Суббота, 11 июляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

2020. Том 7, № 1

Текстовые проявления фрустрированности пользователя социальных сетей

2020. Том 7, № 1, Автоматический анализ медийных текстов
Работа посвящена выявлению дифференцирующих текстовых признаков фрустрации как состояния, возникающего вследствие субъективной невозможности удовлетворения потребности. Лингвистическая реализация фрустрированности в текстах сетевой коммуникации рассматривается как вариант эмотивной речи, исследование которого представляет собой интерес в плане диагностики эмоционального благополучия как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Представлены данные психолингвистического эмпирического исследования, проведенного с опорой на методы искусственного интеллекта. Был собран корпус текстов: посты и комментарии 100 пользователей социальных сетей, написанные в разных эмоциональных состояниях — в спокойном состоянии и состоянии фрустрации. Обработка текстов проводилась с помощью лингвистического анализатора, выявляющего в автоматическом режиме 177 текстовых параметров. Кластеризация пользователей по характеру изменений в значениях измеряемых текстовых характеристик под влиянием фрустрации вы...

Разработка методов анализа сценариев поведения (на материале инструктивных интернет-текстов)

2020. Том 7, № 1, Автоматический анализ медийных текстов
Рассматриваются вопросы моделирования сценариев поведения и методов их извлечения из текстов, циркулирующих в социальных медиа. Авторы исходят из базового в современной когнитивистике положения, согласно которому интенциональный аспект поведения человека отражается главным образом в его речевой деятельности, что дает основание «сценарное» воплощение деятельности, протекающей в разных ситуациях, извлекать из текстов, порождаемых в связи с этой деятельностью. Выбор в качестве материала исследования инструктивных текстов определяется тем, что мотивирующие их порождение коммуникативные интенции, жанровая форма и содержание, наиболее эксплицитно воплощают заключенную в них программу поведения человека. Предлагаются варианты методик автоматического построения сценариев поведения. Представлена разработанная в виде фрейма модель сценария, которая может быть использована в качестве основы автоматической системы сценарного анализа текстов инструкций и дальнейшего сопровождения пользователя да...

Демотиватор в медиадискурсе: границы и свойства жанра

2020. Том 7, № 1, Стилистика медиатекста
Демотиватор рассматривается как новый сетевой жанр массмедиа, который вовлекает в свою орбиту рекламу, логотипы, политическую карикатуру в СМИ. Стилистическая основа для этого — общие жанровые признаки, которые прослеживаются и в изобразительной, и в вербальной части текста, а также одинаковая стилистическая доминанта — ироническая модальность, которую можно рассматривать как конструктивную смысловую основу. Анализируются медийные свойства демотиватора: утилитарность, злободневность, поликодовость, интертекстуальность, включенность в актуальный медиадискурс, социальная оценочность. Это текст, вторичный по отношению к корпусу текстов СМИ. Последний рассматривается как дискурс, нижний ярус, контекст, реакцией на который становится демотиватор: таким образом аудитория массмедиа реагирует на актуальную повестку СМИ так же, как она реагирует на информацию СМИ в постах — репликах по поводу обсуждаемого в массмедиа. Но, в отличие от постов, это литературный жанр с оформленным составом призна...

Таблоидизация отчетов о судебных разбирательствах на порталах сплетен

2020. Том 7, № 1, Стилистика медиатекста
Статья представляет собой попытку проанализировать явление таблоидизации отчетов о судебных разбирательствах в сервисах сплетен — на интернет-порталах, основными особенностями которых являются скандализация и драматизация распространяемых новостей. Анализируя медиасообщения об обвинениях и судебном деле против Кевина Спейси, опубликованные на порталах TMZ.com (США) и Pudelek.pl (Польша), автор предприняла попытку определить, каким образом сотрудники медиа говорят о преступлениях и связанных с ними судебных разбирательствах. Основой для размышлений послужили теории социального конструктивизма и фрейминга. В результате исследования обнаружено: (1) освещая судебные разбирательства, сайты сплетен используют интерпретационную рамку жестокого мира и связанные с ней повествования о злоумышленнике и невинной жертве, что позволяет им сконструировать драматическую и вместе с тем привлекательную для читателей оппозицию; (2) тексты криминальной тематики на анализируемых порталах более близки к ко...

Рецепция образа России в болгарских массмедиа

2020. Том 7, № 1, Стилистика медиатекста
Рассматриваются межгосударственные отношения России и Болгарии, нашедшие отражение в современных болгарских медиа. Анализируются темы, в которых затрагиваются исторические отношения Болгарии и России, а именно русско-турецкая война 1877–1878 гг., освобождение Болгарии от фашизма в конце Второй мировой войны и социалистическое развитие Болгарии в период 1944–1989 гг. Обращается внимание на деление гражданского общества на русофилов и русофобов и их трактовку упомянутых исторических событий и отношение к ним, что нашло место в массмедиа. Анализируются материалы авторов, у которых наблюдается полярное отношение к интерпретации русско-болгарских связей. Приводятся наиболее яркие случаи негативного отношения. Причины негативной оценки на страницах газет тесно связаны с различной трактовкой истории Болгарии и ее связи с Россией на протяжении веков. Рассматривается стилистический аспект эмпирического материала, выделяются стилистические способы, применяемые авторами для выражения своего отно...

Коммуникативные стратегии в дискурсивной практике Терезы Мэй (на примере кампании по выходу Великобритании из ЕС)

2020. Том 7, № 1, Стилистика медиатекста
Исследуется коммуникационная деятельность британского премьер-министра в процессе кампании по выходу страны из Евросоюза и использованные в ней коммуникативные стратегии и тактики. Для исследования отобраны устные выступления Терезы Мэй в парламенте, на партийных съездах, обращения к нации, заявления для прессы, а также информационные сообщения и комментарии переговорного процесса с представителями ЕС в СМИ. В ходе анализа коммуникативных актов с участием Т. Мэй выявляется корреляция между их успехом или неудачей и выбранными стратегиями общения. Анализируется изменение характера коммуникативных стратегий и тактик, использованных премьер-министром, по мере того как менялось отношение к курсу правительства по выходу из ЕС со стороны политического истеблишмента Великобритании и ослабевала его поддержка внутри страны. Анализ использованных Терезой Мэй коммуникативных стратегий как на внутриполитическом, так и на внешнеполитическом уровне дает возможность понять, насколько они способствов...

Способы передачи негативной прагматической оценки концептуальной сферы «здоровый образ жизни» в блогосфере

2020. Том 7, № 1, Стилистика медиатекста
Статья посвящена выявлению языковых способов репрезентации негативной оценки в концептуально-семантической сфере «здоровый образ жизни». Цель исследования — установление и анализ наиболее типичных средств выражения субъективного ценностно-оценочного отношения субъекта речи — блогера к конкретным компонентам данной сферы. Наиболее широким коммуникативно-прагматическим пространством, дающим богатый материал для исследования аксиологического пространства языка, представляется интернет-дискурc. Как многофункциональный канал связи и особая социокультурная и коммуникативная среда, он обусловливает особое применение языковых средств в динамично развивающихся медиажанрах. Материалом анализа выступает блогосфера. Проанализировано 160 текстов пользователей блогплатформы «LiveJournal» («Живой журнал») за 2016–2019 гг. Прагматическая установка блогера — стремление выразить свои мысли, оценочное отношение к различным явлениям, чтобы получить отклик в виде комментариев от читателей. Оценка представ...

Типы адресата в медиадискурсе

2020. Том 7, № 1, Лингводискурсология медиа
Статья представляет результаты исследования адресата современного медиадискурса. Автор рассматривает доминирующую в цифровых медиа интерактивную модель информационного взаимодействия между участниками коммуникации. Эта модель характеризуется активностью аудитории, для которой мир медиа часто становится единственной реальностью. Интерактивность не подразумевает четкого разделения на адресата и адресанта, что наблюдается в естественной коммуникации. Это обусловило размывание границ медиадискурса, в результате чего вербальная реакция адресата, ранее наблюдаемая в основном в бытовом общении, переходит в медиадискурс. Предлагаемая в статье сегментация адресатного поля, включающего всех участников медиадискурса, учитывает такой фактор, как интенция участников коммуникации. Когнитивная интенция определяет адресатную роль, коммуникативная интенция реализует авторский потенциал. Будучи реализована в медиадискурсе, коммуникативная интенция обеспечивает автору статус субъекта конструирования мед...

Популярно-юридический дискурс в англоязычном медиапространстве: от криминальных сводок к правовым интернет-сайтам

2020. Том 7, № 1, Лингводискурсология медиа
Рассматривается специфика и сущностные характеристики популярно-юридического дискурса в англоязычном пространстве массовой коммуникации. Подчеркивается значимость лингвистических исследований различных интернет-дискурсов в связи с процессом дигитализации всех сфер жизни общества. В ходе исследования выявлены три группы англоязычных правовых телевизионных передач: имитации судебных заседаний, журналистские расследования и документальные программы и фильмы по уголовно-правовой тематике. Проанализированы отдельные выпуски наиболее типичных передач каждой группы. Установлено, что все они содержат иной дискурс, нежели популярно-юридический, и носят развлекательный характер, а не разъяснительный. Правовая тематика таких передач и доступная для зрителя форма подачи материала не означает, что они являются популярно-юридическими. При этом многие из них содержат информацию, связанную с юриспруденцией и имеющую определенную практическую полезность для аудитории. В целях сравнения с телевизионным...

Кулинарный медиатекст в контексте проблем медиалингвистики: постановка и обоснование основных задач

2020. Том 7, № 1, Выпуски журнала, Лингводискурсология медиа
Ставится и обосновывается несколько проблем, связанных с медиалингвистикой и кулинарным медиатекстом. Доказывается, что медиалингвистика на современном этапе развития медиакоммуникаций должна непременно обратиться к изучению кулинарного медиатекста. Как показало исследование, это обусловлено комплексом причин. Во-первых, быстрым и разнонаправленным развитием кулинарного медиатекста в медиапространстве. Во-вторых, доминированием англосаксонской научной традиции в формировании понятийно-категориального аппарата, подходах и методологии изучения кулинарного медиатекста. В-третьих, тем, что кулинарный медиатекст незаметно, но сильно управляет социально-повседневными желаниями, целями, мечтами, поступками и ориентациями человека, погруженного в сплетение экономической, идеологической, общественной, повседневной, медийной коммуникаций. Он обращается к человеку и обществу на своем специфическом культурном языке, апеллирующем с помощью риторических фигур, кодов, знаков, приемов к системе фонов...