Вторник, 27 июляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

2021. Том 8, № 1

Достоверность новостного медиатекста: опыт макроструктурного анализа

2021. Том 8, № 1, Медиадискурсология
Проблема текстовой достоверности рассматривается в русле теории референции с позиций грамматики текста. Референциальная семантика текста определяется типом дискурса, в котором порождается текст, поэтому критерии достоверности имеют дискурсивную обусловленность. Раскрываются референциальные аспекты новостного медиатекста как продукта новостного дискурса с его требованиями точности и объективности, предъявляемыми к фактографическому констатирующему сообщению. Для описания этих характеристик вводится понятие референциальной плотности текста, которая, в свою очередь, выявляется посредством макроструктурного текстового анализа. Даются базовые дефиниции этого анализа, описывается его методика и проводится ее апробация для экспликации степени референциальной плотности текста. Ключевыми терминами макроструктурного анализа являются макротекстовая позиция и способ ее заполнения. Основными макротекстовыми позициями новостного медиатекста представляются отношения «заголовок ↔︎ текст», композицион...

Обыденная медиакоммуникация как социоречевая сфера: постановка проблемы и границы проявления

2021. Том 8, № 1, Медиадискурсология
Рассматривается коммуникативное пространство языкового сообщества, которое можно представить как совокупность социоречевых сфер. Предмет исследования — обыденная медиакоммуникация как социоречевая сфера с присущими ей дискурсивными практиками и жанровыми формами их реализации. Определены границы проявления обыденной медиакоммуникации. Сфера обыденной медиакоммуникации дифференцируется на основе двух оппозиций, учитывающих типовые характеристики языковой личности — профессиональная/непрофессиональная языковая личность — и типовые характеристики коммуникативного контекста — естественный/искусственный коммуникативный контекст. На этой основе выделены следующие проявления обыденной медиакоммуникации: непрофессиональный обыденный медиадискурс, псевдомедиадискурс, обыденный профессиональный медиадискурс. На основе типологии речевых событий на события-идеи, референтные и текстовые события выделены нарративные, декларативные и репрезентативные дискурсивные практики. Нарративные дискурсивные...

Феномен постправды в освещении темы гендерного насилия в пандемийном медиапространстве Испании (на материале газеты «ABC»)

2021. Том 8, № 1, Медиадискурсология
Исследование посвящено актуальному в настоящее время явлению постправды в современном медиапространстве в целом и в Испании в частности. Впервые неологизм «постправда» был зарегистрирован в толковых словарях испанского языка в 2017 г., лексема была номинирована на звание «слово года». Интерес к изучению данного феномена растет с каждым годом, так как постправда стала неотъемлемой частью современного медиапространства во всем мире. Явление широко изучается как в отечественной, так и в зарубежной науке. Материал исследования — ежедневная общественно-политическая газета «ABC», которая считается одним из ведущих изданий, относящихся к качественной прессе Испании. Автор рассматривает феномен постправды на материале газетных публикаций, посвященных проблеме насилия в отношении женщин в период введения чрезвычайного положения на территории Испании (с 14 марта по 21 июня) в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19. Анализ опубликованного материала в газете (более 250 пу...

Тематическая организация текста инструкций как лингвистическая основа приобретения знаний интеллектуальным агентом

2021. Том 8, № 1, Автоматический анализ медийных текстов
Исследуется тематическая организация инструктивных текстов в аспекте проблематики, актуальной для работ по созданию когнитивного ассистента. Назначение ассистента — предоставить пользователю в соответствии с его поисковым запросом информацию, необходимую для следования правилам определенного сценария, способствующим успешному достижению поставленной цели. Уточняемый по мере решения задачи запрос, содержащий те или иные ключевые слова, ориентирован на развернутый набор тем, маркирующих предметные области, отраженные в сценарии. Предлагается обзор лингвистических работ, посвященных вопросам тема-рематического структурирования продуцируемого текста, а также его компрессии, пределом которой являются ключевые слова. Подчеркнуто значение описания тематических цепочек текста для получения детальной объективной информации о его тематической структуре. При сопоставлении списка ключевых слов, выявленных автоматической системой TextAppliance в коллекции инструктивных текстов, извлеченных из ин...

Автономия пользователей Сети и динамика грамматики: о выбранных синтаксических инновациях в современной польской интернет-коммуникации

2021. Том 8, № 1, Грамматика медиаречи
Использование языка в интернете представляет собой наиболее важную среду для формирования новых языковых обычаев и вариативных форм. Представлены результаты поиска и количественного и качественного анализа двух синтаксических конструкций — odnośnie do kogo, czego и dedykowany komu, czemu — и их ненормативных узуальных вариантов: *odnośnie kogo czego; *dedykowany, *dedykowany dla kogo, czego; *dedykowany do kogo czego. Обе проанализированные конструкции и их узуальные варианты — это аналитические выражения, заменяющие более простые синтаксические структуры (здесь: co do, jeśli chodzi o или do/dla) и негативно оцениваемые лингвистами, занимающимися языковой нормой. В исследовании учитывается как числовое соотношение нормативных и ненормативных конструкций, так и сравнительные данные, полученные из различных типов дискурсов и медиатекстов, в том числе из польской интернет-речи в ее интерактивном и неинтерактивном вариантах. Кроме того, в исследовании сравниваются данные разных периода (д...

Особенности речевого воздействия в интернет-рекламе образовательных услуг

2021. Том 8, № 1, Медиастилистика
Статья посвящена специфике речевого воздействия в рекламе образовательных услуг в интернете. Реклама в педагогической сфере направлена на продвижение образовательных услуг. Она ставит задачу сформировать у адресата убеждение в необходимости прибегнуть к услугам именно рекламируемого образовательного учреждения. Утверждается, что специфика педагогического рекламного дискурса определяется целеустановкой, важностью предложения для адресата, особенностями рекламируемого объекта и затрудненностью осуществления манипулятивного воздействия из-за проверяемости результата. Выделяются информационная, увещевательная и напоминающая реклама. Для рекламы в педагогической сфере характерны специфические особенности способов речевого воздействия и манипулятивных тактик. Среди способов речевого воздействия наиболее эффективным является способ убеждения. Характерная черта рассмотренной рекламы — активное использование логических доводов при создании аргументации. Эмоциональные аргументы помогают усили...

Russian media speech on RTR Moldova broadcasting

2021. Том 8, № 1, Медиастилистика
The article presents the results of a study of the specifics of Russian media speech in the Republic of Moldova on the example of news broadcasts of the RTR Moldova TV-channel. The actual modern position of the Russian language on the territory of the country within the framework of the current state policy and the situation of Russian-language broadcasting in the country were studied. Theoretical material on the specifics of Russian language in the Republic of Moldova was studied and systematized. The history of the creation and specifics of the functioning of the Russian-language TV-channel RTR Moldova were reviewed in terms of current legislation. Methods of quantitative and comparative analysis, induction, synthesis of theoretical and practical knowledge were used. The study’s empirical base includes video material of 41 news programs of “Vesti-Moldova” and “Vesti nedeli-Moldova”. Broadcasts in 2019 comprised the overall chronological period of the research, thanks to the use of ...

Открытый доступ к глобальной медицинской информации в массмедиа: специализированный перевод и русско-немецко-испанская терминология

2021. Том 8, № 1, Медиастилистика
Ситуация, спровоцированная пандемией коронавируса, продемонстрировала необходимость упрощения медицинской терминологии для ее лучшего понимания широкой публикой. Целью специализированной коммуникации на медицинские темы являются более эффективные перенос и усвоение важной для здоровья людей информации, что стало буквально жизненно необходимо во время COVID-19. Такие обстоятельства ведут к тому, что медицинская терминология уже становится не исключительной прерогативой профессиональной лексики врачебного персонала, а все больше и больше интегрируется в словарный запас и ежедневный обиход большого количества людей и широко используется в массмедиа. Когнитивный подход в терминоведении помогает извлечь специализированные знания, закодированные в терминах, упрощает специализированный перевод и вносит вклад в массовую коммуникацию на глобальном уровне. Исследование на примере русско-немецко-испанской медицинской терминологии демонстрирует, что эффективная и интуитивная презентация специализ...