Вторник, 6 декабряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

Медиадискурсология

Новообразования-гибриды в текстах современной медиакоммуникации

2022. Том 9, № 3, Медиадискурсология
Анализируются новообразования-гибриды в текстах современной медиакоммуникации. Отмечается, что поликодовость — совокупность в тексте вербальных и невербальных составляющих. Автор обращается к описательно-аналитическому и структурно-семантическому методам, словообразовательному и количественному анализу. Кроме того, при отборе материала используется прием сплошной выборки. Особое внимание уделено выявлению медийных новообразований, созданных с помощью графиксации. Проанализированы такие разновидности графиксации, как монографиксация, полиграфиксация, кодографиксация, типографиксация. Монографиксация реализуется в следующих приемах: капитализация, дефисация, парентезис, голофразис. Подчеркивается, что подобные медийные новообразования отражают творческие способности журналистов, привлекают внимание читателей. Кроме того, автор описывает полиграфиксацию. Она довольно часто реализуется в латинографиксации. Номинации, созданные с помощью такого вида графиксации, фокусируют внимание адресато...

Фреймирование предвыборной политической ситуации в дискурсе телеграм-канала

2022. Том 9, № 3, Медиадискурсология
Рассматривается специфика фреймирования значимого политического события — выборов Президента Беларуси 2020 г. — в дискурсе телеграм-канала. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления механизмов деструктивного воздействия на подписчиков в кросс-платформенных мессенджерах — специальных программах для мгновенного обмена сообщениями. Цель исследования — систематизация и анализ генерирующих смыслы фреймов, которые должны оказать влияние на белорусских избирателей. В теоретико-методологическом отношении автор опирается на положения, доказанные в лингвистике информационно-психологической войны и теории фреймирования, об особой роли ментальных структур, предопределяющих понимание мира и взаимодействие между социальными акторами. Материалом для анализа послужили посты в количестве 2173 единиц, опубликованные в течение трех месяцев (с 8 мая по 8 августа 2020 г.) в белорусском оппозиционном телеграмканале. В результате объяснено, как дискурсивный контекст предопределяет характ...

Диалог в словацких социальных сетях

2022. Том 9, № 3, Медиадискурсология
В условиях широкой информатизации коммуникативного пространства постепенно формируется новая парадигма коммуникации, которую можно определить как интерактивную. В современном мире виртуальное общение в социальных сетях превратилось в неотъемлемую часть функционирования индивида и общества. Оно зачастую становится не одной из возможных, а главной формой коммуникации, как частной, так и институциональной. Фундаментальный принцип сетевой культуры заключается в ее установке на коммуникацию, общение, диалог. Виртуальная сеть во многом повторяет практики естественной социальной жизни, но одновременно формирует и альтернативное сетевое общество. Децентрированное, неиерархическое и открытое сетевое общество предусматривает свою систему ценностей, норм и правил речевого поведения, способов коммуникации, свои форматы общения, принципы организации и функционирования, т. е. свою культуру ведения диалога. В центре внимания авторов находится дискурс повседневности в социальных сетях, в котором пре...

Меганарратив как инструмент структурирования медийной информации

2021. Том 8, № 3, Медиадискурсология
Вводится в научный оборот понятие меганарратив, обосновывается необходимость данного термина в метаязыке медиалингвистики и обсуждается потенциал его использования как инструмента структурирования информационного массива в медиапространстве. При обсуждении воздействующего потенциала меганарратива безусловную значимость приобретают нарратологические проявления диалогичности, транстекстуальности, а также лингвокогнитивные и лингвокультурологические категории. Автор ставит перед собой цель установить лингвистические ресурсы, используемые в создании меганарратива как полидискурсивной единицы, которая объединяет тематически соотнесенные нарративы, выражающие авторское восприятие и оценку обсуждаемого события. Обоснование возможности использования предлагаемого понятия осуществляется на примере анализа политического заявления институционального типа, опубликованного департаментом обороны США. В фокусе внимания автора находится меганарратив конфликта. В ходе исследования решаются задачи выявл...

Медиатекст как отражение динамических хронологических изменений в лексике и фразеологии

2021. Том 8, № 2, Медиадискурсология
Ставится задача изучения информативности медиатекста в отношении представления динамических хронологических процессов, происходящих в языке. Применяется «отсловарный», лексикографический сопоставительный подход, который заключается в сравнении языкового материала современных СМИ с устаревшей и неологической лексикой и фразеологией, представленной в словарях русского языка разного типа. Описываются функции устаревшей лексики (традиционно выделяемых историзмов и архаизмов) и неологизмов в публицистическом дискурсе, а также фиксируемое медиатекстом перераспределение лексики между активным и пассивным запасом (процессы актуализации и быстрой архаизации). Оперативно реагируя на все экстралингвистические изменения, медиатекст становится источником появления неологизмов в языке, полигоном для использования лексики разных эпох в актуальных значениях и с современными коннотациями, чутко откликается на протекающий в современном языке процесс возвращения в активное употребление устаревшей лексики...

Globalization processes in the Serbian media language

2021. Том 8, № 2, Медиадискурсология
The aim of this article is the analysis of the results of previous Serbian research on the impact of globalization on the Serbian media language. One of the main negative aspects of globalization is the weakening of national identity in order to adapt to world trends. The negative effects of globalization processes include the decline in the print media circulation and the growing popularity of cheap entertainment content offered by television, the disappearance of analytical, quality press, as well as the adaptation of information to mass distribution. The Serbian media language reflects the general social trend of approaching European and world trends, which, in addition to numerous positive effects, carries with it the risk of neglecting the elements of national cultural heritage, including the use of the national alphabet. Globalization processes affect all levels of the language structure and as a result, they are also manifested in the Serbian media language at the phonolog...

Достоверность новостного медиатекста: опыт макроструктурного анализа

2021. Том 8, № 1, Медиадискурсология
Проблема текстовой достоверности рассматривается в русле теории референции с позиций грамматики текста. Референциальная семантика текста определяется типом дискурса, в котором порождается текст, поэтому критерии достоверности имеют дискурсивную обусловленность. Раскрываются референциальные аспекты новостного медиатекста как продукта новостного дискурса с его требованиями точности и объективности, предъявляемыми к фактографическому констатирующему сообщению. Для описания этих характеристик вводится понятие референциальной плотности текста, которая, в свою очередь, выявляется посредством макроструктурного текстового анализа. Даются базовые дефиниции этого анализа, описывается его методика и проводится ее апробация для экспликации степени референциальной плотности текста. Ключевыми терминами макроструктурного анализа являются макротекстовая позиция и способ ее заполнения. Основными макротекстовыми позициями новостного медиатекста представляются отношения «заголовок ↔︎ текст», композиционн...

Обыденная медиакоммуникация как социоречевая сфера: постановка проблемы и границы проявления

2021. Том 8, № 1, Медиадискурсология
Рассматривается коммуникативное пространство языкового сообщества, которое можно представить как совокупность социоречевых сфер. Предмет исследования — обыденная медиакоммуникация как социоречевая сфера с присущими ей дискурсивными практиками и жанровыми формами их реализации. Определены границы проявления обыденной медиакоммуникации. Сфера обыденной медиакоммуникации дифференцируется на основе двух оппозиций, учитывающих типовые характеристики языковой личности — профессиональная/непрофессиональная языковая личность — и типовые характеристики коммуникативного контекста — естественный/искусственный коммуникативный контекст. На этой основе выделены следующие проявления обыденной медиакоммуникации: непрофессиональный обыденный медиадискурс, псевдомедиадискурс, обыденный профессиональный медиадискурс. На основе типологии речевых событий на события-идеи, референтные и текстовые события выделены нарративные, декларативные и репрезентативные дискурсивные практики. Нарративные дискурсивные ...

Феномен постправды в освещении темы гендерного насилия в пандемийном медиапространстве Испании (на материале газеты «ABC»)

2021. Том 8, № 1, Медиадискурсология
Исследование посвящено актуальному в настоящее время явлению постправды в современном медиапространстве в целом и в Испании в частности. Впервые неологизм «постправда» был зарегистрирован в толковых словарях испанского языка в 2017 г., лексема была номинирована на звание «слово года». Интерес к изучению данного феномена растет с каждым годом, так как постправда стала неотъемлемой частью современного медиапространства во всем мире. Явление широко изучается как в отечественной, так и в зарубежной науке. Материал исследования — ежедневная общественно-политическая газета «ABC», которая считается одним из ведущих изданий, относящихся к качественной прессе Испании. Автор рассматривает феномен постправды на материале газетных публикаций, посвященных проблеме насилия в отношении женщин в период введения чрезвычайного положения на территории Испании (с 14 марта по 21 июня) в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19. Анализ опубликованного материала в газете (более 250 пуб...

Влияние вербального комментария на интерпретацию визуального медиасообщения: мультимодальный подход

2020. Том 7, № 4, Медиадискурсология
Работа посвящена обсуждению некоторых возможностей мультимодального подхода к изучению особенностей восприятия и интерпретации медиатекстов аудиторией. Авторы исходят из принципиально мультимодального характера медиакоммуникации, в ходе которой реципиент испытывает влияние различных факторов на интерпретацию исходного текста, причем к данным факторам часто относятся семиотические ресурсы, формально не аффилированные с исходным текстом. В ходе проведенного исследования проверке была подвергнута гипотеза о влиянии вербального комментария на интерпретацию визуального объекта. С этой целью авторы сформировали две группы респондентов — контрольную и экспериментальную, каждой из которых была предложена для описания фотография, при этом для экспериментальной группы фотография была сопровождена вербальным комментарием. Сопоставление результатов изучения двух групп происходило на основе соотнесения вербализованных категорий репрезентации, субъективных оценок фотографии и синтаксиса вербальног...