Вторник, Ноябрь 19Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Лингводискурсология медиа

Instagram: пространство продвигающей коммуникации

2019. Том 6, № 3, Лингводискурсология медиа
Актуальность изучения социальных медиа сопряжена с тем, что, превратившись в особое медиапространство, они оказались нацелены на создание и распространение современных культурных и материально-эстетических ценностей, а также продвижение престижных образцов поведения. Статья посвящена анализу дискурса сети Instagram как одного из наиболее популярных и быстро развивающихся социальных медиа и направлена на выявление истинной, а не декларируемой интенции инстаблогеров. Учитывая креолизованную природу медиатекста, при подготовке материала для статьи был применен комплексный метод лингвостилистического (с элементами лингвосемиотического) анализа, позволяющий рассматривать посты в единстве всех использованных в них семиотических языков. Материалом для анализа послужили сообщения пользователей, не являющихся медийными лицами, не размещающих текстов явно коммерческого характера и самостоятельно ведущих свой блог. Проведенное исследование позволило указать на родство виртуальной коммуникации в ...

Радиодискурс и радиотекст в условиях новых коммуникаций

2019. Том 6, № 3, Лингводискурсология медиа
Статья посвящена радиодискурсу, который изучается с позиций функционирования в информационно-коммуникационных условиях ХХI в., и его ключевому компоненту — радиотексту. Предлагаемый подход опирается на широкую трактовку гипертекстуальности и становится основанием для рассмотрения радиотекста как единого целого, которое включает не только аудиозапись эфира, но и видеотрансляции радиопередач и тексты, представленные на сайте радиостанции в печатном виде. Вводится понятие гиперрадиотекста. В качестве его составляющих (модулей) анализируются анонсы радиопрограмм, чат во время прямого эфира, интернет-комментарии к радиопрограммам, блоги журналистов и комментарии к ним, а также сайт радиостанции как ключевая единица, объединяющая радиотексты в единое коммуникативное пространство радиодискурса. Выявляются основные метатекстовые единицы, организующие межтекстовые связи. Исследуется взаимосвязь радиотекста с социальными сетями, которые становятся коммуникативной площадкой, обеспечивающей обрат...

Статусно-ролевая репрезентация участников сетевого сообщества в диалогах интернет-форума

2019. Том 6, № 3, Лингводискурсология медиа
Рассматриваются лексические единицы, номинирующие коммуникативные статусы и коммуникативные роли участников интернет-форума, а также речевые высказывания с указанными лексемами, выполняющие метакоммуникативную функцию. Исследование выполнено на материале текстов трех популярных белорусских интернет-форумов. Дополнительно привлекаются результаты опроса 18 активных членов одного из интернет-форумов с опытом общения на площадке от 5 до 12 лет. Анализ статусно-ролевых номинаций, используемых участниками интернет-форума для регулирования коммуникативных взаимоотношений, позволил получить представления об особенностях коммуникативного сознания членов форумного сообщества. Статусно-ролевое соотношение участников интернет-форума обусловлено спецификой данной площадки. Для воспроизводства сетевого сообщества форума его участники должны играть определенные коммуникативные роли, связанные с генерацией, распределением и потреблением контента, а также с регулированием взаимодействия пользователей ...