Понедельник, 28 сентябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Стратегии информирования о журналистских наградах и стипендиях в Польше (1989–2018 гг.)

Цель статьи — представить коммуникационные стратегии субъектов, организующих или руководящих журналистскими наградами и стипендиями в Польше в период с 1989 по 2018 г. Предметом исследования стали каналы внешней и внутренней коммуникации, инструменты и техники продвижения, факторы эффективности стратегий. Эмпирическую базу составили интернет-страницы двадцати пяти национальных наград и пяти стипендий, а также пресс-релизы. Награды и стипендии в Польше имеют традицию, продолжающуюся от 1920-х годов, однако значение их выросло только в условиях свободного медиарынка. Контекст функционирования наград и стипендий формируют дебаты на тему пауперизации профессии журналиста и слабого уровня медиа, что связано с доминирующими законами экономики. В исследовании коммуникационных стратегий в отношении польских журналистских наград и стипендий под коммуникационной стратегией понимается комплексная система информирования, использующая инструменты эффективного маркетинга с целью усиления взаимодействия с аудиторией (пользователями) медиа. Цель стратегии — продвижение качественной журналистики (престиж наград и стипендий). Информационный процесс включает в себя следующих участников коммуникации: редакции, журналистов, сотрудников медиа, медиапедагогов, студентов и выпускников журналистских специальностей. Можно выделить специализированные группы среди аудитории. Каналами поступления информации являются традиционные медиа и Интернет. Адресанты сообщений — субъекты, руководящие наградами и стипендиями. Среди этих субъектов можно выделить отраслевые издательства, профессиональные ассоциации, фонды, медиаорганизации. Получателями сообщений являются журналисты (внутренняя коммуникация) и аудитория медиа (внешняя коммуникация). В содержании сообщений указываются названия и покровители наград и стипендий, состав жюри. Все сообщения однозначно позитивные. В коммуникационных стратегиях наблюдается совпадение ролей организатора, руководителя и отправителя сообщений о мероприятиях, закрепляющих имидж и бренд наград и стипендий. Эффективность коммуникационных стратегий измеряется с помощью маркетинговых инструментов, использующихся в бизнес-коммуникации.

Strategies of communication about journalistic awards and scholarships in Poland (1989–2018)

The purpose of the article is to present the communication strategies of the subjects organizing or managing awards and scholarships for journalists in Poland in the period from 1989 to 2018. The channels of external and internal communication, tools and techniques of promotion, factors of the strategies’ effectiveness are to be the subject of analysis. The empirical basis of the article consists of the internet pages for twenty-five national awards and five scholarships, and press releases. Awards and scholarships in Poland have a tradition dating back to the 20s of the XX century, but their importance has grown only in a free media market. Th context of an award and scholarship’s function is formed by debates on the topic of pauperization of the journalistic profession and the weak level of media, which is associated with the dominant laws of the economy. In the study of communication strategies for Polish journalis tic awards and scholarships, communication strategy is understood as a comprehensive information system that uses effective marketing tools to enhance interaction with the audience of the media. The goal of the strategy is to promote quality journalism. The information process includes the following communication participants: editors, journalists, media workers, media educators, students and graduates of journalistic specializations. It is possible to distinguish specialized groups among the audience. Channels of information are traditional media and the internet. The sender of the message are subjects, organizing and managing awards and scholarships. Among these subjects it is possible to identify industry publishers, professional associations, foundations, and media organizations. The recipients of the messages are journalists (internal communication) and media audience (external communication). Th content of the messages indicates the names and patrons of awards and scholarships, the jury. The effectiveness of communication strategies is measured using marketing tools employed in business communication.

Хофман Ивона — д-р гуманитар. наук, проф.;
ihofman@wp.pl

Университет Марии Склодовской-Кюри в Люблине,
Польша, 20-400, Люблин, пл. Литовская, 3

Iwona Hofman — Dr. Sci. in Humanities, Professor;
ihofman@wp.pl

Maria Curie-Skłodowska University,
3, pl. Litewski, Lublin, 20-400, Poland

Хофман, И. (2019). Стратегии информирования о журналистских наградах и стипендиях в Польше (1989–2018 гг.). Медиалингвистика, 6 (4), 441–453. 

DOI: 10.21638/spbu22.2019.402

URL: https://medialing.ru/strategii-informirovaniya-o-zhurnalistskih-nagradah-i-stipendiyah-v-polshe-1989-2018-gg/ (дата обращения: 28.09.2020)

Hofman, I. (2019). Strategies of communication about journalistic awards and scholarships in Poland (1989–2018). Media Linguistics, 6 (4), 441–453. (In Russian)

DOI: 10.21638/spbu22.2019.402

URL: https://medialing.ru/strategii-informirovaniya-o-zhurnalistskih-nagradah-i-stipendiyah-v-polshe-1989-2018-gg/ (accessed: 28.09.2020)

УДК 070

Про­бле­ма иссле­до­ва­ния. В ста­тье пред­при­ни­ма­ет­ся попыт­ка пред­ста­вить ком­му­ни­ка­ци­он­ные стра­те­гии субъ­ек­тов, зани­ма­ю­щих­ся орга­ни­за­ци­ей и руко­вод­ством жур­на­лист­ски­ми награ­да­ми и сти­пен­ди­я­ми в пери­од с 1989 г. Вопро­сы, на кото­рые пред­сто­ит отве­тить в ходе иссле­до­ва­ния, сле­ду­ю­щие:

— какие кана­лы внеш­ней и внут­рен­ней ком­му­ни­ка­ции исполь­зу­ют субъ­ек­ты, орга­ни­зу­ю­щие награ­ды и сти­пен­дии и руко­во­дя­щие ими;

— какие типы ком­му­ни­ка­ции доми­ни­ру­ют;

— какие инстру­мен­ты и тех­ни­ки про­дви­же­ния исполь­зу­ют­ся в ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­ги­ях;

— како­ва эффек­тив­ность невер­баль­ной ком­му­ни­ка­ции.

Мате­ри­ал иссле­до­ва­ния состав­ля­ют сай­ты два­дца­ти пяти наци­о­наль­ных поль­ских жур­на­лист­ских наград и пяти сти­пен­дий, при­суж­ден­ных в пери­од с 1989 по 2018 г., а так­же мате­ри­а­лы соци­аль­ных сетей и пресс-рели­зы, кото­рые отно­сят­ся к жан­рам инфор­ма­ции или сооб­ще­ния (напри­мер, объ­яв­ле­ние о кон­кур­се, обра­зы кан­ди­да­тов и награж­ден­ных). Основ­ные иссле­до­ва­тель­ские мето­ды вклю­ча­ют кон­тент-ана­лиз, срав­ни­тель­ный и инсти­ту­ци­о­наль­но-пра­во­вой ана­лиз. Мате­ри­а­лы пер­вых лет функ­ци­о­ни­ро­ва­ния наград и сти­пен­дий ана­ли­зи­ру­ют­ся так­же с исто­ри­че­ской и кон­текст­ной точек зре­ния.

Новиз­на иссле­до­ва­ния заклю­ча­ет­ся в при­ме­не­нии иссле­до­ва­тель­ских кате­го­рий биз­нес-мар­ке­тин­га (эко­но­ми­ки) к опи­са­нию про­цес­сов меди­а­ком­му­ни­ка­ции. Эти кате­го­рии под­чер­ки­ва­ют эффек­тив­ность ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­гий. До сих пор, несмот­ря на боль­шое коли­че­ство наград и сти­пен­дий для жур­на­ли­стов в Поль­ше, они не были изу­че­ны с точ­ки зре­ния соци­аль­но­го воз­дей­ствия.

Исто­ри­че­ский кон­текст. Несмот­ря на то что награ­ды и сти­пен­дии для жур­на­ли­стов име­ют в Поль­ше опре­де­лен­ные тра­ди­ции и узус, отсы­ла­ю­щий к меж­во­ен­но­му два­дца­ти­ле­тию (1918–1939), их зна­че­ние как неидео­ло­ги­че­ско­го инстру­мен­та про­дви­же­ния, а вме­сте с тем свое­об­раз­но­го изме­ри­те­ля каче­ствен­ных изме­не­ний, про­изо­шед­ших в жур­на­ли­сти­ке, воз­рос­ло после 1989 г., в усло­ви­ях сво­бод­но­го медиа­рын­ка, явля­ю­ще­го­ся одним из опре­де­ли­те­лей моде­ли демо­кра­ти­че­ской медиа­си­сте­мы. Демо­кра­ти­че­ская систе­ма медиа харак­те­ри­зу­ет­ся так­же плю­ра­лиз­мом, рас­ши­рен­ны­ми функ­ци­я­ми СМИ, демо­но­по­ли­за­ци­ей рын­ка, соци­аль­ным дове­ри­ем медиа и жур­на­ли­стам [Dobek-Ostrowska 2011; Goban-Klas 1996; Jakubowicz 2006]. Эта систе­ма, в част­но­сти ком­мо­ди­фи­ка­ция медиа, име­ет так­же отри­ца­тель­ные чер­ты, выте­ка­ю­щие из борь­бы СМИ за ауди­то­рию. Когда эко­но­ми­ка дик­ту­ет пра­ви­ла, осо­бое зна­че­ние при­да­ет­ся ско­ро­сти пере­да­чи инфор­ма­ции, при­вле­ка­тель­но­му оформ­ле­нию мате­ри­а­лов, низ­кой сто­и­мо­сти полу­че­ния инфор­ма­ции и кон­тен­та и при­выч­кам мас­со­вой ауди­то­рии. В резуль­та­те таб­ло­и­ди­зи­ро­ван­ные медиа в луч­шем слу­чае раз­ра­ба­ты­ва­ют инфо­тей­н­мент, в худ­шем — пере­да­ют ненуж­ную инфор­ма­цию, при­ми­тив­ные ком­мен­та­рии, опи­сы­ва­ют дей­стви­тель­ность, пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ную через поли­ти­че­ские и обще­ствен­ные кон­флик­ты. Жур­на­ли­сты, заме­щен­ные сотруд­ни­ка­ми СМИ (media workers), как про­фес­си­о­наль­ная груп­па поте­ря­ли пре­стиж (кро­ме зна­ме­ни­то­стей и лич­но­стей, выпол­ня­ю­щих роль эко­ло­ги­че­ских гуру) по той при­чине, что при отсут­ствии штат­но­го тру­до­устрой­ства и в усло­ви­ях раз­ви­тия элек­трон­ных медиа «жур­на­ли­стом» может быть каж­дый [Szot 2013; Węglińska 2018].

Осво­бож­де­ние медиа­рын­ков в Цен­траль­ной и Восточ­ной Евро­пе ста­ло след­стви­ем мно­же­ства про­цес­сов, спо­соб­ству­ю­щих дегра­да­ции медиа, кото­рые явля­ют­ся надеж­ны­ми участ­ни­ка­ми пуб­лич­ных и люби­тель­ских деба­тов. После отно­си­тель­но корот­ко­го пери­о­да рез­ких пре­об­ра­зо­ва­ний медиа­рын­ка (послед­нее деся­ти­ле­тие XX в.) жур­на­ли­сты, полу­чав­шие тогда инсти­ту­ци­о­наль­ную под­держ­ку про­фес­си­о­наль­ных ассо­ци­а­ций и комис­сий по эти­ке, при­сту­пи­ли к само­ре­флек­сии: нача­ли появ­лять­ся кри­ти­че­ские выво­ды иссле­до­ва­те­лей медиа, ана­ли­зы про­грамм жур­на­лист­ско­го обра­зо­ва­ния, посту­ла­ты о необ­хо­ди­мо­сти вве­де­ния медиа­об­ра­зо­ва­ния в про­цесс обу­че­ния детей и моло­де­жи. Осо­бен­но важ­ны­ми на этом фоне выгля­дят попыт­ки рекон­струк­ции моде­ли каче­ствен­ной жур­на­ли­сти­ки, кото­рая опре­де­ля­ет­ся авто­ром насто­я­ще­го иссле­до­ва­ния как вид инфор­ма­ци­он­но­го и пуб­ли­ци­сти­че­ско­го твор­че­ства, охва­ты­ва­ю­щий соци­аль­но важ­ные явле­ния и про­цес­сы, харак­те­ри­зу­ю­щий­ся про­дол­жи­тель­но­стью и осно­вы­ва­ю­щий­ся на ответ­ствен­но­сти за сло­во [Hofman 2016; 2017]. Созда­ние этой моде­ли име­ет два обос­но­ва­ния: тео­ре­ти­че­ское (тео­рии соци­аль­ной ком­му­ни­ка­ции) и праг­ма­ти­че­ское (дефи­ни­тив­ный хаос поня­тий жур­на­ли­сти­ка, жур­на­лист, медиа, сме­на ролей адре­сан­та и адре­са­та). Мож­но пред­по­ло­жить, что жур­на­лист­ские награ­ды и сти­пен­дии явля­ют­ся инстру­мен­том про­дви­же­ния каче­ствен­ной жур­на­ли­сти­ки и име­ют зна­че­ние для дина­ми­ки рекон­струк­ции ее моде­ли. Мож­но так­же пола­гать, что они слу­жат посто­ян­ным эле­мен­том сотруд­ни­че­ства изда­те­лей, вла­дель­цев медиа, жур­на­ли­стов и ауди­то­рии медиа.

Мето­до­ло­гия. Ком­му­ни­ка­ци­он­ную стра­те­гию, пред­став­лен­ную в сфе­ре дея­тель­но­сти Public Relations, мож­но опре­де­лить как кон­стру­и­ро­ва­ние через инфор­ма­цию, убеж­де­ние и при­спо­соб­ле­ние к потреб­но­стям рын­ка госу­дар­ствен­ной под­держ­ки для дей­ствий, слу­ча­ев, обще­ствен­ных дви­же­ний, орга­ни­за­ций и т. д. [Black 2001; Wojcik 2015]. Мар­ке­тин­го­вые иссле­до­ва­ния пока­зы­ва­ют, что реа­ли­за­ция стра­те­гии в боль­шей сте­пе­ни зави­сит от пер­во­го эле­мен­та, т. е. инфор­ма­ции, явля­ю­щей­ся одно­вре­мен­но осно­вой для эффек­тив­ной дея­тель­но­сти орга­ни­за­ций [Martin, Nelson, Powers 2009]. Нема­ло­важ­ную роль в ком­му­ни­ка­ции игра­ют лиде­ры мне­ний, а зна­че­ние их голо­са и уси­лен­ное воз­дей­ствие под­чер­ки­ва­ют­ся ком­му­ни­ка­ци­ей в Интер­не­те [Black 2001]. Такое пони­ма­ние ком­му­ни­ка­ци­он­ной стра­те­гии спо­соб­ству­ет при­ме­не­нию тео­рии Гароль­да Лас­су­эл­ла (модель акта воз­дей­ствия), Кло­да Шен­но­на и Уор­ре­на Уиве­ра (модель пере­да­чи сиг­на­лов), Уил­бу­ра Шрам­ма (модель схо­же­сти опы­та)1 и упо­ря­до­чи­ва­нию ана­ли­за в соот­вет­ствии с кри­те­ри­я­ми, кто, что, кому, каким обра­зом и с каки­ми послед­стви­я­ми сооб­ща­ет. В моде­лях обще­ствен­ной ком­му­ни­ка­ции най­дут при­ме­не­ние сле­ду­ю­щие кате­го­рии: отпра­ви­тель, полу­ча­тель, сооб­ще­ние, новость, кана­лы, кото­рые име­ют ана­ло­ги в PR полу­ча­те­ля, груп­пы вли­я­ния, груп­пы инте­ре­са (внеш­ние и внут­рен­ние) [Graszewicz, Jastrzębski 2009; Hudzik 2017]. В слу­чае жур­на­лист­ских наград и сти­пен­дий адре­са­та­ми сооб­ще­ний высту­па­ют поль­зо­ва­те­ли медиа и жур­на­ли­сты, груп­па­ми вли­я­ния — ауди­то­рия медиа, пре­по­да­ва­те­ли и сту­ден­ты соци­аль­ных направ­ле­ний, груп­па­ми инте­ре­са — редак­ции СМИ, жур­на­ли­сты, ауди­то­рия медиа. Важ­но под­черк­нуть, что ауди­то­рия медиа и жур­на­ли­сты, фигу­ри­ру­ю­щие в этих отно­ше­ни­ях, созда­ют про­стран­ство для обсуж­де­ния жур­на­лист­ских стан­дар­тов, про­фес­си­о­на­ли­за­ции дея­тель­но­сти, обще­ствен­ной ответ­ствен­но­сти и пр.

Эффек­тив­ность ком­му­ни­ка­ци­он­ной стра­те­гии в сфе­ре Public Relations тре­бу­ет ана­ли­за моти­ва­ции отпра­ви­те­ля сооб­ще­ния, иссле­до­ва­ния кон­так­тов меж­ду отпра­ви­те­лем и полу­ча­те­лем, иден­ти­фи­ка­ции наи­бо­лее важ­ных полу­ча­те­лей, зна­ния о потреб­но­стях и пози­ци­ях полу­ча­те­лей, созда­ния при­вле­ка­тель­но­го для полу­ча­те­лей сооб­ще­ния, выбо­ра эффек­тив­но­го кана­ла ком­му­ни­ка­ции. Таким обра­зом, мож­но отме­тить, что ком­му­ни­ка­ци­он­ная стра­те­гия близ­ка к функ­ци­о­наль­ной (бизнес-)стратегии по иерар­хии вопро­сов, что обра­ба­ты­вать, каким обра­зом, как управ­лять пото­ком инфор­ма­ции [Olędzki 2010; 2013]. Ее цель — опти­ми­за­ция инфор­ма­ци­он­но­го пото­ка при усло­вии, что мож­но выде­лить стра­те­гию инфор­ма­ци­он­ной инфра­струк­ту­ры (аппа­рат­ные, сете­вые, теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ные ресур­сы, про­грамм­ное обес­пе­че­ние, при­ло­же­ния, зна­ния и ком­пе­тен­ции поль­зо­ва­те­лей), а так­же стра­те­гию инфор­ма­ци­он­ной функ­ции (эффек­тив­ная пере­да­ча сооб­ще­ния). Мож­но пред­по­ло­жить, что инфор­ма­ци­он­ные и ком­му­ни­ка­ци­он­ные стра­те­гии име­ют схо­жие цели [Düssel 2010; Pierścionek 2011].

В иссле­до­ва­нии поль­ских жур­на­лист­ских наград и сти­пен­дий под ком­му­ни­ка­ци­он­ной стра­те­ги­ей пони­ма­ет­ся ком­плекс­ная систе­ма инфор­ми­ро­ва­ния, исполь­зу­ю­щая инстру­мен­ты эффек­тив­но­го мар­ке­тин­га с целью уси­ле­ния вза­и­мо­дей­ствия с ауди­то­ри­ей (поль­зо­ва­те­ля­ми) медиа. Цель стра­те­гии — про­дви­же­ние каче­ствен­ной жур­на­ли­сти­ки (пре­стиж наград и сти­пен­дий). Инфор­ма­ци­он­ный поток вклю­ча­ет в себя сле­ду­ю­щих субъ­ек­тов ком­му­ни­ка­ции: редак­ции, жур­на­ли­стов, сотруд­ни­ков медиа, медиа­пе­да­го­гов, сту­ден­тов и выпуск­ни­ков жур­на­лист­ских спе­ци­аль­но­стей. Сре­ди ауди­то­рии мож­но выде­лить спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные груп­пы. Кана­ла­ми поступ­ле­ния инфор­ма­ции явля­ют­ся тра­ди­ци­он­ные медиа и Интер­нет.

Анализ материала

В ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­ги­ях, реа­ли­зу­е­мых в инфор­ма­ци­он­ном сце­на­рии, все орга­ни­зу­ю­щие и руко­во­дя­щие орга­ны отка­зы­ва­ют­ся от при­о­ри­те­та отпра­ви­те­ля сооб­ще­ния в назва­нии (назва­ни­ях) наград. Эта зако­но­мер­ность замет­на так­же в интер­нет-доме­нах, кото­рые в боль­шин­стве слу­ча­ев содер­жат наиме­но­ва­ния награ­ды и сти­пен­дии (кро­ме при­суж­да­е­мых Ассо­ци­а­ци­ей поль­ских жур­на­ли­стов — SDP). Орга­ни­за­то­ры и руко­во­ди­те­ли наград как отпра­ви­те­ли инфор­ма­ции пола­га­ют, что таким обра­зом они могут обре­сти дове­рие во внеш­ней ком­му­ни­ка­ции. Кро­ме того, в назва­нии может при­сут­ство­вать имя покро­ви­те­ля. Напри­мер, награ­да им. Дари­уша Фику­са (Press Club Поль­ша), награ­да радио ZET им. Анджея Вой­це­хов­ско­го, награ­да им. Кса­ве­рия и Мечи­сла­ва Пру­шинь­ских (PEN Club Поль­ша), покро­ви­тель­ствен­ные награ­ды Ассо­ци­а­ции поль­ских жур­на­ли­стов им. Кази­ми­ра Дзе­ва­нов­ско­го, Евге­ния Квят­ков­ско­го, Сте­фа­на Жером­ско­го, Кази­ми­ра Вежинь­ско­го, сти­пен­дия им. Рышар­да Капу­щин­ско­го, сти­пен­дия им. Лео­поль­да Унге­ра. Назна­че­ние покро­ви­те­ля награ­ды или сти­пен­дии уве­ли­чи­ва­ет силу соци­аль­но­го воз­дей­ствия и иден­ти­фи­ка­ции с дея­тель­но­стью покро­ви­те­ля, что осо­бен­но важ­но в слу­чае покро­ви­те­лей жур­на­ли­стов или пуб­ли­ци­стов.

В ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­ги­ях орга­ни­за­то­ров и руко­во­ди­те­лей награ­да­ми и сти­пен­ди­я­ми наблю­да­ет­ся пони­ма­ние необ­хо­ди­мо­сти вве­де­ния авто­ри­те­тов для борь­бы с про­яв­ле­ни­я­ми кри­зи­са жур­на­ли­сти­ки. Это­му слу­жит так­же созда­ние назва­ний, осно­вы­ва­ю­щих­ся на фор­му­ле «жур­на­лист года», напри­мер Grand Press, Ассо­ци­а­ция жур­на­ли­стов Рес­пуб­ли­ки Поль­ша (SDRP). Неко­то­рые руко­во­дя­щие орга­ны обра­ща­ют­ся к цен­но­стям прав и сво­бод чело­ве­ка, напри­мер «Перо надеж­ды» (Сооб­ще­ство Amnesty International), Глав­ная награ­да сво­бо­ды сло­ва и т. д. Функ­ци­о­ни­ро­ва­ние покро­ви­тель­ствен­ных наград и сти­пен­дий может быть дока­за­тель­ством рас­по­зна­ния потреб­но­стей внут­рен­них полу­ча­те­лей инфор­ма­ции.

Таб­ли­цаХарак­те­ри­сти­ка иссле­до­ва­тель­ской кате­го­рии адре­сан­та сооб­ще­ний о жур­на­лист­ских награ­дах и сти­пен­ди­ях*

Наиме­но­ва­ние награды/стипендииДата воз­ник­но­ве­нияОрганизатор/руководящий органКате­го­рииВеб-сайт
1Grand Press1997Press sp. z o.o.5grandpress​.press​.pl
2Награ­ды Ассо­ци­а­ции
поль­ских жур­на­ли­стов
1992Ассо­ци­а­ция поль­ских жур­на­ли­стов15sdp​.pl
3Поль­ско-немец­кая жур­на­лист­ская
награ­да им. Таде­уша Мазо­вец­ко­го
1997Фонд поль­ско-немец­ко­го сотруд­ни­че­ства5dnimediow​.org/​n​a​g​r​o​d​a​-​d​z​i​e​n​n​i​k​a​r​s​k​a​-​t​a​d​e​u​s​z​a​-​m​a​z​o​w​i​e​c​k​i​e​g​o​.​h​tml
4Награ­да
им. Боле­сла­ва Пру­са
1969Фили­ал Ассо­ци­а­ции жур­на­ли­стов Рес­пуб­ли­ки Поль­ша в Вар­ша­ве2dziennikarzerp.org.pl/nagrody-im-boleslawa-prusa-edycja–2017/
5Złota Gruszka i Zielona Gruszka11989Фили­ал Ассо­ци­а­ции жур­на­ли­стов Рес­пуб­ли­ки Поль­ша в Кра­ко­ве3www.stowarzyszeniedziennikarzyrp.
krakow​.pl/​p​r​i​c​e​s​.​h​tml
6Кон­курс «Жур­на­лист года»1990Ассо­ци­а­ция жур­на­ли­стов Рес­пуб­ли­ки Поль­ша «Запад­ное Помо­рье», фили­ал Ассо­ци­а­ции жур­на­ли­стов Рес­пуб­ли­ки Поль­ша в Щецине5www.dziennikarze.szczecin.pl/strona-glowna/konkurs-dziennikarz-roku/337-konkurs–2017.html
7Dziennikarskie Koziołki21996Вели­ко­поль­ский фили­ал Ассо­ци­а­ции жур­на­ли­стов Рес­пуб­ли­ки Поль­ша3www​.dziennikarze​.poznan​.pl/​?​g=3
8Młody Dinozaur31999Люб­лин­ский фили­ал Ассо­ци­а­ции жур­на­ли­стов Рес­пуб­ли­ки Поль­ша
9Ниж­не­си­лез­ский жур­на­лист года2004Ассо­ци­а­ция жур­на­ли­стов Рес­пуб­ли­ки Поль­ша в Ниж­ней Силе­зииdziennikarzerp​.eu/​k​a​t​e​g​o​r​i​a​/​d​z​i​e​n​n​i​k​a​r​z​-​r​o​ku/
10Жур­на­лист годаЛюбуш­ский фили­ал Ассо­ци­а­ции жур­на­ли­стов Рес­пуб­ли­ки Поль­ша5
11Награ­да жур­на­ла «Newsweek»
им. Тере­зы Торань­ской
2013Фонд им. Тере­зы Торань­ской4fundacjatoranskiej​.pl
12Награ­ды Press Club Polska2010–2013Press Club Поль­ша5pressclub​.pl
13Награ­да радио ZET
им. Анджея Вой­це­хов­ско­го
2005Eurozet Radio sp. z o.o.www​.nagrodawoyciechowskiego​.pl
14Поль­ский наци­о­наль­ный жур­на­лист­ский кон­курс им. Кри­сти­ны Бохе­нек2010Фонд им. Кри­сти­ны Бохе­нек, Силез­ский уни­вер­си­тет в Като­ви­це, Силез­ское вое­вод­ство, Силез­ский театр
им. Ста­ни­сла­ва Выспянь­ско­го в Като­ви­це
2www​.konkurskbochenek​.us​.edu​.pl
15Кон­курс им. Вла­ди­сла­ва Граб­ско­го для эко­но­ми­че­ских жур­на­ли­стов2002Поль­ский наци­о­наль­ный банкwww​.nbp​.pl/​h​o​m​e​.​a​s​p​x​?​f​=​/​k​o​n​k​u​r​s​y​/​2​0​1​8​/​G​r​a​b​s​k​i​/​i​n​d​e​x​.​h​tml
16Жур­на­лист­ская награ­да «След» им. епи­ско­па Яна Хра­пе­ка2002Жюри, состо­я­щее из жур­на­ли­стов и медиа­де­я­те­лей, сфор­ми­ро­ван­ное непо­сред­ствен­но после смер­ти епи­ско­па Яна Хра­пе­ка в 2001 г.
17Награ­да им. Кса­ве­рия и Мечи­сла­ва Пру­шинь­ских2006PEN Club Поль­шаwww​.penclub​.com​.pl/​n​a​g​r​o​d​y​/​n​a​g​r​o​d​a​-​i​m​-​k​s​a​w​e​r​e​g​o​-​i​-​m​i​e​c​z​y​s​l​a​w​a​-​p​r​u​s​z​y​n​s​k​ich
18MediaTORy — сту­ден­че­ские жур­на­лист­ские награ­ды2007Науч­ное обще­ство сту­ден­тов факуль­те­та жур­на­ли­сти­ки и соци­аль­ной ком­му­ни­ка­ции Ягел­лон­ско­го уни­вер­си­те­та, сооб­ще­ство «MediaTORy»9www​.mediatory​.pl
19Ака­де­ми­че­ский жур­на­лист­ский лавр AKLAUD2014Факуль­тет поли­то­ло­гии Уни­вер­си­те­та Марии Скло­дов­ской-Кюри, инсти­тут жур­на­ли­сти­ки и соци­аль­ной ком­му­ни­ка­ции Люб­лин­ско­го като­ли­че­ско­го уни­вер­си­те­та (до 2019 г. так­же Выс­шая шко­ла пред­при­ни­ма­тель­ства и управ­ле­ния в Люб­лине)2www​.aklaud​.umcs​.pl
20Grand Prix Наци­о­наль­но­го сове­та радио- и теле­ви­зи­он­но­го веща­ния им. Витоль­да Зад­ров­ско­го2012Наци­о­наль­ный совет радио- и теле­ви­зи­он­но­го веща­нияwww​.krrit​.gov​.pl/​k​r​r​i​t​/​n​a​g​r​o​d​y​-​k​r​r​i​t​/​g​r​a​n​d​-​p​r​i​x​-​z​a​d​r​o​w​s​k​i​e​go/
21Pióro Nadziei42002Сооб­ще­ство «Amnesty International»amnesty.org.pl/pioro-nadziei-edycja–2018-ruszyly-zgloszenia/
22Жур­на­лист­ская награ­да им. Зиг­мун­та Мош­ко­ви­ча2018GRUPA INTERIA. PL sp. z o.o.www​.czlowiekzpasja​.pl
23TeleKamery1998Изда­тель­ство «Bauer sp. z o.o».5 (14)www​.telekamery​.pl
24Totus Tuus medialny im. bp. Jana Chrapka52001Фонд ново­го тыся­че­ле­тияdzielo​.pl/​d​z​i​e​n​-​p​a​p​i​e​s​k​i​/​n​a​g​r​o​d​y​-​t​o​t​u​s​-​t​u​us/
25Награ­ды жур­на­ли­стов Малой Поль­ши2002Жюри, в состав кото­ро­го вхо­дят пред­ста­ви­те­ли наци­о­наль­ных медиа13nagrodadziennikarzy​.pl
26Сти­пен­дия им. Рышар­да Капу­щин­ско­го для моло­дых жур­на­ли­стов2011Фонд им. Рышар­да Капу­щин­ско­го — Herodotwww​.fundacjaherodot​.com​.pl
27Сти­пен­дия им. Лео­поль­да Унге­ра2013Уни­вер­си­тет Марии Скло­дов­ской-Кюриwww​.umcs​.pl/​p​l​/​s​t​y​p​e​n​d​i​u​m​-​l​e​o​p​o​l​d​a​-​u​n​g​e​r​a​.​htm
28Поль­ско-немец­кая сти­пен­дия2015Объ­еди­не­ние «Меж­ду­на­род­ные жур­на­лист­ские про­грам­мы» (Internationale Journalisten-Programme IJP)www​.ijp​.org/​p​l​/​s​t​i​p​e​n​d​i​e​n​/​p​o​l​s​k​o​-​n​i​e​m​i​e​c​k​i​-​p​r​o​g​r​am/
29Жур­на­лист­ские сти­пен­дии. Кон­курс фон­да поль­ско-немец­ко­го сотруд­ни­че­ства2010Фонд поль­ско-немец­ко­го сотруд­ни­че­стваfwpn​.org​.pl/​s​t​y​p​e​n​d​i​u​m​-​d​z​i​e​n​n​i​k​a​r​s​k​i​e​/​s​t​y​p​e​n​d​i​a​-​d​z​i​e​n​n​i​k​a​r​s​k​i​e​-​k​o​n​k​u​r​s​-​f​u​n​d​a​c​j​i​-​w​s​p​o​l​p​r​a​c​y​-​p​o​l​s​k​o​-​n​i​e​m​i​e​c​k​i​e​j​-​y​I​a​nhR
30Сти­пен­дия им. Иза­бел­лы Тро­я­нов­ской2002Кашуб­ско-Помор­ское объ­еди­не­ниеwww​.kaszubi​.pl/​p​r​o​j​e​k​t​y​/​a​r​t​y​k​u​l​?​i​d​=15

* Под­го­тов­ле­на К. Бур­но-Кали­шук, И. Хофман.

При­ме­ча­ния:

1 Назва­ния Złota Gruszka и Zielona Gruszka про­ис­хо­дят от сим­во­лов дан­ных наград — зеле­ной и золо­той гру­ши, вру­ча­е­мых начи­на­ю­щим жур­на­ли­стам, реа­ли­зу­ю­щим свою про­фес­си­о­наль­ную дея­тель­ность на тер­ри­то­рии Южной Поль­ши.

2 Орга­ни­за­тор награ­ды — Вели­ко­поль­ский фили­ал Ассо­ци­а­ции жур­на­ли­стов, кото­рый рас­по­ла­га­ет­ся в Позна­ни. Сим­во­лом это­го горо­да явля­ют­ся коз­ли­ки, укра­ша­ю­щие фасад город­ской рату­ши. Отсю­да назва­ние награ­ды Dziennikarskie Koziołki — «Жур­на­лист­ские коз­ли­ки».

3 Награ­да, кото­рая в пере­во­де зву­чит как Моло­дой дино­завр, вру­ча­ет­ся жур­на­ли­стам, име­ю­щим мно­го­лет­ний опыт рабо­ты и про­дол­жа­ю­щим зани­мать­ся про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­стью.

4 Назва­ние награ­ды Pióro Nadziei пере­во­дит­ся с поль­ско­го язы­ка как «Перо надеж­ды».

5 Наи­бо­лее важ­ная като­ли­че­ская награ­да в Поль­ше для жур­на­ли­стов, про­па­ган­ди­ру­ю­щих уче­ние Ион­на Пав­ла II.

Харак­те­ри­сти­ка реци­пи­ен­тов. Важ­ней­шим эле­мен­том ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­гий, ори­ен­ти­ро­ван­ных на внеш­них полу­ча­те­лей, по мне­нию авто­ра иссле­до­ва­ния, явля­ет­ся про­блем­ная и поко­лен­че­ская кате­го­рия. Награ­ды Ассо­ци­а­ции поль­ских жур­на­ли­стов при­суж­да­ют­ся в 15 кате­го­ри­ях, жур­на­ли­стов Малой Поль­ши — в 14 кате­го­ри­ях, MediaTORy — в девя­ти кате­го­ри­ях, боль­шин­ство наград вру­ча­ет­ся в пяти кате­го­ри­ях. Из ана­ли­за сооб­ще­ний о награ­дах и сти­пен­ди­ях сле­ду­ет, что десять орга­ни­зу­ю­щих и руко­во­дя­щих награ­да­ми орга­нов отка­за­лись от выде­ле­ния кате­го­рий (напри­мер, награ­да радио ZET, жур­на­лист­ская награ­да «След» им. Бис­ку­па Яна Хреп­ка, «Перо надеж­ды», Гран-при Наци­о­наль­но­го сове­та радио- и теле­ви­зи­он­но­го веща­ния). Сти­пен­дии так­же не име­ют кате­го­рий. Награ­ды Ассо­ци­а­ции поль­ских жур­на­ли­стов при­суж­да­ют­ся в кате­го­ри­ях «Глав­ная награ­да сво­бо­ды сло­ва», «Награ­да Уотер­гейт», «Награ­да им. Кази­ми­ра Дзе­ва­нов­ско­го», «Награ­да им. Мачея Лука­ше­ви­ча», «Награ­да им. Яну­ша Кур­ты­ки», «Награ­да им. Евге­ния Квят­ков­ско­го», «Награ­да им. Алек­сандра Мил­ско­го», «Награ­да им. Сте­фа­на Жером­ско­го», «Награ­да им. Адоль­фа Бохень­ско­го», «Награ­да им. Кази­ми­ра Вежинь­ско­го», «Награ­да им. Эраз­ма Чол­ка», «Награ­да им. Евге­ния Локай­ско­го», «Награ­да им. проф. Сте­фа­на Мыч­ков­ско­го», «Лавр Ассо­ци­а­ции поль­ских жур­на­ли­стов», «Гие­на года» (анти­на­гра­да). Награ­ды жур­на­ли­стов Малой Поль­ши вклю­ча­ют в себя сле­ду­ю­щие кате­го­рии: «ново­сти», «пуб­ли­ци­сти­ка», «интер­вен­ци­он­ная жур­на­ли­сти­ка», «интер­вью», «про­вин­ци­аль­ный жур­на­лист», «спе­ци­аль­ная жур­на­ли­сти­ка», «куль­тур­ный жур­на­лист», «эко­ло­ги­че­ский жур­на­лист», «фото­ре­пор­тер», «пресс-репор­таж», «радио­ма­те­ри­ал», «интер­нет-мате­ри­ал», «теле­ма­те­ри­ал (награ­да им. Яна Рой­ка)». Отдель­но­го вни­ма­ния заслу­жи­ва­ют награ­ды, при­суж­да­е­мые по резуль­та­там зри­тель­ско­го голо­со­ва­ния, орга­ни­зо­ван­но­го Уче­ным обще­ством сту­ден­тов факуль­те­та жур­на­ли­сти­ки и соци­аль­ной ком­му­ни­ка­ции Ягел­лон­ско­го уни­вер­си­те­та и обще­ством «MediaTORy». Сле­ду­ет под­черк­нуть пле­бис­цит­ный спо­соб опре­де­ле­ния лау­ре­а­тов, осно­вы­ва­ю­щий­ся на голо­со­ва­нии сту­ден­тов жур­на­лист­ских направ­ле­ний неко­то­рых поль­ских уни­вер­си­те­тов. Таким обра­зом, век­тор ком­му­ни­ка­ции меня­ет­ся с внут­рен­не­го на внеш­ний. Орга­ни­за­то­ры кон­кур­са MediaTORy про­во­дят эффек­тив­ную инфор­ма­ци­он­ную кам­па­нию с исполь­зо­ва­ни­ем тех­но­ло­ги­че­ской инфра­струк­ту­ры. На фоне стра­те­гий дру­гих орга­ни­за­то­ров MediaTORy отли­ча­ют­ся ори­ги­наль­ным под­хо­дом к назы­ва­нию кате­го­рий2. В номи­на­ци­ях при­сут­ству­ет эле­мент язы­ко­вой игры: AuTORytet [АвТО­Ри­тет] — награ­да, при­суж­да­е­мая заслу­жен­ным и ува­жа­е­мым в мире средств мас­со­вой инфор­ма­ции лицам за мно­го­лет­нюю жур­на­лист­скую рабо­ту; TORpeda [ТОР­пе­да] — награ­да для инфор­ма­ци­он­ных и спор­тив­ных жур­на­ли­стов за репор­тер­скую рабо­ту; NawigaTOR [Нави­га­ТОР] — награ­да для жур­на­ли­стов, опи­сы­ва­ю­щих, ком­мен­ти­ру­ю­щих и объ­яс­ня­ю­щих соци­аль­ную, поли­ти­че­скую или эко­но­ми­че­скую дей­стви­тель­ность; AkumulaTOR [Акку­му­ля­ТОР] — награ­да для жур­на­ли­стов, пре­зен­ту­ю­щих или про­дви­га­ю­щих пози­тив­ный кон­тент, новые трен­ды и явле­ния в широ­ко пони­ма­е­мой куль­ту­ре, а так­же для веду­щих раз­вле­ка­тель­ных про­грамм; DetonaTOR [Дето­на­ТОР] — награ­да для авто­ров или лиц, ответ­ствен­ных за реа­ли­за­цию или под­го­тов­ку наи­бо­лее захва­ты­ва­ю­ще­го про­ек­та или меди­а­кон­тен­та в теку­щем ака­де­ми­че­ском году; ProwokaTOR [Про­во­ка­ТОР] — награ­да для жур­на­ли­стов или редак­ции, кото­рая при­ня­ла про­ти­во­ре­чи­вое, дис­кус­си­он­ное реше­ние; InicjaTOR [Ини­ци­а­ТОР] — награ­да для жур­на­ли­стов или редак­ции, про­дви­га­ю­щей ори­ги­наль­ный спо­соб выпол­не­ния про­фес­си­о­наль­ных обя­зан­но­стей, кото­рый выхо­дит за пре­де­лы кано­нов тра­ди­ци­он­ной жур­на­ли­сти­ки; ReformaTOR [Рефор­ма­ТОР] — награ­да для жур­на­ли­стов или редак­ции, пуб­ли­ка­ции и мате­ри­а­лы кото­рой спо­соб­ству­ют или созда­ют усло­вия для улуч­ше­ния дей­стви­тель­но­сти в опре­де­лен­ной сфе­ре соци­аль­ной жиз­ни; ObserwaTOR [Наблю­да­тель] — награ­да за пуб­ли­ка­ции, авто­ры кото­рых, вни­ма­тель­но наблю­дая за дей­стви­тель­но­стью, рас­ши­ря­ют наши гори­зон­ты, созда­вая прав­ди­вые рас­ска­зы о дру­гом (хотя часто близ­ком нам) мире. Язы­ко­вая игра заклю­ча­ет­ся не толь­ко в мета­фо­ри­че­ском опре­де­ле­нии ком­пе­тен­ций лау­ре­а­тов, что вид­но в опи­са­ни­ях, но и в гра­фи­че­ском выде­ле­нии части назва­ния «TOR». Ана­ло­гич­ную игру исполь­зо­ва­ли в назва­ни­ях номи­на­ций орга­ни­за­то­ры спе­ци­аль­но­го кон­кур­са для жур­на­ли­стов-пре­по­да­ва­те­лей в Люб­лине. Ака­де­ми­че­ский жур­на­лист­ский лавр AKLAUD име­ет реги­о­наль­ный харак­тер. Награ­да при­суж­да­ет­ся в двух кате­го­ри­ях: AKLAUD и AKLAUD для моло­дых (посвя­ще­на начи­на­ю­щим спе­ци­а­ли­стам до 35 лет). В ком­му­ни­ка­ци­он­ной стра­те­гии обе­их наград про­яв­ля­ет­ся потен­ци­ал ком­му­ни­ка­ции, опо­сре­до­ван­ной соци­аль­ны­ми медиа. Син­хрон­ное исполь­зо­ва­ние несколь­ких кана­лов пере­да­чи инфор­ма­ции (тра­ди­ци­он­ные медиа, интер­нет-стра­ни­цы, соци­аль­ные сети), а так­же отказ от моде­ли оцен­ки экс­пер­тов и кон­курс­но­го жюри сде­ла­ли MediaTORy и AKLAUD узна­ва­е­мы­ми в про­фес­си­о­наль­ной сфе­ре. Поль­зу­ю­щи­е­ся боль­шой попу­ляр­но­стью и авто­ри­те­том награ­ды Grand Press при­об­ре­та­ют зна­че­ние, в част­но­сти, бла­го­да­ря регу­ляр­но­му анон­си­ро­ва­нию и раз­ме­ще­нию инфор­ма­ции о номи­нан­тах на стра­ни­цах отрас­ле­во­го еже­ме­сяч­ни­ка «Press». Клас­си­фи­ка­ция наград и сти­пен­дий и суще­ство­ва­ние двух моде­лей опре­де­ле­ния лау­ре­а­тов (посто­ян­ное жюри и зри­тель­ское голо­со­ва­ние) ока­зы­ва­ют боль­шое вли­я­ние на ком­му­ни­ка­ци­он­ные стра­те­гии орга­ни­зу­ю­щих и руко­во­дя­щих орга­нов. Здесь суще­ству­ют сле­ду­ю­щие зако­но­мер­но­сти (рис. 1).
I этапII этап
Кате­го­рии— Жюри— Внут­рен­ние полу­ча­те­ли— Внеш­ние полу­ча­те­ли
Кате­го­рии— Пле­бис­цит— Внут­рен­ние полу­ча­те­ли— Внут­рен­ние и внеш­ние полу­ча­те­ли
Отсут­ствие кате­го­рий— Жюри— Внут­рен­ние полу­ча­те­ли— Внеш­ние полу­ча­те­ли

Рис 1. Зако­но­мер­но­сти, наблю­да­е­мые в ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­ги­ях (пер­вый этап пред­став­ля­ет собой сооб­ще­ние о награ­де, вто­рой — о лау­ре­а­тах)

Ана­лиз интер­нет-стра­ниц орга­ни­за­то­ров и руко­во­ди­те­лей наград и сти­пен­дий не поз­во­ля­ет вери­фи­ци­ро­вать утвер­жде­ние, что ком­му­ни­ка­ци­он­ные стра­те­гии зави­сят от воз­рас­та ауди­то­рии.

Ана­лиз сооб­ще­ний и кана­лов пере­да­чи инфор­ма­ции. Мате­ри­а­лом для ана­ли­за послу­жи­ли награ­ды и сти­пен­дии, появив­ши­е­ся после 2010 г., а если фонд обра­зо­вал­ся позд­нее, то в соот­вет­ствии с пер­вой редак­ци­ей кон­кур­са (восемь слу­ча­ев). Как отме­ча­лось ранее, награ­ды и сти­пен­дии при­суж­да­ют­ся реше­ни­ем жюри, и толь­ко в двух слу­ча­ях — по резуль­та­там голо­со­ва­ния (MediaTORy, TeleKamery). Номи­на­ции для наград пред­ла­га­ют редак­ции, про­фес­си­о­наль­ные сооб­ще­ства, жур­на­ли­сты, что важ­но для регу­ли­ро­ва­ния ком­му­ни­ка­ции на вер­баль­ном и визу­аль­ном уров­нях. Обзор мате­ри­а­лов в медиа и интер­нет-стра­ниц орга­ни­за­то­ров и руко­во­ди­те­лей наград и сти­пен­дий под­твер­жда­ет выво­ды, каса­ю­щи­е­ся типо­ло­гии полу­ча­те­лей на двух эта­пах реа­ли­за­ции ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­гий. Инфор­ма­ция о награ­дах и сти­пен­ди­ях раз­ме­ща­ет­ся на стра­ни­цах орга­нов, отве­ча­ю­щих за про­ве­де­ние кон­кур­сов. Све­де­ния о лау­ре­а­тах пуб­ли­ку­ют­ся во всех видах медиа. На стра­ни­цах меро­при­я­тий обыч­но хра­нят­ся архи­вы с фото­ма­те­ри­а­ла­ми.

Сооб­ще­ние о награ­дах и сти­пен­ди­ях как пра­ви­ло, зву­чит одно­тип­но: «луч­шие жур­на­ли­сты», «жур­на­лист года», «награ­да за про­фес­си­о­наль­ную дея­тель­ность», «пре­стиж», «спе­ци­аль­ный приз», «зва­ние», «высо­ко оце­ни­ва­е­мые награ­ды», «при­зна­ние», «выда­ю­щи­е­ся дости­же­ния». Частот­ность этих слов и выра­же­ний в иссле­ду­е­мых мате­ри­а­лах состав­ля­ет 100 %. Неза­ви­си­мо от ана­ли­зи­ру­е­мо­го субъ­ек­та и кате­го­рий высо­ко пози­ци­о­ни­ру­ют­ся све­де­ния о соста­ве жюри (объ­ем тек­ста обыч­но состав­ля­ет от трех до пяти абза­цев), кото­рое явля­ет­ся рупо­ром при­ня­тия реше­ний и состо­ит из извест­ных жур­на­ли­стов, зна­ме­ни­тых и при­знан­ных иссле­до­ва­те­лей медиа. В интер­нет-нави­га­ции лег­ко най­ти побе­ди­те­лей преды­ду­щих кон­кур­сов. Осве­ще­ни­ем подоб­ных меро­при­я­тий в боль­шин­стве слу­ча­ев зани­ма­ют­ся тра­ди­ци­он­ные локаль­ные медиа (прес­са, радио и теле­ви­де­ние) и Интер­нет. Толь­ко наци­о­наль­ные кон­кур­сы (Grand Press, награ­ды Ассо­ци­а­ции поль­ских жур­на­ли­стов, орга­ни­за­ции Press Club Поль­ша, награ­да «Newsweek», награ­да им. Кса­ве­рия и Мечи­сла­ва Пру­шинь­ских, MediTory, Totus Tuus medialny) име­ют сба­лан­си­ро­ван­ное коли­че­ствен­но и каче­ствен­но инфор­ми­ро­ва­ние во всех типах медиа.

Что каса­ет­ся кате­го­ри­аль­ной спе­ци­фи­ки и полу­ча­те­лей инфор­ма­ции, сто­ит отме­тить, что боль­шее коли­че­ство наград и сти­пен­дий при­суж­да­ют­ся в эко­но­ми­че­ской и спор­тив­ной жур­на­ли­сти­ке (кри­те­рий темы), локаль­ной жур­на­ли­сти­ке (кри­те­рий охва­та и воз­дей­ствия), интер­нет-жур­на­ли­сти­ке (новые тех­но­ло­гии), а так­же моло­дым жур­на­ли­стам (кри­те­рий воз­рас­та и опы­та). В эко­но­ми­че­ской жур­на­ли­сти­ке при­суж­да­ют­ся награ­ды Grand Press Economy, им. Евге­ния Квят­ков­ско­го, Press Club Поль­ша, им. Вла­ди­сла­ва Граб­ско­го. В спор­тив­ной жур­на­ли­сти­ке — награ­ды им. Бог­да­на Тома­шев­ско­го, им. Кази­ми­ра Вежинь­ско­го, им. Евге­ния Локай­ско­го, TeleKamery — спор­тив­ный ком­мен­та­тор. Для локаль­ных жур­на­ли­стов преду­смот­ре­ны сле­ду­ю­щие награ­ды: награ­да им. Алек­сандра Миль­ско­го (Ассо­ци­а­ция поль­ских жур­на­ли­стов), им. редак­то­ра Бог­да­на Чуба­се­ви­ча (Ассо­ци­а­ция жур­на­ли­стов Рес­пуб­ли­ки Поль­ша, Запад­ное Помо­рье), Vicegrad Local Awards (Press Club Поль­ша), AKLAUD (Уни­вер­си­тет Марии Скло­дов­ской-Кюри в Люб­лине, Люб­лин­ский като­ли­че­ский уни­вер­си­тет Иоан­на Пав­ла II), жур­на­ли­стов Малой Поль­ши. Интер­нет-жур­на­ли­сти­ка как отдель­ная кате­го­рия появ­ля­ет­ся в кон­кур­сах Grand Press Digital, Newsweek им. Тере­зы Торань­ской («Луч­шие в Интер­не­те»), жур­на­ли­стов Малой Поль­ши — интер­нет-мате­ри­ал, «Жур­на­лист года» — бло­гер года (Ассо­ци­а­ция жур­на­ли­стов Рес­пуб­ли­ки Поль­ша, Любуш­ский фили­ал), поль­ско-немец­кая жур­на­лист­ская награ­да им. Таде­уша Мазо­вец­ко­го — мультимедиа/онлайн. Все сти­пен­дии при­суж­да­ют­ся моло­дым жур­на­ли­стам, кро­ме того, в этой груп­пе функ­ци­о­ни­ру­ют награ­ды им. Адоль­фа Бохень­ско­го, им. Боле­сла­ва Пру­са, им. Кри­сти­ны Бохе­нек (кон­курс для сту­ден­тов), им. Зиг­мун­та Маш­ко­ви­ча, Zielona Gruszka, Dzien nikarskie Koziołki — адепт, «Жур­на­лист года» — ака­де­ми­че­ские СМИ, AKLAUD для моло­дых.

Вер­баль­ные и визу­аль­ные сооб­ще­ния о награ­дах и сти­пен­ди­ях не содер­жат в себе спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной лек­си­ки, жар­го­на, отсы­лок к попу­ляр­ной куль­ту­ре и т. д. Во всех слу­ча­ях мы име­ем дело с инфор­ма­ци­он­ным сооб­ще­ни­ем, учи­ты­ва­ю­щим гете­ро­ген­ную ауди­то­рию медиа. В инфор­ма­ции нет убеж­де­ния, эмо­ци­о­наль­но­сти, идео­ло­ги­за­ции (поли­ти­за­ции). Сооб­ще­ния соот­вет­ству­ют кри­те­ри­ям цен­но­стей инфор­ма­ции, соглас­но тео­ри­ям Марии Вой­так [Wojtak 2010].

Визит­ные кар­точ­ки лау­ре­а­тов, репор­та­жи и отче­ты с вру­че­ния наград и сти­пен­дий (обыч­но это тор­же­ствен­ные меро­при­я­тия), под­чер­ки­ва­ю­щие зна­че­ние собы­тия, сфор­ми­ро­ва­ны пра­виль­но с точ­ки зре­ния жур­на­лист­ской жан­ро­ло­гии. Мож­но обна­ру­жить акти­ви­за­цию функ­ци­о­наль­ной и биз­нес-ком­му­ни­ка­ций орга­ни­зу­ю­щи­ми и руко­во­дя­щи­ми орга­на­ми. Ана­лиз архив­ных мате­ри­а­лов при­во­дит к выво­ду, что от меро­при­я­тия к меро­при­я­тию исполь­зу­ют­ся мар­ке­тин­го­вые инстру­мен­ты, такие как уве­ли­че­ние чис­ла сооб­ще­ний и ком­му­ни­ка­ци­он­ных кана­лов, сбли­же­ние с ауди­то­ри­ей, про­ве­де­ние опро­сов сре­ди ауди­то­рии медиа (даже когда они не вли­я­ют на резуль­та­ты кон­кур­са), анон­си­ро­ва­ние тор­же­ствен­но­го меро­при­я­тия, кото­рое ста­но­вит­ся медиа­со­бы­ти­ем. В ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­ги­ях орга­ни­за­то­ров, руко­во­ди­те­лей наград и сти­пен­дий наблю­да­ет­ся сов­па­де­ние ролей орга­ни­за­то­ра, руко­во­ди­те­ля и отпра­ви­те­ля инфор­ма­ци­он­ных сооб­ще­ний, кото­рое про­яв­ля­ет­ся в дея­тель­но­сти, закреп­ля­ю­щей имидж и бренд наград и сти­пен­дий. Если суще­ству­ет мар­ке­тин­го­вая дея­тель­ность субъ­ек­тов, то она про­яв­ля­ет­ся на вто­ром плане, напри­мер еже­ме­сяч­ник «Press», Ассо­ци­а­ция поль­ских жур­на­ли­стов и Ассо­ци­а­ция жур­на­ли­стов Рес­пуб­ли­ки Поль­ша иден­ти­фи­ци­ру­ют свои награ­ды через лого­тип.

Выво­ды. Ана­лиз ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­гий, про­ве­ден­ный на эмпи­ри­че­ском мате­ри­а­ле (медиа, интер­нет-стра­ни­цы) за 2010–2018 гг., мож­но изоб­ра­зить в виде схе­мы (рис. 2).

Орга­ни­за­тор и/или руко­во­ди­тель = отпра­ви­тель сооб­ще­ния → Фор­ми­ро­ва­ние ими­джа
 
Меди­а­ка­нал ком­му­ни­ка­ции Пре­стиж брен­да
 
Управ­ле­ние инфор­ма­ци­ейВнут­рен­ние и внеш­ние полу­ча­те­ли
  
Мар­ке­тин­го­вая эффек­тив­ностьАуди­то­рия медиа
  
Орга­ни­за­тор и/или руко­во­ди­тельМеди­а­куль­ту­ра

Рис. 2. Схе­ма инфор­ми­ро­ва­ния о награ­дах и сти­пен­ди­ях для жур­на­ли­стов

Орга­ни­за­то­ры и руко­во­ди­те­ли кон­кур­сов и сти­пен­дий, ини­ци­и­руя пере­да­чу сооб­ще­ния о награ­дах, высту­па­ют в каче­стве отпра­ви­те­лей сооб­ще­ния, а в фина­ле про­цес­са сов­мест­но с ауди­то­ри­ей медиа созда­ют меди­а­куль­ту­ру, пони­ма­е­мую как сово­куп­ность прак­тик уча­стия в пуб­лич­ной жиз­ни с помо­щью медиа. В ком­му­ни­ка­ции с внут­рен­ним и внеш­ним адре­са­та­ми сооб­ще­ний орга­ни­зу­ю­щие и руко­во­дя­щие орга­ны сосре­до­то­чи­ва­ют­ся в первую оче­редь на фор­ми­ро­ва­нии ими­джа, затем — пре­сти­жа брен­да. Они исполь­зу­ют медиа в каче­стве кана­ла пере­да­чи сооб­ще­ния и плат­фор­мы управ­ле­ния инфор­ма­ци­ей, а вза­и­мо­дей­ствие этих фак­то­ров уве­ли­чи­ва­ет мар­ке­тин­го­вую эффек­тив­ность инфор­ми­ро­ва­ния о награ­дах и сти­пен­ди­ях (при­вле­ка­ет парт­не­ров и спон­со­ров). Бла­го­да­ря управ­ле­нию инфор­ма­ци­ей орга­ни­за­то­ры и руко­во­ди­те­ли воз­дей­ству­ют на ее полу­ча­те­лей, а мар­ке­тин­го­вая эффек­тив­ность, в свою оче­редь, вли­я­ет на раз­мер и взгля­ды ауди­то­рии медиа.

Пере­вод А. В. Под­вяз­ки­ной

1 Име­ют­ся в виду линей­ная модель ком­му­ни­ка­ции Г. Лас­су­эл­ла, опуб­ли­ко­ван­ная в 1948 г., шумо­вая модель ком­му­ни­ка­ции, раз­ра­бо­тан­ная и пред­ло­жен­ная в 1949 г. К. Шен­но­ном и У. Уиве­ром, и модель ком­му­ни­ка­ции В. Шрам­ма (здесь и далее ком­мент. пер.).

2 В пере­во­де с поль­ско­го язы­ка сло­во tor озна­ча­ет путь, трек, тра­ек­то­рия. Появ­ле­ние этой лек­се­мы в соста­ве таких слов, как авто­ри­тет, тор­пе­да, нави­га­тор, добав­ля­ет им новый смысл.

Black, S. (2001). Public relations. Cracow: Dom Wydawniczy ABC.

Dobek-Ostrowska, B. (2011). Polish media system at the crossroads. Media in politics. Politics in media. Wroclaw: Wydawnicwo Uniwersytetu Wrocławskiego.

Düssel, M. (2010). Marketing in practice. Warsaw: BCedu.

Goban-Klas, T. (1996). Media and mass communication. Theory and analysis of the press, radio, television and the Internet. Warsaw: Wydawnictwo Naukowe PWN.

Graszewicz, M., Jastrzębski, J. (Eds). (2009). Communication and media theories. Wrocław: Oficyna Wydawnicza ATUT.

Hofman, I. (2016). New journalism. An attempt to reconstruct the model. Atheneum, 49, pp. 68–77.

Hofman, I. (2017, oktober). The etical dimension of the high-quality journalism. Presentation at the International Scientific Conference Media — Business — Culture. Gdansk.

Hudzik, J. (2017). Lectures on the philosophy of media. Warsaw: Wydawnictwo Naukowe PWN.

Jakubowicz, K. (2006). Public media. The beginning of the end or a new beginning. Warsaw: Wydawnictwa Akademickie i Profesjonalne.

Martin, K., Nelson, G., Powers, E. (2009). How to implement the strategy successfully? Harvard Business Review Polska, 71, pp. 46–63.

Olędzki, J. (2010). Public relations in social communication and marketing. Warsaw: Oficyna Wydawnicza ASPRA JR.

Olędzki, J. (2013). Public relations and media marketing: managing image and communication in media studies. Studia Medioznawcze, 4, pp. 27–36.

Pierścionek, Z. (2011). Strategic management in the enterprise. Warsaw: Wydawnictwo Naukowe PWN.

Szot, L. (2013). The local media journalists in Poland. Between professionalism and need to survive. Wrocław: Wydawnictwo Uniwersytetu Wrocławskiego.

Węglińska, A. (2018). Journalists of public television in Poland between politics, mission and market. Wrocław: Wydawnictwo Dolnośląskiej Szkoły Wyższej.

Wojcik, K. (2015). Public relations. Reliable dialogue with the environment. Warsaw: Wolters Kluwer Polska.

Wojtak, M. (2010). An analysis of press genres. Lublin: Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Skłodowskiej.

Ста­тья посту­пи­ла в редак­цию 2 апре­ля 2019 г.;
реко­мен­до­ва­на в печать 21 июля 2019 г.

© Санкт-Петер­бург­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, 2019

Received: April 2, 2019
Accepted: July 21, 2019