Вторник, 19 мартаИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

2017, № 2 (17)

МЕДИАЛИНГВИСТИКА В БЕЛАРУСИ: УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

2017, № 2 (17), Общетеоретические вопросы
В статье описываются условия формирования и особенности развития медиалингвистики в Республике Беларусь, прослеживается путь от исследования стилистических явлений в текстах СМИ до дискурсного анализа СМИ, определяется онтология такого взаимодействия, выявляется связующая роль стилистики в изучении языкового факта как социального действия. Показывается историческая связь изучения языка и стиля СМИ советскими учеными с работами современных медиалингвистов, особое внимание уделяется творческому наследию профессора М. Е. Тикоцкого, основателя белорусской стилистики. Медиалингвистические центры, сформированные на профильных кафедрах факультетов журналистики, развивались в русле исследования стилистических проблем, чем обусловливалась специфика преподавания языковых дисциплин будущим журналистам. К концу ХХ в. стилистика подверглась переустройству, на первый план был выдвинут речеведческий аспект. Медиатекст стал рассматриваться в качестве конструкта действительности в соотнесенности с авт...

ДВУЯЗЫЧНОЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВО.
Статья вторая. ВЛИЯНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕКСТЫ БЕЛОРУССКИХ СМИ

2017, № 2 (17), Общетеоретические вопросы
В статье на основе исследований предшественников и на материале районных печатных СМИ объясняются факторы доминирования русского языка в белорусской печати: ведущая роль русского языка на протяжении истории Беларуси XX–XXI вв.; функции русского языка в качестве посредника заимствований из других языков; роль русского языка как катализатора, возбуждающего в системе белорусского языка собственные ресурсы; иллюзия тождества близкородственных систем; влияние парадоксов самой языковой ситуации в Беларуси; конкуренция норм белорусского языка. Отмечается наличие в белорусскоязычных газетных текстах элементов «трасянки», советизмов, газетных штампов времен советского новояза, вариативность единиц на пересечении норм белорусского языка. На примере предлогов демонстрируется продуктивное образование и варьирование собственных средств белорусского языка. Констатируется, что местные СМИ еще не готовы использовать выразительную и информативную палитру периферийных средств белорусского языка, ограни...

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТЛАНЫ АЛЕКСИЕВИЧ: КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ ЖАНРА

2017, № 2 (17), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
В статье предлагается семиотический анализ произведений Светланы Алексиевич с целью уточнения их жанровой природы. Рассматриваются в семантическом аспекте способы конденсации информации, в том числе концептуальные метафоры, оксюмороны, а также имплицитные способы выражения концептуального содержания текстов, выявляется особая роль эпиграфов и интертекста в целом; эксплицируется содержание ключевых языковых знаков посредством анализа их сочетаемости с глагольными предикатами; конструкции с семантикой неагентивности описываются в связи с феноменом несвободы. В прагматическом аспекте анализируется образ автора как единство человека частного и социального, выясняются типы диалогического взаимодействия голосов персонажа с авторским дискурсом. В композиции особое внимание уделяется вступительной главе, представляющей собой минимализацию целого произведения.  Abstract CONCEPTUAL JOURNALISM OF SVETLANA ALEKSIEVICH: GENRE’S CRYSTALLIZATION The paper proposes a semiotic analysis o...

ФЕНОМЕН РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В БЕЛОРУССКОЙ ПРЕССЕ

2017, № 2 (17), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
В статье рассматриваются изменения в публицистическом дискурсе, связанные с активизацией различных форм речевой агрессиии в белорусской прессе, а также выявляются экстралингвистические факторы, трансформирующие речевой идеал современных СМИ. Анализируются медиатексты с точки зрения использования таких приемов, как перенасыщение текста средствами негативной оценки и негативной тональности, агрессивные метафоры, сравнения, ассоциации, ирония и стеб, «спекуляция» национальными ценностями, распространение лживых сведений, сплетен как проявлений активной непрямой агрессии. Изучаются тенденции в речемыслительной сфере, обусловленные либерализацией общественных отношений и демократизацией норм литературного языка, что делает актуальными вопросы гуманизации медиасферы и вербальной агрессии в белорусском социуме в целом и в средствах массовой информации Республики Беларусь в частности.  Abstract PHENOMENON OF SPEECH AGGRESSION IN THE BELARUSIAN PRESSThe article considers changes ...

СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕЦЕНЗИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ (на материале публикаций в еженедельнике «Літаратура і мастацтва»)

2017, № 2 (17), Типология медиаречи
В статье рассматриваются жанрово-стилистические трансформации современной белорусской литературной рецензии на материале публикаций в еженедельной газете «Літаратура і мастацтва». Внимание акцентируется на рецензиях, посвященных поэтическим сборникам. В жанровом отношении основные трансформации сводятся к тому, что рецензия либо лишается основных структурных элементов, либо приобретает элементы иных жанров. Читатель сталкивается либо с такой рецензией, которая уже не является аналитическим жанром, а относится, скорее, к жанрам информационным, либо с текстом гибридной жанровой природы. И лишь иногда мы видим классическую рецензию. В стилистическом плане наиболее серьезными недостатками в современной рецензии являются речевые штампы, элементы архаичного орнаментального стиля, случаи нарушения коммуникативных качеств речи (правильности, точности, логичности).  Abstract CONTEMPORARY REVIEWS OF LITERARY WORKS AS AN OUTCOME OF GENRE AND STYLISTIC TRANSFORMATIONS (based on publ...

ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРОКА НА ТЕЛЕВИЗИОННОМ ЭКРАНЕ

2017, № 2 (17), Типология медиаречи
В статье рассматриваются классификация, структура и основные лингвистические характеристики хроникальных сообщений, которые включаются в информационную строку на телевизионном экране. Данный вид сообщений является своеобразным видом медиатекста, в одном предложении которого заключена главная новостная информация, что предъявляет к нему определенные требования. Характерной чертой жанра хроникального сообщения информационной строки является его письменный характер (как в печатных СМИ) и одновременно принадлежность к электронным медиа. Автор классифицирует информационные строки на экстренные и эпизодические, постоянные и новостные, бегущие и всплывающие (сменяемые), одноуровневые и двухуровневые, указывает на наличие в строке дополнительных ссылок на источник информации, рассматривает проблему длины строки и ее смыслового наполнения. В статье выработаны рекомендации по устранению недостатков, выявленных в подобных медиасообщениях на телевизионных каналах.  Abstract INFORMAT...

ФУНКЦИИ АВТОРСКОЙ КОЛОНКИ О КИНО КАК КУЛЬТУРНО ЗНАЧИМОГО МЕДИАТЕКСТА

2017, № 2 (17), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
В статье рассматриваются культурно значимые особенности авторской колонки в массовом печатном издании. Обосновывается термин арт-колумнистика и особенности развития этого жанра в белорусском печатном медиасегменте. Констатируется, что одним из признаков культурной состоятельности современных медиатекстов является наличие гуманистического потенциала, который раскрывается через определенные авторские стратегии. Доказывается, что арт-колумнистика, реализуя разнообразные функции культурологического плана, обладает весомым потенциалом в выборе ценностных предпочтений общества. Арт-колумнистика, ставшая постоянной и неотъемлемой частью некоторых белорусских изданий, свидетельствует о насущной потребности приобщения к общечеловеческим ценностям посредством искусства. Акцентируется внимание на авторской колонке «Кинодом», посвященной вопросам киноискусства. Выявляются те функциональные особенности данной колонки, которые соотносимы с основными функциями культуры.  Abstract THE A...

СТИЛИСТИЧЕСКИ МАРКИРОВАННАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЛЕКСИКА В БЕЛОРУССКИХ СМК: СТРУКТУРНЫЕ ТИПЫ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

2017, № 2 (17), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
В статье рассмотрено включение в структуру медиатекста стилистически маркированных пластов лексики — наиболее частотных структурных типов компьютерных терминов и жаргонизмов. Показано, что основными источниками формирования компьютерной лексики на современном этапе ее развития являются заимствования из английского языка, интернациональный фонд и семантические, морфемные и синтаксические способы образования новых лексических единиц с учетом когнитивного потенциала белорусского языка. Терминообразование в сфере компьютерной лексики и жаргонизация ее имеют специфическую эмпирическую базу по стилистической маркированности, структурной организации и моделированию. Материалом исследования является картотека компьютерных терминов и жаргонизмов (200 единиц), извлеченных из материалов как общественно-политических изданий «Звязда», «СБ. Беларусь сегодня», «Рэспублiка», так и специализированного информационного портала «Компьютерные вести».  Abstract STYLISTICALLY MARKED COMPUTER...

РУССКИЙ И БЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫКИ В ЭФИРЕ БЕЛОРУССКИХ ТЕЛЕКАНАЛОВ

2017, № 2 (17), Функционирование языковых средств в массмедиа
В статье рассматриваются особенности функционирования государственных языков в рамках республиканских, региональных, местных белорусских телеканалов и белорусских телевизионных проектов. Установлено, что белорусский телевизионный эфир двуязычен — в программе может использоваться: а) только белорусский язык, б) только русский язык, в) русский и белорусский языки одновременно. Языковой код реализуется как на уровне текста (речи участников телевизионных программ — ведущих и героев), так и на уровне паратекста (в графической упаковке телепрограммы: заставках, рубрикаторах, титрах). Выбор языка телепрограммы может быть обусловлен: а) концепцией телеканала, б) жанром телепрограммы, в) ее тематикой, г) языковыми предпочтениями ведущего программы и гостя. Переключение языкового кода в рамках отдельной программы может быть как запланированным (внесенным в концепцию телепрограммы), так и незапланированным (обусловленным языковыми предпочтениями участников).  Abstract THE RUSSIAN A...

TEXT-FORMING ROLE OF VOCABULARY IN TRAVEL SKETCHES (ILLUSTRATED WITH TRAVEL SKETCHES BY I. A. GONCHAROV “FRIGATE PALLADA”)

2017, № 2 (17), Функционирование языковых средств в массмедиа
ТЕКСТООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ ЛЕКСИКИ В ПУТЕВЫХ ОЧЕРКАХ (НА ПРИМЕРЕ ОЧЕРКОВ ПУТЕШЕСТВИЯ И. А. ГОНЧАРОВА «ФРЕГАТ „ПАЛЛАДА“») Статья посвящена рассмотрению лексико-стилистических особенностей путевого очерка в свете текстообразующей роли лексики на примере очерков путешествия И. А. Гончарова «Фрегат „Паллада“». Были выделены группы лексики, образующей словесную композицию текста, т. е. выполняющей в очерках текстообразующую функцию. Было установлено, что реализация текстообразующей функции происходит различно: линейно или нелинейно. К лексике, реализующей данную функцию линейно, были отнесены этнонимы, топонимы, наименования экзотических реалий, региональная лексика, морская лексика. Лексические единицы данных групп равномерно распределены по тексту и образуют словесный «стержень» произведения. К лексике, реализующей данную функцию нелинейно, были отнесены ключевые слова тех фрагментов очерков, которые содержат концептуальное видение автором картины мира. Лексика обоих типов составляет жанрово-...