Четверг, 30 маяИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

Особенности репрезентации медиаобраза науки (на материале регионального новостного сетевого издания 1obl​.ru)

Постановка проблемы

На сего­дняш­ний день в рос­сий­ском обще­стве на пер­вый план высту­пи­ли такие вопро­сы, как потреб­ность в науч­ных откры­ти­ях и дефи­цит науч­ных кад­ров. В свя­зи с этим в 2021 г. на госу­дар­ствен­ном уровне были сфор­му­ли­ро­ва­ны основ­ные цели попу­ля­ри­за­ции и про­дви­же­ния науч­но­го зна­ния, а имен­но: при­вле­че­ние талант­ли­вой моло­де­жи, повы­ше­ние вовле­чен­но­сти про­фес­си­о­наль­но­го сооб­ще­ства в науч­но-тех­но­ло­ги­че­ское раз­ви­тие РФ и фор­ми­ро­ва­ние у граж­дан нашей стра­ны чет­ко­го пред­став­ле­ния о реа­ли­зу­е­мых госу­дар­ством и биз­не­сом ини­ци­а­ти­вах1.

Для реа­ли­за­ции дан­ных целей тре­бу­ет­ся после­до­ва­тель­ное и систе­ма­тич­ное осве­ще­ние рос­сий­ско­го науч­но-тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия в сред­ствах мас­со­вой инфор­ма­ции с целью фор­ми­ро­ва­ния поло­жи­тель­но­го медиа­об­ра­за нау­ки. Одной из важ­ней­ших задач попу­ля­ри­за­ции нау­ки явля­ет­ся «про­дви­же­ние ново­го зна­ния в целях воз­мож­но­го его исполь­зо­ва­ния» [Дус­ка­е­ва 2022: 94].

Актуа­лен вопрос экс­перт­но­го мне­ния, а так­же широ­ко рас­про­стра­нен­но­го на теку­щий момент про­ти­во­по­лож­но­го фено­ме­на псев­до­экс­перт­но­сти. Авто­ры Т. К. О’Брайен, Р. Пал­мер, Д. Аль­бар­ра­син в ходе экс­пе­ри­мен­тов дока­зы­ва­ют, что люди с более высо­ким дове­ри­ем к нау­ке уяз­ви­мы пред дез­ин­фор­ма­ци­ей, содер­жа­щей псев­до­на­уч­ный кон­тент, где про­стое нали­чие науч­ных ярлы­ков в меди­а­кон­тен­те спо­соб­ству­ет вере в дез­ин­фор­ма­цию и повы­ша­ет веро­ят­ность ее рас­про­стра­не­ния [O’Brien, Palmer, Albarracín 2021].

Так, М. В. Шмат­ко отме­ча­ет, что рос­сий­ские СМИ «актив­но транс­ли­ру­ют, фор­ми­ру­ют образ зна­ния, аль­тер­на­тив­ный науч­но­му» [Шмат­ко 2008: 180]. Более того, «рас­ши­ря­ю­ща­я­ся прак­ти­ка созда­ния инфор­ма­ци­он­ных про­дук­тов, про­па­ган­ди­ру­ю­щих анти­на­у­ку — под видом нау­ки или в каче­стве ее аль­тер­на­ти­вы, — спо­соб­ству­ет раз­мы­ва­нию обра­за нау­ки, созда­нию в мас­со­вом созна­нии иска­жен­ных пред­став­ле­ний о нау­ке» [Шмат­ко 2008: 181].

В част­но­сти, Н. Н. Бол­ды­рев и Т. Н. Ефи­мен­ко спра­вед­ли­во заме­ча­ют, что с целью при­вле­че­ния вни­ма­ния «наи­боль­ше­го чис­ла поль­зо­ва­те­лей… авто­ры новост­ных сооб­ще­ний при­бе­га­ют к явно­му мани­пу­ли­ро­ва­нию мас­со­вой ауди­то­ри­ей с помо­щью заго­лов­ков за счет выдви­же­ния на перед­ний план неод­но­знач­ной оце­ни­ва­ю­щей состав­ля­ю­щей в сво­ей интер­пре­та­ции в том чис­ле науч­ных дан­ных» [Бол­ды­рев, Ефи­мен­ко 2022: 364].

Появ­ле­ние в медиа­про­стран­стве боль­шо­го коли­че­ства псев­до­экс­пер­тов в обла­сти нау­ки созда­ет иска­жен­ную кар­ти­ну мира, что спо­соб­ству­ет фор­ми­ро­ва­нию нега­тив­но­го медиа­об­ра­за нау­ки и вле­чет кас­ка­ды небла­го­при­ят­ных послед­ствий для науч­но-тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия стра­ны и регионов.

Таким обра­зом, чрез­вы­чай­но акту­аль­ным пред­став­ля­ет­ся медиа­ре­а­ли­за­ция госу­дар­ствен­ных век­то­ров раз­ви­тия через тра­ек­то­рию попу­ля­ри­за­ции науч­но­го зна­ния в сред­ствах мас­со­вой инфор­ма­ции, в том чис­ле и на реги­о­наль­ном уровне, непо­сред­ствен­но фор­ми­ру­ю­щих язы­ко­вое созна­ние реги­о­наль­но­го обывателя.

История вопроса

Иссле­до­ва­те­ли выде­ля­ют ряд функ­ций попу­ля­ри­за­ции науч­но­го зна­ния. С точ­ки зре­ния эффек­тив­но­сти про­дви­же­ния науч­ных идей в циф­ро­вой медиас реде П. И. Рыса­ко­ва пишет о необ­хо­ди­мо­сти повы­ше­ния медиа­гра­мот­но­сти ауди­то­рии, гиб­ком исполь­зо­ва­нии «медий­ных фрей­мов науч­но­го зна­ния, рас­ши­ре­нии ауди­то­рии науч­ной ком­му­ни­ка­ции и пре­одо­ле­нии предубеж­де­ний отно­си­тель­но новых науч­ных дости­же­ний» [Рыса­ко­ва 2022: 323].

Ана­ли­зи­руя мето­до­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти попу­ля­ри­за­ции нау­ки, Н. Гай и Дж. Ло Дико так­же уде­ля­ют осо­бое вни­ма­ние объ­яс­не­нию основ­ных эпи­сте­мо­ло­ги­че­ских поня­тий для ауди­то­рии, созда­нию цен­но­го обра­за науч­но­го откры­тия, несмот­ря на его веро­ят­ност­ный харак­тер, при­ня­тию во вни­ма­ние потреб­но­стей ауди­то­рии, для кото­рой пред­на­зна­че­на инфор­ма­ция, изло­же­нию стра­те­гии иссле­до­ва­ния и его цели [Gaj, Lo Dico 2021]. Ина­че гово­ря, уро­вень зна­ний потре­би­те­ля науч­но­го меди­а­кон­тен­та име­ет значение.

Эта идея под­твер­жда­ет­ся в иссле­до­ва­нии Л. С. Дэви­са, Б. Лео­на, М. Бур­ка, В. Фин­кле­ра. Уче­ные при­хо­дят к выво­ду, что при потреб­ле­нии науч­но­го кон­тен­та респон­ден­ты отда­ют пред­по­чте­ние повест­во­ва­нию с изло­же­ни­ем науч­но­го мате­ри­а­ла, при­чем люди без уни­вер­си­тет­ско­го обра­зо­ва­ния пред­по­чи­та­ют инфор­ма­ци­он­но-раз­вле­ка­тель­ную пода­чу мате­ри­а­ла [Davis, León, Bourk et al. 2020].

Опи­ра­ясь на основ­ные поло­же­ния когни­тив­но­го под­хо­да к изу­че­нию язы­ка и тео­рии язы­ко­вой интер­пре­та­ции, Н. Н. Бол­ды­рев и Т. Н. Ефи­мен­ко пола­га­ют, что интер­пре­та­ция науч­но­го зна­ния в СМИ «осно­ва­на на реа­ли­за­ции ее трех основ­ных функ­ций: селек­тив­ной, клас­си­фи­ци­ру­ю­щей и оце­ноч­ной», что поз­во­ля­ет меди­а­и­сточ­ни­кам реа­ли­зо­вы­вать «функ­ции инфор­ми­ро­ва­ния, разъ­яс­не­ния, про­све­ще­ния и попу­ля­ри­за­ции науч­но­го зна­ния… бла­го­да­ря исполь­зо­ва­нию когни­тив­ных (про­фи­ли­ро­ва­ние, гене­ра­ли­за­ция и кон­кре­ти­за­ция) и язы­ко­вых (нетер­ми­но­ло­ги­че­ской, попу­ляр­но-тер­ми­но­ло­ги­че­ской и оце­ноч­ной номи­на­ции) меха­низ­мов» [Бол­ды­рев, Ефи­мен­ко 2022: 365]. Исхо­дя из полу­чен­ных авто­ра­ми дан­ных, сле­ду­ет пола­гать, что эффек­тив­ность пред­по­ла­га­е­мо­го вза­и­мо­дей­ствия меж­ду авто­ром меди­а­кон­тен­та и чита­те­лем опре­де­ля­ет­ся неко­то­рым пред­на­ме­рен­ным иска­же­ни­ем науч­но­го зна­ния с целью устра­не­ния дис­ба­лан­са меж­ду уров­нем экс­пер­та и сте­пе­нью вос­при­я­тия и оцен­ки зна­ний реципиентом.

Важ­но под­черк­нуть, что уро­вень зна­ний ауди­то­рии, если быть точ­нее, когни­тив­ные и цен­ност­ные уста­нов­ки самих поль­зо­ва­те­лей, а так­же ком­му­ни­ка­тив­ные наме­ре­ния авто­ра меди­а­кон­тен­та опре­де­ля­ют при­ня­тие или непри­ня­тие науч­ной ком­му­ни­ка­ции ауди­то­ри­ей в медиа­дис­кур­се [Бол­ды­рев, Ефи­мен­ко 2022: 360–361; Рыса­ко­ва 2022: 323]. Все эти фак­то­ры необ­хо­ди­мо учи­ты­вать при фор­ми­ро­ва­нии медиа­об­ра­за нау­ки в язы­ко­вом созна­нии реци­пи­ен­тов медиадискурса.

При­вле­ка­ет вни­ма­ние под­ход к иссле­до­ва­нию науч­но-попу­ляр­ных меди­а­тек­стов Л. Р. Дус­ка­е­вой, при кото­ром трак­ту­ет­ся воз­ра­же­ние в каче­стве струк­тур­ной еди­ни­цы «поле­ми­че­ско­го рече­во­го пове­де­ния в науч­но-попу­ляр­ной ком­му­ни­ка­ции, фор­ма выра­же­ния кото­ро­го обу­слов­ле­на когни­тив­ны­ми и ком­му­ни­ка­тив­ны­ми фак­то­ра­ми» [Дус­ка­е­ва 2022: 106]. С этой точ­ки зре­ния нерав­но­вес­ное, дис­кус­си­он­ное вза­и­мо­дей­ствие попу­ля­ри­за­то­ра и авто­ров кон­цеп­ции науч­но­го зна­ния поз­во­ля­ет реа­ли­зо­вать объ­яс­ни­тель­ную функ­цию меди­а­тек­стов, попу­ля­ри­зи­ру­ю­щих науку.

Сре­ди путей повы­ше­ния попу­ляр­но­сти меди­а­кон­тен­та в циф­ро­вой сре­де Дж. Бер­гер и К. Милк­ман в сво­ем иссле­до­ва­нии отво­дят осо­бую роль эмо­ци­ям, вызы­ва­е­мым меди­а­кон­тен­том у чита­те­лей, и утвер­жда­ют, что «пози­тив­ный кон­тент более виру­лен­тен, чем нега­тив­ный» [Berger, Milkman 2012: 192]. Дру­ги­ми сло­ва­ми, попу­ля­ри­за­ция науч­но­го зна­ния может быть реа­ли­зо­ва­на через эмо­ци­о­наль­ную репре­зен­та­цию науч­ных фактов.

Раз­но­пла­но­вые под­хо­ды к репре­зен­та­ции науч­но­го зна­ния так­же при­ме­ня­ют­ся зару­беж­ны­ми уче­ны­ми. Так, М. Чим­ба и Дж. Кит­цин­гер, А. А. Фил­липс, К. Р. Уолш, К. Грей­сон, К. Э. Пен­ни, Ф. Хусейн и дру­гие жен­щи­ны-уче­ные пишут о важ­но­сти роли СМИ в фор­ми­ро­ва­нии медиа­об­ра­за нау­ки в ген­дер­ном аспек­те в язы­ко­вом созна­нии чита­те­лей [Chimba, Kitzinger 2010; Phillips, Walsh, Grayson et al. 2022]. К. П. Кал­лио, А. М. Хейк­ки­нен, Дж. Рай­динг уде­ля­ют вни­ма­ние вза­и­мо­свя­зи гло­баль­ных и локаль­ных про­цес­сов в попу­ля­ри­за­ции науч­но­го зна­ния, а имен­но в рабо­те иссле­до­ва­те­ли обра­ща­ют вни­ма­ние на моно­линг­ви­сти­че­ское раз­ви­тие в нау­ке и его недо­стат­ки, кото­рые выра­жа­ют­ся в гло­баль­ном нера­вен­стве в обла­сти про­из­вод­ства зна­ний для тех, кто не явля­ет­ся носи­те­лем англий­ско­го язы­ка, и наста­и­ва­ют на язы­ко­вом плю­ра­лиз­ме в науч­ной сфе­ре [Kallio, Heikkinen, Riding 2021].

Все эти под­хо­ды в сово­куп­но­сти спо­соб­ству­ют фор­ми­ро­ва­нию тра­ек­то­рии попу­ля­ри­за­ции науч­но­го зна­ния в сред­ствах мас­со­вой инфор­ма­ции, созда­ют медиа­об­раз нау­ки в язы­ко­вом созна­нии чита­те­лей через медиа­ре­сурс. Важ­ность тар­гет­но­го фор­ми­ро­ва­ния медиа­об­ра­за в язы­ко­вом созна­нии обще­ства, осо­бен­но сре­ди моло­де­жи, отме­ча­ют мно­гие уче­ные. Так, «семан­ти­че­ские и семи­о­ти­че­ские эффек­ты как само­ре­пре­зен­та­ции нау­ки в соб­ствен­ной сре­де, так и пре­зен­та­ции и репре­зен­та­ции этой сфе­ры в обще­стве ока­зы­ва­ют замет­ное вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние обра­зов вос­при­я­тия нау­ки, в том чис­ле в сре­де моло­дых уче­ных, кото­рые в силу воз­рас­та оста­ют­ся пред­ста­ви­те­ля­ми опре­де­лен­ной груп­пы обще­ства» [Яко­вле­ва, Селез­не­ва, Еме­лья­но­ва 2020: 211].

Медиа­об­раз как тер­мин трак­ту­ет­ся уче­ны­ми по-раз­но­му: как «свое­об­раз­ный пазл», «фор­ма фраг­мен­та мира, кото­рая тре­бу­ет лишь инди­ви­ду­аль­но выбран­ных, “зато­чен­ных” под него дру­гих паз­лов (адре­са­тов)», делая тем самым кар­ти­ну мира устой­чи­вее и шире, или как «репре­зен­ти­ро­ван­ный в меди­а­текстах фраг­мент инфор­ма­ци­он­ной (медий­ной) кар­ти­ны мира; отно­си­тель­но устой­чи­вая, непре­рыв­но раз­ви­ва­ю­ща­я­ся вир­ту­аль­ная модель того или ино­го объекта/явления дей­стви­тель­но­сти, кон­стру­и­ру­е­мая СМИ, кото­рая как отра­жа­ет, так и реф­рей­ми­ру­ет и/или фор­ми­ру­ет зна­ния и пред­став­ле­ния адре­са­та» [Хочун­ская 2013: 93; Малы­ше­ва 2016: 136]. Медиа­об­раз дает воз­мож­ность «лич­но­сти в инфор­ма­ци­он­ном обще­стве ощу­щать адек­ват­ную его пред­став­ле­ни­ям и цен­но­стям кар­ти­ну мира, поз­во­ля­ю­щую опре­де­лять смысл жиз­ни и кон­стру­и­ро­вать эффек­тив­ный жиз­нен­ный сце­на­рий» [Хочун­ская 2013: 93]. Медиа­об­раз харак­те­ри­зу­ет­ся «сте­рео­тип­но­стью», «утри­ро­ван­но­стью», «крат­ко­вре­мен­но­стью», «двой­ствен­но­стью» и «эмо­ци­о­наль­но­стью» [Бара­баш 2015]. Важ­ную роль игра­ет нали­чие оце­ноч­ных номи­на­ций при опи­са­нии обра­за субъ­ек­та [Гори­на, Никуль­ни­ко­ва 2022].

Наи­бо­лее пол­но дает­ся трак­тов­ка тер­ми­на «медиа­об­раз» в линг­во­ко­гни­тив­ном под­хо­де, где он пони­ма­ет­ся как «сово­куп­ность когни­тив­ных пред­став­ле­ний о чем­ли­бо, выра­жен­ных в меди­а­тек­сте» [Дра­че­ва 2019: 18; Ильи­на, Дра­че­ва, Фишер и др. 2022]. Ина­че гово­ря, медиа­об­раз нау­ки опре­де­ля­ет­ся нами как некая сово­куп­ность линг­во­ко­гни­тив­ных пред­став­ле­ний о нау­ке и науч­ном зна­нии, встро­ен­ных в куль­тур­но-цен­ност­ную мат­ри­цу язы­ко­во­го созна­ния реци­пи­ен­та медиаконтента.

Изу­че­ние язы­ко­вых осо­бен­но­стей и репре­зен­та­ций пред­по­ла­га­ет при­ня­тие во вни­ма­ние не толь­ко нали­чия или отсут­ствия язы­ко­вых эле­мен­тов, а так­же их коли­че­ствен­ную состав­ля­ю­щую в рам­ках иссле­ду­е­мо­го линг­ви­сти­че­ско­го мате­ри­а­ла. Кон­тент-ана­лиз пред­став­ля­ет собой «метод сбо­ра дан­ных и ана­ли­за содер­жа­ния тек­ста», поз­во­ля­ю­щий срав­нить мно­же­ство тек­стов и про­ана­ли­зи­ро­вать их с помо­щью коли­че­ствен­ной мето­ди­ки [Нью­ман 1998: 120–121]. Дан­ная трак­тов­ка кон­тент-ана­ли­за пони­ма­ет­ся как частот­ная модель, по Е. Я. Тар­ши­су. Для реа­ли­за­ции частот­но­го кон­тент-ана­ли­за целе­со­об­раз­но исполь­зо­вать авто­ма­ти­че­скую семан­ти­че­скую обра­бот­ку иссле­ду­е­мо­го мате­ри­а­ла, вклю­ча­ю­щую в себя токе­ни­за­цию, мор­фо­ло­ги­че­ский и семан­ти­че­ский ана­лиз, «уста­нав­ли­ва­ю­щий семан­ти­че­ские отно­ше­ния меж­ду сло­ва­ми тек­ста и объ­еди­ня­ю­щий язы­ко­вые выра­же­ния» [Ано­шин 2017: 211].

Авто­ма­ти­че­ский семан­ти­че­ский ана­лиз поз­во­ля­ет выявить дис­кур­сив­ные осо­бен­но­сти, ядер­ные и пери­фе­рий­ные смыс­ло­вые кон­струк­ции иссле­ду­е­мо­го кон­цеп­та, пере­да­ю­щие частот­ные пат­тер­ны пове­де­ния и куль­тур­но-цен­ност­ные ориентиры.

Наря­ду с частот­ной моде­лью кон­тент-ана­ли­за суще­ству­ет неча­стот­ная модель по В. Я. Про­п­пу, в рам­ках кото­рой иссле­ду­ют­ся «меха­низ­мы порож­де­ния тек­ста», выяв­ля­ют­ся «импли­цит­ные струк­ту­ры содер­жа­ния» [Тар­шис 2021: 72; Про­пп 2001]. Оба дан­ных мето­да (частот­ный и неча­стот­ный кон­тент-ана­лиз) допол­ня­ют друг дру­га и поз­во­ля­ют объ­ек­тив­но, каче­ствен­но и в коли­че­ствен­ном выра­же­нии пред­ста­вить дан­ные на осно­ва­нии иссле­до­ва­ния меди­а­тек­стов. При­ме­не­ние частот­ной и неча­стот­ной моде­лей в сово­куп­но­сти спо­соб­ству­ет реа­ли­за­ции наи­бо­лее пол­ной кон­цеп­ту­аль­ной кар­ти­ны о нау­ке и науч­ном зна­нии с помо­щью изу­че­ния медиа­дис­кур­сив­ных практик.

Описание методики исследования

В рабо­те в каче­стве инстру­мен­та­рия исполь­зу­ет­ся про­грам­ма авто­ма­ти­че­ско­го семан­ти­че­ско­го ана­ли­за Miratext в режи­ме пол­но­го семан­ти­че­ско­го ана­ли­за тек­ста по таким кри­те­ри­ям, как плот­ность попу­ляр­ных слов, плот­ность всех слов, поиск сло­во­со­че­та­ний и их плот­ность, меди­а­на частот­но­сти сло­во­упо­треб­ле­ний, гене­ри­ро­ва­ние лек­си­че­ско­го обла­ка для нагляд­ной демон­стра­ции полу­чен­ных дан­ных и др.

За еди­ни­цу изме­ре­ния при­ни­ма­ют­ся лек­си­че­ские еди­ни­цы, репре­зен­ти­ро­ван­ные в меди­а­текстах, реле­вант­ных клю­че­во­му сло­ву «нау­ка». Частот­ность упо­треб­ле­ния тех или иных лек­сем харак­те­ри­зу­ет ядер­ные и пери­фе­рий­ные смыс­ло­вые ком­по­нен­ты иссле­ду­е­мо­го кон­цеп­та. Неча­стот­ный кон­тент-ана­лиз поз­во­ля­ет про­ве­рить точ­ность вхож­де­ния в смыс­ло­вые струк­ту­ры кон­цеп­та, исклю­чая ста­ти­сти­че­ские погреш­но­сти авто­ма­ти­че­ско­го семан­ти­че­ско­го анализа.

На пер­вом эта­пе дан­но­го иссле­до­ва­ния опре­де­ля­ют­ся цель и мето­ды иссле­до­ва­ния, источ­ник мате­ри­а­ла иссле­до­ва­ния, локаль­ный сайт 1obl​.ru, транс­ли­ру­ю­щий офи­ци­аль­ную точ­ку зре­ния реги­о­наль­ных госу­дар­ствен­ных структур.

На вто­ром эта­пе про­из­во­дит­ся авто­ма­ти­че­ский отбор меди­а­тек­стов через поис­ко­вое окно на сай­те 1obl​.ru по реле­вант­но­сти клю­че­во­му сло­ву «нау­ка». Из полу­чен­но­го кор­пу­са тек­стов каж­дый пятый отби­ра­ет­ся в каче­стве мате­ри­а­ла иссле­до­ва­ния. Таким обра­зом, мате­ри­а­лом для про­ве­де­ния кон­тент-ана­ли­за слу­жит 242 меди­а­тек­ста за 2021–2022 гг. област­но­го новост­но­го пор­та­ла 1obl​.ru, офи­ци­аль­но­го реги­о­наль­но­го источ­ни­ка. Метод систе­ма­ти­че­ской выбор­ки поз­во­ля­ет отобрать мате­ри­ал с высо­кой долей репрезентативности.

На тре­тьем эта­пе опре­де­ля­ют­ся коли­че­ствен­ные харак­те­ри­сти­ки иссле­ду­е­мо­го кор­пу­са мето­дом авто­ма­ти­че­ско­го семан­ти­че­ско­го ана­ли­за. В каче­стве объ­ек­та иссле­до­ва­ния выби­ра­ют­ся наи­бо­лее частот­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы в полу­чен­ном кор­пу­се меди­а­тек­стов, реле­вант­ных клю­че­во­му сло­ву «нау­ка» на дан­ном област­ном новост­ном пор­та­ле. Гене­ра­ция лек­си­че­ско­го обла­ка нагляд­но демон­стри­ру­ет частот­ность лек­си­че­ских еди­ниц, свя­зан­ных с темой «нау­ка», поз­во­ля­ет визу­аль­но пред­ста­вить ядер­ную и пери­фе­рий­ную зоны иссле­ду­е­мо­го кон­цеп­та. Попу­ляр­ность иллю­стри­ру­ет общую встре­ча­е­мость дан­ных сло­во­форм в кор­пу­се тек­стов. Меди­а­на — это зна­че­ние, раз­де­ля­ю­щее верх­нюю часть выбор­ки и ниж­нюю. Меди­а­на более точ­но демон­стри­ру­ет сред­ние зна­че­ния выбор­ки в отли­чие от сред­не­ариф­ме­ти­че­ско­го и более устой­чи­ва к иска­же­ни­ям боль­ших и малых зна­че­ний. Авто­ма­ти­че­ский семан­ти­че­ский ана­лиз выяв­ля­ет доми­ни­ру­ю­щие смыс­ло­вые ком­по­нен­ты в медиа­об­ра­зе нау­ки соглас­но ста­ти­сти­че­ским данным.

На чет­вер­том эта­пе опре­де­ля­ют­ся язы­ко­вые и когни­тив­ные меха­низ­мы, с помо­щью кото­рых пред­став­ля­ет­ся медиа­об­раз нау­ки в дан­ном реги­о­наль­ном СМИ, его эмо­ци­о­наль­но-цен­ност­ные харак­те­ри­сти­ки, в резуль­та­те чего уста­нав­ли­ва­ет­ся точ­ность вхож­де­ния наи­бо­лее зна­чи­мых смыс­ло­вых ком­по­нен­тов медиа­об­ра­за нау­ки, выде­лен­ных при помо­щи авто­ма­ти­че­ско­го семан­ти­че­ско­го ана­ли­за на тре­тьем этапе.

Дан­ный под­ход на тре­тьем и чет­вер­том эта­пах иссле­до­ва­ния поз­во­ля­ет реа­ли­зо­вать цель наше­го иссле­до­ва­ния — выявить осо­бен­но­сти рече­вой репре­зен­та­ции медиа­об­ра­за нау­ки в реги­о­наль­ном офи­ци­аль­ном меди­а­и­сточ­ни­ке Челя­бин­ской обла­сти 1obl​.ru.

Анализ материала

Рас­смот­рим, как пред­став­лен кон­цепт «нау­ка» в област­ном сете­вом изда­нии 1obl​.ru, опре­де­ля­ю­щем медиа­об­раз нау­ки в язы­ко­вом созна­нии жите­лей Челя­бин­ской обла­сти. Для реа­ли­за­ции постав­лен­ной цели авто­ма­ти­че­ски обра­бо­тан­ный текст пред­ста­вим в виде лек­си­че­ско­го обла­ка, где в цен­тре рас­по­ла­га­ют­ся наи­бо­лее частот­ные лек­се­мы, а в пери­фе­рий­ной обла­сти — менее частот­ные (рис. 1).

В цен­траль­ной части обла­ка нахо­дят­ся такие лек­се­мы, как нау­ка, новость, топо­ни­мы Челя­бин­ский, Челя­бинск, что кор­ре­ли­ру­ет с целе­на­прав­лен­но ото­бран­ным материалом.

Рис. 1. Лек­си­че­ское обла­ко кон­цеп­та «нау­ка» по мате­ри­а­лам офи­ци­аль­но­го реги­о­наль­но­го источ­ни­ка 1obl​.ru

Ниже пред­став­ле­на ста­ти­сти­ка сло­во­упо­треб­ле­ний в частот­ных фра­зах (таб­ли­ца).

Из пред­став­лен­ных ста­ти­сти­че­ских дан­ных сле­ду­ет выде­лить явно про­сле­жи­ва­ю­щи­е­ся смыс­ло­вые доми­нан­ты в медиа­об­ра­зе нау­ки. Это обра­зо­ва­ние, челя­бин­ская нау­ка, эко­ло­гия, меди­ци­на, рус­ский язык, куль­ту­ра.

Рас­смот­рим пер­вые два ком­по­нен­та: обра­зо­ва­ние и челя­бин­ская нау­ка. Как пока­за­но в сле­ду­ю­щем при­ме­ре (по мате­ри­а­лам речи губер­на­то­ра Челя­бин­ской обла­сти), кон­цепт «нау­ка» преж­де все­го ассо­ци­и­ро­ван со смыс­ло­вы­ми ком­по­нен­та­ми «раз­ви­тие тех­но­ло­гий» и «систе­ма обра­зо­ва­ния»2: «…в первую оче­редь интел­лек­ту­аль­ный и кад­ро­вый резуль­тат, то есть резуль­тат систе­мы обра­зо­ва­ния», — заме­тил Текслер. Бла­го­да­ря вузов­ской нау­ке Южный Урал уже пре­успел в раз­ви­тии тех­но­ло­гий. Несколь­ко наших уни­вер­си­те­тов вошли в состав Ураль­ско­го науч­но­го цен­тра и рабо­та­ют…3; «…про­фес­си­о­наль­ный празд­ник», — отме­тил Вале­рий Фаль­ков. Уста­нов­ле­ние про­фес­си­о­наль­но­го празд­ни­ка в 2021 году, объ­яв­лен­ном пре­зи­ден­том Рос­сии годом нау­ки и тех­но­ло­гий, помо­жет повы­сить пре­стиж про­фес­сии пре­по­да­ва­те­ля выс­шей шко­лы4.

Лек­се­ма «нау­ка» зача­стую сопря­же­на с лек­се­мой «тех­но­ло­гии», что непо­сред­ствен­но сви­де­тель­ству­ет о край­ней вос­тре­бо­ван­но­сти раз­ви­тия и появ­ле­ния новых тех­но­ло­гий в реги­оне. Сюда же мож­но отне­сти смыс­ло­вой кон­структ «повы­сить пре­стиж», где цен­ност­ный ори­ен­тир обо­зна­чен сло­во­со­че­та­ни­ем «пре­стиж про­фес­сии пре­по­да­ва­те­ля выс­шей шко­лы», а функ­ци­о­наль­ная нагруз­ка пере­да­ет­ся гла­го­лом «повы­сить». Через исполь­зо­ва­ние попу­ляр­но-тер­ми­но­ло­ги­че­ских номи­на­ций («раз­ви­тие тех­но­ло­гий», «вузов­ская нау­ка», «год нау­ки и тех­но­ло­гий») реа­ли­зу­ет­ся инфор­ма­тив­ная функ­ция медиа­дис­кур­са. Лек­си­че­ские повто­ры «интел­лек­ту­аль­ный и кад­ро­вый резуль­тат», «резуль­тат систе­мы обра­зо­ва­ния», гла­го­лы «пре­успел», «рабо­та­ют» созда­ют поло­жи­тель­ный медиа­об­раз нау­ки Южно­го Урала.

Таб­ли­ца. Ста­ти­сти­ка сло­во­упо­треб­ле­ний на мате­ри­а­ле кор­пу­са тек­стов, реле­вант­ных клю­че­во­му сло­ву «нау­ка», офи­ци­аль­но­го реги­о­наль­но­го источ­ни­ка 1obl​.ru

Фра­заФра­зыПопу­ляр­ностьМеди­а­на
новость обще­ствоново­сти общество10018
челя­бин­ский областьчеля­бин­ской обла­сти, челя­бин­ская область, обла­сти челя­бин­ский, челя­бин­скую область9815
вре­мя новостьвре­мя ново­стей, ново­стей время7812
мини­стер­ство образованиемини­стер­ства обра­зо­ва­ния, мини­стер­ство обра­зо­ва­ния, мини­стер­стве обра­зо­ва­ния, обра­зо­ва­ния министерства314
видео­сю­жет времявидео­сю­же­ты время294
нау­ка челябинскийнау­ки челябинской295
зеле­ный передачазеле­ная пере­да­ча, зеле­ную пере­да­чу, зеле­ной передачи263
меди­цин­ский наукамеди­цин­ских наук, меди­цин­ской нау­ки, меди­цин­ские нау­ки, меди­цин­ская наука242
пер­вый областнойпер­вое област­ное, пер­вый област­ной, пер­во­му област­но­му, пер­во­го областного223
совет врачсовет вра­ча202
быть вопросесть вопрос183
ао облао обл183
рус­ский языкрус­ско­го язы­ка, рус­ско­му язы­ку, рус­ский язык183
новость куль­ту­раново­сти культура173
прес­са службапресс служ­бе, пресс служба163
министр обра­зо­ва­ниемини­стра обра­зо­ва­ния, министр обра­зо­ва­ния, мини­стру образования154
боль­шой студияболь­шая сту­дия, боль­шой студии152
про­стой правилопро­стые правила154
область еле­наобла­сти еле­ной, обла­сти елена142
новость коро­на­ви­русново­сти коронавирус131
фило­ло­ги­че­ский наукафило­ло­ги­че­ских наук133
хорош пес­няхоро­шие песни122
эко­ло­ги­ка тикэко­ло­ги­ка тик122
мис­сия бытьмис­сия есть122
спорт вре­мяспорт вре­мя122
миасс дикиймиасс дикий122
урал дипло­ма­ти­че­скийурал дипло­ма­ти­че­ская122
дикий уралдикий урал122
дипло­ма­ти­че­ский миссиядипло­ма­ти­че­ская миссия122
обще­ство происшествиеобще­ство происшествия122
ура­лый хлебура­лым хлеба122
врач народ­ныйвра­ча народная122
пес­ня экологикапес­ни экологика122
поиск само­цветпоис­ках самоцветов122
зре­ли­ще хорошзре­лищ хорошие122
г челя­бинскг челя­бинск122

Кро­ме того, смыс­ло­вые кон­струк­ты «Ураль­ский науч­ный центр», «уни­вер­си­те­ты», «интел­лек­ту­аль­ный и кад­ро­вый резуль­тат» иллю­стри­ру­ют целе­на­прав­лен­ную дея­тель­ность реги­о­наль­ных вла­стей, обра­щен­ную на раз­ви­тие науч­ных направ­ле­ний на локаль­ном уровне.

Про­бле­мы нау­ки на меж­ду­на­род­ном уровне нашли свое отра­же­ние в реги­о­наль­ных меди­а­текстах, напри­мер: …Все рос­сий­ские вузы исклю­че­ны из Болон­ско­го про­цес­са по реше­нию Болон­ской груп­пы. Об этом в поне­дель­ник, 6 июня, со ссыл­кой на зам­ми­ни­стра нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния РФ Дмит­рия Афа­на­сье­ва сооб­ща­ет РИА Ново­сти. 11 апре­ля Болон­ская груп­па объ­яви­ла реше­ние пре­кра­тить пред­ста­ви­тель­ство…5

Смыс­ло­вой кон­структ «рос­сий­ские вузы исклю­че­ны» пред­став­ля­ет собой струк­ту­ру, где соче­та­ние «рос­сий­ские вузы», рас­смат­ри­ва­е­мое нами как цен­ность, кото­рая сим­во­ли­зи­ру­ет опре­де­лен­ный уклад/этап жиз­ни, вно­ся­щий зна­чи­мый вклад в фор­ми­ро­ва­ние миро­воз­зре­ния моло­де­жи, нахо­дит­ся рядом с гла­го­ла­ми «исклю­че­ны» и «пре­кра­тить», кото­рые пере­да­ют попыт­ку резек­ции интел­лек­ту­аль­но­го и кад­ро­во­го потен­ци­а­ла рос­сий­ских вузов и огра­ни­че­ния воз­мож­но­стей его раз­ви­тия. Дан­ные фра­зы сопря­же­ны с отри­ца­тель­ны­ми кон­но­та­ци­я­ми и ассо­ци­и­ро­ва­ны с фак­том отри­ца­ния. Подоб­ный при­мер иллю­стри­ру­ет разъ­яс­ни­тель­ную функ­цию СМИ, когда пода­ча инфор­ма­ции адап­ти­ро­ва­на для чита­тель­ской ауди­то­рии. Такой при­ем поз­во­ля­ет сгла­дить нега­тив­ные оце­ноч­ные номинации.

Кро­ме того, лек­се­ма «нау­ка» ассо­ци­и­ро­ва­на в челя­бин­ском медиа­дис­кур­се с лек­се­мой «шко­ла» и с кон­струк­ци­ей «Министр/Министерство обра­зо­ва­ния и нау­ки Челя­бин­ской обла­сти». Доста­точ­но боль­шое коли­че­ство меди­а­тек­стов посвя­ще­но дан­ной тема­ти­ке и сопря­же­но с поло­жи­тель­ны­ми кон­но­та­ци­я­ми, пози­тив­ным эмо­ци­о­наль­ным фоном. В ото­бран­ных при­ме­рах пре­об­ла­да­ет клас­си­фи­ци­ру­ю­щая функ­ция язы­ко­вой интер­пре­та­ции, когда про­из­во­дит­ся кон­кре­ти­за­ция инфор­ма­ции в меди­а­тек­сте (от обще­го к част­но­му): Уче­нье свет! В Челя­бин­ске появят­ся 2 новые шко­лы. Постро­ят их в рам­ках кон­цес­си­он­но­го согла­ше­ния. Его под­пи­са­ли министр обра­зо­ва­ния и нау­ки Алек­сандр Куз­не­цов и заме­сти­тель гене­раль­но­го дирек­то­ра «Про шко­ла» Алек­сандр Анто­нов. Стро­и­тель­ство нач­нет­ся в 33‑м и 34‑м мик­ро­рай­о­нах…6; Министр обра­зо­ва­ния и нау­ки Челя­бин­ской обла­сти Алек­сандр Куз­не­цов рас­ска­зал, когда учре­жде­ние при­мет пер­вых уче­ни­ков. В Челя­бин­ске новая шко­ла на 1100 мест в мик­ро­рай­оне…7; …маг­ни­то­гор­ская шко­ла № 5 с углуб­лен­ным изу­че­ни­ем мате­ма­ти­ки (92‑е место). В топ-50 по направ­ле­нию «Тех­ни­че­ские, есте­ствен­но­на­уч­ные направ­ле­ния и точ­ные нау­ки» попа­ли челя­бин­ский физи­ко-мате­ма­ти­че­ский лицей № 31 (3‑е место) и челя­бин­ский лицей № 97 (26‑е место). В топе50 по направ­ле­нию «Эко­но­ми­ка»…8

Направ­лен­ность на раз­ви­тие тех­но­ло­гий и фор­ми­ро­ва­ние тех­ни­че­ско­го кад­ро­во­го потен­ци­а­ла реги­о­на начи­на­ет­ся со школь­ной сре­ды: …феде­раль­но­го про­ек­та «Циф­ро­вая обра­зо­ва­тель­ная сре­да» наци­о­наль­но­го про­ек­та «Обра­зо­ва­ние» при под­держ­ке мини­стер­ства обра­зо­ва­ния и нау­ки Челя­бин­ской обла­сти. Кура­то­ром цен­тров циф­ро­во­го обра­зо­ва­ния «IT-куб», сети дет­ских тех­но­пар­ков «Кван­то­ри­ум» высту­па­ет Реги­о­наль­ный…9

Лек­си­че­ские еди­ни­цы «сеть дет­ских тех­но­пар­ков» сви­де­тель­ству­ют о систем­но­сти рабо­ты в дан­ном направ­ле­нии. Клас­си­фи­ци­ру­ю­щая функ­ция язы­ко­вой интер­пре­та­ции осу­ществ­ля­ет­ся за счет когни­тив­но­го меха­низ­ма кон­кре­ти­за­ции уже суще­ству­ю­щих поня­тий, напри­мер, «циф­ро­вая обра­зо­ва­тель­ная сре­да», «циф­ро­вое образование».

Основ­ная фор­ма рас­про­стра­не­ния науч­ных идей и кон­цеп­ций в реги­о­наль­ном медиа­дис­кур­се пред­став­ле­на лек­се­мой «про­ект», что, без­услов­но, спо­соб­ству­ет попу­ля­ри­за­ции науч­но­го зна­ния бла­го­да­ря инфор­ма­ци­он­но-раз­вле­ка­тель­ной фор­ме пода­чи: …систе­му настав­ни­че­ства. Егор Хве­сюк рас­ска­жет, какое из пред­при­я­тий пер­вым под­дер­жа­ло про­ект. Росчерк пера и Мини­стер­ство обра­зо­ва­ния и нау­ки обла­сти, Челя­бин­ский тру­бо­про­кат­ный завод, а так­же про­мыш­лен­но­гу­ма­ни­тар­ный тех­ни­кум ста­но­вят­ся парт­не­ра­ми феде­раль­но­го про­ек­та10; …открыл­ся новый муль­ти­ме­дий­ный про­ект. «Мы пер­вые» — это цикл выста­вок о наи­бо­лее зна­чи­мых успе­хах и дости­же­ни­ях нашей стра­ны в куль­ту­ре, нау­ке и спор­те. Пер­вые гости смог­ли отпра­вить­ся в необыч­ное вир­ту­аль­ное путе­ше­ствие по Рос­сии и при­нять уча­стие в мастер-клас­се по кал­ли­гра­фии…11; На эти цели пра­ви­тель­ство Рос­сии в 2022 году выде­лит более 1 млрд руб­лей. Рос­сий­ские сель­хоз­про­из­во­ди­те­ли, участ­ву­ю­щие в реа­ли­за­ции ком­плекс­ных науч­но-тех­ни­че­ских про­ек­тов, смо­гут пре­тен­до­вать на полу­че­ние спе­ци­аль­но­го гран­та. В феде­раль­ном бюд­же­те на эти цели в 2022 году преду­смот­ре­но более 1 млрд руб­лей12; …семь и шесть — в сфе­рах «Под­держ­ка про­ек­тов в обла­сти нау­ки, обра­зо­ва­ния, про­све­ще­ния» и «Под­держ­ка про­ек­тов в обла­сти куль­ту­ры и искус­ства» соот­вет­ствен­но; три ини­ци­а­ти­вы13.

Лек­се­ма «про­ект» ассо­ци­и­ро­ва­на со зна­че­ни­ем «сов­мест­ное сотруд­ни­че­ство, направ­лен­ное на улуч­ше­ние бла­го­со­сто­я­ния реги­о­на и его жите­лей». Так­же часто встре­ча­ют­ся лек­си­че­ские еди­ни­цы «плат­фор­ма», «лабо­ра­то­рия», «ток-шоу», «мини-лек­ции» с поло­жи­тель­ным эмо­ци­о­наль­ным фоном: …прак­ти­ки пись­ма, сде­ла­ет пра­ви­ла более пол­ны­ми, при­ве­дет их в соот­вет­ствие с совре­мен­ным состо­я­ни­ем рус­ско­го язы­ка и акту­аль­ным уров­нем нау­ки о нем14; …одно­сту­пен­ча­той раке­той-носи­те­лем и уни­вер­саль­ной кос­ми­че­ской плат­фор­мой», — рас­ска­зал руко­во­ди­тель лабо­ра­то­рии, кан­ди­дат тех­ни­че­ских наук Юрий Капе­лю­шин. Все сотруд­ни­ки лабо­ра­то­риимоло­дые уче­ные и инже­не­ры. Набор в коман­ду про­дол­жа­ет­ся15; …ток-шоу «Раз­бе­рем на ато­мы» — это про­ект Инфор­ма­ци­он­но­го цен­тра по атом­ной энер­гии Челя­бин­ска, где уче­ные про­сто и непри­нуж­ден­но гово­рят о нау­ке в атмо­сфе­ре дру­же­ской встре­чи. 28 октяб­ря в рам­ках ток-шоу прой­дут три мини-лек­ции от трех раз­ных спи­ке­ров — изоб­ре­та­те­ля, путе­ше­ствен­ни­ка…16; …Свет­ла­на Шляп­ни­ко­ва: рас­ска­жет об исто­рии стрит-арта и его зна­че­нии для ураль­ской куль­ту­ры. Выбор лек­то­ра в Пуб­лич­ке объ­яс­ня­ют тес­ной свя­зью нау­ки и искус­ства и жела­ни­ем запу­стить про­ект «ART­про­стран­ство», объ­еди­ня­ю­щий архи­тек­ту­ру и город­скую сре­ду. Встре­ча со Свет­ла­ной Шляп­ни­ко­вой…17; Челя­бин­ские вра­чи научи­ли детей накла­ды­вать гипс в про­ек­те «Sciencely. Умные горо­да»…18; …обще­ствен­но­го эко­ло­ги­че­ско­го сове­та Алек­сандр Лагу­нов. Побе­ди­те­лей опре­де­лит неза­ви­си­мый экс­перт­ный совет, состо­я­щий из пред­ста­ви­те­лей нау­ки, орга­нов вла­сти, биз­не­са, неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций и обще­ствен­ни­ков. Гран­то­вый кон­курс эко­ло­ги­че­ских про­ек­тов ста­нет частью ком­плекс­ной…19

Оце­ноч­ная функ­ция язы­ко­вой интер­пре­та­ции пере­да­ет зна­чи­мость того или ино­го дей­ствия, напри­мер: сде­ла­ет пра­ви­ла более пол­ны­ми; при­ве­дет их в соот­вет­ствие с совре­мен­ным состо­я­ни­ем. Клас­си­фи­ци­ру­ю­щая функ­ция язы­ко­вой интер­пре­та­ции кон­кре­ти­зи­ру­ет пред­мет дей­ствия, а имен­но: одно­сту­пен­ча­той раке­той-носи­те­лем; все сотруд­ни­ки лабо­ра­то­рии — моло­дые уче­ные и инже­не­ры. Исполь­зо­ва­ние лек­си­че­ско­го кон­тра­ста, то есть лек­си­че­ско­го ряда сино­ни­мич­ных сло­во­со­че­та­ний, пере­да­ет лег­кость реше­ния труд­ных задач: ток-шоу «Раз­бе­рем на ато­мы»; про­сто и непри­нуж­ден­но; в атмо­сфе­ре дру­же­ской встре­чи. Вве­де­ние в текст кон­тек­сту­аль­но­го анто­ни­ми­че­ско­го сло­во­со­че­та­ния «инфор­ма­ци­он­ный центр по атом­ной энер­гии Челя­бин­ска» отра­жа­ет всю слож­ность дан­но­го фено­ме­на и рас­кры­ва­ет суть возражения.

Лек­се­мы «гран­то­вый кон­курс», «неза­ви­си­мый экс­перт­ный совет», «обще­ствен­ный совет» сви­де­тель­ству­ют о зна­чи­тель­ной вклю­чен­но­сти науч­ных кад­ров в реше­ние прак­ти­че­ских вопро­сов реги­о­на, обу­слав­ли­ва­ю­щих как реги­о­наль­ную пер­спек­тив­ность, так и экс­перт­ность в реше­нии вопро­сов, тре­бу­ю­щих науч­ных зна­ний и компетентности.

В при­ве­ден­ных при­ме­рах чет­ко про­сле­жи­ва­ет­ся при­сут­ствие смыс­ло­вых доми­нант в медиа­об­ра­зе нау­ки Челя­бин­ской обла­сти: рус­ский язык, куль­ту­ра, эко­ло­гия, меди­ци­на.

Огра­ни­че­ния, ока­зы­ва­ю­щие вли­я­ние на нау­ку, пред­став­ле­ны лек­се­ма­ми «санк­ции», «про­из­вод­ство», в каче­стве теку­щих цен­ност­ных ори­ен­ти­ров они вза­и­мо­свя­за­ны с име­ю­щи­ми функ­ци­о­наль­ную нагруз­ку гла­го­ла­ми «тол­ка­ют», «раз­ви­ва­ют», «рас­ти», кото­рые пере­да­ют зна­че­ние вынуж­ден­но­го дей­ствия, уси­ле­ния, спо­соб­ству­ю­ще­го про­яв­ле­нию каких-либо качеств: Ста­ни­слав Твер­до­хлеб: санк­ции тол­ка­ют нас к синер­гии… под­тал­ки­ва­ет нас к это­му. Ведь про­из­вод­ство одно­го­един­ствен­но­го ново­го стан­ка авто­ма­ти­че­ски раз­ви­ва­ет десят­ки отрас­лей: обра­зо­ва­ние, нау­ку, соци­аль­ную сфе­ру. Так что осно­ва­ний для пани­ки я не вижу. Да, ситу­а­ция дале­ко не иде­аль­ная, но нам есть куда рас­ти: в Рос­сии на тыся­чу…20

Кон­но­та­ции в дан­ном при­ме­ре про­ти­во­ре­чи­вы. С одной сто­ро­ны, через лек­се­мы «санк­ции», «пани­ка» пере­да­ют­ся отри­ца­тель­ные зна­че­ния, свя­зан­ные с веро­ят­ны­ми лише­ни­я­ми и огра­ни­че­ни­я­ми, а так­же невоз­мож­но­стью вести при­выч­ный уклад жиз­ни реги­о­на, в том чис­ле и в науч­ной сфе­ре. С дру­гой сто­ро­ны, лек­се­мы «рас­ти», «тол­ка­ют», «раз­ви­ва­ют» и пр. сви­де­тель­ству­ют о воз­ник­шей необ­хо­ди­мо­сти пере­мен и пере­смот­ра при­выч­ных реги­о­наль­ных тра­ек­то­рий раз­ви­тия в целом и в част­но­сти. Таким обра­зом, воз­ра­же­ние в дан­ном слу­чае кор­рек­ти­ру­ет кру­го­зор чита­те­ля и экс­пли­ци­ру­ет­ся сою­за­ми с про­ти­во­по­ста­ви­тель­ным зна­че­ни­ем и отри­ца­тель­ны­ми частицами.

Результаты исследования

Южный Урал как про­мыш­лен­но раз­ви­тый реги­он ста­вит спе­ци­фи­че­ские зада­чи перед сво­и­ми науч­ны­ми кад­ра­ми. Соглас­но иссле­до­ва­нию, веду­щая коор­ди­ни­ру­ю­щая роль в реше­нии дан­ных вопро­сов отво­дит­ся губер­на­то­ру и реги­о­наль­но­му Мини­стер­ству обра­зо­ва­ния и нау­ки. Прак­ти­че­ская реа­ли­за­ция про­во­дит­ся через ряд обра­зо­ва­тель­ных сту­пе­ней, а имен­но: шко­лу, вуз и про­из­вод­ствен­ные пло­щад­ки. С этой целью в обла­сти реа­ли­зу­ют­ся про­ек­ты и гран­то­вые кон­кур­сы, опи­ра­ю­щи­е­ся на мне­ние экс­перт­но­го сооб­ще­ства области.

Ото­бран­ный мате­ри­ал мож­но пред­ста­вить нагляд­но в виде двух диа­грамм. Пер­вая диа­грам­ма отоб­ра­жа­ет частот­ность упо­треб­ле­ния лек­си­че­ских еди­ниц (или их попу­ляр­ность) в иссле­ду­е­мом кор­пу­се тек­стов, реле­вант­ных теме «нау­ка» (рис. 2). На рисун­ке при­сут­ству­ют такие лек­си­че­ские еди­ни­цы, как «обще­ство», «новость», «видео­сю­жет», «поиск», «кан­ди­дат», «сооб­щать», кото­рые поз­во­ля­ют про­ил­лю­стри­ро­вать пуб­лич­ность и откры­тость при про­ве­де­нии меро­при­я­тий, ассо­ци­и­ро­ван­ных с про­дви­же­ни­ем нау­ки в Челя­бин­ской обла­сти. При­сут­ствие лек­сем «рос­сий­ский», «Рос­сия» пере­да­ет назрев­шую необ­хо­ди­мость в обла­да­нии рос­сий­ски­ми тех­но­ло­ги­я­ми и в раз­ви­тии рос­сий­ско­го науч­но­го потенциала.

Рис 2. Попу­ляр­ность пер­вых 100 лек­си­че­ских еди­ниц кор­пу­са тек­стов, реле­вант­ных теме «нау­ка». Рис. 2 и 3 состав­ле­ны автором

Исполь­зо­ва­ние пока­за­те­ля «меди­а­на вхож­де­ний» поз­во­ля­ет про­ил­лю­стри­ро­вать более точ­но ста­ти­сти­че­ские дан­ные плот­но­сти сло­во­со­че­та­ний из двух слов в иссле­ду­е­мом кор­пу­се меди­а­тек­стов (рис. 3). На рис. 3 пред­став­ле­ны 11 наи­бо­лее часто встре­ча­е­мых сло­во­со­че­та­ний, в сово­куп­но­сти состав­ля­ю­щих более 50 % от обще­го объ­е­ма иссле­ду­е­мо­го материала.

Рис. 3. Меди­а­на плот­но­сти сло­во­со­че­та­ний из двух слов

Появ­ле­ние устой­чи­во­го по частот­но­сти сло­во­со­че­та­ния «рус­ский язык» под­твер­жда­ет идею о вос­тре­бо­ван­но­сти рус­ско­го язы­ка как удоб­но­го и доступ­но­го сред­ства обще­ния и пере­да­чи науч­но­го зна­ния. Дру­гое соче­та­ние лек­сем «быть» и «вопрос», на наш взгляд, пере­да­ет кри­ти­че­ский пери­од вре­ме­ни, бро­са­ю­щий непро­стые вызо­вы реги­о­наль­ной управ­лен­че­ской струк­ту­ре, науч­но­му сооб­ще­ству реги­о­на, а так­же реги­о­ну в целом.

К тому же, опи­ра­ясь на иссле­до­ван­ный мате­ри­ал, сле­ду­ет отме­тить при­сут­ствие ген­дер­ной асим­мет­рии в медиа­об­ра­зе нау­ки. Нали­чие доста­точ­но боль­шо­го коли­че­ства имен и фами­лий (135) в тек­сто­вом кор­пу­се, реле­вант­но­го теме «нау­ка», поз­во­ли­ло опре­де­лить пре­иму­ще­ствен­ное муж­ское лицо медиа­об­ра­за нау­ки на Южном Ура­ле: 58 % муж­ских имен и фами­лий про­тив 42 % жен­ских. В дан­ном кор­пу­се тек­стов самы­ми попу­ляр­ны­ми муж­ски­ми медиа­пер­со­на­ми ока­за­лись губер­на­тор Челя­бин­ской обла­сти А. Текслер и министр обра­зо­ва­ния и нау­ки Челя­бин­ской обла­сти А. Куз­не­цов, жен­ски­ми — пер­вый заме­сти­тель Мини­стра обра­зо­ва­ния и нау­ки Челя­бин­ской обла­сти Е. Коузо­ва и кан­ди­дат фило­ло­ги­че­ских наук Г. Ива­нен­ко, веду­щая руб­ри­ку о пра­ви­лах рус­ско­го языка.

Выводы

Медиа­об­раз науч­ных иссле­до­ва­ний доста­точ­но широ­ко осве­щен в 1obl​.ru — реги­о­наль­ном офи­ци­аль­ном источ­ни­ке СМИ. Нали­чие пуб­ли­ка­ций в медий­ном про­стран­стве о веде­нии реги­о­наль­ных науч­ных иссле­до­ва­ний и их каче­ство поз­во­ля­ют сде­лать вывод о реа­ли­за­ции не толь­ко инфор­ма­ци­он­ной функ­ции, но и разъ­яс­ни­тель­ной, что спо­соб­ству­ет сни­же­нию при­сут­ствия когни­тив­ных иска­же­ний науч­но­го зна­ния в медиа­дис­кур­сив­ном пространстве.

В целом иссле­до­ва­ние кор­пу­са тек­стов, реле­вант­но­го теме «нау­ка», реги­о­наль­но­го источ­ни­ка 1obl​.ru выяви­ло ряд осо­бен­но­стей медиа­об­ра­за нау­ки Южно­го Урала.

  1. Медиа­об­раз нау­ки ассо­ци­и­ру­ет­ся со смыс­ло­вы­ми кон­струк­та­ми «обра­зо­ва­ние», «челя­бин­ская нау­ка», «эко­ло­гия», «меди­ци­на», «рус­ский язык», «куль­ту­ра» как по коли­че­ствен­ным харак­те­ри­сти­кам кон­тент-ана­ли­за, так и по качественным.
  2. В медиа­об­ра­зе нау­ки наблю­да­ет­ся пре­об­ла­да­ние поло­жи­тель­ных кон­но­та­ций над отрицательными.
  3. Отме­ча­ет­ся при­сут­ствие опре­де­лен­ных слож­но­стей в науч­ном раз­ви­тии реги­о­на, как внеш­них, так и внутренних.
  4. В иссле­ду­е­мом мате­ри­а­ле исполь­зу­ют­ся не толь­ко когни­тив­ные, но и язы­ко­вые меха­низ­мы интер­пре­та­ции меди­а­тек­стов, реле­вант­ных теме «нау­ка».
  5. Меди­а­тек­сты новост­но­го пор­та­ла выпол­ня­ют пре­иму­ще­ствен­но инфор­ма­ци­он­но-разъ­яс­ни­тель­ную функ­цию, фор­ми­руя поло­жи­тель­ный медиа­об­раз нау­ки Южно­го Ура­ла в язы­ко­вом созна­нии читателей.
  6. В меди­а­текстах пре­иму­ще­ствен­но исполь­зу­ют­ся попу­ляр­но-тер­ми­но­ло­ги­че­ские и оце­ноч­ные номинации.
  7. В иссле­ду­е­мом мате­ри­а­ле репре­зен­ти­ру­ет­ся доста­точ­но одно­знач­ная оцен­ка собы­тий, затра­ги­ва­ю­щих науч­ные сфе­ры, при­сут­ствие язы­ко­вых форм и средств воз­ра­же­ния минимально.
  8. Экс­перт­ное мне­ние пред­став­ле­но офи­ци­аль­ны­ми лица­ми, лица­ми, име­ю­щи­ми науч­ную сте­пень или соот­вет­ству­ю­щую ква­ли­фи­ка­цию, что, несо­мнен­но, поло­жи­тель­но вли­я­ет на медиа­об­раз нау­ки, фор­ми­ру­ет дове­ри­тель­ное отно­ше­ние чита­те­лей к нау­ке и науч­но­му знанию.
  9. В медиа­об­ра­зе нау­ки при­сут­ству­ет неко­то­рая ген­дер­ная асим­мет­рия: медиа­об­раз нау­ки Южно­го Ура­ла име­ет пре­иму­ще­ствен­но муж­ское лицо.
  10. Гло­баль­ные аспек­ты вли­я­ния ока­зы­ва­ют мало­зна­чи­тель­ное воз­дей­ствие, толь­ко изред­ка в тек­сте при­сут­ству­ют англицизмы.

Таким обра­зом, ком­плекс рече­вых и когни­тив­ных меха­низ­мов поз­во­ля­ет уве­ли­чить вклю­чен­ность чита­те­ля и его осве­дом­лен­ность о науч­ном потен­ци­а­ле реги­о­на, его цен­но­сти, а так­же, что нема­ло­важ­но, повы­сить пре­стиж региона.

Госу­дар­ствен­ные век­то­ры и биз­нес-ини­ци­а­ти­вы науч­но­го раз­ви­тия нахо­дят свое отра­же­ние в сред­ствах мас­со­вой инфор­ма­ции, ока­зы­ва­ю­щих непо­сред­ствен­ное воз­дей­ствие на язы­ко­вое созна­ние реги­о­наль­но­го обы­ва­те­ля. Лиди­ру­ю­щую роль в созда­нии медиа­об­ра­за нау­ки Южно­го Ура­ла и в фор­ми­ро­ва­нии пред­став­ле­ния о важ­ней­шей роли нау­ки в раз­ви­тии обще­ства зани­ма­ют управ­лен­че­ские струк­ту­ры област­но­го пра­ви­тель­ства во гла­ве с губер­на­то­ром, что поз­во­ля­ет на реги­о­наль­ном уровне сти­му­ли­ро­вать и внед­рять в жизнь раз­ра­бот­ки уче­ных региона.

1 Год нау­ки и тех­но­ло­гий. 2021 год был объ­яв­лен пре­зи­ден­том Рос­сии Годом нау­ки и тех­но­ло­гий (2021). Наци­о­наль­ные при­о­ри­те­ты. Элек­трон­ный ресурс https://национальныеприоритеты.рф/projects/godnauki/.

2 В цита­тах сохра­не­но пра­во­пи­са­ние источ­ни­ков.

3 Алек­сей Текслер назвал клю­че­вые зада­чи в сфе­ре обра­зо­ва­ния на новый учеб­ный год (2022). 1obl​.ru. Элек­трон­ный ресурс https://www.1obl.ru/news/o‑lyudyakh/aleksey-teksler-nazval-klyuchevye-zadachi-v-sfere-obrazovaniya-na-novyy-uchebnyy-god/.

4 В Рос­сии 19 нояб­ря будет отме­чать­ся День пре­по­да­ва­те­ля выс­шей шко­лы (2021). 1obl​.ru. Элек­трон­ный ресурс https://www.1obl.ru/news/o‑lyudyakh/v‑rossii-10-noyabrya-budet-otmechatsya-den-prepodavatelya-vysshey-shkoly/.

5 Все вузы Рос­сии исклю­че­ны из Болон­ско­го про­цес­са (2022). 1obl​.ru. Элек­трон­ный ресурс https://www.1obl.ru/news/o‑lyudyakh/vse-vuzy-rossii-isklyucheny-iz-bolonskogo-protsessa/.

6 В Челя­бин­ске постро­ят 2 новые шко­лы (2022). 1obl​.ru. Элек­трон­ный ресурс https://www.1obl.ru/tv/vremya-novostey/vremya-novostey-ot-23–05-2022/v‑chelyabinske-postroyat-2-novye-shkoly/.

7 В Челя­бин­ске завер­ши­ли стро­и­тель­ство шко­лы на 1100 мест в Ака­дем Riverside (2021). 1obl​.ru. Элек­трон­ный ресурс https://www.1obl.ru/news/o‑lyudyakh/v‑chelyabinske-zavershili-stroitelstvo-shkoly-na-1100-mest-v-akadem-riverside/.

8 Агент­ство RAEX назва­ло 20 луч­ших школ Челя­бин­ской обла­сти (2021). 1obl​.ru. Элек­трон­ный ресурс https://www.1obl.ru/news/o‑lyudyakh/agentstvo-raex-nazvalo-20-luchshikh-shkol-chelyabinskoy-oblasti/.

9 Четы­ре новых .IT‑куба. откро­ют 1 сен­тяб­ря в Челя­бин­ской обла­сти (2022). 1obl​.ru. Элек­трон­ный ресурс https://www.1obl.ru/news/o‑lyudyakh/chetyre-novykh-it-kuba-otkroyut-1-sentyabryav-chelyabinskoy-oblasti/.

10 ЧТПЗ стал парт­не­ром .Про­фес­си­о­на­ли­те­та. (2022). 1obl​.ru. Элек­трон­ный ресурс https://www.1obl.ru/tv/vremya-novostey/vremya-novostey-ot-23–08-2022/chtpz-stal-partnyerom-professionaliteta/.

11 Новый про­ект в пар­ке .Рос­сия — Моя исто­рия. в сюже­те .Мы пер­вые. (2022). 1obl​.ru. Элек­трон­ный ресурс https://www.1obl.ru/tv/nashe-utro/nashe-utro-ot-10–06-2022/novyy-proekt-v-parke-rossiya-moya-istoriya-v-syuzhete-my-pervye/.

12 Агра­рии Челя­бин­ской обла­сти смо­гут полу­чить гран­ты на науч­ные про­ек­ты (2022). 1obl​.ru. Элек­трон­ный ресурс https://​www​.1obl​.ru/​n​e​w​s​/​e​k​o​n​o​m​i​k​a​/​a​g​r​a​r​i​i​-​c​h​e​l​y​a​b​i​n​s​k​o​y​-​o​b​l​a​s​t​i​-​s​m​o​g​u​t​-​p​o​l​u​c​h​i​t​-​g​r​a​n​t​y​-​n​a​-​n​a​u​c​h​n​y​e​-​p​r​o​e​k​ty/.

13 Пре­зи­дент­ские гран­ты полу­чи­ли 60 про­ек­тов южно­ураль­ских неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций (2021). 1obl​.ru. Элек­трон­ный ресурс https://www.1obl.ru/news/o‑lyudyakh/shestdesyat-proektov-yuzhnouralskikh-nekommercheskikh-organizatsiy-poluchili-prezidentskie-granty/.

14 Мин­про­све­ще­ния РФ под­го­то­ви­ло про­ект новых пра­вил рус­ско­го язы­ка (2021). 1obl​.ru. Элек­трон­ный ресурс https://www.1obl.ru/news/o‑lyudyakh/minprosveshcheniya-rf-podgotovilo-proektnovykh-pravil-russkogo-yazyka/.

15 В вузе Челя­бин­ской обла­сти нача­ли созда­вать дви­га­те­ли для мас­штаб­но­го кос­ми­че­ско­го про­ек­та (2021). 1obl​.ru. Элек­трон­ный ресурс https://www.1obl.ru/news/nauka/v‑vuze-chelyabinskoy-oblasti-nachali-sozdavat-dvigateli-dlya-masshtabnogo-kosmicheskogo-proekta/.

16 В Челя­бин­ске прой­дет науч­но-попу­ляр­ное ток‑шоу .Раз­бе­рем на ато­мы. (2021). 1obl​.ru. Элек­трон­ный ресурс https://www.1obl.ru/news/kultura/v‑chelyabinske-proydet-nauchno-populyarnoe-tok-shou-razberem-na-atomy/.

17 В Пуб­лич­ной биб­лио­те­ке устро­ят празд­ник в честь Года нау­ки и тех­но­ло­гий (2021). 1obl​.ru. Элек­трон­ный ресурс https://www.1obl.ru/news/kultura/v‑publichnoy-biblioteke-ustroyat-prazdnik-v-chest-goda-nauki-i-tekhnologiy/.

18 Челя­бин­ские вра­чи научи­ли детей накла­ды­вать гипс в про­ек­те «Sciencely. Умные горо­да» (2021). 1obl​.ru. Элек­трон­ный ресурс https://www.1obl.ru/news/o‑lyudyakh/chelyabinskie-vrachi-nauchili-detey-nakladyvat-gips-v-proekte-sciencely-umnye-goroda/.

19 Миасс при­ни­ма­ет уча­стие в кон­кур­се эко­ло­ги­че­ских про­ек­тов (2021). 1obl​.ru. Элек­трон­ный ресурс https://www.1obl.ru/tv/vremya-novostey-miass/vremya-novostey-miass-ot-25–02-2021/miass-prinimaet-uchastie-v-konkurse-ekologicheskikh-proektov/.

20 Ста­ни­слав Твер­до­хлеб: санк­ции тол­ка­ют нас к синер­гии (2022). 1obl​.ru. Элек­трон­ный ресурс https://www.1obl.ru/news/o‑lyudyakh/stanislav-tverdokhleb-sanktsii-tolkayut-nas-k-sinergii/.

Ста­тья посту­пи­ла в редак­цию 1 фев­ра­ля 2023 г.;
реко­мен­до­ва­на к печа­ти 13 мая 2023 г.

© Санкт-Петер­бург­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, 2023

Received: February 6, 2023
Accepted: May 13, 2023