Пятница, 9 июняИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

Лингводискурсология медиа

Диктумно-модусный плюрализм виртуального диалогического дискурса (на материале интернет-комментариев)

2023. Том 10, № 1, Лингводискурсология медиа
Статья посвящена исследованию диктумного и модусного содержания виртуального диалога, который образует новостная публикация в интернете и комментарии участников дискуссии. Проблематика исследования определяется противоречием между единственностью содержательного плана новостной публикации как воплощения замысла автора и диктумно-модусным плюрализмом, выраженным в репликах-комментариях участников интернет-дискуссии. Материалом исследования являются размещенные в социальной сети maxpark.com публикации и комментарии к ним участников интернет-дискуссии. Доказывается, что специфика виртуального диалога, образованного совокупностью интернет-комментариев, характеризуется преобладанием высказываний, в которых актуализируются модальные значения на фоне нейтрализации диктумного содержания. В интернет-обсуждении политических новостей устанавливается роль категорий ожидаемого и конфликта интерпретаций, влияющих на диктумно-модусное развитие диалога. Роль этих категорий заключается в проявлении н...

Векторная вариативность и характер реакций читателей на сообщения в онлайн-медиа

2023. Том 10, № 1, Лингводискурсология медиа
В статье прослеживается направленность и специфика реакций читателей на сообщения политического характера и высказывания политических лидеров в онлайн-новостях. С одной стороны, рассматриваются реакции, направленные на исходный текст — его содержание или форму, на личность политиков, с другой — обращается внимание на иной вектор коммуникации — между читателями, реагирующими на предыдущие комментарии, в результате чего возникают разновекторные диалоги и даже конфликты между участниками дискуссии. Новая направленность коммуникации реализуется, когда исходный текст становится поводом для изложения собственных позиций комментирующего, зачастую не имеющих ничего общего с тематикой публикации. При помощи контент-анализа исследовательского корпуса из популярных болгарских онлайн-СМИ выделяются возможные типы комментариев и обсуждается их частотность и генерирующий потенциал для поддержания дискуссии между читателями. Анализ показывает, что не существует единой классификации реакций и что их н...

Роль модератора в структурировании медиадиалога: модели управления темами в аспекте идиостиля (на материале видеоблога)

2023. Том 10, № 1, Лингводискурсология медиа
Диалог как исследовательский объект отражается в работах не только русских, но и западных исследователей. Данная базовая форма речевого общения широко применяется в медийном пространстве, что определяет необходимость его изучения. Цель нашего исследования — выявление моделей управления динамикой медиадиалога как индивидуального проявления модератора. В статье комплексно используются анализ и синтез — коммуникативно-функциональный анализ, сопоставительно-сравнительный анализ, метод структурирования и анализа моделей. В качестве эмпирического материала выбраны выпуски видеоблога «вДудь»* с разными представителями общественных сфер, продолжительность которых составляет 560 минут 54 секунды. Медийный диалог как полуинституционная коммуникация в новых коммуникативных условиях приобретает новые особенности. Его структурирование в большинстве случаев зависит от речевого поведения модератора, который занимает лидирующее место в данном виде коммуникации. На основе анализа эмпирического материал...

Семантическая организация кликбейт-заголовков и показатели активности интернет-пользователей

2023. Том 10, № 1, Лингводискурсология медиа
В статье обсуждается проблема связи кликабельности, выраженной в показателях CTR, с системой смыслов заголовка. Авторы используют графосемантический подход к анализу заголовков в контексте вариативности их кликабельности. В работе представлен кейс, включающий в себя реконструкцию системы смыслов, репрезентированных новостными заголовками российских СМИ в интернет-пространстве, с учетом фактора популярности у читателя — коэффициента CTR. Материалом кейса послужили 4900 заголовков новостей российских СМИ, взятых за май 2019 г., предоставленных новостным агрегатором СМИ2. Авторы рассматривают кликбейт-заголовки в качестве самостоятельных текстов, которые транслируют информацию, лишь опосредованно связанную с озаглавленным материалом. Исходя из этого тезиса были выявлены частотные семантические поля, репрезентирующие наиболее актуальные смыслы, переданные в заголовках СМИ. Кроме того, на основании анализа показателей роста/ убывания CTR авторы определили наиболее и наименее популярные у ...

Медиакраудсорсинг и медиакраудфандинг в цифровой среде как факторы нового комьюнити для СМИ

2022. Том 9, № 2, Лингводискурсология медиа
Исследовано финансовое и контентное соучастие адресата в реализации медиапроектов посредством специальных цифровых платформ. Успешный опыт краудфандинга медиа связан с такими цифровыми платформами, как Planeta.ru, BoomStarter, «Сила слова», а активный краудсорсинг осуществляется на цифровом Сервисе журналистских запросов (https://pressfeed.ru/). Краудфандинг и краудсорсинг в России как кол- лективное сотрудничество людей и гражданская активность наиболее результативны сегодня именно в медийной сфере. Путем такого гражданского соучастия образуется медиакомьюнити высокого качества, включающее экспертные группы. В результате выявлены следующие факторы успешности медийного краудфандинга и краудсорсинга: 1) адресация к фокусной аудитории медиапроектов; 2) соответствующие запросам аудитории вознаграждения за соучастие, в том числе виртуальное; 3) типы мотиваций у аудитории-соучастника медиа: желание высказать гражданскую позицию, быть причастным к чему-то социально значимому, повысить свою...

Адаптивная роль современной журналистики и приемы ее реализации (на материале урбанистически ориентированных сетевых изданий)

2022. Том 9, № 2, Лингводискурсология медиа
Рассматриваются приемы реализации адаптивной роли современной журналистики на примере урбанистически ориентированных сетевых изданий, сложившихся как самостоятельный сегмент российских медиа в 2010-х годах. Адаптивная (accommodative) роль относится к основным институциональным функциям журналистики и заключается в предоставлении «полезных новостей». Реализация этой роли тесно связана с формированием сервисной, или потребительской, журналистики, а также с такими сферами, как лайфстайл-журналистика, досуговая журналистика, бренд-журналистика. Актуальность предмета рассмотрения подтверждается выводами международного исследования «Миры журналистики», которое зафиксировало повышенную активность этой роли в российской журналистике. Информационная повестка урбанистически ориентированных медиа, сосредоточивших свое внимание на городской повседневности и креативных городских практиках, органично включает обширный сервисный контент. Исследование показало, что усиление функции аккомодации в совре...

Реклама как пример медиальной персуазии с использованием современных типов нарратива

2022. Том 9, № 2, Лингводискурсология медиа
Цель статьи — представить основную убеждающую функцию различных типов нарративов на основе анализа сообщений, созданных для того, чтобы оказать влияние и склонить к принятию решений. Дополнительная цель состоит в том, чтобы показать, что различные формы нарратива использовались продуманно, на базе исследования запланированных групп получателей. Используемая методика нарративного анализа применительно к медиасообщениям, функция которых — убеждение, была создана на основе методологии контент-анализа в медиаметрических исследованиях дисциплины социальной коммуникации и медиа, а также смежных наук, к примеру визуального, лингвистического или семиологического анализа. Актуальность исследования подтверждается использованием материала, взятого из текущих рейтингов, проводимых сетевыми аналитиками относительно наиболее популярных в интернет-пространстве рекламных сообщений и современных инструментов из области нейронауки. Это позволило выделить такие типы нарративов, как катектический, стори...

Бразильский медианарратив о России: конструирование реальности и корреляция с американскими медиа

2022. Том 9, № 2, Лингводискурсология медиа
Рассматриваются культурологические и психологические аспекты медийной реальности в рамках конструктивизма и прослеживается во времени характер информационного массива о России в бразильской прессе на протяжении 53 лет. Исследуются форма и содержание нарратива бразильской прессы о Российской Федерации с 1968 по 2021 г. на примере журнала Veja — одного из основных и популярных периодических изданий Бразилии. Проводится анализ обложек журнала как поликодового текста и содержание статей. Использованы методы нарративного анализа и приемы лингвокультурологической интерпретации языковых особенностей. Проведен сопоставительный анализ обложек Veja с обложками и статьями ведущего американского журнала Time, соотносящимися по времени и тематике с публикациями в Veja. Сравнение продемонстрировало прямую корреляцию между тем, как представлена Россия в бразильской прессе и в западных СМИ по стилю и форме подачи информации, что позволяет говорить о влиянии американской прессы на бразильский медиана...

Дискурсивная картина мира конвергентного радио: аспекты аксиологического моделирования

2022. Том 9, № 1, Лингводискурсология медиа
Рассматриваются языковые и коммуникативные механизмы формирования дискурсивной картины мира в пространстве конвергентного радио, сочетающего технологические и социокультурные особенности интернета и аналогового вещания. Обосновывается положение о статусе медийного текста, конструируемого субъектами дискурса в процессе коммуникативного взаимодействия. Возможность самовыражения и формирования идентичности адресата в конвергентном пространстве медийного источника указывает на изменение его роли объекта воздействия и получателя информации в активного субъекта дискурсивной социоречевой практики радио, созидающего смысловое пространство дискурса в процессе коммуникативных интеракций. При этом, предлагая субъекту самостоятельность в выборе способов управления ресурсом (прослушивание контента, чтение текста, участие в обсуждении), дискурс детерминирует характер этих действий. Методика качественного критического дискурс-анализа, направленная на выявление способов организации диалогического взаи...

Кинематографический дискурс об эмоциях на примере детского анимационного фильма «Головоломка» Пита Доктера

2022. Том 9, № 1, Лингводискурсология медиа
Рассматривается проблема концептуализации антропоморфизированных эмоций в детском анимационном фильме на примере польской (дублированной) версии «Головоломки» (2015) Пита Доктера. Анализ способа концептуализации эмоций имеет перед собой также более глобальную цель — проверить, способен ли исследуемый фильм к развитию эмоциональной компетентности молодой аудитории. Это новый вопрос, не изученный ни в сфере киноведения, ни в сфере лингвистики и медиалингвистики. Его можно вписать в более широкий контекст кинематографического дискурса, сделав акцент на визуально-вербальном слое фильма и его образовательно-воспитательной функции. В фильме, рассматриваемом как медиасообщение, сосуществуют четыре измерения кинематографического дискурса: лингвистический, коммуникативный, интерактивный и когнитивный. Для целей исследования выделена основная исследовательская единица — высказывание, извлеченное из звуковой дорожки, функционирующее в конкретном ситуационном контексте и связанное с визуальным код...