Суббота, 19 июляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

Медиадискурсология

Стратегии и тактики создания положительного имиджа города в туристическом медиадискурсе

2025. Том 12, № 2, Медиадискурсология
На основании выборки текстов, посвященных описанию больших и малых городов России, рассмотрены языковые средства, использованные для создания положительного имиджа того или иного города. Проведен подробный анализ текстов СМИ, связанных с туристической тематикой. На этапе отбора и классификации текстов применялся метод поиска по ключевым словам, отражающим положительный имидж того или иного города, с выявлением частотности их употребления путем использования количественного подсчета. В процессе анализа текстов туристического медиадискурса использовались методы описания, систематизации, классификации и контекстологического анализа. Проведенный анализ показал, что в текстах туристического медиадискурса находят свою реализацию аргументативные и персуазивные стратегии, которые воплощаются в различных тактиках. Среди аргументативных выделены стратегии позитива и демонстрации уникальности, в которых были реализованы тактики демонстрации практической пользы, логистической доступности, апелля...

Эффект обманутого ожидания в англоязычных демотиваторах

2025. Том 12, № 2, Медиадискурсология
Актуальная тема современной медиалингвистики — функционирование в массмедиа языковых средств и оказываемый ими эффект, в частности обманутое ожидание. Сложность проблемы обусловлена тем, что медиатекст, будучи многоуровневым образованием, выходит за пределы вербального существования, что не может не отразиться на особенностях употребления выразительных средств. Целью исследования стало изучение реализации эффекта обманутого ожидания в англоязычных демотиваторах, которые рассматриваются как разновидность креолизованного текста, сочетающего в себе вербальный и невербальный компоненты. Выявлено, что источником создания эффекта обманутого ожидания выступает нарушение норм, связанных с онтологическим, социальным или языковым опытом человека. Развитие ситуации вопреки основанному на каком-либо виде опыта прогнозу приводит к тому, что ожидание не оправдывается. Механизм создания эффекта обманутого ожидания рассмотрен с учетом роли компонентов демотиватора в данном процессе. Предложена класс...

Генеративные изображения в фотографическом стиле как новый элемент журналистского медиатекста (на примере материалов немецкоязычных СМИ)

2025. Том 12, № 2, Медиадискурсология
Технология создания генеративных изображений находится на стадии становления, определяя свое место и потенциал в медиасреде. Генеративные изображения в фотографическом стиле, созданные с помощью искусственного интеллекта, представляют собой новый тип визуального элемента. Актуальность исследования обусловлена использованием таких изображений в журналистике вместо документальных фотографий, что вызывает обоснованное беспокойство профессионального сообщества. Генеративные изображения отличаются от фотографий иной природой возникновения: если фотография фиксирует реальность через оптический прибор, то генеративное изображение — это результат синтеза данных, обработанных искусственным интеллектом. Фотография играет ключевую роль в конструировании культурного и социального контекстов, сохраняя уникальные аспекты реальности, способствуя формированию коллективного опыта и исторической памяти. Генеративное изображение манипулирует реальностью, создавая мозаику из элементов действительности и а...

Лингвориторическое воздействие блога в контексте реакций воспринимающей аудитории

2025. Том 12, № 1, Медиадискурсология
Рассматриваются приемы речевого воздействия авторов популярных видеоблогов исторической и культурологической тематики на аудиторию интернет-пространства. Эффективность коммуникации с подписчиками блога позволяет их авторам не только формировать вокруг себя лояльную аудиторию, но и становиться «лидерами мнений». Цель исследования — определение лингвориторических приемов, при помощи которых блогеры провоцируют дискуссию и привлекают внимание к поднимаемым темам. Предметом исследования стали как высказывания блогеров и перлокутивный эффект их воздействия на аудиторию в виде комментариев в блогах, так и реакция адресатов блогов, которая была выявлена в ходе анкетирования разных возрастных групп. На первом этапе детерминирована тематика и наименование блогов. На втором этапе по результатам ответов с примерами, приведенными опрошенными, определен воздействующий механизм речи блогеров. Респондентами приведены по памяти примеры, содержащие в себе элементы воздействующей речи, характерных и з...

Журнал «Здоровье» в межкультурном диалоге современной России: основные содержательные направления

2025. Том 12, № 1, Медиадискурсология
Содержательное наполнение контакта культур, его ценностно-смысловое развитие зависят от совокупности разных факторов, среди ключевых сегодня мыслится влияние СМИ. Цель настоящего исследования — определить содержательные направления реализации межкультурного диалога в журнале «Здоровье». Предметом исследовательского внимания являются содержательные направления разворачиваемого в журнале межкультурного диалога. В статье формулируется мысль о том, что проблематика межкультурного диалога в контексте современности сохраняет свою актуальность и особую социальную значимость. Журнал «Здоровье», откликаясь на глобальные, национальные и коллективно-личностные обстоятельства жизни современного россиянина, на его познавательные, мировоззренческие и нравственно-эстетические запросы, цели и задачи, активно способствует расширению межкультурных контекстов жизни и деятельности общества, условий для продуктивного межкультурного диалога, формированию общественного сознания, которое не допускает безраз...

Представление российской научно-технологической сферы в медиадискурсе КНР (на примере газеты Science and Technology Daily)

2025. Том 12, № 1, Медиадискурсология
Цель исследования — проанализировать содержание и тональность медийных материалов о России в китайском медиадискурсе, осмыслить, какие научные и технологические аспекты находятся в фокусе китайских медиа, и объяснить их актуализацию. Автор статьи выдвигает гипотезу, что анализ китайского медиадискурса позволяет выявить стратегически важные направления и обозначить тренды российско-китайского сотрудничества. По результатам поискового запроса на платформе Knowledge Resource Library из 43 300 результатов автором отобраны текстовые материалы, посвященные российской науке и технике в китайских медиа. По результатам проведенного автором поискового запроса на платформе Knowledge Resource Library в исследовании учтены 3547 материалов, отобранных по ключевому слову «Россия» в тексте или заголовке материала. Полученный материал ранжирован по количеству публикаций в различных китайских медиа. По результатам количественного отбора в качестве объекта в исследовании обозначены публикации в газете Sc...

Русскоязычное телевещание как инструмент реализации языковой политики в Республике Таджикистан

2025. Том 12, № 1, Медиадискурсология
Статья посвящена анализу развития русскоязычного телевещания Республики Таджикистан в контексте углубления политических, экономических и культурных связей с Российской Федерацией. Актуальность исследования обусловлена стремлением государства поддерживать статус русского языка как средства межнационального общения и управления языковой ситуацией в стране. Цель статьи — проанализировать, каким образом русскоязычное телевещание способствует реализации задач государственной языковой политики в Таджикистане. Основное внимание уделено роли телевидения в популяризации русского языка, его влиянию на развитие билингвизма и интеграцию таджикских трудовых мигрантов в российскую лингвокультурную среду. Государственная языковая политика Таджикистана направлена на развитие государственного языка — его активное использование в государственных учреждениях, образовании и СМИ. При этом обеспечивается также поддержка и развитие русского как языка межнационального общения и других языков, представленных н...

Сетевые медиаресурсы выставки «Россия» в репрезентации символического капитала территорий

2024. Том 11, № 4, Медиадискурсология
Исследован медиаконтент сетевых ресурсов выставки-форума «Россия», содержащий символический капитал территорий на примере трех областей: Воронежской, Новгородской и Тамбовской. Для достижения поставленной цели использовались дискурсивный и коммуникативно-прагматический подходы, позволяющие учесть лингвистические и тематические аспекты репрезентации символического капитала территорий в общем социальном поле виртуальной коммуникации. Используя дискурс-анализ, опираясь на теорию Пьера Бурдье, авторы обращают внимание на понятия «символический капитал» и «культурная память» в контексте территориального маркетинга, осуществляемого медийными каналами. Проблематика исследования связана с реализацией задачи выставки как флагманского проекта страны по получению имиджевых эффектов для российских территорий в условиях ставки на внутренний туризм и импортозамещение. Отмечено, что созданные для продвижения выставки как растянутого во времени события сетевые медиаресурсы стали не только репрезента...

Semantic “portraits” of the Russian “media center” and “media periphery”: Lexical-statistical and ideographic analysis

2024. Том 11, № 4, Медиадискурсология
The study tests the concept of “media center — media periphery” by specifying ideas about media inequality in Russian territories. The purpose of the study is to identify semantic “portraits” of the Russian “media center” and “media periphery” by using lexical-statistical analysis of the intentions of text authors — representatives of institutional and civic journalism. The study was carried out in the Ural Federal District in 2022, a pivotal year for the world. The empirical base included 7,541 texts, of which 1,281 were addressed to the “media periphery” (48,532 words) and 6,260 — to the “media center” (354,795 words). The most frequent and “strong” vocabulary was identified in the text corpora. The analysis allowed us to combine “strong” keywords and phrases into lexical-semantic (ideographic) groups and formulate semantic “portraits” of the Ural media-central and media-peripheral territories. As a result, it was proven that the semantic core of the media-central territory was focu...

Дискурс коммуникативной сферы: актуальные темы и исследовательские ориентиры (аналитический обзор профессиональной периодики)

2024. Том 11, № 3, Медиадискурсология
Анализ новейших публикаций в профессиональной периодике занимает особое место в сфере коммуникаций. Во-первых, он играет роль фильтра, демонстрируя научные достижения и лакуны, которые требуют более глубокого изучения; во-вторых, его результаты служат ориентиром для дальнейших исследований; в-третьих, благодаря такому анализу вырабатываются новые методологические подходы, релеватные нынешней ситуации неопределенности. Аналитический обзор статей, опубликованных в высокорейтинговых журналах, которые ориентированы на проблематику коммуникативной сферы, позволил выделить ряд наиболее актуальных тем, составляющих сегодня дискурсивное поле коммуникативистики: необходимость самоопределения коммуникационной сферы в ситуации «новой реальности»; роль в современном обществе кризисной коммуникации, понимаемой как управление проблемами; вопросы формирования общественного мнения и проблема доверия; место цифровизации в коммуникационных процессах и ее последствий. Авторам удалось выделить ряд униве...