Пятница, 4 октябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

Медиадискурсология

Дискурс коммуникативной сферы: актуальные темы и исследовательские ориентиры (аналитический обзор профессиональной периодики)

2024. Том 11, № 3, Медиадискурсология
Анализ новейших публикаций в профессиональной периодике занимает особое место в сфере коммуникаций. Во-первых, он играет роль фильтра, демонстрируя научные достижения и лакуны, которые требуют более глубокого изучения; во-вторых, его результаты служат ориентиром для дальнейших исследований; в-третьих, благодаря такому анализу вырабатываются новые методологические подходы, релеватные нынешней ситуации неопределенности. Аналитический обзор статей, опубликованных в высокорейтинговых журналах, которые ориентированы на проблематику коммуникативной сферы, позволил выделить ряд наиболее актуальных тем, составляющих сегодня дискурсивное поле коммуникативистики: необходимость самоопределения коммуникационной сферы в ситуации «новой реальности»; роль в современном обществе кризисной коммуникации, понимаемой как управление проблемами; вопросы формирования общественного мнения и проблема доверия; место цифровизации в коммуникационных процессах и ее последствий. Авторам удалось выделить ряд униве...

Телеграм-дискурс как формат цифровой коммуникации

2024. Том 11, № 3, Медиадискурсология
Представлены результаты медиалингвистического исследования телеграм-дискурса как сегмента интернет-сферы в системе характеристик, обусловленных мультимедийной организацией коммуникации в социальной сети Telegram. Цель исследования — выработать параметры анализа телеграм-дискурса как формата с учетом лингвистических и экстралингвистических факторов. Методология исследования основана на положениях отечественной и зарубежной дискурсологии, интернет-лингвистики, медиалингвистики о языке электронного взаимодействия, функциональных разновидностях речи, мультимодальности дискурса, изменении качества текстуальности в новых технологических условиях. Предложена трактовка формата телеграм-дискурса как совокупности параметров, упорядочивающих его содержание и определяющих особенности функционирования в цифровой среде. К анализу речевых практик в Telegram применен кейс-метод. Материалом исследования послужили опубликованные с сентября по декабрь 2023 г. телеграм-посты (922 единицы) в телеграм-канал...

Виды коммуникативных стратегий и тактик в рекламе недвижимости (на материале интернет-сайтов г. Перми)

2024. Том 11, № 3, Медиадискурсология
Анализируются рекламные тексты, освещающие рынок недвижимости в современном медийном дискурсе. Рассматривается вопрос о языковых стратегиях и тактиках рекламных медиатекстов жилых комплексов (ЖК), принадлежащих авторам, демонстрирующим различные подходы к данному рекламному продукту. Посредством лингвостилистического, функционально-грамматического и сравнительно-сопоставительного анализов делается вывод о выборе в качестве языковых стратегий следующих тактик аргументации: эмоциональной, рациональной и смешанной. Эмоциональная тактика реализуется через апелляцию к базовым потребностям человека, например к комфорту и уюту (нормальному состоянию человека, проявляющемуся в заботе о себе и удовлетворенности своей жизнью), к вхождению в круг привилегированных, близких к адресату рекламного сообщения. Рациональная тактика подразумевает использование фактов, статистических данных, апелляцию к разуму, демонстрацию практического применения рекламируемого продукта. Комбинированная (смешанная) с...

Фактор дискурса в семантической неопределенности обратного машинного перевода медиатекстов

2024. Том 11, № 2, Медиадискурсология
Статья посвящена исследованию смысловой неопределенности текстов правового и медийного дискурсов с помощью онлайн-программ. Объектом исследования являются конфликтогенные факторы, вызванные семантической неопределенностью в проблемных зонах машинного перевода медиатекстов с учетом лексической полисемии. Описаны предпосылки возможных конфликтных ситуаций при переводе текстов по правовой и экологической тематике. В ходе реализации поставленной цели применены как традиционные лингвистические, так и инновационные методики анализа (использование технологий искусственного интеллекта). Дана характеристика философской категории неопределенности по следующей методологии: 1) оценка смысловой неопределенности текстов обратного машинного перевода с учетом дискурсивного фактора; 2) сопоставление законодательных и медийных текстов на предмет их сходства с оригиналом после машинного перевода. При сопоставительном анализе учитывались следующие параметры: общее количество слов в текстах; сходство текст...

Конструирование образа СССР в традиционных печатных медиа (на примере «Аргументов и фактов»): опыт статистического и качественного анализа коммуникационных стратегий

2024. Том 11, № 2, Медиадискурсология
В статье на основе статистического и качественного анализа контента «Аргументов и фактов» определяются коммуникационные стратегии создания образа СССР. Эмпирическая база статьи основывается на материале газеты, опубликованном с 1992 по 2022 г. Привлечение статистических методов для анализа всех выпусков (по сплошной выборке) дало возможность выявить круг статей, в которых упоминаются лексемы СССР, Советский Союз, Союз Советский, страна совет. Коммуникационные стратегии определяются через анализ частоты упоминания определенных словоформ в содержании СМИ. Наиболее заметными образами СССР в газете «Аргументы и факты» оказываются следующие: победитель во Второй мировой войне и геополитический соперник США в холодной войне. Статистический анализ статей доказывает важность советского опыта для понимания внутренней и внешней политики России. Использование алгоритма тематического моделирования, а именно метода машинного обучения, позволило проанализировать корпус документов, обнаружить шабло...

Проект «поворота» сибирских рек: динамика презентации в текстах советских СМИ

2024. Том 11, № 2, Медиадискурсология
Авторы статьи анализируют материалы одной из самых известных, вследствие остроты, продолжительности, общественной значимости, публичных полемик советского периода. Цель — выявление факторов, влияющих на специфику презентации научной идеи в СМИ: на механизмы формирования транслируемых смыслов и выбор маркеров возражения. Эмпирическая база исследования включает публикации в СМИ 1950–1980-х годов, создавалась в соответствии с принципом репрезентативной выборки. Теоретико-методологические основания аналитического подхода разработаны создателями когнитивного подхода к изучению коммуникативного взаимодействия субъектов речи. При создании аналитического алгоритма использовались элементы методики интенционально-стилистического анализа медиатекста, инструменты медиариторики, критики медиаречи. Основной вывод: коммуникативная траектория продвижения научной идеи зависит от фактора адресата, информационного канала, от коммуникативных установок инициаторов, статусных характеристик участников, осо...

Facilitating listeners’ understanding of scientific knowledge in TED Talks: A corpus-based analysis of code glosses as metadiscourse resources of popularization

2024. Том 11, № 1, Медиадискурсология
A considerable amount of research has established that media discourse is an interactive event whose success and efficiency depend on speaker-listener relationship. Yet the nature of this interaction has been explored in a great number of studies, few works deal with how TED speakers address the needs of their listeners and manage the interaction with them. TED is considered to be one of the new ways of spreading scientific information online. Due to being an emerging genre, TED Talks have barely been analyzed in terms of popularization tools used to facilitate listeners’ comprehension of materials presented by TED speakers. Drawing on a corpus of 80 transcripts of TED Talks derived from the ted.com website, this study explores how TED speakers elaborate their ideas to address listeners’ needs. The aim of this research is to explore the types of code glosses, their lexical realizations, pragmatic functions and frequencies of occurrence. In order to explore the types and frequency of c...

Multimodal deixis in media discourse: Film vs TV interview narratives

2024. Том 11, № 1, Медиадискурсология
The article explores two media discourse formats, film and TV interview as manifesting the specific distribution of two communicative modalities — speech and gesture — in the multimodal deixis of discourse space construal in narratives. To identify the attribution of speech and gesture to two media formats, the study contrasts the plot contents and viewer engagement as two major coordinates of discourse space in media. We hypothesize that since these two formats display differences in their plot content and viewer engagement characteristics, their distribution might affect the way the actors employ speech and gesture to present the discourse space. The research data are 20 film and TV interview narratives with 10 highly rated Russian actors (5 men and 5 women). The study exploits the method of multimodal analysis to determine the contingency patterns of discursive schemata presenting discourse space in speech and of discursive schemata presenting object of reference, move and frame of...

Научный текст в интернете: коммуникационно-типологические характеристики

2023. Том 10, № 4, Медиадискурсология
Рассматриваются ключевые коммуникационно-типологические характеристики научного текста в интернете как особой формы репрезентации научного знания. Научная новизна исследования заключается в использовании мультимодального подхода к описанию специфики академических текстов в интернет-среде, который предполагает изучение научного текста в комбинации лингвостилистического, семиотического и дискурсного видов анализа. Такой подход позволяет изучить научные интернеттексты как определенные коммуникативные ситуации в аспекте сочетания различных форм и форматов передачи и получения информации с учетом вербального и визуального компонентов, архитектоники текста, аффордансов и т. п. В результате выделены и охарактеризованы важнейшие черты академического интернет-текста, такие как гипертекстуальность, интерактивность, мультимодальность, открытость и доступность. Цифровая онлайн-среда в корне изменила научную коммуникацию — сделала ее дешевле, доступнее, мобильнее, вместе с тем она породила и новы...

Перед лицом угрозы: исследование политического дискурса на материале речей американских президентов

2023. Том 10, № 4, Медиадискурсология
Анализ структурных элементов медиапространства и коммуникационных механизмов, которые оказывают влияние на формирование информационной картины мира и конструируют образ социально значимых фактов, не только сохраняет свою актуальность в условиях динамичности событийных процессов, но каждый раз требует привлечения свежего эмпирического материала для исследования. В статье анализируются обращения к Конгрессу президентов США в 2003 и 2022 гг. — Дж. Буша и Дж. Байдена — с целью выявления криптокомпонентов, или скрытых аспектов манифестации лидерства, присутствующих в обеих речах, и способов их медийной репрезентации; выбор источников связан с текущей внешнеполитической ситуацией, в которой можно увидеть некоторое сходство с контекстом президентского выступления двадцатилетней давности. Исследование текстов включало два этапа: количественный контент-анализ и качественный дискурс-анализ. Для выделения смысловых приоритетов анализируемых текстов были использованы методы квантитативной лингви...