Вторник, 19 мартаИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

2019. Том 6, № 4

Media, conflict and democratisation in Africa: Political communication by other means

2019. Том 6, № 4, Онтология стратегической коммуникации
The link between the media and democracy is often understood in the liberal-democratic tradition to be self-evident. However, the relationship between the media and democracy is often complicated, critiqued and varies from context to context. The relationship between the media and democracy in established democracies in the Global North is often taken as an example that has universal relevance, while the specifics of the South remains under-researched. This paper aims to provide an illustration of how the link between media and democracy is manifested in some African contexts, and how political communication takes a variety of forms in these settings, which may not always correspond to the dominant notions of political communication in the Global North. First, a brief background of democratization in Africa, as well as the media’s role in relation to democratization processes, is provided. The paper then goes on to discuss the reasons ...

Стратегии информирования о журналистских наградах и стипендиях в Польше (1989–2018 гг.)

2019. Том 6, № 4, Онтология стратегической коммуникации
Цель статьи — представить коммуникационные стратегии субъектов, организующих или руководящих журналистскими наградами и стипендиями в Польше в период с 1989 по 2018 г. Предметом исследования стали каналы внешней и внутренней коммуникации, инструменты и техники продвижения, факторы эффективности стратегий. Эмпирическую базу составили интернет-страницы двадцати пяти национальных наград и пяти стипендий, а также пресс-релизы. Награды и стипендии в Польше имеют традицию, продолжающуюся от 1920-х годов, однако значение их выросло только в условиях свободного медиарынка. Контекст функционирования наград и стипендий формируют дебаты на тему пауперизации профессии журналиста и слабого уровня медиа, что связано с доминирующими законами экономики. В исследовании коммуникационных стратегий в отношении польских журналистских наград и стипендий под коммуникационной стратегией понимается комплексная система информирования, использующая инструменты эффективного маркетинга с целью усиления взаимодейст...

Город как поле боя нарративов: случай екатеринбургской башни

2019. Том 6, № 4, Лингводискурсология медиа
Анализируется реакция городского сообщества на снос недостроенной телевизионной башни в Екатеринбурге. В ходе коллективного сторителлинга по поводу башни как в локальных, так и в общероссийских медиа сформировался обширный архив вербальных и визуальных нарративов о башне и ее роли в жизни города. Анализ архива сфокусирован на двух взаимосвязанных проблемах, проявившихся в конкуренции этих нарративов: гармонизации городских коммуникаций и адекватности технократической рациональности в понимании ценностей городского развития. Парадоксальность екатеринбургского случая состоит в том, что острая полемика инстанций власти, бизнеса и городских сообществ вспыхнула вокруг руины — объекта, «бесполезного» с точки зрения технократической рациональности модернистского урбанизма. Анализ конкурирующих нарративов о башне проводится на основе концепции городских нарративов как конструктивного элемента городской среды. В этой традиции принципиальное значение имеют работы М. де Серто, которые легли в осн...

Literacies

2019. Том 6, № 4, Лингводискурсология медиа
The article is a theoretical inquiry into the category of literacies. It is understood here as common cultural abilities and competences to communicate by the media that allows its users to maintain and build social imaginary and practices. In order to adapt this abstract category to the modern digital revolution, the article offers a distinction between analogue and digital media literacies and competences. Analogue media is linked with mass media and the mass communication era of analogue media such as books, television, radio and press. Digital media is still developing as our societies and cultural frameworks are dealing with new media, Internet, interfaces and new imaginary around them. It is here that theoretical propositions are confronted with digital media practices. The paper consists of three parts. In the first part, the concept map and definitions of the categories of communicative competences and literacies are presented....

Риторизация современного медиапространства как фактор релевантности проблемы риторического кода в медиадискурсе

2019. Том 6, № 4, Лингводискурсология медиа
Рассматривается проблема риторизации современного публичного пространства, связанная с поисками новых форм коммуникации автора и адресата, усложнением репрезентации медийного дискурса, увеличением числа способов получения и обработки информации и попыткой определения вектора развития личности и характера ее бытования в условиях изменяющейся социокультурной реальности. Современная медиасистема в настоящее время подвержена значимым и глубоким трансформациям, истоки которых не только в интенсификации и усложнении технологической коммуникационной составляющей медиадействительности, но и в устремленности последней к кросс-культурным реалиям, доминированию авторского полюса, авторского сознания, отражающего действительность в речевой практике. И форма речевого поведения автора, его медиаобраз точно так же участвуют в этих процессах, адаптируются к новым условиям, актуализируя необходимость разговора о современном риторическом статусе медиаличности. Актуальность данного направления исследован...

Завоевание аудитории в медиально опосредованной стратегической коммуникации (на примере польского информационного сервиса «Wiadomości»)

2019. Том 6, № 4, Стилистика медиаречи
Анализируется один из выпусков новостей информационного сервиса польского общественного телевидения Wiadomości, трактуемого как средство реализации информационной политики диспонента медиа, т. е. политики власти. Внимание акцентируется на наиболее выразительном лингвистическом механизме стратегической коммуникации — оценке. Описание оценки как механизма, способствующего завоеванию аудитории, позволило выявить ценности, к которым обращается правительство Республики Польша в процессе создания нарратива, формирующего его имидж. К этим ценностям относятся «успех» и «патриотизм», ставшие основой для распространения нарратива о власти как субъекте, имеющем патриотические мотивы. Механизм завоевания аудитории реализуется в двух планах функционирования текста — в плане содержания и в плане выражения. В случае с выбранным объектом исследования, говоря о плане содержания, необходимо обратить внимание на выбор тем, обсуждаемых в анализируемой информационной программе, их характеристики и причины,...

Обзор поджанров коммерческой электронной медиакоммуникации

2019. Том 6, № 4, Стилистика медиаречи
Целью статьи является анализ основных поджанров коммерческой коммуникации, протекающей в медиасреде. Автором изучены современные отечественные и зарубежные источники, а также использованы данные личного профессионального опыта. Предметом исследования выступили такие поджанры коммерческой интернет-коммуникации, как байлайнер, лид-магнит, лендинг, трипваер и отзыв. В качестве отправной точки выбрана теория Д. Кристала, который в 2001 г. выделил пять основных жанров интернет-коммуникации. Автор показывает, как за эти 18 лет расширялся спектр жанров в данной сфере, выделялись поджанры. Исследование доказывает, что многообразие жанров интернет-коммуникации в значительной степени выходит за пределы системы Д. Кристала. В итоге автор сосредоточивается на коммерческой электронной коммуникации, которая должного рассмотрения до сих пор не получила. Подробно описываются коммуникативные цели исследуемых поджанров и соответствующие структуры текстов. Автор показывает, какие отдельные коммуникативны...