Суббота, 11 июляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Лингводискурсология медиа

Типы адресата в медиадискурсе

2020. Том 7, № 1, Лингводискурсология медиа
Статья представляет результаты исследования адресата современного медиадискурса. Автор рассматривает доминирующую в цифровых медиа интерактивную модель информационного взаимодействия между участниками коммуникации. Эта модель характеризуется активностью аудитории, для которой мир медиа часто становится единственной реальностью. Интерактивность не подразумевает четкого разделения на адресата и адресанта, что наблюдается в естественной коммуникации. Это обусловило размывание границ медиадискурса, в результате чего вербальная реакция адресата, ранее наблюдаемая в основном в бытовом общении, переходит в медиадискурс. Предлагаемая в статье сегментация адресатного поля, включающего всех участников медиадискурса, учитывает такой фактор, как интенция участников коммуникации. Когнитивная интенция определяет адресатную роль, коммуникативная интенция реализует авторский потенциал. Будучи реализована в медиадискурсе, коммуникативная интенция обеспечивает автору статус субъекта конструирования мед...

Популярно-юридический дискурс в англоязычном медиапространстве: от криминальных сводок к правовым интернет-сайтам

2020. Том 7, № 1, Лингводискурсология медиа
Рассматривается специфика и сущностные характеристики популярно-юридического дискурса в англоязычном пространстве массовой коммуникации. Подчеркивается значимость лингвистических исследований различных интернет-дискурсов в связи с процессом дигитализации всех сфер жизни общества. В ходе исследования выявлены три группы англоязычных правовых телевизионных передач: имитации судебных заседаний, журналистские расследования и документальные программы и фильмы по уголовно-правовой тематике. Проанализированы отдельные выпуски наиболее типичных передач каждой группы. Установлено, что все они содержат иной дискурс, нежели популярно-юридический, и носят развлекательный характер, а не разъяснительный. Правовая тематика таких передач и доступная для зрителя форма подачи материала не означает, что они являются популярно-юридическими. При этом многие из них содержат информацию, связанную с юриспруденцией и имеющую определенную практическую полезность для аудитории. В целях сравнения с телевизионным...

Кулинарный медиатекст в контексте проблем медиалингвистики: постановка и обоснование основных задач

2020. Том 7, № 1, Выпуски журнала, Лингводискурсология медиа
Ставится и обосновывается несколько проблем, связанных с медиалингвистикой и кулинарным медиатекстом. Доказывается, что медиалингвистика на современном этапе развития медиакоммуникаций должна непременно обратиться к изучению кулинарного медиатекста. Как показало исследование, это обусловлено комплексом причин. Во-первых, быстрым и разнонаправленным развитием кулинарного медиатекста в медиапространстве. Во-вторых, доминированием англосаксонской научной традиции в формировании понятийно-категориального аппарата, подходах и методологии изучения кулинарного медиатекста. В-третьих, тем, что кулинарный медиатекст незаметно, но сильно управляет социально-повседневными желаниями, целями, мечтами, поступками и ориентациями человека, погруженного в сплетение экономической, идеологической, общественной, повседневной, медийной коммуникаций. Он обращается к человеку и обществу на своем специфическом культурном языке, апеллирующем с помощью риторических фигур, кодов, знаков, приемов к системе фонов...

Город как поле боя нарративов: случай екатеринбургской башни

2019. Том 6, № 4, Лингводискурсология медиа
Анализируется реакция городского сообщества на снос недостроенной телевизионной башни в Екатеринбурге. В ходе коллективного сторителлинга по поводу башни как в локальных, так и в общероссийских медиа сформировался обширный архив вербальных и визуальных нарративов о башне и ее роли в жизни города. Анализ архива сфокусирован на двух взаимосвязанных проблемах, проявившихся в конкуренции этих нарративов: гармонизации городских коммуникаций и адекватности технократической рациональности в понимании ценностей городского развития. Парадоксальность екатеринбургского случая состоит в том, что острая полемика инстанций власти, бизнеса и городских сообществ вспыхнула вокруг руины — объекта, «бесполезного» с точки зрения технократической рациональности модернистского урбанизма. Анализ конкурирующих нарративов о башне проводится на основе концепции городских нарративов как конструктивного элемента городской среды. В этой традиции принципиальное значение имеют работы М. де Серто, которые легли в ос...

Literacies

2019. Том 6, № 4, Лингводискурсология медиа
The article is a theoretical inquiry into the category of literacies. It is understood here as common cultural abilities and competences to communicate by the media that allows its users to maintain and build social imaginary and practices. In order to adapt this abstract category to the modern digital revolution, the article offers a distinction between analogue and digital media literacies and competences. Analogue media is linked with mass media and the mass communication era of analogue media such as books, television, radio and press. Digital media is still developing as our societies and cultural frameworks are dealing with new media, Internet, interfaces and new imaginary around them. It is here that theoretical propositions are confronted with digital media practices. The paper consists of three parts. In the first part, the concept map and definitions of the categories of communicative competences and literacies are presented. ......

Риторизация современного медиапространства как фактор релевантности проблемы риторического кода в медиадискурсе

2019. Том 6, № 4, Лингводискурсология медиа
Рассматривается проблема риторизации современного публичного пространства, связанная с поисками новых форм коммуникации автора и адресата, усложнением репрезентации медийного дискурса, увеличением числа способов получения и обработки информации и попыткой определения вектора развития личности и характера ее бытования в условиях изменяющейся социокультурной реальности. Современная медиасистема в настоящее время подвержена значимым и глубоким трансформациям, истоки которых не только в интенсификации и усложнении технологической коммуникационной составляющей медиадействительности, но и в устремленности последней к кросс-культурным реалиям, доминированию авторского полюса, авторского сознания, отражающего действительность в речевой практике. И форма речевого поведения автора, его медиаобраз точно так же участвуют в этих процессах, адаптируются к новым условиям, актуализируя необходимость разговора о современном риторическом статусе медиаличности. Актуальность данного направления исследова...

Instagram: пространство продвигающей коммуникации

2019. Том 6, № 3, Лингводискурсология медиа
Актуальность изучения социальных медиа сопряжена с тем, что, превратившись в особое медиапространство, они оказались нацелены на создание и распространение современных культурных и материально-эстетических ценностей, а также продвижение престижных образцов поведения. Статья посвящена анализу дискурса сети Instagram как одного из наиболее популярных и быстро развивающихся социальных медиа и направлена на выявление истинной, а не декларируемой интенции инстаблогеров. Учитывая креолизованную природу медиатекста, при подготовке материала для статьи был применен комплексный метод лингвостилистического (с элементами лингвосемиотического) анализа, позволяющий рассматривать посты в единстве всех использованных в них семиотических языков. Материалом для анализа послужили сообщения пользователей, не являющихся медийными лицами, не размещающих текстов явно коммерческого характера и самостоятельно ведущих свой блог. Проведенное исследование позволило указать на родство виртуальной коммуникации в ...

Радиодискурс и радиотекст в условиях новых коммуникаций

2019. Том 6, № 3, Лингводискурсология медиа
Статья посвящена радиодискурсу, который изучается с позиций функционирования в информационно-коммуникационных условиях ХХI в., и его ключевому компоненту — радиотексту. Предлагаемый подход опирается на широкую трактовку гипертекстуальности и становится основанием для рассмотрения радиотекста как единого целого, которое включает не только аудиозапись эфира, но и видеотрансляции радиопередач и тексты, представленные на сайте радиостанции в печатном виде. Вводится понятие гиперрадиотекста. В качестве его составляющих (модулей) анализируются анонсы радиопрограмм, чат во время прямого эфира, интернет-комментарии к радиопрограммам, блоги журналистов и комментарии к ним, а также сайт радиостанции как ключевая единица, объединяющая радиотексты в единое коммуникативное пространство радиодискурса. Выявляются основные метатекстовые единицы, организующие межтекстовые связи. Исследуется взаимосвязь радиотекста с социальными сетями, которые становятся коммуникативной площадкой, обеспечивающей обрат...

Статусно-ролевая репрезентация участников сетевого сообщества в диалогах интернет-форума

2019. Том 6, № 3, Лингводискурсология медиа
Рассматриваются лексические единицы, номинирующие коммуникативные статусы и коммуникативные роли участников интернет-форума, а также речевые высказывания с указанными лексемами, выполняющие метакоммуникативную функцию. Исследование выполнено на материале текстов трех популярных белорусских интернет-форумов. Дополнительно привлекаются результаты опроса 18 активных членов одного из интернет-форумов с опытом общения на площадке от 5 до 12 лет. Анализ статусно-ролевых номинаций, используемых участниками интернет-форума для регулирования коммуникативных взаимоотношений, позволил получить представления об особенностях коммуникативного сознания членов форумного сообщества. Статусно-ролевое соотношение участников интернет-форума обусловлено спецификой данной площадки. Для воспроизводства сетевого сообщества форума его участники должны играть определенные коммуникативные роли, связанные с генерацией, распределением и потреблением контента, а также с регулированием взаимодействия пользователей ...