Четверг, 12 декабряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

Критика медиаречи

Выражение «не по-русски» как языковое воплощение национальных ценностей в медиаречи (по данным газетных корпусов)

2024. Том 11, № 4, Критика медиаречи
В работе на широком текстовом материале обосновывается и апробируется исследовательская модель когнитивно-дискурсивного анализа языкового воплощения национальных ценностей в словах-репрезентантах концептуального поля «русский», функционирующих в отечественной медиаречи, на примере выражения «не по-русски». Материалом исследования являются контексты употребления выражения «не по-русски», извлеченные из газетного корпуса в составе Национального корпуса русского языка. В соответствии с принятой процедурой исследования, сначала по данным словарей выявлено два исходных значения выражения «не по-русски»: «[говорить, читать, звучать, быть написанным и пр.] не на русском языке»; «[быть, делать, вести себя и пр.] не по обычаю русских». По результатам анализа корпусных данных показано, что посредством употребления выражения «не по-русски» для характеристики речевых действий негативно оцениваются факты неумеренного или неоправданного использования иноязычных заимствований, а также факты неграмотн...

Роль лингвострановедческих реалий в формировании имиджа компании

2024. Том 11, № 4, Критика медиаречи
Статья посвящена лингвострановедческим реалиям и той роли, которую они играют в формировании имиджа компаний. Актуальность исследования обусловлена, во-первых, важностью изучения слов-реалий, обладающих наиболее ярким национально-культурным фоном как набором дополнительных сведений и ассоциаций, связанных с национальной историей и культурой. Во-вторых, особую значимость приобретает изучение тенденции к акцентированию национально-культурного своеобразия объектов продвижения, которая наблюдается в современной бизнес-коммуникации. Цель настоящего исследования — выявление стереотипных представлений о русской культуре и описание их репрезентации в названиях коммерческих и государственных организаций для выявления лингвострановедчески ценной лексики. В ходе исследования проведен социолингвистический эксперимент, заключающийся в ассоциативном опросе 200 российских и иностранных граждан. Данные Национального корпуса русского языка позволили отобрать 12 лексем с национально-культурным компоне...

Спортивное комментирование судейских ошибок во время телевизионных трансляций футбольных матчей Российской премьер-лиги

2024. Том 11, № 3, Критика медиаречи
Многократно доказано, что речь спортивных комментаторов обладает потенциалом речевого воздействия на аудиторию. Однако существует необходимость изучить то, как спортивные комментаторы говорят о судьях как важных представителях спортивного дискурса. Цель исследования — выявить способы представления судейской работы в дискурсе спортивного комментирования. Подготовлены стенограммы дискурсивных фрагментов из трансляций пяти футбольных матчей Российской премьер-лиги сезона 2023/24 г., в которых Экспертно-судебной комиссией выявлены судейские ошибки. Проведен прагматический и лексико-стилистический анализ, анализ диалога и речевых актов с целью выяснить, как спортивные комментаторы телеканала «Матч ТВ» обсуждают сложные судейские решения и преподносят зрителю информацию о потенциальной судейской ошибке. В эти моменты высоки репутационные риски телеканала и лиги, так как слова, сказанные журналистами и экспертами, могут повлиять на восприятие аудиторией не только свершившегося события, но и с...

Reputationally damaging words in media discourses: How media distort Donald Trump’s image

2024. Том 11, № 2, Критика медиаречи
This article discusses how US and UK liberal media slowly but surely created a skewed representation of 45th US President Donald Trump. Asserting that the media are biase and the images of Donald Trump in print media show political slant of the newspapers, the research analyzes partisan media and image portraying words therein. Usage labels enable identification of the ever-powerful lexical instrument used by the media to create a distorted image of the politician and manipulate the citizens; therefore, the paper aims to analyze evaluative lexical items used in media texts to mould required images of Donald Trump. The research examines the articles on Donald Trump’s key activities in early 2020 in the New York Times, the Washington Post, the Guardian, and the Independent. The methodological framework includes the data of the Corpus of Contemporary American English (COCA), which is evenly divided between the five genres of spoken discourse, fiction, popular magazines, newspapers, and ac...

Semiotic analysis of the logos of the main online newspapers in the Western Balkans

2024. Том 11, № 2, Критика медиаречи
The decoding and interpretation of the meaning of the sign as a code located in the left corner of the newspaper and the function of the message given in that communication with the reader, is the subject of this research study. The study covers all aspects of the ideational/ representative function, revealing the meaning of the figures or photographs displayed in the left corner of six Western Balkan newspapers. The signs are decoded and clarified, revealing their meaningful messages. The analysis is done not only on the narrative process, but also on the conceptual process. To achieve this objective, an attempt has been made to respond to the semiotic resources used by newspaper designers in the compilation of the newspaper sign, as well as by interpreting the meaning they present and their objectives. The study is based on the case study method. Several different methods have been used in the study, such as: The method of analysis, of decomposition, and interpretation and the qualit...

Перспективы применения междисциплинарных методов в дискурс-анализе текста политической направленности на примере речи П. А. Столыпина

2024. Том 11, № 1, Критика медиаречи
В исследовании речь идет об основных и актуальных направлениях и подходах к дискурс-анализу отечественных и зарубежных ученых, структурировании и построении схемы разбора медиатекстов политической направленности с целью выявления основного идейного содержания, а также специфики его выражения в тексте. Целью данного исследования является установление междисциплинарных подходов и методик работы с текстом политической направленности и перспективности их использования для оценки результатов воздействия на адресата. Авторы показывают основные подходы к подобному анализу, дают обзор отечественных и зарубежных методик, применяемых в дискурс-анализе, рассматривают перспективность их применения для оценки результативности воздействия как со стороны автора дискурс-текста, так и со стороны адресата. В качестве методов исследования в зависимости от решаемых задач были применены классические и междисциплинарные методы: при создании исторического обзора был использован описательно-сравнительный ме...

Интеррогативные предложения как способ выражения русофобии в современном виртуальном пространстве (на материале сети Reddit)

2024. Том 11, № 1, Критика медиаречи
Современное общество сегодня подвержено глобальным процессам вестернизации, целью которой является подчинение других культур западному влиянию. Благодаря мощному потенциалу виртуального пространства распространять необходимые идеи осуществляется навязывание определенного видения и проводится массовая манипуляция сознанием граждан. Последовательная и продолжительная политика западного мира пропагандирует образ «злых русских», что приводит к всплеску дискриминации представителей русскоязычной культуры. Данный образ транслируется в СМИ и кинематографе, об этом говорят медийные личности и политики. Подобное негативное представление русского народа приводит к неприязни. В сознании широкой аудитории возникает нетерпимость и непримиримость к гражданам РФ, что отражается в их ущемлении, как вербальном, так и невербальном. Цель статьи — анализ интеррогативных предложений в социальной сети Reddit — одной из самых известных и часто посещаемых интернет-платформ в мире, для выявления русофобных нас...

Интернет-мем и этика: обзор научных исследований за 2018–2022 гг.

2023. Том 10, № 4, Критика медиаречи
В статье методом полусистематического анализа аккумулируются, систематизируются и квалифицируются наиболее значимые современные и релевантные научные труды в сфере цифровой этики и меметики за последние пять лет. Данный метод позволяет рассмотреть различные направления исследований за указанный период и представить обзор научных источников по вопросам цифровой этики и меметики. Исследования отбирались на таких научно-технических базах, как eLibrary, КиберЛенинка и CORE по следующим ключевым словам: интернет-мем, меметика, цифровая этика, этика журналиста, социальные сети. Фокус внимания автора сосредоточен на выявлении пробелов в исследованиях как интернет-мемов, так и цифровой этики. Автор статьи ставит перед собой цель выявить разные аспекты связи между интернет-мемом и этикой его создания и распространения, а также наметить перспективы дальнейшего исследования обозначенной проблематики. Представленная статья конкретизирует круг существующих смысловых лакун в научных концепциях и выя...

Деструктивный экономический медиадискурс: опыт анализа русских и зарубежных СМИ

2023. Том 10, № 4, Критика медиаречи
Новостной экономический массмедийный дискурс России, Вьетнама, Китая и Казахстана активно использует агрессивные вербальные стратегии для конструирования ярко выраженного негативного образа мишени, которая противостоит, по мнению правительств этих стран, национальным интересам. Цель статьи — рассмотреть лингвистические компоненты деструктивной направленности в экономическом медиадискурсе России, Вьетнама, Китая и Казахстана. Объектом исследования является экономический новостной медиадискурс вышеуказанных стран. Предмет исследования — лингвистические компоненты деструктивного характера, используемые в экономическом медиадискурсе России, Вьетнама, Китая и Казахстана. Научная новизна обусловлена проработкой ранее не рассматриваемого современного речевого материала, который позволяет судить о направлениях целенаправленной трансформации мировоззренческой парадигмы потенциальной целевой аудитории с продвижением четких обновленных параметров принятия/ неприятия экономической ситуации в стр...

Эмотивная лексика как манипулятивный маркер деструкции в мигрантоориентированном дискурсе массмедиа: на материале Евросоюза, России, Армении и Казахстана

2023. Том 10, № 3, Критика медиаречи
Любая миграция способствует проявлению у людей всего спектра эмоциональных оценок, что зачастую приводит к поведенческим деструкциям. Эмотивная лингвомиграциология признает, что эмоции играют определяющую роль в адаптации принимающей лингвокультуры. Миграция трансформирует общение, постсоветская русофония имеет значительную лингвокультурную дистанцию в зависимости от страны происхождения. Анализ эмпирического материала позволил разграничить миграционный и мигрантоориентированный дискурсы, отражающие проблемы миграции и мигрантов. Анализ эмотивного пространства постсоветского мигрантоориентированного дискурса основан на теории эмоций и лингвомиграциологии с учетом принципа репрезентативности. Такой подход позволяет препарировать макроструктуру поликодовых мигрантоориентированных дискурсов Армении, ЕС, Казахстана и России, интерпретировать эти дискурсы в контексте эмотивности разных лингвокультур, решая коммуникативные задачи. Разница в восприятии этнопсихолингвистических норм в миграц...