Суббота, 26 сентябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

2020. Том 7, № 2

Memes, memeiosis, and memetic drift: Cheryl’s Chichier She Shed

2020. Том 7, № 2, Общетеоретические вопросы
In this paper, a comparison between meme cycles and joke cycles is carried out, using the tools of the General Theory of Verbal Humor and its analysis of joke cycles as consisting of intertextual and metatextual variants of the original joke. It is shown that the same tools can be applied to joke cycles and to meme cycles. The methodology is applied to a meme cycle called Cheryl’s She Shed. The analysis shows that the users start from the original video featuring Cheryl’s shed on fire, but soon the process of meme creation (memeiosis) is activated and users start generating all sorts of memes remixing various aspects of the original video and adding other ideas, such as a conspiracy theory about the source of the fire. Eventually, the drift is broad enough that intertextual memes start to appear which require a reference to another text to function, and eventually meta-memes also appear (memes that fail to deliver a meme and are funny b...

Tracing the trajectories of contemporary online joking

2020. Том 7, № 2, Общетеоретические вопросы
Joke cycles nowadays emerge in social media networks and rely on intertextual links established among various texts/genres. Social media participants, in particular, are often inspired by current sociopolitical events and, as a response, create humorous texts which are disseminated online to convey their stances towards the events referred to and to amuse other members of social networks. Intertextuality plays a significant role in this process, as the humorous material created draws not only on serious texts about the events commented upon, but also on previous humorous material usually circulating online. The present case study involves the humorous texts produced after the unexpected landing of a commercial flight in Timişoara, Romania instead of Thessaloniki, Greece due to bad weather conditions. The event was mostly perceived as incongruous, and hence funny, by the Greek audience, so it quickly attracted media attention and generat...

April Fools’ day news — still funny?

2020. Том 7, № 2, Критика медиаречи
The long tradition of joking connected with the first day of April seems to be dying out in the era of fake news and scary headlines published every day. The aim of the article is to show the status of April Fools’ Day jokes in the Polish and English language context on the example of the material published on a single topic — swallowing inedible objects. In order to develop the methodology of analysis of humour in the news, it is useful to take into account the notion of incongruity, whether it is appropriate incongruity, background and foreground incongruities or various levels of meta-scripts. In order to discuss the collected material, it seems necessary to specify what kind of incongruities are involved as well as analyse the style of the stories in order to identify the intended message. The irrational behaviour of the stories’ protagonists seems to point the readers in the direction of a comic reading, but the stories are accompanie...

Разрыв шаблонов?

2020. Том 7, № 2, Критика медиаречи
Через анализ текстов разного типа, бытующих в разных частях медиапространства, обсуждаются актуальные тенденции, свидетельствующие о серьезных изменениях в организации текста с содержательной, формальной и функциональной точек зрения. Подобные изменения настолько очевидны для исследователей и носителей языка и культуры, настолько существенны, что правомерно говорить о трансформации типов текста. Тип текста понимается как инвариант, способный к разнообразному варьированию под влиянием разнородных факторов. И хотя инвариант «тип текста» конвенционален, его неправомерно описывать как своего рода шаблон, воспроизводимый носителями языка и культуры. Трансформации семантической, синтаксической, функциональной текстовой организации не обнаруживают специализации на тот или иной тип текста. Они присущи разным типам текста и подвержены влиянию факторов, внешних и внутренних по отношению к порождаемому тексту. Особое внимание уделяется таким явлениям, как увеличение доли комического в текстах ра...

Шутливая тональность как инструмент организации взаимодействия в новостном телевизионном коммуникате

2020. Том 7, № 2, Стилистика медиаречи
Рассматривается использование шутливой тональности в новостных телевизионных передачах российских каналов (Первый канал, РБК и НТВ). Объектом настоящего исследования является не столько информирование в телевизионном новостном коммуникате как таковое, сколько коммуникативное взаимодействие участников эфира, представляющих новость аудитории. Базовая установка исследования состоит в признании того, что в массмедиа комическое используется для решения профессиональных коммуникативных задач. Одной из задач в таких форматах медиа, где профессионал использует все возможные коммуникативные каналы, выступает задача организации взаимодействия в условиях эфирной симультанности. Для такой организации профессионалы в эфире (ведущие, журналисты, эксперты) используют шутливую тональность. Показано, что изучение юмора в массмедиа разновекторно и разнопланово: во-первых, изучаются пародийные медиа и жанры; во-вторых, исследуется так называемый комедийный журнализм; в-третьих, анализируется использов...

Метафора в контексте комического в медиатексте

2020. Том 7, № 2, Стилистика медиаречи
Статья посвящена проблемам метафоры в контексте комического. Наблюдается сходство природы метафоры и комического, способность восприятия которых относится к эволюционным приобретениям. Соотносительность метафоры и комического проявляется в соизмерении противоречивого и соединении несоразмерного. Создаваемый метафорой в медиадискурсе комический эффект включается в общий контекст и является результатом целенаправленных усилий в соответствии с прагмастилистическими и лингвокультурными установками. Несмотря на универсальность комического и метафоры, интерпретация моделируемого метафорой знания регламентируется социокультурным фактором. Имплицитные функции метафоры вписываются в функционально-прагматические параметры медийного дискурса, делая метафору неотъемлемой частью медиаречи. Собранный материал позволяет сделать вывод о наличии отдельных метафор, создающих комический эффект, или о комизме фрагмента / целого медиатекста на основе одной или нескольких метафорических моделей. Все чаще в...

Восприятие комического текста-пранка в диалоге сетевого общения: постановка проблемы

2020. Том 7, № 2, Лингводискурсология медиа
Для современного российского политического дискурса характерна направленность вектора сатирической модальности против внешнего врага, в роли которого выступают государства, поддерживающие санкционную политику против России на внешнеполитической арене. Сатира обладает полемическим зарядом, соответствующим коммуникативной задаче разоблачения и изобличения противника. Источник комического — противоречия самой действительности. Цель исследования — выявление закономерностей коммуникативного реагирования (ответности) на комическое в медийном речевом взаимодействии. Эти закономерности позволяют понять, как встроенность любого текста в диалог (его промежуточное положение в коммуникации) влияет на особенности текстопорождения. В центре нашего внимания — типовые текстовые формы, рождающиеся в результате встречи двух текстов. Материалом исследования послужил медийный дискурс, связанный с пранком Вована и Лексуса, основанным на розыгрыше конгрессвумен США Максин Уотерс. Сообщение о нем размести...

Категоризующая функция анекдотов в медиадискурсе

2020. Том 7, № 2, Лингводискурсология медиа
Статья посвящена функционированию анекдотов в медиадискурсе. Исследуется категоризующая функция анекдотов, их способность выступать в качестве прототипа ситуации, с которым сопоставляется обсуждаемое положение дел. Благодаря своей узнаваемости и относительной независимости от контекста анекдот часто становится своеобразным «когнитивным шаблоном», актуализирующим информацию, необходимую для понимания реальной ситуации. Этим использование анекдота для категоризации определенного фрагмента окружающего мира отличается от его рассказывания с целью развлечь собеседника. Основными свойствами, которые позволяют анекдотам выполнять категоризующую функцию, является их относительная контекстная независимость, узнаваемость и воспроизводимость. Это свойство позволяет носителям языка использовать анекдоты как маркеры прецедентности, на основе которых устанавливаются межтекстовые связи и активируются имеющиеся у читателя или слушателя знания о мире. Анекдоты в дискурсе СМИ активно используются в обс...

Интернет-мем как жанр и «ньюсмейкер» в современном медиапространстве

2020. Том 7, № 2, Лингводискурсология медиа
Рассматриваются возможности репрезентации интернет-мемов в современной медиасфере. Обозначен антропологический подход к изучению использования мемов в медиа. Интернет-мем понимается как новая универсальная единица измерения, позволяющая исследовать коммуникативное пространство на единых основаниях. Определена жанровая специфика интернет-мема через следующие параметры: 1) расширение сферы распространения за пределы интернет-пространства, в первую очередь в медиасферу; 2) вторичность жанровой природы (обусловленная технологическими особенностями возникновения); 3) поликодовый характер и полисемантичность (в репрезентации и интерпретации); 4) трансформация («мутация» мема от одного к другому — мемы постоянно адаптируются и комбинируются, формируя все более сложный и специфичный креолизованный язык интернет-пространства); 5) прецедентный характер передаваемого мемом понятия/идеи; 6) полифункциональность, проявляющаяся в реализации не только развлекательных функций, но и социальных, в то...