Понедельник, 19 апреляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Медиадискурсология

Достоверность новостного медиатекста: опыт макроструктурного анализа

2021. Том 8, № 1, Медиадискурсология
Проблема текстовой достоверности рассматривается в русле теории референции с позиций грамматики текста. Референциальная семантика текста определяется типом дискурса, в котором порождается текст, поэтому критерии достоверности имеют дискурсивную обусловленность. Раскрываются референциальные аспекты новостного медиатекста как продукта новостного дискурса с его требованиями точности и объективности, предъявляемыми к фактографическому констатирующему сообщению. Для описания этих характеристик вводится понятие референциальной плотности текста, которая, в свою очередь, выявляется посредством макроструктурного текстового анализа. Даются базовые дефиниции этого анализа, описывается его методика и проводится ее апробация для экспликации степени референциальной плотности текста. Ключевыми терминами макроструктурного анализа являются макротекстовая позиция и способ ее заполнения. Основными макротекстовыми позициями новостного медиатекста представляются отношения «заголовок ↔︎ текст», композицион...

Обыденная медиакоммуникация как социоречевая сфера: постановка проблемы и границы проявления

2021. Том 8, № 1, Медиадискурсология
Рассматривается коммуникативное пространство языкового сообщества, которое можно представить как совокупность социоречевых сфер. Предмет исследования — обыденная медиакоммуникация как социоречевая сфера с присущими ей дискурсивными практиками и жанровыми формами их реализации. Определены границы проявления обыденной медиакоммуникации. Сфера обыденной медиакоммуникации дифференцируется на основе двух оппозиций, учитывающих типовые характеристики языковой личности — профессиональная/непрофессиональная языковая личность — и типовые характеристики коммуникативного контекста — естественный/искусственный коммуникативный контекст. На этой основе выделены следующие проявления обыденной медиакоммуникации: непрофессиональный обыденный медиадискурс, псевдомедиадискурс, обыденный профессиональный медиадискурс. На основе типологии речевых событий на события-идеи, референтные и текстовые события выделены нарративные, декларативные и репрезентативные дискурсивные практики. Нарративные дискурсивные...

Феномен постправды в освещении темы гендерного насилия в пандемийном медиапространстве Испании (на материале газеты «ABC»)

2021. Том 8, № 1, Медиадискурсология
Исследование посвящено актуальному в настоящее время явлению постправды в современном медиапространстве в целом и в Испании в частности. Впервые неологизм «постправда» был зарегистрирован в толковых словарях испанского языка в 2017 г., лексема была номинирована на звание «слово года». Интерес к изучению данного феномена растет с каждым годом, так как постправда стала неотъемлемой частью современного медиапространства во всем мире. Явление широко изучается как в отечественной, так и в зарубежной науке. Материал исследования — ежедневная общественно-политическая газета «ABC», которая считается одним из ведущих изданий, относящихся к качественной прессе Испании. Автор рассматривает феномен постправды на материале газетных публикаций, посвященных проблеме насилия в отношении женщин в период введения чрезвычайного положения на территории Испании (с 14 марта по 21 июня) в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19. Анализ опубликованного материала в газете (более 250 пу...

Влияние вербального комментария на интерпретацию визуального медиасообщения: мультимодальный подход

2020. Том 7, № 4, Медиадискурсология
Работа посвящена обсуждению некоторых возможностей мультимодального подхода к изучению особенностей восприятия и интерпретации медиатекстов аудиторией. Авторы исходят из принципиально мультимодального характера медиакоммуникации, в ходе которой реципиент испытывает влияние различных факторов на интерпретацию исходного текста, причем к данным факторам часто относятся семиотические ресурсы, формально не аффилированные с исходным текстом. В ходе проведенного исследования проверке была подвергнута гипотеза о влиянии вербального комментария на интерпретацию визуального объекта. С этой целью авторы сформировали две группы респондентов — контрольную и экспериментальную, каждой из которых была предложена для описания фотография, при этом для экспериментальной группы фотография была сопровождена вербальным комментарием. Сопоставление результатов изучения двух групп происходило на основе соотнесения вербализованных категорий репрезентации, субъективных оценок фотографии и синтаксиса вербально...

Семантическая репрезентация и восприятие сетевой агрессии: городские цифровые коммуникации

2020. Том 7, № 4, Медиадискурсология
Представлены результаты исследования цифрового контента, отражающего конфликтные городские коммуникации, связанные с дорожно-транспортным строительством в Москве. Эмпирической базой исследования послужили данные социальных сетей, микроблогов, блогов, мессенджеров, форумов, отзывов, видео, посвященные строительству транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Дата сбора материала — 1.08.19 00:00 — 30.09.19 23:59. Для анализа контента социальных медиа применялись мультимодальный подход с использованием нейросетевых технологий, текстовый анализ, контент-анализ, сентимен-анализ, анализ лексических ассоциаций. Проанализировано восприятие жителями строительства ТПУ, выявлен уровень социального стресса, оценены риски возникновения конфликтов с населением при планировании и реализации проектов. Анализ показал, что пять объектов (ТПУ «Варшавская», «Дмитровская», «Некрасовка», «Пятницкое шоссе», «Рязанская») не имеют рисков при реализации, контент отличается отсутствием агрессии, социальной напряженно...

Media discourse on women in politics: The first Muslim woman of colour in US Congress

2020. Том 7, № 4, Медиадискурсология
This analysis is a part of a bigger study on the presentation of Muslim women in the media. The focus here is on Ilhan Omar, the first Muslim Somali-born woman in American Congress, and more specifically on the latest publications on Omar which delve into her personal family life and the alleged marriage she has entered into with her brother, so that she can provide him with a green card for the USA. The topic presents a cross-section of several major fields of study such as feminism, media studies, and culture studies as the emphasis is on the biased media representation intended to diminish the real worth of a woman politician who is a carrier of several different identities, namely: gender, religious, ethnic, and class. The corpus for this study consists of 42 articles published in various online media over a period of four months from January 2020 to April 2020. The paper argues that first, the presentation Ilhan Omar enjoys is gendered and second, that it is subjected to the stere...

Pragmatic functions of interrogatives in media texts

2020. Том 7, № 4, Медиадискурсология
A number of approaches to media texts tend to apply an interactive model to communication, and the texts are seen are intrinsically dialogic, relying on the receivers’ subjective interpretation of meaning and activation of intertextual relations. In addition, media texts are increasingly used as material for linguistic analysis with the aim to reveal how their linguistic potential is utilized by journalists to convey messages and ideas, and influence the audience. The paper discusses the pragmatic functions of interrogatives and the way they are realized in media text, more specifically in newspaper articles’ headlines, leads and bodies excerpted from British and American online media over a period of two months. The analysis is mapped against previous research of interrogatives in the field of pragmatics and medialinguistics. The main findings show that interrogatives in headlines realize a range of pragmatic roles when used on their own or as part of paratactic or hypotactic complexe...

Девиантное поведение в интернет-коммуникации: диагностика и профилактика

2020. Том 7, № 4, Выпуски журнала, Медиадискурсология
Исследуются формы девиантного речевого поведения в онлайн-среде в различных ситуационных контекстах. Подход, предложенный автором, представляет собой новый уровень осмысления проблемы. До сих пор подавляющее число публикаций было посвящено описанию феномена сетевого поведения, отклоняющегося от принятых этических норм. При рассмотрении проблемы в контексте ситуации, которая характеризуется четкими ролевыми предписаниями, становится возможным идентифицировать мотивы коммуникативного поведения участников. Это, в свою очередь, позволяет ответить на вопрос иного уровня: как корректировать девиантное поведение участников сетевых сообществ. Выводы построены на репрезентативном эмпирическом материале, собранном в соответствии с тремя последовательными процедурами формирования выборки. На первом этапе с помощью web-сервиса поисковой системы Google были отобраны наиболее частотные семантические эквиваленты словосочетания «этика и интернет». На втором этапе отбирались кейсы, которые попадали в ...