Четверг, Ноябрь 21Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

2018. Том 5, № 1

Медиалингвистика в России. Начало пути

2018. Том 5, № 1, От редактора
В статье рассматривается история кафедры стилистики русского языка факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Будучи одним из первых подразделений созданного в 1952 году факультета, она стала неотъемлемой частью филологической подготовки будущих работников средств массовой коммуникации — журналистов и редакторов. Описывается вклад кафедры стилистики русского языка в развитие лингвистической науки в России и за рубежом. Эти достижения базируются на работах широко известных ученых и педагогов — Константина Иакинфовича Былинского, Дитмара Эльяшевича Розенталя, Валентина Павловича Вомперского, Григория Яковлевича Солганика, Ильи Владимировича Толстого и др. Научно-методическая деятельность кафедры представлена в диахроническом аспекте. В статье используется дискурсивный анализ публикаций последних десятилетий, позволяющий оценить важность изучения медиаречи в контексте современной социальной практики и — шире — общекультурного пространства ...

Медианарратив о войне

2018. Том 5, № 1, Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
В статье рассматривается медианарратив о Второй мировой (Великой Отечественной) войне в контексте таких понятий, как интердискурс, нарративный сценарий (формат), тип текста. Теоретическим материалом послужили работы М. М. Бахтина и М. Н. Кожиной о полифонии и диалогичности текста; Б. А. Успенского о поэтике композиции; Ж. Женетта о стратегиях повествования; А. Нюннинга о контекстно-ориентированной нарраталогии; Дж. Пира о дискурсно-ориентированной нарратологии, а также работы современных исследователей — Л. Р. Дускаевой, В. Н. Суздальцевой, И. В. Анненковой и др. «Военные» нарративные медиаматериалы рассматриваются сквозь призму философии, нарратологии, лингвистики. В качестве объекта исследования послужили публикации Г. В. Зотова в АиФ, которые воплощают собой наиболее типичные черты медиаматериалов о войне, характерные для качественной прессы, а также ряд статей и других жанровых форм, представленных в «Росбалт», в «112 Украина», «Обозреватель», «Телеграф», «Страна.ua», Neue Zürcher...

Просодия медиаречи в условиях конвергенции

2018. Том 5, № 1, Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
Экстралингвистические факторы, влияющие на развитие современных медиа, диктуют необходимость трансформации речи, звучащей в медиаэфире. В условиях практики многоканальности одно и то же сообщение в течение ограниченного периода времени передается журналистом на нескольких медийных платформах, что требует знания основных законов звучащей речи и владения выразительными возможностями просодии, уместными в конкретной эфирной конситуации. В данной статье речь в медиаэфире рассматривается в единстве с экстралингвистическими факторами, определяющими специфику медиаречи. Предложенная типология современной медиаречи дает возможность оценить выразительные возможности просодии в зависимости от типа речи и жанровых особенностей журналистских материалов и формулировать практические рекомендации по озвучиванию текстов для медиаэфира. На примере монологической речи прослеживается, как меняются просодические характеристики речи журналиста в условиях конкретной медиакоммуникации, какие приемы звучаще...

Стилистика театральных рецензий и арт-сознание современности

2018. Том 5, № 1, Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Статья посвящена стилистическим особенностям театральной рецензии, отражающим специфику современного арт-сознания. Цель статьи — кратко раскрыть феномен арт-сознания эпохи, обосновать его специфику как фактора, влияющего на стилистику современной театральной рецензии, и проследить отражение этого явления в материалах российских СМИ. В статье освещается комплекс вопросов, связанных с функционированием жанра рецензии и с основными тенденциями в языке театральной критики. Тема статьи представляет большой интерес в связи с актуальностью проблемы взаимодействия языка массмедиа и современной культуры. В статье анализируются речевые средства, отражающие и формирующие определенное восприятие искусства. Рассматриваются факторы, влияющие на эстетику рецензии, и языковые средства, служащие для выражения эстетической оценки, также затрагивается тема влияния постмодернизма на язык материалов о современном искусстве. Для анализа используются театральные рецензии, опубликованные в российских СМИ, п...

Генерализующие высказывания как средство манипулирования сознанием массового адресата

2018. Том 5, № 1, Функционирование языковых средств в массмедиа
Статья посвящена рассмотрению высказываний с семантикой обобщенности, или генерализующих высказываний, — выявлению их структурно-семантических особенностей и возможностей их использования в массмедийном дискурсе. Спецификой структурно-семантического построения фраз с обобщающим значением следует считать отсутствие связи с конкретным референтом и атемпоральность. Этими свойствами обусловлены функционирование генерализующих высказываний и результат их воздействия на получателя информации. Генерализующие высказывания рассматриваются в связи с категорией авторитетности — одной из важнейших коммуникативных категорий. Подчеркивается, что авторитетность генерализующих высказываний подготовлена фоновыми языковыми знаниями представителей лингвосоциума. Носитель языка привык воспринимать фразы, обладающие значением обобщенности (пословицы, афоризмы, максимы), как языковую оболочку, вмещающую в себя универсальные, применимые к ряду однотипных ситуаций и потому истинностные суждения. Авторитетной...

Fox News, CNN и Al Jazeera: языковые особенности материалов о терроризме

2018. Том 5, № 1, Функционирование языковых средств в массмедиа
11 сентября 2001 года стало поворотным моментом в отношениях американских СМИ и терроризма. Терроризм и медиа вступили в «симбиотические» отношения и помогают друг другу достичь массовой аудитории. СМИ ежедневно посвящают теме терроризма десятки материалов. Терроризм — явление системное, и в зависимости от того, какие акты жестокости считаются системными, определение этого явления меняется. В англоязычных СМИ существует видимый консенсус, что события 11 сентября 2001 года, взрыв на бостонском марафоне и на концерте Арианы Гранде в Манчестере — это терроризм. А считается ли терактом обстрел Мосула американскими войсками, унесший жизни десятков мирных жителей Афганистана? По каким критериям многие СМИ назвали ножевую атаку, совершенную мусульманином в Гамбурге, терактом, а американским христианином в Портленде — нет? Имеют ли системный характер массовые убийства с применением огнестрельного оружия на территории США? Определение терроризма контекстуально, и СМИ с разными политическими вз...

Влияние языка СМИ на образование фразеосхем типа «Дело в том, что…»

2018. Том 5, № 1, Функционирование языковых средств в массмедиа
Показывается, что влияние медиа на язык заметно и в служебных подсистемах языка. На примере фразеосхем типа «Дело в том, что…» раскрывается механизм преобразования внутрипредложенческих связей во внутритекстовые. В пределах диктемы редуцированная главная часть сложноподчиненного предложения «Дело в том…» выполняет строевую (коннектор связи с придаточной), анафорическую (отсылку к предшествуюшему высказыванию) и катафорическую (отсылку к содержанию придаточной части) функции. Начиная с абзаца новую диктему, фразеосхема «Дело в том, что» становится ее формантом и приобретает новые функции: а) образует диктему как минимальную единицу текста, подобно тому как предлог образует синтаксему — минимальную единицу синтаксиса; б) обеспечивает междиктемные связи; в) выполняет функции анафоры к предшествующей диктеме и катафоры — к развернутому содержанию образованной им диктемы; г) маркирует членимость текста. Языковой статус указанных фразеосхем подтверждается: а) системностью втягивания знамена...

Преподавание и изучение русской коммерческой рекламы в медиавузе

2018. Том 5, № 1, Преподавание медиалингвистических дисциплин в вузе
В статье излагается история изучения и преподавания русской коммерческой рекламы на кафедре стилистики журфака МГУ. Отмечается, что этапы изучения соответствуют тем периодам, которые прошла в этой области отечественная лингвистика. Коммерческая реклама преподается в разных дисциплинах: в общих курсах русского языка и стилистики, а также в спецкурсах для учащихся основных отделений и для программы переподготовки «Реклама и маркетинг». Исследование рекламы на нашей кафедре характеризуется полидисциплинарностью: ее описывают в терминах русистики и культуры речи, функциональной стилистики и лингвосемиотики, лингвоэтики, лингвоконфликтологии и теории судебной экспертизы. Анализ русского узуса в сфере рекламы демонстрирует новации, которые откладываются в системе языка, и приводит к мысли о формировании в русском литературном языке нового функционального стиля — рекламного. А анализ разнообразной продукции доказывает возникновение институционального рекламного дискурса как интенционально и...

Динамика русскоязычных медиа в Финляндии: лингвокультурологические аспекты

2018. Том 5, № 1, Русский язык в зарубежных СМИ
В статье рассматриваются особенности современных русскоязычных СМИ Финляндии в диахроническом аспекте: дается анализ медиаматериалов 2017 г. и более ранних — 2000-х годов. Отмечено, что изменилось отношение к миграции и мигрантам: из экзотики они стали обыденностью. Обращается внимание на различия между первым и вторым поколениями иммигрантов и их отношением к получению информации, к информационному полю. Рассказывается о некоторых новых исследованиях в сфере потребления СМИ. Демонстрируются некоторые актуальные направления освещения событий (взаимоотношения России и Финляндии, занятия русскоязычного меньшинства, политические новости, особенности финского образа жизни, исторические параллели). Показано, что изменения в русскоязычных медиа касаются не только формата, но и статуса и содержания сообщений, которые отражают трансформирующийся состав русскоязычного населения страны. Даются образцы материалов, по той или иной причине привлекательных для внутреннего читателя. Авторы анализ...

Русский язык в массмедийном пространстве Литвы: к проблеме вариативности

2018. Том 5, № 1, Русский язык в зарубежных СМИ
В статье на материале медиатекстов анализируются особенности языка русской диаспоры в Литве, отличающие его от языка, функционирующего на территории России. Рассматривается региональная специфика языка, обусловленная наличием местных реалий и влиянием языков инонационального окружения, а также изменения, вызванные обособленным государственным развитием, новым статусом русского языка и сужением сферы его функционирования, социолингвистической ситуацией в Литовской Республике, процессами глобализации. Выявляются основные тенденции в изменении неонимии на протяжении последних десятилетий и регулирующее воздействие массмедиа на процесс отбора потенциальных средств номинации. Рассматривается также роль сетевых изданий в выходе лексических новообразований за пределы Литвы. Отличия русского языка Литвы наиболее заметны на лексико-семантическом уровне, однако воздействие государственного языка титульной нации порождает также графико-орфографические и грамматические особенности, связанные пре...