Пятница, Май 25Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Выпуск 2013 № 2

2013 выпуск 2
«Речевая коммуникация в средствах массовой информации»

2013 спецвыпуск 2 - Сборник "Медиалингвистика"

Редакционный совет

С. Гайда
(Ополе, Польша)

Т. ван Дейк
(Барселона, Испания)

Т. М. Добросклонская
(Москва)

В. И. Ивченков
(Минск, Беларусь)

М. Ю. Казак
(Белгород)

В. Г. Костомаров
(Москва)

И. П. Лысакова
(Санкт-Петербург)

К. А. Рогова
(Санкт-Петербург)

О. Б. Сиротинина
(Саратов)

Г. Я. Солганик
(Москва)

Л. Цонева
(В. Тырново, Болгария)

Т. В. Шмелева
(Великий Новгород)

Научный редактор 

Л. Р. Дускаева

Редакционная коллегия 

А. А. Горячев
В. В. Васильева
В. И. Коньков
Ю. М. Коняева
А. А. Малышев
Е. А. Щеглова

Ответственные редакторы

В. В. Васильева
В. И. Коньков

Рецензенты

д. филол. наук, профессор
И. П. Лысакова

канд. филол. наук, доцент
К. В. Прохорова

Во второй сборник серии «Медиалингвистика» вошли статьи участников II-го Международного научно-практического семинара (СПбГУ, 17 – 19 апреля 2013 г.) по актуальным вопросам современной медиалингвистики: типология медиаречи, язык СМИ и культура, особенности речевой коммуникации в аудиовизуальных СМИ. В последний раздел вошли статьи, в которых рассматриваются проблемы отечественной специальной дидактики: преподавание фонетики на факультетах журналистики, работа над текстовыми ошибками на занятиях по русскому языку, развитие творческого потенциала студентов.

Издание адресовано специалистам по медиалингвистике, преподавателям лингвистических дисциплин на факультетах журналистики и прикладных коммуникаций.

СОДЕРЖАНИЕ

ЯЗЫК СМИ И КУЛЬТУРА

Dijk van T. A. Epistemic News Discourse Analysis

Барбашов В. П. «Останови вторжение!» Мифологема «враг» и коллективная интенциональность (на примере информационной войны против М. С. Евдокимова)

Беглова Е. И., Насырова А. С. Номинативная функция иноязычных слов в современном публицистическом тексте

Бобровская Г. В. Фигуры речи как элокутивные константы публицистического дискурса

Васина Е. В. Роль лингвофилософских концепций языковой игры в анализе текстов массовой коммуникации

Ворсович М. Избранные проявления языковoй неуместности в польских СМИ

Гурова Е. К., Куницина Н. В. Стилистика журналов просветительской направленности издательства «DeAgostini»

Данилевская Н. В. Деструкция литературной нормы в современной массовой коммуникации

Житарюк М. Г. Субстанциальность медиакоммуникации как социокультурный фактор формирования информационного баланса

Коняева Ю. М. Научно-технические открытия в текстах массовой газеты: прагмастилистический аспект

Копнина Г. А. О речевой антикультуре в СМИ

Кормилицына М. А. Коммуникативная компетентность журналиста как важный фактор влияния на культуру общества

Кресова Н. А. Истории о «хороших» иммигрантах: дискурсивные стратегии для создания положительного образа «другого»

Кузнецов Н. Л. Стереотипы исторического знания и их отражение в средствах массовой информации (терминологический аспект)

Лукьянова С. В. Пищевой код в текстах СМИ

Мельникова Е. Г. Орфографические нормы в текстах СМИ

Милёхина Т. А. «Герой времени» в современном медиапространстве

Минчук И. И. Конверсивы с предикатами родства в текстах СМИ

Мокиенко В. М. Из опыта составления фразеологических словарей

Никитина Л. Б. Дурак в России больше, чем дурак: свидетельства газетных текстов

Новоселова О. В., Романов А. А. Медиадискурс политической угрозы как коммуникативный конструкт СМИ

Орлова Н. В. Этический дискурс современных региональных газет

Попкова Л. М. Жулик обыкновенный. Это оскорбительно?

Проскуряков М. Р. О некоторых системных явлениях в языке СМИ

Рипей М. В. Достижение лексической правильности украиноязычного текста с помощью русского языка (из опыта редактирования)

Семенец Е. А. От последовательности к мозаичности: коллаж в постмодерной культуре и дискурсе

Ставровская И. В. Интервью в глянцевом журнале как репрезентация фрейма «успех»

Стоянова Е. В. Архитектурная метафора как способ представления современной лингвокультурной ситуации в России и Болгарии

Сурикова Т. И. Лингвистические аспекты этики как направление исследований медиастилистики

Химик В. В. Феномен хамства в русской речевой коммуникации

Цветова Н. С. Коммуникативная неудача в свете интенциональной стилистики

Цонева Л. М. Языковая игра игра в медиатексте в свете интенциональности

Чепкина Э. В., Шмидт Э. В. Дискурсивные практики рекламы: репрезентация традиционных ценностей

Шестакова Э. Г. Текст массовых коммуникаций и проблема социального забвения

Шилина А. Г. Речевой сексизм как практика культурного разрушения социума (на материале мужских журналов)

ТИПОЛОГИЯ МЕДИАРЕЧИ

Brzozowska D. Demotivators as a new type of media texts

Skowronek B. Mediolingwistyka z polskiej perspektywy. Ujęcie autorskie

Аверина Т. Б. Заметки к модели описания речевых средств воздействия А. А. Котова

Горячев А. А. Разговорник как инструмент продвижения IT-продукта

Григорьева Н. О. Конструкции с полифункциональными служебными словами: текстовый потенциал

Грицкевич Ю. Н. Фактор автора и фактор адресата в массмедиальном политическом дискурсе

Дускаева Л. Р. Аналитические векторы развития медиастилистики в России и за рубежом

Ивченков В. И. Речевая коммуникация в аспекте когнитивной обработки дискурса СМИ

Кара-Мурза Е. С. Электоральный дискурс, СЛЭ и медиалингвистика

Корнилова Н. А. Фатическая речь в СМИ

Крюкова С. В. Изучение жанрово-стилистических характеристик публикаций районных газет Белгородской области

Малышева Е. Г. Репрезентация тематических и смысловых доминант медиатекста в политическом коллаже (на примере обложек делового журнала «бизнес-курс»)

Манаенко Г. Н. Отображение коммуникативных интенций публициста на основе осложняющих конструкций

Надеина Т. М, Папуша И. С. Лингвистические факторы эффективности текста пресс-релиза

Негрышев А. Ф. Композиционные приемы оценки в новостном медиатексте

Пастухов А. Г. Академическое интервью: новое в жанре и формате (на материале рубрики «Интервью» в приложении к «независимой газете» Ex libris-НГ)

Печетова Н. Ю. Модель языка региональной прессы (на примере газет Якутии)

Редькина Т. Ю. Коммуникативно-речевые проявления инфотейнмента

Селезнева Л. В. Субъектная структура PR-текстов

Соловьев Г. М. Закономерности оценочной интерпретации факта в языке медиатекста

Тортунова И. А. Официально-деловой стиль как средство речевого воздействия (на примере письма редактора в журнале «офицеры»)

Ухванова-Шмыгова И. Ф. Каузально-генетическая школа дискурсисследований: теоретико-методологические предпосылки и практические результаты

Чернышова Т. В. Язык СМИ в коммуникативной парадигме: аспекты изучения

Юзифович В. А. О функциях монолога в портретной характеристике персонажей очерка

РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ В АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ И СЕТЕВЫХ СМИ

Антонова Л. Г. Авторская провокативная стилистика записей в блоге

Болотнова Н. С. Регулятивные стратегии в медиадискурсе публичной языковой личности (на материале интервью радиостанции «Эхо Москвы»)

Вещикова И. А. Орфоэпическая составляющая телеречи в аспекте категории нормы

Каминская Т. Л. Аксиологическая полифония интернет-коммуникации

Конюшкевич М. И. Оцифрованное слово стремится к «семантической бесконечности»

Малиновска Е. Деловой дискурс в электронных массмедиа

Малышев А. А. Кочующие заголовки: трансформация новостных заголовков на интернет-порталах

Нестерова Н. Г. Функции названий радиостанций и радиопередач

Новокшонов Д. Е. Троллинг: стратегия дискредитации & дискредитация стратегий

Печищев И. М., Салимовский В. А. Публицистическая картина действительности в телевизионном информационно-аналитическом дискурсе

Прохорова К. В. Заголовок в интенциональном поле сверхтекста интернета

Сомова Е. Г. Персеверация в рекламных промо на радио

Филиппова Е. В. Обращение как средство кооперативно-ориентированного публичного общения (на материале американских интернет-публикаций)

Чижик А. В. Тенденции вербальной коммуникации и визуального оформления интернет-СМИ в эпоху Web 2.0

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И СТИЛИСТИКИ В ВУЗЕ

Бебчук Е. М. О преподавании практикума по орфоэпии

Быкова Е. В. Модульный текст в практике преподавания стилистики: методические рекомендации

Васильева В. В. Несколько аргументов в защиту раздела «фонетика» в курсе «Современный русский язык» для журналистов

Запрягаева М. Я., Шишлянникова А. М. Работа над текстовыми ошибками на занятиях по современному русскому языку

Казак М. Ю. Творческий потенциал словообразования в современных медиатекстах

Коньков В. И. Курс «устная речь» на факультетах журналистики

Кузнецова А. В., Цалко Т. В. Из опыта преподавания курса «Стилистика русского языка» на отделении журналистики ЮФУ

Куприянова А. И. Технологии развития речи и голоса учащихся высшей школы

Осетрова Е. В. Курс «Речевые жанры СМИ» в практике обучения студентов-филологов

Рогова К. А. Стилистика сегодня: проблема современного учебника

Трофимова О. В., Набиева Е. А., Кузнецова Н. В. Преподавание русского языка на факультетах журналистики

Шмелева Т. В. Преподавание грамматики в рамках медийной лингводидактики: принцип текстоцентричности