Воскресенье, Февраль 18Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления

2017 выпуск № 4 (19), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления

БРАНД ЖУРНАЛИСТИКА, ОНЛАЙН МЕДИИ И СОЦИАЛНИ МРЕЖИ

БРЕНД-ЖУРНАЛИСТИКА, ИНТЕРНЕТ-СМИ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИВ статьe представлены особенности бренд-журналистики, интернет-СМИ и социальных сетей. В тексте рассмотрены различия  бренд-журналистики и современной практики средств массовой информации: гражданския журналистика, публицистика, таблоид; также установлены различия  журналистики и паблик рилейшенз. В статье также указаны роль и функции нарратива в публикациях о брендах в средствах массовой информации. Компетенции, которые имеет бренд-журналист, включают в себя  знания, умения и опыт в нескольких областях: средства массовой информации и интернет-СМИ, социальные сети, PR, маркетинг, реклама, лингвистика, филология, семиотика, мультимодальность, риторические навыки для создания истории и истории о марке (storytelling), визуальные эффекты в
2017 выпуск № 4 (19), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления

ЯЗЫКОВАЯ ТРАВМА КАК ЛИНГВОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМА (на материале современных российских СМИ)

В статье вводится понятие языковой травмы как повреждения, нанесенного языку или какой-либо его подсистеме вследствие вредных воздействий или ухудшения среды (условий) его обитания. В результате лингвоэкологического мониторинга текстов современных российских СМИ последних пятнадцати лет были выделены три группы явлений, травмирующих язык и языковое сознание: явления лингвоастенические (связанные с истощением языковых ресурсов, обеднением языка), лингвотоксические (засоряющие, загрязняющие язык и речь) и лингвоперверсивные (связанные с искажением нормативной семантики слов и традиционных символов). Последние рассматриваются более подробно: отмечается смысловая и оценочная амбивалентность слов черносотенцы, опричнина, цивилизизованный и словосочетания общечеловеческие ценности; приводя
2017 выпуск № 4 (19), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления

АНЕКДОТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МЕДИАТЕКСТЕ: ПЕРЕПРОФИЛИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ЖАНРА

В статье рассматривается проблема использования анекдота в газетном тексте. Обосновывается мысль о том, что в медиатексте речевые жанры рассказывания анекдота и указание на анекдот являются средством социальной оценочности. Гипотеза исследования заключается в том, что анекдот в медиатексте выступает во вторичной, собственно публицистической функции. Для формирования корпуса эмпирического материала использовались данные информационно-поисковой системе «Национальный корпус русского языка» (Нацкорпус), полученные с помощью автоматических (встроенных) функций этой системы как «библиотеки текстов» и как аналитической базы. В качестве примеров включены контексты из газет «Известия», «Советский спорт», «Комсомольская правда» и электронного агентства РБК. Исследование показало, что под влияние
2017 выпуск № 3 (18), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления

НАРОДЫ СЕВЕРА В ТРАВЕЛОГАХ УРАЛЬСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 1930-Х ГОДОВ

Статья посвящена травелогам 1930-х годов: очеркам и рассказам советских писателей и журналистов — А. Климова, С. Морозова-Уральского, И. Панова и др., побывавших в районах Севера и описавших быт и нравы малых народностей Урала и Сибири.  Советские создатели травелогов  ориентируются на обслуживание внутриполитических запросов и уходят от антропоцентризма и этнографизма этнической беллетристики XIX — начала ХХ в. Они активно вживляют в свои тексты советский дискурс, существенно ограничивающий любые проявления национального. Малые народы, за редким исключением, предстают в травелогах 1930-х годов как часть большого советского народа, они включены в общие процессы советизации Севера. Писатели 1930-х даже в случае активного использования антиколониальной риторики оказываются вынужденными т
2017 выпуск № 3 (18), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления

СПЕЦИФИКА РЕГИОНАЛЬНОГО МЕДИАДИСКУРСА: ЛИНГВОАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье на материале текстов городской газеты «Кузнецкий рабочий» (Новокузнецк) рассматривается лингвоаксиологическое своеобразие регионального медиадискурса. В качестве основы для формирования региональной составляющей аксиосферы местных СМИ представлена мемориально-краеведческая функция, которая определяет семантико-стилистическую специфику ведущей гипертемы (темы региона, города) и краеведческих доминант регионального СМИ. Краеведческими доминантами становятся формирующиеся в региональном медиадискурсе и связанные с осознанием и выражением региональной идентичности темы в которых воплощаются своеобразие, колорит региона, города, села, актуализированные системой стилистических средств и приемов. Так, в городской газете «Кузнецкий рабочий» 1980–2014 гг. краеведческие доминанты «Новок
2017 выпуск № 2 (17), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления

ФУНКЦИИ АВТОРСКОЙ КОЛОНКИ О КИНО КАК КУЛЬТУРНО ЗНАЧИМОГО МЕДИАТЕКСТА

В статье рассматриваются культурно значимые особенности авторской колонки  в массовом печатном издании. Обосновывается термин арт-колумнистика и особенности развития этого жанра в белорусском печатном медиасегменте. Констатируется, что одним из признаков культурной состоятельности современных медиатекстов является наличие гуманистического потенциала, который раскрывается через определенные авторские стратегии. Доказывается, что арт-колумнистика, реализуя разнообразные функции культурологического плана, обладает весомым потенциалом в выборе ценностных предпочтений общества. Арт-колумнистика, ставшая постоянной и неотъемлемой частью некоторых белорусских изданий, свидетельствует о насущной потребности приобщения к общечеловеческим ценностям посредством искусства. Акцентируется внимание н
2017 выпуск № 2 (17), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления

СТИЛИСТИЧЕСКИ МАРКИРОВАННАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЛЕКСИКА В БЕЛОРУССКИХ СМК: СТРУКТУРНЫЕ ТИПЫ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

В статье рассмотрено включение в структуру медиатекста стилистически маркированных пластов лексики — наиболее частотных структурных типов компьютерных терминов и жаргонизмов. Показано, что основными источниками формирования компьютерной лексики на современном этапе ее развития являются заимствования из английского языка, интернациональный фонд и семантические, морфемные и синтаксические способы образования новых лексических единиц с учетом когнитивного потенциала белорусского языка. Терминообразование в сфере компьютерной лексики и жаргонизация ее имеют специфическую эмпирическую базу по стилистической маркированности, структурной организации и моделированию. Материалом исследования является картотека компьютерных терминов и жаргонизмов (200 единиц), извлеченных из материалов как общ
2017 выпуск № 1 (16), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления

ПЕРСУАЗИВНЫЕ ПРОГНОЗЫ И СЦЕНАРИИ В МАССМЕДИЙНОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (ФУНКЦИИ И СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ)

В статье на материале традиционных и электронных СМИ рассматриваются персуазивные высказывания, прогнозы и сценарии (ПП и ПС), которые можно считать важнейшим элементом инструментария воздействия, эффективно используемым современными политиками и транслируемым через массмедиа. Анализ политического дискурса (интервью известных политиков) позволил выявить основные функции ПП и ПC: прогнозирование, планирование, создание образа времени, аргументация; самопрезентация и формирование имиджа говорящего / пишущего; дистанцирование; критическое осмысление позиции оппонентов и др. Степень эффективности воздействия ПП и ПС усиливается, если дополнительно используются такие средства выразительности, как метафора, гипербола, ирония, иногда доходящая до сарказма, разговорность со свойственной ей диа
2017 выпуск № 1 (16), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления

ЦЕЛЬНОСТЬ И СВЯЗНОСТЬ ПОЛИКОДОВОГО ТЕКСТА

В статье анализируются способы репрезентации смысла поликодовых образований, сформированных на основе нескольких знаковых систем. В качестве материала для анализа поликодового текста взяты видеотексты трех музыкальных клипов-хитов, набравших максимальное количество просмотров за единицу времени в Интернете. Анализируемые видеотексты, образованные несколькими знаковыми системами, актуализируют невербальный визуальный компонент, что существенно меняет устоявшиеся представления о традиционных текстовых категориях, поскольку данные категории трансформируются в условиях мультимедийной среды.Цель статьи — переосмыслить такие базовые категории традиционного текста, как цельность, связность, начало и конец. Мультимедийная среда бытования новых текстовых образований интегрирует помимо линейного
2016 выпуск № 4 (14), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления

ЖИЗНЬ МИФА В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В статье раскрываются механизмы идеологической борьбы в западных СМИ, рассматриваются вопросы конструирования новой действительности и мифологизации политического медиадискурса США и Великобритании. Современное дискурсивное пространство заполнено мифами разного рода, которые отражают стандартизированные упрощенные представления о действительности, событиях или людях. В американских и британских СМИ миф выступает как средство воздействия на массовое сознание и инструмент формирования негативного образа России. Зарубежные СМИ пытаются развенчать мифы, созданные, по их мнению, в России. В результате происходит переписывание российских «мифов» и создание новых западных мифов о России. В зарубежной прессе важное значение придается дегероизации центрального героя мнимых, с их точки зрения, р