СМИ (пресса, Интернет) манят и вдохновляют писателей-любителей. В прессе появляются жанровые эксперименты (новые разновидности уже существующих жанров, жанры, образующиеся на стыке жанров). Объявляются литературные конкурсы. Работают также писательские интернет-школы и курсы (порталы, сайты, блоги), в которых пользователи сети Интернет вместе создают тексты. Умение писать тексты имеет разные цели: развлекательную, терапевтическую, познавательную, потребительскую и коммерческую.
FROM CRAFTSMAN TO ARTIST.
THE ART OF WRITING FOR MASS MEDIA
Mass media (the press, Internet) encourages and inspires the amateur writers. The new experimental genres appear in the press (new variants of existing genres, border genres). Literary competitions are announced. There are many Internet schools and courses of writing (portals, services, blogs) where the internauts together create texts. The writing skills may perform the function of entertainment, therapy, learning, but also play a useful and commercial role.
Барбара Боголебска, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой журналистики и общественной коммуникации филологического факультета Лодзинского университета
E-mail: bogo@go2.pl
Barbara Bogolebska, PhD, Professor, Head of the Department of Journalism and Social Communication Faculty of Philology Univeristy of Lodz
E-mail: bogo@go2.pl
Боголебска Б. От ремесленника до художника. Искусство писательского мастерства в СМИ // Медиалингвистика. 2015. № 3 (9). С. 55–63. URL: https://medialing.ru/ot-remeslennika-do-hudozhnika-iskusstvo-pisatelskogo-masterstva-v-smi/ (дата обращения: 13.12.2024).
Bogolebska B. From craftsman to artist. The art of writing for mass media // Media Linguistics, 2015, No. 3 (9), pp. 55–63. Available at: https://medialing.ru/ot-remeslennika-do-hudozhnika-iskusstvo-pisatelskogo-masterstva-v-smi/ (accessed: 13.12.2024). (In Russian)
УДК 808.1
ББК 83.7
ГРНТИ 16.31.02
КОД ВАК 10.01.10
Мода на писательство не проходит, в это «общественное движение» включаются также СМИ (пресса, Интернет), представляя интересные и новые генологические решения или привлекая и вдохновляя любителей писательства. Они открывают новые методы и стили. Появляются универсальные учебники, которые учат писать традиционные и интернет-тексты, «которые повлекут за собой толпы». Такой подзаголовок имеет книга Йоанны Врычы-Бэкер «Магия слов» [Wrycza-Bekier 2014], в которой заглавия разделов являются «золотыми» правилами хорошего писания: Перейди к конкретике, Оживи текст, Экспонируй то, что важно, заинтересуй с первого предложения, Избавься от слов-паразитов, Не бойся длинного предложения, Расскажи историю, показывай, не описывай, Играй на эмоциях, Создавай напряжение, Рисуй словами, Возбуждай разум, Заговори собственным голосом. Здесь срабатывает известный метод «подсматривания» за мастерами, которыми для автора являются Ян Флеминг, Эрнест Хемингуэй, Агата Кристи и братья Гримм, а черты их искусства писать представлены как «уроки». Учебник предлагает также упражнения, например: «Войди в роль главного героя и напиши от его имени другой конец истории, отличающийся от того, который ты придумал раньше» [Ibid.: 189].
I. Жанровые эксперименты в прессе. Формой часового календаря — видом сатирическо-юмористическо-футуристического комментария воспользовался Яцек Жаковский в тексте «Polecony, poniedziałek 2016 r. (Рекомендованное, понедельник 2016 г.)» [Żakowski 2014: 2]. Вот одна из записей:
9.58. <…> С тех пор, как мин. Бернацкий отменил судебную корреспонденцию, образовались очереди в секс-шопы. Патрули ксендза Oко следят за теми, кто под предлогом уведомления входит в спорные кабины. Наибольшее количество работы у них в понедельник. По выходным медсестры и учителя подрабатывают, разнося извещения.
К дискурсу в СМИ на тему ликвидации философских факультетов в польских вузах относится вид «невозможной» дискуссии знаменитых философов от Сократа до Витгенштейна — «Об отказе от разума» [O wyrzeczeniu… 2015: 19]. Соответствующим образом подобранным цитатам сопутствуют в данном случае комментарии, например, по отношению к Аристотелю:
Раз уж… <заниматься философией> означает <отдаваться философским размышлениям>, то ликвидируя философские факультеты, мы лишаем разумных людей радости по поводу настоящих и мелких удовольствий.
Относящимся к Сократу голосом в дискуссии был диалог между ним и Гиппием Эдипским. В принятом взаимоотношении не удивляет мысль из «высказывания» Декарта: «Я разговаривал недавно с несколькими мертвыми коллегами (к счастью, тело не является для нас необходимым для мышления и коммуникации)».
Интересной формой является цикл (сериал в 7 сериях) историческо-путевых репортажей Марчина Фабьянского (M. Fabjański), который путешествует по следам философа Иоганна Готлиба Фихте, вдохновленный «Дневником моего путешествия на восток из Саксонии и Пруссии в 1791 году». Репортерские путешествия имеют следующую цель:
В двухсотлетнюю годовщину смерти Фихте я пешком иду по его следам. Чтобы спрашивать всех встреченных людей о смысле жизни и показывать, что философия по-прежнему важна (Gazeta Wyborcza. 2014. N 10. S. 4).
Каждый раз автор цитирует фрагменты дневника Фихте и карту его путешествия. В контексте репортажа присутствует постоянное противопоставление прошлого и будущего, например:
Дохожу до Лешна. Отсюда Фихте ехал на дилижансах. <…> Поэтому сажусь в автобус до Гостынина — первого польского города, который увидел немецкий философ (Ibid. N 25. S. 19).
Среди тех, кого посетил философ, был, в частности, Кант (репортер не знает, сколько времени длилась их первая встреча), зато репортер встречается, например, с Джоном Сёрлем. Вот фрагмент одного из репортажей:
Парк дворца в стиле барокко в Рамменау. Это здесь в одно майское воскресение 1771 года девятилетний Иоганн Фихте, сын бедного сельского ткача, повторил барону фон Миличу проповедь местного пастора. Не знал он тогда, что очень тронет его цитируемыми на память фрагментами Евангелия св. Луки и что незнакомец заплатит за его учебу в школе, а потом и в университете в Йене. Что благодаря этому он станет когда-нибудь одним из наиболее известных немецких философов. Что два с половиной века спустя в Рамменау будут два ресторана с его именем в названии, два памятника ему, а каждый путешественник в магазине со спиртным сможет купить вино марки Фихте (Ibid. 5 czerwca. S. 24) .
5‑балльным кодексом туриста воспользовались в спонсированном экологическом приложении к «Газете Выборчей» [Kodeks turysty 2014: 2–3]. Систематизированному сбору законов сопутствуют комментарии и объяснения. А вот правила:
1. Придерживайся намеченного маршрута, обеспечь себе безопасность.
2. Не мусори, сохрани красоту природы для следующих поколений.
3. На маршруте, в лесу, в горах ты — гость, соблюдай тишину, чтобы не пугать зверей.
4. Не рви, не ломай, не порть, т. е. уважай мир растений и животных.
5. Реагируй на несоответствующее поведение на маршруте, обрати внимание, объясни.
II. Медиальные школы писательства. Одним из примеров побуждения литературной активности «Газеты Выборчей» (приложения «Высокие Oбцасы») является Академия рассказа [Klęczkowska 2013: 72–73] или Каникулярная школа писания, которой сопутствует конкурс «Мой путь» с наградами за тексты о собственной жизни. Группа известных творцов — Гражина Плебанек, Томаш Пёнтек, Януш Рудницкий, Йоанна Батор, Мариуш Щигел, Якуб Жульчик — раскрывает писательские стратегии. Это своего рода литературный курс в сериях. Тема произвольная, но появляются и предложения — литературные тропинки: «трудное либо беззаботное детство, большая любовь и маленькие влюбленности, обилие работы или тоска по ней, кризис среднего возраста, боязнь смерти, супружеские измены, скрываемые тайны, приключения или каждодневная скука» [Rudnicki 2014: 8–9] .
Некоторые творцы скептически относятся к таким акциям: «Писательство о себе под нажимом амбиций и при отсутствии литературных инструментов — это как вход в джунгли без мачете — выкурить может нас даже попугай» [Plebanek 2014: 4–5] — или же юмористическое: «Как жить благодаря жизни. Чтобы иметь денежные переводы, переведи их на бумагу. Пособие. Томаш Пёнтек представляет, как вытопить смалец — шмалец из серии бессмысленных происшествий» [Piątek 2014: 7]
«Писание о себе» — это указания, как писать вообще, писать самостоятельно [Żulczyk 2014: 6–7]. Но писатели «oсторожны» в формулировании ответа на вопрос, как писать; скорее, они сообщают о том, что делать, чтобы не писать плохо. Часто их советом является чтение хорошей литературы, однако предостерегают от копирования стиля хороших писателей: важными являются собственные ассоциации, метафоры. Часто обращают внимание на то, что нужно избегать банальностей, общеизвестных фразеологических схем и лишних слов, не рассказывать всего, а выбирать только удивительные моменты; не повторяться: уметь описывать действительность разными средствами; уметь «забросить крючок», чтобы «соткать» рассказ. Некоторые из указаний — это своего рода правила письма:
Каждый абзац должен добавлять к теме что-то новое, Даже из трюизма можно выжать невероятную привлекательность, …в хорошем литературном произведении большое смешивается с маленьким, патетическое с обычным. Выпускай воздух из больших слов [Szczygieł 2014: 6–8];
Рифы вычурного стиля необходимо огибать. Писать, а не выпендриваться. Писать лапидарно, быть лаконичным [Rudnicki 2014];
Писать — это восхождение наоборот: мы соскальзываем, чтобы увидеть несколько больше, чем только вершину айсберга. …Мы пишем для себя, поэтому пишем так, чтобы нам нравилось; Правда стиля и простота содержания; создаем, но и воспроизводим [Plebanek 2014].
В этих пособиях можно найти также и детальные советы. В соответствии с темой конкурса, для того чтобы «вовлечь» читателей в собственную жизнь, писатели советуют поделить ее на темные и светлые эпизоды; стыд и гордость; то, о чем мы хотим помнить, и то, что хотим забыть; выбрать моменты, за которые мы любим своих близких.
В манифесте-программе Академии читаем: «Мы хотим учить себя и других искусству рассказа. Это умение выбора среди жизненных событий, тех важных, значимых для нас и слушателей, читателей или, по крайней мере, друзей. Это умение сосредоточиться. Рассказ — это познание и выражение себя и мира — ценностей, эмоций, взаимоотношений» (URL: http://wyborcza.pl/akademiaopowiesci/0,0.html [дата обращения 14.08.2014]). Хорошие истории рождаются из необычных жизненных событий, из встреч с кем-то, кто положительно повлиял на нашу жизнь.
Эта каникулярная школа писания — рассказа о собственной жизни — среди 900 заявленных авторов выделила 6 лауреатов конкурса, 10 участников были поощрены. В очередных номерах публикуются тексты победителей [Akademia opowieści 2014].
Популярностью среди пишущих на страницах «Газеты Выборчей» и Facebook’a (пример конвергенции СМИ) пользуются писательские предложения Проберчика (Probierczyk) из цикла «Читатели, к перу!» Этот призыв, но одновременно и привлечение, относятся как к определенным, так и к произвольным формам, к освежению и повторению часто забытых литературных форм (своего рода «воскрешение») и известных текстов, дополнения и дописывания, создания новых видов.
Среди них, в частности, находятся:
— сцена или фрагмент диалога из комедии дель арте, «Aрлекин хейтированный», написанный 8- или 11-сложным стихом так, чтобы каждое высказывание в диалоге представляло собой одну строфу стихотворения (Gazeta Wyborcza. 2014. N 181. S. 15);
— тексты, инспирированные стихотворением Константа Ильдефонса Галчиньского — «Почему огурец не поет» (другие функции, не выполняемые огурцами) — огуречные пародии, лимерики, представляющие известные стихотворения (Ibid. N 134. S. 19);
— героиды, т. е. письмо, написанное известным литературным или мифическим героем в форме, соответствующей произведению, из которого взят отправитель (Ibid. N 156. S. 13);
— эпитафии (Ibid. 2013. N 259. S.18);
— басни oб угрожающих извне опасностях;
— проза, основанная на событии, в котором солнце изменяет свой магнитный полюс (Ibid. 2014. N 53. S. 18);
— ксении — стишки, прилагаемые дарителем к подарку;
— хайку на одну букву, т. е. таутоику, гаитауты (Ibid. 2013. N 4. S. 68) либо цикл хайку, соответствующих четырем временам суток (утро, день, вечер и ночь) с внезапной мыслью о непродолжительности и мимолетным удивлением (Ibid. 2014. N 35. S. 17);
— вариации на тему строфы из произведения «Świtezianki» («Русалки») «Она из корзины дает ему малины», называемые onamudaje (онаемудает), например, в форме старопольских раков (Ibid. N 2. S. 81);
— дополнение двух рядов окончаний из двух стихотворений Циприана Камиля Норвида «Не думай, не пиши» и «Столица»;
— ноябрьская сказка о внешних угрозах (Ibid. 2013. N 288. S. 21);
— стихотворение по предложенной схеме рифм;
— стихотворение, основанное на идее Гёте, который предлагал сочинять стихотворения, выстукивая их ритм пальцами на спине любимой (Ibid. 2014. N 21. S. 15);
— продолжение слов: «Быть или не быть — вот в чем вопрос» (Ibid. N 234. S. 18–19). А вот другое упражнение из подражания:
Водопад стекол. Ураган красок. Глазей
при каждой шахте.
С пяти утра глазели натощак.
И вдруг пять минут шестого! И так начался
мой триумфальный въезд на ките, —
писал Галчиньский. Но въезжать ведь можно не только на ките, но также и на любом другом эффектном животном. Как бы это выглядело? Пожалуйста, две строфы (Ibid. N 257. S. 21).
Писательские упражнения пробуют выполнять не только верные участники этих игр — писатели-несторы (заслуженные деятели), но и дебютанты. Этим творческим литературным забавам иногда сопутствует напоминание о литературных жанрах, однако прежде всего это примеры творчества, присланные читателями.
Интернет-школы писательства часто пользуются методом bricolage`а, массово развивающим идеи совместного создания текстов [Brachowska-Przeniosło 2014].
Портал Piszmy.pl («Давайте писать вместе») предлагает различные формы писательских методов — от наиболее простых до наиболее сложных, которые наблюдаются модераторами. Одним из видов упражнений для начинающих в этой школе писания являются рассказы. Пользователь Интернета начинает текст несколькими предложениями введения, а участники форума развивают его идею. Главный сайт портала сообщает о начатых идеях и количестве дописок, например, представляет 156 таких текстов — в частности, «Проклятие имени», «Грустная девушка». Предлагает также 28 жанрово-тематичесих категорий для более продвинутых авторов:
— роман,
— приключенческо-путевой рассказ (в том числе дневник путешествий),
— криминально-детективные рассказы,
— рассказ-литература ужасов,
— рассказ-фантастика,
— рассказ-фэнтези,
— исторические рассказы,
— басня-сказка,
— рассказ в современном жанре «Ломтик жизни»,
— поэзия (поэмы, собрания стихотворений),
— комедия,
— рассказ на иностранном языке,
— песенка-песня,
— рассказ-триллер,
— пародия на литературные произведения или социальные явления,
— религиозно-философский рассказ,
— фанфик (рассказ о героях и событиях из известных произведений; сиквел, приквел, различные варианты и др.),
— role playing (рассказ, ссылающийся на игру),
— RPG или сборная театральная пьеса,
— сценарии или очерки (театральные сценарии или очерки, киноочерки),
— дневник,
— фельетон,
— комикс (рисунки или текстовые дополнения),
— запись звукового репортажа, запись разговоров из чатов в соответствии с какой-то темой,
— психологический рассказ,
— литературный анализ,
— реклама на заданную тему (копирайтинг).
Этим категориям посвящены отдельные сайты. Им сопутствуют правила этики или правила мастерства. Первые — это, например, в религиозно-философском рассказе замечания типа «рекомендуется мера, для того чтобы избежать обвинения в оскорблении религиозных чувств»; в случае негативного репортажа, своего рода игры в шпионов, «чтобы поступать порядочно, включение магнитофона любым человеком приведет к тому, что у всех участников чата появится сообщение о подслушивании» и др. Вторые касаются жанровых указаний — например, чертами басни (сказки) являются: простотa, противопоставление друг другу образов добра и зла, мораль, аллегории, дидактическая функция поэзии; необходимо сохранить строение строф и присутствующие поэтические средства; в фанфике — «нельзя переписывать оригинальную книгу или даже пересказывать ее содержание» и т. п.
Относительно создания фельетона появилось сомнение: «Можно ли творить … кусками, нескольким людям… в крайнем случае это будут односерийные тексты, а если кто-то что-то допишет, то это может быть даже интересно».
Форма фанфиков или пародий приводит на мысль определения Жерара Женетта: транстекстуальность, ремейк, упомянутые ранее «ремесленничество», палимпсест, литература второй степени, «книжная» литература. Он писал: «Человечество… непрерывно открывая новые смыслы, не может постоянно создавать новые формы, и должно эти новые смыслы помещать в уже ранее существовавшие формы. …Заслуга гипертекстуальности состоит именно в том, что она включает давние произведения в круговорот новых смыслов» [Genette 2014: 423].
Независимо от этой инициативы на портале появляются праздничные конкурсы с наградами (например, по случаю Дня святого Валентина — стихотворение, написанное для нее или для него; и независимо от жюри эти стихотворения можно комментировать и оценивать).
Кроме несомненного развития своего писательского мастерства при случае можно приобрести знакомства, создать общество пишущих. Таким образом действуют сообщества фанов (fan fiction), создающие «некончающиеся рассказы» (так называемая эстетика неоконченного) [Niekończąca się opowieść 2014].
В свою очередь, портал Maszynadopisania.pl («Пишущаямашинка») привлекает к участию в курсах и практических занятиях на различных уровнях (для начинающих и продвинутых), подготавливая к созданию новых жанров: киносценариев, детективов, романов, повестей, рассказов, воспоминаний, фэнтези, сказок. Рекомендуется к писанию относиться как к «чистому удовольствию, чувственному упорядочению мира, отдыху, работе, терапии, форме экспрессии или необходимости». Курсы должны знакомить с правилами, которые сначала нужно применять для того, чтобы потом иметь возможность ломать их, стремясь к оригинальности.
Новинкой являются курсы «трансмедиального» писательства — «на стыке различных СМИ и жанров», например, цифровые и интерактивные рассказы или попытки адаптации литературных текстов к другим СМИ. Средство коммуникации уточняет тему и структуру текста.
Представляемые на портале программы курсов определяют их объем — от поиска тем и анализа идей, значения заглавия и первого предложения — до указания преимуществ и слабых сторон готовых текстов. Ставится вопрос: что является главным в писательстве — поиск новых решений или же разработка собственного стиля?
Портал привлекает таких учителей, как, в частности, Мариуш Сеневич и Анна Бжезиньска.
Сервис Eioba.pl предлагает заинтересованным пользователям Интернета словесные и литературные игры в различных категориях:
— рассказы (продолжение прерванного предложения предшественника — дописать не менее пяти предложений),
— поэзия (лимерики, фрашки, сонеты, стихотворения на заданную тему, согласно девизу — «в рифму с предшественником»),
— алфавит (каждая следующая строка начинается на очередную букву алфавита, продолжая заданную тему),
— последняя буква (последняя буква предыдущей строки является первой буквой очередной строки),
— лучше (лучше… чем),
— альтернативные определения (собственные определения интересных слов),
— статьи.
Портал Spisek pisarzy.pl («Заговор писателей») наряду с дискуссией на форуме, конкурсами, размещает писательские мультимедийные упражнения (например, писание как результат прослушивания звуковой дорожки). В консультативной части мы находим, в частности, правила a rebours (наоборот), например: «Шесть надежных способов вызвать у читателя скуку».
Для пишущих предназначены также компьютерные программы, например yWriter (или аппликации), предназначенные, в частности, для выдумывания и написания сценариев к фильмам, пьес для театра, компьютерных игр, таких, например, как Celtx 2.9.1/.
Портал Styl.pl («Стиль») объявил конкурс детективного рассказа с Мареком Краевским под названием «Historia kryminalna mojej rodziny» («Криминальная история моей семьи»). Как следует из правил, история может быть настоящей или фиктивной. Выбор наилучшего текста среди 5 лауреатов сделает сам писатель.
Подобную роль играют писательские блоги, например, Иоанны Врычы-Бэкер — Poradnik pisania.pl («Пособие по писанию») или Марчина Вольского — pisarze.blogspot.com. На главном сайте последнего из них читаем:
Как написать книгу.
Каждый человек испытывает потребность рассказывать разные истории. Однако не каждый любит их записывать. Это блог для тех, кто мечтает о писании и хотел бы когда-нибудь увидеть собственную книгу в печати или, по крайней мере, собственный рассказ в каком-то периодическом издании. У нас всё впереди. Я тоже об этом мечтаю. Поэтому я собираю здесь материалы, необходимые для писания: ценные события, книги о писании, изданные в Польше, издательства, в которых есть шансы опубликоваться для дебютантов и т. д.
Найдем в них авторские правила писания, но также и рекомендации других, приглашенных, писателей. Наряду со статьями в них появляются, в частности, многочисленные линки и теги (например, о методах писания: Pomodoro, автоматического, или карты мыслей), можно ознакомиться с комментариями ко всем текстам, узнать предложения сетевых курсов писательского искусства, принять участие в опросах и т. д.
Особенно вдохновляющими являются упражнения для пишущих, например, написание собственной биографии, фиктивного интервью с самим собой в стиле «серьезного или развлекательного журнала», сценки на основе текста из прессы, дневника выдуманной личности; редакция фрагмента книги в стиле нуар, gothic romance, pulp fiction, horror; составление списка «вещей, которые тебе нравятся в писательском стиле выбранного автора»; описание наиболее раннего воспоминания детства, развитие фрагментов разговоров, услышанных в общественном месте.
Умение писания может выполнять следующие функции: рекреационную, терапевтическую, познавательную, прикладную и коммерческую. Медиальные действия (упражнения, конкурсы, курсы) стимулируют креативность учеников писательства.
© Боголебска Б., 2015
1. Akademia opowieści // Wysokie Obcasy. 2014. No 44–46.
2. Brachowska-Przeniosło K.O umiejętności rozwijania pomysłów. URL: www.kig.eduportal.pl/upload (дата обращения 30.08.2014).
3. Genette G. Palimpsesty / tłum. T. Stróżyński, A. Milecki. Gdańsk, 2014.
4. Klęczkowska B. Jak pisać?: tak jak chcesz // Wysokie Obcasy Ekstra. 2013. No 5.
5. Kodeks turysty «Po stronie natury» // Gazeta Wyborcza. 2014. No 218.
6. Niekończąca się opowieść. URL: http://tekst.maryl.org/15-niekonczaca-się-opowiesc/more-262 [data dostępu 30.08.2014].
7. O wyrzeczeniu się rozumu / ed. M. Stangret // Gazeta Wyborcza. 2015. No 6.
8. Piątek T. Łatanie dziury // Wysokie Obcasy. 2014. No 30.
9. Plebanek G. A ja lubię siebie // Wysokie Obcasy. 2014. No 30.
10. Rudnicki J. Bo mam, k…a, talent // Wysokie Obcasy. 2014. No 31.
11. Szczygieł M. Dumnie w mojej trumnie // Wysokie Obcasy. 2014. No 28.
12. Wrycza-Bekier J. Magia słów. Gliwice. 2014.
13. Żakowski J. Polecony, poniedziałek 2016 // Gazeta Wyborcza. 2014. No 91.
14. Żulczyk J. Co robić, żeby nie pisać źle // Wysokie Obcasy. 2014. No 32.