Вторник, 19 мартаИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

2017. Специальный выпуск № 6

Материалы I Международной научно-практической конференции «Язык в  координатах массмедиа»

2017 спецвыпуск 6 - Журнал "Медиалингвистика"

Рецензенты

д-р филос. наук
И. В. Анненкова
(Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова)

д-р филол. наук
Б. Я. Мисонжников
(Санкт-Петерб. гос. ун-т)

Редакционная коллегия

И. В. Анненкова
(Москва, Россия)

А. Г. Баранов
(Краснодар, Россия)

Д. Бжозовска
(Ополе, Польша)

М. Войтак
(Люблин, Польша)

Ст. Гайда
(Ополе, Польша)

Т. А. ван Дейк
(Барселона, Испания)

В. З. Демьянков
(Москва, Россия)

Т. Г. Добросклонская
(Москва, Россия)

В. И. Ивченков
(Минск, Республика Беларусь)

М. Ю. Казак
(Белгород, Россия)

М. И. Конюшкевич
(Гродно, Республика Беларусь)

М. А. Кормилицына
(Саратов, Россия)

И. П. Лысакова
(Санкт-Петербург, Россия)

О. Б. Сиротинина
(Саратов, Россия)

Чжан Хуэйцин
(Пекин, Китай)

Н. С. Цветова
(Санкт-Петербург, Россия)

Л. М. Цонева
(Велико Тырново, Болгария)

В. Е. Чернявская
(Санкт-Петербург, Россия)

Дж. Шеноз-Аята
(Стамбул, Турция)

Т. В. Шмелёва
(Великий Новгород, Россия)

Научный редактор

Л. Р. Дускаева
(С.-Петерб. гос. ун-т, Россия)

Ответственный редактор

А. А. Малышев
(С.-Петерб. гос. ун-т, Россия)

Редакторы

Ю. М. Коняева
(С.-Петерб. гос. ун-т, Россия)

Е. А. Щеглова
(С.-Петерб. гос. ун-т, Россия)

В сборнике представлены доклады участников II Международной научно-практической конференции (2–6 июля 2017 г., Санкт-Петербург, Россия). Организаторами конференции стали Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета и Комиссия по медиалингвистике при Международном комитете славистов. 

В фокусе дискуссий находилось актуальное состояние и перспективы исследований, посвященных функционированию славянских языков в журналистской практике, в сфере PR и рекламы.

Тексты на русском, польском, болгарском и английском языках. Фактические сведения приводятся в авторской редакции.

Сборник рассчитан на исследователей массовой коммуникации, практикующих журналистов и специалистов в области PR и рекламы.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЛЕНАРНОЕ ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ.
КРУГЛЫЙ СТОЛ «КУЛЬТУРА РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ В МЕДИА: СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ»

Дускаева Л. Р. (Санкт-Петербург, Россия). Праксиологические нормы в речевом поведении медиадеятеля

Кормилицына М. А., Сиротинина О. Б. (Саратов, Россия). Факторы риска для языка в медиасреде

Ксензенко О. А. (Москва, Россия). Культура в рекламном пространстве и реклама в культурном пространстве

Рогова К. А. (Санкт-Петербург, Россия). Разговорная речь в текстах печатных СМИ

Славкин В. В. (Москва, Россия). Критерии стилистико-речевого профессионализма журналиста

Цветова Н. С. (Санкт-Петербург, Россия). Эстетичность как интегративный компонент русской коммуникативной медиакультуры

ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ «МЕДИАТЕКСТ: СТРУКТУРА, КОМПОЗИЦИЯ, ВЕКТОРЫ ОБНОВЛЕНИЯ»

Александрова И. Б. (Москва, Россия). Медианарратив о войне

Власова Е. Г. (Пермь, Россия). Сторителлинг как основа функционирования СМИ в соцсетях на материале локальных СМИ)

Волкова В. В. (Москва, Россия). Кроссмедийность как фактор развития визуального языка

Гойхман О. Я. (Москва, Россия). Участники медиадискурса и их аудитория

Голышкина Л. А. (Новосибирск, Россия). Риторический текст как прототипическая модель медиатекста

Добросклонская Т. Г. (Москва, Россия). Актуальные направления изучения новостного дискурса

Исакова Е. А. (Екатеринбург, Россия). Оценочно-комментирующий репортаж в современных СМИ

Колосова А. А., Поплавская Н. В. (Москва, Россия). Трансмедийные тексты в современном высшем образовании

Любинене В. (Каунас, Литва). Media text: introducing a framework for analysis

Матвеева Е. О. (Москва, Россия). Лингвокультурология медиатекста

Селютин А. А. (Челябинск, Россия). Медиаличность: к вопросу о постановке понятия

Сурикова Т. И. (Москва, Россия). Вербальная коммуникация в СМИ в аспекте формирования ценностных компонентов языковой картины мира

ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ «ДИСКУРСНЫЙ АНАЛИЗ СМИ И ЛИНГВИСТИКА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА»

Андрошюнайте Р. (Вильнюс, Литва). Медиадискурс как смысловое поле формирования ценностных ориентиров (на материале блогов И. Варламова и Э. Бирова 2016 г.)

Антропова В. В. (Челябинск, Россия). Интенциональные концепты как часть гиперконцепта «духовность» в дискурсе разнокачественных печатных СМИ: различные стратегии ценностной идентификации

Басова А. И. (Минск, Республика Беларусь). Міжкультурная камунікацыя ў дыскурсе беларускіх сродкаў масавай інфармацыі

Десюкевич О. И. (Минск, Республика Беларусь). Лингвокультурный типаж «белорусский партизан»

Ефтимова А. (София, Болгария). Брюкселският новоговор и популистката реторика в политическия медиадискурс

Жизневская О. Н. (Минск, Республика Беларусь). Категория оценки в медиатекстах белорусских СМИ: стереотипы семейных ролей

Зайцев М. Л. (Минск, Республика Беларусь). Распространение медиаконтента посредствам социальных сетей

Ивченков В. И. (Минск, Республика Беларусь). Событийность в медиадискурсе как основная категория текстовой деятельности журналиста

Карасик В. И. (Волгоград, Россия). Типажи медиадискурса

Краснова Т. И. (Санкт-Петербург, Россия). Дискурс русской идентичности в медиатекстах

Лазарян А. А. (Ростов-на-Дону, Россия). Языковые средства публицистического текста (на примере очерков В. П. Аксенова)

Лущинская О. В. (Минск, Республика Беларусь). Дискурс конвергентных СМИ (к определению категориального аппарата исследования)

Мохирева С. В. (Кемерово, Россия). Вариативность репрезентации моделей события в медиадискурсе

Панова Е. Ю. (Челябинск, Россия). Риторический код в дискурсе массмедиа: объем и содержание понятия

Панченко Н. В. (Санкт-Петербург, Россия). «Филологизм» медиадискурса как современная речепорождающая практика

Перепеченов А. В. (Москва, Россия). Способы обработки информации при написании новостей (на материале французской прессы)

Петкевич В. М. (Минск, Республика Беларусь). Медыякантэнт Беларусі ў сістэме сусветнага інфармацыйнага працэсу: сцэнарый дыскурснага аналізу

Петрова М. В. (Сибирский федеральный ун-т. Красноярск, Россия). Речевые стратегии и тактики информационной кампании «Универсиада-2019»

Проничева О. Ю. (Санкт-Петербург, Россия). Актуальные задачи институционального дискурса (на материале текстов СМИ на военную тематику)

Скибицкая Л. В. (Брест, Республика Беларусь). Публицистичность в коммуникативной практике словесного творчества

ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ «ЭСТЕТИКА МЕДИАРЕЧИ»

Басовская Е. Н. (Москва, Россия). Все выше, и выше, и... ниже (высокие негативизмы в современном медиатексте)

Бугаева И. В. (Москва, Россия). Роль церковнославянизмов в эстетизации медиатекстов

Бугорская Н. В. (Санкт-Петербург, Россия). Научный текст в ненаучном освещении, или Вредит ли публицистичность научности?

Ефтимов Й. (София, Болгария). «Художник» (1905–1909): канонизующий журнал болгарского модерна

Загидуллина М. В. (Челябинск, Россия). Эстетический компонент поликодовых медиатекстов

Каверина Е. А. (Санкт-Петербург, Россия). Художественный журнал Серебряного века как эстетический феномен

Кулажко С. А. (Санкт-Петербург, Россия). Милитарная метафора в текстах различной тематики

Прайс Н. Ю. (Кембридж, Великобритания). Медиакритика Д. П. Святополк-Мирского в лондонских медиа 1920-х: контексты

Романцова Т. Д. (Иркутск, Россия). Диалектизмы как средство эстетизации медиатекста

Самсонова А. А. (Санкт-Петербург, Россия). Оценивание произведения искусства в телетексте: постановка проблемы

Ставровская И. В. (Иваново, Россия). Функционирование жанра анекдота в современном медиапространстве

Стоянова Е. В. (Шумен, Болгария). Современная медийная метафора на пути от эстетики к манипуляции

Сычёва И. И., Чумак-Жунь И. И. (Белгород, Россия). Прагматика обозначений красного цвета в детской поэзии (на материале журнальных публикаций советского времени)

Тепляшина А. Н. (Санкт-Петербург, Россия). Жанр личной истории в дискурсивных практиках сторителлинга

Шестакова Э. Г. (Донецк, Украина). Информационно-эстетический парадокс медиатекста в контексте методологии семиотики

Щукина Д. А. (Санкт-Петербург, Россия). Способы эстетизации учебного текста в Интернете

ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ «PR-РЕЧЬ В МЕДИА»

Балахонская Л. В., Быков И. А. (Санкт- Петербург, Россия). Интернет-тексты в связях с общественностью

Бойкова Н. Г. (Санкт-Петербург, Россия). Роль устной речи политика в формировании его имиджа

Быкова Е. В., Коньков В. И. (Санкт- Петербург, Россия). Сущность PR-жанра: онтология или функционал?

Голокова М. С. (Санкт-Петербург, Россия). Комментарий эксперта в речевой практике PR и деловых СМИ

Ежова Е. Н. (Ставрополь, Россия). Архетипическое моделирование как принцип организации политического PR-текста

Каминская Т. Л. (Великий Новгород, Россия). Процесс смены власти в регионе и его медийная интерпретация

Коняева Ю. М. (Санкт-Петербург, Россия). Корпоративная оценочность как доминанта PR-речи

Кривоносов А. Д. (Санкт-Петербург, Россия). Дискуссионные вопросы современной теории PR-текста

Прокофьева Н. А. (Санкт-Петербург, Россия). Фатические жанры PR

Федоров В. В. (Челябинск, Россия). Структура базовой нарративной модели в электоральном дискурсе региональных медиа (по материалам о выборах в Государственную Думу 2016 г.)

ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ «ТРАВЕЛОГ КАК ТИП МЕДИАТЕКСТА»

Абашев В. В. (Пермь, Россия). Путешествие со смартфоном и желание видеть

Власова Е. Г. (Пермь, Россия). Литературное картирование в исследованиях травелогов

Пономарев Е. Р. (Санкт-Петербург, Россия). Дискурс русского травелога (от классической литературы до сетевых форм общения)

Почкай Е. П. (Санкт-Петербург, Россия). Элементы нарратива в трэвел-передачах

Протопопова О. В. (Пермь, Россия). Рекламная функция документального травелога

Редькина Т. Ю. (Санкт-Петербург, Россия). Трэвел-текст в аспекте категории засвидетельствованности

Щеглова Е. А. (Санкт-Петербург, Россия). Ирония в русском травелоге XIX и XX вв.

ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЕДИАЛИНГВИСТИКА»

Гаврилова М. В. (Санкт-Петербург, Россия). Речевые формы взаимодействия руководителя страны со СМИ

Головина Н. М. (Москва, Россия). Телевизионные политические дебаты и их роль в формировании медиаобраза политического лидера (на примере медиаобраза премьер-министра Великобритании)

Голубев В. Ю. (Санкт-Петербург, Россия). Диалоги в американских СМИ: дискурсивный анализ освещения предвыборной кампании по выборам президента США 2016 г.

Грошева А. В. (Челябинск, Россия). Периферийная зона концепта «свобода» в дискурсе «толстых» журналов (на примере журнала «Наш современник»)

Димитрова А. (Шумен, Болгария). Одеса от 2 май 2014 — три години покъсно в руски, немски и български online-медии

Дулебова И. (Братислава, Словакия). Прецедентные имена-антропонимы в словацких политических медиатекстах

Иванова Л. Ю. (Санкт-Петербург, Россия). Медиадискурс международных отношений как взаимодействие смысловых позиций

Иванова С. В. (Санкт-Петербург, Россия). Лингвокультурологические дискурсивные практики как триггер модализации (на материале политического дискурса массмедиа)

Кондратьева О. Н. (Кемерово, Россия). Метафора в медиадискурсе как способ оценки и переоценки политических событий прошлого

Ляшева М. Н. (Ростов-на-Дону, Россия). Идеологическая составляющая креолизованного текста

Романова Т. В. (Нижний Новгород, Россия). Трансформация высказываний фразеологизированной структуры как средство выражения толерантного / интолерантного отношения к объекту речи (по материалам федеральных СМИ)

Семенова Е. М. (Санкт-Петербург, Россия). Архетип Дональда Трампа: Правитель или Герой?

Стефанова М. (Шумен, Болгария). Провокиращите дескрипции — проява на съзнателна неучтивост в българската речева комуникация

Тинтин Лу (Пекин, Китай). Перебивание в политическом интервью: на материале русского и китайского языков

ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ «ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В СЛАВЯНСКИХ МАССМЕДИА»

Lech-Kirstein D. (Ополе, Польша). Funkcja wizerunkowa nazw blogow

Tabisz A. (Ополе, Польша). Wpływ mediow na kształtowanie się języka młodzieży (na przykładzie ustnych wypowiedzi maturalnych)

Абишева В. Т. (Караганда, Казахстан). К проблеме речевой ответственности журналиста

Беловодская А. А. (Вильнюс, Литва). Лингвистические характеристики медиатекста: лексико-семантический уровень

Бойчева С. (Шумен, Болгария). Културната памет за близкото минало на България в медията литертурен текст. Илия Троянов: “Власт и съпротива”

Дроздова А. В. (Луганск). Речевое поведение модераторов публицистических сообществ в делиберативном дискурсе

Жаркова Т. В. (Санкт-Петербург, Россия). Некоторые вопросы русского словообразования (на материале современных российских медиатекстов)

Конюшкевич М. И. (Гродно, Республика Беларусь). Средства междиктемной связи в медиатексте

Красовская О. В. (Луганск). «Заклятые друзья» России: языковые средства как медийные технологии

Ляшенко Е. С. (Минск, Республика Беларусь). Реализация значений акциональности, каузативности, процессуальности, свойства в предложениях с предикатами качественного изменения (на материале англоязычной естественнонаучной статьи)

Малышев А. А. (Санкт-Петербург, Россия). Прецедентное имя как основа ироничного сравнения в спортивной публицистике Отара Кушанашвили

Минчук И. И. (Гродно, Республика Беларусь). Синтаксические конверсивы: от грамматики к прагматике

ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ «ПРИКЛАДНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИАЛИНГВИСТИКИ»

Аруноаст П. (Санкт-Петербург, Россия). Языковое представление концепта «интеллект» на занятиях русским языком в иностранной аудитории (по материалам российских СМИ)

Бонджолова В. (Велико Тырново, Болгария). Езиковата интелигентност на читателя като предизвикателство в обучението на редактори и коректори

Власова А. О. (Санкт-Петербург, Россия). Медицинский дискурс как инструмент обучения студентов-иностранцев

Довляшевич Й. (Вильнюс, Литва). Мониторинг русскоязычного сегмента медиапространства Литвы: тенденции, динамика, прогнозы

Калле М. И. (Санкт-Петербург, Россия). Поликодовый медиатекст в обучении русскому языку как иностранному: методический аспект

Киркинская Т. И. (Барнаул, Россия). Развитие интерпретационных умений школьников на основе медиатекстов

Копылова В. В. (Москва, Россия). Медиатекст в иноязычной лингводидактической коммуникации

Левина И. Н. (Санкт-Петербург, Россия). Материалы массмедиа в Национальном корпусе русского языка: методический потенциал

Ли Янь (Сямэнь, Китай). Моделирование современной дидактической парадигмы обучения устному переводу в Китае

Макарова В. (Вильнюс, Литва). Курс риторики для магистрантов специальности «Медиалингвистика»: проблемы и решения

Нараян М. (Дели, Индия). Газетный текст в обучении русскому языку

Редькина Т. Ю. (Санкт-Петербург, Россия). Лингвопраксиологический подход в обучении русскому языку как основа формирования профессиональной речевой компетенции медиаспециалистов

Чернышова Т. В. (Барнаул, Россия). Прикладные аспекты изучения медиатекста: проблемы и перспективы

Шмаков А. А. (Барнаул, Россия). Использование медиатекстов в рамках дисциплины «Риторика» для работы со студентами специальности «Государственное и муниципальное управление»

ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТОВ СЕТЕВЫХ И ЭКРАННЫХ СМИ: СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХПОДХОДОВ»

Krauz M. (Жешув, Польша). Zatrzymać uwagę widza. Językowe i pozajęzykowe środki perswazji w komunikacji medialnej

Nocoń J. (Ополе, Польша). Potoczność naznaczona dyskursem nowych mediow. Interferencje międzystylowe w wypowiedziach pisemnych uczniow

Skowronek B. (Краков, Польша). Językowe odmiany medialne wobec przemian wspołczesnej technokultury

Акулович И. А. (Санкт-Петербург, Россия). Комическое как средство высмеивания в текстах сетевых СМИ

Балиева В. Н. (Велико Тырново, Болгария). За мястото и ролята на анимационните филми в овладяването на българския език като втори от 5-6-годишни деца

Болотнова Н. С. (Томск, Россия). Лингвопрагматические особенности медиадискурса передачи «Дифирамб»

Болотова С. Б., Гусева Л. А. (Ярославль, Россия). Теледискуссия: речевые приемы кооперации с оппонентом

Васильева В. В. (Санкт-Петербург, Россия). Вербально-визуальная синергия комического: проблема методов лингвистической экспертизы медиатекста

Гочал Е. (Краков, Польша). Стихи в сети. Язык художественной литературы в медиапространстве (на материале “Stron Poezji”)

Добрева А. Н., Тачева В. Г. (Варна, Болгария). Медицинското интервю лекар — пациент в телевизионните здравни предавания — комуникативни стратегии

Краснопеева Е. С. (Челябинск, Россия). Язык и перевод в новых аудиовизуальных медиа: взгляд в социолингвистическом аспекте

Кротова А. Г. (Новосибирск, Россия). Сетевые фразеологизмы и интернет-мемы в медиатекстах: особенности функционирования

Куянцева Е. А. (Луганск). Специфика телевизионной речи луганских медиа (до событий 2014 г.)

Лазченко У. Р., Cтепина А. Ю. (Москва, Россия). Роль гипертекста в современных СМИ

Наволока Ю. С. (Ростов-на-Дону, Россия). Языковые способы воздействия на аудиторию в социальной сети Instagram (на примере использования хэштегов)

Подвязкина А. В. (Санкт-Петербург, Россия). Эксперимент как исследовательский подход к изучению лингвистической организации текстов электронных СМИ

Попова В. А. (Шумен, Болгария), Попова С. Д. (Мюнхен, Германия). Лексикалната концептуализация на ежедневието в езика на масмедиите

Шилина А. Г. (Симферополь, Россия). Instagram как форма воплощения языкового и внеязыкового бытия Homo consumericus

Яровикова В. О. (Москва, Россия). Интернет-издание как культурно-диахронический макроречевой акт

ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ «РЕКЛАМНАЯ МЕДИАРЕЧЬ»

Аниськина Н. В., Ухова Л. В. (Ярославль, Россия). «Продвигающий текст» как эффективный инструмент маркетинговой лингвистики

Антонова Л. Г. (Ярославль, Россия). Типы «диалоговых пристроек» в текстах SMM

Гончарова Л. М. (Москва, Россия). Языковые стратегии кооперации в рекламном медиадискурсе сферы туризма

Горячев А. А., Тютина А. И. (Санкт- Петербург, Россия). Рекламный и побуждающий потенциал вирусных медиатекстов: критерии оценки

Добрева Д. Н. (Варна, Болгария). Шрифтът в телевизионната реклама за мебели

Ежова Е. Н. (Ставрополь, Россия). Медиарекламная картина мира: объекты, субъекты, атрибуты

Жукова А. Г. (Москва, Россия). «Толстый человек» в рекламе: дискурсивные установки и языковые находки

Кара-Мурза Е. С. (Москва, Россия). Гипотеза «продвигающих» коммуникаций в российском медиапространстве

Медведева Е. В. (Москва, Россия). Стратегии самопродвижения в Instagram: выбор языковых средств

Морозова А. В. (Москва, Россия). Комическое в коммерческой рекламе как модус практической эстетики

Мурашова Е. П. (Москва, Россия). Жанровая гибридность как сущностное свойство полимодального текста политической рекламы

Олянич А. В. (Волгоград, Россия). Кулинарный блог как «продвигающий» медиатекст: лингвосемиотика пищевых предпочтений в сети Интернет

Сергеева Е. В. (Санкт-Петербург, Россия). Манипулятивный прием «эксплуатация интереса к сопутствующей информации» в рекламных текстах (на материале журнала «Story»)

ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ «МЕДИАКРИТИКА: ДИНАМИЧЕСКИЕ ЯЗЫКОВЫЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОСТИ»

Агафонова Н. А. (Минск, Республика Беларусь). Медийная архитектоника телевизионного артефакта: феномен коммуникативно-художественной симметрии

Груздева М. М. (Москва, Россия). Особенности функционирования эстетических категорий в театральном дискурсе современных российских СМИ

Дробышева М. Н. (Санкт-Петербург, Россия). Образность языка и стиля рецензии на музыкальный и драматический спектакли

Морева А. Н. (Нижний Новгород, Россия). Анкета речевого жанра литературной рецензии, функционирующей в медиадискурсе

Орлова Т. Д. (Минск, Республика Беларусь). Медиатекст театральной журналистики: типология

Саенкова-Мельницкая Л. П. (Минск, Республика Беларусь). Категория автора в кинокритическом медиатексте

Стежко Н. Г. (Минск, Республика Беларусь). Телевизионная докудрама как культурый феномен современного медиапространства в Беларуси

ПЛЕНАРНОЕ ЗАКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ. КРУГЛЫЙ СТОЛ «МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ»

Болотнов А. В. (Томск, Россия). Информационно-медийная языковая личность и ее воздействие на медиасреду

Негрышев А. А. (Владимир, Россия). Виртуальная псевдореальность: механизмы трансформации картины события в заголовках интернет-новостей

Полонский А. В. (Белгород, Россия). Медиареальность: что мы о ней знаем?

Щипицына Л. Ю. (Архангельск, Россия). Функциональный потенциал ссылок на источники информации в медиатексте