Выражение «не по-русски» как языковое воплощение национальных ценностей в медиаречи (по данным газетных корпусов)
В работе на широком текстовом материале обосновывается и апробируется исследовательская модель когнитивно-дискурсивного анализа языкового воплощения национальных ценностей в словах-репрезентантах концептуального поля «русский», функционирующих в отечественной медиаречи, на примере выражения «не по-русски». Материалом исследования являются контексты употребления выражения «не по-русски», извлеченные из газетного корпуса в составе Национального корпуса русского языка. В соответствии с принятой процедурой исследования, сначала по данным словарей выявлено два исходных значения выражения «не по-русски»: «[говорить, читать, звучать, быть написанным и пр.] не на русском языке»; «[быть, делать, вести себя и пр.] не по обычаю русских». По результатам анализа корпусных данных показано, что посредством употребления выражения «не по-русски» для характеристики речевых действий негативно оцениваются факты неумеренного или неоправданного использования иноязычных заимствований, а также факты неграмотн...