Суббота, 6 мартаИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Автоматический анализ медийных текстов

Лингвистические маркеры эмоционального состояния субъекта речи (к проблеме автоматического мониторинга текстов сетевой коммуникации)

2020. Том 7, № 4, Автоматический анализ медийных текстов
Обсуждаются лингвистические и психологические аспекты проблемы автоматического модус-диктумного анализа текстов, публикуемых в социальных сетях и тематически связанных с социально значимыми процессами в профессиональной структуре современного общества, в том числе с разного рода кризисными явлениями на рынке труда. В связи с этим вновь поднимаются теоретические вопросы о языковой природе модуса, средствах выражения «эго-смыслов» в речи, разграничения собственно модуса (аутореферентных знаков) и модально-оценочных предикатов в позиции диктума, об имплицитных способах передачи модусной информации и возможностях считывания этой информации с опорой на дискурсивные речевые практики (конвенциональные смыслы). Прикладная цель статьи заключается в «гуманитарном» (психолого-лингвистическом) обеспечении разработки программ машинного «майнинга», т. е. автоматического мониторинга сетевого контента и идентификации текстов с определенной субъективной модальностью. Для достижения этой цели описыва...

Текстовые проявления фрустрированности пользователя социальных сетей

2020. Том 7, № 1, Автоматический анализ медийных текстов
Работа посвящена выявлению дифференцирующих текстовых признаков фрустрации как состояния, возникающего вследствие субъективной невозможности удовлетворения потребности. Лингвистическая реализация фрустрированности в текстах сетевой коммуникации рассматривается как вариант эмотивной речи, исследование которого представляет собой интерес в плане диагностики эмоционального благополучия как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Представлены данные психолингвистического эмпирического исследования, проведенного с опорой на методы искусственного интеллекта. Был собран корпус текстов: посты и комментарии 100 пользователей социальных сетей, написанные в разных эмоциональных состояниях — в спокойном состоянии и состоянии фрустрации. Обработка текстов проводилась с помощью лингвистического анализатора, выявляющего в автоматическом режиме 177 текстовых параметров. Кластеризация пользователей по характеру изменений в значениях измеряемых текстовых характеристик под влиянием фрустрации вы...

Разработка методов анализа сценариев поведения (на материале инструктивных интернет-текстов)

2020. Том 7, № 1, Автоматический анализ медийных текстов
Рассматриваются вопросы моделирования сценариев поведения и методов их извлечения из текстов, циркулирующих в социальных медиа. Авторы исходят из базового в современной когнитивистике положения, согласно которому интенциональный аспект поведения человека отражается главным образом в его речевой деятельности, что дает основание «сценарное» воплощение деятельности, протекающей в разных ситуациях, извлекать из текстов, порождаемых в связи с этой деятельностью. Выбор в качестве материала исследования инструктивных текстов определяется тем, что мотивирующие их порождение коммуникативные интенции, жанровая форма и содержание, наиболее эксплицитно воплощают заключенную в них программу поведения человека. Предлагаются варианты методик автоматического построения сценариев поведения. Представлена разработанная в виде фрейма модель сценария, которая может быть использована в качестве основы автоматической системы сценарного анализа текстов инструкций и дальнейшего сопровождения пользователя да...