Четверг, 13 июняИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

Медиадискурсология

Facilitating listeners’ understanding of scientific knowledge in TED Talks: A corpus-based analysis of code glosses as metadiscourse resources of popularization

2024. Том 11, № 1, Медиадискурсология
A considerable amount of research has established that media discourse is an interactive event whose success and efficiency depend on speaker-listener relationship. Yet the nature of this interaction has been explored in a great number of studies, few works deal with how TED speakers address the needs of their listeners and manage the interaction with them. TED is considered to be one of the new ways of spreading scientific information online. Due to being an emerging genre, TED Talks have barely been analyzed in terms of popularization tools used to facilitate listeners’ comprehension of materials presented by TED speakers. Drawing on a corpus of 80 transcripts of TED Talks derived from the ted.com website, this study explores how TED speakers elaborate their ideas to address listeners’ needs. The aim of this research is to explore the types of code glosses, their lexical realizations, pragmatic functions and frequencies of occurrence. In order to explore the types and frequency of c...

Multimodal deixis in media discourse: Film vs TV interview narratives

2024. Том 11, № 1, Медиадискурсология
The article explores two media discourse formats, film and TV interview as manifesting the specific distribution of two communicative modalities — speech and gesture — in the multimodal deixis of discourse space construal in narratives. To identify the attribution of speech and gesture to two media formats, the study contrasts the plot contents and viewer engagement as two major coordinates of discourse space in media. We hypothesize that since these two formats display differences in their plot content and viewer engagement characteristics, their distribution might affect the way the actors employ speech and gesture to present the discourse space. The research data are 20 film and TV interview narratives with 10 highly rated Russian actors (5 men and 5 women). The study exploits the method of multimodal analysis to determine the contingency patterns of discursive schemata presenting discourse space in speech and of discursive schemata presenting object of reference, move and frame of...

Научный текст в интернете: коммуникационно-типологические характеристики

2023. Том 10, № 4, Медиадискурсология
Рассматриваются ключевые коммуникационно-типологические характеристики научного текста в интернете как особой формы репрезентации научного знания. Научная новизна исследования заключается в использовании мультимодального подхода к описанию специфики академических текстов в интернет-среде, который предполагает изучение научного текста в комбинации лингвостилистического, семиотического и дискурсного видов анализа. Такой подход позволяет изучить научные интернеттексты как определенные коммуникативные ситуации в аспекте сочетания различных форм и форматов передачи и получения информации с учетом вербального и визуального компонентов, архитектоники текста, аффордансов и т. п. В результате выделены и охарактеризованы важнейшие черты академического интернет-текста, такие как гипертекстуальность, интерактивность, мультимодальность, открытость и доступность. Цифровая онлайн-среда в корне изменила научную коммуникацию — сделала ее дешевле, доступнее, мобильнее, вместе с тем она породила и новы...

Перед лицом угрозы: исследование политического дискурса на материале речей американских президентов

2023. Том 10, № 4, Медиадискурсология
Анализ структурных элементов медиапространства и коммуникационных механизмов, которые оказывают влияние на формирование информационной картины мира и конструируют образ социально значимых фактов, не только сохраняет свою актуальность в условиях динамичности событийных процессов, но каждый раз требует привлечения свежего эмпирического материала для исследования. В статье анализируются обращения к Конгрессу президентов США в 2003 и 2022 гг. — Дж. Буша и Дж. Байдена — с целью выявления криптокомпонентов, или скрытых аспектов манифестации лидерства, присутствующих в обеих речах, и способов их медийной репрезентации; выбор источников связан с текущей внешнеполитической ситуацией, в которой можно увидеть некоторое сходство с контекстом президентского выступления двадцатилетней давности. Исследование текстов включало два этапа: количественный контент-анализ и качественный дискурс-анализ. Для выделения смысловых приоритетов анализируемых текстов были использованы методы квантитативной лингви...

Инфодемия: становление нового медиаконцепта

2023. Том 10, № 4, Медиадискурсология
Пандемия COVID-19 и сопровождающее ее вирусное распространение недостоверной информации побудили Всемирную организацию здравоохранения ввести в 2020 г. в активное употребление лексему инфодемия, достаточно быстро принятую на вооружение зарубежными и российскими средствами массовой информации. Усиленное внимание массмедиа к проблеме инфодемии привело: 1) к росту ее социальной значимости, проявившейся в резком увеличении частотности употребления лексемы инфодемия и появлении «моды на слово»; 2) усложнению семантики названной лексемы, пополнившейся новыми смыслами, содержащимися в предлагаемых массмедиа дефинициях и требующими активной метаязыковой рефлексии; 3) формированию нового медиаконцепта. Цель статьи — рассмотреть инфодемию как один из ключевых медиаконцептов современности, в частности выявить основные стадии жизненного цикла названного медиаконцепта и описать особенности его функционирования на каждой стадии. Исследовательская картотека сформирована на основе корпусного метода,...

Коммуникативно-прагматическое своеобразие и лингвостилистические ресурсы познавательной телепрограммы (на примере проекта «Передача знаний»)

2023. Том 10, № 4, Медиадискурсология
Статья посвящена выявлению и описанию коммуникативно-прагматической специфики телевизионного дискурса познавательной программы «Передача знаний» и его лингвостилистического своеобразия. Исследование проводится на материале интеллектуально-развлекательной викторины, участниками которой стали финалисты региональных конкурсов «Учитель года». Выбор источника эмпирического материала и коммуникативно-прагматического аспекта исследования телевизионного познавательного дискурса обусловлен социальной значимостью просветительской миссии СМИ и концепции «телевидения знаний» как одного из векторов ее реализации. Методологию исследования составили дискурсивный, коммуникативно-прагматический, лингвостилистический, медиалингвистический виды анализа, интент-анализ, метод научного описания. Новизна работы состоит в дискурсивном анализе речевых практик, типичных для формата телевизионной познавательной программы, и в реализации коммуникативно-прагматического и лингвостилистического аспектов исследования...

Интерактивный компонент медиаконтента как средство формирования комьюнити

2023. Том 10, № 3, Медиадискурсология
Развитие и совершенствование коммуникативных стратегий информационного общества посредством формирования интерактивной сетевой коммуникации и активизации процессов интерактивного взаимодействия в медиасфере делают вопрос исследования потенциала интерактивной коммуникации в аспекте формирования комьюнити особенно актуальным. Исследовательская задача статьи — проанализировать интерактивные компоненты медиаконтента и коммуникативные практики построения диалогической модели коммуникации как средства формирования комьюнити. Исследование базируется на эмпирическом материале медиакомьюнити наиболее востребованных в медиасреде каналов трансляции информации — веб-платформы развлекательного типа «Афиша Daily» и популярных каналов русскоязычного сектора YouTube. Авторы статьи использовали текстологический, сравнительно-типологический и историко-функциональный методы для анализа указанных платформ. Данная методика позволяет продуктивно провести исследование форм повышения интерактивности аудитор...

Вторичная интерпретация научного знания в дискурсе СМИ

2022. Том 9, № 4, Медиадискурсология
Общая проблема медиадискурса науки рассматривается в контексте языковой интерпретации научного знания в СМИ. В качестве теоретико-методологической базы исследования используются основные положения когнитивного подхода к изучению языка и теории языковой интерпретации. Объектом анализа являются вторичные научные тексты: рецензии, отзывы, аннотации, представленные на сайтах научных и учебных организаций, а также новостные сообщения научной тематики на сайтах, ориентированных на массовую аудиторию. Фокус исследования направлен на выявление основных факторов, определяющих специфику интерпретации научных знаний в медиадискурсе с учетом концептуальной и собственно языковой природы вторичной языковой интерпретации. Специфика концептуального представления научных знаний в СМИ анализируется с позиций основных принципов концептуального взаимодействия между автором сообщения и предполагаемой аудиторией, а также с учетом когнитивных процессов и механизмов формирования смысла, характерных для втор...

Коммуникативное поведение профессиональной языковой личности врача в медиадискурсе (на материале телевизионных программ о здоровье)

2022. Том 9, № 4, Медиадискурсология
Рассматривается специфика коммуникативного поведения профессиональной языковой личности врача в медиадискурсе. Актуальность исследования определяется необходимостью системного лингвистического изучения профессиональной коммуникации в новых условиях медиатизации различных сфер жизни, а также недостаточной степенью изученности вопросов реализации профессиональной языковой личности врача в рамках функционирования медицинского дискурса в массмедиа. Технологии дистанционной коммуникации используются в настоящее время как инструмент, повышающий качество и доступность медицинской помощи, что определяет актуальность научного описания коммуникативного поведения врача в медиакоммуникации. Объектом исследования стала профессиональная коммуникация врача в медиадискурсе. Предмет исследования — контексты медицинских телепрограмм, репрезентирующие коммуникативное поведение профессиональной языковой личности врача. Цель исследования заключается в выявлении дискурсивной специфики коммуникативного повед...

Визуализация в медицинском рекламном дискурсе Германии

2022. Том 9, № 4, Медиадискурсология
Проведено исследование невербальных знаков, используемых для визуализации печатного текста рекламы, выбранной как по принадлежности к соответствующему субдискурсу, так и с учетом территориального признака. Проанализированы иконические образы, представленные в креолизованных текстах немецких журнальных реклам безрецептурных препаратов. Установлено, что невербальный код данного вида текста не только транслирует информацию о лекарственных средствах, отпускаемых без рецепта врача, с целью поддержания и активизации продаж, но и содержит сведения о культурной ситуации страны, преобладающих в немецком обществе этнокультурных стереотипах и ценностях, способствуя, в свою очередь, их продвижению в социуме. Авторы, ставя перед собой цель выявить визуальные ресурсы, задействованные в креолизованных рекламных текстах ведущих немецких фармацевтических фирм, предпринимают попытку систематизировать представление об используемых инструментах визуализации, коррелирующих с параметрами гендера, национал...