Суббота, 27 апреляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

2017, № 4 (19)

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ МНОГОСЛОЙНОСТЬ САТИРИЧЕСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО КРЕОЛИЗОВАННОГО ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ИРОНИИ

2017, № 4 (19), Общетеоретические вопросы
В статье рассматривается стилистическая многослойность текста как средство создания иронии. В качестве материала исследования привлекаются креолизованные сатирические политические тексты «Песни художника» из журнала «Город. 812». Целью данной статьи является выявление композиционных средств создания иронии в сатирическом политическом креолизованном тексте на основе дискурсивного анализа, состоящего в выделении текстотипов, создающих стилистическую многослойность текста на вербальном и визуальном уровнях. Типовая модель построения текста понимается как набор и определенная последовательность элементарных типов текста (дескриптив, нарратив, экспликатив, аргументатив, инструктив) и стоящих за ними субъектов речи и оценки. Данные типы текста присущи как вербальным текстам, так и изобразительным. В результате анализа креолизованных политических сатирических текстов был сделан вывод о том, что их стилистическая многослойность создается в результате включения стилистически разнородных высказ...

МЕДИАТЕКСТ В СВЕТЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

2017, № 4 (19), Общетеоретические вопросы
Статья посвящена проблеме эстетизации медиаречи. Эстетическое рассматривается автором статьи как метакатегория, сущность которой постигается в ходе анализа прекрасного. Внимание автора сосредоточено на медийном процессе текстопорождения, анализ которого позволяет рассматривать процесс эстетизации медиаречи как системный, имеющий отчетливо выраженную когнитивную природу. Основные выводы: сделанные наблюдения позволяют утверждать, что процесс эстетизации по-прежнему является одним из ключевых для современного российского медийного пространства и в закономерностях его проявляется действие многих классических риторических законов и принципов. Именно эти законы и принципы до сих пор в значительной степени определяют форматирование процесса текстопорождения в массмедиа. Совершенство современного медиатекста обеспечивается соответствием всех трех компонентов процесса текстопорождения (предмет изображения / исследования, автор, читатель) определенным требованиям, в том числе ожиданиям красоты...

ПРЕЦЕДЕНТНОСТЬ ИЛИ КВАЗИПРЕЦЕДЕНТНОСТЬ В ЯЗЫКЕ МАССМЕДИА

2017, № 4 (19), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
В статье рассматривается прецедентное имя в языке болгарских массмедиа. Предметом анализа становятся те случаи употребления сочетаний, которые якобы обладают статусом прецедентных, но не являются такими. Мы придерживаемся основных постановок об явлении прецедентности, впервые отмеченного Ю. Н. Карауловым. В статье исследуются сочетания типа българската Джуна, руската Ванга, в которых при анализе обнаруживается отсутствие оценки и экспрессии ввиду их равноправия по отношению к присущим им признакам. Данное качество рассматриваемых феноменов проявляется благодаря равноправию смысловых отношений эталона и референта. Такие случаи похожи на случаи, являющиеся прецедентными, но не обладающие их признаками. Такие феномены мы относим к явлению квазипрецедентности. Abstract PRECEDENTIALITY AND QUASI PRECEDENTIALITY IN MASS MEDIA DISCOURSE The article deals with precedent names in Bulgarian massmedia discourse. The subject of analysis are the use of the combinations that supposedl...

CROSS-MEDIALITY AS DEVELOPMENT FACTOR OF THE MEDIA’S VISUAL LANGUAGE

2017, № 4 (19), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
КРОССМЕДИЙНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ЯЗЫКА В статье поставлена проблема влияния кроссмедийности на поликодовый медиа-текст СМИ, в первую очередь на визуальный язык. Автор рассматривает системный характер подобного влияния в трех парадигмах — типологической, интертекстуальной и форматной. Таким образом, исследование носит междисциплинарный характер и находится на стыке медиалингвистики и медиадизайна. Факторы формирования визуального языка СМИ исследуются на объемном фактическом материале в диахроническом и синхроническом аспектах. В первую очередь речь идет о глобальном культурном контексте и развитии иконоскопы в медиасреде. Особое внимание уделено созданию универсальных форм представления медиатекста, которые используются в различных СМИ для передачи определенных текстовых блоков вне зависимости от платформы и канала коммуникации. Основной вывод: в условиях кроссмедийности, во многом определяющей современные практики медиатекста, визуальный язык СМИ выполняет не только эс...

TYPOLOGIA DYSKURSU TELEWIZYJNEGO

2017, № 4 (19), Типология медиаречи
ТИПОЛОГИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ДИСКУРСА Автор обращает внимание на технологический и общественный аспект телевидения как медиум. Она выделяет две фазы в развитии польского телевидения: 1) 1952–1985 — палеотелевидение, это телевидение в основном образовательное и упорядочивающее день зрителя с помощью программирования эфира — agenda-setting; 2) 1986 — так называемое неотелевидение, это телевидение «пирующее» и приглашающее зрителя к потреблению его программ с удовольствием и пользой. Автор обращает внимание на то, что медиалингвист изучает не телевидение, а телевизионный дискурс. В статье дается определение телевизионного дискурса и говорится, что в кругу других дискурсов он выглядит следующим образом: общественный — медийный — телевизионный — правильный, коммерческий, автореферентный. Далее автор анализирует правильный дискурс телевидения и пишет, что он содержит жанры, характерные для телевидения с доминированием рассказа и информационных программ. Коммерческий дискурс представлен рекламой...

ПРИНЦИП ЧЕРЕДОВАНИЯ ЭКСПРЕССИИ И СТАНДАРТА: СФЕРА ДЕЙСТВИЯ

2017, № 4 (19), Типология медиаречи
Объектом исследования является принцип чередования экспрессии и стандарта как конструктивный принцип газетной речи. В работе делается попытка показать, что действие этого принципа выходит далеко за пределы печатной газетной речи. Этот принцип проявляет себя и в других типах текста, рассчитанных на массовую аудиторию. В работе с этой целью анализируются речевые особенности русского городского романса, обусловленные его ориентацией на массовую аудиторию. Выявляются и анализируются синтаксические речевые формулы городского романса. Формульность как качество текста романса выявляется и на семантическом уровне при анализе стандартных жизненных ситуаций, которые составляют основу романса. Обращение к категории повседневности позволяет более глубоко осмыслить функциональное назначение и онтологические особенности этого типа текста.  Abstract THE PRINCIPLE OF ALTERNATION OF EXPRESSION AND STANDARD: SCOPE The object of study is the principle of alternation of expression and stand...

БРАНД ЖУРНАЛИСТИКА, ОНЛАЙН МЕДИИ И СОЦИАЛНИ МРЕЖИ

2017, № 4 (19), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
БРЕНД-ЖУРНАЛИСТИКА, ИНТЕРНЕТ-СМИ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В статьe представлены особенности бренд-журналистики, интернет-СМИ и социальных сетей. В тексте рассмотрены различия бренд-журналистики и современной практики средств массовой информации: гражданския журналистика, публицистика, таблоид; также установлены различия журналистики и паблик рилейшенз. В статье также указаны роль и функции нарратива в публикациях о брендах в средствах массовой информации. Компетенции, которые имеет бренд-журналист, включают в себя знания, умения и опыт в нескольких областях: средства массовой информации и интернет-СМИ, социальные сети, PR, маркетинг, реклама, лингвистика, филология, семиотика, мультимодальность, риторические навыки для создания истории и истории о марке (storytelling), визуальные эффекты в рассказе о бренде (visual storytelling).В статията са представени особености на бранд журналистиката, на онлайн медиите и социалните мрежи. Направено е разграничение между бранд журналистиката и съвременни...

ЯЗЫКОВАЯ ТРАВМА КАК ЛИНГВОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМА (на материале современных российских СМИ)

2017, № 4 (19), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
В статье вводится понятие языковой травмы как повреждения, нанесенного языку или какой-либо его подсистеме вследствие вредных воздействий или ухудшения среды (условий) его обитания. В результате лингвоэкологического мониторинга текстов современных российских СМИ последних пятнадцати лет были выделены три группы явлений, травмирующих язык и языковое сознание: явления лингвоастенические (связанные с истощением языковых ресурсов, обеднением языка), лингвотоксические (засоряющие, загрязняющие язык и речь) и лингвоперверсивные (связанные с искажением нормативной семантики слов и традиционных символов). Последние рассматриваются более подробно: отмечается смысловая и оценочная амбивалентность слов черносотенцы, опричнина, цивилизизованный и словосочетания общечеловеческие ценности; приводятся примеры дискредитации таких национальных символов в их языковом выражении, как «Бессмертный полк» и Александр Невский. Делается вывод, что лингвоперверсивы направлены на трансформацию прежде всего ка...

АНЕКДОТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МЕДИАТЕКСТЕ: ПЕРЕПРОФИЛИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ЖАНРА

2017, № 4 (19), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
В статье рассматривается проблема использования анекдота в газетном тексте. Обосновывается мысль о том, что в медиатексте речевые жанры рассказывания анекдота и указание на анекдот являются средством социальной оценочности. Гипотеза исследования заключается в том, что анекдот в медиатексте выступает во вторичной, собственно публицистической функции. Для формирования корпуса эмпирического материала использовались данные информационно-поисковой системе «Национальный корпус русского языка» (Нацкорпус), полученные с помощью автоматических (встроенных) функций этой системы как «библиотеки текстов» и как аналитической базы. В качестве примеров включены контексты из газет «Известия», «Советский спорт», «Комсомольская правда» и электронного агентства РБК. Исследование показало, что под влиянием особого типа содержания, свойственного публицистическому стилю (способов отражения и оценки общественной жизни), анекдот теряет и комический эффект. Последнее связано и с потерей анекдотом устного хара...

CASE GRAMMAR OF… INTONATION

2017, № 4 (19), Функционирование языковых средств в массмедиа
ПАДЕЖНАЯ ГРАММАТИКА… ИНТОНАЦИИ Статья представляет синхронный / диахронный подход в иследовании интонации с учетом ее взаимодействия с семантической категорией падежа на уровне предложения. Анализ языкового материала базируется в основном на падежной грамматике Ч. Филлмора и референциально-ролевой грамматике Р. Ван Валина и У. Фоли. Методология американских лингвистов сравнивается с альтернативным подходом актуального членения предложения представителя Пражской школы Я. Фирбаса. Анализ глубинной семантической структуры предлагает более детерминированные механизмы для функционирования интонации, а этот факт имеет особую релевантность для медиалингвистики. Взаимодействие интонации с глубинными падежами представляет архетипический дефолт — механизм синтаксиса для устранения структурной синонимии, и иллюстрирует особое значение «скрытой памяти языка». Диахронные импликации являются еще одним доказательством, подтверждающим первозданный характер интонации в эволюции языка.  Abstra...