Вторник, Ноябрь 11Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

Стратегии информирования о журналистских наградах и стипендиях в Польше (1989–2018 гг.)

Проблема иссле­до­ва­ния. В ста­тье пред­при­ни­ма­ет­ся попыт­ка пред­ста­вить ком­му­ни­ка­ци­он­ные стра­те­гии субъ­ек­тов, зани­ма­ю­щих­ся орга­ни­за­ци­ей и руко­вод­ством жур­на­лист­ски­ми награ­да­ми и сти­пен­ди­я­ми в пери­од с 1989 г. Вопросы, на кото­рые пред­сто­ит отве­тить в ходе иссле­до­ва­ния, следующие:

— какие кана­лы внеш­ней и внут­рен­ней ком­му­ни­ка­ции исполь­зу­ют субъ­ек­ты, орга­ни­зу­ю­щие награ­ды и сти­пен­дии и руко­во­дя­щие ими;

— какие типы ком­му­ни­ка­ции доминируют;

— какие инстру­мен­ты и тех­ни­ки про­дви­же­ния исполь­зу­ют­ся в ком­му­ни­ка­ци­он­ных стратегиях;

— како­ва эффек­тив­ность невер­баль­ной коммуникации.

Материал иссле­до­ва­ния состав­ля­ют сай­ты два­дца­ти пяти наци­о­наль­ных поль­ских жур­на­лист­ских наград и пяти сти­пен­дий, при­суж­ден­ных в пери­од с 1989 по 2018 г., а так­же мате­ри­а­лы соци­аль­ных сетей и пресс-релизы, кото­рые отно­сят­ся к жан­рам инфор­ма­ции или сооб­ще­ния (напри­мер, объ­яв­ле­ние о кон­кур­се, обра­зы кан­ди­да­тов и награж­ден­ных). Основные иссле­до­ва­тель­ские мето­ды вклю­ча­ют контент-анализ, срав­ни­тель­ный и институционально-правовой ана­лиз. Материалы пер­вых лет функ­ци­о­ни­ро­ва­ния наград и сти­пен­дий ана­ли­зи­ру­ют­ся так­же с исто­ри­че­ской и кон­текст­ной точек зрения.

Новизна иссле­до­ва­ния заклю­ча­ет­ся в при­ме­не­нии иссле­до­ва­тель­ских кате­го­рий бизнес-маркетинга (эко­но­ми­ки) к опи­са­нию про­цес­сов меди­а­ком­му­ни­ка­ции. Эти кате­го­рии под­чер­ки­ва­ют эффек­тив­ность ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­гий. До сих пор, несмот­ря на боль­шое коли­че­ство наград и сти­пен­дий для жур­на­ли­стов в Польше, они не были изу­че­ны с точ­ки зре­ния соци­аль­но­го воздействия.

Исторический кон­текст. Несмотря на то что награ­ды и сти­пен­дии для жур­на­ли­стов име­ют в Польше опре­де­лен­ные тра­ди­ции и узус, отсы­ла­ю­щий к меж­во­ен­но­му два­дца­ти­ле­тию (1918–1939), их зна­че­ние как неидео­ло­ги­че­ско­го инстру­мен­та про­дви­же­ния, а вме­сте с тем свое­об­раз­но­го изме­ри­те­ля каче­ствен­ных изме­не­ний, про­изо­шед­ших в жур­на­ли­сти­ке, воз­рос­ло после 1989 г., в усло­ви­ях сво­бод­но­го медиа­рын­ка, явля­ю­ще­го­ся одним из опре­де­ли­те­лей моде­ли демо­кра­ти­че­ской медиа­си­сте­мы. Демократическая систе­ма медиа харак­те­ри­зу­ет­ся так­же плю­ра­лиз­мом, рас­ши­рен­ны­ми функ­ци­я­ми СМИ, демо­но­по­ли­за­ци­ей рын­ка, соци­аль­ным дове­ри­ем медиа и жур­на­ли­стам [Dobek-Ostrowska 2011; Goban-Klas 1996; Jakubowicz 2006]. Эта систе­ма, в част­но­сти ком­мо­ди­фи­ка­ция медиа, име­ет так­же отри­ца­тель­ные чер­ты, выте­ка­ю­щие из борь­бы СМИ за ауди­то­рию. Когда эко­но­ми­ка дик­ту­ет пра­ви­ла, осо­бое зна­че­ние при­да­ет­ся ско­ро­сти пере­да­чи инфор­ма­ции, при­вле­ка­тель­но­му оформ­ле­нию мате­ри­а­лов, низ­кой сто­и­мо­сти полу­че­ния инфор­ма­ции и кон­тен­та и при­выч­кам мас­со­вой ауди­то­рии. В резуль­та­те таб­ло­и­ди­зи­ро­ван­ные медиа в луч­шем слу­чае раз­ра­ба­ты­ва­ют инфо­тей­н­мент, в худ­шем — пере­да­ют ненуж­ную инфор­ма­цию, при­ми­тив­ные ком­мен­та­рии, опи­сы­ва­ют дей­стви­тель­ность, пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ную через поли­ти­че­ские и обще­ствен­ные кон­флик­ты. Журналисты, заме­щен­ные сотруд­ни­ка­ми СМИ (media workers), как про­фес­си­о­наль­ная груп­па поте­ря­ли пре­стиж (кро­ме зна­ме­ни­то­стей и лич­но­стей, выпол­ня­ю­щих роль эко­ло­ги­че­ских гуру) по той при­чине, что при отсут­ствии штат­но­го тру­до­устрой­ства и в усло­ви­ях раз­ви­тия элек­трон­ных медиа «жур­на­ли­стом» может быть каж­дый [Szot 2013; Węglińska 2018].

Освобождение медиа­рын­ков в Центральной и Восточной Европе ста­ло след­стви­ем мно­же­ства про­цес­сов, спо­соб­ству­ю­щих дегра­да­ции медиа, кото­рые явля­ют­ся надеж­ны­ми участ­ни­ка­ми пуб­лич­ных и люби­тель­ских деба­тов. После отно­си­тель­но корот­ко­го пери­о­да рез­ких пре­об­ра­зо­ва­ний медиа­рын­ка (послед­нее деся­ти­ле­тие XX в.) жур­на­ли­сты, полу­чав­шие тогда инсти­ту­ци­о­наль­ную под­держ­ку про­фес­си­о­наль­ных ассо­ци­а­ций и комис­сий по эти­ке, при­сту­пи­ли к само­ре­флек­сии: нача­ли появ­лять­ся кри­ти­че­ские выво­ды иссле­до­ва­те­лей медиа, ана­ли­зы про­грамм жур­на­лист­ско­го обра­зо­ва­ния, посту­ла­ты о необ­хо­ди­мо­сти вве­де­ния медиа­об­ра­зо­ва­ния в про­цесс обу­че­ния детей и моло­де­жи. Особенно важ­ны­ми на этом фоне выгля­дят попыт­ки рекон­струк­ции моде­ли каче­ствен­ной жур­на­ли­сти­ки, кото­рая опре­де­ля­ет­ся авто­ром насто­я­ще­го иссле­до­ва­ния как вид инфор­ма­ци­он­но­го и пуб­ли­ци­сти­че­ско­го твор­че­ства, охва­ты­ва­ю­щий соци­аль­но важ­ные явле­ния и про­цес­сы, харак­те­ри­зу­ю­щий­ся про­дол­жи­тель­но­стью и осно­вы­ва­ю­щий­ся на ответ­ствен­но­сти за сло­во [Hofman 2016; 2017]. Создание этой моде­ли име­ет два обос­но­ва­ния: тео­ре­ти­че­ское (тео­рии соци­аль­ной ком­му­ни­ка­ции) и праг­ма­ти­че­ское (дефи­ни­тив­ный хаос поня­тий жур­на­ли­сти­ка, жур­на­лист, медиа, сме­на ролей адре­сан­та и адре­са­та). Можно пред­по­ло­жить, что жур­на­лист­ские награ­ды и сти­пен­дии явля­ют­ся инстру­мен­том про­дви­же­ния каче­ствен­ной жур­на­ли­сти­ки и име­ют зна­че­ние для дина­ми­ки рекон­струк­ции ее моде­ли. Можно так­же пола­гать, что они слу­жат посто­ян­ным эле­мен­том сотруд­ни­че­ства изда­те­лей, вла­дель­цев медиа, жур­на­ли­стов и ауди­то­рии медиа.

Методология. Коммуникационную стра­те­гию, пред­став­лен­ную в сфе­ре дея­тель­но­сти Public Relations, мож­но опре­де­лить как кон­стру­и­ро­ва­ние через инфор­ма­цию, убеж­де­ние и при­спо­соб­ле­ние к потреб­но­стям рын­ка госу­дар­ствен­ной под­держ­ки для дей­ствий, слу­ча­ев, обще­ствен­ных дви­же­ний, орга­ни­за­ций и т. д. [Black 2001; Wojcik 2015]. Маркетинговые иссле­до­ва­ния пока­зы­ва­ют, что реа­ли­за­ция стра­те­гии в боль­шей сте­пе­ни зави­сит от пер­во­го эле­мен­та, т. е. инфор­ма­ции, явля­ю­щей­ся одно­вре­мен­но осно­вой для эффек­тив­ной дея­тель­но­сти орга­ни­за­ций [Martin, Nelson, Powers 2009]. Немаловажную роль в ком­му­ни­ка­ции игра­ют лиде­ры мне­ний, а зна­че­ние их голо­са и уси­лен­ное воз­дей­ствие под­чер­ки­ва­ют­ся ком­му­ни­ка­ци­ей в Интернете [Black 2001]. Такое пони­ма­ние ком­му­ни­ка­ци­он­ной стра­те­гии спо­соб­ству­ет при­ме­не­нию тео­рии Гарольда Лассуэлла (модель акта воз­дей­ствия), Клода Шеннона и Уоррена Уивера (модель пере­да­чи сиг­на­лов), Уилбура Шрамма (модель схо­же­сти опы­та)1 и упо­ря­до­чи­ва­нию ана­ли­за в соот­вет­ствии с кри­те­ри­я­ми, кто, что, кому, каким обра­зом и с каки­ми послед­стви­я­ми сооб­ща­ет. В моде­лях обще­ствен­ной ком­му­ни­ка­ции най­дут при­ме­не­ние сле­ду­ю­щие кате­го­рии: отпра­ви­тель, полу­ча­тель, сооб­ще­ние, новость, кана­лы, кото­рые име­ют ана­ло­ги в PR полу­ча­те­ля, груп­пы вли­я­ния, груп­пы инте­ре­са (внеш­ние и внут­рен­ние) [Graszewicz, Jastrzębski 2009; Hudzik 2017]. В слу­чае жур­на­лист­ских наград и сти­пен­дий адре­са­та­ми сооб­ще­ний высту­па­ют поль­зо­ва­те­ли медиа и жур­на­ли­сты, груп­па­ми вли­я­ния — ауди­то­рия медиа, пре­по­да­ва­те­ли и сту­ден­ты соци­аль­ных направ­ле­ний, груп­па­ми инте­ре­са — редак­ции СМИ, жур­на­ли­сты, ауди­то­рия медиа. Важно под­черк­нуть, что ауди­то­рия медиа и жур­на­ли­сты, фигу­ри­ру­ю­щие в этих отно­ше­ни­ях, созда­ют про­стран­ство для обсуж­де­ния жур­на­лист­ских стан­дар­тов, про­фес­си­о­на­ли­за­ции дея­тель­но­сти, обще­ствен­ной ответ­ствен­но­сти и пр.

Эффективность ком­му­ни­ка­ци­он­ной стра­те­гии в сфе­ре Public Relations тре­бу­ет ана­ли­за моти­ва­ции отпра­ви­те­ля сооб­ще­ния, иссле­до­ва­ния кон­так­тов меж­ду отпра­ви­те­лем и полу­ча­те­лем, иден­ти­фи­ка­ции наи­бо­лее важ­ных полу­ча­те­лей, зна­ния о потреб­но­стях и пози­ци­ях полу­ча­те­лей, созда­ния при­вле­ка­тель­но­го для полу­ча­те­лей сооб­ще­ния, выбо­ра эффек­тив­но­го кана­ла ком­му­ни­ка­ции. Таким обра­зом, мож­но отме­тить, что ком­му­ни­ка­ци­он­ная стра­те­гия близ­ка к функ­ци­о­наль­ной (бизнес-)стратегии по иерар­хии вопро­сов, что обра­ба­ты­вать, каким обра­зом, как управ­лять пото­ком инфор­ма­ции [Olędzki 2010; 2013]. Ее цель — опти­ми­за­ция инфор­ма­ци­он­но­го пото­ка при усло­вии, что мож­но выде­лить стра­те­гию инфор­ма­ци­он­ной инфра­струк­ту­ры (аппа­рат­ные, сете­вые, теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ные ресур­сы, про­грамм­ное обес­пе­че­ние, при­ло­же­ния, зна­ния и ком­пе­тен­ции поль­зо­ва­те­лей), а так­же стра­те­гию инфор­ма­ци­он­ной функ­ции (эффек­тив­ная пере­да­ча сооб­ще­ния). Можно пред­по­ло­жить, что инфор­ма­ци­он­ные и ком­му­ни­ка­ци­он­ные стра­те­гии име­ют схо­жие цели [Düssel 2010; Pierścionek 2011].

В иссле­до­ва­нии поль­ских жур­на­лист­ских наград и сти­пен­дий под ком­му­ни­ка­ци­он­ной стра­те­ги­ей пони­ма­ет­ся ком­плекс­ная систе­ма инфор­ми­ро­ва­ния, исполь­зу­ю­щая инстру­мен­ты эффек­тив­но­го мар­ке­тин­га с целью уси­ле­ния вза­и­мо­дей­ствия с ауди­то­ри­ей (поль­зо­ва­те­ля­ми) медиа. Цель стра­те­гии — про­дви­же­ние каче­ствен­ной жур­на­ли­сти­ки (пре­стиж наград и сти­пен­дий). Информационный поток вклю­ча­ет в себя сле­ду­ю­щих субъ­ек­тов ком­му­ни­ка­ции: редак­ции, жур­на­ли­стов, сотруд­ни­ков медиа, медиа­пе­да­го­гов, сту­ден­тов и выпуск­ни­ков жур­на­лист­ских спе­ци­аль­но­стей. Среди ауди­то­рии мож­но выде­лить спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные груп­пы. Каналами поступ­ле­ния инфор­ма­ции явля­ют­ся тра­ди­ци­он­ные медиа и Интернет.

Анализ материала

В ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­ги­ях, реа­ли­зу­е­мых в инфор­ма­ци­он­ном сце­на­рии, все орга­ни­зу­ю­щие и руко­во­дя­щие орга­ны отка­зы­ва­ют­ся от при­о­ри­те­та отпра­ви­те­ля сооб­ще­ния в назва­нии (назва­ни­ях) наград. Эта зако­но­мер­ность замет­на так­же в интернет-доменах, кото­рые в боль­шин­стве слу­ча­ев содер­жат наиме­но­ва­ния награ­ды и сти­пен­дии (кро­ме при­суж­да­е­мых Ассоциацией поль­ских жур­на­ли­стов — SDP). Организаторы и руко­во­ди­те­ли наград как отпра­ви­те­ли инфор­ма­ции пола­га­ют, что таким обра­зом они могут обре­сти дове­рие во внеш­ней ком­му­ни­ка­ции. Кроме того, в назва­нии может при­сут­ство­вать имя покро­ви­те­ля. Например, награ­да им. Дариуша Фикуса (Press Club Польша), награ­да радио ZET им. Анджея Войцеховского, награ­да им. Ксаверия и Мечислава Прушиньских (PEN Club Польша), покро­ви­тель­ствен­ные награ­ды Ассоциации поль­ских жур­на­ли­стов им. Казимира Дзевановского, Евгения Квятковского, Стефана Жеромского, Казимира Вежиньского, сти­пен­дия им. Рышарда Капущинского, сти­пен­дия им. Леопольда Унгера. Назначение покро­ви­те­ля награ­ды или сти­пен­дии уве­ли­чи­ва­ет силу соци­аль­но­го воз­дей­ствия и иден­ти­фи­ка­ции с дея­тель­но­стью покро­ви­те­ля, что осо­бен­но важ­но в слу­чае покро­ви­те­лей жур­на­ли­стов или публицистов.

В ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­ги­ях орга­ни­за­то­ров и руко­во­ди­те­лей награ­да­ми и сти­пен­ди­я­ми наблю­да­ет­ся пони­ма­ние необ­хо­ди­мо­сти вве­де­ния авто­ри­те­тов для борь­бы с про­яв­ле­ни­я­ми кри­зи­са жур­на­ли­сти­ки. Этому слу­жит так­же созда­ние назва­ний, осно­вы­ва­ю­щих­ся на фор­му­ле «жур­на­лист года», напри­мер Grand Press, Ассоциация жур­на­ли­стов Республики Польша (SDRP). Некоторые руко­во­дя­щие орга­ны обра­ща­ют­ся к цен­но­стям прав и сво­бод чело­ве­ка, напри­мер «Перо надеж­ды» (Сообщество Amnesty International), Главная награ­да сво­бо­ды сло­ва и т. д. Функционирование покро­ви­тель­ствен­ных наград и сти­пен­дий может быть дока­за­тель­ством рас­по­зна­ния потреб­но­стей внут­рен­них полу­ча­те­лей информации.

ТаблицаХарактеристика иссле­до­ва­тель­ской кате­го­рии адре­сан­та сооб­ще­ний о жур­на­лист­ских награ­дах и сти­пен­ди­ях*

Наименование награды/стипендииДата воз­ник­но­ве­нияОрганизатор/руководящий органКатегорииВеб-сайт
1Grand Press1997Press sp. z o.o.5grandpress​.press​.pl
2Награды Ассоциации
поль­ских журналистов
1992Ассоциация поль­ских журналистов15sdp​.pl
3Польско-немецкая жур­на­лист­ская
награ­да им. Тадеуша Мазовецкого
1997Фонд польско-немецкого сотрудничества5dnimediow​.org/​n​a​g​r​o​d​a​-​d​z​i​e​n​n​i​k​a​r​s​k​a​-​t​a​d​e​u​s​z​a​-​m​a​z​o​w​i​e​c​k​i​e​g​o​.​h​tml
4Награда
им. Болеслава Пруса
1969Филиал Ассоциации жур­на­ли­стов Республики Польша в Варшаве2dziennikarzerp.org.pl/nagrody-im-boleslawa-prusa-edycja–2017/
5Złota Gruszka i Zielona Gruszka11989Филиал Ассоциации жур­на­ли­стов Республики Польша в Кракове3www.stowarzyszeniedziennikarzyrp.
krakow​.pl/​p​r​i​c​e​s​.​h​tml
6Конкурс «Журналист года»1990Ассоциация жур­на­ли­стов Республики Польша «Западное Поморье», фили­ал Ассоциации жур­на­ли­стов Республики Польша в Щецине5www.dziennikarze.szczecin.pl/strona-glowna/konkurs-dziennikarz-roku/337-konkurs–2017.html
7Dziennikarskie Koziołki21996Великопольский фили­ал Ассоциации жур­на­ли­стов Республики Польша3www​.dziennikarze​.poznan​.pl/​?​g=3
8Młody Dinozaur31999Люблинский фили­ал Ассоциации жур­на­ли­стов Республики Польша
9Нижнесилезский жур­на­лист года2004Ассоциация жур­на­ли­стов Республики Польша в Нижней Силезииdziennikarzerp​.eu/​k​a​t​e​g​o​r​i​a​/​d​z​i​e​n​n​i​k​a​r​z​-​r​o​ku/
10Журналист годаЛюбушский фили­ал Ассоциации жур­на­ли­стов Республики Польша5
11Награда жур­на­ла «Newsweek»
им. Терезы Тораньской
2013Фонд им. Терезы Тораньской4fundacjatoranskiej​.pl
12Награды Press Club Polska2010–2013Press Club Польша5pressclub​.pl
13Награда радио ZET
им. Анджея Войцеховского
2005Eurozet Radio sp. z o.o.www​.nagrodawoyciechowskiego​.pl
14Польский наци­о­наль­ный жур­на­лист­ский кон­курс им. Кристины Бохенек2010Фонд им. Кристины Бохенек, Силезский уни­вер­си­тет в Катовице, Силезское вое­вод­ство, Силезский театр
им. Станислава Выспяньского в Катовице
2www​.konkurskbochenek​.us​.edu​.pl
15Конкурс им. Владислава Грабского для эко­но­ми­че­ских журналистов2002Польский наци­о­наль­ный банкwww​.nbp​.pl/​h​o​m​e​.​a​s​p​x​?​f​=​/​k​o​n​k​u​r​s​y​/​2​0​1​8​/​G​r​a​b​s​k​i​/​i​n​d​e​x​.​h​tml
16Журналистская награ­да «След» им. епи­ско­па Яна Храпека2002Жюри, состо­я­щее из жур­на­ли­стов и медиа­де­я­те­лей, сфор­ми­ро­ван­ное непо­сред­ствен­но после смер­ти епи­ско­па Яна Храпека в 2001 г.
17Награда им. Ксаверия и Мечислава Прушиньских2006PEN Club Польшаwww​.penclub​.com​.pl/​n​a​g​r​o​d​y​/​n​a​g​r​o​d​a​-​i​m​-​k​s​a​w​e​r​e​g​o​-​i​-​m​i​e​c​z​y​s​l​a​w​a​-​p​r​u​s​z​y​n​s​k​ich
18MediaTORy — сту­ден­че­ские жур­на­лист­ские награды2007Научное обще­ство сту­ден­тов факуль­те­та жур­на­ли­сти­ки и соци­аль­ной ком­му­ни­ка­ции Ягеллонского уни­вер­си­те­та, сооб­ще­ство «MediaTORy»9www​.mediatory​.pl
19Академический жур­на­лист­ский лавр AKLAUD2014Факультет поли­то­ло­гии Университета Марии Склодовской-Кюри, инсти­тут жур­на­ли­сти­ки и соци­аль­ной ком­му­ни­ка­ции Люблинского като­ли­че­ско­го уни­вер­си­те­та (до 2019 г. так­же Высшая шко­ла пред­при­ни­ма­тель­ства и управ­ле­ния в Люблине)2www​.aklaud​.umcs​.pl
20Grand Prix Национального сове­та радио- и теле­ви­зи­он­но­го веща­ния им. Витольда Задровского2012Национальный совет радио- и теле­ви­зи­он­но­го вещанияwww​.krrit​.gov​.pl/​k​r​r​i​t​/​n​a​g​r​o​d​y​-​k​r​r​i​t​/​g​r​a​n​d​-​p​r​i​x​-​z​a​d​r​o​w​s​k​i​e​go/
21Pióro Nadziei42002Сообщество «Amnesty International»amnesty.org.pl/pioro-nadziei-edycja–2018-ruszyly-zgloszenia/
22Журналистская награ­да им. Зигмунта Мошковича2018GRUPA INTERIA. PL sp. z o.o.www​.czlowiekzpasja​.pl
23TeleKamery1998Издательство «Bauer sp. z o.o».5 (14)www​.telekamery​.pl
24Totus Tuus medialny im. bp. Jana Chrapka52001Фонд ново­го тысячелетияdzielo​.pl/​d​z​i​e​n​-​p​a​p​i​e​s​k​i​/​n​a​g​r​o​d​y​-​t​o​t​u​s​-​t​u​us/
25Награды жур­на­ли­стов Малой Польши2002Жюри, в состав кото­ро­го вхо­дят пред­ста­ви­те­ли наци­о­наль­ных медиа13nagrodadziennikarzy​.pl
26Стипендия им. Рышарда Капущинского для моло­дых журналистов2011Фонд им. Рышарда Капущинского — Herodotwww​.fundacjaherodot​.com​.pl
27Стипендия им. Леопольда Унгера2013Университет Марии Склодовской-Кюриwww​.umcs​.pl/​p​l​/​s​t​y​p​e​n​d​i​u​m​-​l​e​o​p​o​l​d​a​-​u​n​g​e​r​a​.​htm
28Польско-немецкая сти­пен­дия2015Объединение «Международные жур­на­лист­ские про­грам­мы» (Internationale Journalisten-Programme IJP)www​.ijp​.org/​p​l​/​s​t​i​p​e​n​d​i​e​n​/​p​o​l​s​k​o​-​n​i​e​m​i​e​c​k​i​-​p​r​o​g​r​am/
29Журналистские сти­пен­дии. Конкурс фон­да польско-немецкого сотрудничества2010Фонд польско-немецкого сотрудничестваfwpn​.org​.pl/​s​t​y​p​e​n​d​i​u​m​-​d​z​i​e​n​n​i​k​a​r​s​k​i​e​/​s​t​y​p​e​n​d​i​a​-​d​z​i​e​n​n​i​k​a​r​s​k​i​e​-​k​o​n​k​u​r​s​-​f​u​n​d​a​c​j​i​-​w​s​p​o​l​p​r​a​c​y​-​p​o​l​s​k​o​-​n​i​e​m​i​e​c​k​i​e​j​-​y​I​a​nhR
30Стипендия им. Изабеллы Трояновской2002Кашубско-Поморское объ­еди­не­ниеwww​.kaszubi​.pl/​p​r​o​j​e​k​t​y​/​a​r​t​y​k​u​l​?​i​d​=15

* Подготовлена К. Бурно-Калишук, И. Хофман.

Примечания:

1 Названия Złota Gruszka и Zielona Gruszka про­ис­хо­дят от сим­во­лов дан­ных наград — зеле­ной и золо­той гру­ши, вру­ча­е­мых начи­на­ю­щим жур­на­ли­стам, реа­ли­зу­ю­щим свою про­фес­си­о­наль­ную дея­тель­ность на тер­ри­то­рии Южной Польши.

2 Организатор награ­ды — Великопольский фили­ал Ассоциации жур­на­ли­стов, кото­рый рас­по­ла­га­ет­ся в Познани. Символом это­го горо­да явля­ют­ся коз­ли­ки, укра­ша­ю­щие фасад город­ской рату­ши. Отсюда назва­ние награ­ды Dziennikarskie Koziołki — «Журналистские козлики».

3 Награда, кото­рая в пере­во­де зву­чит как Молодой дино­завр, вру­ча­ет­ся жур­на­ли­стам, име­ю­щим мно­го­лет­ний опыт рабо­ты и про­дол­жа­ю­щим зани­мать­ся про­фес­си­о­наль­ной деятельностью.

4 Название награ­ды Pióro Nadziei пере­во­дит­ся с поль­ско­го язы­ка как «Перо надежды».

5 Наиболее важ­ная като­ли­че­ская награ­да в Польше для жур­на­ли­стов, про­па­ган­ди­ру­ю­щих уче­ние Ионна Павла II.

Характеристика реци­пи­ен­тов. Важнейшим эле­мен­том ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­гий, ори­ен­ти­ро­ван­ных на внеш­них полу­ча­те­лей, по мне­нию авто­ра иссле­до­ва­ния, явля­ет­ся про­блем­ная и поко­лен­че­ская кате­го­рия. Награды Ассоциации поль­ских жур­на­ли­стов при­суж­да­ют­ся в 15 кате­го­ри­ях, жур­на­ли­стов Малой Польши — в 14 кате­го­ри­ях, MediaTORy — в девя­ти кате­го­ри­ях, боль­шин­ство наград вру­ча­ет­ся в пяти кате­го­ри­ях. Из ана­ли­за сооб­ще­ний о награ­дах и сти­пен­ди­ях сле­ду­ет, что десять орга­ни­зу­ю­щих и руко­во­дя­щих награ­да­ми орга­нов отка­за­лись от выде­ле­ния кате­го­рий (напри­мер, награ­да радио ZET, жур­на­лист­ская награ­да «След» им. Бискупа Яна Хрепка, «Перо надеж­ды», Гран-при Национального сове­та радио- и теле­ви­зи­он­но­го веща­ния). Стипендии так­же не име­ют кате­го­рий. Награды Ассоциации поль­ских жур­на­ли­стов при­суж­да­ют­ся в кате­го­ри­ях «Главная награ­да сво­бо­ды сло­ва», «Награда Уотергейт», «Награда им. Казимира Дзевановского», «Награда им. Мачея Лукашевича», «Награда им. Януша Куртыки», «Награда им. Евгения Квятковского», «Награда им. Александра Милского», «Награда им. Стефана Жеромского», «Награда им. Адольфа Бохеньского», «Награда им. Казимира Вежиньского», «Награда им. Эразма Чолка», «Награда им. Евгения Локайского», «Награда им. проф. Стефана Мычковского», «Лавр Ассоциации поль­ских жур­на­ли­стов», «Гиена года» (анти­на­гра­да). Награды жур­на­ли­стов Малой Польши вклю­ча­ют в себя сле­ду­ю­щие кате­го­рии: «ново­сти», «пуб­ли­ци­сти­ка», «интер­вен­ци­он­ная жур­на­ли­сти­ка», «интер­вью», «про­вин­ци­аль­ный жур­на­лист», «спе­ци­аль­ная жур­на­ли­сти­ка», «куль­тур­ный жур­на­лист», «эко­ло­ги­че­ский жур­на­лист», «фото­ре­пор­тер», «пресс-репортаж», «радио­ма­те­ри­ал», «интернет-материал», «теле­ма­те­ри­ал (награ­да им. Яна Ройка)». Отдельного вни­ма­ния заслу­жи­ва­ют награ­ды, при­суж­да­е­мые по резуль­та­там зри­тель­ско­го голо­со­ва­ния, орга­ни­зо­ван­но­го Ученым обще­ством сту­ден­тов факуль­те­та жур­на­ли­сти­ки и соци­аль­ной ком­му­ни­ка­ции Ягеллонского уни­вер­си­те­та и обще­ством «MediaTORy». Следует под­черк­нуть пле­бис­цит­ный спо­соб опре­де­ле­ния лау­ре­а­тов, осно­вы­ва­ю­щий­ся на голо­со­ва­нии сту­ден­тов жур­на­лист­ских направ­ле­ний неко­то­рых поль­ских уни­вер­си­те­тов. Таким обра­зом, век­тор ком­му­ни­ка­ции меня­ет­ся с внут­рен­не­го на внеш­ний. Организаторы кон­кур­са MediaTORy про­во­дят эффек­тив­ную инфор­ма­ци­он­ную кам­па­нию с исполь­зо­ва­ни­ем тех­но­ло­ги­че­ской инфра­струк­ту­ры. На фоне стра­те­гий дру­гих орга­ни­за­то­ров MediaTORy отли­ча­ют­ся ори­ги­наль­ным под­хо­дом к назы­ва­нию кате­го­рий2. В номи­на­ци­ях при­сут­ству­ет эле­мент язы­ко­вой игры: AuTORytet [АвТОРитет] — награ­да, при­суж­да­е­мая заслу­жен­ным и ува­жа­е­мым в мире средств мас­со­вой инфор­ма­ции лицам за мно­го­лет­нюю жур­на­лист­скую рабо­ту; TORpeda [ТОРпеда] — награ­да для инфор­ма­ци­он­ных и спор­тив­ных жур­на­ли­стов за репор­тер­скую рабо­ту; NawigaTOR [НавигаТОР] — награ­да для жур­на­ли­стов, опи­сы­ва­ю­щих, ком­мен­ти­ру­ю­щих и объ­яс­ня­ю­щих соци­аль­ную, поли­ти­че­скую или эко­но­ми­че­скую дей­стви­тель­ность; AkumulaTOR [АккумуляТОР] — награ­да для жур­на­ли­стов, пре­зен­ту­ю­щих или про­дви­га­ю­щих пози­тив­ный кон­тент, новые трен­ды и явле­ния в широ­ко пони­ма­е­мой куль­ту­ре, а так­же для веду­щих раз­вле­ка­тель­ных про­грамм; DetonaTOR [ДетонаТОР] — награ­да для авто­ров или лиц, ответ­ствен­ных за реа­ли­за­цию или под­го­тов­ку наи­бо­лее захва­ты­ва­ю­ще­го про­ек­та или меди­а­кон­тен­та в теку­щем ака­де­ми­че­ском году; ProwokaTOR [ПровокаТОР] — награ­да для жур­на­ли­стов или редак­ции, кото­рая при­ня­ла про­ти­во­ре­чи­вое, дис­кус­си­он­ное реше­ние; InicjaTOR [ИнициаТОР] — награ­да для жур­на­ли­стов или редак­ции, про­дви­га­ю­щей ори­ги­наль­ный спо­соб выпол­не­ния про­фес­си­о­наль­ных обя­зан­но­стей, кото­рый выхо­дит за пре­де­лы кано­нов тра­ди­ци­он­ной жур­на­ли­сти­ки; ReformaTOR [РеформаТОР] — награ­да для жур­на­ли­стов или редак­ции, пуб­ли­ка­ции и мате­ри­а­лы кото­рой спо­соб­ству­ют или созда­ют усло­вия для улуч­ше­ния дей­стви­тель­но­сти в опре­де­лен­ной сфе­ре соци­аль­ной жиз­ни; ObserwaTOR [Наблюдатель] — награ­да за пуб­ли­ка­ции, авто­ры кото­рых, вни­ма­тель­но наблю­дая за дей­стви­тель­но­стью, рас­ши­ря­ют наши гори­зон­ты, созда­вая прав­ди­вые рас­ска­зы о дру­гом (хотя часто близ­ком нам) мире. Языковая игра заклю­ча­ет­ся не толь­ко в мета­фо­ри­че­ском опре­де­ле­нии ком­пе­тен­ций лау­ре­а­тов, что вид­но в опи­са­ни­ях, но и в гра­фи­че­ском выде­ле­нии части назва­ния «TOR». Аналогичную игру исполь­зо­ва­ли в назва­ни­ях номи­на­ций орга­ни­за­то­ры спе­ци­аль­но­го кон­кур­са для журналистов-преподавателей в Люблине. Академический жур­на­лист­ский лавр AKLAUD име­ет реги­о­наль­ный харак­тер. Награда при­суж­да­ет­ся в двух кате­го­ри­ях: AKLAUD и AKLAUD для моло­дых (посвя­ще­на начи­на­ю­щим спе­ци­а­ли­стам до 35 лет). В ком­му­ни­ка­ци­он­ной стра­те­гии обе­их наград про­яв­ля­ет­ся потен­ци­ал ком­му­ни­ка­ции, опо­сре­до­ван­ной соци­аль­ны­ми медиа. Синхронное исполь­зо­ва­ние несколь­ких кана­лов пере­да­чи инфор­ма­ции (тра­ди­ци­он­ные медиа, интернет-страницы, соци­аль­ные сети), а так­же отказ от моде­ли оцен­ки экс­пер­тов и кон­курс­но­го жюри сде­ла­ли MediaTORy и AKLAUD узна­ва­е­мы­ми в про­фес­си­о­наль­ной сфе­ре. Пользующиеся боль­шой попу­ляр­но­стью и авто­ри­те­том награ­ды Grand Press при­об­ре­та­ют зна­че­ние, в част­но­сти, бла­го­да­ря регу­ляр­но­му анон­си­ро­ва­нию и раз­ме­ще­нию инфор­ма­ции о номи­нан­тах на стра­ни­цах отрас­ле­во­го еже­ме­сяч­ни­ка «Press». Классификация наград и сти­пен­дий и суще­ство­ва­ние двух моде­лей опре­де­ле­ния лау­ре­а­тов (посто­ян­ное жюри и зри­тель­ское голо­со­ва­ние) ока­зы­ва­ют боль­шое вли­я­ние на ком­му­ни­ка­ци­он­ные стра­те­гии орга­ни­зу­ю­щих и руко­во­дя­щих орга­нов. Здесь суще­ству­ют сле­ду­ю­щие зако­но­мер­но­сти (рис. 1). 
I этапII этап
Категории— Жюри— Внутренние получатели— Внешние получатели
Категории— Плебисцит— Внутренние получатели— Внутренние и внеш­ние получатели
Отсутствие кате­го­рий— Жюри— Внутренние получатели— Внешние получатели

Рис 1. Закономерности, наблю­да­е­мые в ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­ги­ях (пер­вый этап пред­став­ля­ет собой сооб­ще­ние о награ­де, вто­рой — о лауреатах)

Анализ интернет-страниц орга­ни­за­то­ров и руко­во­ди­те­лей наград и сти­пен­дий не поз­во­ля­ет вери­фи­ци­ро­вать утвер­жде­ние, что ком­му­ни­ка­ци­он­ные стра­те­гии зави­сят от воз­рас­та аудитории.

Анализ сооб­ще­ний и кана­лов пере­да­чи инфор­ма­ции. Материалом для ана­ли­за послу­жи­ли награ­ды и сти­пен­дии, появив­ши­е­ся после 2010 г., а если фонд обра­зо­вал­ся позд­нее, то в соот­вет­ствии с пер­вой редак­ци­ей кон­кур­са (восемь слу­ча­ев). Как отме­ча­лось ранее, награ­ды и сти­пен­дии при­суж­да­ют­ся реше­ни­ем жюри, и толь­ко в двух слу­ча­ях — по резуль­та­там голо­со­ва­ния (MediaTORy, TeleKamery). Номинации для наград пред­ла­га­ют редак­ции, про­фес­си­о­наль­ные сооб­ще­ства, жур­на­ли­сты, что важ­но для регу­ли­ро­ва­ния ком­му­ни­ка­ции на вер­баль­ном и визу­аль­ном уров­нях. Обзор мате­ри­а­лов в медиа и интернет-страниц орга­ни­за­то­ров и руко­во­ди­те­лей наград и сти­пен­дий под­твер­жда­ет выво­ды, каса­ю­щи­е­ся типо­ло­гии полу­ча­те­лей на двух эта­пах реа­ли­за­ции ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­гий. Информация о награ­дах и сти­пен­ди­ях раз­ме­ща­ет­ся на стра­ни­цах орга­нов, отве­ча­ю­щих за про­ве­де­ние кон­кур­сов. Сведения о лау­ре­а­тах пуб­ли­ку­ют­ся во всех видах медиа. На стра­ни­цах меро­при­я­тий обыч­но хра­нят­ся архи­вы с фотоматериалами.

Сообщение о награ­дах и сти­пен­ди­ях как пра­ви­ло, зву­чит одно­тип­но: «луч­шие жур­на­ли­сты», «жур­на­лист года», «награ­да за про­фес­си­о­наль­ную дея­тель­ность», «пре­стиж», «спе­ци­аль­ный приз», «зва­ние», «высо­ко оце­ни­ва­е­мые награ­ды», «при­зна­ние», «выда­ю­щи­е­ся дости­же­ния». Частотность этих слов и выра­же­ний в иссле­ду­е­мых мате­ри­а­лах состав­ля­ет 100 %. Независимо от ана­ли­зи­ру­е­мо­го субъ­ек­та и кате­го­рий высо­ко пози­ци­о­ни­ру­ют­ся све­де­ния о соста­ве жюри (объ­ем тек­ста обыч­но состав­ля­ет от трех до пяти абза­цев), кото­рое явля­ет­ся рупо­ром при­ня­тия реше­ний и состо­ит из извест­ных жур­на­ли­стов, зна­ме­ни­тых и при­знан­ных иссле­до­ва­те­лей медиа. В интернет-навигации лег­ко най­ти побе­ди­те­лей преды­ду­щих кон­кур­сов. Освещением подоб­ных меро­при­я­тий в боль­шин­стве слу­ча­ев зани­ма­ют­ся тра­ди­ци­он­ные локаль­ные медиа (прес­са, радио и теле­ви­де­ние) и Интернет. Только наци­о­наль­ные кон­кур­сы (Grand Press, награ­ды Ассоциации поль­ских жур­на­ли­стов, орга­ни­за­ции Press Club Польша, награ­да «Newsweek», награ­да им. Ксаверия и Мечислава Прушиньских, MediTory, Totus Tuus medialny) име­ют сба­лан­си­ро­ван­ное коли­че­ствен­но и каче­ствен­но инфор­ми­ро­ва­ние во всех типах медиа.

Что каса­ет­ся кате­го­ри­аль­ной спе­ци­фи­ки и полу­ча­те­лей инфор­ма­ции, сто­ит отме­тить, что боль­шее коли­че­ство наград и сти­пен­дий при­суж­да­ют­ся в эко­но­ми­че­ской и спор­тив­ной жур­на­ли­сти­ке (кри­те­рий темы), локаль­ной жур­на­ли­сти­ке (кри­те­рий охва­та и воз­дей­ствия), интернет-журналистике (новые тех­но­ло­гии), а так­же моло­дым жур­на­ли­стам (кри­те­рий воз­рас­та и опы­та). В эко­но­ми­че­ской жур­на­ли­сти­ке при­суж­да­ют­ся награ­ды Grand Press Economy, им. Евгения Квятковского, Press Club Польша, им. Владислава Грабского. В спор­тив­ной жур­на­ли­сти­ке — награ­ды им. Богдана Томашевского, им. Казимира Вежиньского, им. Евгения Локайского, TeleKamery — спор­тив­ный ком­мен­та­тор. Для локаль­ных жур­на­ли­стов преду­смот­ре­ны сле­ду­ю­щие награ­ды: награ­да им. Александра Мильского (Ассоциация поль­ских жур­на­ли­стов), им. редак­то­ра Богдана Чубасевича (Ассоциация жур­на­ли­стов Республики Польша, Западное Поморье), Vicegrad Local Awards (Press Club Польша), AKLAUD (Университет Марии Склодовской-Кюри в Люблине, Люблинский като­ли­че­ский уни­вер­си­тет Иоанна Павла II), жур­на­ли­стов Малой Польши. Интернет-журналистика как отдель­ная кате­го­рия появ­ля­ет­ся в кон­кур­сах Grand Press Digital, Newsweek им. Терезы Тораньской («Лучшие в Интернете»), жур­на­ли­стов Малой Польши — интернет-материал, «Журналист года» — бло­гер года (Ассоциация жур­на­ли­стов Республики Польша, Любушский фили­ал), польско-немецкая жур­на­лист­ская награ­да им. Тадеуша Мазовецкого — мультимедиа/онлайн. Все сти­пен­дии при­суж­да­ют­ся моло­дым жур­на­ли­стам, кро­ме того, в этой груп­пе функ­ци­о­ни­ру­ют награ­ды им. Адольфа Бохеньского, им. Болеслава Пруса, им. Кристины Бохенек (кон­курс для сту­ден­тов), им. Зигмунта Машковича, Zielona Gruszka, Dzien nikarskie Koziołki — адепт, «Журналист года» — ака­де­ми­че­ские СМИ, AKLAUD для молодых.

Вербальные и визу­аль­ные сооб­ще­ния о награ­дах и сти­пен­ди­ях не содер­жат в себе спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной лек­си­ки, жар­го­на, отсы­лок к попу­ляр­ной куль­ту­ре и т. д. Во всех слу­ча­ях мы име­ем дело с инфор­ма­ци­он­ным сооб­ще­ни­ем, учи­ты­ва­ю­щим гете­ро­ген­ную ауди­то­рию медиа. В инфор­ма­ции нет убеж­де­ния, эмо­ци­о­наль­но­сти, идео­ло­ги­за­ции (поли­ти­за­ции). Сообщения соот­вет­ству­ют кри­те­ри­ям цен­но­стей инфор­ма­ции, соглас­но тео­ри­ям Марии Войтак [Wojtak 2010].

Визитные кар­точ­ки лау­ре­а­тов, репор­та­жи и отче­ты с вру­че­ния наград и сти­пен­дий (обыч­но это тор­же­ствен­ные меро­при­я­тия), под­чер­ки­ва­ю­щие зна­че­ние собы­тия, сфор­ми­ро­ва­ны пра­виль­но с точ­ки зре­ния жур­на­лист­ской жан­ро­ло­гии. Можно обна­ру­жить акти­ви­за­цию функ­ци­о­наль­ной и бизнес-коммуникаций орга­ни­зу­ю­щи­ми и руко­во­дя­щи­ми орга­на­ми. Анализ архив­ных мате­ри­а­лов при­во­дит к выво­ду, что от меро­при­я­тия к меро­при­я­тию исполь­зу­ют­ся мар­ке­тин­го­вые инстру­мен­ты, такие как уве­ли­че­ние чис­ла сооб­ще­ний и ком­му­ни­ка­ци­он­ных кана­лов, сбли­же­ние с ауди­то­ри­ей, про­ве­де­ние опро­сов сре­ди ауди­то­рии медиа (даже когда они не вли­я­ют на резуль­та­ты кон­кур­са), анон­си­ро­ва­ние тор­же­ствен­но­го меро­при­я­тия, кото­рое ста­но­вит­ся медиа­со­бы­ти­ем. В ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­ги­ях орга­ни­за­то­ров, руко­во­ди­те­лей наград и сти­пен­дий наблю­да­ет­ся сов­па­де­ние ролей орга­ни­за­то­ра, руко­во­ди­те­ля и отпра­ви­те­ля инфор­ма­ци­он­ных сооб­ще­ний, кото­рое про­яв­ля­ет­ся в дея­тель­но­сти, закреп­ля­ю­щей имидж и бренд наград и сти­пен­дий. Если суще­ству­ет мар­ке­тин­го­вая дея­тель­ность субъ­ек­тов, то она про­яв­ля­ет­ся на вто­ром плане, напри­мер еже­ме­сяч­ник «Press», Ассоциация поль­ских жур­на­ли­стов и Ассоциация жур­на­ли­стов Республики Польша иден­ти­фи­ци­ру­ют свои награ­ды через логотип.

Выводы. Анализ ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­гий, про­ве­ден­ный на эмпи­ри­че­ском мате­ри­а­ле (медиа, интернет-страницы) за 2010–2018 гг., мож­но изоб­ра­зить в виде схе­мы (рис. 2).

Организатор и/или руко­во­ди­тель = отпра­ви­тель сооб­ще­ния → Формирование имиджа
 
Медиаканал ком­му­ни­ка­ции Престиж брен­да
 
Управление инфор­ма­ци­ейВнутренние и внеш­ние получатели
  
Маркетинговая эффек­тив­ностьАудитория медиа
  
Организатор и/или руководительМедиакультура

Рис. 2. Схема инфор­ми­ро­ва­ния о награ­дах и сти­пен­ди­ях для журналистов

Организаторы и руко­во­ди­те­ли кон­кур­сов и сти­пен­дий, ини­ци­и­руя пере­да­чу сооб­ще­ния о награ­дах, высту­па­ют в каче­стве отпра­ви­те­лей сооб­ще­ния, а в фина­ле про­цес­са сов­мест­но с ауди­то­ри­ей медиа созда­ют меди­а­куль­ту­ру, пони­ма­е­мую как сово­куп­ность прак­тик уча­стия в пуб­лич­ной жиз­ни с помо­щью медиа. В ком­му­ни­ка­ции с внут­рен­ним и внеш­ним адре­са­та­ми сооб­ще­ний орга­ни­зу­ю­щие и руко­во­дя­щие орга­ны сосре­до­то­чи­ва­ют­ся в первую оче­редь на фор­ми­ро­ва­нии ими­джа, затем — пре­сти­жа брен­да. Они исполь­зу­ют медиа в каче­стве кана­ла пере­да­чи сооб­ще­ния и плат­фор­мы управ­ле­ния инфор­ма­ци­ей, а вза­и­мо­дей­ствие этих фак­то­ров уве­ли­чи­ва­ет мар­ке­тин­го­вую эффек­тив­ность инфор­ми­ро­ва­ния о награ­дах и сти­пен­ди­ях (при­вле­ка­ет парт­не­ров и спон­со­ров). Благодаря управ­ле­нию инфор­ма­ци­ей орга­ни­за­то­ры и руко­во­ди­те­ли воз­дей­ству­ют на ее полу­ча­те­лей, а мар­ке­тин­го­вая эффек­тив­ность, в свою оче­редь, вли­я­ет на раз­мер и взгля­ды ауди­то­рии медиа.

Перевод А. В. Подвязкиной

1 Имеются в виду линей­ная модель ком­му­ни­ка­ции Г. Лассуэлла, опуб­ли­ко­ван­ная в 1948 г., шумо­вая модель ком­му­ни­ка­ции, раз­ра­бо­тан­ная и пред­ло­жен­ная в 1949 г. К. Шенноном и У. Уивером, и модель ком­му­ни­ка­ции В. Шрамма (здесь и далее ком­мент. пер.).

2 В пере­во­де с поль­ско­го язы­ка сло­во tor озна­ча­ет путь, трек, тра­ек­то­рия. Появление этой лек­се­мы в соста­ве таких слов, как авто­ри­тет, тор­пе­да, нави­га­тор, добав­ля­ет им новый смысл.

Статья посту­пи­ла в редак­цию 2 апре­ля 2019 г.;
реко­мен­до­ва­на в печать 21 июля 2019 г.

© Санкт-Петербургский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, 2019

Received: April 2, 2019
Accepted: July 21, 2019