Вторник, 11 маяИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Выпуск 2013 № 2

2013 выпуск 2
«Речевая коммуникация в средствах массовой информации»

2013 спецвыпуск 2 - Сборник "Медиалингвистика"

Редак­ци­он­ный совет

С. Гайда
(Опо­ле, Польша)

Т. ван Дейк
(Бар­се­ло­на, Испания)

Т. М. Доб­рос­клон­ская
(Москва)

В. И. Ивчен­ков
(Минск, Беларусь)

М. Ю. Казак
(Бел­го­род)

В. Г. Косто­ма­ров
(Москва)

И. П. Лыса­ко­ва
(Санкт-Петер­бург)

К. А. Рого­ва
(Санкт-Петер­бург)

О. Б. Сиро­ти­ни­на
(Сара­тов)

Г. Я. Солга­ник
(Москва)

Л. Цоне­ва
(В. Тыр­но­во, Болгария)

Т. В. Шме­ле­ва
(Вели­кий Новгород)

Науч­ный редактор 

Л. Р. Дускаева

Редак­ци­он­ная коллегия 

А. А. Горя­чев
В. В. Васи­лье­ва
В. И. Конь­ков
Ю. М. Коня­е­ва
А. А. Малы­шев
Е. А. Щеглова

Ответ­ствен­ные редакторы

В. В. Васи­лье­ва
В. И. Коньков

Рецен­зен­ты

д. филол. наук, про­фес­сор
И. П. Лысакова

канд. филол. наук, доцент
К. В. Прохорова

Во вто­рой сбор­ник серии «Медиа­линг­ви­сти­ка» вошли ста­тьи участ­ни­ков II-го Меж­ду­на­род­но­го науч­но-прак­ти­че­ско­го семи­на­ра (СПб­ГУ, 17 – 19 апре­ля 2013 г.) по акту­аль­ным вопро­сам совре­мен­ной медиа­линг­ви­сти­ки: типо­ло­гия медиа­ре­чи, язык СМИ и куль­ту­ра, осо­бен­но­сти рече­вой ком­му­ни­ка­ции в аудио­ви­зу­аль­ных СМИ. В послед­ний раз­дел вошли ста­тьи, в кото­рых рас­смат­ри­ва­ют­ся про­бле­мы оте­че­ствен­ной спе­ци­аль­ной дидак­ти­ки: пре­по­да­ва­ние фоне­ти­ки на факуль­те­тах жур­на­ли­сти­ки, рабо­та над тек­сто­вы­ми ошиб­ка­ми на заня­ти­ях по рус­ско­му язы­ку, раз­ви­тие твор­че­ско­го потен­ци­а­ла студентов.

Изда­ние адре­со­ва­но спе­ци­а­ли­стам по медиа­линг­ви­сти­ке, пре­по­да­ва­те­лям линг­ви­сти­че­ских дис­ци­плин на факуль­те­тах жур­на­ли­сти­ки и при­клад­ных коммуникаций.

СОДЕРЖАНИЕ

ЯЗЫК СМИ И КУЛЬТУРА

Dijk van T. A. Epistemic News Discourse Analysis

Бар­ба­шов В. П. «Оста­но­ви втор­же­ние!» Мифо­ло­ге­ма «враг» и кол­лек­тив­ная интен­ци­о­наль­ность (на при­ме­ре инфор­ма­ци­он­ной войны про­тив М. С. Евдокимова)

Бег­ло­ва Е. И., Насы­ро­ва А. С. Номи­на­тив­ная функ­ция ино­языч­ных слов в совре­мен­ном пуб­ли­ци­сти­че­ском тексте

Боб­ров­ская Г. В. Фигу­ры речи как эло­ку­тив­ные кон­стан­ты пуб­ли­ци­сти­че­ско­го дискурса

Васи­на Е. В. Роль линг­во­фи­ло­соф­ских кон­цеп­ций язы­ко­вой игры в ана­ли­зе тек­стов мас­со­вой коммуникации

Вор­со­вич М. Избран­ные про­яв­ле­ния язы­ко­вoй неумест­но­сти в поль­ских СМИ

Гуро­ва Е. К., Куни­ци­на Н. В. Сти­ли­сти­ка жур­на­лов про­све­ти­тель­ской направ­лен­но­сти изда­тель­ства «DeAgostini»

Дани­лев­ская Н. В. Деструк­ция лите­ра­тур­ной нор­мы в совре­мен­ной мас­со­вой коммуникации

Жита­рюк М. Г. Суб­стан­ци­аль­ность меди­а­ком­му­ни­ка­ции как соци­о­куль­тур­ный фак­тор фор­ми­ро­ва­ния инфор­ма­ци­он­но­го баланса

Коня­е­ва Ю. М. Науч­но-тех­ни­че­ские откры­тия в текстах мас­со­вой газе­ты: праг­ма­сти­ли­сти­че­ский аспект

Коп­ни­на Г. А. О рече­вой анти­куль­ту­ре в СМИ

Кор­ми­ли­цы­на М. А. Ком­му­ни­ка­тив­ная ком­пе­тент­ность жур­на­ли­ста как важ­ный фак­тор вли­я­ния на куль­ту­ру общества

Кре­со­ва Н. А. Исто­рии о «хоро­ших» имми­гран­тах: дис­кур­сив­ные стра­те­гии для созда­ния поло­жи­тель­но­го обра­за «дру­го­го»

Куз­не­цов Н. Л. Сте­рео­ти­пы исто­ри­че­ско­го зна­ния и их отра­же­ние в сред­ствах мас­со­вой инфор­ма­ции (тер­ми­но­ло­ги­че­ский аспект)

Лукьянова С. В. Пищевой код в текстах СМИ

Мель­ни­ко­ва Е. Г. Орфо­гра­фи­че­ские нор­мы в текстах СМИ

Милё­хи­на Т. А. «Герой вре­ме­ни» в совре­мен­ном медиапространстве

Мин­чук И. И. Кон­вер­си­вы с пре­ди­ка­та­ми род­ства в текстах СМИ

Мок­и­ен­ко В. М. Из опы­та состав­ле­ния фра­зео­ло­ги­че­ских словарей

Ники­ти­на Л. Б. Дурак в Рос­сии боль­ше, чем дурак: сви­де­тель­ства газет­ных текстов

Ново­се­ло­ва О. В., Рома­нов А. А. Медиа­дис­курс поли­ти­че­ской угро­зы как ком­му­ни­ка­тив­ный кон­структ СМИ

Орло­ва Н. В. Эти­че­ский дис­курс совре­мен­ных реги­о­наль­ных газет

Поп­ко­ва Л. М. Жулик обык­но­вен­ный. Это оскорбительно?

Проску­ря­ков М. Р. О неко­то­рых систем­ных явле­ни­ях в язы­ке СМИ

Рипей М. В. Дости­же­ние лек­си­че­ской пра­виль­но­сти укра­и­но­языч­но­го тек­ста с помо­щью рус­ско­го язы­ка (из опы­та редактирования)

Семе­нец Е. А. От после­до­ва­тель­но­сти к моза­ич­но­сти: кол­лаж в пост­мо­дер­ной куль­ту­ре и дискурсе

Став­ров­ская И. В. Интер­вью в глян­це­вом жур­на­ле как репре­зен­та­ция фрей­ма «успех»

Сто­я­но­ва Е. В. Архи­тек­тур­ная мета­фо­ра как спо­соб пред­став­ле­ния совре­мен­ной линг­во­куль­тур­ной ситу­а­ции в Рос­сии и Болгарии

Сури­ко­ва Т. И. Линг­ви­сти­че­ские аспек­ты эти­ки как направ­ле­ние иссле­до­ва­ний медиастилистики

Химик В. В. Фено­мен хам­ства в рус­ской рече­вой коммуникации

Цве­то­ва Н. С. Ком­му­ни­ка­тив­ная неуда­ча в све­те интен­ци­о­наль­ной стилистики

Цоне­ва Л. М. Язы­ко­вая игра игра в меди­а­тек­сте в све­те интенциональности

Чеп­ки­на Э. В., Шмидт Э. В. Дис­кур­сив­ные прак­ти­ки рекла­мы: репре­зен­та­ция тра­ди­ци­он­ных ценностей

Шеста­ко­ва Э. Г. Текст мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций и про­бле­ма соци­аль­но­го забвения

Шили­на А. Г. Рече­вой сек­сизм как прак­ти­ка куль­тур­но­го раз­ру­ше­ния соци­у­ма (на мате­ри­а­ле муж­ских журналов)

ТИПОЛОГИЯ МЕДИАРЕЧИ

Brzozowska D. Demotivators as a new type of media texts

Skowronek B. Mediolingwistyka z polskiej perspektywy. Ujęcie autorskie

Аве­ри­на Т. Б. Замет­ки к моде­ли опи­са­ния рече­вых средств воз­дей­ствия А. А. Котова

Горя­чев А. А. Раз­го­вор­ник как инстру­мент про­дви­же­ния IT-продукта

Гри­го­рье­ва Н. О. Кон­струк­ции с поли­функ­ци­о­наль­ны­ми слу­жеб­ны­ми сло­ва­ми: тек­сто­вый потенциал

Гриц­ке­вич Ю. Н. Фак­тор авто­ра и фак­тор адре­са­та в мас­сме­ди­аль­ном поли­ти­че­ском дискурсе

Дус­ка­е­ва Л. Р. Ана­ли­ти­че­ские век­то­ры раз­ви­тия медиа­сти­ли­сти­ки в Рос­сии и за рубежом

Ивчен­ков В. И. Рече­вая ком­му­ни­ка­ция в аспек­те когни­тив­ной обра­бот­ки дис­кур­са СМИ

Кара-Мур­за Е. С. Элек­то­раль­ный дис­курс, СЛЭ и медиалингвистика

Кор­ни­ло­ва Н. А. Фати­че­ская речь в СМИ

Крю­ко­ва С. В. Изу­че­ние жан­ро­во-сти­ли­сти­че­ских харак­те­ри­стик пуб­ли­ка­ций рай­он­ных газет Бел­го­род­ской области

Малы­ше­ва Е. Г. Репре­зен­та­ция тема­ти­че­ских и смыс­ло­вых доми­нант меди­а­тек­ста в поли­ти­че­ском кол­ла­же (на при­ме­ре обло­жек дело­во­го жур­на­ла «биз­нес-курс»)

Мана­ен­ко Г. Н. Отоб­ра­же­ние ком­му­ни­ка­тив­ных интен­ций пуб­ли­ци­ста на осно­ве ослож­ня­ю­щих конструкций

Наде­и­на Т. М, Папу­ша И. С. Линг­ви­сти­че­ские фак­то­ры эффек­тив­но­сти тек­ста пресс-релиза

Негры­шев А. Ф. Ком­по­зи­ци­он­ные при­е­мы оцен­ки в новост­ном медиатексте

Пас­ту­хов А. Г. Ака­де­ми­че­ское интер­вью: новое в жан­ре и фор­ма­те (на мате­ри­а­ле руб­ри­ки «Интер­вью» в при­ло­же­нии к «неза­ви­си­мой газе­те» Ex libris-НГ)

Пече­то­ва Н. Ю. Модель язы­ка реги­о­наль­ной прес­сы (на при­ме­ре газет Якутии)

Редь­ки­на Т. Ю. Ком­му­ни­ка­тив­но-рече­вые про­яв­ле­ния инфотейнмента

Селез­не­ва Л. В. Субъ­ект­ная струк­ту­ра PR-текстов

Соло­вьев Г. М. Зако­но­мер­но­сти оце­ноч­ной интер­пре­та­ции фак­та в язы­ке медиатекста

Тор­ту­но­ва И. А. Офи­ци­аль­но-дело­вой стиль как сред­ство рече­во­го воз­дей­ствия (на при­ме­ре пись­ма редак­то­ра в жур­на­ле «офи­це­ры»)

Ухва­но­ва-Шмы­го­ва И. Ф. Кау­заль­но-гене­ти­че­ская шко­ла дис­кур­сис­сле­до­ва­ний: тео­ре­ти­ко-мето­до­ло­ги­че­ские пред­по­сыл­ки и прак­ти­че­ские результаты

Чер­ны­шо­ва Т. В. Язык СМИ в ком­му­ни­ка­тив­ной пара­диг­ме: аспек­ты изучения

Юзи­фо­вич В. А. О функ­ци­ях моно­ло­га в порт­рет­ной харак­те­ри­сти­ке пер­со­на­жей очерка

РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ В АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ И СЕТЕВЫХ СМИ

Анто­но­ва Л. Г. Автор­ская про­во­ка­тив­ная сти­ли­сти­ка запи­сей в блоге

Болот­но­ва Н. С. Регу­ля­тив­ные стра­те­гии в медиа­дис­кур­се пуб­лич­ной язы­ко­вой лич­но­сти (на мате­ри­а­ле интер­вью радио­стан­ции «Эхо Москвы»)

Вещи­ко­ва И. А. Орфо­эпи­че­ская состав­ля­ю­щая теле­ре­чи в аспек­те кате­го­рии нормы

Камин­ская Т. Л. Аксио­ло­ги­че­ская поли­фо­ния интернет-коммуникации

Конюш­ке­вич М. И. Оциф­ро­ван­ное сло­во стре­мит­ся к «семан­ти­че­ской бесконечности»

Мали­нов­ска Е. Дело­вой дис­курс в элек­трон­ных массмедиа

Малы­шев А. А. Кочу­ю­щие заго­лов­ки: транс­фор­ма­ция новост­ных заго­лов­ков на интернет-порталах

Несте­ро­ва Н. Г. Функ­ции назва­ний радио­стан­ций и радиопередач

Новок­шо­нов Д. Е. Трол­линг: стра­те­гия дис­кре­ди­та­ции & дис­кре­ди­та­ция стратегий

Печи­щев И. М., Сали­мов­ский В. А. Пуб­ли­ци­сти­че­ская кар­ти­на дей­стви­тель­но­сти в теле­ви­зи­он­ном инфор­ма­ци­он­но-ана­ли­ти­че­ском дискурсе

Про­хо­ро­ва К. В. Заго­ло­вок в интен­ци­о­наль­ном поле сверх­тек­ста интернета

Сомо­ва Е. Г. Пер­се­ве­ра­ция в реклам­ных про­мо на радио

Филип­по­ва Е. В. Обра­ще­ние как сред­ство коопе­ра­тив­но-ори­ен­ти­ро­ван­но­го пуб­лич­но­го обще­ния (на мате­ри­а­ле аме­ри­кан­ских интернет-публикаций)

Чижик А. В. Тен­ден­ции вер­баль­ной ком­му­ни­ка­ции и визу­аль­но­го оформ­ле­ния интер­нет-СМИ в эпо­ху Web 2.0

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И СТИЛИСТИКИ В ВУЗЕ

Беб­чук Е. М. О пре­по­да­ва­нии прак­ти­ку­ма по орфоэпии

Быко­ва Е. В. Модуль­ный текст в прак­ти­ке пре­по­да­ва­ния сти­ли­сти­ки: мето­ди­че­ские рекомендации

Васи­лье­ва В. В. Несколь­ко аргу­мен­тов в защи­ту раз­де­ла «фоне­ти­ка» в кур­се «Совре­мен­ный рус­ский язык» для журналистов

Запря­га­е­ва М. Я., Шиш­лян­ни­ко­ва А. М. Рабо­та над тек­сто­вы­ми ошиб­ка­ми на заня­ти­ях по совре­мен­но­му рус­ско­му языку

Казак М. Ю. Твор­че­ский потен­ци­ал сло­во­об­ра­зо­ва­ния в совре­мен­ных медиатекстах

Конь­ков В. И. Курс «уст­ная речь» на факуль­те­тах журналистики

Куз­не­цо­ва А. В., Цал­ко Т. В. Из опы­та пре­по­да­ва­ния кур­са «Сти­ли­сти­ка рус­ско­го язы­ка» на отде­ле­нии жур­на­ли­сти­ки ЮФУ

Куп­ри­я­но­ва А. И. Тех­но­ло­гии раз­ви­тия речи и голо­са уча­щих­ся выс­шей школы

Осет­ро­ва Е. В. Курс «Рече­вые жан­ры СМИ» в прак­ти­ке обу­че­ния студентов-филологов

Рого­ва К. А. Сти­ли­сти­ка сего­дня: про­бле­ма совре­мен­но­го учебника

Тро­фи­мо­ва О. В., Наби­е­ва Е. А., Куз­не­цо­ва Н. В. Пре­по­да­ва­ние рус­ско­го язы­ка на факуль­те­тах журналистики

Шме­ле­ва Т. В. Пре­по­да­ва­ние грам­ма­ти­ки в рам­ках медий­ной линг­во­ди­дак­ти­ки: прин­цип текстоцентричности