Четверг, 15 апреляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Стратегии информирования о журналистских наградах и стипендиях в Польше (1989–2018 гг.)

Про­бле­ма иссле­до­ва­ния. В ста­тье пред­при­ни­ма­ет­ся попыт­ка пред­ста­вить ком­му­ни­ка­ци­он­ные стра­те­гии субъ­ек­тов, зани­ма­ю­щих­ся орга­ни­за­ци­ей и руко­вод­ством жур­на­лист­ски­ми награ­да­ми и сти­пен­ди­я­ми в пери­од с 1989 г. Вопро­сы, на кото­рые пред­сто­ит отве­тить в ходе иссле­до­ва­ния, следующие:

— какие кана­лы внеш­ней и внут­рен­ней ком­му­ни­ка­ции исполь­зу­ют субъ­ек­ты, орга­ни­зу­ю­щие награ­ды и сти­пен­дии и руко­во­дя­щие ими;

— какие типы ком­му­ни­ка­ции доминируют;

— какие инстру­мен­ты и тех­ни­ки про­дви­же­ния исполь­зу­ют­ся в ком­му­ни­ка­ци­он­ных стратегиях;

— како­ва эффек­тив­ность невер­баль­ной коммуникации.

Мате­ри­ал иссле­до­ва­ния состав­ля­ют сай­ты два­дца­ти пяти наци­о­наль­ных поль­ских жур­на­лист­ских наград и пяти сти­пен­дий, при­суж­ден­ных в пери­од с 1989 по 2018 г., а так­же мате­ри­а­лы соци­аль­ных сетей и пресс-рели­зы, кото­рые отно­сят­ся к жан­рам инфор­ма­ции или сооб­ще­ния (напри­мер, объ­яв­ле­ние о кон­кур­се, обра­зы кан­ди­да­тов и награж­ден­ных). Основ­ные иссле­до­ва­тель­ские мето­ды вклю­ча­ют кон­тент-ана­лиз, срав­ни­тель­ный и инсти­ту­ци­о­наль­но-пра­во­вой ана­лиз. Мате­ри­а­лы пер­вых лет функ­ци­о­ни­ро­ва­ния наград и сти­пен­дий ана­ли­зи­ру­ют­ся так­же с исто­ри­че­ской и кон­текст­ной точек зрения.

Новиз­на иссле­до­ва­ния заклю­ча­ет­ся в при­ме­не­нии иссле­до­ва­тель­ских кате­го­рий биз­нес-мар­ке­тин­га (эко­но­ми­ки) к опи­са­нию про­цес­сов меди­а­ком­му­ни­ка­ции. Эти кате­го­рии под­чер­ки­ва­ют эффек­тив­ность ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­гий. До сих пор, несмот­ря на боль­шое коли­че­ство наград и сти­пен­дий для жур­на­ли­стов в Поль­ше, они не были изу­че­ны с точ­ки зре­ния соци­аль­но­го воздействия.

Исто­ри­че­ский кон­текст. Несмот­ря на то что награ­ды и сти­пен­дии для жур­на­ли­стов име­ют в Поль­ше опре­де­лен­ные тра­ди­ции и узус, отсы­ла­ю­щий к меж­во­ен­но­му два­дца­ти­ле­тию (1918–1939), их зна­че­ние как неидео­ло­ги­че­ско­го инстру­мен­та про­дви­же­ния, а вме­сте с тем свое­об­раз­но­го изме­ри­те­ля каче­ствен­ных изме­не­ний, про­изо­шед­ших в жур­на­ли­сти­ке, воз­рос­ло после 1989 г., в усло­ви­ях сво­бод­но­го медиа­рын­ка, явля­ю­ще­го­ся одним из опре­де­ли­те­лей моде­ли демо­кра­ти­че­ской медиа­си­сте­мы. Демо­кра­ти­че­ская систе­ма медиа харак­те­ри­зу­ет­ся так­же плю­ра­лиз­мом, рас­ши­рен­ны­ми функ­ци­я­ми СМИ, демо­но­по­ли­за­ци­ей рын­ка, соци­аль­ным дове­ри­ем медиа и жур­на­ли­стам [Dobek-Ostrowska 2011; Goban-Klas 1996; Jakubowicz 2006]. Эта систе­ма, в част­но­сти ком­мо­ди­фи­ка­ция медиа, име­ет так­же отри­ца­тель­ные чер­ты, выте­ка­ю­щие из борь­бы СМИ за ауди­то­рию. Когда эко­но­ми­ка дик­ту­ет пра­ви­ла, осо­бое зна­че­ние при­да­ет­ся ско­ро­сти пере­да­чи инфор­ма­ции, при­вле­ка­тель­но­му оформ­ле­нию мате­ри­а­лов, низ­кой сто­и­мо­сти полу­че­ния инфор­ма­ции и кон­тен­та и при­выч­кам мас­со­вой ауди­то­рии. В резуль­та­те таб­ло­и­ди­зи­ро­ван­ные медиа в луч­шем слу­чае раз­ра­ба­ты­ва­ют инфо­тей­н­мент, в худ­шем — пере­да­ют ненуж­ную инфор­ма­цию, при­ми­тив­ные ком­мен­та­рии, опи­сы­ва­ют дей­стви­тель­ность, пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ную через поли­ти­че­ские и обще­ствен­ные кон­флик­ты. Жур­на­ли­сты, заме­щен­ные сотруд­ни­ка­ми СМИ (media workers), как про­фес­си­о­наль­ная груп­па поте­ря­ли пре­стиж (кро­ме зна­ме­ни­то­стей и лич­но­стей, выпол­ня­ю­щих роль эко­ло­ги­че­ских гуру) по той при­чине, что при отсут­ствии штат­но­го тру­до­устрой­ства и в усло­ви­ях раз­ви­тия элек­трон­ных медиа «жур­на­ли­стом» может быть каж­дый [Szot 2013; Węglińska 2018].

Осво­бож­де­ние медиа­рын­ков в Цен­траль­ной и Восточ­ной Евро­пе ста­ло след­стви­ем мно­же­ства про­цес­сов, спо­соб­ству­ю­щих дегра­да­ции медиа, кото­рые явля­ют­ся надеж­ны­ми участ­ни­ка­ми пуб­лич­ных и люби­тель­ских деба­тов. После отно­си­тель­но корот­ко­го пери­о­да рез­ких пре­об­ра­зо­ва­ний медиа­рын­ка (послед­нее деся­ти­ле­тие XX в.) жур­на­ли­сты, полу­чав­шие тогда инсти­ту­ци­о­наль­ную под­держ­ку про­фес­си­о­наль­ных ассо­ци­а­ций и комис­сий по эти­ке, при­сту­пи­ли к само­ре­флек­сии: нача­ли появ­лять­ся кри­ти­че­ские выво­ды иссле­до­ва­те­лей медиа, ана­ли­зы про­грамм жур­на­лист­ско­го обра­зо­ва­ния, посту­ла­ты о необ­хо­ди­мо­сти вве­де­ния медиа­об­ра­зо­ва­ния в про­цесс обу­че­ния детей и моло­де­жи. Осо­бен­но важ­ны­ми на этом фоне выгля­дят попыт­ки рекон­струк­ции моде­ли каче­ствен­ной жур­на­ли­сти­ки, кото­рая опре­де­ля­ет­ся авто­ром насто­я­ще­го иссле­до­ва­ния как вид инфор­ма­ци­он­но­го и пуб­ли­ци­сти­че­ско­го твор­че­ства, охва­ты­ва­ю­щий соци­аль­но важ­ные явле­ния и про­цес­сы, харак­те­ри­зу­ю­щий­ся про­дол­жи­тель­но­стью и осно­вы­ва­ю­щий­ся на ответ­ствен­но­сти за сло­во [Hofman 2016; 2017]. Созда­ние этой моде­ли име­ет два обос­но­ва­ния: тео­ре­ти­че­ское (тео­рии соци­аль­ной ком­му­ни­ка­ции) и праг­ма­ти­че­ское (дефи­ни­тив­ный хаос поня­тий жур­на­ли­сти­ка, жур­на­лист, медиа, сме­на ролей адре­сан­та и адре­са­та). Мож­но пред­по­ло­жить, что жур­на­лист­ские награ­ды и сти­пен­дии явля­ют­ся инстру­мен­том про­дви­же­ния каче­ствен­ной жур­на­ли­сти­ки и име­ют зна­че­ние для дина­ми­ки рекон­струк­ции ее моде­ли. Мож­но так­же пола­гать, что они слу­жат посто­ян­ным эле­мен­том сотруд­ни­че­ства изда­те­лей, вла­дель­цев медиа, жур­на­ли­стов и ауди­то­рии медиа.

Мето­до­ло­гия. Ком­му­ни­ка­ци­он­ную стра­те­гию, пред­став­лен­ную в сфе­ре дея­тель­но­сти Public Relations, мож­но опре­де­лить как кон­стру­и­ро­ва­ние через инфор­ма­цию, убеж­де­ние и при­спо­соб­ле­ние к потреб­но­стям рын­ка госу­дар­ствен­ной под­держ­ки для дей­ствий, слу­ча­ев, обще­ствен­ных дви­же­ний, орга­ни­за­ций и т. д. [Black 2001; Wojcik 2015]. Мар­ке­тин­го­вые иссле­до­ва­ния пока­зы­ва­ют, что реа­ли­за­ция стра­те­гии в боль­шей сте­пе­ни зави­сит от пер­во­го эле­мен­та, т. е. инфор­ма­ции, явля­ю­щей­ся одно­вре­мен­но осно­вой для эффек­тив­ной дея­тель­но­сти орга­ни­за­ций [Martin, Nelson, Powers 2009]. Нема­ло­важ­ную роль в ком­му­ни­ка­ции игра­ют лиде­ры мне­ний, а зна­че­ние их голо­са и уси­лен­ное воз­дей­ствие под­чер­ки­ва­ют­ся ком­му­ни­ка­ци­ей в Интер­не­те [Black 2001]. Такое пони­ма­ние ком­му­ни­ка­ци­он­ной стра­те­гии спо­соб­ству­ет при­ме­не­нию тео­рии Гароль­да Лас­су­эл­ла (модель акта воз­дей­ствия), Кло­да Шен­но­на и Уор­ре­на Уиве­ра (модель пере­да­чи сиг­на­лов), Уил­бу­ра Шрам­ма (модель схо­же­сти опы­та)1 и упо­ря­до­чи­ва­нию ана­ли­за в соот­вет­ствии с кри­те­ри­я­ми, кто, что, кому, каким обра­зом и с каки­ми послед­стви­я­ми сооб­ща­ет. В моде­лях обще­ствен­ной ком­му­ни­ка­ции най­дут при­ме­не­ние сле­ду­ю­щие кате­го­рии: отпра­ви­тель, полу­ча­тель, сооб­ще­ние, новость, кана­лы, кото­рые име­ют ана­ло­ги в PR полу­ча­те­ля, груп­пы вли­я­ния, груп­пы инте­ре­са (внеш­ние и внут­рен­ние) [Graszewicz, Jastrzębski 2009; Hudzik 2017]. В слу­чае жур­на­лист­ских наград и сти­пен­дий адре­са­та­ми сооб­ще­ний высту­па­ют поль­зо­ва­те­ли медиа и жур­на­ли­сты, груп­па­ми вли­я­ния — ауди­то­рия медиа, пре­по­да­ва­те­ли и сту­ден­ты соци­аль­ных направ­ле­ний, груп­па­ми инте­ре­са — редак­ции СМИ, жур­на­ли­сты, ауди­то­рия медиа. Важ­но под­черк­нуть, что ауди­то­рия медиа и жур­на­ли­сты, фигу­ри­ру­ю­щие в этих отно­ше­ни­ях, созда­ют про­стран­ство для обсуж­де­ния жур­на­лист­ских стан­дар­тов, про­фес­си­о­на­ли­за­ции дея­тель­но­сти, обще­ствен­ной ответ­ствен­но­сти и пр.

Эффек­тив­ность ком­му­ни­ка­ци­он­ной стра­те­гии в сфе­ре Public Relations тре­бу­ет ана­ли­за моти­ва­ции отпра­ви­те­ля сооб­ще­ния, иссле­до­ва­ния кон­так­тов меж­ду отпра­ви­те­лем и полу­ча­те­лем, иден­ти­фи­ка­ции наи­бо­лее важ­ных полу­ча­те­лей, зна­ния о потреб­но­стях и пози­ци­ях полу­ча­те­лей, созда­ния при­вле­ка­тель­но­го для полу­ча­те­лей сооб­ще­ния, выбо­ра эффек­тив­но­го кана­ла ком­му­ни­ка­ции. Таким обра­зом, мож­но отме­тить, что ком­му­ни­ка­ци­он­ная стра­те­гия близ­ка к функ­ци­о­наль­ной (бизнес-)стратегии по иерар­хии вопро­сов, что обра­ба­ты­вать, каким обра­зом, как управ­лять пото­ком инфор­ма­ции [Olędzki 2010; 2013]. Ее цель — опти­ми­за­ция инфор­ма­ци­он­но­го пото­ка при усло­вии, что мож­но выде­лить стра­те­гию инфор­ма­ци­он­ной инфра­струк­ту­ры (аппа­рат­ные, сете­вые, теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ные ресур­сы, про­грамм­ное обес­пе­че­ние, при­ло­же­ния, зна­ния и ком­пе­тен­ции поль­зо­ва­те­лей), а так­же стра­те­гию инфор­ма­ци­он­ной функ­ции (эффек­тив­ная пере­да­ча сооб­ще­ния). Мож­но пред­по­ло­жить, что инфор­ма­ци­он­ные и ком­му­ни­ка­ци­он­ные стра­те­гии име­ют схо­жие цели [Düssel 2010; Pierścionek 2011].

В иссле­до­ва­нии поль­ских жур­на­лист­ских наград и сти­пен­дий под ком­му­ни­ка­ци­он­ной стра­те­ги­ей пони­ма­ет­ся ком­плекс­ная систе­ма инфор­ми­ро­ва­ния, исполь­зу­ю­щая инстру­мен­ты эффек­тив­но­го мар­ке­тин­га с целью уси­ле­ния вза­и­мо­дей­ствия с ауди­то­ри­ей (поль­зо­ва­те­ля­ми) медиа. Цель стра­те­гии — про­дви­же­ние каче­ствен­ной жур­на­ли­сти­ки (пре­стиж наград и сти­пен­дий). Инфор­ма­ци­он­ный поток вклю­ча­ет в себя сле­ду­ю­щих субъ­ек­тов ком­му­ни­ка­ции: редак­ции, жур­на­ли­стов, сотруд­ни­ков медиа, медиа­пе­да­го­гов, сту­ден­тов и выпуск­ни­ков жур­на­лист­ских спе­ци­аль­но­стей. Сре­ди ауди­то­рии мож­но выде­лить спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные груп­пы. Кана­ла­ми поступ­ле­ния инфор­ма­ции явля­ют­ся тра­ди­ци­он­ные медиа и Интернет.

Анализ материала

В ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­ги­ях, реа­ли­зу­е­мых в инфор­ма­ци­он­ном сце­на­рии, все орга­ни­зу­ю­щие и руко­во­дя­щие орга­ны отка­зы­ва­ют­ся от при­о­ри­те­та отпра­ви­те­ля сооб­ще­ния в назва­нии (назва­ни­ях) наград. Эта зако­но­мер­ность замет­на так­же в интер­нет-доме­нах, кото­рые в боль­шин­стве слу­ча­ев содер­жат наиме­но­ва­ния награ­ды и сти­пен­дии (кро­ме при­суж­да­е­мых Ассо­ци­а­ци­ей поль­ских жур­на­ли­стов — SDP). Орга­ни­за­то­ры и руко­во­ди­те­ли наград как отпра­ви­те­ли инфор­ма­ции пола­га­ют, что таким обра­зом они могут обре­сти дове­рие во внеш­ней ком­му­ни­ка­ции. Кро­ме того, в назва­нии может при­сут­ство­вать имя покро­ви­те­ля. Напри­мер, награ­да им. Дари­уша Фику­са (Press Club Поль­ша), награ­да радио ZET им. Анджея Вой­це­хов­ско­го, награ­да им. Кса­ве­рия и Мечи­сла­ва Пру­шинь­ских (PEN Club Поль­ша), покро­ви­тель­ствен­ные награ­ды Ассо­ци­а­ции поль­ских жур­на­ли­стов им. Кази­ми­ра Дзе­ва­нов­ско­го, Евге­ния Квят­ков­ско­го, Сте­фа­на Жером­ско­го, Кази­ми­ра Вежинь­ско­го, сти­пен­дия им. Рышар­да Капу­щин­ско­го, сти­пен­дия им. Лео­поль­да Унге­ра. Назна­че­ние покро­ви­те­ля награ­ды или сти­пен­дии уве­ли­чи­ва­ет силу соци­аль­но­го воз­дей­ствия и иден­ти­фи­ка­ции с дея­тель­но­стью покро­ви­те­ля, что осо­бен­но важ­но в слу­чае покро­ви­те­лей жур­на­ли­стов или публицистов.

В ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­ги­ях орга­ни­за­то­ров и руко­во­ди­те­лей награ­да­ми и сти­пен­ди­я­ми наблю­да­ет­ся пони­ма­ние необ­хо­ди­мо­сти вве­де­ния авто­ри­те­тов для борь­бы с про­яв­ле­ни­я­ми кри­зи­са жур­на­ли­сти­ки. Это­му слу­жит так­же созда­ние назва­ний, осно­вы­ва­ю­щих­ся на фор­му­ле «жур­на­лист года», напри­мер Grand Press, Ассо­ци­а­ция жур­на­ли­стов Рес­пуб­ли­ки Поль­ша (SDRP). Неко­то­рые руко­во­дя­щие орга­ны обра­ща­ют­ся к цен­но­стям прав и сво­бод чело­ве­ка, напри­мер «Перо надеж­ды» (Сооб­ще­ство Amnesty International), Глав­ная награ­да сво­бо­ды сло­ва и т. д. Функ­ци­о­ни­ро­ва­ние покро­ви­тель­ствен­ных наград и сти­пен­дий может быть дока­за­тель­ством рас­по­зна­ния потреб­но­стей внут­рен­них полу­ча­те­лей информации.

Таб­ли­цаХарак­те­ри­сти­ка иссле­до­ва­тель­ской кате­го­рии адре­сан­та сооб­ще­ний о жур­на­лист­ских награ­дах и сти­пен­ди­ях*

Наиме­но­ва­ние награды/стипендииДата воз­ник­но­ве­нияОрганизатор/руководящий органКате­го­рииВеб-сайт
1Grand Press1997Press sp. z o.o.5grandpress​.press​.pl
2Награ­ды Ассо­ци­а­ции
поль­ских журналистов
1992Ассо­ци­а­ция поль­ских журналистов15sdp​.pl
3Поль­ско-немец­кая жур­на­лист­ская
награ­да им. Таде­уша Мазовецкого
1997Фонд поль­ско-немец­ко­го сотрудничества5dnimediow​.org/​n​a​g​r​o​d​a​-​d​z​i​e​n​n​i​k​a​r​s​k​a​-​t​a​d​e​u​s​z​a​-​m​a​z​o​w​i​e​c​k​i​e​g​o​.​h​tml
4Награ­да
им. Боле­сла­ва Пруса
1969Фили­ал Ассо­ци­а­ции жур­на­ли­стов Рес­пуб­ли­ки Поль­ша в Варшаве2dziennikarzerp.org.pl/nagrody-im-boleslawa-prusa-edycja–2017/
5Złota Gruszka i Zielona Gruszka11989Фили­ал Ассо­ци­а­ции жур­на­ли­стов Рес­пуб­ли­ки Поль­ша в Кракове3www.stowarzyszeniedziennikarzyrp.
krakow​.pl/​p​r​i​c​e​s​.​h​tml
6Кон­курс «Жур­на­лист года»1990Ассо­ци­а­ция жур­на­ли­стов Рес­пуб­ли­ки Поль­ша «Запад­ное Помо­рье», фили­ал Ассо­ци­а­ции жур­на­ли­стов Рес­пуб­ли­ки Поль­ша в Щецине5www.dziennikarze.szczecin.pl/strona-glowna/konkurs-dziennikarz-roku/337-konkurs–2017.html
7Dziennikarskie Koziołki21996Вели­ко­поль­ский фили­ал Ассо­ци­а­ции жур­на­ли­стов Рес­пуб­ли­ки Польша3www​.dziennikarze​.poznan​.pl/​?​g=3
8Młody Dinozaur31999Люб­лин­ский фили­ал Ассо­ци­а­ции жур­на­ли­стов Рес­пуб­ли­ки Польша
9Ниж­не­си­лез­ский жур­на­лист года2004Ассо­ци­а­ция жур­на­ли­стов Рес­пуб­ли­ки Поль­ша в Ниж­ней Силезииdziennikarzerp​.eu/​k​a​t​e​g​o​r​i​a​/​d​z​i​e​n​n​i​k​a​r​z​-​r​o​ku/
10Жур­на­лист годаЛюбуш­ский фили­ал Ассо­ци­а­ции жур­на­ли­стов Рес­пуб­ли­ки Польша5
11Награ­да жур­на­ла «Newsweek»
им. Тере­зы Тораньской
2013Фонд им. Тере­зы Тораньской4fundacjatoranskiej​.pl
12Награ­ды Press Club Polska2010–2013Press Club Польша5pressclub​.pl
13Награ­да радио ZET
им. Анджея Войцеховского
2005Eurozet Radio sp. z o.o.www​.nagrodawoyciechowskiego​.pl
14Поль­ский наци­о­наль­ный жур­на­лист­ский кон­курс им. Кри­сти­ны Бохенек2010Фонд им. Кри­сти­ны Бохе­нек, Силез­ский уни­вер­си­тет в Като­ви­це, Силез­ское вое­вод­ство, Силез­ский театр
им. Ста­ни­сла­ва Выспянь­ско­го в Катовице
2www​.konkurskbochenek​.us​.edu​.pl
15Кон­курс им. Вла­ди­сла­ва Граб­ско­го для эко­но­ми­че­ских журналистов2002Поль­ский наци­о­наль­ный банкwww​.nbp​.pl/​h​o​m​e​.​a​s​p​x​?​f​=​/​k​o​n​k​u​r​s​y​/​2​0​1​8​/​G​r​a​b​s​k​i​/​i​n​d​e​x​.​h​tml
16Жур­на­лист­ская награ­да «След» им. епи­ско­па Яна Храпека2002Жюри, состо­я­щее из жур­на­ли­стов и медиа­де­я­те­лей, сфор­ми­ро­ван­ное непо­сред­ствен­но после смер­ти епи­ско­па Яна Хра­пе­ка в 2001 г.
17Награ­да им. Кса­ве­рия и Мечи­сла­ва Прушиньских2006PEN Club Польшаwww​.penclub​.com​.pl/​n​a​g​r​o​d​y​/​n​a​g​r​o​d​a​-​i​m​-​k​s​a​w​e​r​e​g​o​-​i​-​m​i​e​c​z​y​s​l​a​w​a​-​p​r​u​s​z​y​n​s​k​ich
18MediaTORy — сту­ден­че­ские жур­на­лист­ские награды2007Науч­ное обще­ство сту­ден­тов факуль­те­та жур­на­ли­сти­ки и соци­аль­ной ком­му­ни­ка­ции Ягел­лон­ско­го уни­вер­си­те­та, сооб­ще­ство «MediaTORy»9www​.mediatory​.pl
19Ака­де­ми­че­ский жур­на­лист­ский лавр AKLAUD2014Факуль­тет поли­то­ло­гии Уни­вер­си­те­та Марии Скло­дов­ской-Кюри, инсти­тут жур­на­ли­сти­ки и соци­аль­ной ком­му­ни­ка­ции Люб­лин­ско­го като­ли­че­ско­го уни­вер­си­те­та (до 2019 г. так­же Выс­шая шко­ла пред­при­ни­ма­тель­ства и управ­ле­ния в Люблине)2www​.aklaud​.umcs​.pl
20Grand Prix Наци­о­наль­но­го сове­та радио- и теле­ви­зи­он­но­го веща­ния им. Витоль­да Задровского2012Наци­о­наль­ный совет радио- и теле­ви­зи­он­но­го вещанияwww​.krrit​.gov​.pl/​k​r​r​i​t​/​n​a​g​r​o​d​y​-​k​r​r​i​t​/​g​r​a​n​d​-​p​r​i​x​-​z​a​d​r​o​w​s​k​i​e​go/
21Pióro Nadziei42002Сооб­ще­ство «Amnesty International»amnesty.org.pl/pioro-nadziei-edycja–2018-ruszyly-zgloszenia/
22Жур­на­лист­ская награ­да им. Зиг­мун­та Мошковича2018GRUPA INTERIA. PL sp. z o.o.www​.czlowiekzpasja​.pl
23TeleKamery1998Изда­тель­ство «Bauer sp. z o.o».5 (14)www​.telekamery​.pl
24Totus Tuus medialny im. bp. Jana Chrapka52001Фонд ново­го тысячелетияdzielo​.pl/​d​z​i​e​n​-​p​a​p​i​e​s​k​i​/​n​a​g​r​o​d​y​-​t​o​t​u​s​-​t​u​us/
25Награ­ды жур­на­ли­стов Малой Польши2002Жюри, в состав кото­ро­го вхо­дят пред­ста­ви­те­ли наци­о­наль­ных медиа13nagrodadziennikarzy​.pl
26Сти­пен­дия им. Рышар­да Капу­щин­ско­го для моло­дых журналистов2011Фонд им. Рышар­да Капу­щин­ско­го — Herodotwww​.fundacjaherodot​.com​.pl
27Сти­пен­дия им. Лео­поль­да Унгера2013Уни­вер­си­тет Марии Склодовской-Кюриwww​.umcs​.pl/​p​l​/​s​t​y​p​e​n​d​i​u​m​-​l​e​o​p​o​l​d​a​-​u​n​g​e​r​a​.​htm
28Поль­ско-немец­кая стипендия2015Объ­еди­не­ние «Меж­ду­на­род­ные жур­на­лист­ские про­грам­мы» (Internationale Journalisten-Programme IJP)www​.ijp​.org/​p​l​/​s​t​i​p​e​n​d​i​e​n​/​p​o​l​s​k​o​-​n​i​e​m​i​e​c​k​i​-​p​r​o​g​r​am/
29Жур­на­лист­ские сти­пен­дии. Кон­курс фон­да поль­ско-немец­ко­го сотрудничества2010Фонд поль­ско-немец­ко­го сотрудничестваfwpn​.org​.pl/​s​t​y​p​e​n​d​i​u​m​-​d​z​i​e​n​n​i​k​a​r​s​k​i​e​/​s​t​y​p​e​n​d​i​a​-​d​z​i​e​n​n​i​k​a​r​s​k​i​e​-​k​o​n​k​u​r​s​-​f​u​n​d​a​c​j​i​-​w​s​p​o​l​p​r​a​c​y​-​p​o​l​s​k​o​-​n​i​e​m​i​e​c​k​i​e​j​-​y​I​a​nhR
30Сти­пен­дия им. Иза­бел­лы Трояновской2002Кашуб­ско-Помор­ское объединениеwww​.kaszubi​.pl/​p​r​o​j​e​k​t​y​/​a​r​t​y​k​u​l​?​i​d​=15

* Под­го­тов­ле­на К. Бур­но-Кали­шук, И. Хофман.

При­ме­ча­ния:

1 Назва­ния Złota Gruszka и Zielona Gruszka про­ис­хо­дят от сим­во­лов дан­ных наград — зеле­ной и золо­той гру­ши, вру­ча­е­мых начи­на­ю­щим жур­на­ли­стам, реа­ли­зу­ю­щим свою про­фес­си­о­наль­ную дея­тель­ность на тер­ри­то­рии Южной Польши.

2 Орга­ни­за­тор награ­ды — Вели­ко­поль­ский фили­ал Ассо­ци­а­ции жур­на­ли­стов, кото­рый рас­по­ла­га­ет­ся в Позна­ни. Сим­во­лом это­го горо­да явля­ют­ся коз­ли­ки, укра­ша­ю­щие фасад город­ской рату­ши. Отсю­да назва­ние награ­ды Dziennikarskie Koziołki — «Жур­на­лист­ские козлики».

3 Награ­да, кото­рая в пере­во­де зву­чит как Моло­дой дино­завр, вру­ча­ет­ся жур­на­ли­стам, име­ю­щим мно­го­лет­ний опыт рабо­ты и про­дол­жа­ю­щим зани­мать­ся про­фес­си­о­наль­ной деятельностью.

4 Назва­ние награ­ды Pióro Nadziei пере­во­дит­ся с поль­ско­го язы­ка как «Перо надежды».

5 Наи­бо­лее важ­ная като­ли­че­ская награ­да в Поль­ше для жур­на­ли­стов, про­па­ган­ди­ру­ю­щих уче­ние Ион­на Пав­ла II.

Харак­те­ри­сти­ка реци­пи­ен­тов. Важ­ней­шим эле­мен­том ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­гий, ори­ен­ти­ро­ван­ных на внеш­них полу­ча­те­лей, по мне­нию авто­ра иссле­до­ва­ния, явля­ет­ся про­блем­ная и поко­лен­че­ская кате­го­рия. Награ­ды Ассо­ци­а­ции поль­ских жур­на­ли­стов при­суж­да­ют­ся в 15 кате­го­ри­ях, жур­на­ли­стов Малой Поль­ши — в 14 кате­го­ри­ях, MediaTORy — в девя­ти кате­го­ри­ях, боль­шин­ство наград вру­ча­ет­ся в пяти кате­го­ри­ях. Из ана­ли­за сооб­ще­ний о награ­дах и сти­пен­ди­ях сле­ду­ет, что десять орга­ни­зу­ю­щих и руко­во­дя­щих награ­да­ми орга­нов отка­за­лись от выде­ле­ния кате­го­рий (напри­мер, награ­да радио ZET, жур­на­лист­ская награ­да «След» им. Бис­ку­па Яна Хреп­ка, «Перо надеж­ды», Гран-при Наци­о­наль­но­го сове­та радио- и теле­ви­зи­он­но­го веща­ния). Сти­пен­дии так­же не име­ют кате­го­рий. Награ­ды Ассо­ци­а­ции поль­ских жур­на­ли­стов при­суж­да­ют­ся в кате­го­ри­ях «Глав­ная награ­да сво­бо­ды сло­ва», «Награ­да Уотер­гейт», «Награ­да им. Кази­ми­ра Дзе­ва­нов­ско­го», «Награ­да им. Мачея Лука­ше­ви­ча», «Награ­да им. Яну­ша Кур­ты­ки», «Награ­да им. Евге­ния Квят­ков­ско­го», «Награ­да им. Алек­сандра Мил­ско­го», «Награ­да им. Сте­фа­на Жером­ско­го», «Награ­да им. Адоль­фа Бохень­ско­го», «Награ­да им. Кази­ми­ра Вежинь­ско­го», «Награ­да им. Эраз­ма Чол­ка», «Награ­да им. Евге­ния Локай­ско­го», «Награ­да им. проф. Сте­фа­на Мыч­ков­ско­го», «Лавр Ассо­ци­а­ции поль­ских жур­на­ли­стов», «Гие­на года» (анти­на­гра­да). Награ­ды жур­на­ли­стов Малой Поль­ши вклю­ча­ют в себя сле­ду­ю­щие кате­го­рии: «ново­сти», «пуб­ли­ци­сти­ка», «интер­вен­ци­он­ная жур­на­ли­сти­ка», «интер­вью», «про­вин­ци­аль­ный жур­на­лист», «спе­ци­аль­ная жур­на­ли­сти­ка», «куль­тур­ный жур­на­лист», «эко­ло­ги­че­ский жур­на­лист», «фото­ре­пор­тер», «пресс-репор­таж», «радио­ма­те­ри­ал», «интер­нет-мате­ри­ал», «теле­ма­те­ри­ал (награ­да им. Яна Рой­ка)». Отдель­но­го вни­ма­ния заслу­жи­ва­ют награ­ды, при­суж­да­е­мые по резуль­та­там зри­тель­ско­го голо­со­ва­ния, орга­ни­зо­ван­но­го Уче­ным обще­ством сту­ден­тов факуль­те­та жур­на­ли­сти­ки и соци­аль­ной ком­му­ни­ка­ции Ягел­лон­ско­го уни­вер­си­те­та и обще­ством «MediaTORy». Сле­ду­ет под­черк­нуть пле­бис­цит­ный спо­соб опре­де­ле­ния лау­ре­а­тов, осно­вы­ва­ю­щий­ся на голо­со­ва­нии сту­ден­тов жур­на­лист­ских направ­ле­ний неко­то­рых поль­ских уни­вер­си­те­тов. Таким обра­зом, век­тор ком­му­ни­ка­ции меня­ет­ся с внут­рен­не­го на внеш­ний. Орга­ни­за­то­ры кон­кур­са MediaTORy про­во­дят эффек­тив­ную инфор­ма­ци­он­ную кам­па­нию с исполь­зо­ва­ни­ем тех­но­ло­ги­че­ской инфра­струк­ту­ры. На фоне стра­те­гий дру­гих орга­ни­за­то­ров MediaTORy отли­ча­ют­ся ори­ги­наль­ным под­хо­дом к назы­ва­нию кате­го­рий2. В номи­на­ци­ях при­сут­ству­ет эле­мент язы­ко­вой игры: AuTORytet [АвТО­Ри­тет] — награ­да, при­суж­да­е­мая заслу­жен­ным и ува­жа­е­мым в мире средств мас­со­вой инфор­ма­ции лицам за мно­го­лет­нюю жур­на­лист­скую рабо­ту; TORpeda [ТОР­пе­да] — награ­да для инфор­ма­ци­он­ных и спор­тив­ных жур­на­ли­стов за репор­тер­скую рабо­ту; NawigaTOR [Нави­га­ТОР] — награ­да для жур­на­ли­стов, опи­сы­ва­ю­щих, ком­мен­ти­ру­ю­щих и объ­яс­ня­ю­щих соци­аль­ную, поли­ти­че­скую или эко­но­ми­че­скую дей­стви­тель­ность; AkumulaTOR [Акку­му­ля­ТОР] — награ­да для жур­на­ли­стов, пре­зен­ту­ю­щих или про­дви­га­ю­щих пози­тив­ный кон­тент, новые трен­ды и явле­ния в широ­ко пони­ма­е­мой куль­ту­ре, а так­же для веду­щих раз­вле­ка­тель­ных про­грамм; DetonaTOR [Дето­на­ТОР] — награ­да для авто­ров или лиц, ответ­ствен­ных за реа­ли­за­цию или под­го­тов­ку наи­бо­лее захва­ты­ва­ю­ще­го про­ек­та или меди­а­кон­тен­та в теку­щем ака­де­ми­че­ском году; ProwokaTOR [Про­во­ка­ТОР] — награ­да для жур­на­ли­стов или редак­ции, кото­рая при­ня­ла про­ти­во­ре­чи­вое, дис­кус­си­он­ное реше­ние; InicjaTOR [Ини­ци­а­ТОР] — награ­да для жур­на­ли­стов или редак­ции, про­дви­га­ю­щей ори­ги­наль­ный спо­соб выпол­не­ния про­фес­си­о­наль­ных обя­зан­но­стей, кото­рый выхо­дит за пре­де­лы кано­нов тра­ди­ци­он­ной жур­на­ли­сти­ки; ReformaTOR [Рефор­ма­ТОР] — награ­да для жур­на­ли­стов или редак­ции, пуб­ли­ка­ции и мате­ри­а­лы кото­рой спо­соб­ству­ют или созда­ют усло­вия для улуч­ше­ния дей­стви­тель­но­сти в опре­де­лен­ной сфе­ре соци­аль­ной жиз­ни; ObserwaTOR [Наблю­да­тель] — награ­да за пуб­ли­ка­ции, авто­ры кото­рых, вни­ма­тель­но наблю­дая за дей­стви­тель­но­стью, рас­ши­ря­ют наши гори­зон­ты, созда­вая прав­ди­вые рас­ска­зы о дру­гом (хотя часто близ­ком нам) мире. Язы­ко­вая игра заклю­ча­ет­ся не толь­ко в мета­фо­ри­че­ском опре­де­ле­нии ком­пе­тен­ций лау­ре­а­тов, что вид­но в опи­са­ни­ях, но и в гра­фи­че­ском выде­ле­нии части назва­ния «TOR». Ана­ло­гич­ную игру исполь­зо­ва­ли в назва­ни­ях номи­на­ций орга­ни­за­то­ры спе­ци­аль­но­го кон­кур­са для жур­на­ли­стов-пре­по­да­ва­те­лей в Люб­лине. Ака­де­ми­че­ский жур­на­лист­ский лавр AKLAUD име­ет реги­о­наль­ный харак­тер. Награ­да при­суж­да­ет­ся в двух кате­го­ри­ях: AKLAUD и AKLAUD для моло­дых (посвя­ще­на начи­на­ю­щим спе­ци­а­ли­стам до 35 лет). В ком­му­ни­ка­ци­он­ной стра­те­гии обе­их наград про­яв­ля­ет­ся потен­ци­ал ком­му­ни­ка­ции, опо­сре­до­ван­ной соци­аль­ны­ми медиа. Син­хрон­ное исполь­зо­ва­ние несколь­ких кана­лов пере­да­чи инфор­ма­ции (тра­ди­ци­он­ные медиа, интер­нет-стра­ни­цы, соци­аль­ные сети), а так­же отказ от моде­ли оцен­ки экс­пер­тов и кон­курс­но­го жюри сде­ла­ли MediaTORy и AKLAUD узна­ва­е­мы­ми в про­фес­си­о­наль­ной сфе­ре. Поль­зу­ю­щи­е­ся боль­шой попу­ляр­но­стью и авто­ри­те­том награ­ды Grand Press при­об­ре­та­ют зна­че­ние, в част­но­сти, бла­го­да­ря регу­ляр­но­му анон­си­ро­ва­нию и раз­ме­ще­нию инфор­ма­ции о номи­нан­тах на стра­ни­цах отрас­ле­во­го еже­ме­сяч­ни­ка «Press». Клас­си­фи­ка­ция наград и сти­пен­дий и суще­ство­ва­ние двух моде­лей опре­де­ле­ния лау­ре­а­тов (посто­ян­ное жюри и зри­тель­ское голо­со­ва­ние) ока­зы­ва­ют боль­шое вли­я­ние на ком­му­ни­ка­ци­он­ные стра­те­гии орга­ни­зу­ю­щих и руко­во­дя­щих орга­нов. Здесь суще­ству­ют сле­ду­ю­щие зако­но­мер­но­сти (рис. 1). 
I этапII этап
Кате­го­рии— Жюри— Внут­рен­ние получатели— Внеш­ние получатели
Кате­го­рии— Пле­бис­цит— Внут­рен­ние получатели— Внут­рен­ние и внеш­ние получатели
Отсут­ствие кате­го­рий— Жюри— Внут­рен­ние получатели— Внеш­ние получатели

Рис 1. Зако­но­мер­но­сти, наблю­да­е­мые в ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­ги­ях (пер­вый этап пред­став­ля­ет собой сооб­ще­ние о награ­де, вто­рой — о лауреатах)

Ана­лиз интер­нет-стра­ниц орга­ни­за­то­ров и руко­во­ди­те­лей наград и сти­пен­дий не поз­во­ля­ет вери­фи­ци­ро­вать утвер­жде­ние, что ком­му­ни­ка­ци­он­ные стра­те­гии зави­сят от воз­рас­та аудитории.

Ана­лиз сооб­ще­ний и кана­лов пере­да­чи инфор­ма­ции. Мате­ри­а­лом для ана­ли­за послу­жи­ли награ­ды и сти­пен­дии, появив­ши­е­ся после 2010 г., а если фонд обра­зо­вал­ся позд­нее, то в соот­вет­ствии с пер­вой редак­ци­ей кон­кур­са (восемь слу­ча­ев). Как отме­ча­лось ранее, награ­ды и сти­пен­дии при­суж­да­ют­ся реше­ни­ем жюри, и толь­ко в двух слу­ча­ях — по резуль­та­там голо­со­ва­ния (MediaTORy, TeleKamery). Номи­на­ции для наград пред­ла­га­ют редак­ции, про­фес­си­о­наль­ные сооб­ще­ства, жур­на­ли­сты, что важ­но для регу­ли­ро­ва­ния ком­му­ни­ка­ции на вер­баль­ном и визу­аль­ном уров­нях. Обзор мате­ри­а­лов в медиа и интер­нет-стра­ниц орга­ни­за­то­ров и руко­во­ди­те­лей наград и сти­пен­дий под­твер­жда­ет выво­ды, каса­ю­щи­е­ся типо­ло­гии полу­ча­те­лей на двух эта­пах реа­ли­за­ции ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­гий. Инфор­ма­ция о награ­дах и сти­пен­ди­ях раз­ме­ща­ет­ся на стра­ни­цах орга­нов, отве­ча­ю­щих за про­ве­де­ние кон­кур­сов. Све­де­ния о лау­ре­а­тах пуб­ли­ку­ют­ся во всех видах медиа. На стра­ни­цах меро­при­я­тий обыч­но хра­нят­ся архи­вы с фотоматериалами.

Сооб­ще­ние о награ­дах и сти­пен­ди­ях как пра­ви­ло, зву­чит одно­тип­но: «луч­шие жур­на­ли­сты», «жур­на­лист года», «награ­да за про­фес­си­о­наль­ную дея­тель­ность», «пре­стиж», «спе­ци­аль­ный приз», «зва­ние», «высо­ко оце­ни­ва­е­мые награ­ды», «при­зна­ние», «выда­ю­щи­е­ся дости­же­ния». Частот­ность этих слов и выра­же­ний в иссле­ду­е­мых мате­ри­а­лах состав­ля­ет 100 %. Неза­ви­си­мо от ана­ли­зи­ру­е­мо­го субъ­ек­та и кате­го­рий высо­ко пози­ци­о­ни­ру­ют­ся све­де­ния о соста­ве жюри (объ­ем тек­ста обыч­но состав­ля­ет от трех до пяти абза­цев), кото­рое явля­ет­ся рупо­ром при­ня­тия реше­ний и состо­ит из извест­ных жур­на­ли­стов, зна­ме­ни­тых и при­знан­ных иссле­до­ва­те­лей медиа. В интер­нет-нави­га­ции лег­ко най­ти побе­ди­те­лей преды­ду­щих кон­кур­сов. Осве­ще­ни­ем подоб­ных меро­при­я­тий в боль­шин­стве слу­ча­ев зани­ма­ют­ся тра­ди­ци­он­ные локаль­ные медиа (прес­са, радио и теле­ви­де­ние) и Интер­нет. Толь­ко наци­о­наль­ные кон­кур­сы (Grand Press, награ­ды Ассо­ци­а­ции поль­ских жур­на­ли­стов, орга­ни­за­ции Press Club Поль­ша, награ­да «Newsweek», награ­да им. Кса­ве­рия и Мечи­сла­ва Пру­шинь­ских, MediTory, Totus Tuus medialny) име­ют сба­лан­си­ро­ван­ное коли­че­ствен­но и каче­ствен­но инфор­ми­ро­ва­ние во всех типах медиа.

Что каса­ет­ся кате­го­ри­аль­ной спе­ци­фи­ки и полу­ча­те­лей инфор­ма­ции, сто­ит отме­тить, что боль­шее коли­че­ство наград и сти­пен­дий при­суж­да­ют­ся в эко­но­ми­че­ской и спор­тив­ной жур­на­ли­сти­ке (кри­те­рий темы), локаль­ной жур­на­ли­сти­ке (кри­те­рий охва­та и воз­дей­ствия), интер­нет-жур­на­ли­сти­ке (новые тех­но­ло­гии), а так­же моло­дым жур­на­ли­стам (кри­те­рий воз­рас­та и опы­та). В эко­но­ми­че­ской жур­на­ли­сти­ке при­суж­да­ют­ся награ­ды Grand Press Economy, им. Евге­ния Квят­ков­ско­го, Press Club Поль­ша, им. Вла­ди­сла­ва Граб­ско­го. В спор­тив­ной жур­на­ли­сти­ке — награ­ды им. Бог­да­на Тома­шев­ско­го, им. Кази­ми­ра Вежинь­ско­го, им. Евге­ния Локай­ско­го, TeleKamery — спор­тив­ный ком­мен­та­тор. Для локаль­ных жур­на­ли­стов преду­смот­ре­ны сле­ду­ю­щие награ­ды: награ­да им. Алек­сандра Миль­ско­го (Ассо­ци­а­ция поль­ских жур­на­ли­стов), им. редак­то­ра Бог­да­на Чуба­се­ви­ча (Ассо­ци­а­ция жур­на­ли­стов Рес­пуб­ли­ки Поль­ша, Запад­ное Помо­рье), Vicegrad Local Awards (Press Club Поль­ша), AKLAUD (Уни­вер­си­тет Марии Скло­дов­ской-Кюри в Люб­лине, Люб­лин­ский като­ли­че­ский уни­вер­си­тет Иоан­на Пав­ла II), жур­на­ли­стов Малой Поль­ши. Интер­нет-жур­на­ли­сти­ка как отдель­ная кате­го­рия появ­ля­ет­ся в кон­кур­сах Grand Press Digital, Newsweek им. Тере­зы Торань­ской («Луч­шие в Интер­не­те»), жур­на­ли­стов Малой Поль­ши — интер­нет-мате­ри­ал, «Жур­на­лист года» — бло­гер года (Ассо­ци­а­ция жур­на­ли­стов Рес­пуб­ли­ки Поль­ша, Любуш­ский фили­ал), поль­ско-немец­кая жур­на­лист­ская награ­да им. Таде­уша Мазо­вец­ко­го — мультимедиа/онлайн. Все сти­пен­дии при­суж­да­ют­ся моло­дым жур­на­ли­стам, кро­ме того, в этой груп­пе функ­ци­о­ни­ру­ют награ­ды им. Адоль­фа Бохень­ско­го, им. Боле­сла­ва Пру­са, им. Кри­сти­ны Бохе­нек (кон­курс для сту­ден­тов), им. Зиг­мун­та Маш­ко­ви­ча, Zielona Gruszka, Dzien nikarskie Koziołki — адепт, «Жур­на­лист года» — ака­де­ми­че­ские СМИ, AKLAUD для молодых.

Вер­баль­ные и визу­аль­ные сооб­ще­ния о награ­дах и сти­пен­ди­ях не содер­жат в себе спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной лек­си­ки, жар­го­на, отсы­лок к попу­ляр­ной куль­ту­ре и т. д. Во всех слу­ча­ях мы име­ем дело с инфор­ма­ци­он­ным сооб­ще­ни­ем, учи­ты­ва­ю­щим гете­ро­ген­ную ауди­то­рию медиа. В инфор­ма­ции нет убеж­де­ния, эмо­ци­о­наль­но­сти, идео­ло­ги­за­ции (поли­ти­за­ции). Сооб­ще­ния соот­вет­ству­ют кри­те­ри­ям цен­но­стей инфор­ма­ции, соглас­но тео­ри­ям Марии Вой­так [Wojtak 2010].

Визит­ные кар­точ­ки лау­ре­а­тов, репор­та­жи и отче­ты с вру­че­ния наград и сти­пен­дий (обыч­но это тор­же­ствен­ные меро­при­я­тия), под­чер­ки­ва­ю­щие зна­че­ние собы­тия, сфор­ми­ро­ва­ны пра­виль­но с точ­ки зре­ния жур­на­лист­ской жан­ро­ло­гии. Мож­но обна­ру­жить акти­ви­за­цию функ­ци­о­наль­ной и биз­нес-ком­му­ни­ка­ций орга­ни­зу­ю­щи­ми и руко­во­дя­щи­ми орга­на­ми. Ана­лиз архив­ных мате­ри­а­лов при­во­дит к выво­ду, что от меро­при­я­тия к меро­при­я­тию исполь­зу­ют­ся мар­ке­тин­го­вые инстру­мен­ты, такие как уве­ли­че­ние чис­ла сооб­ще­ний и ком­му­ни­ка­ци­он­ных кана­лов, сбли­же­ние с ауди­то­ри­ей, про­ве­де­ние опро­сов сре­ди ауди­то­рии медиа (даже когда они не вли­я­ют на резуль­та­ты кон­кур­са), анон­си­ро­ва­ние тор­же­ствен­но­го меро­при­я­тия, кото­рое ста­но­вит­ся медиа­со­бы­ти­ем. В ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­ги­ях орга­ни­за­то­ров, руко­во­ди­те­лей наград и сти­пен­дий наблю­да­ет­ся сов­па­де­ние ролей орга­ни­за­то­ра, руко­во­ди­те­ля и отпра­ви­те­ля инфор­ма­ци­он­ных сооб­ще­ний, кото­рое про­яв­ля­ет­ся в дея­тель­но­сти, закреп­ля­ю­щей имидж и бренд наград и сти­пен­дий. Если суще­ству­ет мар­ке­тин­го­вая дея­тель­ность субъ­ек­тов, то она про­яв­ля­ет­ся на вто­ром плане, напри­мер еже­ме­сяч­ник «Press», Ассо­ци­а­ция поль­ских жур­на­ли­стов и Ассо­ци­а­ция жур­на­ли­стов Рес­пуб­ли­ки Поль­ша иден­ти­фи­ци­ру­ют свои награ­ды через логотип.

Выво­ды. Ана­лиз ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­гий, про­ве­ден­ный на эмпи­ри­че­ском мате­ри­а­ле (медиа, интер­нет-стра­ни­цы) за 2010–2018 гг., мож­но изоб­ра­зить в виде схе­мы (рис. 2).

Орга­ни­за­тор и/или руко­во­ди­тель = отпра­ви­тель сооб­ще­ния → Фор­ми­ро­ва­ние имиджа
 
Меди­а­ка­нал коммуникации Пре­стиж бренда
 
Управ­ле­ние информациейВнут­рен­ние и внеш­ние получатели
  
Мар­ке­тин­го­вая эффективностьАуди­то­рия медиа
  
Орга­ни­за­тор и/или руководительМеди­а­куль­ту­ра

Рис. 2. Схе­ма инфор­ми­ро­ва­ния о награ­дах и сти­пен­ди­ях для журналистов

Орга­ни­за­то­ры и руко­во­ди­те­ли кон­кур­сов и сти­пен­дий, ини­ци­и­руя пере­да­чу сооб­ще­ния о награ­дах, высту­па­ют в каче­стве отпра­ви­те­лей сооб­ще­ния, а в фина­ле про­цес­са сов­мест­но с ауди­то­ри­ей медиа созда­ют меди­а­куль­ту­ру, пони­ма­е­мую как сово­куп­ность прак­тик уча­стия в пуб­лич­ной жиз­ни с помо­щью медиа. В ком­му­ни­ка­ции с внут­рен­ним и внеш­ним адре­са­та­ми сооб­ще­ний орга­ни­зу­ю­щие и руко­во­дя­щие орга­ны сосре­до­то­чи­ва­ют­ся в первую оче­редь на фор­ми­ро­ва­нии ими­джа, затем — пре­сти­жа брен­да. Они исполь­зу­ют медиа в каче­стве кана­ла пере­да­чи сооб­ще­ния и плат­фор­мы управ­ле­ния инфор­ма­ци­ей, а вза­и­мо­дей­ствие этих фак­то­ров уве­ли­чи­ва­ет мар­ке­тин­го­вую эффек­тив­ность инфор­ми­ро­ва­ния о награ­дах и сти­пен­ди­ях (при­вле­ка­ет парт­не­ров и спон­со­ров). Бла­го­да­ря управ­ле­нию инфор­ма­ци­ей орга­ни­за­то­ры и руко­во­ди­те­ли воз­дей­ству­ют на ее полу­ча­те­лей, а мар­ке­тин­го­вая эффек­тив­ность, в свою оче­редь, вли­я­ет на раз­мер и взгля­ды ауди­то­рии медиа.

Пере­вод А. В. Подвязкиной

1 Име­ют­ся в виду линей­ная модель ком­му­ни­ка­ции Г. Лас­су­эл­ла, опуб­ли­ко­ван­ная в 1948 г., шумо­вая модель ком­му­ни­ка­ции, раз­ра­бо­тан­ная и пред­ло­жен­ная в 1949 г. К. Шен­но­ном и У. Уиве­ром, и модель ком­му­ни­ка­ции В. Шрам­ма (здесь и далее ком­мент. пер.).

2 В пере­во­де с поль­ско­го язы­ка сло­во tor озна­ча­ет путь, трек, тра­ек­то­рия. Появ­ле­ние этой лек­се­мы в соста­ве таких слов, как авто­ри­тет, тор­пе­да, нави­га­тор, добав­ля­ет им новый смысл.

Ста­тья посту­пи­ла в редак­цию 2 апре­ля 2019 г.;
реко­мен­до­ва­на в печать 21 июля 2019 г.

© Санкт-Петер­бург­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, 2019

Received: April 2, 2019
Accepted: July 21, 2019