Исследовано финансовое и контентное соучастие адресата в реализации медиапроектов посредством специальных цифровых платформ. Успешный опыт краудфандинга медиа связан с такими цифровыми платформами, как Planeta.ru, BoomStarter, «Сила слова», а активный краудсорсинг осуществляется на цифровом Сервисе журналистских запросов (https://pressfeed.ru/). Краудфандинг и краудсорсинг в России как кол- лективное сотрудничество людей и гражданская активность наиболее результативны сегодня именно в медийной сфере. Путем такого гражданского соучастия образуется медиакомьюнити высокого качества, включающее экспертные группы. В результате выявлены следующие факторы успешности медийного краудфандинга и краудсорсинга: 1) адресация к фокусной аудитории медиапроектов; 2) соответствующие запросам аудитории вознаграждения за соучастие, в том числе виртуальное; 3) типы мотиваций у аудитории-соучастника медиа: желание высказать гражданскую позицию, быть причастным к чему-то социально значимому, повысить свою экспертность и предать гласности свою личную историю. Дается описание всех этих факторов с их иллюстрацией примерами медийных проектов и собственной экспертной практикой одного из авторов статьи. Снижение роли государства в цифровом обществе неизбежно ведет к изменению функционирования медиа, а также к росту значимости сообществ, возникающих вокруг медийных проектов. Цифровое вовлечение аудитории в финансирование и контентное соучастие дает эффект медиакомьюнити, необходимого для независимых от власти СМИ и узкоспециализированных медиа. Отмечено, что порой успешность в сборе средств демонстрируют экзотические проекты, имеющие узкую целевую аудиторию, за счет умелого использования специфической лексики и личного авторитета создателей. Цифровые платформы, получившие импульс к развитию во время пандемии, трансформируют отношения в сфере «медиа — аудитория».
Media crowdsourcing and media crowdfunding in the digital environment as factors of a new community for the media
The article studies the financial and content participation of the addressee in the implementation of media projects through special digital platforms. Successful experience of media crowdfunding is associated with such digital platforms as Planeta.ru, BoomStarter, “The Power of the Word”, and active crowdsourcing is carried out on the digital Service of journalistic queries (https://pressfeed.ru/). Crowdfunding and crowdsourcing in Russia as a collective cooperation of people and civic activity are most effective today in the sphere of media. Through such civil complicity, a media community is formed. As a result, the following factors of the success of media crowdfunding and crowdsourcing were identified: 1. Addressing the focus audience of media projects; 2. Rewards for participation, including virtual participation, that meet the needs of the audience; 3. Types of motivations of the audience to cooperate with media: the desire to express a civic position, to be involved in something socially significant, to increase their expertise and make their personal story public. The article describes all these factors with their illustration by examples of media projects and the individual expert practice of one of the authors of the article. A decline in the role of the state in a digital society inevitably leads to a change in the functioning of media, as well as to a growing importance of communities that arise around media projects. Digital involvement of the audience in financing and content participation gives the effect of a media community which is necessary for independent and highly specialized media. It is noted that sometimes exotic projects with a narrow target audience demonstrate success in fundraising due to the skillful use of specific vocabulary and personal authority of the creators. Digital platforms, boosted during the pandemic, are transforming media-audience relationships.
Каминская Татьяна Леонидовна — д-р филол. наук, доц.; tlkam1@mail.ru
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого,
Российская Федерация, 173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, 41
Ерохина Оксана Валерьевна — науч. сотр., доц.; oksamiga@yandex.ru
2 Финансовый университет при правительстве Российской Федерации,
Российская Федерация, 125993, Москва, Ленинградский пр., 49
Tat’iana L. Kaminskaia — Dr. Sci. in Philology, Associate Professor; tlkam1@mail.ru
Yaroslav-the-Wise Novgorod State University,
41, ul. Bol’shaia Sankt-Peterburgskaia, Veliky Novgorod, 173003,
Russian Federation
Oksana V. Erokhina — Research Associate, Associate Professor; oksamiga@yandex.ru
Financial University under the Government of the Russian Federation,
49, Leningradskii pr., Moscow, 125993, Russian Federation
Каминская Т. Л., Ерохина О. В. (2022). Медиакраудсорсинг и медиакраудфандинг в цифровой среде как факторы нового комьюнити для СМИ. Медиалингвистика, 9 (2), 96–112.
URL: https://medialing.ru/mediakraudsorsing-i-mediakraudfanding-v-cifrovoj-srede-kak-faktory-novogo-komyuniti-dlya-smi (дата обращения: 11.10.2024)
Kaminskaia T. L., Erokhina O. V. (2022). Media crowdsourcing and media crowdfunding in the digital environment as factors of a new community for the media. Media Linguistics, 9 (2), 96–112. (In Russian)
URL: https://medialing.ru/mediakraudsorsing-i-mediakraudfanding-v-cifrovoj-srede-kak-faktory-novogo-komyuniti-dlya-smi (accessed: 11.10.2024)
УДК 659.4
Постановка проблемы
Медиа относится к наиболее пострадавшим отраслям во время пандемии. На первый взгляд, значение медиа увеличилось и медиапотребление населения выросло во время вынужденного пребывания дома, но это касалось прежде всего новостных ресурсов и телеканалов. Бумажная пресса в силу невозможности распространять свои тиражи и в результате спада экономики потеряла не только доходы от продажи и подписки, но и рекламные контракты. Финансирование за счет рекламы и различного рода коллабораций уменьшилось в разы у прессы различных типов.
По данным Министерства цифрового развития, в первом квартале 2021 г. рекламный рынок просел на 10 %, Альянс независимых региональных издателей указывает падение рекламного рынка на местах не менее 20 %. В результате именно местная пресса и независимые от бюджета медиа пострадали больше всего. При этом речь идет не только о финансовых потерях: в условиях самоизоляции общественных групп медиа рискуют потерять собственную целевую аудиторию.
Эти обстоятельства вызвали ускорение перехода медийных проектов в цифровые форматы, активно начавшегося за десятилетие до пандемии. Вместе с этим как традиционные, так и цифровые медиа стали активнее апеллировать к гражданской активности целевой аудитории, искать ее разноплановой поддержки и прибегать к цифровому краудфандингу и краудсорсингу.
Аудитория сегодня может осуществить контентную и финансовую поддержку медиа различными способами: посредством собственно медийных сайтов, через яндекс-кошельки редакций, с помощью участия в различного рода онлайн-мероприятиях.
Исследовательская задача статьи — выделить факторы и охарактеризовать наиболее успешные коммуникативные практики российского краудфандинга и краудсорсинга, осуществляемые посредством цифровых платформ для создания комьюнити.
Авторы статьи также представляют результаты собственного эксперимента экспертной работы на платформе Сервиса журналистских запросов (https://pressfeed.ru/).
История вопроса
Наше исследование, с одной стороны, базируется на научных публикациях о коммуникативной практике вовлечения аудитории в социально значимые проекты, а с другой — на тех научных результатах, которые связаны с изучением роли аудиторного фактора в медиа.
Так, О. Ю. Патласов, говоря о краудфандинге в целом и предлагая обзор специальных цифровых площадок для него, называет его «шансом вплотную изучить аудиторию, узнать ее потребности и оценить жизнеспособность своей идеи» [Патласов 2015: 210]. «В отличие от стандартных рыночных механизмов, — отмечает он, — народное финансирование позволяет создать на сто процентов окупаемый проект, не затрачивая дополнительные средства на рекламу, маркетинговые исследования, анализ рынка и гадание на кофейной гуще» [Патласов 2015: 210].
Всего пять лет назад ученые, анализировавшие ситуацию с финансированием общественностью проектов и инициатив, чаще говорили об офлайновых способах собирания средств, лишь вскользь упоминая цифровые модели сбора как возможность будущего. Так, И. Е. Корнеева, рассуждая о сборе пожертвований для НКО и их проектов, называет такие способы, как ящики-копилки, благотворительные аукционы и обеды. Действительно, цифровые специализированные российские платформы краудфандинга и краудсорсинга возникли совсем недавно. Однако произошло это до пандемии и, как отмечается, связано совсем с другими социальными трендами [Корнеева 2016]. Специалист по сетевым технологиям СМИ Е. М. Пак еще до пандемии обосновывала мысль, что «“краудсорсинг” понимается не только как иерархическая модель, концентрирующая вокруг себя внимание широкой публики для достижения какой-либо цели, а как новый инструмент информационных технологий, помогающий организовать сетевой “крауд” для разрешения социальных, общественных и других проблем» [Пак 2014: 154]. При этом ею же отмечалось, что именно «медийные проекты и порталы профессиональных сообществ будут одной из отправных точек развития краудсорсинга» [Пак 2014: 157].
Норвежские исследователи, говоря о способах финансирования медиа, таких как реклама, подписка, краудфандинг, проектная деятельность, подчеркивают, что чем неспецифичнее контент у медиа, тем больший процент доходов оно будет получать от рекламы. И наоборот, именно увеличение подписчиков позволит СМИ создать вокруг себя «клубную модель» с аудиторией, которая будет получать за небольшую плату преференции в виде личного общения с журналистами и права посещать редакцию [Kind, Nillsen, Sњrgard 2009]. Такой же принцип лежит в основе краудфандинга с его спектром вознаграждений.
Медийные краудфандинг и краудсорсинг как новые коммуникативные практики медиа осмысливались до сего момента преимущественно зарубежными исследователями либо на английском языке [Ulin 2019; Yuzvovich et al. 2016]. В качестве примеров гражданского соучастия аудитории в проектах СМИ рассматриваются также преимущественно зарубежные кейсы. Например, Е. А. Осиповская, называя краудсорсинг одной из инновационных техник вовлечения аудитории в деятельность СМИ, среди других отмечает голосование, опрос, дополнительные кнопки на сайтах. При этом краудсорсинг анализируется ею на разработках краудсорсинговых моделей редакции The Guardian (2009), проекта «Off the Bus» («За бортом», 2007) американского издания The Huffington Post, программы Ask, в основе которой также лежит принцип коллективного добровольного сотрудничества (издания Th Washington Post, The New York Times и Фонд Mozilla, которые изучали систему комментирования новостей на предмет ее улучшения как для пользователей, так и для самих медиа) [Осиповская 2017].
Мы базируемся также на публикациях Л. Р. Дускаевой, которые рассматривают коммуникативные аспекты взаимодействия в новых цифровых форматах. Так, бесспорным ресурсом для создания комьюнити у медиа являются те коммуникативные рамки, которые предполагают солидаризацию со своим адресатом. В частности, Л. Р. Дускаева рассматривает речевой этикет как лингвистический инструмент для самоорганизации онлайн-сообществ [Дускаева, Иванова 2020; Duskaeva 2021].
За последние десять лет появился целый ряд научных публикаций зарубежных авторов, посвященных изучению темы краудфандинга в медиасреде. Наибольшее внимание уделяется краудфандингу для инновационных проектов, в рамках которого для поиска дополнительной поддержки используются специальные цифровые платформы (Kickstarter, Indiegogo, Seedrs и др.). Рост активности в медиапространстве открывает новые возможности для малого и среднего бизнеса [Samanta, Cumming 2021; Appel et al. 2020], причем речь идет не только о привлечении инвестиций, но и о поиске востребованных идей и решений. Отметим, что институциональные возможности для использования медиа в процессе фандрайзинга расширяются: изменения законодательства соответствуют актуальным тенденциям, связанным с ростом использования социальных сетей в процессах краудсорсинга и краудфандинга [Levine, Feigin 2014].
Также внимание исследователей привлекает процесс формирования различных бизнес-моделей цифровых медиа в зависимости от приоритетных для них задач и широкий спектр возможностей для применения краудсорсинга для развития предпринимательской активности [Brown et al. 2018]. Актуальной темой для исследования выступает поиск оптимальных стратегий для организации успешного краудфандинга в медиапространстве, в частности с использованием социальных сетей. В этом контексте заслуживает внимания предложенная И. Эвереттом идея совместной работы участников по принципу пчелиного улья [Everett 2015]. Г. Клаппертон отмечает, что «культура социальных сетей» распространяется и на социальные инвестиции, и в этом случае софинансирование проектов несет важную эмоциональную составляющую, которая означает приобщение участников к деятельности небезразличного одобряемого проекта или предприятия [Clapperton 2012].
Кроме того, исследователи указывают на то, что фактор «новых медиа» меняет подход к финансированию коммерческих и социально значимых проектов. Речь идет о необходимости новых решений для сохранения целевой аудитории и успешного функционирования в условиях глобального цифрового мира. В новой реальности медиаиндустрии краудфандинг выступает как новая модель финансирования проектов, которая имеет значительный потенциал для развития [Szopa, Marek, Fafrowicz 2017]. Обобщая проведенный анализ публикаций зарубежных авторов, отметим, что социальные сети в актуальных исследованиях рассматриваются одновременно и как источник капитала, и как источник инноваций для развития проектов различной направленности [Wallace, Vuong 2011; Muninger, Hammedi, Mahr 2019].
Надо отметить, что краудфандинг в сфере журналистики обсуждался экспертами до наступления пандемии, когда начавшиеся в 2013 г. кризисные явления в экономике заставляли редакции оптимизировать свои ресурсы и искать дополнительные источники доходов [Тепляшина, Омельченко 2016]. Краудсорсинговые технологии до пандемии рассматривались преимущественно как некие дополнительные элементы интерактивности СМИ, к которым относились «разделы объявлений, конкурсы мемов и остроумных высказываний, репост записей в блогах известных медиаперсон или случайных участников событий, размещение видео с мобильного телефона, опросы, голосования и пр.». При этом отмечалось, что краудсорсинг «чаще всего носит фрагментарный характер, свидетельствующий о непонимании сути явления и его экономического потенциала» [Витвинчук 2016: 15].
Что касается взаимодействия с целевыми аудиториями в новых цифровых форматах российских медиа, то для нашего исследования актуальны наблюдения, связанные с фактором адресата в современной медийной ситуации. Именно гражданская журналистика все активнее сегодня вовлекает в свою деятельность аудиторию и повышает значение аудиторного фактора в реализации социальной функции медиа [Каминская 2020]. Один из эффектов этого вовлечения — создание комьюнити вокруг медиа.
Сегодня большое число исследований посвящено различным активностям в цифровых форматах: социологи и психологи измеряют адаптивность людей к дистанционному взаимодействию, исследуют их новые компетенции и социальные траектории, уровень стресса жизни в цифровых форматах и ее экономический эффект. При этом пандемия актуализировала исследования готовности россиян помогать другим с помощью цифровых технологий. Так, И. В. Мерсиянова и А. С. Брюхно на основе данных всероссийского соцопроса выявили высокий уровень готовности зарегистрироваться на специализированном сайте, позволяющем развивать добровольческие инициативы [Мерсиянова, Брюхно 2020].
По сути, речь идет о создании комьюнити различного рода, значимость которого в отношении прессы подчеркивалась в исследованиях до пандемии. Так, известный теоретик медиа Г. С. Мельник говорит о трех типах сообществ, возникающих посредством и на платформах медиа: собственно комьюнити-пресса, коллаборативная журналистика и гражданская журналистика. К первому типу относится, по мнению исследователя, такая пресса, которая осуществляет «не только широкое освещение событий, но и практическое улучшение жизни общества, активное участие в действиях. Эта пресса локально ориентирована на профессиональное освещение новостей. Комьюнити-журналистика является практическим осуществлением фундаментальных принципов социально-активной журналистики в рамках небольшого поселения (местного сообщества)» [Мельник 2017: 144].
В самых новых исследованиях взаимодействия медиа с аудиторией и их способов выживания во время пандемии такому ресурсу, как медикомьюнити, отводится огромная роль. Е. Ю. Коломийцева, говоря о солидарности аудитории с медиа во время пандемии, отмечает, что, решая, кому оказать финансовую поддержку, люди исходили из полезности медиапроекта: «Пользователи, потребители информации сами решали, кому оказать финансовую поддержку <…> — и делали это тем охотнее, чем, например, был действеннее, по их мнению, конкретный журналистский продукт, чем эффективнее он что-то меняет в окружающей действительности. Возникает так называемое социальное доверие» [Коломийцева 2021: 151]. Социальное доверие возможно, если СМИ становится неким социальным пространством. М. В. Ливанова на примере изданий малых городов показывает механизм «клубного формата деятельности СМИ», когда «редакция берет на себя функцию центра локальных социальных связей территории для выстраивания и поддержания сообщества» [Ливанова 2020: 69].
Описание методики исследования
Авторы статьи методами контент-анализа указанных платформ, контентанализа экспертных интервью с их организаторами и авторами успешных медиапроектов, а также собственного эксперимента на платформе pressfeed.ru провели исследование факторов и способов коммуникации для осуществления цифровых медийных краудфандинга и краудсорсинга.
На первом этапе исследования осуществлены экспертные интервью. В качестве экспертов выступили авторы успешно реализованных с помощью платформ Planeta.ru и «Сила слова» разноплановых краудфандинговых медиапроектов, таких как фильм «Медведи Камчатки» (Ирина Журавлева, собрано 2 746 550 руб., деньги перечислили 1500 человек), «Переживем» — книга авторских фотографий столетних людей (Михаил Мордасов, фрилансер, собрано более 219 000 руб.), документальный фильм «Дети Нарыма» (Юлия Корнева, журналист томского «ТВ2»), сайт о культуре и обществе «Colta.ru: Перезарядка» (Линор Горалик, собрано 1 104 305 руб., 276 % от запланированного), а также менеджер краудфандинговой платформы Planeta.ru Наталья Игнатенко. Именно эти кейсы были выбраны авторами в силу того, что они представляют собой варианты гражданской медийной активности, независимой от власти и крупных бизнес-структур.
На втором этапе был осуществлен эксперимент. Автор статьи Т. Л. Каминская, зарегистрировавшись на платформе «Сервис журналистских запросов» (https://pressfeed.ru/) в качестве эксперта, на протяжении четырех месяцев писала экспертные комментарии в ведущие СМИ. Данные о сервисе Pressfeed.ru предоставлены авторам по письменному запросу платформой.
Российский опыт медиакраудфандинга и цифровые форматы: осмысление практики коммуникации
Успешный опыт инициативных медиапроектов связан прежде всего с такими цифровыми платформами, как самая первая в России и крупная Planeta.ru, имеющая проектную категорию «Литература и журналистика»; BoomStarter — вторая по величине российская крауд-площадка, привлекающая инвестиции в творческие проекты; и наконец, запущенная в 2020 г. первая специализированная крауд-платформа для журналистов и медиа «Сила слова».
Примером успешных кейсов краудфандинга на новой платформе является журнал «Мир фантастики» (2020), который собрал более 8 млн руб. на работу редакции и выпуск журнала в течение 2021 г.
Платформа «Сила слова» объявила следующие направления собственного краудфандинга:
— журналистские расследования;
— журналистские десанты в труднодоступные и отдаленные места для съемок;
— проекты медийной коллаборации нескольких редакций для освещения социально значимой в регионах тематики;
— поддержка журналистов (преимущественно на судебные расходы), лишенных работы и попавших в трудную жизненную ситуацию1.
Платформа находится пока в стадии становления, и, по утверждению ее руководства, не готова работать с суммами более 100 тыс. руб.
Запуск специализированной российской медиаплатформы такого рода тем более важен, что имеющие большой потенциал известные зарубежные платформы краудфандинга (Patreon, Kickstarter, Indiegogo) не имеют стартовой целевой аудитории — российских читателей и подписчиков. Только один эксперт выразил готовность работать с ними.
Все авторы медиапроектов говорили, что использовать краудфандинг догадались в последние два года. Интересно, что часть выпускников вузов медийных факультетов, где авторы статьи возглавляли государственные аттестационные комиссии последние два года (ВШЭ, Череповецкий госуниверситет, Псковский госуниверситет), указывали на краудфандинг как на способ реализации собственных творческих инициатив. Неслучайно к практике краудфандинга обращается молодежь: эксперты Planeta.ru подчеркивали, что платформа является еще и способом протестировать идею на востребованность, а также своеобразным предзаказом общества.
По мнению экспертов, вознаграждения должны быть материальными (подписка на издание или диск с фильмом), но больше нематериальными (обед с командой журналистов, «большое гималайское спасибо» — в случае с фильмом о медведях, курсы онлайн по медиаграмотности и т. п.). Вознаграждения в краудфандинге именуются лотами. В целом их можно разделить на четыре вида: символические, электронные, материальные (рукопись стихотворения автора, картина и т. д.) и ивентовые: символический лот — это лот «просто хочу поддержать».
Что касается видеообращения, то единодушие экспертов было очевидно: качественный ролик вдвое увеличивает шансы проекта на успех; ролик с обращением к целевой аудитории расширяет возможности продвижения проекта в социальных медиа и после его завершения.
Оптимальным указывался хронометраж видеообращения не больше двух минут, подчеркивались необходимость четкого определения целевой аудитории, хорошее качество звука, смена планов и наличие в нем искренности и побуждения к действию:
Необходимо в двух-трех фразах на каждый пункт указать, какой проект предполагается, кто его делает (и почему им можно доверять), что уже сделано и что осталось сделать, сколько не хватает: сумма и объяснение и дать пошаговую инструкцию, как перечислить деньги.
По сути мы открываем онлайн-магазин, в связи с этим задействована определенная лексика и маркетинговые подходы, к этому журналисты не привыкли; на время краудфандинга мы менее медиа, чем магазин, мы должны думать, как нам «продать» идею, и у большинства медиа такого опыта нет. И тут самое полезное — найти волонтера с опытом продаж в онлайне, еще можно почитать про онлайновые магазины.
Качественный ролик примерно вдвое увеличивает шансы проекта на успех.
В плане успешной коммуникации с целевой аудиторией на платформе предлагались такие практики, как использование медийных лиц, собственных и социальных сетей, а также значимые для целевой аудитории мотивации. Подтверждением необходимости четкой адресации служат и контент-анализ платформ краудфандинга. Так, упомянутая «полезность проекта» и интерес к нему порой связаны не с широкой социальной базой, а с узкой целевой аудиторией. Так, в разделе журналистики очень быстро собираются средства на, казалось бы, не социально значимые, а достаточно экзотические проекты. Так, в числе новых проектов 2022 г. опередил свой график сбора средств проект издания «Антологии тайных текстов шиваизма». Обращение к целевой аудитории и описание предполагаемого издания изобилует специфической лексикой «для своих», «для посвященных» и перечислением различного рода духовных практик. Например, переводчик текстов характеризуется таким образом: Посетил как паломник практически все наиболее известные храмы и ашрамы. Принимал участие как слушатель в пандитских диспутах на санскрите в разных местах: в Бхаратия хинду Юниверсити, в библиотеке Абхинавагупты и других местах. Брал частные уроки уроки у Вагиша Шастри Бхагирата Прасада Трипатхи2.
Успешный краудфандинг проекта «Видеокурс “Волшебный городской портрет”»3 также базируется на четкой обращенности к довольно узкой целевой аудитории, которая стремится осуществлять авторскую городскую видеосъемку и пост-обработку кадров при помощи Lightroom и Adobe Photoshop.
Нередко описания проектов представляют собой гипертекст, содержащий ссылки на интервью их создателей на сторонних ресурсах, на прежние реализованные проекты, публикуются фотографии свидетельств авторов.
Солидарность в отношении инициативных медиапроектов могут проявлять как знакомые люди (к ним эксперты советовали обратиться прежде всего), так и совершенно незнакомые. В последнем случае мотивацией может быть «личная история» адресата, связанная с тематикой заявленного проекта. Так, Юлия Корнева, снявшая документальный фильм о месте, где жили во время сталинских репрессий дети репрессированных (фильм «Дети Нарыма»), рассказывала, что с помощью цифровых платформ удается не только собрать средства на съемки. Журналисты находят проводников, участников экспедиции, необходимые для экспедиции вещи и даже обретают главного героя фильма (например, фильм про ссыльных в Нарым активно поддерживали люди, у которых родители были сосланы в территорию предполагаемых съемок). При этом что касается даже символических вознаграждений (например, в виде титров после фильма), то нередко при поддержке таких социально значимых и просветительских проектов, спонсоры отказываются от них и желают остаться неизвестными. Однако упоминание в титрах (например, «Ютуб» позволяет делать титры любого масштаба) для некоторых важно, поскольку принадлежность к проекту — это один из способов заявить публично свою гражданскую позицию.
Как отмечали эксперты, важно в обращении на платформе указать социальную значимость проекта и то, почему он обязательно удастся: Люди любят быть участниками чего-то выдающегося.
В отношении сбора средств также существуют свои тонкости: собирать лучше не всю сумму, а на конкретные аспекты проекта (например, на фотоловушки и экспедицию для оператора фильма); главное, «уйти от нуля» на сайте, можно даже попросить своих знакомых перечислить минимальную сумму, незнакомые люди, как правило, не хотят быть первыми.
Как отметила Наталья Игнатенко, PR-директор проекта Planeta.ru, сервис расширяет возможности именно для медийных проектов. На сайте можно найти профили организаторов, которые указывают на собственный выбор проектных инициатив, они же оказывают выбранным проектам продюсерскую поддержку хотя бы выбором в собственном профиле. На сайте можно увидеть, на какие проекты пал выбор PR-директора, среди них больше всего как раз благотворительных и медийных4. Во время пандемии платформа впервые не только открыла проектный сбор денег, но и позволила СМИ собирать средства на их текущие нужды. Также Наталья указала на появившуюся в 2021 г. категорию «Экология» как на еще одну возможность, нишу для медийщиков, снимающих фильмы соответствующей тематики. В целом практика медиакраудфандинга последних двух лет довольна успешна: доля удачных медийных проектов за 2020 г. составляла чуть меньше трети (лидирующая позиция).
Скорее всего, такая практика будет масштабироваться. Об этом свидетельствует тот факт, что осенью 2021 г. Альянс независимых региональных издателей (АНРИ) провел очную школу краудфандинга для журналистов5.
Аналитики отмечают также то, что «у медиапроектов при создании страницы есть как преимущества, так и недостатки. Плюсы в том, что крауд-проект внешне очень напоминает материал на интернет-ресурсе <…>. Человеку из медиа может быть гораздо проще придумать яркий вовлекающий заголовок инициативы, чем кому-то еще: ведь это его профессиональный навык» [Кудинов 2021].
Таким образом, факторами успешного медиакраудфандинга являются создание комьюнити вокруг медиа, апеллирование к гражданской позиции целевой аудитории, в частности путем символических лотов, и привлечение к продвижению проекта лидеров мнений.
Платформенный медиакраудсорсинг
как создание цифрового комьюнити
Самая известная сегодня краудсорсинговая платформа — американская разработка Help a Reporter Out (HARO), созданная в 2008 г. и обслуживающая сегодня, по заявлению владельцев, более 100 тысяч подписчиков, включая 30 тысяч представителей СМИ.
В России аналог такой платформы (https://pressfeed.ru/) разработан журналистом Константином Бочарским, редактором блока «Перспективы» журнала «Секрет фирмы» ИД «Коммерсантъ», который в интервью признавался, что запуск американской платформы «взорвал индустрию журналистики и пиара» и побудил его к действиям: «Только в 2014 году я вновь вернулся к проекту. В июле начал разработку, а в декабре уже запустил в свет. После продажи “Секрета фирмы” Rambler & Co я уже не стал искать работу журналиста и полностью посвятил себя Pressfeed». Журналист закончил курсы программирования и в 2016 г. «выкатил проект на рынок»6.
Сегодня сервис Pressfeed.ru помогает СМИ, ньюсмейкерам и экспертам найти друг друга. С его помощью журналисты собирают экспертные мнения разных специалистов, чтобы ссылаться на них в своих публикациях. Там же редакторы ищут авторов, готовых писать полноценные колонки, и спикеров для выступлений по ТВ и в радиоэфире. Хотя сервис позиционирует себя прежде всего как возможность пиара, он позволяет высказывать независимое, порой нетривиальное мнение, свою гражданскую позицию и озвучивать эту позицию посредством ведущих медиа. От такого сотрудничества выигрывают обе стороны. СМИ получает эксклюзивный контент и инсайты. Ньюсмейкер — широкий охват целевой аудитории и возможность выразить свою экспертную и гражданскую позицию.
Эксперимент работы на сайте для исследования показал эффективность платформы. Каждый рабочий день в 10:00 и 15:00 (в зависимости от заявленного при регистрации времени) сервис рассылает на почту экспертам подборки запросов журналистов, не давая при этом возможности напрямую общаться с журналистом, тем самым защищая его от спама, назойливой и незапрошенной коммуникации.
Сервис добавляет все новые функции. Так, за последнее время была добавлена возможность переслать запрос незарегистрированному на сайте эксперту с призывом «Помогите эксперту и журналисту!» Кстати, именно за помощью в поиске и подборе героев публикаций, по нашим наблюдениям, журналисты в последний год обращаются все чаще. На платформе стали размещаться и задания для журналистов-фрилансеров, работающих удаленно. Например, за февраль 2022 г. было размещено 11 таких заданий с оплатой по договоренности: предлагается написать сценарии для 20-минутных роликов ютуб-канала, статью в профильный журнал про тайм-менеджмент или ведется поиск видеоператора, готового со своим оборудованием поехать на Кипр для съемок интервью. Как правило, задачи фрилансерам прописываются довольно тщательно и подробно: формулируются вопросы для освещения, объем публикации и уровень экспертов.
Интересно, что в последний год Pressfeed.ru активно включился в обучающие практики: создает руководства для авторов и экспертов, размещает советы по поводу создания медиаконтента в форматах сторителлинга и по формулировке заголовков.
Информирование авторов о принятии или отклонении их экспертных комментариев и добавление ссылок на публикации на сервисе роботизировано. Об этих действиях также приходит интерактивное оповещение на почту (рис. 1, 2).
Рис. 1. Автоматическое уведомление автора в электронной почте о публикации его комментария
Рис. 2. Процесс автоматической обработки публикации на платформе Pressfeed.ru
Рис. 3. Результат эксперимента работы одного из авторов статьи в качестве эксперта для СМИ на платформе Pressfeed.ru (период — шесть месяцев 2021 г.)
Одна из самых больших трудностей в текущей работе журналиста — получить аргументированное независимое мнение часто по внезапно возникающим проблемам социума от эксперта. Техпроцесс редакций требует сделать это как можно быстрее. Как показало наше исследование, тематика запросов зависит от политической и экономической конъюнктуры, а также от своеобразной медиамоды. Так, во время нашего эксперимента сразу несколько редакций в одну неделю запросили комментарии по теме использования в речи феминитивов типа «блогерша», «редакторка», и одному из авторов статьи удалось опубликовать два различных комментария в двух ведущих медиаресурсах. Во время зимней олимпиады в Пекине запросы касались скандальных историй с допингом и медальных прогнозов.
Еженедельно журналисты делают много запросов по таким темам, как ритейл, недвижимость, строительство, финансы, авто, транспорт и логистика, право, ИТ и телеком, кадры и менеджмент, что соответствует наиболее сильным отраслевым и тематическим направлениям российских СМИ. Контент-анализ запросов демонстрирует, что они тематически отражают актуальную совокупную медийную повестку ведущих российских СМИ.
Ответив на запрос авторов статьи о статистике, платформа сообщила следующее: «У нас около 100 тысяч пользователей, растем в полтора раза в год. Сервисом пользуется больше половины медиаресурсов в РФ. Публикуем 60–70 новых запросов в день, в месяц их количество доходит до 1500. Журналисты в среднем принимают 4 из 10 отправленных комментариев. Эксперту достаточно пару раз в неделю заходить на платформу и отвечать на 2–3 запроса, чтобы в течение года получить упоминания в 100+ публикациях». В отношении профессий экспертов, которых журналисты чаще всего привлекают к сотрудничеству, предоставлены такие данные: «За период с октября 2020 по апрель 2021 года финансистов, которые могли бы прокомментировать актуальные события на рынке, зарегистрированных на сервисе, журналисты искали 2164 раза. За консультацией к топ-менеджерам они обращались 1777 раз. Мнение медиков интересовало СМИ 1434 раза.
Кроме того, в топ-10 самых медийных профессий вошли юристы (1370 запросов), специалисты в сфере недвижимости (1266 запросов), ритейла (1004 запроса), IT (1001 запрос), маркетологи (938 запросов), психологи (811 запросов) и политологи (790 запросов)».
Таким образом, контентный краудсорсинг, осуществляемый посредством цифровой платформы, является эффективным инструментом привлечения широкой общественности к обсуждению экономических, социальных и политических проблем общества. Тем более что сегодня очевидно расширение контентного соучастия адресата в создании медиапродукта. Исследователями подчеркивается изменение роли журналиста в современной медиареальности: «Журналистский продукт больше не относится к монополии профессиональных журналистов» [Пром 2020].
Результаты исследования
Пандемия ускорила многие процессы и со всей очевидностью продемонстрировала новые тренды, в частности в медийной сфере. Одним из таких трендов является создание цифрового медиакомьюнити на специализированных онлайн-платформах. С их помощью, помимо финансового и контентного соучастия аудитории в создании медиапроектов, журналисты получают возможность создавать долговременные связи с экспертами и доверительные отношения со своей аудиторией.
Существуют противоречия между финансовыми интересами медиа и их социальной миссией, которые может снять краудсорсинг и краудфандинг. Разумеется, исследованные авторами цифровые платформы также не являются благотворителями в чистом виде — они посредники, связывающие аудиторию и экспертное сообщество с журналистами и имеющие свой финансовый процент. Однако платформы являются также серьезным ресурсом для тестирования востребованности тематики и направленности СМИ обществом, позволяют осуществлять гражданскую миссию медиа.
Любой человек может высказать свою гражданскую позицию посредством цифровых медиаплатформ различными путями: финансированием независимого медиапроекта или поддержкой редакции своего города, экспертным соучастием при создании контента журналистом, вовлечением в медиапроекты в качестве волонтера расследования, проводника в труднодоступную местность для съемочных групп и т. д.
Создание качественного контента при минимизации издержек за счет «мудрости толпы» и потенциала ее гражданского активизма меняют систему отношений в обществе, лежащих на оси «власть — аудитория — медиа».
Наша убежденность в том, что медиакраудфандинг и медиакраудсорсинг являются перспективой для гражданского активизма в России подтверждается и краудсорсинговыми усилиями власти (в частности, инициативы АСИ)7.
К возможной исследовательской перспективе темы следует отнести изучение аудитории, вовлеченной в финансовую и экспертную поддержку медиа, а также мониторинга социального и экономического эффектов от цифровых платформ краудсорсинга и краудфандинга в России.
Выводы
Создание медиакомьюнити сегодня является если не необходимым, то желательным условием для медиа, особенно для проектов, организованных как независимые от власти. Способствуют этому процессу созданные за последнее пять лет российские цифровые платформы для краудфандинга и краудсорсинга в сфере журналистики. Такие платформы, как Pressfeed.ru и Planeta.ru, получили во время пандемии импульс к развитию, востребованность платформ подтверждает возникновение нового специализированного для журналистов ресурса «Сила слова».
Успех медийных проектов в привлечении целевой аудитории к финансовому и контентному соучастию зависит прежде всего от коммуникативного профессионализма их организаторов и точного знания своей целевой аудитории.
1 https://word-power.ru/about/857d6406-f882-435b-abea-db61cb0d6d0e. ↑
2 https://planeta.ru/campaigns/saiva. ↑
3 https://planeta.ru/campaigns/colorport. ↑
4 https://planeta.ru/natuletochka. ↑
5 https://anri.org.ru/2021/03/21/kraudfanding-dlja-smi/. ↑
6 Интервью с Константином Бочарским: https://skillbox.ru/media/management/interview_bocharsky/. ↑
7 https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6535626. ↑
Витвинчук, В. В. (2016). Краудсорсинговые технологии в современной российской журналистике. Медиаисследования, 3, 11–16.
Дускаева, Л. Р., Иванова, Л. Ю. (2020). Коммуникативная санация в онлайн-комьюнити. В В. М. Шаклеин (Ред.), Русский язык в современном научном и образовательном пространстве: сборник тезисов Международной научной конференции, посвященной 90-летию профессора Серафимы Алексеевны Хаврониной (с. 16–18). Москва: РУДН.
Каминская, Т. Л. (2020). Фактор адресата в современной медийной ситуации. Вестник Воронежского государственного университета, 2, 109–111.
Коломийцева, Е. Ю. (2021). Новые медиа в пандемию: пути трансформации. Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева, 1 (34), 144–152.
Корнеева, И. Е. (2016). Фандрайзинг в российских некоммерческих организациях: результаты эмпирического исследования. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 4, 48–66.
Кудинов, И. (2021). Краудфандинг: способ выжить и шанс преуспеть. Журналист, 6. Электронный ресурс https://jrnlst.ru/crowdfunding.
Ливанова, М. В. (2020). Не только журналистика: локальная газета как социальное пространство. Век информации, 1, 69–76.
Мельник, Г. С. (2017). Тактические медиа как протестный ресурс. Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов, 2 (11), 141–152.
Мерсиянова, И. В., Брюхно, А. С. (2020). Цифровые волонтерские платформы: готовность россиян и потенциал применения. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 6, 357–375.
Осиповская, Е. А. (2017). Инновационные техники вовлечения аудитории СМИ: зарубежный опыт. Вестник РУДН, 4, 687–695.
Пак, Е. М. (2014). Краудсорсинг как современная модель обмена и управления информацией в сетевых СМИ. Управленческое консультирование, 2 (62), 153–158.
Патласов, О. Ю. (2015). Краудфандинг: виды, механизм функционирования, перспективы народного финансирования в России. Наука о человеке: гуманитарные исследования, 2, 209–219.
Пром, Н. А. (2020). Типы адресата в медиадискурсе. Медиалингвистика, 7 (1), 95–103. https://doi.org/10.21638/spbu22.2020.108
Тепляшина, А. Н., Омельченко, К. И. (2016). Способы выживания российских СМИ и медиахолдингов в условиях кризиса. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 4, 54–69.
Appel, G., Grewal, L., Hadi, R., Stephen A. T. (2020). The future of social media in marketing. J. of the Acad. Mark. Sci. 48, 79–95. https://doi.org/10.1007/s11747-019-00695-1
Brown, R., Mawson, S., Rowe, A., Mason, C. (2018). Working the crowd: Improvisational entrepreneurship and equity crowdfunding in nascent entrepreneurial ventures. International Small Business Journal: Researching Entrepreneurship, 36 (2), 169–193.
Clapperton, G. (2012). Why Successful Crowdfunding Requires a Social-Media Mind-Set. Harvard Business Review. Электронный ресурс http://blogs.hbr.org/2012/12/why-successful-crowdfunding-re/.
Duskaeva, L. (Ed.). (2021). Speech Etiquette in Slavic Online Communities. Cham: Palgrave Macmillan. Электронный ресурс https://www.palgrave.com/gp/book/9783030817466#aboutBook.
Everett, I. (2015). It Takes A Hive — How To Run A Successful Crowd Funding Campaign. Bee Culture, 143 (8), 37–38. Электронный ресурс https://www.beeculture.com/it-takes-a-hive/.
Kind, H., Nilssen, T., Sњrgard, L. (2009). Business Models for Media Firms: Does Competition Matter for How They Raise Revenue? Marketing Science, 28 (6). Электронный ресурс https://www.researchgate.net/publication/45138115_Business_Models_for_Media_Firms_Does_Competition_Matter_for_ How_They_Raise_Revenue.
Levine, M. L., Feigin, P. A. (2014). Crowdfunding Provisions under the New Rule. CPA Journal, 84 (6), 46– 51. Электронный ресурс https://www.proquest.com/openview/7206565bc9917d07493707c45d7208 f4/1?pq-origsite=gscholar&cbl=41798.
Muninger, M., Hammedi, W., Mahr, D. (2019). The value of social media for innovation: A capability perspective. Journal of Business Research, 95, 116–127. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2018.10.012
Samanta, P. K., Cumming, D. J. (2021). Crowdfunding: Fundamental Cases, Facts and Insights. Academic Press. https://doi.org/10.1016/C2017-0-01634-8
Szopa, A., Marek, T., F.frowicz, M. (2017). The Role of Crowdfunding as a Business Model in New Media Industry. In J. Kantola, T. Barath, S. Nazir, T. Andre (Eds), Advances in Human Factors, Business Management, Training and Education. Advances in Intelligent Systems and Computing, 498, 87–92. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-42070-7_9
Ulin, J. C. (2019). The Business of Media Distribution: Monetizing Film, TV, and Video Content in an Online World. New York: Routledge.
Wallace, R., Vuong, C. (2011). Crowdfunding and Its Impact. PA Times, 34 (4), 1–8.
Yuzvovich, L., Knyazeva, E., Mokeeva, N., Avramenko E., Maramygin M. (2016). Impact of financia globalization on banking risks. American Journal of Applied Sciences, 4, 391–399.
Appel, G., Grewal, L., Hadi, R., Stephen, A. T. (2020). The future of social media in marketing. J. of the Acad. Mark. Sci., 48, 79–95. https://doi.org/10.1007/s11747-019-00695-1
Brown, R., Mawson, S., Rowe, A., Mason, C. (2018). Working the crowd: Improvisational entrepreneurship and equity crowdfunding in nascent entrepreneurial ventures. International Small Business Journal: Researching Entrepreneurship, 36 (2), 169–193.
Clapperton, G. (2012). Why Successful Crowdfunding Requires a Social-Media Mind-Set. Harvard Business Review. Retrieved from http://blogs.hbr.org/2012/12/why-successful-crowdfunding-re/.
Duskaeva, L. (Ed.). (2021). Speech Etiquette in Slavic Online Communities. Cham: Palgrave Macmillan. Retrieved from https://www.palgrave.com/gp/book/9783030817466 aboutBook.
Duskaeva, L. R., Ivanova, L. Iu. (2020). Communicative reorganization in the online community. In V. M. Shaklein (Ed.), Russkii iazyk v sovremennom nauchnom i obrazovatel’nom prostranstve. sbornik tezisov Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posviashchennoi 90-letiiu professora Serafimy Alekseevny Khavroninoi (pp. 16–18). Moscow: RUDN Publ. (In Russian)
Everett, I. (2015). It Takes A Hive — How To Run A Successful Crowd Funding Campaign. Bee Culture, 143 (8), 37–38. Retrieved from https://www.beeculture.com/it-takes-a-hive.
Kaminskaia, T. L. (2020). The addressee factor in the modern media situation. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta, 2, 109–111. (In Russian)
Kind, H., Nilssen, T., S rgard, L. (2009). Business Models for Media Firms: Does Competition Matter for How They Raise Revenue? Marketing Science, 28 (6). Retrieved from https://www.researchgate.net/publication/45138115_Business_Models_for_Media_Firms_Does_Competition_Matter_for_How_They_Raise_Revenue.
Korneeva, I. E. (2016). Fundraising in Russian Non-Profit Organizations: Results of Empirical Research. Monitoring obshchestvennogo mneniia: Ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny, 4, 48–66. (In Russian)
Kolomiitseva, E. Iu. (2021). New media in a pandemic: ways of transformation. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishcheva, 1 (34), 144–152. (In Russian)
Kudinov, I. (2021). Crowdfunding: a way to survive and a chance to succeed. Zhurnalist, 6. Retrieved from https://jrnlst.ru/crowdfunding. (In Russian)
Levine, M. L., Feigin, P. A. (2014). Crowdfunding Provisions under the New Rule. CPA Journal, 84 (6), 46–51. Retrieved from https://www.proquest.com/openview/7206565bc9917d07493707c45d7208f4/1?pq-origsite=gscholar&cbl=41798.
Livanova, M. V. (2020). Not only journalism: a local newspaper as a social space. Vek informatsii, 1, 69–76. (In Russian)
Mel’nik, G. S. (2017). Tactical media as a protest resource. Sovremennaia periodicheskaia pechat’ v kontekste kommunikativnykh protsessov, 2 (11), 141–152. (In Russian)
Mersiianova, I. V., Briukhno, A. S. (2020). Digital Volunteer Platforms: Russian Willingness and Application Potential. Monitoring obshchestvennogo mneniia: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny, 6, 357–375. (In Russian)
Muninger, M., Hammedi, W., Mahr, D. (2019). The value of social media for innovation: A capability perspective. Journal of Business Research, 95, 116–127. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2018.10.012
Osipovskaia, E. A. (2017). Innovative techniques for involving the media audience: foreign experience. Vestnik RUDN, 4, 687–695. (In Russian)
Pak, E. M. (2014). Crowdsourcing as a modern model of information exchange and management in online media. Upravlencheskoe konsul’tirovanie, 2 (62), 153–158. (In Russian)
Patlasov, O. Iu. (2015). Crowdfunding: types, mechanism of functioning, prospects of public financing in Russia. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniia, 2, 209–219. (In Russian)
Prom, N. A. (2020). Types of addressee in media discourse. Media Linguistics, 7 (1), 95–103. https://doi.org/10.21638/spbu22.2020.108 (In Russian)
Samanta, P. K., Cumming, D. J. (2021). Crowdfunding: Fundamental Cases, Facts and Insights. Academic Press. https://doi.org/10.1016/C2017–0–01634–8
Szopa, A., Marek, T., Fąfrowicz, M. (2017). The Role of Crowdfunding as a Business Model in New Media Industry. In J. Kantola, T. Barath, S. Nazir, T. Andre (Eds), Advances in Human Factors, Business Management, Training and Education. Advances in Intelligent Systems and Computing, 498, 87–92. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-42070-7_9
Tepliashina, A. N., Omel’chenko, K. I. (2016). Ways of survival of the Russian mass media and media holdings in the conditions of crisis. Kommunikatsii. Media. Dizain, 4, 54–69. (In Russian)
Ulin, J. C. (2019). The Business of Media Distribution: Monetizing Film, TV, and Video Content in an Online World. New York: Routledge.
Vitvinchuk, V. V. (2016). Crowdsourcing technologies in modern Russian journalism. Mediaissledovaniia, 3, 11–16. (In Russian)
Wallace, R., Vuong, C. (2011). Crowdfunding and Its Impact. PA Times, 34 (4), 1–8.
Yuzvovich, L., Knyazeva, E., Mokeeva, N., Avramenko, E., Maramygin, M. (2016). Impact of financial globalization on banking risks. American Journal of Applied Sciences, 4, 391–399.
Статья поступила в редакцию 30 октября 2021 г.;
рекомендована к печати 4 февраля 2022 г.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2022
Received: October 30, 2021
Accepted: February 4, 2022