Вторник, 24 ноябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Лингводискурсология медиа

Карнавал в Сети: как формула протеста побывала мемом

2020. Том 7, № 3, Лингводискурсология медиа
Проявление черт карнавализации стало устойчивой тенденцией в современном социокультурном пространстве, а общение в Сети превращается в «виртуальное карнавальное шествие со всей его атрибутикой» (В. В. Миронов). Статья посвящена важной особенности современного интернет-дискурса — созданию благоприятных условий для развития смехового начала. Комическое противоречие подхватывается, тиражируется и парадоксально переосмысляется, что приводит к появлению мемов в сетевой коммуникации. В основе исследования — анализ механизмов формирования интернет-мемов, но основным предметом изучения становится более широкое комплексное явление, способное одновременно порождать и использовать другие, более мелкие и/или менее значимые единицы медиакоммуникации — интернет-мемы и хештеги. Авторы вводят понятие социоформулы, рассматривают его на примере феномена Я/МЫ и определяют место этого нового явления в парадигме сетевых коммуникативных единиц. Социоформула Я/МЫ рассматривается в аспекте речевого воздейс...

Развлекательные глэм-стратегии в кинодискурсе печатных СМИ

2020. Том 7, № 3, Лингводискурсология медиа
Рассматриваются развлекательные стратегии, используемые в представлении искусства кино на страницах печатных средств массовой информации. Развлекательные стратегии в условиях доминирования процессов секуляризации, расширения индустрии развлечений, ускорения социально-экономических трансформаций становятся неотъемлемой частью журналистики в целом и кинокритики в частности. Акцентируется внимание на возрастании гедонистического потенциала СМИ под влиянием цивилизационных процессов, технологий и умаления идей антропоцентризма. Время становления кино как нового вида зрелища, постепенно приобретающего черты искусства, пришлось на эпоху fin de siècle (с фр. «конец века», обозначение характерных явлений рубежа XIX–XX вв.), когда подверглись сомнению идеи приверженности традициям, нормам морали, антропоцентризма. Одновременно с появлением кино стала формироваться медийная практика по представлению «вездесущего синема» в газетно-журнальной периодике. Определяются разные этапы становления кинок...

Факты, мнения, оценка: социально значимая информация и способы ее организации в дискурсе журналистского расследования

2020. Том 7, № 3, Лингводискурсология медиа
На материале текстов, созданных в рамках дискурса журналистского расследования и ставших объектом судебного разбирательства, анализируются способы организации и оформления социально значимой информации (фактов, мнений, оценочных суждений), а также рассматриваются возможности вывода медиатекстов, содержащих факты и мнения, из зоны правовых рисков. Основное внимание уделяется информации обобщающего типа. Такая информация воспринимается читателями и экспертами как сведения о фактах, но по сути представляет собой итоговое мнение журналиста, которое сформулировано в обобщающей форме на основе анализа совокупности данных, полученных в ходе журналистского расследования, о типичной деятельности лица или организации. С опорой на исследования современной юридической лингвистики, медиалингвистики, стилистики текста обосновывается статус обобщающей информации, а также выявляются способы трансформации фактической информации в обобщающую. На основе комплексного стилистического анализа газетных текс...

Восприятие комического текста-пранка в диалоге сетевого общения: постановка проблемы

2020. Том 7, № 2, Лингводискурсология медиа
Для современного российского политического дискурса характерна направленность вектора сатирической модальности против внешнего врага, в роли которого выступают государства, поддерживающие санкционную политику против России на внешнеполитической арене. Сатира обладает полемическим зарядом, соответствующим коммуникативной задаче разоблачения и изобличения противника. Источник комического — противоречия самой действительности. Цель исследования — выявление закономерностей коммуникативного реагирования (ответности) на комическое в медийном речевом взаимодействии. Эти закономерности позволяют понять, как встроенность любого текста в диалог (его промежуточное положение в коммуникации) влияет на особенности текстопорождения. В центре нашего внимания — типовые текстовые формы, рождающиеся в результате встречи двух текстов. Материалом исследования послужил медийный дискурс, связанный с пранком Вована и Лексуса, основанным на розыгрыше конгрессвумен США Максин Уотерс. Сообщение о нем размести...

Категоризующая функция анекдотов в медиадискурсе

2020. Том 7, № 2, Лингводискурсология медиа
Статья посвящена функционированию анекдотов в медиадискурсе. Исследуется категоризующая функция анекдотов, их способность выступать в качестве прототипа ситуации, с которым сопоставляется обсуждаемое положение дел. Благодаря своей узнаваемости и относительной независимости от контекста анекдот часто становится своеобразным «когнитивным шаблоном», актуализирующим информацию, необходимую для понимания реальной ситуации. Этим использование анекдота для категоризации определенного фрагмента окружающего мира отличается от его рассказывания с целью развлечь собеседника. Основными свойствами, которые позволяют анекдотам выполнять категоризующую функцию, является их относительная контекстная независимость, узнаваемость и воспроизводимость. Это свойство позволяет носителям языка использовать анекдоты как маркеры прецедентности, на основе которых устанавливаются межтекстовые связи и активируются имеющиеся у читателя или слушателя знания о мире. Анекдоты в дискурсе СМИ активно используются в обс...

Интернет-мем как жанр и «ньюсмейкер» в современном медиапространстве

2020. Том 7, № 2, Лингводискурсология медиа
Рассматриваются возможности репрезентации интернет-мемов в современной медиасфере. Обозначен антропологический подход к изучению использования мемов в медиа. Интернет-мем понимается как новая универсальная единица измерения, позволяющая исследовать коммуникативное пространство на единых основаниях. Определена жанровая специфика интернет-мема через следующие параметры: 1) расширение сферы распространения за пределы интернет-пространства, в первую очередь в медиасферу; 2) вторичность жанровой природы (обусловленная технологическими особенностями возникновения); 3) поликодовый характер и полисемантичность (в репрезентации и интерпретации); 4) трансформация («мутация» мема от одного к другому — мемы постоянно адаптируются и комбинируются, формируя все более сложный и специфичный креолизованный язык интернет-пространства); 5) прецедентный характер передаваемого мемом понятия/идеи; 6) полифункциональность, проявляющаяся в реализации не только развлекательных функций, но и социальных, в то...

Типы адресата в медиадискурсе

2020. Том 7, № 1, Лингводискурсология медиа
Статья представляет результаты исследования адресата современного медиадискурса. Автор рассматривает доминирующую в цифровых медиа интерактивную модель информационного взаимодействия между участниками коммуникации. Эта модель характеризуется активностью аудитории, для которой мир медиа часто становится единственной реальностью. Интерактивность не подразумевает четкого разделения на адресата и адресанта, что наблюдается в естественной коммуникации. Это обусловило размывание границ медиадискурса, в результате чего вербальная реакция адресата, ранее наблюдаемая в основном в бытовом общении, переходит в медиадискурс. Предлагаемая в статье сегментация адресатного поля, включающего всех участников медиадискурса, учитывает такой фактор, как интенция участников коммуникации. Когнитивная интенция определяет адресатную роль, коммуникативная интенция реализует авторский потенциал. Будучи реализована в медиадискурсе, коммуникативная интенция обеспечивает автору статус субъекта конструирования мед...

Популярно-юридический дискурс в англоязычном медиапространстве: от криминальных сводок к правовым интернет-сайтам

2020. Том 7, № 1, Лингводискурсология медиа
Рассматривается специфика и сущностные характеристики популярно-юридического дискурса в англоязычном пространстве массовой коммуникации. Подчеркивается значимость лингвистических исследований различных интернет-дискурсов в связи с процессом дигитализации всех сфер жизни общества. В ходе исследования выявлены три группы англоязычных правовых телевизионных передач: имитации судебных заседаний, журналистские расследования и документальные программы и фильмы по уголовно-правовой тематике. Проанализированы отдельные выпуски наиболее типичных передач каждой группы. Установлено, что все они содержат иной дискурс, нежели популярно-юридический, и носят развлекательный характер, а не разъяснительный. Правовая тематика таких передач и доступная для зрителя форма подачи материала не означает, что они являются популярно-юридическими. При этом многие из них содержат информацию, связанную с юриспруденцией и имеющую определенную практическую полезность для аудитории. В целях сравнения с телевизионным...

Кулинарный медиатекст в контексте проблем медиалингвистики: постановка и обоснование основных задач

2020. Том 7, № 1, Выпуски журнала, Лингводискурсология медиа
Ставится и обосновывается несколько проблем, связанных с медиалингвистикой и кулинарным медиатекстом. Доказывается, что медиалингвистика на современном этапе развития медиакоммуникаций должна непременно обратиться к изучению кулинарного медиатекста. Как показало исследование, это обусловлено комплексом причин. Во-первых, быстрым и разнонаправленным развитием кулинарного медиатекста в медиапространстве. Во-вторых, доминированием англосаксонской научной традиции в формировании понятийно-категориального аппарата, подходах и методологии изучения кулинарного медиатекста. В-третьих, тем, что кулинарный медиатекст незаметно, но сильно управляет социально-повседневными желаниями, целями, мечтами, поступками и ориентациями человека, погруженного в сплетение экономической, идеологической, общественной, повседневной, медийной коммуникаций. Он обращается к человеку и обществу на своем специфическом культурном языке, апеллирующем с помощью риторических фигур, кодов, знаков, приемов к системе фонов...

Город как поле боя нарративов: случай екатеринбургской башни

2019. Том 6, № 4, Лингводискурсология медиа
Анализируется реакция городского сообщества на снос недостроенной телевизионной башни в Екатеринбурге. В ходе коллективного сторителлинга по поводу башни как в локальных, так и в общероссийских медиа сформировался обширный архив вербальных и визуальных нарративов о башне и ее роли в жизни города. Анализ архива сфокусирован на двух взаимосвязанных проблемах, проявившихся в конкуренции этих нарративов: гармонизации городских коммуникаций и адекватности технократической рациональности в понимании ценностей городского развития. Парадоксальность екатеринбургского случая состоит в том, что острая полемика инстанций власти, бизнеса и городских сообществ вспыхнула вокруг руины — объекта, «бесполезного» с точки зрения технократической рациональности модернистского урбанизма. Анализ конкурирующих нарративов о башне проводится на основе концепции городских нарративов как конструктивного элемента городской среды. В этой традиции принципиальное значение имеют работы М. де Серто, которые легли в ос...