Вторник, 19 мартаИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

Автоматический анализ медийных текстов

Автоматический голосовой перевод в социальных медиа: анализ воспринимаемого качества перевода тревел-влогов платформы YouTube

2023. Том 10, № 4, Автоматический анализ медийных текстов
Одной из функциональных задач социальных медиа как средств цифрового взаимодействия является обеспечение медиадоступности, т. е. создание условий для свободного доступа пользователей к мультимедийному контенту платформ компьютерноопосредованной интеракции. В условиях глобальной сетевой коммуникации среди препятствий к такому доступу не последнее место занимают языковые ограничения, связанные с использованием при создании медиаконтента лингвистического кода, отличного от языка потенциального пользователя. С учетом безусловного доминирования английского языка в интернет-пространстве, речь главным образом идет о расширении сетевой аудитории за счет индивидов, не владеющих указанным языком на уровне, достаточном для беспрепятственного пользования социальными медиа, в частности просмотра и понимания аудиовизуальных произведений, размещаемых на видеохостингах и прочих онлайн-платформах. Поскольку пользовательский видеоконтент отличается, как правило, индивидуальным характером производства, б...

Категория речевой системности при моделировании аффективных процессов (на материале сетевого общения)

2022. Том 9, № 3, Автоматический анализ медийных текстов
Рассматривается значение категории речевой системности для компьютерного когнитивного моделирования. Обосновывается значимость дополнения реляционно-ситуационного анализа, который в лингвистическом плане основывается на концепции функционального синтаксиса, технологией создания шаблонов. Эти шаблоны являются формализацией тех участков стилистико-речевой системности, которые маркируют изучаемые ментальные процессы. Представлен обзор исследований системности речи начиная с 1920-х годов. Показано, что в последние десятилетия при ее изучении обнаруживается преимущественный интерес лингвистов к процессам вербального общения и к его основной единице — тексту. Отмечается, что количественные аспекты функционирования языка в различных сферах и ситуациях общения исследуются теперь не только в квантитативной лингвистике, но и в работах по искусственному интеллекту. Обосновывается гипотеза о том, что применяемый подход к автоматическому анализу текстов реализуем во всех случаях, когда в коммуник...

Тематическая организация текста инструкций как лингвистическая основа приобретения знаний интеллектуальным агентом

2021. Том 8, № 1, Автоматический анализ медийных текстов
Исследуется тематическая организация инструктивных текстов в аспекте проблематики, актуальной для работ по созданию когнитивного ассистента. Назначение ассистента — предоставить пользователю в соответствии с его поисковым запросом информацию, необходимую для следования правилам определенного сценария, способствующим успешному достижению поставленной цели. Уточняемый по мере решения задачи запрос, содержащий те или иные ключевые слова, ориентирован на развернутый набор тем, маркирующих предметные области, отраженные в сценарии. Предлагается обзор лингвистических работ, посвященных вопросам тема-рематического структурирования продуцируемого текста, а также его компрессии, пределом которой являются ключевые слова. Подчеркнуто значение описания тематических цепочек текста для получения детальной объективной информации о его тематической структуре. При сопоставлении списка ключевых слов, выявленных автоматической системой TextAppliance в коллекции инструктивных текстов, извлеченных из инт...

Лингвистические маркеры эмоционального состояния субъекта речи (к проблеме автоматического мониторинга текстов сетевой коммуникации)

2020. Том 7, № 4, Автоматический анализ медийных текстов
Обсуждаются лингвистические и психологические аспекты проблемы автоматического модус-диктумного анализа текстов, публикуемых в социальных сетях и тематически связанных с социально значимыми процессами в профессиональной структуре современного общества, в том числе с разного рода кризисными явлениями на рынке труда. В связи с этим вновь поднимаются теоретические вопросы о языковой природе модуса, средствах выражения «эго-смыслов» в речи, разграничения собственно модуса (аутореферентных знаков) и модально-оценочных предикатов в позиции диктума, об имплицитных способах передачи модусной информации и возможностях считывания этой информации с опорой на дискурсивные речевые практики (конвенциональные смыслы). Прикладная цель статьи заключается в «гуманитарном» (психолого-лингвистическом) обеспечении разработки программ машинного «майнинга», т. е. автоматического мониторинга сетевого контента и идентификации текстов с определенной субъективной модальностью. Для достижения этой цели описываю...

Текстовые проявления фрустрированности пользователя социальных сетей

2020. Том 7, № 1, Автоматический анализ медийных текстов
Работа посвящена выявлению дифференцирующих текстовых признаков фрустрации как состояния, возникающего вследствие субъективной невозможности удовлетворения потребности. Лингвистическая реализация фрустрированности в текстах сетевой коммуникации рассматривается как вариант эмотивной речи, исследование которого представляет собой интерес в плане диагностики эмоционального благополучия как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Представлены данные психолингвистического эмпирического исследования, проведенного с опорой на методы искусственного интеллекта. Был собран корпус текстов: посты и комментарии 100 пользователей социальных сетей, написанные в разных эмоциональных состояниях — в спокойном состоянии и состоянии фрустрации. Обработка текстов проводилась с помощью лингвистического анализатора, выявляющего в автоматическом режиме 177 текстовых параметров. Кластеризация пользователей по характеру изменений в значениях измеряемых текстовых характеристик под влиянием фрустрации выя...

Разработка методов анализа сценариев поведения (на материале инструктивных интернет-текстов)

2020. Том 7, № 1, Автоматический анализ медийных текстов
Рассматриваются вопросы моделирования сценариев поведения и методов их извлечения из текстов, циркулирующих в социальных медиа. Авторы исходят из базового в современной когнитивистике положения, согласно которому интенциональный аспект поведения человека отражается главным образом в его речевой деятельности, что дает основание «сценарное» воплощение деятельности, протекающей в разных ситуациях, извлекать из текстов, порождаемых в связи с этой деятельностью. Выбор в качестве материала исследования инструктивных текстов определяется тем, что мотивирующие их порождение коммуникативные интенции, жанровая форма и содержание, наиболее эксплицитно воплощают заключенную в них программу поведения человека. Предлагаются варианты методик автоматического построения сценариев поведения. Представлена разработанная в виде фрейма модель сценария, которая может быть использована в качестве основы автоматической системы сценарного анализа текстов инструкций и дальнейшего сопровождения пользователя дан...