Суббота, Ноябрь 17Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Выпуск 2015 № 4

2015 выпуск 4
«Профессиональная речевая коммуникация и массмедиа»

2015 спецвыпуск 4 - Журнал "Медиалингвистика"

Рецензенты

д-р филос. наук
И. В. Анненкова
(Моск. гос. ун-т им.
М. В. Ломоносова)

д-р филол. наук
Б. Я. Мисонжников
(Санкт-Петерб. гос. ун-т)

Редакционный совет

М. Войтак
(Люблин, Польша)

Ст. Гайда
(Ополе, Польша)

Дж. Ш. Аята
(Стамбул, Турция)

Т. ван Дейк
(Барселона, Испания)

Т. Г. Добросклонская
(Москва, Россия)

М. Ю. Казак
(Белгород, Россия)

О. Б. Сиротинина
(Саратов, Россия)

Чжан Хуэйцинь
(Пекин, Китай)

В. Е. Чернявская
(С.-Петербург, Россия)

Т. В.Чернышова
(Барнаул, Россия)

Редакционная коллегия

В. Попова 
Х. Христова 
И. Костадинова
(Шумен. ун-т им. Епископа
Константина Преславского, Болгария);

В. В. Васильева
Ю. М. Коняева
(С.-Петерб. гос. ун-т, Россия)

Научные редакторы

Л. Р. Дускаева
(С.-Петерб. гос. ун-т, Россия)

Т. Г. Добросклонская
(Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Россия)

Д. Попов
(Шумен. ун-т им. Епископа Константина Преславского, Болгария)

Ответственный редактор

В. В. Васильева
(С.-Петерб. гос. ун-т, Россия)

В четвертый выпуск тематического сборника включены статьи участников Международного научно-практического семинара, постоянно действующего на базе Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета. Публикуемые исследования посвящены одной из новейших проблем — профессиональной речевой коммуникации, осуществляемой в медийном пространстве. Авторы статей — ученые России, Китая, США, Болгарии, Чехии, Беларуси, Украины.

Сборник предназначен для всех, кто интересуется лингвопрагматикой, лингвистикой медиатекста, лингвопраксиологией.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел I. Общетеоретические вопросы

Гайда Ст. (Польша, Ополе) (Медиа)лингвистические дилеммы

Гойхман О. Я. (Москва, Россия) Особенности профессиональной речевой коммуникации в СМИ

Добросклонская Т. Г. (Москва, Россия) Прикладные аспекты медиалингвистических исследований

Дускаева Л. Р. (Санкт-Петербург, Россия) Место лингвопраксиологии в формировании профессиональных компетенций будущего медиадеятеля

Ивченков В. И. (Минск, Беларусь) Медиалингвистика как научное направление в сферах языкознания и журналистики

Карасик В. И. (Волгоград, Россия) Банализация как манипулятивное действие в медиадискурсе

Кормилицына М. А., Сиротинина О. Б. (Саратов, Россия) Важность знаний о рисках коммуникации для успешной профессиональной деятельности журналистов

Нестерова Н. Г. (Томск, Россия) Методологические основы изучения культуроформирующих функций радиодискурса

Полонский А. В. (Белгород, Россия) Массмедийность: диалектика массмедийной формы

Хазагеров Г. Г. (Ростов-на-Дону, Россия) Эволюции эпидейктического красноречия в российском медиапространстве

Шевченко Л. И. (Киев, Украина) Функциональная ёмкость терминологии в медиалингвистике: эффект расширяющегося пространства

Шестакова Э. Г. Медиатекст и медиалингвистика: бифуркация отношений (постановка проблемы)

Шмелёва Т. В. (В.Новгород, Россия) Профессиональная рефлексия журналиста в медиадискурсе

Раздел II. Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике

Болотнова Н. С. (Томск, Россия) Анализ идиостилевых особенностей регулятивности в современном медиатексте (на материале публичного дискурса С. Шаргунова)

Вещикова И. А. (Москва, Россия) Принципы изучения телевизионной речи в аспекте орфоэпии

Данилевская Н. В. (Пермь, Россия) Автомобильные приоритеты в языковой реализации (на материале русских и китайских рекламных слоганов)

Козлова Н. В. (Ставрополь, Россия) Песня как дискурсивная формация в культуре

Коняева Ю. М. (Санкт-Петербург, Россия) Речевая репрезентация творческой личности в PR-биографии

Кристек М. (Брно, Чехия) Стилистический анализ журналистских текстов в аспекте выдвижения смыслов на первый план и увода их в подтекст

Нетреба М. М. (Львов, Украина) Квалификативные модусные категории в публицистических текстах

Прохорова К. В. (Санкт-Петербург, Россия) Интенциональная семантико- стилистическая категория соревновательности в спортивной журналистике

Ремчукова Е. Н., Михеева Е. С. (Москва, Россия) Стилистические приёмы в медиатекстах: полисемантика vs амфиболия

Сизонов Д. Ю. (Киев, Украина) Стилистические функции фразеологизмов в заголовках украинских СМИ

Ставровская И. В. (Иваново, Россия) Художественные тексты в структуре женского глянцевого журнала

Чернышова Т. В. (Барнаул, Россия) Профессионально-речевые практики и медиатекст (к основанию функционально-стилевой типологии)

Щеглова Е. А. (Санкт-Петербург, Россия) Пояснения к номинациям экзотических реалий в очерках о Японии в «Фрегате „Паллада“» И. А. Гончарова

Раздел III. Типология медиаречи

Войтович Н. О. (Львов, Украина) Язык политической рекламы 

Гончарова Л. М. (Москва, Россия) Коммуникативные возможности рекламных текстов: праксиологический аспект 

Дергач Д. В. (Киев, Украина) Медийная жанрология в современной лингвистике 

Кара-Мурза Е. С. (Москва, Россия) Коммерческая реклама с типологической точки зрения 

Краснова Т. И. (Санкт-Петербург, Россия) Политический дискурс и модализация речи в медиатексте 

Малышева Е. Г. (Омск, Россия) Реконструкция когнитивной доминанты спортивного дискурса на основе заголовков текстов СМИ 

Редькина Т. Ю. (Санкт-Петербург, Россия) Непрофессиональный трэвелтекст и территориальный имиджмейкинг 

Селезнёва Л. В. (Москва, Россия) Public Relations как совокупность профессиональных дискурсивных практик 

Цуциева М. Г. (Санкт-Петербург, Россия) Политическая медиаречь в современной публичной коммуникации 

Раздел IV. Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления

Антонова Л. Г. (Ярославль, Россия) Медиатекст: подходы к анализу медиапродуктов 

Беглова Е. И. (Н.Новгород, Россия) Особенности заголовка в современной газетно-журнальной публицистике 

Болотнов А. В. (Томск, Россия) Информационное эхо и информационные волны в современном медиадискурсе 

Волкова А. А. (Томск, Россия) Проблема понимания и пути её решения в рамках медиакоммуникации 

Горячев А. А. (Санкт-Петербург, Россия) Композиционно-стилистические варианты убеждающих PR-текстов (на примере имиджевой статьи) 

Каминская Т. Л. Медиатекст в формате сериала 

Коноплёв Д. Э. (Челябинск, Россия) Феномен рассеивания маркированности при построении концептов экономического мышления в журналистском тексте 

Коньков В. И. (Санкт-Петербург, Россия) Утилитарность как базовое свойство медиатекста 

Лакофф Р. Т. (США, Беркли) POTUS’S SOTU 

Лу Тинтин (Пекин, Китай) Прагматический анализ политического интервью: на материале русского и китайского языков 

Малышев А. А. (Санкт-Петербург, Россия) Уроки культуры речи и нравственности от Отара Кушанашвили 

Негрышев А. А. (Вологда, Россия) К референции новостного медиатекста: некоторые термины и понятия 

Осетрова Е. В. (Красноярск, Россия) «Жизнь» медиаслухов: лингвистический аспект 

Хазагеров Г. Г., Ульянова Т. В. (Ростов-на-Дону, Россия) Персоносфера университета и её презентация в медиапространстве 

Щипицина Л. Ю. (Архангельск, Россия) Текстовая организация социальной сети (на примере профессиональной социальной сети LinkedIn) 

Раздел V. Функционирование языковых средств в массмедиа

Балахонская Л. В. (Санкт-Петербург, Россия) Средства речевого эпатажа в рекламной коммуникации 

Басовская Е. Н. (Москва, Россия) Функционирование советизмов в современном российском медиатексте (о страшном слове раскулачить

Глинка Е. В. (Минск, Беларусь) Парадигматические отношения в лексике медиатекста: семантика и экспрессия 

Запрягаева М. Я., Шишлянникова А. М. (Воронеж, Россия) Способы создания пейоративной оценки в языке «вражды» (на материале новой лексики массмедиа) 

Конюшкевич М.И. (Гродно, Беларусь) Влияние медиатекста на структуру полипропозиционального высказывания с союзным блоком до того, что 

Крюкова И. В. (Волгоград, Россия) Смысловая модель «имя» в современной медиаречи (на материале политических дискуссий) 

Малышева Е.В., Завадская Т.Н. (Тверь, Россия) Фазовая коннекция в медийном интернет-пространстве 

Подберёзкина Л. З. (Красноярск, Россия) «Получается…»: о модусных техниках дискредитации в медиатекстах (на материале рассмотрения диффамационных деликтов в региональных судебных экспертизах) 

Рогова К. А. (Санкт-Петербург, Россия) Грамматическая прагматика в формировании смысла медиатекста 

Романов А. А., Морозова О. Н. (Тверь, Россия) Схемы спиндокторингового конструирования оценочных смыслов в современной медиакультуре 

Стоянова Е. В. (Шумен, Болгария) Лингвокультурная традиция как основа метафорического моделирования действительности 

Сулименко Н. Е. (Санкт-Петербург, Россия) Лексические средства адресации в языке газеты 

Цонева Л. М. (Великое Тырново, Болгария) Ключевое слово Крым в медиадискурсе 

Чалыкова Т. И. (Шумен, Болгария) Метафора кузница в медиадискурсе 

Шилина А. Г. (Симферополь, Республика Крым) Вежливые люди в антропоцентрических системах: от языковых моделей к рефлективным практикам 

Юзифович В. А. (Приднестровская республика, Тирасполь) Способы выражения сравнений в цикле очерков В. Пескова «Таёжный тупик»