Воскресенье, 5 февраляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

Лингводискурсология медиа

Медиакраудсорсинг и медиакраудфандинг в цифровой среде как факторы нового комьюнити для СМИ

2022. Том 9, № 2, Лингводискурсология медиа
Исследовано финансовое и контентное соучастие адресата в реализации медиапроектов посредством специальных цифровых платформ. Успешный опыт краудфандинга медиа связан с такими цифровыми платформами, как Planeta.ru, BoomStarter, «Сила слова», а активный краудсорсинг осуществляется на цифровом Сервисе журналистских запросов (https://pressfeed.ru/). Краудфандинг и краудсорсинг в России как кол- лективное сотрудничество людей и гражданская активность наиболее результативны сегодня именно в медийной сфере. Путем такого гражданского соучастия образуется медиакомьюнити высокого качества, включающее экспертные группы. В результате выявлены следующие факторы успешности медийного краудфандинга и краудсорсинга: 1) адресация к фокусной аудитории медиапроектов; 2) соответствующие запросам аудитории вознаграждения за соучастие, в том числе виртуальное; 3) типы мотиваций у аудитории-соучастника медиа: желание высказать гражданскую позицию, быть причастным к чему-то социально значимому, повысить свою...

Адаптивная роль современной журналистики и приемы ее реализации (на материале урбанистически ориентированных сетевых изданий)

2022. Том 9, № 2, Лингводискурсология медиа
Рассматриваются приемы реализации адаптивной роли современной журналистики на примере урбанистически ориентированных сетевых изданий, сложившихся как самостоятельный сегмент российских медиа в 2010-х годах. Адаптивная (accommodative) роль относится к основным институциональным функциям журналистики и заключается в предоставлении «полезных новостей». Реализация этой роли тесно связана с формированием сервисной, или потребительской, журналистики, а также с такими сферами, как лайфстайл-журналистика, досуговая журналистика, бренд-журналистика. Актуальность предмета рассмотрения подтверждается выводами международного исследования «Миры журналистики», которое зафиксировало повышенную активность этой роли в российской журналистике. Информационная повестка урбанистически ориентированных медиа, сосредоточивших свое внимание на городской повседневности и креативных городских практиках, органично включает обширный сервисный контент. Исследование показало, что усиление функции аккомодации в совре...

Реклама как пример медиальной персуазии с использованием современных типов нарратива

2022. Том 9, № 2, Лингводискурсология медиа
Цель статьи — представить основную убеждающую функцию различных типов нарративов на основе анализа сообщений, созданных для того, чтобы оказать влияние и склонить к принятию решений. Дополнительная цель состоит в том, чтобы показать, что различные формы нарратива использовались продуманно, на базе исследования запланированных групп получателей. Используемая методика нарративного анализа применительно к медиасообщениям, функция которых — убеждение, была создана на основе методологии контент-анализа в медиаметрических исследованиях дисциплины социальной коммуникации и медиа, а также смежных наук, к примеру визуального, лингвистического или семиологического анализа. Актуальность исследования подтверждается использованием материала, взятого из текущих рейтингов, проводимых сетевыми аналитиками относительно наиболее популярных в интернет-пространстве рекламных сообщений и современных инструментов из области нейронауки. Это позволило выделить такие типы нарративов, как катектический, стори...

Бразильский медианарратив о России: конструирование реальности и корреляция с американскими медиа

2022. Том 9, № 2, Лингводискурсология медиа
Рассматриваются культурологические и психологические аспекты медийной реальности в рамках конструктивизма и прослеживается во времени характер информационного массива о России в бразильской прессе на протяжении 53 лет. Исследуются форма и содержание нарратива бразильской прессы о Российской Федерации с 1968 по 2021 г. на примере журнала Veja — одного из основных и популярных периодических изданий Бразилии. Проводится анализ обложек журнала как поликодового текста и содержание статей. Использованы методы нарративного анализа и приемы лингвокультурологической интерпретации языковых особенностей. Проведен сопоставительный анализ обложек Veja с обложками и статьями ведущего американского журнала Time, соотносящимися по времени и тематике с публикациями в Veja. Сравнение продемонстрировало прямую корреляцию между тем, как представлена Россия в бразильской прессе и в западных СМИ по стилю и форме подачи информации, что позволяет говорить о влиянии американской прессы на бразильский медиана...

Дискурсивная картина мира конвергентного радио: аспекты аксиологического моделирования

2022. Том 9, № 1, Лингводискурсология медиа
Рассматриваются языковые и коммуникативные механизмы формирования дискурсивной картины мира в пространстве конвергентного радио, сочетающего технологические и социокультурные особенности интернета и аналогового вещания. Обосновывается положение о статусе медийного текста, конструируемого субъектами дискурса в процессе коммуникативного взаимодействия. Возможность самовыражения и формирования идентичности адресата в конвергентном пространстве медийного источника указывает на изменение его роли объекта воздействия и получателя информации в активного субъекта дискурсивной социоречевой практики радио, созидающего смысловое пространство дискурса в процессе коммуникативных интеракций. При этом, предлагая субъекту самостоятельность в выборе способов управления ресурсом (прослушивание контента, чтение текста, участие в обсуждении), дискурс детерминирует характер этих действий. Методика качественного критического дискурс-анализа, направленная на выявление способов организации диалогического взаи...

Кинематографический дискурс об эмоциях на примере детского анимационного фильма «Головоломка» Пита Доктера

2022. Том 9, № 1, Лингводискурсология медиа
Рассматривается проблема концептуализации антропоморфизированных эмоций в детском анимационном фильме на примере польской (дублированной) версии «Головоломки» (2015) Пита Доктера. Анализ способа концептуализации эмоций имеет перед собой также более глобальную цель — проверить, способен ли исследуемый фильм к развитию эмоциональной компетентности молодой аудитории. Это новый вопрос, не изученный ни в сфере киноведения, ни в сфере лингвистики и медиалингвистики. Его можно вписать в более широкий контекст кинематографического дискурса, сделав акцент на визуально-вербальном слое фильма и его образовательно-воспитательной функции. В фильме, рассматриваемом как медиасообщение, сосуществуют четыре измерения кинематографического дискурса: лингвистический, коммуникативный, интерактивный и когнитивный. Для целей исследования выделена основная исследовательская единица — высказывание, извлеченное из звуковой дорожки, функционирующее в конкретном ситуационном контексте и связанное с визуальным код...

Природа и функции трагифарса в реальном шоу (на материале украинских проектов «Меняю жену» и «Здравствуйте, я ваша мама!»)

2022. Том 9, № 1, Лингводискурсология медиа
Обосновываются особенности природы и функций комического, смеха, фарса и трагифарса в украинских реалити-шоу «Меняю жену» и «Здравствуйте, я ваша мама!». Эти проекты касаются базисных социально-повседневных проблем современной семьи, претендуют на воспитание ответственного отношения к семейным ценностям и личности каждого ее члена. Такие задачи предполагают активизацию классического миропредставления и апелляцию к его основополагающим ценностям. В их круг входят категория комического и смех как общественный жест. Для этого реалити-шоу используют возможности ситуационных моделей, сценариев. Однако особая природа этих проектов изначально не позволяет вести речь только о традиционных видах и формах комического, смеха и фарса как средств для реализации их основных целей и задач. Реалити-шоу в силу своей природы приходят к трагифарсу как ведущему принципу реализации целей и задач. Природа трагифарса в этих проектах проявляет единство комического, смешного, доброго, забавно-нелепого и страшн...

Медиатизация медицинского дискурса: способы, атрибуты и риски

2021. Том 8, № 4, Лингводискурсология медиа
В контексте широкой медиатизации общественной жизни медицинский дискурс находит свою реализацию не только в научном, профессиональном, но и в медийном пространстве. Медиатизация научных знаний способствует их популяризации, распространению достоверной профессиональной информации, повышению качества информационного пространства и, как результат, медицинской грамотности массового адресата. Однако одновременно медиатизация медицинского дискурса несет риск распространения деструктивных социальных практик. В статье кратко изложены основные теоретические аспекты коммуникации в условиях глобальной информатизации коммуникативного пространства. Особое внимание уделено понятию медиатизации и ее теоретическому осмыслению в современных лингвистических работах. Рассматриваются два основных способа реализации медицинского дискурса в пространстве СМИ: через инклюзию профессионала из сферы медицины в сферу медиа и через медиареализацию профессионального медицинского текста. Целью исследования является...

Карнавал в Сети: как формула протеста побывала мемом

2020. Том 7, № 3, Лингводискурсология медиа
Проявление черт карнавализации стало устойчивой тенденцией в современном социокультурном пространстве, а общение в Сети превращается в «виртуальное карнавальное шествие со всей его атрибутикой» (В. В. Миронов). Статья посвящена важной особенности современного интернет-дискурса — созданию благоприятных условий для развития смехового начала. Комическое противоречие подхватывается, тиражируется и парадоксально переосмысляется, что приводит к появлению мемов в сетевой коммуникации. В основе исследования — анализ механизмов формирования интернет-мемов, но основным предметом изучения становится более широкое комплексное явление, способное одновременно порождать и использовать другие, более мелкие и/или менее значимые единицы медиакоммуникации — интернет-мемы и хештеги. Авторы вводят понятие социоформулы, рассматривают его на примере феномена Я/МЫ и определяют место этого нового явления в парадигме сетевых коммуникативных единиц. Социоформула Я/МЫ рассматривается в аспекте речевого воздейст...

Развлекательные глэм-стратегии в кинодискурсе печатных СМИ

2020. Том 7, № 3, Лингводискурсология медиа
Рассматриваются развлекательные стратегии, используемые в представлении искусства кино на страницах печатных средств массовой информации. Развлекательные стратегии в условиях доминирования процессов секуляризации, расширения индустрии развлечений, ускорения социально-экономических трансформаций становятся неотъемлемой частью журналистики в целом и кинокритики в частности. Акцентируется внимание на возрастании гедонистического потенциала СМИ под влиянием цивилизационных процессов, технологий и умаления идей антропоцентризма. Время становления кино как нового вида зрелища, постепенно приобретающего черты искусства, пришлось на эпоху fin de siècle (с фр. «конец века», обозначение характерных явлений рубежа XIX–XX вв.), когда подверглись сомнению идеи приверженности традициям, нормам морали, антропоцентризма. Одновременно с появлением кино стала формироваться медийная практика по представлению «вездесущего синема» в газетно-журнальной периодике. Определяются разные этапы становления кинокр...