Вторник, 19 мартаИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

2017, № 3 (18)

ОБ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ГРАНИЦАХ МЕДИАТЕКСТА

2017, № 3 (18), Общетеоретические вопросы
Поставлены проблемы определения сущности и тенденций развития эстетических границ медиатекста в новоевропейской культуре. Некорректно, невозможно разрывать при разговоре о взаимосвязи медиатекста и эстетического их целостность стратами культуры, жанрово-стилистическими, риторическими группами. Эстетическое — это не только система теоретических представлений, но и практическая сторона жизни человека, эпохи, которая реализуется в сфере «высокой» культуры и в повседневности. Эстетические границы медиатекста предлагается рассматривать как проявление смыслооформительных принципов эстетического (А. Лосев). Медиатекст стал самостоятельным репрезентантом единства чувства жизни и красоты (А. Лосев); памятником нашей эпохи, подобным произведениям искусства, религии, языку, бытовым, социальным, политическим типам, знаковым поступкам людей и общества. Собственно это единство обнаруживает эстетические границы медиатекста. Abstract REGARDING THE AESTHETIC BOUNDARIES OF MEDIA TEXTS The...

КАКВО НОВО МОЖЕ ДА ДАДЕ МЕДИАЛИНГВИСТИКА ТА НА „ГАЛВАНИЗИРАЩИЯ КРЪГОВРАТ“ МЕЖДУ ПР И ЖУРНАЛИСТИКАТА?

2017, № 3 (18), Общетеоретические вопросы
В статията се обобщават основните хипотези и модели на взаимоотношенията между ПР (PR) и журналистиката и съвременните им отношения като бизнес към бизнес в условията на „икономиката на вниманието“ според пазарния модел на Щефан Рус-Мол. Процесът на формирането на ПР посланията и на имиджите се характеризира като пресечна точка между ПР, журналистиката, медиите и медиалингвистиката. При интенцио-нално-стилистичния подход към професионалния стил на PR-специалистите трябва да се вземат предвид изключителната особеност на субекта на ПР като институция, а също въздействията на дигиталната култура, инфилтрирането и премоделирането на писмените и говоримите езици в интернет (М. Дуеи). След анализ на 34 наградени български PR-проекта се стига до извода, че медиалингвистиката може да допринесе за по-високата ефективност на ПР. Abstract WHAT IS THE NEW CONTRIBUTION OF MEDIA LINGUISTICS TO THE “GALVANISING CIRCLE” BETWEEN PR AND JOURNALISM? The article summarizes the basic hypothe...

МЕДИАЛИНГВИСТИКА В ЛИНГВОИМАГОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

2017, № 3 (18), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Статья посвящена аргументации важности данных лингвоимагологического анализа для современных медиатекстов. Близость последних и материала для лингвоимагологического анализа (путевые заметки, дневники, публицистические и иногда художественные тексты) проявляется в одинаковых функциях, хотя в медиатекстах преобладает экспрессивная, в лингвоимагологических — информативная, при этом усиливается роль оценки и личностного начала. На примере текстов Е. Р. Дашковой, Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя анализируется образ Англии и англичан в русском языковом сознании XVIII–XIX вв. Оценка этими авторами Англии и англичан разнообразна как в денотативном, так и в языковом отношении: это и восприятие составных частей Англии (Ирландия у Е. Р. Дашковой), характера ее жителей, описание обычаев и привычек, указание на патриотизм, анализ проблем и противоречий в развитии промышленности, описание архитектуры. Отношение русских авторов к Англии и англичанам объективное и доброжелательное. Отрица...

РОЛЬ КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ-ГАЛЛИЦИЗМОВ В ПОСТРОЕНИИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ

2017, № 3 (18), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Одним из наиболее актуальных и перспективных направлений современных лингвистических исследований является язык публицистики, наиболее быстро реагирующий на все изменения, происходящие в современном мире. В данной статье анализируется особая роль крылатых выражений французского происхождения, которая ярко проявляется в их функционировании в языке СМИ. Введение в текст устойчивых языковых единиц придает публикации авторитетность, воздействует на мировосприятие и мировоззрение читателя, формирует его мнение и взгляды на различные проблемы общества, помогает определить вкусы и оценки читательской аудитории. Для достижения этих целей журналисты часто используют трансформированные крылатые выражения, в которых обновляется образность, появляется комический эффект или эффект неожиданности, содержится загадка, что способствует свежести восприятия информации и напрямую связано с прагматическими задачами массмедиа. Abstract THE ROLE OF THE WINGED UNITS GALLICISM IN JOURNALISTIC ST...

МЕДИАТЕКСТ И ЕГО МЕСТО В СТРУКТУРЕ КУРСА «ОСНОВЫ ЛИНГВОКОНФЛИКТОЛОГИИ»

2017, № 3 (18), Медиатекст как объект обучения
В статье обобщен опыт использования медиатекстов в ходе преподавания студентам-журналистам курса «Основы лингвоконфликтологии» — активно развивающейся прикладной дисциплины филологического цикла, объектом изучения которой являются речевые конфликты в разных сферах деятельности человека. Основное внимание уделено таким принципам отбора медиатекстов в качестве инструмента обучения, как характер преподаваемой дисциплины; цель и задачи курса; качество отбираемых для занятия текстов, их структура; жанровая природа и композиционная сложность; этические и юридические аспекты. Навыки, которые должны приобрести студенты в ходе освоения курса, поддерживаются системой предыдущих учебных дисциплин, освоенных в бакалавриате. Обучение студентов-магистрантов осуществляется на базе региональной общественной организации Алтайского края Ассоциация лингвистов-экспертов и преподавателей «Лексис», эксперты которой имеют большой опыт работы с конфликтными текстами.  Abstract MEDIA TEXT AND IT...

РАДИОТЕКСТ В АСПЕКТЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

2017, № 3 (18), Медиатекст как объект обучения
Статья посвящена радиотексту как объекту медиаобразования и ресурсу в обучении русскому языку как иностранному. Осуществлен краткий обзор исследований научной и методической литературы по медиаобразованию, акцент сделан на дидактических возможностях радио. Радио рассматривается как проводник культурных ценностей и традиций народа. Обоснован выбор радиотекстов культурно-просветительских программ для использования на занятиях по русскому языку как иностранному. Предложено включение в учебный процесс радиотекста в разных формах его существования: звучащего в эфире и представленного на сайте радиостанции в виде стенограммы. Разработана методика обучения иностранцев аудированию посредством использования звучащего текста и стенограммы. Представлены типы заданий, применяемых для обучения разным видам речевой деятельности и разным уровням языка. Abstract RADIO TEXT IN THE CONTEXT OF MEDIA EDUCATION The article is devoted to radio text as an object of media education and resour...

НАРОДЫ СЕВЕРА В ТРАВЕЛОГАХ УРАЛЬСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 1930‑Х ГОДОВ

2017, № 3 (18), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
Статья посвящена травелогам 1930-х годов: очеркам и рассказам советских писателей и журналистов — А. Климова, С. Морозова-Уральского, И. Панова и др., побывавших в районах Севера и описавших быт и нравы малых народностей Урала и Сибири. Советские создатели травелогов ориентируются на обслуживание внутриполитических запросов и уходят от антропоцентризма и этнографизма этнической беллетристики XIX — начала ХХ в. Они активно вживляют в свои тексты советский дискурс, существенно ограничивающий любые проявления национального. Малые народы, за редким исключением, предстают в травелогах 1930-х годов как часть большого советского народа, они включены в общие процессы советизации Севера. Писатели 1930-х даже в случае активного использования антиколониальной риторики оказываются вынужденными трансляторами идеи «внутренней колонизации» в рамках советской пространственной модели. Abstract THE PEOPLES OF THE NORTH IN THE URAL WRITES᾿ OF 1930S TRAVELOGUES The article is concerned with...

СПЕЦИФИКА РЕГИОНАЛЬНОГО МЕДИАДИСКУРСА: ЛИНГВОАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

2017, № 3 (18), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
В статье на материале текстов городской газеты «Кузнецкий рабочий» (Новокузнецк) рассматривается лингвоаксиологическое своеобразие регионального медиадискурса. В качестве основы для формирования региональной составляющей аксиосферы местных СМИ представлена мемориально-краеведческая функция, которая определяет семантико-стилистическую специфику ведущей гипертемы (темы региона, города) и краеведческих доминант регионального СМИ. Краеведческими доминантами становятся формирующиеся в региональном медиадискурсе и связанные с осознанием и выражением региональной идентичности темы в которых воплощаются своеобразие, колорит региона, города, села, актуализированные системой стилистических средств и приемов. Так, в городской газете «Кузнецкий рабочий» 1980–2014 гг. краеведческие доминанты «Новокузнецк металлургический», «Ф. М. Достоевский в Кузнецке», «Судьба шорского народа» задают несколько направлений ценностного осмысления темы малой родины. Abstract SPECIFICITY OF THE REGIONA...

ЭВФЕМИЗАЦИЯ И ДЕТАБУИЗАЦИЯ МЕДИЙНОЙ РЕЧИ В МАССОВОЙ ПРЕССЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИКИ, ОБОЗНАЧАЮЩЕЙ СЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СЕКСУАЛЬНУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ)

2017, № 3 (18), Функционирование языковых средств в массмедиа
В статье рассматриваются стилистические и прагматические характеристики эвфемизмов и дисфемизмов в медийной речи (в тематическом поле сексуальных отношений и сексуальной принадлежности) как часть таких процессов, как: 1) эвфемизация и табуизация и 2) дисфемизация и детабуизация, — которые становятся основным языковым механизмом в процессе реализации языка политической корректности и речи ненависти. Результаты лингвостилистического анализа показывают, что разрушение табу не приводит к доминированию дисфемизмов. Наоборот, использование эвфемизмов в этой тематической сфере является устойчивой и нарастающей тенденцией, но не гарантирует прекращение дискриминационных практик относительно пола и сексуальной принадлежности в медийной речи. Употребление эвфемизмов подтверждает парадоксальный, на первый взгляд, вывод, что они являются характеристикой не только одного типа социально ограниченной авторитетной речи, но и неформальных речевых регистров, которые преобладают в массовой прессе.  ...

НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ АНТРОПОНИМЫ В ПОЛИТИЧЕСКОМ МЕДИАТЕКСТЕ КАК ИМИДЖЕВЫЙ РЕСУРС

2017, № 3 (18), Функционирование языковых средств в массмедиа
Статья посвящена изучению языковых средств конструирования имиджа политика в современных медийных текстах, принадлежащих дискурсу информационной войны между Россией (с которой солидаризуются ЛНР и ДНР) и Украиной. Анализу конкретного материала предшествует выделение характерных черт имиджевого дискурса. Рассматриваются антропонимические наименования, интерпретационный потенциал которых связан: 1) с наличием в русском речевом этикете разнообразных формул именования; 2) с субъективно-оценочной и стилистической модификацией русских антропонимов; 3) с включением в медийную антропонимику иностранных вариантов русских собственных имен. Выделяются приемы использования неофициальных собственных имен в антиимиджевой функции. Анализируется антропонимическое поле, которое образовалось в исследуемом материале вокруг экс-президента Грузии М. Саакашвили. Делается вывод о превращении сниженных антропонимов в политическом тексте в медийную технологию. Abstract INFORMAL ANTHROPONYMS IN P...