению отношения к важным для общества вопросам. Abstract PREC...