Среда, 20 октябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

ОТ РЕМЕСЛЕННИКА ДО ХУДОЖНИКА. ИСКУССТВО ПИСАТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА В СМИ

Мода на писа­тель­ство не про­хо­дит, в это «обще­ствен­ное дви­же­ние» вклю­ча­ют­ся так­же СМИ (прес­са, Интер­нет), пред­став­ляя инте­рес­ные и новые гено­ло­ги­че­ские реше­ния или при­вле­кая и вдох­нов­ляя люби­те­лей писа­тель­ства. Они откры­ва­ют новые мето­ды и сти­ли. Появ­ля­ют­ся уни­вер­саль­ные учеб­ни­ки, кото­рые учат писать тра­ди­ци­он­ные и интер­нет-тек­сты, «кото­рые повле­кут за собой тол­пы». Такой под­за­го­ло­вок име­ет кни­га Йоан­ны Вры­чы-Бэкер «Магия слов» [Wrycza-Bekier 2014], в кото­рой загла­вия раз­де­лов явля­ют­ся «золо­ты­ми» пра­ви­ла­ми хоро­ше­го писа­ния: Перей­ди к кон­кре­ти­ке, Ожи­ви текст, Экс­по­ни­руй то, что важ­но, заин­те­ре­суй с пер­во­го пред­ло­же­ния, Избавь­ся от слов-пара­зи­тов, Не бой­ся длин­но­го пред­ло­же­ния, Рас­ска­жи исто­рию, пока­зы­вай, не опи­сы­вай, Играй на эмо­ци­ях, Созда­вай напря­же­ние, Рисуй сло­ва­ми, Воз­буж­дай разум, Заго­во­ри соб­ствен­ным голо­сом. Здесь сра­ба­ты­ва­ет извест­ный метод «под­смат­ри­ва­ния» за масте­ра­ми, кото­ры­ми для авто­ра явля­ют­ся Ян Фле­минг, Эрнест Хемин­гу­эй, Ага­та Кри­сти и бра­тья Гримм, а чер­ты их искус­ства писать пред­став­ле­ны как «уро­ки». Учеб­ник пред­ла­га­ет так­же упраж­не­ния, напри­мер: «Вой­ди в роль глав­но­го героя и напи­ши от его име­ни дру­гой конец исто­рии, отли­ча­ю­щий­ся от того, кото­рый ты при­ду­мал рань­ше» [Ibid.: 189]. 

I. Жан­ро­вые экс­пе­ри­мен­ты в прес­се. Фор­мой часо­во­го кален­да­ря — видом сати­ри­че­ско-юмо­ри­сти­че­ско-футу­ри­сти­че­ско­го ком­мен­та­рия вос­поль­зо­вал­ся Яцек Жаков­ский в тек­сте «Polecony, poniedziałek 2016 r. (Реко­мен­до­ван­ное, поне­дель­ник 2016 г.)» [Żakowski 2014: 2]. Вот одна из записей: 

9.58. <…> С тех пор, как мин. Бер­нац­кий отме­нил судеб­ную кор­ре­спон­ден­цию, обра­зо­ва­лись оче­ре­ди в секс-шопы. Пат­ру­ли ксен­дза Oко сле­дят за теми, кто под пред­ло­гом уве­дом­ле­ния вхо­дит в спор­ные каби­ны. Наи­боль­шее коли­че­ство рабо­ты у них в поне­дель­ник. По выход­ным мед­сест­ры и учи­те­ля под­ра­ба­ты­ва­ют, раз­но­ся извещения. 

К дис­кур­су в СМИ на тему лик­ви­да­ции фило­соф­ских факуль­те­тов в поль­ских вузах отно­сит­ся вид «невоз­мож­ной» дис­кус­сии зна­ме­ни­тых фило­со­фов от Сокра­та до Вит­ген­штей­на — «Об отка­зе от разу­ма» [O wyrzeczeniu… 2015: 19]. Соот­вет­ству­ю­щим обра­зом подо­бран­ным цита­там сопут­ству­ют в дан­ном слу­чае ком­мен­та­рии, напри­мер, по отно­ше­нию к Аристотелю:

Раз уж… <зани­мать­ся фило­со­фи­ей> озна­ча­ет <отда­вать­ся фило­соф­ским раз­мыш­ле­ни­ям>, то лик­ви­ди­руя фило­соф­ские факуль­те­ты, мы лиша­ем разум­ных людей радо­сти по пово­ду насто­я­щих и мел­ких удовольствий.

Отно­ся­щим­ся к Сокра­ту голо­сом в дис­кус­сии был диа­лог меж­ду ним и Гип­пи­ем Эдипским. В при­ня­том вза­и­мо­от­но­ше­нии не удив­ля­ет мысль из «выска­зы­ва­ния» Декар­та: «Я раз­го­ва­ри­вал недав­но с несколь­ки­ми мерт­вы­ми кол­ле­га­ми (к сча­стью, тело не явля­ет­ся для нас необ­хо­ди­мым для мыш­ле­ния и коммуникации)».

Инте­рес­ной фор­мой явля­ет­ся цикл (сери­ал в 7 сери­ях) исто­ри­че­ско-путе­вых репор­та­жей Мар­чи­на Фаб­ьян­ско­го (M. Fabjański), кото­рый путе­ше­ству­ет по сле­дам фило­со­фа Иоган­на Гот­ли­ба Фих­те, вдох­нов­лен­ный «Днев­ни­ком мое­го путе­ше­ствия на восток из Сак­со­нии и Прус­сии в 1791 году». Репор­тер­ские путе­ше­ствия име­ют сле­ду­ю­щую цель:

В двух­сот­лет­нюю годов­щи­ну смер­ти Фих­те я пеш­ком иду по его сле­дам. Что­бы спра­ши­вать всех встре­чен­ных людей о смыс­ле жиз­ни и пока­зы­вать, что фило­со­фия по-преж­не­му важ­на (Gazeta Wyborcza. 2014. N 10. S. 4).

Каж­дый раз автор цити­ру­ет фраг­мен­ты днев­ни­ка Фих­те и кар­ту его путе­ше­ствия. В кон­тек­сте репор­та­жа при­сут­ству­ет посто­ян­ное про­ти­во­по­став­ле­ние про­шло­го и буду­ще­го, например: 

Дохо­жу до Леш­на. Отсю­да Фих­те ехал на дили­жан­сах. <…> Поэто­му сажусь в авто­бус до Госты­ни­на — пер­во­го поль­ско­го горо­да, кото­рый уви­дел немец­кий фило­соф (Ibid. N 25. S. 19).

Сре­ди тех, кого посе­тил фило­соф, был, в част­но­сти, Кант (репор­тер не зна­ет, сколь­ко вре­ме­ни дли­лась их пер­вая встре­ча), зато репор­тер встре­ча­ет­ся, напри­мер, с Джо­ном Сёр­лем. Вот фраг­мент одно­го из репортажей:

Парк двор­ца в сти­ле барок­ко в Рам­ме­нау. Это здесь в одно май­ское вос­кре­се­ние 1771 года девя­ти­лет­ний Иоганн Фих­те, сын бед­но­го сель­ско­го тка­ча, повто­рил баро­ну фон Мили­чу про­по­ведь мест­но­го пас­то­ра. Не знал он тогда, что очень тро­нет его цити­ру­е­мы­ми на память фраг­мен­та­ми Еван­ге­лия св. Луки и что незна­ко­мец запла­тит за его уче­бу в шко­ле, а потом и в уни­вер­си­те­те в Йене. Что бла­го­да­ря это­му он ста­нет когда-нибудь одним из наи­бо­лее извест­ных немец­ких фило­со­фов. Что два с поло­ви­ной века спу­стя в Рам­ме­нау будут два ресто­ра­на с его име­нем в назва­нии, два памят­ни­ка ему, а каж­дый путе­ше­ствен­ник в мага­зине со спирт­ным смо­жет купить вино мар­ки Фих­те (Ibid. 5 czerwca. S. 24) . 

5‑балльным кодек­сом тури­ста вос­поль­зо­ва­лись в спон­си­ро­ван­ном эко­ло­ги­че­ском при­ло­же­нии к «Газе­те Выбор­чей» [Kodeks turysty 2014: 2–3]. Систе­ма­ти­зи­ро­ван­но­му сбо­ру зако­нов сопут­ству­ют ком­мен­та­рии и объ­яс­не­ния. А вот правила: 

1. При­дер­жи­вай­ся наме­чен­но­го марш­ру­та, обес­печь себе безопасность.

2. Не мусо­ри, сохра­ни кра­со­ту при­ро­ды для сле­ду­ю­щих поколений.

3. На марш­ру­те, в лесу, в горах ты — гость, соблю­дай тиши­ну, что­бы не пугать зверей.

4. Не рви, не ломай, не порть, т. е. ува­жай мир рас­те­ний и животных.

5. Реа­ги­руй на несо­от­вет­ству­ю­щее пове­де­ние на марш­ру­те, обра­ти вни­ма­ние, объясни.

II. Меди­аль­ные шко­лы писа­тель­ства. Одним из при­ме­ров побуж­де­ния лите­ра­тур­ной актив­но­сти «Газе­ты Выбор­чей» (при­ло­же­ния «Высо­кие Oбца­сы») явля­ет­ся Ака­де­мия рас­ска­за [Klęczkowska 2013: 72–73] или Кани­ку­ляр­ная шко­ла писа­ния, кото­рой сопут­ству­ет кон­курс «Мой путь» с награ­да­ми за тек­сты о соб­ствен­ной жиз­ни. Груп­па извест­ных твор­цов — Гра­жи­на Пле­ба­нек, Томаш Пён­тек, Януш Руд­ниц­кий, Йоан­на Батор, Мари­уш Щигел, Якуб Жуль­чик — рас­кры­ва­ет писа­тель­ские стра­те­гии. Это сво­е­го рода лите­ра­тур­ный курс в сери­ях. Тема про­из­воль­ная, но появ­ля­ют­ся и пред­ло­же­ния — лите­ра­тур­ные тро­пин­ки: «труд­ное либо без­за­бот­ное дет­ство, боль­шая любовь и малень­кие влюб­лен­но­сти, оби­лие рабо­ты или тос­ка по ней, кри­зис сред­не­го воз­рас­та, боязнь смер­ти, супру­же­ские изме­ны, скры­ва­е­мые тай­ны, при­клю­че­ния или каж­до­днев­ная ску­ка» [Rudnicki 2014: 8–9] .

Неко­то­рые твор­цы скеп­ти­че­ски отно­сят­ся к таким акци­ям: «Писа­тель­ство о себе под нажи­мом амби­ций и при отсут­ствии лите­ра­тур­ных инстру­мен­тов — это как вход в джунгли без маче­те — выку­рить может нас даже попу­гай» [Plebanek 2014: 4–5] — или же юмо­ри­сти­че­ское: «Как жить бла­го­да­ря жиз­ни. Что­бы иметь денеж­ные пере­во­ды, пере­ве­ди их на бума­гу. Посо­бие. Томаш Пён­тек пред­став­ля­ет, как выто­пить сма­лец — шма­лец из серии бес­смыс­лен­ных про­ис­ше­ствий» [Piątek 2014: 7]

«Писа­ние о себе» — это ука­за­ния, как писать вооб­ще, писать само­сто­я­тель­но [Żulczyk 2014: 6–7]. Но писа­те­ли «oсто­рож­ны» в фор­му­ли­ро­ва­нии отве­та на вопрос, как писать; ско­рее, они сооб­ща­ют о том, что делать, что­бы не писать пло­хо. Часто их сове­том явля­ет­ся чте­ние хоро­шей лите­ра­ту­ры, одна­ко предо­сте­ре­га­ют от копи­ро­ва­ния сти­ля хоро­ших писа­те­лей: важ­ны­ми явля­ют­ся соб­ствен­ные ассо­ци­а­ции, мета­фо­ры. Часто обра­ща­ют вни­ма­ние на то, что нуж­но избе­гать баналь­но­стей, обще­из­вест­ных фра­зео­ло­ги­че­ских схем и лиш­них слов, не рас­ска­зы­вать все­го, а выби­рать толь­ко уди­ви­тель­ные момен­ты; не повто­рять­ся: уметь опи­сы­вать дей­стви­тель­ность раз­ны­ми сред­ства­ми; уметь «забро­сить крю­чок», что­бы «соткать» рас­сказ. Неко­то­рые из ука­за­ний — это сво­е­го рода пра­ви­ла письма: 

Каж­дый абзац дол­жен добав­лять к теме что-то новое, Даже из трю­из­ма мож­но выжать неве­ро­ят­ную при­вле­ка­тель­ность, …в хоро­шем лите­ра­тур­ном про­из­ве­де­нии боль­шое сме­ши­ва­ет­ся с малень­ким, пате­ти­че­ское с обыч­ным. Выпус­кай воз­дух из боль­ших слов [Szczygieł 2014: 6–8];

Рифы вычур­но­го сти­ля необ­хо­ди­мо оги­бать. Писать, а не выпенд­ри­вать­ся. Писать лапи­дар­но, быть лако­нич­ным [Rudnicki 2014];

Писать — это вос­хож­де­ние наобо­рот: мы соскаль­зы­ва­ем, что­бы уви­деть несколь­ко боль­ше, чем толь­ко вер­ши­ну айс­бер­га. …Мы пишем для себя, поэто­му пишем так, что­бы нам нра­ви­лось; Прав­да сти­ля и про­сто­та содер­жа­ния; созда­ем, но и вос­про­из­во­дим [Plebanek 2014]. 

В этих посо­би­ях мож­но най­ти так­же и деталь­ные сове­ты. В соот­вет­ствии с темой кон­кур­са, для того что­бы «вовлечь» чита­те­лей в соб­ствен­ную жизнь, писа­те­ли сове­ту­ют поде­лить ее на тем­ные и свет­лые эпи­зо­ды; стыд и гор­дость; то, о чем мы хотим пом­нить, и то, что хотим забыть; выбрать момен­ты, за кото­рые мы любим сво­их близких.

В мани­фе­сте-про­грам­ме Ака­де­мии чита­ем: «Мы хотим учить себя и дру­гих искус­ству рас­ска­за. Это уме­ние выбо­ра сре­ди жиз­нен­ных собы­тий, тех важ­ных, зна­чи­мых для нас и слу­ша­те­лей, чита­те­лей или, по край­ней мере, дру­зей. Это уме­ние сосре­до­то­чить­ся. Рас­сказ — это позна­ние и выра­же­ние себя и мира — цен­но­стей, эмо­ций, вза­и­мо­от­но­ше­ний» (URL: http://​wyborcza​.pl/​a​k​a​d​e​m​i​a​o​p​o​w​i​e​s​c​i​/​0​,​0​.​h​tml [дата обра­ще­ния 14.08.2014]). Хоро­шие исто­рии рож­да­ют­ся из необыч­ных жиз­нен­ных собы­тий, из встреч с кем-то, кто поло­жи­тель­но повли­ял на нашу жизнь. 

Эта кани­ку­ляр­ная шко­ла писа­ния — рас­ска­за о соб­ствен­ной жиз­ни — сре­ди 900 заяв­лен­ных авто­ров выде­ли­ла 6 лау­ре­а­тов кон­кур­са, 10 участ­ни­ков были поощ­ре­ны. В оче­ред­ных номе­рах пуб­ли­ку­ют­ся тек­сты побе­ди­те­лей [Akademia opowieści 2014].

Попу­ляр­но­стью сре­ди пишу­щих на стра­ни­цах «Газе­ты Выбор­чей» и Facebook’a (при­мер кон­вер­ген­ции СМИ) поль­зу­ют­ся писа­тель­ские пред­ло­же­ния Про­бер­чи­ка (Probierczyk) из цик­ла «Чита­те­ли, к перу!» Этот при­зыв, но одно­вре­мен­но и при­вле­че­ние, отно­сят­ся как к опре­де­лен­ным, так и к про­из­воль­ным фор­мам, к осве­же­нию и повто­ре­нию часто забы­тых лите­ра­тур­ных форм (сво­е­го рода «вос­кре­ше­ние») и извест­ных тек­стов, допол­не­ния и допи­сы­ва­ния, созда­ния новых видов. 

Сре­ди них, в част­но­сти, находятся:

— сце­на или фраг­мент диа­ло­га из коме­дии дель арте, «Aрле­кин хей­ти­ро­ван­ный», напи­сан­ный 8- или 11-слож­ным сти­хом так, что­бы каж­дое выска­зы­ва­ние в диа­ло­ге пред­став­ля­ло собой одну стро­фу сти­хо­тво­ре­ния (Gazeta Wyborcza. 2014. N 181. S. 15);

— тек­сты, инспи­ри­ро­ван­ные сти­хо­тво­ре­ни­ем Кон­стан­та Иль­де­фон­са Гал­чинь­ско­го — «Поче­му огу­рец не поет» (дру­гие функ­ции, не выпол­ня­е­мые огур­ца­ми) — огу­реч­ные паро­дии, лиме­ри­ки, пред­став­ля­ю­щие извест­ные сти­хо­тво­ре­ния (Ibid. N 134. S. 19); 

геро­и­ды, т. е. пись­мо, напи­сан­ное извест­ным лите­ра­тур­ным или мифи­че­ским геро­ем в фор­ме, соот­вет­ству­ю­щей про­из­ве­де­нию, из кото­ро­го взят отпра­ви­тель (Ibid. N 156. S. 13); 

эпи­та­фии (Ibid. 2013. N 259. S.18)

— бас­ни oб угро­жа­ю­щих извне опасностях;

— про­за, осно­ван­ная на собы­тии, в кото­ром солн­це изме­ня­ет свой маг­нит­ный полюс (Ibid. 2014. N 53. S. 18);

ксе­нии — стиш­ки, при­ла­га­е­мые дари­те­лем к подарку; 

хай­ку на одну бук­ву, т. е. тау­то­и­ку, гаи­та­у­ты (Ibid. 2013. N 4. S. 68) либо цикл хай­ку, соот­вет­ству­ю­щих четы­рем вре­ме­нам суток (утро, день, вечер и ночь) с вне­зап­ной мыс­лью о непро­дол­жи­тель­но­сти и мимо­лет­ным удив­ле­ни­ем (Ibid. 2014. N 35. S. 17);

— вари­а­ции на тему стро­фы из про­из­ве­де­ния «Świtezianki» («Русал­ки») «Она из кор­зи­ны дает ему мали­ны», назы­ва­е­мые onamudaje (она­е­му­да­ет), напри­мер, в фор­ме ста­ро­поль­ских раков (Ibid. N 2. S. 81); 

— допол­не­ние двух рядов окон­ча­ний из двух сти­хо­тво­ре­ний Ципри­а­на Ками­ля Норви­да «Не думай, не пиши» и «Сто­ли­ца»; 

— ноябрь­ская сказ­ка о внеш­них угро­зах (Ibid. 2013. N 288. S. 21); 

— сти­хо­тво­ре­ние по пред­ло­жен­ной схе­ме рифм; 

— сти­хо­тво­ре­ние, осно­ван­ное на идее Гёте, кото­рый пред­ла­гал сочи­нять сти­хо­тво­ре­ния, высту­ки­вая их ритм паль­ца­ми на спине люби­мой (Ibid. 2014. N 21. S. 15);

— про­дол­же­ние слов: «Быть или не быть — вот в чем вопрос» (Ibid. N 234. S. 18–19). А вот дру­гое упраж­не­ние из подражания:

Водо­пад сте­кол. Ура­ган кра­сок. Гла­зей
при каж­дой шах­те.
С пяти утра гла­зе­ли нато­щак.
И вдруг пять минут шесто­го! И так начал­ся
мой три­ум­фаль­ный въезд на ките, —

писал Гал­чинь­ский. Но въез­жать ведь мож­но не толь­ко на ките, но так­же и на любом дру­гом эффект­ном живот­ном. Как бы это выгля­де­ло? Пожа­луй­ста, две стро­фы (Ibid. N 257. S. 21). 

Писа­тель­ские упраж­не­ния про­бу­ют выпол­нять не толь­ко вер­ные участ­ни­ки этих игр — писа­те­ли-несто­ры (заслу­жен­ные дея­те­ли), но и дебю­тан­ты. Этим твор­че­ским лите­ра­тур­ным заба­вам ино­гда сопут­ству­ет напо­ми­на­ние о лите­ра­тур­ных жан­рах, одна­ко преж­де все­го это при­ме­ры твор­че­ства, при­слан­ные читателями.

Интер­нет-шко­лы писа­тель­ства часто поль­зу­ют­ся мето­дом bricolage`а, мас­со­во раз­ви­ва­ю­щим идеи сов­мест­но­го созда­ния тек­стов [Brachowska-Przeniosło 2014]. 

Пор­тал Piszmy​.pl («Давай­те писать вме­сте») пред­ла­га­ет раз­лич­ные фор­мы писа­тель­ских мето­дов — от наи­бо­лее про­стых до наи­бо­лее слож­ных, кото­рые наблю­да­ют­ся моде­ра­то­ра­ми. Одним из видов упраж­не­ний для начи­на­ю­щих в этой шко­ле писа­ния явля­ют­ся рас­ска­зы. Поль­зо­ва­тель Интер­не­та начи­на­ет текст несколь­ки­ми пред­ло­же­ни­я­ми вве­де­ния, а участ­ни­ки фору­ма раз­ви­ва­ют его идею. Глав­ный сайт пор­та­ла сооб­ща­ет о нача­тых иде­ях и коли­че­стве допи­сок, напри­мер, пред­став­ля­ет 156 таких тек­стов — в част­но­сти, «Про­кля­тие име­ни», «Груст­ная девуш­ка». Пред­ла­га­ет так­же 28 жан­ро­во-тема­ти­че­сих кате­го­рий для более про­дви­ну­тых авторов: 

— роман,

— при­клю­чен­че­ско-путе­вой рас­сказ (в том чис­ле днев­ник путешествий),

— кри­ми­наль­но-детек­тив­ные рассказы,

— рас­сказ-лите­ра­ту­ра ужасов,

— рас­сказ-фан­та­сти­ка,

— рас­сказ-фэн­те­зи, 

— исто­ри­че­ские рассказы,

— бас­ня-сказ­ка,

— рас­сказ в совре­мен­ном жан­ре «Лом­тик жизни»,

— поэ­зия (поэ­мы, собра­ния стихотворений),

— коме­дия,

— рас­сказ на ино­стран­ном языке,

— песен­ка-пес­ня,

— рас­сказ-трил­лер,

— паро­дия на лите­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния или соци­аль­ные явления,

— рели­ги­оз­но-фило­соф­ский рассказ,

— фан­фик (рас­сказ о геро­ях и собы­ти­ях из извест­ных про­из­ве­де­ний; сиквел, при­квел, раз­лич­ные вари­ан­ты и др.),

— role playing (рас­сказ, ссы­ла­ю­щий­ся на игру),

— RPG или сбор­ная теат­раль­ная пьеса,

— сце­на­рии или очер­ки (теат­раль­ные сце­на­рии или очер­ки, киноочерки),

— днев­ник,

— фелье­тон,

— комикс (рисун­ки или тек­сто­вые дополнения),

— запись зву­ко­во­го репор­та­жа, запись раз­го­во­ров из чатов в соот­вет­ствии с какой-то темой,

— пси­хо­ло­ги­че­ский рассказ,

— лите­ра­тур­ный анализ,

— рекла­ма на задан­ную тему (копи­рай­тинг).

Этим кате­го­ри­ям посвя­ще­ны отдель­ные сай­ты. Им сопут­ству­ют пра­ви­ла эти­ки или пра­ви­ла мастер­ства. Пер­вые — это, напри­мер, в рели­ги­оз­но-фило­соф­ском рас­ска­зе заме­ча­ния типа «реко­мен­ду­ет­ся мера, для того что­бы избе­жать обви­не­ния в оскорб­ле­нии рели­ги­оз­ных чувств»; в слу­чае нега­тив­но­го репор­та­жа, сво­е­го рода игры в шпи­о­нов, «что­бы посту­пать поря­доч­но, вклю­че­ние маг­ни­то­фо­на любым чело­ве­ком при­ве­дет к тому, что у всех участ­ни­ков чата появит­ся сооб­ще­ние о под­слу­ши­ва­нии» и др. Вто­рые каса­ют­ся жан­ро­вых ука­за­ний — напри­мер, чер­та­ми бас­ни (сказ­ки) явля­ют­ся: про­сто­тa, про­ти­во­по­став­ле­ние друг дру­гу обра­зов добра и зла, мораль, алле­го­рии, дидак­ти­че­ская функ­ция поэ­зии; необ­хо­ди­мо сохра­нить стро­е­ние строф и при­сут­ству­ю­щие поэ­ти­че­ские сред­ства; в фан­фи­ке — «нель­зя пере­пи­сы­вать ори­ги­наль­ную кни­гу или даже пере­ска­зы­вать ее содер­жа­ние» и т. п.

Отно­си­тель­но созда­ния фелье­то­на появи­лось сомне­ние: «Мож­но ли тво­рить … кус­ка­ми, несколь­ким людям… в край­нем слу­чае это будут одно­се­рий­ные тек­сты, а если кто-то что-то допи­шет, то это может быть даже интересно». 

Фор­ма фан­фи­ков или паро­дий при­во­дит на мысль опре­де­ле­ния Жера­ра Женет­та: тран­стек­сту­аль­ность, ремейк, упо­мя­ну­тые ранее «ремес­лен­ни­че­ство», палимп­сест, лите­ра­ту­ра вто­рой сте­пе­ни, «книж­ная» лите­ра­ту­ра. Он писал: «Чело­ве­че­ство… непре­рыв­но откры­вая новые смыс­лы, не может посто­ян­но созда­вать новые фор­мы, и долж­но эти новые смыс­лы поме­щать в уже ранее суще­ство­вав­шие фор­мы. …Заслу­га гипер­тек­сту­аль­но­сти состо­ит имен­но в том, что она вклю­ча­ет дав­ние про­из­ве­де­ния в кру­го­во­рот новых смыс­лов» [Genette 2014: 423].

Неза­ви­си­мо от этой ини­ци­а­ти­вы на пор­та­ле появ­ля­ют­ся празд­нич­ные кон­кур­сы с награ­да­ми (напри­мер, по слу­чаю Дня свя­то­го Вален­ти­на — сти­хо­тво­ре­ние, напи­сан­ное для нее или для него; и неза­ви­си­мо от жюри эти сти­хо­тво­ре­ния мож­но ком­мен­ти­ро­вать и оценивать).

Кро­ме несо­мнен­но­го раз­ви­тия сво­е­го писа­тель­ско­го мастер­ства при слу­чае мож­но при­об­ре­сти зна­ком­ства, создать обще­ство пишу­щих. Таким обра­зом дей­ству­ют сооб­ще­ства фанов (fan fiction), созда­ю­щие «некон­ча­ю­щи­е­ся рас­ска­зы» (так назы­ва­е­мая эсте­ти­ка неокон­чен­но­го) [Niekończąca się opowieść 2014].

В свою оче­редь, пор­тал Maszynadopisania​.pl («Пишу­ща­я­ма­шин­ка») при­вле­ка­ет к уча­стию в кур­сах и прак­ти­че­ских заня­ти­ях на раз­лич­ных уров­нях (для начи­на­ю­щих и про­дви­ну­тых), под­го­тав­ли­вая к созда­нию новых жан­ров: кино­сце­на­ри­ев, детек­ти­вов, рома­нов, пове­стей, рас­ска­зов, вос­по­ми­на­ний, фэн­те­зи, ска­зок. Реко­мен­ду­ет­ся к писа­нию отно­сить­ся как к «чисто­му удо­воль­ствию, чув­ствен­но­му упо­ря­до­че­нию мира, отды­ху, рабо­те, тера­пии, фор­ме экс­прес­сии или необ­хо­ди­мо­сти». Кур­сы долж­ны зна­ко­мить с пра­ви­ла­ми, кото­рые сна­ча­ла нуж­но при­ме­нять для того, что­бы потом иметь воз­мож­ность ломать их, стре­мясь к оригинальности.

Новин­кой явля­ют­ся кур­сы «транс­ме­ди­аль­но­го» писа­тель­ства — «на сты­ке раз­лич­ных СМИ и жан­ров», напри­мер, циф­ро­вые и интер­ак­тив­ные рас­ска­зы или попыт­ки адап­та­ции лите­ра­тур­ных тек­стов к дру­гим СМИ. Сред­ство ком­му­ни­ка­ции уточ­ня­ет тему и струк­ту­ру текста. 

Пред­став­ля­е­мые на пор­та­ле про­грам­мы кур­сов опре­де­ля­ют их объ­ем — от поис­ка тем и ана­ли­за идей, зна­че­ния загла­вия и пер­во­го пред­ло­же­ния — до ука­за­ния пре­иму­ществ и сла­бых сто­рон гото­вых тек­стов. Ста­вит­ся вопрос: что явля­ет­ся глав­ным в писа­тель­стве — поиск новых реше­ний или же раз­ра­бот­ка соб­ствен­но­го стиля? 

Пор­тал при­вле­ка­ет таких учи­те­лей, как, в част­но­сти, Мари­уш Сене­вич и Анна Бжезиньска.

Сер­вис Eioba​.pl пред­ла­га­ет заин­те­ре­со­ван­ным поль­зо­ва­те­лям Интер­не­та сло­вес­ные и лите­ра­тур­ные игры в раз­лич­ных категориях: 

— рас­ска­зы (про­дол­же­ние пре­рван­но­го пред­ло­же­ния пред­ше­ствен­ни­ка — допи­сать не менее пяти предложений),

— поэ­зия (лиме­ри­ки, фраш­ки, соне­ты, сти­хо­тво­ре­ния на задан­ную тему, соглас­но деви­зу — «в риф­му с предшественником»),

— алфа­вит (каж­дая сле­ду­ю­щая стро­ка начи­на­ет­ся на оче­ред­ную бук­ву алфа­ви­та, про­дол­жая задан­ную тему),

— послед­няя бук­ва (послед­няя бук­ва преды­ду­щей стро­ки явля­ет­ся пер­вой бук­вой оче­ред­ной строки),

— луч­ше (луч­ше… чем),

— аль­тер­на­тив­ные опре­де­ле­ния (соб­ствен­ные опре­де­ле­ния инте­рес­ных слов),

— ста­тьи.

Пор­тал Spisek pisarzy​.pl («Заго­вор писа­те­лей») наря­ду с дис­кус­си­ей на фору­ме, кон­кур­са­ми, раз­ме­ща­ет писа­тель­ские муль­ти­ме­дий­ные упраж­не­ния (напри­мер, писа­ние как резуль­тат про­слу­ши­ва­ния зву­ко­вой дорож­ки). В кон­суль­та­тив­ной части мы нахо­дим, в част­но­сти, пра­ви­ла a rebours (наобо­рот), напри­мер: «Шесть надеж­ных спо­со­бов вызвать у чита­те­ля скуку».

Для пишу­щих пред­на­зна­че­ны так­же ком­пью­тер­ные про­грам­мы, напри­мер yWriter (или аппли­ка­ции), пред­на­зна­чен­ные, в част­но­сти, для выду­мы­ва­ния и напи­са­ния сце­на­ри­ев к филь­мам, пьес для теат­ра, ком­пью­тер­ных игр, таких, напри­мер, как Celtx 2.9.1/.

Пор­тал Styl​.pl («Стиль») объ­явил кон­курс детек­тив­но­го рас­ска­за с Маре­ком Кра­ев­ским под назва­ни­ем «Historia kryminalna mojej rodziny» («Кри­ми­наль­ная исто­рия моей семьи»). Как сле­ду­ет из пра­вил, исто­рия может быть насто­я­щей или фик­тив­ной. Выбор наи­луч­ше­го тек­ста сре­ди 5 лау­ре­а­тов сде­ла­ет сам писатель. 

Подоб­ную роль игра­ют писа­тель­ские бло­ги, напри­мер, Иоан­ны Вры­чы-Бэкер — Poradnik pisania​.pl («Посо­бие по писа­нию») или Мар­чи­на Воль­ско­го — pisarze​.blogspot​.com. На глав­ном сай­те послед­не­го из них читаем:

Как напи­сать книгу.

Каж­дый чело­век испы­ты­ва­ет потреб­ность рас­ска­зы­вать раз­ные исто­рии. Одна­ко не каж­дый любит их запи­сы­вать. Это блог для тех, кто меч­та­ет о писа­нии и хотел бы когда-нибудь уви­деть соб­ствен­ную кни­гу в печа­ти или, по край­ней мере, соб­ствен­ный рас­сказ в каком-то пери­о­ди­че­ском изда­нии. У нас всё впе­ре­ди. Я тоже об этом меч­таю. Поэто­му я соби­раю здесь мате­ри­а­лы, необ­хо­ди­мые для писа­ния: цен­ные собы­тия, кни­ги о писа­нии, издан­ные в Поль­ше, изда­тель­ства, в кото­рых есть шан­сы опуб­ли­ко­вать­ся для дебю­тан­тов и т. д.

Най­дем в них автор­ские пра­ви­ла писа­ния, но так­же и реко­мен­да­ции дру­гих, при­гла­шен­ных, писа­те­лей. Наря­ду со ста­тья­ми в них появ­ля­ют­ся, в част­но­сти, мно­го­чис­лен­ные лин­ки и теги (напри­мер, о мето­дах писа­ния: Pomodoro, авто­ма­ти­че­ско­го, или кар­ты мыс­лей), мож­но озна­ко­мить­ся с ком­мен­та­ри­я­ми ко всем тек­стам, узнать пред­ло­же­ния сете­вых кур­сов писа­тель­ско­го искус­ства, при­нять уча­стие в опро­сах и т. д. 

Осо­бен­но вдох­нов­ля­ю­щи­ми явля­ют­ся упраж­не­ния для пишу­щих, напри­мер, напи­са­ние соб­ствен­ной био­гра­фии, фик­тив­но­го интер­вью с самим собой в сти­ле «серьез­но­го или раз­вле­ка­тель­но­го жур­на­ла», сцен­ки на осно­ве тек­ста из прес­сы, днев­ни­ка выду­ман­ной лич­но­сти; редак­ция фраг­мен­та кни­ги в сти­ле нуар, gothic romance, pulp fiction, horror; состав­ле­ние спис­ка «вещей, кото­рые тебе нра­вят­ся в писа­тель­ском сти­ле выбран­но­го авто­ра»; опи­са­ние наи­бо­лее ран­не­го вос­по­ми­на­ния дет­ства, раз­ви­тие фраг­мен­тов раз­го­во­ров, услы­шан­ных в обще­ствен­ном месте.

Уме­ние писа­ния может выпол­нять сле­ду­ю­щие функ­ции: рекре­а­ци­он­ную, тера­пев­ти­че­скую, позна­ва­тель­ную, при­клад­ную и ком­мер­че­скую. Меди­аль­ные дей­ствия (упраж­не­ния, кон­кур­сы, кур­сы) сти­му­ли­ру­ют кре­а­тив­ность уче­ни­ков писательства.

© Бого­леб­ска Б., 2015