Четверг, 15 апреляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Выпуск 2015 № 4

2015 выпуск 4
«Профессиональная речевая коммуникация и массмедиа»

2015 спецвыпуск 4 - Журнал "Медиалингвистика"

Рецен­зен­ты

д‑р филос. наук
И. В. Аннен­ко­ва
(Моск. гос. ун‑т им.
М. В. Ломоносова)

д‑р филол. наук
Б. Я. Мисонж­ни­ков
(Санкт-Петерб. гос. ун‑т)

Редак­ци­он­ный совет

М. Войтак
(Люб­лин, Польша)

Ст. Гайда
(Опо­ле, Польша)

Дж. Ш. Аята
(Стам­бул, Турция)

Т. ван Дейк
(Бар­се­ло­на, Испания)

Т. Г. Доб­рос­клон­ская
(Москва, Рос­сия)

М. Ю. Казак
(Бел­го­род, Россия)

О. Б. Сиро­ти­ни­на
(Сара­тов, Россия)

Чжан Хуэйцинь
(Пекин, Китай)

В. Е. Чер­няв­ская
(С.-Петербург, Рос­сия)

Т. В.Чернышова
(Бар­на­ул, Россия)

Редак­ци­он­ная коллегия

В. Попо­ва 
Х. Хри­сто­ва 
И. Коста­ди­но­ва
(Шумен. ун‑т им. Епи­ско­па
Кон­стан­ти­на Пре­слав­ско­го, Болгария);

В. В. Васи­лье­ва
Ю. М. Коня­е­ва
(С.-Петерб. гос. ун‑т, Россия)

Науч­ные редакторы

Л. Р. Дус­ка­е­ва
(С.-Петерб. гос. ун‑т, Россия)

Т. Г. Доб­рос­клон­ская
(Моск. гос. ун‑т им. М. В. Ломо­но­со­ва, Россия)

Д. Попов
(Шумен. ун‑т им. Епи­ско­па Кон­стан­ти­на Пре­слав­ско­го, Болгария)

Ответ­ствен­ный редактор

В. В. Васи­лье­ва
(С.-Петерб. гос. ун‑т, Россия)

В чет­вер­тый выпуск тема­ти­че­ско­го сбор­ни­ка вклю­че­ны ста­тьи участ­ни­ков Меж­ду­на­род­но­го науч­но-прак­ти­че­ско­го семи­на­ра, посто­ян­но действующего на базе Инсти­ту­та «Выс­шая шко­ла жур­на­ли­сти­ки и мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций» Санкт-Петер­бург­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Пуб­ли­ку­е­мые иссле­до­ва­ния посвя­ще­ны одной из новейших про­блем — про­фес­си­о­наль­ной рече­вой ком­му­ни­ка­ции, осу­ществ­ля­е­мой в медийном про­стран­стве. Авто­ры ста­тей — уче­ные Рос­сии, Китая, США, Бол­га­рии, Чехии, Бела­ру­си, Украины.

Сбор­ник пред­на­зна­чен для всех, кто инте­ре­су­ет­ся линг­во­праг­ма­ти­кой, линг­ви­сти­кой меди­а­тек­ста, лингвопраксиологией.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел I. Общетеоретические вопросы

Гай­да Ст. (Поль­ша, Опо­ле) (Медиа)лингвистические дилеммы

Гойх­ман О. Я. (Москва, Рос­сия) Осо­бен­но­сти про­фес­си­о­наль­ной рече­вой ком­му­ни­ка­ции в СМИ

Доб­рос­клон­ская Т. Г. (Москва, Рос­сия) При­клад­ные аспек­ты медиа­линг­ви­сти­че­ских исследований

Дус­ка­е­ва Л. Р. (Санкт-Петер­бург, Рос­сия) Место линг­во­прак­сио­ло­гии в фор­ми­ро­ва­нии про­фес­си­о­наль­ных ком­пе­тен­ций буду­ще­го медиадеятеля

Ивчен­ков В. И. (Минск, Бела­русь) Медиа­линг­ви­сти­ка как науч­ное направ­ле­ние в сфе­рах язы­ко­зна­ния и журналистики

Кара­сик В. И. (Вол­го­град, Рос­сия) Бана­ли­за­ция как мани­пу­ля­тив­ное дей­ствие в медиадискурсе

Кор­ми­ли­цы­на М. А., Сиро­ти­ни­на О. Б. (Сара­тов, Рос­сия) Важ­ность зна­ний о рис­ках ком­му­ни­ка­ции для успеш­ной про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти журналистов

Несте­ро­ва Н. Г. (Томск, Рос­сия) Мето­до­ло­ги­че­ские осно­вы изу­че­ния куль­ту­ро­фор­ми­ру­ю­щих функ­ций радиодискурса

Полон­ский А. В. (Бел­го­род, Рос­сия) Мас­сме­дий­ность: диа­лек­ти­ка мас­сме­дий­ной формы

Хаза­ге­ров Г. Г. (Ростов-на-Дону, Рос­сия) Эво­лю­ции эпидейк­ти­че­ско­го крас­но­ре­чия в рос­сий­ском медиапространстве

Шев­чен­ко Л. И. (Киев, Укра­и­на) Функ­ци­о­наль­ная ёмкость тер­ми­но­ло­гии в медиа­линг­ви­сти­ке: эффект рас­ши­ря­ю­ще­го­ся пространства

Шеста­ко­ва Э. Г. Меди­а­текст и медиа­линг­ви­сти­ка: бифур­ка­ция отно­ше­ний (поста­нов­ка проблемы)

Шме­лё­ва Т. В. (В.Новгород, Рос­сия) Про­фес­си­о­наль­ная рефлек­сия жур­на­ли­ста в медиадискурсе

Раздел II. Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике

Болот­но­ва Н. С. (Томск, Рос­сия) Ана­лиз идио­сти­ле­вых осо­бен­но­стей регу­ля­тив­но­сти в совре­мен­ном меди­а­тек­сте (на мате­ри­а­ле пуб­лич­но­го дис­кур­са С. Шаргунова)

Вещи­ко­ва И. А. (Москва, Рос­сия) Прин­ци­пы изу­че­ния теле­ви­зи­он­ной речи в аспек­те орфоэпии

Дани­лев­ская Н. В. (Пермь, Рос­сия) Авто­мо­биль­ные при­о­ри­те­ты в язы­ко­вой реа­ли­за­ции (на мате­ри­а­ле рус­ских и китай­ских реклам­ных слоганов)

Коз­ло­ва Н. В. (Став­ро­поль, Рос­сия) Пес­ня как дис­кур­сив­ная фор­ма­ция в культуре

Коня­е­ва Ю. М. (Санкт-Петер­бург, Рос­сия) Рече­вая репре­зен­та­ция твор­че­ской лич­но­сти в PR-биографии

Кри­стек М. (Брно, Чехия) Сти­ли­сти­че­ский ана­лиз жур­на­лист­ских тек­стов в аспек­те выдви­же­ния смыс­лов на пер­вый план и уво­да их в подтекст

Нетре­ба М. М. (Львов, Укра­и­на) Ква­ли­фи­ка­тив­ные модус­ные кате­го­рии в пуб­ли­ци­сти­че­ских текстах

Про­хо­ро­ва К. В. (Санкт-Петер­бург, Рос­сия) Интен­ци­о­наль­ная семан­ти­ко- сти­ли­сти­че­ская кате­го­рия сорев­но­ва­тель­но­сти в спор­тив­ной журналистике

Рем­чу­ко­ва Е. Н., Михе­е­ва Е. С. (Москва, Рос­сия) Сти­ли­сти­че­ские при­ё­мы в меди­а­текстах: поли­се­ман­ти­ка vs амфиболия

Сизо­нов Д. Ю. (Киев, Укра­и­на) Сти­ли­сти­че­ские функ­ции фра­зео­ло­гиз­мов в заго­лов­ках укра­ин­ских СМИ

Став­ров­ская И. В. (Ива­но­во, Рос­сия) Худо­же­ствен­ные тек­сты в струк­ту­ре жен­ско­го глян­це­во­го журнала

Чер­ны­шо­ва Т. В. (Бар­на­ул, Рос­сия) Про­фес­си­о­наль­но-рече­вые прак­ти­ки и меди­а­текст (к осно­ва­нию функ­ци­о­наль­но-сти­ле­вой типологии)

Щег­ло­ва Е. А. (Санкт-Петер­бург, Рос­сия) Пояс­не­ния к номи­на­ци­ям экзо­ти­че­ских реа­лий в очер­ках о Япо­нии в «Фре­га­те „Пал­ла­да“» И. А. Гончарова

Раздел III. Типология медиаречи

Вой­то­вич Н. О. (Львов, Укра­и­на) Язык поли­ти­че­ской рекламы 

Гон­ча­ро­ва Л. М. (Москва, Рос­сия) Ком­му­ни­ка­тив­ные воз­мож­но­сти реклам­ных тек­стов: прак­сио­ло­ги­че­ский аспект 

Дер­гач Д. В. (Киев, Укра­и­на) Медий­ная жан­ро­ло­гия в совре­мен­ной лингвистике 

Кара-Мур­за Е. С. (Москва, Рос­сия) Ком­мер­че­ская рекла­ма с типо­ло­ги­че­ской точ­ки зрения 

Крас­но­ва Т. И. (Санкт-Петер­бург, Рос­сия) Поли­ти­че­ский дис­курс и мода­ли­за­ция речи в медиатексте 

Малы­ше­ва Е. Г. (Омск, Рос­сия) Рекон­струк­ция когни­тив­ной доми­нан­ты спор­тив­но­го дис­кур­са на осно­ве заго­лов­ков тек­стов СМИ 

Редь­ки­на Т. Ю. (Санкт-Петер­бург, Рос­сия) Непро­фес­си­о­наль­ный трэ­вел­текст и тер­ри­то­ри­аль­ный имиджмейкинг 

Селез­нё­ва Л. В. (Москва, Рос­сия) Public Relations как сово­куп­ность про­фес­си­о­наль­ных дис­кур­сив­ных практик 

Цуци­е­ва М. Г. (Санкт-Петер­бург, Рос­сия) Поли­ти­че­ская медиа­речь в совре­мен­ной пуб­лич­ной коммуникации 

Раздел IV. Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления

Анто­но­ва Л. Г. (Яро­славль, Рос­сия) Меди­а­текст: под­хо­ды к ана­ли­зу медиапродуктов 

Бег­ло­ва Е. И. (Н.Новгород, Рос­сия) Осо­бен­но­сти заго­лов­ка в совре­мен­ной газет­но-жур­наль­ной публицистике 

Болот­нов А. В. (Томск, Рос­сия) Инфор­ма­ци­он­ное эхо и инфор­ма­ци­он­ные вол­ны в совре­мен­ном медиадискурсе 

Вол­ко­ва А. А. (Томск, Рос­сия) Про­бле­ма пони­ма­ния и пути её реше­ния в рам­ках медиакоммуникации 

Горя­чев А. А. (Санкт-Петер­бург, Рос­сия) Ком­по­зи­ци­он­но-сти­ли­сти­че­ские вари­ан­ты убеж­да­ю­щих PR-тек­стов (на при­ме­ре ими­д­же­вой статьи) 

Камин­ская Т. Л. Меди­а­текст в фор­ма­те сериала 

Коно­плёв Д. Э. (Челя­бинск, Рос­сия) Фено­мен рас­се­и­ва­ния мар­ки­ро­ван­но­сти при постро­е­нии кон­цеп­тов эко­но­ми­че­ско­го мыш­ле­ния в жур­на­лист­ском тексте 

Конь­ков В. И. (Санкт-Петер­бург, Рос­сия) Ути­ли­тар­ность как базо­вое свой­ство медиатекста 

Лакофф Р. Т. (США, Берк­ли) POTUS’S SOTU 

Лу Тин­тин (Пекин, Китай) Праг­ма­ти­че­ский ана­лиз поли­ти­че­ско­го интер­вью: на мате­ри­а­ле рус­ско­го и китай­ско­го языков 

Малы­шев А. А. (Санкт-Петер­бург, Рос­сия) Уро­ки куль­ту­ры речи и нрав­ствен­но­сти от Ота­ра Кушанашвили 

Негры­шев А. А. (Волог­да, Рос­сия) К рефе­рен­ции новост­но­го меди­а­тек­ста: неко­то­рые тер­ми­ны и понятия 

Осет­ро­ва Е. В. (Крас­но­ярск, Рос­сия) «Жизнь» медиаслу­хов: линг­ви­сти­че­ский аспект 

Хаза­ге­ров Г. Г., Улья­но­ва Т. В. (Ростов-на-Дону, Рос­сия) Пер­со­но­сфе­ра уни­вер­си­те­та и её пре­зен­та­ция в медиапространстве 

Щипи­ци­на Л. Ю. (Архан­гельск, Рос­сия) Тек­сто­вая орга­ни­за­ция соци­аль­ной сети (на при­ме­ре про­фес­си­о­наль­ной соци­аль­ной сети LinkedIn) 

Раздел V. Функционирование языковых средств в массмедиа

Бала­хон­ская Л. В. (Санкт-Петер­бург, Рос­сия) Сред­ства рече­во­го эпа­та­жа в реклам­ной коммуникации 

Басов­ская Е. Н. (Москва, Рос­сия) Функ­ци­о­ни­ро­ва­ние сове­тиз­мов в совре­мен­ном рос­сий­ском меди­а­тек­сте (о страш­ном сло­ве рас­ку­ла­чить

Глин­ка Е. В. (Минск, Бела­русь) Пара­диг­ма­ти­че­ские отно­ше­ния в лек­си­ке меди­а­тек­ста: семан­ти­ка и экспрессия 

Запря­га­е­ва М. Я., Шиш­лян­ни­ко­ва А. М. (Воро­неж, Рос­сия) Спо­со­бы созда­ния пей­о­ра­тив­ной оцен­ки в язы­ке «враж­ды» (на мате­ри­а­ле новой лек­си­ки массмедиа) 

Конюш­ке­вич М.И. (Грод­но, Бела­русь) Вли­я­ние меди­а­тек­ста на струк­ту­ру поли­про­по­зи­ци­о­наль­но­го выска­зы­ва­ния с союз­ным бло­ком до того, что 

Крю­ко­ва И. В. (Вол­го­град, Рос­сия) Смыс­ло­вая модель «имя» в совре­мен­ной медиа­ре­чи (на мате­ри­а­ле поли­ти­че­ских дискуссий) 

Малы­ше­ва Е.В., Завад­ская Т.Н. (Тверь, Рос­сия) Фазо­вая кон­нек­ция в медий­ном интернет-пространстве 

Под­бе­рёз­ки­на Л. З. (Крас­но­ярск, Рос­сия) «Полу­ча­ет­ся…»: о модус­ных тех­ни­ках дис­кре­ди­та­ции в меди­а­текстах (на мате­ри­а­ле рас­смот­ре­ния диф­фа­ма­ци­он­ных делик­тов в реги­о­наль­ных судеб­ных экспертизах) 

Рого­ва К. А. (Санкт-Петер­бург, Рос­сия) Грам­ма­ти­че­ская праг­ма­ти­ка в фор­ми­ро­ва­нии смыс­ла медиатекста 

Рома­нов А. А., Моро­зо­ва О. Н. (Тверь, Рос­сия) Схе­мы спиндок­то­рин­го­во­го кон­стру­и­ро­ва­ния оце­ноч­ных смыс­лов в совре­мен­ной медиакультуре 

Сто­я­но­ва Е. В. (Шумен, Бол­га­рия) Линг­во­куль­тур­ная тра­ди­ция как осно­ва мета­фо­ри­че­ско­го моде­ли­ро­ва­ния действительности 

Сули­мен­ко Н. Е. (Санкт-Петер­бург, Рос­сия) Лек­си­че­ские сред­ства адре­са­ции в язы­ке газеты 

Цоне­ва Л. М. (Вели­кое Тыр­но­во, Бол­га­рия) Клю­че­вое сло­во Крым в медиадискурсе 

Чалы­ко­ва Т. И. (Шумен, Бол­га­рия) Мета­фо­ра куз­ни­ца в медиадискурсе 

Шили­на А. Г. (Сим­фе­ро­поль, Рес­пуб­ли­ка Крым) Веж­ли­вые люди в антро­по­цен­три­че­ских систе­мах: от язы­ко­вых моде­лей к рефлек­тив­ным практикам 

Юзи­фо­вич В. А. (При­дне­стров­ская рес­пуб­ли­ка, Тирас­поль) Спо­со­бы выра­же­ния срав­не­ний в цик­ле очер­ков В. Пес­ко­ва «Таёж­ный тупик»