Суббота, 27 апреляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

2023. Том 10, № 3

Эмотивная лексика как манипулятивный маркер деструкции в мигрантоориентированном дискурсе массмедиа: на материале Евросоюза, России, Армении и Казахстана

2023. Том 10, № 3, Критика медиаречи
Любая миграция способствует проявлению у людей всего спектра эмоциональных оценок, что зачастую приводит к поведенческим деструкциям. Эмотивная лингвомиграциология признает, что эмоции играют определяющую роль в адаптации принимающей лингвокультуры. Миграция трансформирует общение, постсоветская русофония имеет значительную лингвокультурную дистанцию в зависимости от страны происхождения. Анализ эмпирического материала позволил разграничить миграционный и мигрантоориентированный дискурсы, отражающие проблемы миграции и мигрантов. Анализ эмотивного пространства постсоветского мигрантоориентированного дискурса основан на теории эмоций и лингвомиграциологии с учетом принципа репрезентативности. Такой подход позволяет препарировать макроструктуру поликодовых мигрантоориентированных дискурсов Армении, ЕС, Казахстана и России, интерпретировать эти дискурсы в контексте эмотивности разных лингвокультур, решая коммуникативные задачи. Разница в восприятии этнопсихолингвистических норм в миграц...

Некоторые маркеры конфликтопровоцирующей интенции авторов интернет-комментариев в период пандемии COVID-19

2023. Том 10, № 3, Критика медиаречи
Диапазон средств-актуализаторов конфликтного смысла при конфронтационном взаимодействии определяется во многом как ситуацией, провоцирующей столкновение, так и условиями коммуникации. Контекстом конфликта в настоящей работе выступил период пандемии COVID-19. Сферой реализации конфликта выбрана виртуальная среда, жанром — интернет-комментарии. Цель настоящей работы состоит в исчислении вербальных и невербальных маркеров конфликтного речевого поведения, наблюдаемых в интернет-комментариях в период пандемии COVID-19. Достижение поставленной цели становится возможным с помощью методов комплексного коммуникативно-прагматического анализа, лингвостилистического анализа и контекстуального анализа. Приемы статистического анализа позволили определить частотность проявления обозначенных вербальных и невербальных маркеров и установить, таким образом, предпочтительные в обозначенный временной промежуток речевые средства реализации конфликтопровоцирующей интенции авторов комментариев. Вербальными ма...

Специфика лингвистической параметризации деструктивного массмедийного текста с обесцениванием исторической памяти

2023. Том 10, № 3, Критика медиаречи
Ставятся научные проблемы: определения деструктивности в аспекте соотношения со смежными понятиями (манипулятивности, противоправности, токсичности и др.); выделения и систематизации критериев деструктивного текста. Решение названных проблем признается чрезвычайно важным в условиях усиления угроз национальной безопасности общества и государства. Рассматривается также понятийный аппарат и методика лингвистического исследования деструктивного текста. Деструктема трактуется как ключевая смысловая единица текста, которая определяется на основе заложенной в нем интенции разрушения и соответствующей ей цели воздействия, находящих выражение в языковой ткани текста. Лингвистическая параметризация деструктивного текста определяется авторами статьи как выявление вербальных и невербальных (в случае его креолизованности) показателей деструктивного смысла и их описание (первый этап), а также лингвистическая обработка для последующего автоматического распознавания (второй этап). В статье анализиру...

Когда понимание становится оскорблением — к вопросу о семантике и роли неологизма “Putinversteher” в политическом медиадискурсе

2023. Том 10, № 3, Критика медиаречи
Исследование посвящено политическому неологизму «понимающий Путина». Проведен комплексный анализ языкового материала: помимо контент-анализа, работа содержит словообразовательный, стилистический и семантический виды анализа неологизма на материалах публикаций СМИ в период с конца 2013 по 2018 г. Для перепроверки и полноты данных, помимо архивных материалов изданий, использовались корпусы новостных текстов, в первую очередь «Ляйпциг Корпора Коллекшн» (Leipzig Corpora Collection) и корпусы цифрового словаря немецкого языка (Коrpora im DWDS). Хронологические рамки исследования обусловлены историко-политическим контекстом и максимальной частотностью упоминаний слова и его производных в данный временной период. Отбор источников осуществлялся исходя из принципов релевантности СМИ в системе массовой прессы и количества упоминаний слова. В рамках семантического анализа были определены когнитивный и прагматический компоненты значения лексемы “Putinversteher” и дана характеристика интерпретацион...

«…Это сделали советские ученые»: репрезентации научных социальных практик в советских детских журналах (1980‑е годы)

2023. Том 10, № 3, Медиастилистика
Автор обращается к текстам советской детской периодики 1980-х годов и ставит задачи выявить характеристики репрезентаций мира науки, степень отражения в них государственной политики, а также определить, какие семиотические ресурсы транслируют взрослые социальные практики детской аудитории. Анализ публикаций из журналов «Пионер» и «Костер» проводился методами контент-анализа и дискурс-анализа. Установлено, что материалам о науке отводилось важное место, в журналах существовали регулярные рубрики о науке, причем основная часть публикаций касалась точных и естественно-научных отраслей. Выявлены такие характеристики репрезентаций, как ссылки на экспертное мнение, трансляция агональности, эмоционализация и идеологизация. Достоверность научной информации была гарантирована экспертным статусом автора или приглашенного гостя: его профессионализмом и общественным признанием. Включенность в тексты тактик аргументации, характерных для академической коммуникации, воспроизводила социальные практики...

Особенности репрезентации медиаобраза науки (на материале регионального новостного сетевого издания 1obl​.ru)

2023. Том 10, № 3, Медиастилистика
Статья посвящена выявлению особенностей речевой репрезентации медиаобраза науки в официальном новостном сетевом издании Челябинской области, освещающем события промышленного российского региона. В качестве объекта исследования послужили новостные медиатексты регионального новостного портала 1obl.ru, отобранные методом систематической выборки, релевантные ключевому слову «наука». Специфика формирования медиаобраза науки Южного Урала анализируется с использованием частотного и нечастотного контент-анализа. Единица анализа — частотные лексемы текстового корпуса, релевантные теме «наука». Для реализации частотного контент-анализа используется автоматическая семантическая обработка исследуемого материала, позволяющая выявить дискурсивные особенности, ядерные и периферийные смысловые конструкции исследуемого концепта, передающие частотные паттерны поведения и культурно-ценностные ориентиры. В качестве инструментария используется программа автоматического семантического анализа Miratext. Стат...

Приемы трансформации фразеологизмов в современной прессе

2023. Том 10, № 3, Медиастилистика
Одно из средств интеллектуализации современной медиаречи — языковая игра, к проявлению которой можно отнести трансформацию формы и смысла фразеологических единиц. Целью данной статьи является изучение коммуникативных функций трансформированных фразеологизмов в современных печатных СМИ. Исследование проводится на материале извлеченных из современной российской прессы устойчивых выражений, подвергшихся структурным и семантическим преобразованиям, и базируется на применении интроспективного, интерпретативного и контекстуального методов анализа, а также приема количественной обработки материала. Проведенное исследование показало, что в современной прессе к основным приемам трансформации фразеокомплексов можно отнести буквализацию и двойную актуализацию значений; контаминацию, замену, добавление или устранение компонента. Среди них наиболее распространенным является двойная актуализация. Посредством этого приема журналист помещает устойчивое выражение в такой контекст, в котором реализуют...

Интерактивный компонент медиаконтента как средство формирования комьюнити

2023. Том 10, № 3, Медиадискурсология
Развитие и совершенствование коммуникативных стратегий информационного общества посредством формирования интерактивной сетевой коммуникации и активизации процессов интерактивного взаимодействия в медиасфере делают вопрос исследования потенциала интерактивной коммуникации в аспекте формирования комьюнити особенно актуальным. Исследовательская задача статьи — проанализировать интерактивные компоненты медиаконтента и коммуникативные практики построения диалогической модели коммуникации как средства формирования комьюнити. Исследование базируется на эмпирическом материале медиакомьюнити наиболее востребованных в медиасреде каналов трансляции информации — веб-платформы развлекательного типа «Афиша Daily» и популярных каналов русскоязычного сектора YouTube. Авторы статьи использовали текстологический, сравнительно-типологический и историко-функциональный методы для анализа указанных платформ. Данная методика позволяет продуктивно провести исследование форм повышения интерактивности аудитор...