Среда, 4 октябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

Медиадискурсология

Интерактивный компонент медиаконтента как средство формирования комьюнити

2023. Том 10, № 3, Медиадискурсология
Развитие и совершенствование коммуникативных стратегий информационного общества посредством формирования интерактивной сетевой коммуникации и активизации процессов интерактивного взаимодействия в медиасфере делают вопрос исследования потенциала интерактивной коммуникации в аспекте формирования комьюнити особенно актуальным. Исследовательская задача статьи — проанализировать интерактивные компоненты медиаконтента и коммуникативные практики построения диалогической модели коммуникации как средства формирования комьюнити. Исследование базируется на эмпирическом материале медиакомьюнити наиболее востребованных в медиасреде каналов трансляции информации — веб-платформы развлекательного типа «Афиша Daily» и популярных каналов русскоязычного сектора YouTube. Авторы статьи использовали текстологический, сравнительно-типологический и историко-функциональный методы для анализа указанных платформ. Данная методика позволяет продуктивно провести исследование форм повышения интерактивности аудитор...

Вторичная интерпретация научного знания в дискурсе СМИ

2022. Том 9, № 4, Медиадискурсология
Общая проблема медиадискурса науки рассматривается в контексте языковой интерпретации научного знания в СМИ. В качестве теоретико-методологической базы исследования используются основные положения когнитивного подхода к изучению языка и теории языковой интерпретации. Объектом анализа являются вторичные научные тексты: рецензии, отзывы, аннотации, представленные на сайтах научных и учебных организаций, а также новостные сообщения научной тематики на сайтах, ориентированных на массовую аудиторию. Фокус исследования направлен на выявление основных факторов, определяющих специфику интерпретации научных знаний в медиадискурсе с учетом концептуальной и собственно языковой природы вторичной языковой интерпретации. Специфика концептуального представления научных знаний в СМИ анализируется с позиций основных принципов концептуального взаимодействия между автором сообщения и предполагаемой аудиторией, а также с учетом когнитивных процессов и механизмов формирования смысла, характерных для втор...

Коммуникативное поведение профессиональной языковой личности врача в медиадискурсе (на материале телевизионных программ о здоровье)

2022. Том 9, № 4, Медиадискурсология
Рассматривается специфика коммуникативного поведения профессиональной языковой личности врача в медиадискурсе. Актуальность исследования определяется необходимостью системного лингвистического изучения профессиональной коммуникации в новых условиях медиатизации различных сфер жизни, а также недостаточной степенью изученности вопросов реализации профессиональной языковой личности врача в рамках функционирования медицинского дискурса в массмедиа. Технологии дистанционной коммуникации используются в настоящее время как инструмент, повышающий качество и доступность медицинской помощи, что определяет актуальность научного описания коммуникативного поведения врача в медиакоммуникации. Объектом исследования стала профессиональная коммуникация врача в медиадискурсе. Предмет исследования — контексты медицинских телепрограмм, репрезентирующие коммуникативное поведение профессиональной языковой личности врача. Цель исследования заключается в выявлении дискурсивной специфики коммуникативного повед...

Визуализация в медицинском рекламном дискурсе Германии

2022. Том 9, № 4, Медиадискурсология
Проведено исследование невербальных знаков, используемых для визуализации печатного текста рекламы, выбранной как по принадлежности к соответствующему субдискурсу, так и с учетом территориального признака. Проанализированы иконические образы, представленные в креолизованных текстах немецких журнальных реклам безрецептурных препаратов. Установлено, что невербальный код данного вида текста не только транслирует информацию о лекарственных средствах, отпускаемых без рецепта врача, с целью поддержания и активизации продаж, но и содержит сведения о культурной ситуации страны, преобладающих в немецком обществе этнокультурных стереотипах и ценностях, способствуя, в свою очередь, их продвижению в социуме. Авторы, ставя перед собой цель выявить визуальные ресурсы, задействованные в креолизованных рекламных текстах ведущих немецких фармацевтических фирм, предпринимают попытку систематизировать представление об используемых инструментах визуализации, коррелирующих с параметрами гендера, национал...

Приемы актуализации метапрограмм в научно-популярном секторе видеоблогинга

2022. Том 9, № 4, Медиадискурсология
Тенденции медиатизации различных сфер жизни, сопровождаемые повышением интереса аудитории к видеоконтенту, делают актуальной проблему изучения последнего с позиций эффективности его участия в процессе интериоризации научного знания. Этот процесс осложняется такими особенностями сетевой среды, как низкий уровень профессионализма ряда авторов, активный процесс распространения лженаучных сведений и высококонкурентный характер отношений между блогерами в сетевом пространстве. Первые две проблемы преодолеваются блогерами по мере отмечаемой исследователями профессионализации блогосферы. Последняя же проблема решается самими авторами внутри материалов. Для этого блогеры нередко прибегают к актуализации ключевых метапрограмм, доминирующих в современном медиаполе. Анализируются вербальные средства акцентирования этих программ в видеороликах русскоязычного сектора видеоблогинга научно-популярной направленности. На основе анализа названий выпусков и рубрик наиболее популярных YouTube-каналов дела...

Прагмалингвистический подход к понятию амбивалентности на примере медиатекстов периода COVID-19 с комическим эффектом

2022. Том 9, № 4, Медиадискурсология
Актуальность работы определяется полученными практическими результатами трех разноплановых исследований (два статистических и одно прагмалингвистическое). Первый анализ позволил выявить топ-10 самых актуальных тем обсуждения в интернет-пространстве с ключевыми словами «современная система»: на первом месте среди запросов в поиске Рунета оказалась тема «современная система образования». Второй анализ — обзор интернет-коммуникации, который демонстрирует процентное присутствие комического в медиатекстах на тему «современная система образования». Третий анализ — исследование комического с позиции амбивалентного подхода. Эмпирическая база — медиатексты с комическим эффектом об образовательном процессе в РФ 2020 г. (скачкообразный уход в интернет-пространство). Конативно-ориентированные воздействующие стратегии «ожидание автора» и «оценивание автором» показали, что категория ожидания связана с «коллективной» и «личной реальностью» отправителя текста, а категория оценивания, отражающая пози...

Новообразования-гибриды в текстах современной медиакоммуникации

2022. Том 9, № 3, Медиадискурсология
Анализируются новообразования-гибриды в текстах современной медиакоммуникации. Отмечается, что поликодовость — совокупность в тексте вербальных и невербальных составляющих. Автор обращается к описательно-аналитическому и структурно-семантическому методам, словообразовательному и количественному анализу. Кроме того, при отборе материала используется прием сплошной выборки. Особое внимание уделено выявлению медийных новообразований, созданных с помощью графиксации. Проанализированы такие разновидности графиксации, как монографиксация, полиграфиксация, кодографиксация, типографиксация. Монографиксация реализуется в следующих приемах: капитализация, дефисация, парентезис, голофразис. Подчеркивается, что подобные медийные новообразования отражают творческие способности журналистов, привлекают внимание читателей. Кроме того, автор описывает полиграфиксацию. Она довольно часто реализуется в латинографиксации. Номинации, созданные с помощью такого вида графиксации, фокусируют внимание адресато...

Фреймирование предвыборной политической ситуации в дискурсе телеграм-канала

2022. Том 9, № 3, Медиадискурсология
Рассматривается специфика фреймирования значимого политического события — выборов Президента Беларуси 2020 г. — в дискурсе телеграм-канала. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления механизмов деструктивного воздействия на подписчиков в кросс-платформенных мессенджерах — специальных программах для мгновенного обмена сообщениями. Цель исследования — систематизация и анализ генерирующих смыслы фреймов, которые должны оказать влияние на белорусских избирателей. В теоретико-методологическом отношении автор опирается на положения, доказанные в лингвистике информационно-психологической войны и теории фреймирования, об особой роли ментальных структур, предопределяющих понимание мира и взаимодействие между социальными акторами. Материалом для анализа послужили посты в количестве 2173 единиц, опубликованные в течение трех месяцев (с 8 мая по 8 августа 2020 г.) в белорусском оппозиционном телеграмканале. В результате объяснено, как дискурсивный контекст предопределяет характ...

Диалог в словацких социальных сетях

2022. Том 9, № 3, Медиадискурсология
В условиях широкой информатизации коммуникативного пространства постепенно формируется новая парадигма коммуникации, которую можно определить как интерактивную. В современном мире виртуальное общение в социальных сетях превратилось в неотъемлемую часть функционирования индивида и общества. Оно зачастую становится не одной из возможных, а главной формой коммуникации, как частной, так и институциональной. Фундаментальный принцип сетевой культуры заключается в ее установке на коммуникацию, общение, диалог. Виртуальная сеть во многом повторяет практики естественной социальной жизни, но одновременно формирует и альтернативное сетевое общество. Децентрированное, неиерархическое и открытое сетевое общество предусматривает свою систему ценностей, норм и правил речевого поведения, способов коммуникации, свои форматы общения, принципы организации и функционирования, т. е. свою культуру ведения диалога. В центре внимания авторов находится дискурс повседневности в социальных сетях, в котором пре...

Меганарратив как инструмент структурирования медийной информации

2021. Том 8, № 3, Медиадискурсология
Вводится в научный оборот понятие меганарратив, обосновывается необходимость данного термина в метаязыке медиалингвистики и обсуждается потенциал его использования как инструмента структурирования информационного массива в медиапространстве. При обсуждении воздействующего потенциала меганарратива безусловную значимость приобретают нарратологические проявления диалогичности, транстекстуальности, а также лингвокогнитивные и лингвокультурологические категории. Автор ставит перед собой цель установить лингвистические ресурсы, используемые в создании меганарратива как полидискурсивной единицы, которая объединяет тематически соотнесенные нарративы, выражающие авторское восприятие и оценку обсуждаемого события. Обоснование возможности использования предлагаемого понятия осуществляется на примере анализа политического заявления институционального типа, опубликованного департаментом обороны США. В фокусе внимания автора находится меганарратив конфликта. В ходе исследования решаются задачи выявл...