Понедельник, 26 сентябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

2020. Том 7, № 1

Текстовые проявления фрустрированности пользователя социальных сетей

2020. Том 7, № 1, Автоматический анализ медийных текстов
Аннотация Abstract Об авторах About the authors Для цитирования For citation Индекс Аннотация Работа посвящена выявлению дифференцирующих текстовых признаков фрустрации как состояния, возникающего вследствие субъективной невозможности удовлетворения потребности. Лингвистическая реализация фрустрированности в текстах сетевой коммуникации рассматривается как вариант эмотивной речи, исследование которого представляет собой интерес в плане диагностики эмоционального благополучия как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Представлены данные психолингвистического эмпирического исследования, проведенного с опорой на методы искусственного интеллекта. Был собран корпус текстов: посты и комментарии 100 пользователей социальных сетей, написанные в разных эмоциональных состояниях — в спокойном состоянии и состоянии фрустрации. Обработка текстов проводилась с помощью лингвистического анализатора, выявляющего в автоматическо...

Разработка методов анализа сценариев поведения (на материале инструктивных интернет-текстов)

2020. Том 7, № 1, Автоматический анализ медийных текстов
Аннотация Abstract Об авторах About the authors Для цитирования For citation Индекс Аннотация Рассматриваются вопросы моделирования сценариев поведения и методов их извлечения из текстов, циркулирующих в социальных медиа. Авторы исходят из базового в современной когнитивистике положения, согласно которому интенциональный аспект поведения человека отражается главным образом в его речевой деятельности, что дает основание «сценарное» воплощение деятельности, протекающей в разных ситуациях, извлекать из текстов, порождаемых в связи с этой деятельностью. Выбор в качестве материала исследования инструктивных текстов определяется тем, что мотивирующие их порождение коммуникативные интенции, жанровая форма и содержание, наиболее эксплицитно воплощают заключенную в них программу поведения человека. Предлагаются варианты методик автоматического построения сценариев поведения. Представлена разработанная в виде фрейма модель сцена...

Демотиватор в медиадискурсе: границы и свойства жанра

2020. Том 7, № 1, Стилистика медиаречи
Аннотация Abstract Об авторе About the author Для цитирования For citation Индекс Аннотация Демотиватор рассматривается как новый сетевой жанр массмедиа, который вовлекает в свою орбиту рекламу, логотипы, политическую карикатуру в СМИ. Стилистическая основа для этого — общие жанровые признаки, которые прослеживаются и в изобразительной, и в вербальной части текста, а также одинаковая стилистическая доминанта — ироническая модальность, которую можно рассматривать как конструктивную смысловую основу. Анализируются медийные свойства демотиватора: утилитарность, злободневность, поликодовость, интертекстуальность, включенность в актуальный медиадискурс, социальная оценочность. Это текст, вторичный по отношению к корпусу текстов СМИ. Последний рассматривается как дискурс, нижний ярус, контекст, реакцией на который становится демотиватор: таким образом аудитория массмедиа реагирует на актуальную повестку СМИ так же, как она р...

Таблоидизация отчетов о судебных разбирательствах на порталах сплетен

2020. Том 7, № 1, Стилистика медиаречи
Аннотация Abstract Об авторе About the author Для цитирования For citation Индекс Аннотация Статья представляет собой попытку проанализировать явление таблоидизации отчетов о судебных разбирательствах в сервисах сплетен — на интернет-порталах, основными особенностями которых являются скандализация и драматизация распространяемых новостей. Анализируя медиасообщения об обвинениях и судебном деле против Кевина Спейси, опубликованные на порталах TMZ.com (США) и Pudelek.pl (Польша), автор предприняла попытку определить, каким образом сотрудники медиа говорят о преступлениях и связанных с ними судебных разбирательствах. Основой для размышлений послужили теории социального конструктивизма и фрейминга. В результате исследования обнаружено: (1) освещая судебные разбирательства, сайты сплетен используют интерпретационную рамку жестокого мира и связанные с ней повествования о злоумышленнике и невинной жертве, что позволяет им ско...

Рецепция образа России в болгарских массмедиа

2020. Том 7, № 1, Стилистика медиаречи
Аннотация Abstract Об авторе About the author Для цитирования For citation Индекс Аннотация Рассматриваются межгосударственные отношения России и Болгарии, нашедшие отражение в современных болгарских медиа. Анализируются темы, в которых затрагиваются исторические отношения Болгарии и России, а именно русско-турецкая война 1877–1878 гг., освобождение Болгарии от фашизма в конце Второй мировой войны и социалистическое развитие Болгарии в период 1944–1989 гг. Обращается внимание на деление гражданского общества на русофилов и русофобов и их трактовку упомянутых исторических событий и отношение к ним, что нашло место в массмедиа. Анализируются материалы авторов, у которых наблюдается полярное отношение к интерпретации русско-болгарских связей. Приводятся наиболее яркие случаи негативного отношения. Причины негативной оценки на страницах газет тесно связаны с различной трактовкой истории Болгарии и ее связи с Россией на про...

Коммуникативные стратегии в дискурсивной практике Терезы Мэй (на примере кампании по выходу Великобритании из ЕС)

2020. Том 7, № 1, Стилистика медиаречи
Аннотация Abstract Об авторе About the author Для цитирования For citation Индекс Аннотация Исследуется коммуникационная деятельность британского премьер-министра в процессе кампании по выходу страны из Евросоюза и использованные в ней коммуникативные стратегии и тактики. Для исследования отобраны устные выступления Терезы Мэй в парламенте, на партийных съездах, обращения к нации, заявления для прессы, а также информационные сообщения и комментарии переговорного процесса с представителями ЕС в СМИ. В ходе анализа коммуникативных актов с участием Т. Мэй выявляется корреляция между их успехом или неудачей и выбранными стратегиями общения. Анализируется изменение характера коммуникативных стратегий и тактик, использованных премьер-министром, по мере того как менялось отношение к курсу правительства по выходу из ЕС со стороны политического истеблишмента Великобритании и ослабевала его поддержка внутри страны. Анализ исполь...

Способы передачи негативной прагматической оценки концептуальной сферы «здоровый образ жизни» в блогосфере

2020. Том 7, № 1, Стилистика медиаречи
Аннотация Abstract Об авторе About the author Для цитирования For citation Индекс Аннотация Статья посвящена выявлению языковых способов репрезентации негативной оценки в концептуально-семантической сфере «здоровый образ жизни». Цель исследования — установление и анализ наиболее типичных средств выражения субъективного ценностно-оценочного отношения субъекта речи — блогера к конкретным компонентам данной сферы. Наиболее широким коммуникативно-прагматическим пространством, дающим богатый материал для исследования аксиологического пространства языка, представляется интернет-дискурc. Как многофункциональный канал связи и особая социокультурная и коммуникативная среда, он обусловливает особое применение языковых средств в динамично развивающихся медиажанрах. Материалом анализа выступает блогосфера. Проанализировано 160 текстов пользователей блогплатформы «LiveJournal» («Живой журнал») за 2016–2019 гг. Прагматическая устано...

Типы адресата в медиадискурсе

2020. Том 7, № 1, Лингводискурсология медиа
Аннотация Abstract Об авторе About the author Для цитирования For citation Индекс Аннотация Статья представляет результаты исследования адресата современного медиадискурса. Автор рассматривает доминирующую в цифровых медиа интерактивную модель информационного взаимодействия между участниками коммуникации. Эта модель характеризуется активностью аудитории, для которой мир медиа часто становится единственной реальностью. Интерактивность не подразумевает четкого разделения на адресата и адресанта, что наблюдается в естественной коммуникации. Это обусловило размывание границ медиадискурса, в результате чего вербальная реакция адресата, ранее наблюдаемая в основном в бытовом общении, переходит в медиадискурс. Предлагаемая в статье сегментация адресатного поля, включающего всех участников медиадискурса, учитывает такой фактор, как интенция участников коммуникации. Когнитивная интенция определяет адресатную роль, коммуникативн...

Популярно-юридический дискурс в англоязычном медиапространстве: от криминальных сводок к правовым интернет-сайтам

2020. Том 7, № 1, Лингводискурсология медиа
Аннотация Abstract Об авторе About the author Для цитирования For citation Индекс Аннотация Рассматривается специфика и сущностные характеристики популярно-юридического дискурса в англоязычном пространстве массовой коммуникации. Подчеркивается значимость лингвистических исследований различных интернет-дискурсов в связи с процессом дигитализации всех сфер жизни общества. В ходе исследования выявлены три группы англоязычных правовых телевизионных передач: имитации судебных заседаний, журналистские расследования и документальные программы и фильмы по уголовно-правовой тематике. Проанализированы отдельные выпуски наиболее типичных передач каждой группы. Установлено, что все они содержат иной дискурс, нежели популярно-юридический, и носят развлекательный характер, а не разъяснительный. Правовая тематика таких передач и доступная для зрителя форма подачи материала не означает, что они являются популярно-юридическими. При это...

Кулинарный медиатекст в контексте проблем медиалингвистики: постановка и обоснование основных задач

2020. Том 7, № 1, Лингводискурсология медиа
Аннотация Abstract Об авторе About the author Для цитирования For citation Индекс Аннотация Ставится и обосновывается несколько проблем, связанных с медиалингвистикой и кулинарным медиатекстом. Доказывается, что медиалингвистика на современном этапе развития медиакоммуникаций должна непременно обратиться к изучению кулинарного медиатекста. Как показало исследование, это обусловлено комплексом причин. Во-первых, быстрым и разнонаправленным развитием кулинарного медиатекста в медиапространстве. Во-вторых, доминированием англосаксонской научной традиции в формировании понятийно-категориального аппарата, подходах и методологии изучения кулинарного медиатекста. В-третьих, тем, что кулинарный медиатекст незаметно, но сильно управляет социально-повседневными желаниями, целями, мечтами, поступками и ориентациями человека, погруженного в сплетение экономической, идеологической, общественной, повседневной, медийной коммуникаций....