Понедельник, Июль 15Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления

The System of Russian Contemporary Media Discourse Media Toposes as a Reflection and a Transformation of Russian Cultural Archetypes

2019. Том 6, № 1, Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
The article focuses on a discussion that the media rhetoric approach to the study of modern practices in media discourse should be included in a new paradigm of linguistic disciplines concentrated on the person speaking. The problem of formation of media topics in modern media is discussed on the basis of existing archetypical toposes of Russian culture. Interpretation and transformation of the national system of topics are one of the sides of the strategic activities of modern media, forming a new picture of the world, the media picture of the world. The example of ʻUkraineʼ as a new media topos is used to understand the processes of change in mental dominant of contemporary consciousness of Russians. Verbal play related to the sphere of this media topos demonstrates primarily targeting o

(Интернет-)мем как новый медиажанр. Постановка вопроса

2019. Том 6, № 1, Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
Статья написана в рамках дискуссии, проводимой на основе польских научных исследований (интернет-)мема, рассматриваемого как коммуникативный феномен, имеющий признаки отдельного медиажанра. Отправной точкой стало описание отношения между понятием мема, предложенным Ричардом Докинзом, и жанром «(интернет-) мем». Результаты исследования позволили автору признать описываемое явление одним из возможных фенотипических эффектов мема, рассматриваемого как единица культурной информации. Выделение признаков (интернет-)мема как медиажанра основывалось на методе жанрового анализа, разработанного Марией Войтак. Объектом анализа в соответствии с требованиями методологии были выбраны серия мемов, а также (в метарежиме) научные, научно-популярные и любительские высказывания о мемах. По результатам иссле

Mikhail Bakhtin’s chronotope: signs of time and space in advertising from the point of view of semiotics

2018. Том 5, № 4, Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
The topic of this article is the concept “chronotope”, created by the great Mikhail Bakhtin, and its use in advertising. This notion is one of the most important in the theory of literature. It also helps a lot of other sciences — theory of communication, applied psychology, psychoanalysis, theory of theatre and cinema, and particularly advertising, other marketing communications and marketing transmedia. The analysis of this concept is done from the standpoint of semiotics and its four parts — alphabetics, semantics, syntactics and pragmatics. The following chronotopes — Female and Male; Ordinary and Mythological; Central and Peripheral; Ordinary and Elevated; “Raw” and “Cooked” chronotopes — are examined in the first part of the article. The chronotopes are studied from the standpoints o

Этнокультурный маркер в логотипах российских фирм как рекламный стимул адресата

2018. Том 5, № 4, Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
В статье рассматриваются вербально-визуальные комплексы современных логотипов российских коммерческих фирм, выражающие ассоциативную связь с концептом «Россия», прежде всего за счет ключевых лексем «Россия», «Русь», «русский». Актуализация этнокультурного маркера в составе логотипов является рекламным стимулом российского адресата, а также иностранных туристов и ностальгирующих эмигрантов из России. Анализируемые логотипы рассматриваются как креолизованные рекламные микротексты, компоненты которых разными способами маркируют культурное пространство России. В составе интегрированных комплексов логотипов выявляются стереотипные способы выражения российской национально-культурной идентичности. Рассматриваются ключевые слова с корнем рус/рос, создающие этномаркированную коннотацию. Анализирую

Нативная реклама: речевые особенности презентации информации

2018. Том 5, № 4, Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
В настоящей статье выявлены, описаны и проанализированы речевые особенности презентации информации в текстах нативной рекламы, размещенной в социальных сетях Facebook, Instagram, «ВКонтакте» на персональных страницах лидеров мнений (пользователей с высоким деловым или социальным статусом, работников коммуникационной сферы: журналистов, издателей, PR-специалистов, известных блогеров) профессиональных коммуникационных сообществ. Для лингвистического анализа также были привлечены тексты, размещенные на официальных сайтах различных субъектов бизнеса в разделах «Новости», «О нас» и др., которые также квалифицируются автором статьи как нативная реклама на основании выявленных особенностей презентации речевого материала. В статье доказывается, что при анализе нативной рекламы стоит оперировать т

Виртуальная реальность веб-страницы: лингвокогнитивные приемы конструирования

2018. Том 5, № 3, Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
Рассматривается виртуальная реальность сети Интернет, понимаемая как образ событийной действительности, отображающийся на веб-страницах в интернет-браузере. Категориальные признаки виртуальной интернет-реальности — мозаичность, визуальность, карнавальность и динамизм. Вербальными репрезентантами картины действительности в Интернете выступают заголовки, размещаемые в баннерном и основном пространствах веб-страницы. Предметом исследования являются лингвокогнитивные приемы конструирования интернет-заголовка, обеспечивающие преобразование информации исходного текста в автономный мини-текстовый формат заголовочного анонса-гиперссылки. Исследование выполнено в русле когнитивно-прагматического направления с привлечением методов лингвостилистического и дискурс-анализа. Источником эмпирического ма

Исследование сетевого просветительского жанра на примере медиапроекта Newtonew

2018. Том 5, № 3, Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
За рубежом в последнее десятилетие тема просветительства стала актуальной в связи со становлением информационного общества, в России — в связи с изменением социокультурной и мировоззренческой ситуации. Сегодня просветительство, реализуемое в интернет-пространстве России, имеет свои особенности, связанные именно со средой распространения. Идея просветительства, свойственная российским СМИ начиная с первой газеты, благодаря Интернету приобрела новые формы воплощения, поскольку сегодня функциональные характеристики коммуникантов в их отношении к письменному тексту подвижны. Интернет-коммуникация повлияла на хронотоп просветительского текста: он стал менее зависим от реального времени и места. Авторами предпринят историко-лингвистический экскурс: исследованы такие слова, как «просветительный»

Культурологическая модальность в политическом медиадискурсе

2018. Том 5, № 2, Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
В статье вводится и рассматривается понятие культурологической модальности как одного из инструментов создания свойственного политическому медиадискурсу аксиологического контекста. Аксиологический контекст образуется на трех уровнях формирования текста, выступающего репрезентантом соответствующего дискурса: (1) на языковом уровне вербализации сообщения, (2) на дискурсивном уровне, форматирующем сообщение, и наконец, (3) на культурологическом уровне, отвечающем за культурно-ценностный аспект сообщения. Культурологический уровень формирования информации представляет собой аксиологическое пространство, в рамках которого реализуется культурологическая модальность. Оценка, которую передает данный тип модальности, предполагает соотнесенность объекта оценивания с общепринятыми для данного лингвок

Современные исследования политической коммуникации: границы когнитивного горизонта

2018. Том 5, № 2, Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
Современные исследования политической коммуникации в определенной степени являются составной eе частью, вследствие этого происходит смешение точек зрения в отношении целей и задач исследователя, который занимается политической коммуникативистикой. В частности, появляются мнения, согласно которым он обязан действовать так, чтобы результаты его работы можно было медиатизировать и политизировать (что должно обеспечить их якобы положительное влияние на преобразования в области поля массмедиа и политики). В данном контексте неудивительно, что современные исследования политической коммуникации очень редко начинаются с постановки вопроса, какие измерения человеческого существования должны/могут, a какие не должны/не могут подвергаться медиатизации и политизации. Те, кто занимаются исследованием п

Медианарратив о войне

2018. Том 5, № 1, Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
В статье рассматривается медианарратив о Второй мировой (Великой Отечественной) войне в контексте таких понятий, как интердискурс, нарративный сценарий (формат), тип текста. Теоретическим материалом послужили работы М. М. Бахтина и М. Н. Кожиной о полифонии и диалогичности текста; Б. А. Успенского о поэтике композиции; Ж. Женетта о стратегиях повествования; А. Нюннинга о контекстно-ориентированной нарраталогии; Дж. Пира о дискурсно-ориентированной нарратологии, а также работы современных исследователей — Л. Р. Дускаевой, В. Н. Суздальцевой, И. В. Анненковой и др. «Военные» нарративные медиаматериалы рассматриваются сквозь призму философии, нарратологии, лингвистики. В качестве объекта исследования послужили публикации Г. В. Зотова в АиФ, которые воплощают собой наиболее типичные черты меди