Четверг, 21 октябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Медиадискурсология

Меганарратив как инструмент структурирования медийной информации

2021. Том 8, № 3, Медиадискурсология
Вводится в научный оборот понятие меганарратив, обосновывается необходимость данного термина в метаязыке медиалингвистики и обсуждается потенциал его использования как инструмента структурирования информационного массива в медиапространстве. При обсуждении воздействующего потенциала меганарратива безусловную значимость приобретают нарратологические проявления диалогичности, транстекстуальности, а также лингвокогнитивные и лингвокультурологические категории. Автор ставит перед собой цель установить лингвистические ресурсы, используемые в создании меганарратива как полидискурсивной единицы, которая объединяет тематически соотнесенные нарративы, выражающие авторское восприятие и оценку обсуждаемого события. Обоснование возможности использования предлагаемого понятия осуществляется на примере анализа политического заявления институционального типа, опубликованного департаментом обороны США. В фокусе внимания автора находится меганарратив конфликта. В ходе исследования решаются задачи выяв...

Медиатекст как отражение динамических хронологических изменений в лексике и фразеологии

2021. Том 8, № 2, Медиадискурсология
Ставится задача изучения информативности медиатекста в отношении представления динамических хронологических процессов, происходящих в языке. Применяется «отсловарный», лексикографический сопоставительный подход, который заключается в сравнении языкового материала современных СМИ с устаревшей и неологической лексикой и фразеологией, представленной в словарях русского языка разного типа. Описываются функции устаревшей лексики (традиционно выделяемых историзмов и архаизмов) и неологизмов в публицистическом дискурсе, а также фиксируемое медиатекстом перераспределение лексики между активным и пассивным запасом (процессы актуализации и быстрой архаизации). Оперативно реагируя на все экстралингвистические изменения, медиатекст становится источником появления неологизмов в языке, полигоном для использования лексики разных эпох в актуальных значениях и с современными коннотациями, чутко откликается на протекающий в современном языке процесс возвращения в активное употребление устаревшей лексик...

Globalization processes in the Serbian media language

2021. Том 8, № 2, Медиадискурсология
The aim of this article is the analysis of the results of previous Serbian research on the impact of globalization on the Serbian media language. One of the main negative aspects of globalization is the weakening of national identity in order to adapt to world trends. The negative effects of globalization processes include the decline in the print media circulation and the growing popularity of cheap entertainment content offered by television, the disappearance of analytical, quality press, as well as the adaptation of information to mass distribution. The Serbian media language reflects the general social trend of approaching European and world trends, which, in addition to numerous positive effects, carries with it the risk of neglecting the elements of national cultural heritage, including the use of the national alphabet. Globalization processes affect all levels of the language structure and as a result, they are also manifested in the Serbian media language at the phonological, ...

Достоверность новостного медиатекста: опыт макроструктурного анализа

2021. Том 8, № 1, Медиадискурсология
Проблема текстовой достоверности рассматривается в русле теории референции с позиций грамматики текста. Референциальная семантика текста определяется типом дискурса, в котором порождается текст, поэтому критерии достоверности имеют дискурсивную обусловленность. Раскрываются референциальные аспекты новостного медиатекста как продукта новостного дискурса с его требованиями точности и объективности, предъявляемыми к фактографическому констатирующему сообщению. Для описания этих характеристик вводится понятие референциальной плотности текста, которая, в свою очередь, выявляется посредством макроструктурного текстового анализа. Даются базовые дефиниции этого анализа, описывается его методика и проводится ее апробация для экспликации степени референциальной плотности текста. Ключевыми терминами макроструктурного анализа являются макротекстовая позиция и способ ее заполнения. Основными макротекстовыми позициями новостного медиатекста представляются отношения «заголовок ↔︎ текст», композицион...

Обыденная медиакоммуникация как социоречевая сфера: постановка проблемы и границы проявления

2021. Том 8, № 1, Медиадискурсология
Рассматривается коммуникативное пространство языкового сообщества, которое можно представить как совокупность социоречевых сфер. Предмет исследования — обыденная медиакоммуникация как социоречевая сфера с присущими ей дискурсивными практиками и жанровыми формами их реализации. Определены границы проявления обыденной медиакоммуникации. Сфера обыденной медиакоммуникации дифференцируется на основе двух оппозиций, учитывающих типовые характеристики языковой личности — профессиональная/непрофессиональная языковая личность — и типовые характеристики коммуникативного контекста — естественный/искусственный коммуникативный контекст. На этой основе выделены следующие проявления обыденной медиакоммуникации: непрофессиональный обыденный медиадискурс, псевдомедиадискурс, обыденный профессиональный медиадискурс. На основе типологии речевых событий на события-идеи, референтные и текстовые события выделены нарративные, декларативные и репрезентативные дискурсивные практики. Нарративные дискурсивные...

Феномен постправды в освещении темы гендерного насилия в пандемийном медиапространстве Испании (на материале газеты «ABC»)

2021. Том 8, № 1, Медиадискурсология
Исследование посвящено актуальному в настоящее время явлению постправды в современном медиапространстве в целом и в Испании в частности. Впервые неологизм «постправда» был зарегистрирован в толковых словарях испанского языка в 2017 г., лексема была номинирована на звание «слово года». Интерес к изучению данного феномена растет с каждым годом, так как постправда стала неотъемлемой частью современного медиапространства во всем мире. Явление широко изучается как в отечественной, так и в зарубежной науке. Материал исследования — ежедневная общественно-политическая газета «ABC», которая считается одним из ведущих изданий, относящихся к качественной прессе Испании. Автор рассматривает феномен постправды на материале газетных публикаций, посвященных проблеме насилия в отношении женщин в период введения чрезвычайного положения на территории Испании (с 14 марта по 21 июня) в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19. Анализ опубликованного материала в газете (более 250 пу...

Влияние вербального комментария на интерпретацию визуального медиасообщения: мультимодальный подход

2020. Том 7, № 4, Медиадискурсология
Работа посвящена обсуждению некоторых возможностей мультимодального подхода к изучению особенностей восприятия и интерпретации медиатекстов аудиторией. Авторы исходят из принципиально мультимодального характера медиакоммуникации, в ходе которой реципиент испытывает влияние различных факторов на интерпретацию исходного текста, причем к данным факторам часто относятся семиотические ресурсы, формально не аффилированные с исходным текстом. В ходе проведенного исследования проверке была подвергнута гипотеза о влиянии вербального комментария на интерпретацию визуального объекта. С этой целью авторы сформировали две группы респондентов — контрольную и экспериментальную, каждой из которых была предложена для описания фотография, при этом для экспериментальной группы фотография была сопровождена вербальным комментарием. Сопоставление результатов изучения двух групп происходило на основе соотнесения вербализованных категорий репрезентации, субъективных оценок фотографии и синтаксиса вербально...

Семантическая репрезентация и восприятие сетевой агрессии: городские цифровые коммуникации

2020. Том 7, № 4, Медиадискурсология
Представлены результаты исследования цифрового контента, отражающего конфликтные городские коммуникации, связанные с дорожно-транспортным строительством в Москве. Эмпирической базой исследования послужили данные социальных сетей, микроблогов, блогов, мессенджеров, форумов, отзывов, видео, посвященные строительству транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Дата сбора материала — 1.08.19 00:00 — 30.09.19 23:59. Для анализа контента социальных медиа применялись мультимодальный подход с использованием нейросетевых технологий, текстовый анализ, контент-анализ, сентимен-анализ, анализ лексических ассоциаций. Проанализировано восприятие жителями строительства ТПУ, выявлен уровень социального стресса, оценены риски возникновения конфликтов с населением при планировании и реализации проектов. Анализ показал, что пять объектов (ТПУ «Варшавская», «Дмитровская», «Некрасовка», «Пятницкое шоссе», «Рязанская») не имеют рисков при реализации, контент отличается отсутствием агрессии, социальной напряженно...

Media discourse on women in politics: The first Muslim woman of colour in US Congress

2020. Том 7, № 4, Медиадискурсология
Медиадискурс о женщинах в политике: первая темнокожая мусульманка в Конгрессе США Статья является частью более развернутого исследования о представлении мусульманских женщин в средствах массовой информации. Основное внимание уделяется презентации Ильхан Омар, первой женщины-мусульманки в американском Конгрессе, рожденной в Сомали, а также последним публикациям об Омар, обсуждающим ее личную семейную жизнь и предполагаемый брак, в который она готова вступить со своим братом, чтобы дать ему возможность получить зеленую карту для проживания в США. Эта тема предполагает пересечение нескольких основных исследовательских областей: феминизм, исследование медиа и культурные исследования. Такое пересечение возможно, поскольку акцентируется предвзятое представление СМИ, призванное уменьшить реальную ценность женщины-политика, которая является носителем различных идентичностей, в частности гендерных, религиозных, этнических и классовых. Корпус исследования состоит из 42 статей, опубликованных в ...

Pragmatic functions of interrogatives in media texts

2020. Том 7, № 4, Медиадискурсология
A number of approaches to media texts tend to apply an interactive model to communication, and the texts are seen are intrinsically dialogic, relying on the receivers’ subjective interpretation of meaning and activation of intertextual relations. In addition, media texts are increasingly used as material for linguistic analysis with the aim to reveal how their linguistic potential is utilized by journalists to convey messages and ideas, and influence the audience. The paper discusses the pragmatic functions of interrogatives and the way they are realized in media text, more specifically in newspaper articles’ headlines, leads and bodies excerpted from British and American online media over a period of two months. The analysis is mapped against previous research of interrogatives in the field of pragmatics and medialinguistics. The main findings show that interrogatives in headlines realize a range of pragmatic roles when used on their own or as part of paratactic or hypotactic complexe...