Понедельник, 26 сентябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

Критика медиаречи

Метаконцепт «язык» в газетной публицистике В. Распутина конца 1980‑х — начала 1990‑х годов: когнитивно-праксиологический аспект

2021. Том 8, № 3, Критика медиаречи
Аннотация Abstract Об авторе About the author Для цитирования For citation Индекс Аннотация В исследовании манифестанты метаконцепта «язык» проблемных статей и очерков В. Распутина эпохи перестройки соотнесены с системой национально-духовных ценностей, описаны в связи с проблематикой публикаций, авторскими интенциями, форматом газеты «Литературный Иркутск» Иркутской областной писательской организации. Отмечено, что в связи с просветительскими, идеологическими, духосозидательными установками автора и корпоративного издания репрезентанты метаконцепта «язык» включены в историко-философскую, церковно-религиозную, национально-культурную аналитику и художественную публицистику В. Распутина следующим образом: 1) концептуально важные для авторской публицистики ментальные сущности метонимически объективированы с помощью концептов «слово» и «речь»; 2) детализация и объективация философских, нравственных установок автора произвед...

Критика медиаречи как вектор развития медиалингвистики

2020. Том 7, № 3, Критика медиаречи
Аннотация Abstract Об авторе About the author Для цитирования For citation Индекс Аннотация Статья посвящена одному из ключевых направлений в развитии современной медиалингвистики — критике медиаречи. Цель статьи — систематизировать уже сложившиеся представления об этом направлении медиалингвистики (понимание объекта, субъекта медиакритики, критериев оценки медиаречи и медиатекста). Первая попытка достижения данной цели была зафиксирована в словаре «Медиалингвистика в терминах и понятиях» (2018). Но речевая ситуация в современном российском медиапространстве неуклонно усложняется. Одним из наиболее очевидных проявлений такого усложнения является изменение представления о субъекте критики медиаречи. Сегодня критика медиаречи развивается в нескольких направлениях: как внутрикорпоративная (журналисты оценивают медиаречь в изданиях разного типа); «гражданская» (рядовые читатели, представители органов государственной власти...

Этическая языковая рефлексия как объект медиалингвистического исследования

2020. Том 7, № 3, Критика медиаречи
Аннотация Abstract Об авторе About the author Для цитирования For citation Индекс Аннотация Статья посвящена анализу одного из аспектов современного медиатекста — лингвоэтической авторской рефлексии. На материале журнала «Огонек» 1916–2019 гг. рассматривается использование конструкций «прошу прощения за…» и «простите за…» в качестве рефлексивов, или форм признания «речевой вины». Установлено, что лингвоэтическая рефлексия нехарактерна для советского публицистического текста. Активизация приема происходит в постсоветский период и достигает пика частотности в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Данные показатели подтверждают тезис специалистов по лингвоэкологии о нарастающей дисгармонизации публичного вербального общения в начале ХХI в. Исследователем проведена классификация рефлексивов по ряду критериев: расположению в тексте (в монологе журналиста, эксперта, в репликах интервьюера и интервьюируемого лица, в публикуемом...

Критика медиаречи в «Литературном Иркутске» эпохи перестройки: субъекты, направления, способы введения в публикации

2020. Том 7, № 3, Критика медиаречи
Аннотация Abstract Об авторе About the author Для цитирования For citation Индекс Аннотация Рассмотрены группы субъектов критики медиаречи газеты Иркутской писательской организации «Литературный Иркутск» конца 1980-х — начала 1990-х годов. К субъектам критики медиаречи, наряду с представителями академической сферы, сотрудниками медийных организаций, общественными активистами, предложено причислить группу литераторов — писателей, поэтов, драматургов. Расширение группового состава критиков медиаречи обосновано множественными объективными и субъективными причинами. Группы субъектов критики медиаречи структурированы в два сообщества — профессиональных и непрофессиональных коммуникаторов. Определены основные направления критики медиаречи в корпоративном издании. Установлено, что эффективно-действенные аспекты публикаций (риторика медиаречи) актуализированы, если критикуют избыточную или недостаточную экспрессию текстов, рит...

April Fools’ day news — still funny?

2020. Том 7, № 2, Критика медиаречи
Abstract Аннотация About the authors Об авторах For citation Для цитирования Индекс Abstract The long tradition of joking connected with the first day of April seems to be dying out in the era of fake news and scary headlines published every day. The aim of the article is to show the status of April Fools’ Day jokes in the Polish and English language context on the example of the material published on a single topic — swallowing inedible objects. In order to develop the methodology of analysis of humour in the news, it is useful to take into account the notion of incongruity, whether it is appropriate incongruity, background and foreground incongruities or various levels of meta-scripts. In order to discuss the collected material, it seems necessary to specify what kind of incongruities are involved as well as analyse the style of the stories in order to identify the intended mes...

Разрыв шаблонов?

2020. Том 7, № 2, Критика медиаречи
Аннотация Abstract Об авторе About the author Для цитирования For citation Индекс Аннотация Через анализ текстов разного типа, бытующих в разных частях медиапространства, обсуждаются актуальные тенденции, свидетельствующие о серьезных изменениях в организации текста с содержательной, формальной и функциональной точек зрения. Подобные изменения настолько очевидны для исследователей и носителей языка и культуры, настолько существенны, что правомерно говорить о трансформации типов текста. Тип текста понимается как инвариант, способный к разнообразному варьированию под влиянием разнородных факторов. И хотя инвариант «тип текста» конвенционален, его неправомерно описывать как своего рода шаблон, воспроизводимый носителями языка и культуры. Трансформации семантической, синтаксической, функциональной текстовой организации не обнаруживают специализации на тот или иной тип текста. Они присущи разным типам текста и подвержены вл...

Аргументативная речь в массмедийном интерактивном общении

2019. Том 6, № 2, Критика медиаречи
Аннотация Abstract Об авторах About the authors Для цитирования For citation Индекс Аннотация Рассматриваются особенности аргументативной речи в телевизионных политических шоу, ставших одним из наиболее важных средств формирования общественного мнения, а также в социальных медиа, роль которых в системе средств массовой коммуникации продолжает возрастать. Проведен обзор лингвистических исследований рассуждения, являющегося одним из основных функционально-смысловых типов речи. Показано, что его широкая трактовка как аргументативной речи, призванной убедить адресата в чем-либо, предполагает анализ речевых структур не только в логико-грамматическом, но и в функциональном и коммуникативном аспектах. Рассмотрена основная проблематика изучения речевого взаимодействия в работах по лингвостилистике и неориторике (теории аргументации). Подчеркнут фундаментальный характер категории речевой системности — взаимосвязи разноуровневых...

Парадоксы современного медиатекста в контексте методологии семиотики

2019. Том 6, № 2, Критика медиаречи
Аннотация Abstract Об авторе About the author Для цитирования For citation Индекс Аннотация Формулируется и обосновывается проблема парадоксальности современного медиатекста. Акцент делается на том, что традиционные методы исследования уже не в состоянии истолковать многие процессы, происходящие ни внутри массмединой реальности, дискурса и медиатекста как их репрезентанта, ни во взаимосвязях медиатекста и социальной действительности, повседневности. Кардинальное изменение роли и функций медиатекста в современной культуре, его возрастающие претензии, с одной стороны, на сферу эстетического, с другой — на территорию живой жизни, подталкивают и к поискам принципиально новых взглядов на особенности медиакоммуникаций в Новейшее время. Один из выходов из такой ситуации — обращение к методологии семиотики. В связи с этим в статье прежде всего анализируются три аспекта информационно-эстетического парадокса медиатекста. Эти асп...