Суббота, Май 25Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

ОТ РЕМЕСЛЕННИКА ДО ХУДОЖНИКА. ИСКУССТВО ПИСАТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА В СМИ

СМИ (пресса, Интернет) манят и вдохновляют писателей-любителей. В прессе появляются жанровые эксперименты (новые разновидности уже существующих жанров, жанры, образующиеся на стыке жанров). Объявляются литературные конкурсы. Работают также писательские интернет-школы и курсы (порталы, сайты, блоги), в которых пользователи сети Интернет вместе создают тексты. Умение писать тексты имеет разные цели: развлекательную, терапевтическую, познавательную, потребительскую и коммерческую. 

FROM CRAFTSMAN TO ARTIST. 
THE ART OF WRITING FOR MASS MEDIA 

Mass media (the press, Internet) encourages and inspires the amateur writers. The new experimental genres appear in the press (new variants of existing genres, border genres). Literary competitions are announced. There are many Internet schools and courses of writing (portals, services, blogs) where the internauts together create texts. The writing skills may perform the function of entertainment, therapy, learning, but also play a useful and commercial role.

Барбара Боголебска, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой журналистики и общественной коммуникации филологического факультета Лодзинского университета 

E-mail: bogo@go2.pl

Barbara Bogolebska, PhD, Professor, Head of the Department of Journalism and Social Communication Faculty of Philology Univeristy of Lodz 

E-mail: bogo@go2.pl

Боголебска Б. От ремесленника до художника. Искусство писательского мастерства в СМИ // Медиалингвистика. 2015. № 3 (9). С. 55–63. URL: https://medialing.ru/ot-remeslennika-do-hudozhnika-iskusstvo-pisatelskogo-masterstva-v-smi/ (дата обращения: 25.05.2019).

Bogolebska B. From craftsman to artist. The art of writing for mass media // Media Linguistics, 2015, No. 3 (9), pp. 55–63. Available at: https://medialing.ru/ot-remeslennika-do-hudozhnika-iskusstvo-pisatelskogo-masterstva-v-smi/ (accessed: 25.05.2019). (In Russian)

УДК 808.1 
ББК 83.7
ГРНТИ 16.31.02 
КОД ВАК 10.01.10 

Мода на писа­тель­ство не про­хо­дит, в это «обще­ствен­ное дви­же­ние» вклю­ча­ют­ся так­же СМИ (прес­са, Интер­нет), пред­став­ляя инте­рес­ные и новые гено­ло­ги­че­ские реше­ния или при­вле­кая и вдох­нов­ляя люби­те­лей писа­тель­ства. Они откры­ва­ют новые мето­ды и сти­ли. Появ­ля­ют­ся уни­вер­саль­ные учеб­ни­ки, кото­рые учат писать тра­ди­ци­он­ные и интер­нет-тек­сты, «кото­рые повле­кут за собой тол­пы». Такой под­за­го­ло­вок име­ет кни­га Йоан­ны Вры­чы-Бэкер «Магия слов» [Wrycza-Bekier 2014], в кото­рой загла­вия раз­де­лов явля­ют­ся «золо­ты­ми» пра­ви­ла­ми хоро­ше­го писа­ния: Перей­ди к кон­кре­ти­ке, Ожи­ви текст, Экс­по­ни­руй то, что важ­но, заин­те­ре­суй с пер­во­го пред­ло­же­ния, Избавь­ся от слов-пара­зи­тов, Не бой­ся длин­но­го пред­ло­же­ния, Рас­ска­жи исто­рию, пока­зы­вай, не опи­сы­вай, Играй на эмо­ци­ях, Созда­вай напря­же­ние, Рисуй сло­ва­ми, Воз­буж­дай разум, Заго­во­ри соб­ствен­ным голо­сом. Здесь сра­ба­ты­ва­ет извест­ный метод «под­смат­ри­ва­ния» за масте­ра­ми, кото­ры­ми для авто­ра явля­ют­ся Ян Фле­минг, Эрнест Хемин­гу­эй, Ага­та Кри­сти и бра­тья Гримм, а чер­ты их искус­ства писать пред­став­ле­ны как «уро­ки». Учеб­ник пред­ла­га­ет так­же упраж­не­ния, напри­мер: «Вой­ди в роль глав­но­го героя и напи­ши от его име­ни дру­гой конец исто­рии, отли­ча­ю­щий­ся от того, кото­рый ты при­ду­мал рань­ше» [Ibid.: 189]. 

I. Жан­ро­вые экс­пе­ри­мен­ты в прес­се. Фор­мой часо­во­го кален­да­ря — видом сати­ри­че­ско-юмо­ри­сти­че­ско-футу­ри­сти­че­ско­го ком­мен­та­рия вос­поль­зо­вал­ся Яцек Жаков­ский в тек­сте «Polecony, poniedziałek 2016 r. (Реко­мен­до­ван­ное, поне­дель­ник 2016 г.)» [Żakowski 2014: 2]. Вот одна из запи­сей: 

9.58. <…> С тех пор, как мин. Бер­нац­кий отме­нил судеб­ную кор­ре­спон­ден­цию, обра­зо­ва­лись оче­ре­ди в секс-шопы. Пат­ру­ли ксен­дза Oко сле­дят за теми, кто под пред­ло­гом уве­дом­ле­ния вхо­дит в спор­ные каби­ны. Наи­боль­шее коли­че­ство рабо­ты у них в поне­дель­ник. По выход­ным мед­сест­ры и учи­те­ля под­ра­ба­ты­ва­ют, раз­но­ся изве­ще­ния. 

К дис­кур­су в СМИ на тему лик­ви­да­ции фило­соф­ских факуль­те­тов в поль­ских вузах отно­сит­ся вид «невоз­мож­ной» дис­кус­сии зна­ме­ни­тых фило­со­фов от Сокра­та до Вит­ген­штей­на — «Об отка­зе от разу­ма» [O wyrzeczeniu… 2015: 19]. Соот­вет­ству­ю­щим обра­зом подо­бран­ным цита­там сопут­ству­ют в дан­ном слу­чае ком­мен­та­рии, напри­мер, по отно­ше­нию к Ари­сто­те­лю:

Раз уж… <зани­мать­ся фило­со­фи­ей> озна­ча­ет <отда­вать­ся фило­соф­ским раз­мыш­ле­ни­ям>, то лик­ви­ди­руя фило­соф­ские факуль­те­ты, мы лиша­ем разум­ных людей радо­сти по пово­ду насто­я­щих и мел­ких удо­воль­ствий.

Отно­ся­щим­ся к Сокра­ту голо­сом в дис­кус­сии был диа­лог меж­ду ним и Гип­пи­ем Эдипским. В при­ня­том вза­и­мо­от­но­ше­нии не удив­ля­ет мысль из «выска­зы­ва­ния» Декар­та: «Я раз­го­ва­ри­вал недав­но с несколь­ки­ми мерт­вы­ми кол­ле­га­ми (к сча­стью, тело не явля­ет­ся для нас необ­хо­ди­мым для мыш­ле­ния и ком­му­ни­ка­ции)».

Инте­рес­ной фор­мой явля­ет­ся цикл (сери­ал в 7 сери­ях) исто­ри­че­ско-путе­вых репор­та­жей Мар­чи­на Фаб­ьян­ско­го (M. Fabjański), кото­рый путе­ше­ству­ет по сле­дам фило­со­фа Иоган­на Гот­ли­ба Фих­те, вдох­нов­лен­ный «Днев­ни­ком мое­го путе­ше­ствия на восток из Сак­со­нии и Прус­сии в 1791 году». Репор­тер­ские путе­ше­ствия име­ют сле­ду­ю­щую цель:

В двух­сот­лет­нюю годов­щи­ну смер­ти Фих­те я пеш­ком иду по его сле­дам. Что­бы спра­ши­вать всех встре­чен­ных людей о смыс­ле жиз­ни и пока­зы­вать, что фило­со­фия по-преж­не­му важ­на (Gazeta Wyborcza. 2014. N 10. S. 4).

Каж­дый раз автор цити­ру­ет фраг­мен­ты днев­ни­ка Фих­те и кар­ту его путе­ше­ствия. В кон­тек­сте репор­та­жа при­сут­ству­ет посто­ян­ное про­ти­во­по­став­ле­ние про­шло­го и буду­ще­го, напри­мер: 

Дохо­жу до Леш­на. Отсю­да Фих­те ехал на дили­жан­сах. <…> Поэто­му сажусь в авто­бус до Госты­ни­на — пер­во­го поль­ско­го горо­да, кото­рый уви­дел немец­кий фило­соф (Ibid. N 25. S. 19).

Сре­ди тех, кого посе­тил фило­соф, был, в част­но­сти, Кант (репор­тер не зна­ет, сколь­ко вре­ме­ни дли­лась их пер­вая встре­ча), зато репор­тер встре­ча­ет­ся, напри­мер, с Джо­ном Сёр­лем. Вот фраг­мент одно­го из репор­та­жей:

Парк двор­ца в сти­ле барок­ко в Рам­ме­нау. Это здесь в одно май­ское вос­кре­се­ние 1771 года девя­ти­лет­ний Иоганн Фих­те, сын бед­но­го сель­ско­го тка­ча, повто­рил баро­ну фон Мили­чу про­по­ведь мест­но­го пас­то­ра. Не знал он тогда, что очень тро­нет его цити­ру­е­мы­ми на память фраг­мен­та­ми Еван­ге­лия св. Луки и что незна­ко­мец запла­тит за его уче­бу в шко­ле, а потом и в уни­вер­си­те­те в Йене. Что бла­го­да­ря это­му он ста­нет когда-нибудь одним из наи­бо­лее извест­ных немец­ких фило­со­фов. Что два с поло­ви­ной века спу­стя в Рам­ме­нау будут два ресто­ра­на с его име­нем в назва­нии, два памят­ни­ка ему, а каж­дый путе­ше­ствен­ник в мага­зине со спирт­ным смо­жет купить вино мар­ки Фих­те (Ibid. 5 czerwca. S. 24) . 

5-балль­ным кодек­сом тури­ста вос­поль­зо­ва­лись в спон­си­ро­ван­ном эко­ло­ги­че­ском при­ло­же­нии к «Газе­те Выбор­чей» [Kodeks turysty 2014: 2–3]. Систе­ма­ти­зи­ро­ван­но­му сбо­ру зако­нов сопут­ству­ют ком­мен­та­рии и объ­яс­не­ния. А вот пра­ви­ла: 

1. При­дер­жи­вай­ся наме­чен­но­го марш­ру­та, обес­печь себе без­опас­ность.

2. Не мусо­ри, сохра­ни кра­со­ту при­ро­ды для сле­ду­ю­щих поко­ле­ний.

3. На марш­ру­те, в лесу, в горах ты — гость, соблю­дай тиши­ну, что­бы не пугать зве­рей.

4. Не рви, не ломай, не порть, т. е. ува­жай мир рас­те­ний и живот­ных.

5. Реа­ги­руй на несо­от­вет­ству­ю­щее пове­де­ние на марш­ру­те, обра­ти вни­ма­ние, объ­яс­ни.

II. Меди­аль­ные шко­лы писа­тель­ства. Одним из при­ме­ров побуж­де­ния лите­ра­тур­ной актив­но­сти «Газе­ты Выбор­чей» (при­ло­же­ния «Высо­кие Oбца­сы») явля­ет­ся Ака­де­мия рас­ска­за [Klęczkowska 2013: 72–73] или Кани­ку­ляр­ная шко­ла писа­ния, кото­рой сопут­ству­ет кон­курс «Мой путь» с награ­да­ми за тек­сты о соб­ствен­ной жиз­ни. Груп­па извест­ных твор­цов — Гра­жи­на Пле­ба­нек, Томаш Пён­тек, Януш Руд­ниц­кий, Йоан­на Батор, Мари­уш Щигел, Якуб Жуль­чик — рас­кры­ва­ет писа­тель­ские стра­те­гии. Это сво­е­го рода лите­ра­тур­ный курс в сери­ях. Тема про­из­воль­ная, но появ­ля­ют­ся и пред­ло­же­ния — лите­ра­тур­ные тро­пин­ки: «труд­ное либо без­за­бот­ное дет­ство, боль­шая любовь и малень­кие влюб­лен­но­сти, оби­лие рабо­ты или тос­ка по ней, кри­зис сред­не­го воз­рас­та, боязнь смер­ти, супру­же­ские изме­ны, скры­ва­е­мые тай­ны, при­клю­че­ния или каж­до­днев­ная ску­ка» [Rudnicki 2014: 8–9] .

Неко­то­рые твор­цы скеп­ти­че­ски отно­сят­ся к таким акци­ям: «Писа­тель­ство о себе под нажи­мом амби­ций и при отсут­ствии лите­ра­тур­ных инстру­мен­тов — это как вход в джунгли без маче­те — выку­рить может нас даже попу­гай» [Plebanek 2014: 4–5] — или же юмо­ри­сти­че­ское: «Как жить бла­го­да­ря жиз­ни. Что­бы иметь денеж­ные пере­во­ды, пере­ве­ди их на бума­гу. Посо­бие. Томаш Пён­тек пред­став­ля­ет, как выто­пить сма­лец — шма­лец из серии бес­смыс­лен­ных про­ис­ше­ствий» [Piątek 2014: 7]

«Писа­ние о себе» — это ука­за­ния, как писать вооб­ще, писать само­сто­я­тель­но [Żulczyk 2014: 6–7]. Но писа­те­ли «oсто­рож­ны» в фор­му­ли­ро­ва­нии отве­та на вопрос, как писать; ско­рее, они сооб­ща­ют о том, что делать, что­бы не писать пло­хо. Часто их сове­том явля­ет­ся чте­ние хоро­шей лите­ра­ту­ры, одна­ко предо­сте­ре­га­ют от копи­ро­ва­ния сти­ля хоро­ших писа­те­лей: важ­ны­ми явля­ют­ся соб­ствен­ные ассо­ци­а­ции, мета­фо­ры. Часто обра­ща­ют вни­ма­ние на то, что нуж­но избе­гать баналь­но­стей, обще­из­вест­ных фра­зео­ло­ги­че­ских схем и лиш­них слов, не рас­ска­зы­вать все­го, а выби­рать толь­ко уди­ви­тель­ные момен­ты; не повто­рять­ся: уметь опи­сы­вать дей­стви­тель­ность раз­ны­ми сред­ства­ми; уметь «забро­сить крю­чок», что­бы «соткать» рас­сказ. Неко­то­рые из ука­за­ний — это сво­е­го рода пра­ви­ла пись­ма: 

Каж­дый абзац дол­жен добав­лять к теме что-то новое, Даже из трю­из­ма мож­но выжать неве­ро­ят­ную при­вле­ка­тель­ность, …в хоро­шем лите­ра­тур­ном про­из­ве­де­нии боль­шое сме­ши­ва­ет­ся с малень­ким, пате­ти­че­ское с обыч­ным. Выпус­кай воз­дух из боль­ших слов [Szczygieł 2014: 6–8];

Рифы вычур­но­го сти­ля необ­хо­ди­мо оги­бать. Писать, а не выпенд­ри­вать­ся. Писать лапи­дар­но, быть лако­нич­ным [Rudnicki 2014];

Писать — это вос­хож­де­ние наобо­рот: мы соскаль­зы­ва­ем, что­бы уви­деть несколь­ко боль­ше, чем толь­ко вер­ши­ну айс­бер­га. …Мы пишем для себя, поэто­му пишем так, что­бы нам нра­ви­лось; Прав­да сти­ля и про­сто­та содер­жа­ния; созда­ем, но и вос­про­из­во­дим [Plebanek 2014]. 

В этих посо­би­ях мож­но най­ти так­же и деталь­ные сове­ты. В соот­вет­ствии с темой кон­кур­са, для того что­бы «вовлечь» чита­те­лей в соб­ствен­ную жизнь, писа­те­ли сове­ту­ют поде­лить ее на тем­ные и свет­лые эпи­зо­ды; стыд и гор­дость; то, о чем мы хотим пом­нить, и то, что хотим забыть; выбрать момен­ты, за кото­рые мы любим сво­их близ­ких.

В мани­фе­сте-про­грам­ме Ака­де­мии чита­ем: «Мы хотим учить себя и дру­гих искус­ству рас­ска­за. Это уме­ние выбо­ра сре­ди жиз­нен­ных собы­тий, тех важ­ных, зна­чи­мых для нас и слу­ша­те­лей, чита­те­лей или, по край­ней мере, дру­зей. Это уме­ние сосре­до­то­чить­ся. Рас­сказ — это позна­ние и выра­же­ние себя и мира — цен­но­стей, эмо­ций, вза­и­мо­от­но­ше­ний» (URL: http://​wyborcza​.pl/​a​k​a​d​e​m​i​a​o​p​o​w​i​e​s​c​i​/​0​,​0​.​h​tml [дата обра­ще­ния 14.08.2014]). Хоро­шие исто­рии рож­да­ют­ся из необыч­ных жиз­нен­ных собы­тий, из встреч с кем-то, кто поло­жи­тель­но повли­ял на нашу жизнь. 

Эта кани­ку­ляр­ная шко­ла писа­ния — рас­ска­за о соб­ствен­ной жиз­ни — сре­ди 900 заяв­лен­ных авто­ров выде­ли­ла 6 лау­ре­а­тов кон­кур­са, 10 участ­ни­ков были поощ­ре­ны. В оче­ред­ных номе­рах пуб­ли­ку­ют­ся тек­сты побе­ди­те­лей [Akademia opowieści 2014].

Попу­ляр­но­стью сре­ди пишу­щих на стра­ни­цах «Газе­ты Выбор­чей» и Facebook’a (при­мер кон­вер­ген­ции СМИ) поль­зу­ют­ся писа­тель­ские пред­ло­же­ния Про­бер­чи­ка (Probierczyk) из цик­ла «Чита­те­ли, к перу!» Этот при­зыв, но одно­вре­мен­но и при­вле­че­ние, отно­сят­ся как к опре­де­лен­ным, так и к про­из­воль­ным фор­мам, к осве­же­нию и повто­ре­нию часто забы­тых лите­ра­тур­ных форм (сво­е­го рода «вос­кре­ше­ние») и извест­ных тек­стов, допол­не­ния и допи­сы­ва­ния, созда­ния новых видов. 

Сре­ди них, в част­но­сти, нахо­дят­ся:

— сце­на или фраг­мент диа­ло­га из коме­дии дель арте, «Aрле­кин хей­ти­ро­ван­ный», напи­сан­ный 8- или 11-слож­ным сти­хом так, что­бы каж­дое выска­зы­ва­ние в диа­ло­ге пред­став­ля­ло собой одну стро­фу сти­хо­тво­ре­ния (Gazeta Wyborcza. 2014. N 181. S. 15);

— тек­сты, инспи­ри­ро­ван­ные сти­хо­тво­ре­ни­ем Кон­стан­та Иль­де­фон­са Гал­чинь­ско­го — «Поче­му огу­рец не поет» (дру­гие функ­ции, не выпол­ня­е­мые огур­ца­ми) — огу­реч­ные паро­дии, лиме­ри­ки, пред­став­ля­ю­щие извест­ные сти­хо­тво­ре­ния (Ibid. N 134. S. 19); 

геро­и­ды, т. е. пись­мо, напи­сан­ное извест­ным лите­ра­тур­ным или мифи­че­ским геро­ем в фор­ме, соот­вет­ству­ю­щей про­из­ве­де­нию, из кото­ро­го взят отпра­ви­тель (Ibid. N 156. S. 13); 

эпи­та­фии (Ibid. 2013. N 259. S.18)

— бас­ни oб угро­жа­ю­щих извне опас­но­стях;

— про­за, осно­ван­ная на собы­тии, в кото­ром солн­це изме­ня­ет свой маг­нит­ный полюс (Ibid. 2014. N 53. S. 18);

ксе­нии — стиш­ки, при­ла­га­е­мые дари­те­лем к подар­ку; 

хай­ку на одну бук­ву, т. е. тау­то­и­ку, гаи­та­у­ты (Ibid. 2013. N 4. S. 68) либо цикл хай­ку, соот­вет­ству­ю­щих четы­рем вре­ме­нам суток (утро, день, вечер и ночь) с вне­зап­ной мыс­лью о непро­дол­жи­тель­но­сти и мимо­лет­ным удив­ле­ни­ем (Ibid. 2014. N 35. S. 17);

— вари­а­ции на тему стро­фы из про­из­ве­де­ния «Świtezianki» («Русал­ки») «Она из кор­зи­ны дает ему мали­ны», назы­ва­е­мые onamudaje (она­е­му­да­ет), напри­мер, в фор­ме ста­ро­поль­ских раков (Ibid. N 2. S. 81); 

— допол­не­ние двух рядов окон­ча­ний из двух сти­хо­тво­ре­ний Ципри­а­на Ками­ля Норви­да «Не думай, не пиши» и «Сто­ли­ца»; 

— ноябрь­ская сказ­ка о внеш­них угро­зах (Ibid. 2013. N 288. S. 21); 

— сти­хо­тво­ре­ние по пред­ло­жен­ной схе­ме рифм; 

— сти­хо­тво­ре­ние, осно­ван­ное на идее Гёте, кото­рый пред­ла­гал сочи­нять сти­хо­тво­ре­ния, высту­ки­вая их ритм паль­ца­ми на спине люби­мой (Ibid. 2014. N 21. S. 15);

— про­дол­же­ние слов: «Быть или не быть — вот в чем вопрос» (Ibid. N 234. S. 18–19). А вот дру­гое упраж­не­ние из под­ра­жа­ния:

Водо­пад сте­кол. Ура­ган кра­сок. Гла­зей
при каж­дой шах­те.
С пяти утра гла­зе­ли нато­щак.
И вдруг пять минут шесто­го! И так начал­ся
мой три­ум­фаль­ный въезд на ките, —

писал Гал­чинь­ский. Но въез­жать ведь мож­но не толь­ко на ките, но так­же и на любом дру­гом эффект­ном живот­ном. Как бы это выгля­де­ло? Пожа­луй­ста, две стро­фы (Ibid. N 257. S. 21). 

Писа­тель­ские упраж­не­ния про­бу­ют выпол­нять не толь­ко вер­ные участ­ни­ки этих игр — писа­те­ли-несто­ры (заслу­жен­ные дея­те­ли), но и дебю­тан­ты. Этим твор­че­ским лите­ра­тур­ным заба­вам ино­гда сопут­ству­ет напо­ми­на­ние о лите­ра­тур­ных жан­рах, одна­ко преж­де все­го это при­ме­ры твор­че­ства, при­слан­ные чита­те­ля­ми.

Интер­нет-шко­лы писа­тель­ства часто поль­зу­ют­ся мето­дом bricolage`а, мас­со­во раз­ви­ва­ю­щим идеи сов­мест­но­го созда­ния тек­стов [Brachowska-Przeniosło 2014]. 

Пор­тал Piszmy​.pl («Давай­те писать вме­сте») пред­ла­га­ет раз­лич­ные фор­мы писа­тель­ских мето­дов — от наи­бо­лее про­стых до наи­бо­лее слож­ных, кото­рые наблю­да­ют­ся моде­ра­то­ра­ми. Одним из видов упраж­не­ний для начи­на­ю­щих в этой шко­ле писа­ния явля­ют­ся рас­ска­зы. Поль­зо­ва­тель Интер­не­та начи­на­ет текст несколь­ки­ми пред­ло­же­ни­я­ми вве­де­ния, а участ­ни­ки фору­ма раз­ви­ва­ют его идею. Глав­ный сайт пор­та­ла сооб­ща­ет о нача­тых иде­ях и коли­че­стве допи­сок, напри­мер, пред­став­ля­ет 156 таких тек­стов — в част­но­сти, «Про­кля­тие име­ни», «Груст­ная девуш­ка». Пред­ла­га­ет так­же 28 жан­ро­во-тема­ти­че­сих кате­го­рий для более про­дви­ну­тых авто­ров: 

— роман,

— при­клю­чен­че­ско-путе­вой рас­сказ (в том чис­ле днев­ник путе­ше­ствий),

— кри­ми­наль­но-детек­тив­ные рас­ска­зы,

— рас­сказ-лите­ра­ту­ра ужа­сов,

— рас­сказ-фан­та­сти­ка,

— рас­сказ-фэн­те­зи, 

— исто­ри­че­ские рас­ска­зы,

— бас­ня-сказ­ка,

— рас­сказ в совре­мен­ном жан­ре «Лом­тик жиз­ни»,

— поэ­зия (поэ­мы, собра­ния сти­хо­тво­ре­ний),

— коме­дия,

— рас­сказ на ино­стран­ном язы­ке,

— песен­ка-пес­ня,

— рас­сказ-трил­лер,

— паро­дия на лите­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния или соци­аль­ные явле­ния,

— рели­ги­оз­но-фило­соф­ский рас­сказ,

— фан­фик (рас­сказ о геро­ях и собы­ти­ях из извест­ных про­из­ве­де­ний; сиквел, при­квел, раз­лич­ные вари­ан­ты и др.),

— role playing (рас­сказ, ссы­ла­ю­щий­ся на игру),

— RPG или сбор­ная теат­раль­ная пье­са,

— сце­на­рии или очер­ки (теат­раль­ные сце­на­рии или очер­ки, кино­очер­ки),

— днев­ник,

— фелье­тон,

— комикс (рисун­ки или тек­сто­вые допол­не­ния),

— запись зву­ко­во­го репор­та­жа, запись раз­го­во­ров из чатов в соот­вет­ствии с какой-то темой,

— пси­хо­ло­ги­че­ский рас­сказ,

— лите­ра­тур­ный ана­лиз,

— рекла­ма на задан­ную тему (копи­рай­тинг).

Этим кате­го­ри­ям посвя­ще­ны отдель­ные сай­ты. Им сопут­ству­ют пра­ви­ла эти­ки или пра­ви­ла мастер­ства. Пер­вые — это, напри­мер, в рели­ги­оз­но-фило­соф­ском рас­ска­зе заме­ча­ния типа «реко­мен­ду­ет­ся мера, для того что­бы избе­жать обви­не­ния в оскорб­ле­нии рели­ги­оз­ных чувств»; в слу­чае нега­тив­но­го репор­та­жа, сво­е­го рода игры в шпи­о­нов, «что­бы посту­пать поря­доч­но, вклю­че­ние маг­ни­то­фо­на любым чело­ве­ком при­ве­дет к тому, что у всех участ­ни­ков чата появит­ся сооб­ще­ние о под­слу­ши­ва­нии» и др. Вто­рые каса­ют­ся жан­ро­вых ука­за­ний — напри­мер, чер­та­ми бас­ни (сказ­ки) явля­ют­ся: про­сто­тa, про­ти­во­по­став­ле­ние друг дру­гу обра­зов добра и зла, мораль, алле­го­рии, дидак­ти­че­ская функ­ция поэ­зии; необ­хо­ди­мо сохра­нить стро­е­ние строф и при­сут­ству­ю­щие поэ­ти­че­ские сред­ства; в фан­фи­ке — «нель­зя пере­пи­сы­вать ори­ги­наль­ную кни­гу или даже пере­ска­зы­вать ее содер­жа­ние» и т. п.

Отно­си­тель­но созда­ния фелье­то­на появи­лось сомне­ние: «Мож­но ли тво­рить … кус­ка­ми, несколь­ким людям… в край­нем слу­чае это будут одно­се­рий­ные тек­сты, а если кто-то что-то допи­шет, то это может быть даже инте­рес­но». 

Фор­ма фан­фи­ков или паро­дий при­во­дит на мысль опре­де­ле­ния Жера­ра Женет­та: тран­стек­сту­аль­ность, ремейк, упо­мя­ну­тые ранее «ремес­лен­ни­че­ство», палимп­сест, лите­ра­ту­ра вто­рой сте­пе­ни, «книж­ная» лите­ра­ту­ра. Он писал: «Чело­ве­че­ство… непре­рыв­но откры­вая новые смыс­лы, не может посто­ян­но созда­вать новые фор­мы, и долж­но эти новые смыс­лы поме­щать в уже ранее суще­ство­вав­шие фор­мы. …Заслу­га гипер­тек­сту­аль­но­сти состо­ит имен­но в том, что она вклю­ча­ет дав­ние про­из­ве­де­ния в кру­го­во­рот новых смыс­лов» [Genette 2014: 423].

Неза­ви­си­мо от этой ини­ци­а­ти­вы на пор­та­ле появ­ля­ют­ся празд­нич­ные кон­кур­сы с награ­да­ми (напри­мер, по слу­чаю Дня свя­то­го Вален­ти­на — сти­хо­тво­ре­ние, напи­сан­ное для нее или для него; и неза­ви­си­мо от жюри эти сти­хо­тво­ре­ния мож­но ком­мен­ти­ро­вать и оце­ни­вать).

Кро­ме несо­мнен­но­го раз­ви­тия сво­е­го писа­тель­ско­го мастер­ства при слу­чае мож­но при­об­ре­сти зна­ком­ства, создать обще­ство пишу­щих. Таким обра­зом дей­ству­ют сооб­ще­ства фанов (fan fiction), созда­ю­щие «некон­ча­ю­щи­е­ся рас­ска­зы» (так назы­ва­е­мая эсте­ти­ка неокон­чен­но­го) [Niekończąca się opowieść 2014].

В свою оче­редь, пор­тал Maszynadopisania​.pl («Пишу­ща­я­ма­шин­ка») при­вле­ка­ет к уча­стию в кур­сах и прак­ти­че­ских заня­ти­ях на раз­лич­ных уров­нях (для начи­на­ю­щих и про­дви­ну­тых), под­го­тав­ли­вая к созда­нию новых жан­ров: кино­сце­на­ри­ев, детек­ти­вов, рома­нов, пове­стей, рас­ска­зов, вос­по­ми­на­ний, фэн­те­зи, ска­зок. Реко­мен­ду­ет­ся к писа­нию отно­сить­ся как к «чисто­му удо­воль­ствию, чув­ствен­но­му упо­ря­до­че­нию мира, отды­ху, рабо­те, тера­пии, фор­ме экс­прес­сии или необ­хо­ди­мо­сти». Кур­сы долж­ны зна­ко­мить с пра­ви­ла­ми, кото­рые сна­ча­ла нуж­но при­ме­нять для того, что­бы потом иметь воз­мож­ность ломать их, стре­мясь к ори­ги­наль­но­сти.

Новин­кой явля­ют­ся кур­сы «транс­ме­ди­аль­но­го» писа­тель­ства — «на сты­ке раз­лич­ных СМИ и жан­ров», напри­мер, циф­ро­вые и интер­ак­тив­ные рас­ска­зы или попыт­ки адап­та­ции лите­ра­тур­ных тек­стов к дру­гим СМИ. Сред­ство ком­му­ни­ка­ции уточ­ня­ет тему и струк­ту­ру тек­ста. 

Пред­став­ля­е­мые на пор­та­ле про­грам­мы кур­сов опре­де­ля­ют их объ­ем — от поис­ка тем и ана­ли­за идей, зна­че­ния загла­вия и пер­во­го пред­ло­же­ния — до ука­за­ния пре­иму­ществ и сла­бых сто­рон гото­вых тек­стов. Ста­вит­ся вопрос: что явля­ет­ся глав­ным в писа­тель­стве — поиск новых реше­ний или же раз­ра­бот­ка соб­ствен­но­го сти­ля? 

Пор­тал при­вле­ка­ет таких учи­те­лей, как, в част­но­сти, Мари­уш Сене­вич и Анна Бже­зинь­ска.

Сер­вис Eioba​.pl пред­ла­га­ет заин­те­ре­со­ван­ным поль­зо­ва­те­лям Интер­не­та сло­вес­ные и лите­ра­тур­ные игры в раз­лич­ных кате­го­ри­ях: 

— рас­ска­зы (про­дол­же­ние пре­рван­но­го пред­ло­же­ния пред­ше­ствен­ни­ка — допи­сать не менее пяти пред­ло­же­ний),

— поэ­зия (лиме­ри­ки, фраш­ки, соне­ты, сти­хо­тво­ре­ния на задан­ную тему, соглас­но деви­зу — «в риф­му с пред­ше­ствен­ни­ком»),

— алфа­вит (каж­дая сле­ду­ю­щая стро­ка начи­на­ет­ся на оче­ред­ную бук­ву алфа­ви­та, про­дол­жая задан­ную тему),

— послед­няя бук­ва (послед­няя бук­ва преды­ду­щей стро­ки явля­ет­ся пер­вой бук­вой оче­ред­ной стро­ки),

— луч­ше (луч­ше… чем),

— аль­тер­на­тив­ные опре­де­ле­ния (соб­ствен­ные опре­де­ле­ния инте­рес­ных слов),

— ста­тьи.

Пор­тал Spisek pisarzy​.pl («Заго­вор писа­те­лей») наря­ду с дис­кус­си­ей на фору­ме, кон­кур­са­ми, раз­ме­ща­ет писа­тель­ские муль­ти­ме­дий­ные упраж­не­ния (напри­мер, писа­ние как резуль­тат про­слу­ши­ва­ния зву­ко­вой дорож­ки). В кон­суль­та­тив­ной части мы нахо­дим, в част­но­сти, пра­ви­ла a rebours (наобо­рот), напри­мер: «Шесть надеж­ных спо­со­бов вызвать у чита­те­ля ску­ку».

Для пишу­щих пред­на­зна­че­ны так­же ком­пью­тер­ные про­грам­мы, напри­мер yWriter (или аппли­ка­ции), пред­на­зна­чен­ные, в част­но­сти, для выду­мы­ва­ния и напи­са­ния сце­на­ри­ев к филь­мам, пьес для теат­ра, ком­пью­тер­ных игр, таких, напри­мер, как Celtx 2.9.1/.

Пор­тал Styl​.pl («Стиль») объ­явил кон­курс детек­тив­но­го рас­ска­за с Маре­ком Кра­ев­ским под назва­ни­ем «Historia kryminalna mojej rodziny» («Кри­ми­наль­ная исто­рия моей семьи»). Как сле­ду­ет из пра­вил, исто­рия может быть насто­я­щей или фик­тив­ной. Выбор наи­луч­ше­го тек­ста сре­ди 5 лау­ре­а­тов сде­ла­ет сам писа­тель. 

Подоб­ную роль игра­ют писа­тель­ские бло­ги, напри­мер, Иоан­ны Вры­чы-Бэкер — Poradnik pisania​.pl («Посо­бие по писа­нию») или Мар­чи­на Воль­ско­го — pisarze​.blogspot​.com. На глав­ном сай­те послед­не­го из них чита­ем:

Как напи­сать кни­гу.

Каж­дый чело­век испы­ты­ва­ет потреб­ность рас­ска­зы­вать раз­ные исто­рии. Одна­ко не каж­дый любит их запи­сы­вать. Это блог для тех, кто меч­та­ет о писа­нии и хотел бы когда-нибудь уви­деть соб­ствен­ную кни­гу в печа­ти или, по край­ней мере, соб­ствен­ный рас­сказ в каком-то пери­о­ди­че­ском изда­нии. У нас всё впе­ре­ди. Я тоже об этом меч­таю. Поэто­му я соби­раю здесь мате­ри­а­лы, необ­хо­ди­мые для писа­ния: цен­ные собы­тия, кни­ги о писа­нии, издан­ные в Поль­ше, изда­тель­ства, в кото­рых есть шан­сы опуб­ли­ко­вать­ся для дебю­тан­тов и т. д.

Най­дем в них автор­ские пра­ви­ла писа­ния, но так­же и реко­мен­да­ции дру­гих, при­гла­шен­ных, писа­те­лей. Наря­ду со ста­тья­ми в них появ­ля­ют­ся, в част­но­сти, мно­го­чис­лен­ные лин­ки и теги (напри­мер, о мето­дах писа­ния: Pomodoro, авто­ма­ти­че­ско­го, или кар­ты мыс­лей), мож­но озна­ко­мить­ся с ком­мен­та­ри­я­ми ко всем тек­стам, узнать пред­ло­же­ния сете­вых кур­сов писа­тель­ско­го искус­ства, при­нять уча­стие в опро­сах и т. д. 

Осо­бен­но вдох­нов­ля­ю­щи­ми явля­ют­ся упраж­не­ния для пишу­щих, напри­мер, напи­са­ние соб­ствен­ной био­гра­фии, фик­тив­но­го интер­вью с самим собой в сти­ле «серьез­но­го или раз­вле­ка­тель­но­го жур­на­ла», сцен­ки на осно­ве тек­ста из прес­сы, днев­ни­ка выду­ман­ной лич­но­сти; редак­ция фраг­мен­та кни­ги в сти­ле нуар, gothic romance, pulp fiction, horror; состав­ле­ние спис­ка «вещей, кото­рые тебе нра­вят­ся в писа­тель­ском сти­ле выбран­но­го авто­ра»; опи­са­ние наи­бо­лее ран­не­го вос­по­ми­на­ния дет­ства, раз­ви­тие фраг­мен­тов раз­го­во­ров, услы­шан­ных в обще­ствен­ном месте.

Уме­ние писа­ния может выпол­нять сле­ду­ю­щие функ­ции: рекре­а­ци­он­ную, тера­пев­ти­че­скую, позна­ва­тель­ную, при­клад­ную и ком­мер­че­скую. Меди­аль­ные дей­ствия (упраж­не­ния, кон­кур­сы, кур­сы) сти­му­ли­ру­ют кре­а­тив­ность уче­ни­ков писа­тель­ства.

© Бого­леб­ска Б., 2015

1. Akademia opowieści // Wysokie Obcasy. 2014. No 44–46. 

2. Brachowska-Przeniosło K.O umiejętności rozwijania pomysłów. URL: www.kig.eduportal.pl/upload (дата обращения 30.08.2014).

3. Genette G. Palimpsesty / tłum. T. Stróżyński, A. Milecki. Gdańsk, 2014.

4. Klęczkowska B. Jak pisać?: tak jak chcesz // Wysokie Obcasy Ekstra. 2013. No 5.

5. Kodeks turysty «Po stronie natury» // Gazeta Wyborcza. 2014. No 218. 

6. Niekończąca się opowieść. URL: http://tekst.maryl.org/15-niekonczaca-się-opowiesc/more-262 [data dostępu 30.08.2014].

7. O wyrzeczeniu się rozumu / ed. M. Stangret // Gazeta Wyborcza. 2015. No 6.

8. Piątek T. Łatanie dziury // Wysokie Obcasy. 2014. No 30.

9. Plebanek G. A ja lubię siebie // Wysokie Obcasy. 2014. No 30.

10. Rudnicki J. Bo mam, k…a, talent // Wysokie Obcasy. 2014. No 31. 

11. Szczygieł M. Dumnie w mojej trumnie // Wysokie Obcasy. 2014. No 28.

12. Wrycza-Bekier J. Magia słów. Gliwice. 2014. 

13. Żakowski J. Polecony, poniedziałek 2016 // Gazeta Wyborcza. 2014. No 91.

14. Żulczyk J. Co robić, żeby nie pisać źle // Wysokie Obcasy. 2014. No 32.