Воскресенье, Декабрь 8Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРОКА НА ТЕЛЕВИЗИОННОМ ЭКРАНЕ

В статье рассматриваются классификация, структура и основные лингвистические характеристики хроникальных сообщений, которые включаются в информационную строку на телевизионном экране. Данный вид сообщений является своеобразным видом медиатекста, в одном предложении которого заключена главная новостная информация, что предъявляет к нему определенные требования. Характерной чертой жанра хроникального сообщения информационной строки является его письменный характер (как в печатных СМИ) и одновременно принадлежность к электронным медиа. 

Автор классифицирует информационные строки на экстренные и эпизодические, постоянные и новостные, бегущие и всплывающие (сменяемые), одноуровневые и двухуровневые, указывает на наличие в строке дополнительных ссылок на источник информации, рассматривает проблему длины строки и ее смыслового наполнения. В статье выработаны рекомендации по устранению недостатков, выявленных в подобных медиасообщениях на телевизионных каналах. 

INFORMATION LINE ON THE TV SCREEN 

The article discusses the classification, structure and basic linguistic characteristics of the chronicle news messages that are included in the information line on the screen. This type of message is a specific type of media text, one sentence of which contains the main news information. Certain, requirements are demanded from this sentence. A distinctive feature of the genre of the chronicle news message in the information line is its written character (as in print media) and at the same time its belonging to the electronic media. 

The author classifies the information line for emergency and episodic, persistent and news, running and pop-up (alternate), single-level and two-level, indicates the presence in the line of additional links to sources of information, considering the problem of the length of the line and its semantic content. The article offers recommendations for the elimination of deficiencies identified in such media texts on various television channels. 

Петр Петрович Жолнерович, кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики и литературного редактирования Института журналистики Белорусского государственного университета 

E-mail: zhaunier62@tut.by

Piotr Piatrovich Zhauniarovich, Doctor of Philology, Associate Professor of the Chair of Stilistik and literary redaction, Belarusian State University 

E-mail: zhaunier62@tut.by

Жолнерович П. П. Информационная строка на телевизионном экране // Медиалингвистика. 2017. № 2 (17). С. 65–74. URL: https://medialing.ru/informacionnaya-stroka-na-televizionnom-ehkrane/ (дата обращения: 08.12.2019).

Zhauniarovich P. P. Information line on the TV screen. Media Linguistics, 2017, No. 2 (17), pp. 65–74. Available at: https://medialing.ru/informacionnaya-stroka-na-televizionnom-ehkrane/ (accessed: 08.12.2019). (In Russian)

УДК 81’42 
ББК 76.32 
ГРНТИ 19.61.45 
КОД ВАК 10.01.10 

Поста­нов­ка про­бле­мы. Состо­я­ние и воз­мож­но­сти совре­мен­ной меди­а­ин­ду­стрии, про­ни­зы­ва­ю­щей все сфе­ры инфор­ма­ци­он­но­го обще­ства, тако­во, что она начи­на­ет высту­пать само­сто­я­тель­ным субъ­ек­том обще­ствен­ных отно­ше­ний как в отдель­ном госу­дар­стве, так и в меж­ду­на­род­ном мас­шта­бе, фор­ми­ру­ет повест­ку дня и рас­став­ля­ет в ней опре­де­лен­ные акцен­ты, экс­пли­цит­но либо импли­цит­но содер­жа­щи­е­ся в меди­а­текстах. «Инфор­ма­ция ста­но­вит­ся жиз­не­обес­пе­чи­ва­ю­щим про­дук­том для обще­ства» [Ивчен­ков 2009: 195]. Вви­ду широ­ко­го диа­па­зо­на жан­ро­вых и внут­ри­жан­ро­вых отли­чий меди­а­тек­стов их ква­ли­фи­ка­ция и при­об­ще­ние к гло­баль­ной рече­вой кате­го­рии, опре­де­лен­ной как пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль, вызы­ва­ет мно­гие вопро­сы и тре­бу­ет глу­бо­ко­го тео­ре­ти­че­ско­го осмыс­ле­ния. В язы­ко­зна­нии име­но­ва­ние назван­но­го сти­ля пре­тер­пе­ва­ет посто­ян­ные кор­рек­ти­вы: мож­но встре­тить такие тер­ми­но­ло­ги­че­ские соче­та­ния, как пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль, газет­но-пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль [Цікоц­кі 2002: 161], стиль мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции [Солга­ник, Дро­ня­е­ва 2002: 21] и др. Пони­мая рас­ши­рен­ное тол­ко­ва­ние пуб­ли­ци­сти­че­ско­го сти­ля, М. Н. Кожи­на еще в 1970‑х годах выде­ли­ла внут­ри него поня­тие «соб­ствен­но-пуб­ли­ци­сти­че­ский» [Кожи­на 1977: 53], что вполне оправ­да­но типо­ло­ги­ей самих тек­стов, вхо­дя­щих в кон­крет­ный под­стиль.

Исто­рия вопро­са. Ана­лиз линг­ви­сти­че­ских и жур­на­лист­ских иссле­до­ва­ний по дан­ной про­бле­ма­ти­ке пока­зы­ва­ет, что пер­вые деся­ти­ле­тия XXI в. озна­ме­но­ва­лись посте­пен­ным вытес­не­ни­ем тер­ми­но­ло­ги­че­ско­го соче­та­ния пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль исполь­зо­ва­ни­ем назва­ний инсти­ту­ци­о­наль­ных типов дис­кур­са, когда текст рас­смат­ри­ва­ет­ся в ситу­а­ции реаль­но­го обще­ния. При­бли­же­ние линг­ви­сти­че­ских иссле­до­ва­ний тек­ста к ком­му­ни­ка­ти­ви­сти­ке дает воз­мож­ность выде­лить ком­по­нен­ты дис­кур­са: участ­ни­ки, хро­но­топ, цели, цен­но­сти, стра­те­гии, тема­ти­ку и др. [см.: Кара­сик 2002: 318–330]. Но и в дан­ном слу­чае оста­ет­ся та же про­бле­ма дроб­ле­ния широ­ко­го поня­тия «медиа­дис­курс» на раз­но­вид­но­сти и жан­ры, что при­бли­жа­ет подоб­ные иссле­до­ва­ния к медиа­линг­ви­сти­ке, к жур­на­лист­ским изыс­ка­ни­ям. «Медиа­линг­ви­сти­ка, — кон­ста­ти­ру­ет В. И. Ивчен­ков, — дает мно­го пре­иму­ществ в опре­де­ле­нии струк­тур­ных, систем­ных и функ­ци­о­наль­ных осо­бен­но­стей язы­ко­во­го фак­та, так как затра­ги­ва­ет пласт позна­ния тек­ста как ком­му­ни­ка­тив­но­го явле­ния (собы­тия, ситу­а­ции, соци­аль­но­го кон­тек­ста), дает доступ к рас­по­зна­ва­нию таких важ­ных сто­рон ком­му­ни­ка­тив­но­го акта, как соци­аль­ная иерар­хи­зи­ро­ван­ность участ­ни­ков его, целе­вые уста­нов­ки, соб­ствен­но наме­ре­ния, тра­ди­ци­он­ность и уста­нов­ле­ние рече­вых кано­нов, внут­рен­нее и внеш­нее кон­стру­и­ро­ва­ние рече­во­го пове­де­ния, нако­нец про­из­вод­ство и потреб­ле­ние тек­ста (соци­аль­но-когни­тив­ный под­ход)» [Іўчан­каў 2016: 291]. Кро­ме того, как отме­ча­ет Л. Р. Дус­ка­е­ва, «сни­же­ние уров­ня иссле­до­ва­тель­ской абстрак­ции и пере­ход ана­ли­за с функ­ци­о­наль­но­го сти­ля на его раз­но­вид­но­сти неиз­беж­но при­во­дит к пере­ак­цен­ти­ров­ке иссле­до­ва­тель­ских инте­ре­сов, посколь­ку они фоку­си­ру­ют­ся не на инте­граль­ных рече­вых свой­ствах, а на диф­фе­рен­ци­аль­ных, харак­тер­ных для отдель­ных ситу­а­ций» [Дус­ка­е­ва 2013: 52], а это, в свою оче­редь, вызы­ва­ет появ­ле­ние иссле­до­ва­ний, затра­ги­ва­ю­щих имен­но кон­крет­ный жур­на­лист­ский жанр.

Мето­ди­ка иссле­до­ва­ния. Систе­ма инфор­ма­ци­он­ных жан­ров совре­мен­но­го медиа-про­стран­ства настоль­ко раз­но­об­раз­на, что даже клас­си­че­ская замет­ка при­об­ре­та­ет свои жан­ро­вые раз­но­вид­но­сти. В част­но­сти, иссле­до­ва­те­ли выде­ля­ют «собы­тий­ную замет­ку, анонс, анно­та­цию, мини-рецен­зию, блиц-порт­рет, мини-обо­зре­ние, мини-совет» [Лащук 2004: 11]. Извест­ный жан­рист А. А. Тер­тыч­ный спра­вед­ли­во утвер­жда­ет, что «жан­ро­вое раз­но­об­ра­зие про­дук­та жур­на­лист­ско­го твор­че­ства в насто­я­щее вре­мя может рас­ши­рять­ся и за счет вклю­че­ния в про­цесс жан­ро­об­ра­зо­ва­ния в СМИ тако­го ранее мало­за­мет­но­го жан­ро­об­ра­зу­ю­ще­го фак­то­ра, как струк­ту­ра тек­стов» [Тер­тыч­ный 2016: 119]. Рас­смат­ри­ва­е­мая инфор­ма­ци­он­ная стро­ка еще менее объ­ем­на, неже­ли замет­ка, по типу она соот­вет­ству­ет хро­ни­каль­но­му сооб­ще­нию. В дан­ном слу­чае дис­кур­сив­ные ком­по­нен­ты сужа­ют­ся: пер­вей­шей целью ком­му­ни­ка­ции ста­но­вит­ся инфор­ми­ро­ва­ние ауди­то­рии в наи­бо­лее общих чер­тах об изоб­ра­жа­е­мом собы­тии без про­ник­но­ве­ния в сущ­ность его внут­рен­них вза­и­мо­свя­зей, без про­ве­де­ния его ана­ли­за. Будучи раз­ме­щен­ной в ниж­ней части теле­ви­зи­он­но­го экра­на, инфор­ма­ция подоб­но­го хро­ни­каль­но­го сооб­ще­ния при­об­ре­та­ет толь­ко ей харак­тер­ные пара­мет­ры и не может быть цели­ком отне­се­на к пись­мен­ной речи, кото­рая тра­ди­ци­он­но рас­смат­ри­ва­ет­ся как пре­ро­га­ти­ва печат­ных СМИ.

В отли­чие от газет­ных хро­ни­каль­ных сооб­ще­ний, кото­рые часто пуб­ли­ку­ют­ся под руб­ри­ка­ми «Хро­ни­ка дня», «Корот­ко», «В мире», «В стране» и т. п., инфор­ма­ци­он­ная стро­ка не дает реци­пи­ен­ту воз­мож­но­сти вре­мен­но­го рас­кре­по­ще­ния, воз­мож­но­сти повтор­но­го (имен­но по его жела­нию) воз­вра­та к тек­сту. В отли­чие от хро­ни­каль­ных радио­со­об­ще­ний, инфор­ма­ци­он­ная стро­ка на теле­экране визу­аль­но при­об­ща­ет к тек­сту без аудио­со­про­вож­де­ния. Эти два важ­ных пара­мет­ра допол­ня­ют­ся насло­е­ни­ем видео­кар­тин­ки и аудио­тек­ста, совер­шен­но не свя­зан­ных с тема­ти­кой инфор­ма­ци­он­ной стро­ки, и поз­во­ля­ют ква­ли­фи­ци­ро­вать инфор­ма­ци­он­ную стро­ку как отдель­ный жанр пуб­ли­ци­сти­че­ско­го тек­ста, инте­гри­ру­ю­щий отдель­ные пара­мет­ры печат­ной и элек­трон­ной жур­на­ли­сти­ки.

При появ­ле­нии на экране инфор­ма­ци­он­ной стро­ки воз­ни­ка­ет пси­хо­ло­ги­че­ски пара­док­саль­ная ситу­а­ция, при кото­рой зри­тель, читая сооб­ще­ние, вынуж­ден, во-пер­вых, про­слу­ши­вать звук, при­над­ле­жа­щий голо­су веду­ще­го либо сопро­вож­да­ю­щий видео­сю­жет (рабо­та­ют орга­ны слу­ха), и, во-вто­рых, «дро­бить» зре­ние как основ­ное внеш­нее чув­ство для чте­ния тек­ста, при­чем оно то и дело может пере­клю­чать­ся на верх­нюю часть экра­на (если слух уло­вит инте­ре­су­ю­щую инфор­ма­цию). Все это поз­во­ля­ет утвер­ждать, что самый про­стой, на пер­вый взгляд, жур­на­лист­ский текст тре­бу­ет от зри­те­ля доста­точ­но слож­ной умствен­ной рабо­ты в рам­ках так назы­ва­е­мо­го «кли­по­во­го мыш­ле­ния». А оно, в свою оче­редь, ста­ло след­стви­ем раз­ви­тия ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­гий и интер­не­та, поз­во­лив­ших теле­ви­зи­он­щи­кам в пол­ной мере исполь­зо­вать воз­мож­но­сти под­клю­че­ния допол­ни­тель­но­го инфор­ма­ци­он­но­го кон­тен­та на теле­экране при транс­ля­ции сво­их кана­лов.

«Кли­по­вое мыш­ле­ние» ста­но­вит­ся мегатрен­дом совре­мен­ной жиз­ни, чрез­мер­но насы­щен­ной новост­ным про­дук­том, поэто­му идеи Э. Тоф­фле­ра о несо­сто­я­тель­но­сти в инфор­ма­ци­он­ном обще­стве «идеи любо­го исчер­пы­ва­ю­ще­го син­те­за» [Тоф­флер 2010: 356] сего­дня пре­тер­пе­ва­ют суще­ствен­ные изме­не­ния. Дей­стви­тель­но, потре­би­те­лю инфор­ма­ци­он­ной стро­ки не дает­ся вре­ме­ни для оце­ни­ва­ния фак­тов, «мы не настра­и­ва­ем­ся на вол­ну авто­ра, а вос­при­ни­ма­ем, вса­сы­ва­ем, абсор­би­ру­ем текст за счет дру­гих тех­ник», — утвер­жда­ет Л. Данил­кин (URL: http://​chtenie​-21​.ru/​s​m​i​/​6​325), что мно­ги­ми иссле­до­ва­те­ля­ми трак­ту­ет­ся как при­ви­тие неспо­соб­но­сти к кри­ти­че­ско­му мыш­ле­нию. В то же вре­мя совре­мен­ный когни­тив­ный стиль пред­опре­де­лен, по мне­нию К. Г. Фрум­ки­на, уско­ре­ни­ем тем­па жиз­ни и уве­ли­че­ни­ем объ­е­ма инфор­ма­ци­он­но­го пото­ка, застав­ля­ю­щи­ми при­бе­гать к отбо­ру инфор­ма­ции и ее сокра­ще­нию; повы­ше­ни­ем тре­бо­ва­ний к акту­аль­но­сти инфор­ма­ции и быст­ро­те ее поступ­ле­ния, что сокра­ща­ет вре­мя на ее обра­бот­ку и уста­нов­ле­ние при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей; воз­рас­та­ю­щим раз­но­об­ра­зи­ем посту­па­ю­щей инфор­ма­ции; ростом чис­ла одно­вре­мен­ных дел или дей­ствий, что пред­по­ла­га­ет необ­хо­ди­мость вос­при­я­тия раз­лич­ных инфор­ма­ци­он­ных пото­ков; ростом демо­кра­тии и диа­ло­гич­но­сти на раз­ных уров­нях соци­аль­ной систе­мы [см.: Фрум­кин 2010]. Вслед­ствие это­го вклю­че­ние инфор­ма­ци­он­ной стро­ки вос­при­ни­ма­ет­ся вполне оправ­дан­ным при­е­мом, не выпа­да­ю­щим из общих тен­ден­ций раз­ви­тия инфор­ма­ци­он­но­го обще­ства и, ско­рее все­го, мало при­во­дя­щим к когни­тив­ным изме­не­ни­ям у реци­пи­ен­та. Ведь «нель­зя игно­ри­ро­вать то обсто­я­тель­ство, что чело­ве­че­ство в тече­ние веков посту­па­тель­но дви­га­лось к при­об­ре­те­нию ново­го сти­ля мыш­ле­ния, кото­рое, ско­рее все­го, явля­ет­ся про­сто еще одним эта­пом в раз­ви­тии чело­ве­че­ства, век­тор кото­ро­го одно поко­ле­ние не в силах изме­нить» [Гри­цен­ко 2012: 74]. Гос­под­ство интер­нет-тех­но­ло­гий и их внед­ре­ние в совре­мен­ные инфор­ма­ци­он­ные пото­ки через газе­ты, радио и теле­ви­де­ние обя­за­тель­но вызо­вет (и вызы­ва­ет) «при­спо­соб­лен­че­скую» реак­цию в когни­тив­ных спо­соб­но­стях полу­ча­те­лей.

Ана­лиз мате­ри­а­ла. Инфор­ма­ци­он­ная стро­ка гене­ти­че­ски вос­хо­дит к теле­тайп­ной лен­те (не хва­та­ет лишь сту­ка печа­та­ю­ще­го устрой­ства) и, види­мо, к инфор­ма­ци­он­ным таб­ло. Напри­мер, в 1970–1980‑х годах в Мин­ске на пло­ща­ди Яку­ба Кола­са суще­ство­ва­ла видео­га­зе­та, кото­рая зна­ко­ми­ла жите­лей горо­да с основ­ны­ми ново­стя­ми путем их транс­ля­ции в виде стро­ки на огром­ном удли­нен­ном пря­мо­уголь­ном экране. Совре­мен­ные элек­трон­ные реклам­ные пан­но исполь­зу­ют инфор­ма­ци­он­ную стро­ку с оста­нов­кой, целью чего ста­но­вит­ся при­вле­че­ние вни­ма­ния потен­ци­аль­но­го поку­па­те­ля к това­ру. Но текст инфор­ма­ци­он­ной стро­ки на теле­экране все-таки заим­ство­ван преж­де все­го из мате­ри­а­лов инфор­ма­ци­он­ных агентств, и ее широ­кое рас­про­стра­не­ние свя­за­но с внед­ре­ни­ем во все сфе­ры жиз­ни гло­баль­ной инфор­ма­ци­он­ной сети и созда­ни­ем теле­ка­на­ла­ми соб­ствен­ных сай­тов.

Теле­ви­зи­он­ная инфор­ма­ци­он­ная стро­ка в про­цес­се функ­ци­о­ни­ро­ва­ния уже при­об­ре­ла свои раз­но­вид­но­сти, кото­рые мож­но клас­си­фи­ци­ро­вать сле­ду­ю­щим обра­зом.

1. Экс­трен­ная, или эпи­зо­ди­че­ская. Тек­сты стро­ки появ­ля­ют­ся во вре­мя транс­ля­ции любой теле­пе­ре­да­чи, инфор­ми­руя зри­те­лей о воз­ник­но­ве­нии ново­сти, при­вле­ка­ю­щей все­об­щее вни­ма­ние: Ува­жа­е­мые теле­зри­те­ли! В 23.00 смот­ри­те экс­трен­ный выпуск «Вестей» (Рос­сия); Ува­жа­е­мые теле­зри­те­ли! В 22.00 смот­ри­те пря­мое вклю­че­ние из Цен­триз­бир­ко­ма (НТВ). В этом слу­чае текст медиа­со­об­ще­ния тра­фа­ре­тен, тема экс­трен­но­го выпус­ка не сооб­ща­ет­ся (она либо извест­на из преды­ду­щих новост­ных пере­дач, либо дуб­ли­ру­ет основ­ную тему дня, напри­мер выбо­ры). В отдель­ных слу­ча­ях инфор­ма­ци­он­ная стро­ка вклю­ча­ет­ся эпи­зо­ди­че­ски, что харак­тер­но для т/к “Euronews” во вре­мя про­ве­де­ния выбо­ров, круп­ных поли­ти­че­ских собы­тий миро­во­го уров­ня, при совер­ше­нии тер­ак­тов; для подоб­ной стро­ки харак­тер­на частая повто­ря­е­мость через опре­де­лен­ное вре­мя: FRANCE: MARINE LEPEN’S FAR-RIGHT NATIONAL FRONT LOST ELECTION RUN-OFFS — EXITPOLLS (“Euronews”).

2. При­но­вост­ная, кото­рая явля­ет­ся обя­за­тель­ным атри­бу­том всех новост­ных выпус­ков (т/к «Мир», ОНТ (Бела­русь), НТВ и др.). При­но­вост­ная инфор­ма­ци­он­ная стро­ка может иметь свои осо­бен­но­сти на раз­лич­ных теле­ка­на­лах. Напри­мер, ОНТ в 18.00 в бегу­щей стро­ке цели­ком дуб­ли­ру­ет аудио­со­про­вож­де­ние теле­но­во­стей (даже интер­вью) для инва­ли­дов по слу­ху, в чем про­яв­ля­ет­ся так­же соци­аль­ная функ­ция такой инфор­ма­ци­он­ной стро­ки. Отдель­ные теле­ка­на­лы, напри­мер Пер­вый канал, исполь­зу­ют инфор­ма­ци­он­ную стро­ку в кон­це новост­но­го выпус­ка для про­гно­за пого­ды (это уве­ли­чи­ва­ет вре­мя для видео­кон­тен­та). При­но­вост­ной мож­но счи­тать и стро­ку, вклю­ча­е­мую при транс­ля­ции утрен­них инфор­ма­ци­он­но-раз­вле­ка­тель­ных про­грамм на мно­гих теле­ка­на­лах.

3. Посто­ян­ная инфор­ма­ци­он­ная стро­ка харак­тер­на для теле­ка­на­лов узкой тема­ти­че­ской направ­лен­но­сти (биз­нес-канал РБК, новост­ной канал “Euronews”, пра­во­слав­ный канал «Союз»). Стро­ка может исче­зать лишь при пока­зе рекла­мы. На т/к «Союз» посто­ян­ная инфор­ма­ци­он­ная стро­ка не исклю­ча­ет­ся даже при транс­ля­ции бого­слу­же­ний и дру­гих, важ­ных в отно­ше­нии пра­во­слав­но­го веро­уче­ния, пере­дач. Для мно­гих ком­мер­че­ских теле­ка­на­лов посто­ян­ная инфор­ма­ци­он­ная стро­ка слу­жит для раз­ме­ще­ния реклам­ных сооб­ще­ний (т/к ВТВ, ТВ 3 и др.), бла­го­да­ря нали­чию кото­рых кана­лы и суще­ству­ют.

4. Бегу­щая и всплы­ва­ю­щая, или сме­ня­е­мая, инфор­ма­ци­он­ная стро­ка. Имен­но над эти­ми раз­но­вид­но­стя­ми наи­бо­лее часто экс­пе­ри­мен­ти­ру­ют теле­ка­на­лы. Так, т/к «Мир», “Euronews” и ОНТ (кро­ме упо­мя­ну­то­го выпус­ка в 18.00) в послед­нее вре­мя изме­ни­ли свои бегу­щие инфор­ма­ци­он­ные стро­ки на всплы­ва­ю­щие (сме­ня­е­мые).

Важ­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми бегу­щей инфор­ма­ци­он­ной стро­ки явля­ют­ся ско­рость ее дви­же­ния по экра­ну и повто­ря­е­мость. Ско­рость пред­опре­де­ля­ет­ся воз­мож­но­стя­ми про­чте­ния инфор­ма­ции зри­те­лем, а повто­ря­е­мость помо­га­ет тем, кто не успел озна­ко­мить­ся с сооб­ще­ни­ем. В рас­смат­ри­ва­е­мых при­ме­рах наи­боль­шая ско­рость — у т/к НТВ и “Euronews” (до пере­хо­да на всплы­ва­ю­щий вари­ант), наи­мень­шая — у т/к «Союз». Повто­ря­е­мость в при­но­вост­ной бегу­щей стро­ке так­же зави­сит от коли­че­ства сооб­ще­ний и хро­но­мет­ра­жа выпус­ка ново­стей. Напри­мер, выпуск «Наши ново­сти» (ОНТ), для­щий­ся при­мер­но 25 минут, содер­жит при­бли­зи­тель­но 40 сооб­ще­ний бегу­щей стро­ки, что дает воз­мож­ность ее «про­крут­ки» более трех раз (стро­ка обры­ва­ет­ся с послед­ни­ми сло­ва­ми веду­ще­го). Это в прин­ци­пе помо­га­ет зри­те­лю озна­ко­мить­ся с инфор­ма­ци­ей.

Всплы­ва­ю­щая инфор­ма­ци­он­ная стро­ка наи­бо­лее про­фес­си­о­наль­но исполь­зу­ет­ся т/к “Euronews”. Струк­тур­но она вклю­ча­ет в себя лого­тип кана­ла, тему сооб­ще­ния, пред­ло­же­ние сооб­ще­ния, теку­щее вре­мя:

euronews.  |  BELGIUM  |  Belgiums foreign minister finally sings the CETA deal  | :08

|   ahead of EU-Canada summit in Brussels this Sunday   |

Тема сооб­ще­ния варьи­ру­ет­ся в зави­си­мо­сти от смыс­ло­во­го напол­не­ния пред­ло­же­ния и заме­ня­ет­ся при появ­ле­нии ком­мер­че­ской инфор­ма­ции: MARKETS EUROSTOXX, MARKETS CURRENCIES, MARKETS METALS и т. п., а так­же про­гно­за пого­ды: METEO TODAY. При­чем дан­ная инфор­ма­ция обыч­но транс­ли­ру­ет­ся посред­ством бегу­щей стро­ки.

5. Одно­уров­не­вая и двух­уров­не­вая инфор­ма­ци­он­ная стро­ка. Боль­шин­ство теле­ка­на­лов исполь­зу­ет одно­уров­не­вую инфор­ма­ци­он­ную стро­ку. Одна­ко т/к РБК пошел даль­ше, создав двух­уров­не­вую инфор­ма­ци­он­ную стро­ку, отра­жа­ю­щую спе­ци­фи­ку кана­ла. Пер­вый (верх­ний) уро­вень — посто­ян­ная бегу­щая стро­ка. Вто­рой (ниж­ний) уро­вень — бегу­щая стро­ка ком­мер­че­ской инфор­ма­ции (бир­же­вая индек­сы и под.). Кро­ме того, в пра­вом ниж­нем углу экра­на при­сут­ству­ет не бегу­щая, а сме­ня­е­мая (всплы­ва­ю­щая) стро­ка (кур­сы валют и др.). Ско­рость дви­же­ния инфор­ма­ци­он­ной стро­ки пер­во­го уров­ня ниже, чем вто­ро­го.

6. Инфор­ма­ци­он­ная стро­ка, гра­фи­че­ски отоб­ра­жа­е­мая на экране толь­ко про­пис­ны­ми бук­ва­ми, и инфор­ма­ци­он­ная стро­ка из букв обыч­но­го начер­та­ния. Первую исполь­зу­ют кана­лы с бегу­щей инфор­ма­ци­он­ной стро­кой (НТВ, “Euronews” до пере­хо­да на всплы­ва­ю­щий вари­ант) и «Мир» со всплы­ва­ю­щей инфор­ма­ци­он­ной стро­кой.

Теле­ка­на­лы, стре­мя­щи­е­ся при­дер­жи­вать­ся клас­си­че­ской пода­чи теле­но­во­стей, не исполь­зу­ют при­но­вост­ную инфор­ма­ци­он­ную стро­ку, по-види­мо­му кон­ста­ти­руя этим неже­ла­ние отвле­кать зри­те­ля от основ­но­го кон­тен­та новост­ных выпус­ков («Рос­сия», Пер­вый канал, «Бела­русь 1» и др.).

Линг­ви­сти­че­ские осо­бен­но­сти инфор­ма­ци­он­ной стро­ки обу­слов­ле­ны ее назна­че­ни­ем — инфор­ми­ро­вать зри­те­ля об основ­ных собы­ти­ях дня. В свя­зи с этим праг­ма­ти­ка сооб­ще­ний долж­на отра­жать точ­ность и логич­ность постро­е­ния выска­зы­ва­ния. Раз­но­об­раз­ные оце­ноч­ные, мета­фо­ри­че­ские и иные вто­ро­сте­пен­ные кон­но­та­ции язы­ко­во­го зна­ка цели­ком отсут­ству­ют либо све­де­ны к мини­му­му. Сво­бо­да само­вы­ра­же­ния жур­на­ли­ста, так назы­ва­е­мое автор­ское «я» как кате­го­рия жур­на­лист­ско­го тек­ста, в дан­ном слу­чае ничтож­на или даже непри­ем­ле­ма. В. И. Ивчен­ков под­чер­ки­ва­ет, что «автор­ское „я“ выра­жа­ет­ся в пуб­ли­ци­сти­че­ском тек­сте гра­ду­аль­но. Если иметь в виду инфор­ма­ци­он­ную замет­ку, то эта кате­го­рия в ней мини­ми­зи­ро­ва­на» [Іўчан­каў 2003: 89]. В то же вре­мя кол­лек­тив­ное автор­ство тек­стов инфор­ма­ци­он­ной стро­ки наи­бо­лее выра­же­но, при­об­ре­та­ет кон­цеп­ту­аль­ный харак­тер и про­еци­ру­ет­ся на всю теле­ком­па­нию. «Прин­цип кол­лек­тив­но­го автор­ства порож­да­ет осо­бые меха­низ­мы орга­ни­за­ции и про­из­вод­ства тек­ста» [Там же: 92]. Сле­ду­ет, одна­ко, заме­тить, что выбор сооб­ще­ний инфор­ма­ци­он­ной стро­ки, их ком­по­нов­ка могут в отдель­ных слу­ча­ях сви­де­тель­ство­вать о пред­по­чте­ни­ях ее соста­ви­те­лей.

Сооб­ще­ния инфор­ма­ци­он­ной стро­ки, не при­над­ле­жа­щие теле­ка­на­лу, долж­ны сопро­вож­дать­ся ссыл­ка­ми на автор­ство, чаще все­го кол­лек­тив­ное: пре­иму­ще­ствен­но это инфор­ма­ци­он­ные агент­ства: Суд Кам­бод­жи после допро­са вер­нул С. Полон­ско­го в тюрем­ную каме­ру (Интер­факс) (РБК); В Грод­нен­ской обла­сти изъ­яты до реше­ния суда 94 авто­мо­би­ля неле­галь­ных пере­воз­чи­ков (Бел­ТА) (ОНТ); ДЕТСКИЕ САДЫ БУДУТ ОТКРЫВАТЬСЯ ПРИ ВУЗАХ — МИНОБРНАУКИ (НТВ) и др. Сооб­ще­ния, не содер­жа­щие ссы­лок на автор­ство, апри­о­ри при­над­ле­жат теле­ка­на­лу. В то же вре­мя РБК не без осно­ва­ний сопро­вож­да­ет соб­ствен­ные сооб­ще­ния ссыл­кой на канал: Рос­сия нача­ла пере­да­вать Тур­ции дан­ные раз­вед­ки по Сирии, необ­хо­ди­мые для про­ве­де­ния опе­ра­ции «Щит Евфра­та» (РБК); Amnesty International при­зна­ла Facebook и WhatsApp самы­ми без­опас­ны­ми мес­сен­дже­ра­ми в мире (РБК), а “Euronews” и НТВ дуб­ли­ру­ют свой лого­тип перед каж­дым сооб­ще­ни­ем инфор­ма­ци­он­ной стро­ки, под­твер­ждая таким обра­зом их при­над­леж­ность теле­ка­на­лу: euronews. LEBANON | Political dialoque may bring Lebanon’s two-a-half years without a President to an end, as Saad Halili, backs Gen. Aoun (“Euronews”); НТВ. ВЛАСТИ ЭКВАДОРА ОСТАВЯТ АССАНЖА БЕЗ ИНТЕРНЕТА ДО ОКОНЧАНИЯ ВЫБОРОВ В США (НТВ).

В свя­зи с этим вызы­ва­ют непри­я­тие сооб­ще­ния инфор­ма­ци­он­ной стро­ки т/к ОНТ, кото­рые очень ред­ко содер­жат ссыл­ки на автор­ство: Кана­да дого­во­ри­лась о без­ви­зо­вом режи­ме с Румы­ни­ей; Тай­фун «Хай­ма» обру­шил­ся на Гон­конг вслед за Филип­пи­на­ми; Убе­жи­ща в Гер­ма­нии попро­си­ли 35 турец­ких дипло­ма­тов; Витеб­ская область завер­ши­ла убор­ку льна. Пер­вые три сооб­ще­ния не могут при­над­ле­жать теле­ка­на­лу, у кото­ро­го прак­ти­че­ски нет зару­беж­ной кор­ре­спон­дент­ской сети.

Сооб­ще­ние инфор­ма­ци­он­ной стро­ки по струк­ту­ре при­бли­жа­ет­ся к хед­лай­ну (англ. Headline), кото­рый пред­став­ля­ет собой «заго­ло­вок, содер­жа­щий глав­ную новост­ную инфор­ма­цию мате­ри­а­ла» [Лащук 2004: 38]. Одна­ко этот заго­ло­вок не име­ет про­дол­же­ния (лида), что харак­те­ри­зу­ет сооб­ще­ния инфор­ма­ци­он­ных агентств, не име­ет и основ­ной части (как в газет­ной замет­ке). По сути, появ­ле­ние инфор­ма­ци­он­ной стро­ки на теле­экране вызва­но нали­чи­ем у кана­ла соб­ствен­но­го сай­та и широ­ким исполь­зо­ва­ни­ем там хед­лай­на как важ­ней­ше­го эле­мен­та для поис­ко­вых систем. Сооб­ще­ние в стро­ке явля­ет­ся хед­лай­ном и одно­вре­мен­но тек­стом, что предъ­яв­ля­ет к нему осо­бые тре­бо­ва­ния.

Смыс­ло­вое напол­не­ние сооб­ще­ния стро­ки долж­но соот­вет­ство­вать тре­бо­ва­нию завер­шен­но­сти. «От ком­по­зи­ции в пре­де­лах само­го хед­лай­на — что поста­вить на пер­вое место, на чем акцен­ти­ро­вать вни­ма­ние — зави­сит каче­ство его смыс­ло­вой струк­ту­ры» [Кар­по­вiч 2007: 30]. Про­стое пред­ло­же­ние, не ослож­нен­ное при­да­точ­ны­ми частя­ми, при­част­ны­ми и дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми, явля­ет­ся основ­ным в сооб­ще­ни­ях бегу­щей стро­ки: Д. Мед­ве­дев при­нял уча­стие в дис­кус­сии Гай­да­ров­ско­го фору­ма «Гло­баль­ные вызо­вы инте­гра­ции (РБК); В аме­ри­кан­ском шта­те Нью-Йорк вве­ли огра­ни­че­ния на про­да­жу огне­стрель­но­го ору­жия (ОНТ); ФИЛЬМ «УЧЕНИК» СЕРЕБРЕННИКОВА НОМИНИРОВАН НА «АЗИАТСКИЙ ОСКАР» (НТВ); НА ФИЛИППИНАХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПЕРЕСТРЕЛКИ С СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ ПОГИБЛИ 10 ЧЕЛОВЕК («Мир»).

Поток сооб­ще­ний инфор­ма­ци­он­ной стро­ки обыч­но выстра­и­ва­ет­ся иерар­хи­че­ски, ведь сле­до­ва­ние тек­стов может сви­де­тель­ство­вать о фор­ми­ро­ва­нии повест­ки дня самим кана­лом. Тема­ти­че­ское раз­но­об­ра­зие инфор­ма­ции, неуме­ние рас­ста­вить ее по сте­пе­ни важ­но­сти пре­вра­ща­ет стро­ку в мель­ка­ю­щий калей­до­скоп, из кото­ро­го зри­те­лю дей­стви­тель­но труд­но выде­лить глав­ное, осо­бен­но если он зна­ко­мит­ся с таки­ми ново­стя­ми: В Шве­ции откры­ли клад­би­ще для ате­и­стов (ОНТ); В Мин­ске появи­лось так­си для домаш­них живот­ных (ОНТ); АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ ПОДДЕРЖАЛА ОБШИВКУ СТАРИННОГО ХРАМА САЙДИНГОМ (НТВ). И одно­вре­мен­но чита­ет вклю­чен­ные в эти же инфор­ма­ци­он­ные стро­ки сооб­ще­ния: На Яма­ле раз­бил­ся Ми‑8 — 19 погиб­ших, есть выжив­шие (ОНТ); ГРАЖДАН РОССИИ НЕ БЫЛО НА БОРТУ РАЗБИВШЕГОСЯ НА МАЛЬТЕ САМОЛЕТА (НТВ). Выход видит­ся, напри­мер, в руб­ри­ка­ции медиа­со­об­ще­ний по важ­но­сти, как это прак­ти­ку­ет т/к РБК (ГЛАВНЫЕ, НОВОСТИ ЧАСА, СПОРТ и др.), либо в ука­за­нии темы подоб­но т/к “Euronews”.

Непри­ем­ле­мо исполь­зо­ва­ние сооб­ще­ний инфор­ма­ци­он­ной стро­ки через 24 часа в том же выпус­ке ново­стей, так как это про­ти­во­ре­чит тре­бо­ва­нию опе­ра­тив­но­сти любо­го хро­ни­каль­но­го сооб­ще­ния. В част­но­сти, это прак­ти­ку­ет т/к ОНТ, в «Наших ново­стях» (20.30) кото­ро­го ино­гда встре­ча­ет­ся пять и более повтор­ных сооб­ще­ний (слу­ча­лось, что сооб­ще­ния транс­ли­ро­ва­лись даже на про­тя­же­нии трех суток).

Исполь­зо­ва­ние цитат в сооб­ще­нии инфор­ма­ци­он­ной стро­ки необ­хо­ди­мо соот­но­сить с осве­дом­лен­но­стью теле­зри­те­ля. Напри­мер, в сле­ду­ю­щем при­ме­ре пред­став­ля­ет­ся недо­ста­точ­ным исполь­зо­ва­ние лишь ини­ци­а­ла и фами­лии цити­ру­е­мо­го госу­дар­ствен­но­го дея­те­ля: А. Кле­пач: РФ необ­хо­ди­мо смяг­че­ние денеж­но-кре­дит­ной поли­ти­ки (РБК), кро­ме того, сомни­тель­но, что это может быть глав­ной ново­стью. Ср. одно­тип­ное сооб­ще­ние это­го же теле­ка­на­ла: Гла­ва МЧС Пуч­ков: Пока рас­смат­ри­ва­ют­ся все вер­сии пожа­ра в пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ском интер­на­те в Воро­неж­ской обла­сти (РИА Ново­сти) (РБК), а так­же: ПУТИН: ЕДИНЫЙ ФРОНТ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ НЕ СОЗДАН («Мир»); ДЕТСКИЕ САДЫ БУДУТ ОТКРЫВАТЬСЯ ПРИ ВУЗАХ — МИНОБРНАУКИ РФ (НТВ).

С пере­хо­дом на исполь­зо­ва­ние всплы­ва­ю­щей инфор­ма­ци­он­ной стро­ки воз­ни­ка­ет новая про­бле­ма: дли­на хед­лай­на умень­ша­ет­ся до шири­ны теле­ви­зи­он­но­го экра­на, что вызы­ва­ет сокра­ще­ние уточ­ня­ю­щей инфор­ма­ции, вклю­ча­е­мой посред­ством вто­ро­сте­пен­ных чле­нов про­сто­го пред­ло­же­ния. Огра­ни­чен­ное коли­че­ство печат­ных зна­ков с про­бе­ла­ми (в сред­нем от 50 до 70) дела­ет сооб­ще­ния инфор­ма­ци­он­ной стро­ки сжа­ты­ми до мини­му­ма: Кана­да дого­во­ри­лась о без­ви­зо­вом режи­ме с Румы­ни­ей (ОНТ), ГЕНАССАМБЛЕЯ ООН В 25‑й РАЗ ПРИЗВАЛА СНЯТЬ БЛОКАДУ КУБЫ (Мир); ПОРОШЕНКО ПОРУЧИЛ ПОВЫСИТЬ ЗАРПЛАТЫ В 2017 ГОДУ В СРЕДНЕМ В 2 РАЗА («Мир»), воз­ни­ка­ют некор­рект­ные сокра­ще­ния: В Бела­ру­си отме­не­ны огра­ни­че­ния для физ­лиц на хра­не­ние алко­го­ля (ОНТ). Пожа­луй, имен­но этим объ­яс­ня­ет­ся заме­на про­пис­ных букв на строч­ные при пере­хо­де т/к “Euronews” с бегу­щей инфор­ма­ци­он­ной стро­ки на всплы­ва­ю­щую и раз­де­ле­ние ее на экране на два уров­ня: ITALY | Two strong earthquakes rock central Itali, caused damage and // blocking roads, but to casualties have been reported.

В сооб­ще­нии Фран­цуз­ские воен­ные всту­пи­ли в бое­вой кон­такт с малий­ски­ми мятеж­ни­ка­ми (Интер­факс) (РБК) кон­струк­ция бое­вой кон­такт энтро­пич­на, что свя­за­но с неже­ла­ни­ем пря­мо­го име­но­ва­ния боя с соот­вет­ству­ю­щи­ми послед­стви­я­ми для участ­ни­ков, и тре­бу­ет кор­рек­ти­ров­ки. Сооб­ще­ние Миро­вая эко­но­ми­ка сэко­но­ми­ла 1 трлн дол­ла­ров из-за сокра­ще­ния атак сома­лий­ских пира­тов (ОНТ) нуж­да­ет­ся в сти­ли­сти­че­ской прав­ке из-за явной тав­то­ло­гич­но­сти.

Сооб­ще­ние Pink Floyd сня­ли клип на пес­ню 1969 года (ОНТ) не соот­вет­ству­ет грам­ма­ти­че­ским тре­бо­ва­ни­ям коор­ди­на­ции под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го при исполь­зо­ва­нии ино­языч­но­го наиме­но­ва­ния (жела­тель­но вклю­чить в пред­ло­же­ние родо­вую при­над­леж­ность: Груп­па Pink Floyd сня­ла…). В дан­ном слу­чае теле­ка­нал повто­рил интер­нет-сооб­ще­ние, на 90 % рас­ти­ра­жи­ро­ван­ное в гло­баль­ной сети имен­но в таком раз­го­вор­ном вари­ан­те.

Гла­гол хро­ни­каль­но­го сооб­ще­ния бегу­щей стро­ки чаще исполь­зу­ет­ся в про­шед­шем (факт совер­шил­ся), реже — в насто­я­щем вре­ме­ни (факт совер­ша­ет­ся): Мино­бо­ро­ны Рос­сии выве­ло на орби­ту воен­ный спут­ник (Интер­факс) (РБК); ОСУЖДЕННЫЙ ВЛАДЕЛЕЦ СГОРЕВШЕГО КЛУБА «ХРОМАЯ ЛОШАДЬ» ПОПРОСИЛ ОБ УДО (НТВ); Бела­русь и Лат­вия поло­жи­тель­но оце­ни­ва­ют ито­ги сотруд­ни­че­ства в 2012 году (ОНТ).

Сооб­ще­ния инфор­ма­ци­он­ной стро­ки прак­ти­че­ски нико­гда не состо­ят из двух пред­ло­же­ний, что дик­ту­ет­ся тре­бо­ва­ни­я­ми к хед­лай­ну. Види­мо, поэто­му отдель­ные сооб­ще­ния искус­ствен­но скон­стру­и­ро­ва­ны как одно пред­ло­же­ние и тре­бу­ют пере­ра­бот­ки. Напри­мер: В про­вин­ции Идлиб на севе­ре Сирии совер­ше­на серия тер­ак­тов; более 40 чело­век погиб­ли (ТАСС) (РБК). Глав­ная новост­ная инфор­ма­ция — гибель людей — пере­ме­ще­на в конец пред­ло­же­ния, на пер­вое место выне­сен ответ на вопрос «где?». В Индии мест­ная житель­ни­ца поса­ди­ла 400 тыс. дере­вьев — 60-лет­няя инди­ан­ка зани­ма­ет­ся озе­ле­не­ни­ем 46 лет (ОНТ). В этом сооб­ще­нии вто­рая часть, воз­мож­но, сто­я­ла в лиде, кото­рый уточ­ня­ет, рас­ши­ря­ет хед­лайн, а соста­ви­те­ли вклю­чи­ли в сооб­ще­ние два фак­та. Экс­трен­ная бегу­щая стро­ка MALI: THE REGIONAL IMPACT. STAY TUNED FOR IN-DEPTH ANALYSIS WITH AFRICAN AFFAIRS SPECIALIST FRANCIS KRATINDé (“Euronews”) состо­ит из двух пред­ло­же­ний вви­ду необ­хо­ди­мо­сти ука­за­ния в пер­вом из них общей темы (име­ни­тель­ный темы — ана­лог руб­ри­ки в газе­те).

Вызы­ва­ет сомне­ние вклю­че­ние в бегу­щую стро­ку сооб­ще­ний, оформ­лен­ных пас­сив­ны­ми кон­струк­ци­я­ми и содер­жа­щих гла­го­лы буду­ще­го вре­ме­ни: Функ­ции транс­порт­но­го кон­тро­ля в пунк­тах про­пус­ка в Бела­ру­си в 2013 году пла­ни­ру­ет­ся пере­дать тамо­жен­ным орга­нам (ОНТ) (кто будет при­ни­мать это реше­ние?); Пуб­лич­ная биб­лио­те­ка аме­ри­кан­ско­го горо­да Айо­ва-Сити, штат Айо­ва, вве­дет запрет на сон в поме­ще­нии (ОНТ) (когда будет вве­ден запрет?). Неко­то­рые сооб­ще­ния вызы­ва­ют допол­ни­тель­ные вопро­сы из-за непол­но­ты инфор­ма­ции; чаще все­го долж­но быть пред­ло­же­ние с цита­той: ВСЕ ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ В СОЧИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СДАНЫ ДО 15 ИЮНЯ («Мир») (кто при­нял такое реше­ние?); Вер­хов­ная Рада Укра­и­ны в бли­жай­шее вре­мя может при­нять все зако­но­про­ек­ты, необ­хо­ди­мые для выпол­не­ния пла­на дей­ствий по либе­ра­ли­за­ции визо­во­го режи­ма с Евро­со­ю­зом («Мир») (кто про­ин­фор­ми­ро­вал об этом?); Бело­ру­сы смо­гут ездить в Арген­ти­ну без виз (ОНТ) (когда вво­дит­ся без­ви­зо­вый режим?); МВФ РАССМОТРИТ НОВУЮ ПРОГРАММУ ДЛЯ МОЛДОВЫ 7 НОЯБРЯ («Мир») (когда рас­смат­ри­ва­лась преды­ду­щая и суще­ство­ва­ла ли она вооб­ще?).

Сле­ду­ет отме­тить осо­бен­но­сти посто­ян­ной бегу­щей стро­ки пра­во­слав­но­го теле­ка­на­ла «Союз». Она сохра­ня­ет основ­ные харак­те­ри­сти­ки рели­ги­оз­но­го дис­кур­са: обра­ще­ния (Бра­тья и сест­ры!), широ­кое пере­чис­ле­ние титу­лов дей­ству­ю­щих иерар­хов и пра­во­слав­ных свя­тых, слож­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции с мно­го­чис­лен­ным коли­че­ством одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния и т. п. В бегу­щей стро­ке отсут­ству­ют сооб­ще­ния-хед­лай­ны, а вме­сто них исполь­зу­ют­ся замет­ки, анон­сы. Это, во-пер­вых, услож­ня­ет зна­ком­ство зри­те­ля с инфор­ма­ци­ей (часто сооб­ще­ние длит­ся несколь­ко минут), а во-вто­рых, пол­но­стью отвле­ка­ет его от теле­ви­зи­он­ной пере­да­чи. При­ве­дем лишь нача­ло одной такой замет­ки: По бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Ека­те­рин­бург­ско­го и Вер­хо­тур­ско­го Кирил­ла в Ека­те­рин­бур­ге про­хо­дит VIII Меж­ду­на­род­ная пра­во­слав­ная выстав­ка «Русь кре­щен­ная, свя­тая…». В этом году про­ект объ­еди­нил более 150 участ­ни­ков из Рос­сии, Бело­рус­сии, Укра­и­ны, Мол­да­вии, Изра­и­ля, Гре­ции. Более поло­ви­ны из них пред­став­ля­ют мона­сты­ри, подво­рья, духов­ные изда­тель­ства и обра­зо­ва­тель­ные цен­тры Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви… В кон­це замет­ки содер­жит­ся при­гла­ше­ние посе­тить выстав­ку. В резуль­та­те замет­ка при­об­ре­та­ет чер­ты реклам­ной. Такая же реклам­ная функ­ция видит­ся и в повто­ря­е­мой инфор­ма­ции с прось­бой о финан­со­вой под­держ­ке кана­ла: Доро­гие дру­зья! С 6 октяб­ря мы про­во­дим бла­го­тво­ри­тель­ный мара­фон «От Сер­гия до покро­ва» в под­держ­ку теле­ка­на­ла «Союз», для про­дол­же­ния и раз­ви­тия теле­ка­на­ла. В первую оче­редь нуж­но пога­сить дол­ги за веща­ние с апре­ля по сен­тябрь. Все­го 44 млн. руб­лей… («Союз»). Осо­бен­но спо­соб­ству­ют пер­ло­ку­тив­но­му эффек­ту нали­чие стро­ки во вре­мя транс­ля­ции бого­слу­же­ний (на экране лишь свя­щен­ник, чита­ю­щий молит­вы перед ико­на­ми) и мед­лен­ная ско­рость дви­же­ния стро­ки.

Выво­ды. Таким обра­зом, сооб­ще­ния инфор­ма­ци­он­ной стро­ки на теле­экране име­ют свои, толь­ко им при­су­щие харак­те­ри­сти­ки. Исполь­зо­ва­ние стро­ки про­дик­то­ва­но жела­ни­ем теле­ка­на­лов уве­ли­чить объ­ем кон­тен­та посред­ством исполь­зо­ва­ния име­ю­ще­го­ся на соб­ствен­ном сай­те. Одна­ко пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти вос­при­я­тия такой инфор­ма­ции не до кон­ца изу­че­ны и тре­бу­ют даль­ней­ше­го иссле­до­ва­ния. Пока труд­но дать ответ на вопрос, поче­му не все теле­ка­на­лы исполь­зу­ют инфор­ма­ци­он­ную стро­ку (воз­мож­но, имен­но она отвле­ка­ет зри­те­ля от пред­ла­га­е­мых ново­стей дня).

Линг­ви­сти­че­ские осо­бен­но­сти сооб­ще­ний инфор­ма­ци­он­ной стро­ки про­дик­то­ва­ны тре­бо­ва­ни­я­ми к хед­лай­ну как к пред­по­чти­тель­но­му заго­лов­ку любо­го инфор­ма­ци­он­но­го мате­ри­а­ла. В инфор­ма­ци­он­ной стро­ке мини­ми­зи­ро­ва­но автор­ское «я» и мак­си­маль­но про­яв­ля­ет­ся кол­лек­тив­ное автор­ство жур­на­лист­ско­го тек­ста. Бегу­щая инфор­ма­ци­он­ная стро­ка менее под­вер­же­на вли­я­нию физи­че­ских харак­те­ри­стик теле­экра­на, в отли­чие от всплы­ва­ю­щей, кото­рая огра­ни­че­на опре­де­лен­ным коли­че­ством печат­ных зна­ков. Сооб­ще­ния инфор­ма­ци­он­ной стро­ки неже­ла­тель­но насы­щать раз­но­тип­ной инфор­ма­ци­ей, так как это затруд­ня­ет зри­те­лю филь­тра­цию глав­ных ново­стей.

© Жол­не­ро­вич П. П., 2017

Гриценко И. А. Клиповое мышление — новый этап развития человечества // Учен. зап. РГСУ. Сер. Социальная педагогика и психология. 2012. № 4. С. 71–74. 

Дускаева Л. Р. Медиалингвистика в России: основные подходы и методики // Слова ў кантэксце часу: пленар. дакл. Мінск: Выд. цэнтр БДУ, 2013. С. 49–55. 

Ивченков В. Культура общения: риторический образ времени // Слова ў кантэксце часу: зб. навук. прац. Мінск: Выд. цэнтр БДУ, 2009. С. 188–199. 

Іўчанкаў В. І. Дыскурс беларускіх СМІ: арганізацыя публіцыстычнага тэксту. Мінск: Белор. дзярж. ун-т, 2003. 

Іўчанкаў В. Медыялінгвістыка: вытокі, асаблівасці фарміравання і прыярытэты // Журналістыка-2016: стан, праблемы і перспектывы. Мінск: Белор. дзярж. ун-т, 2016. С. 289–292. 

Карасик В. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 

Карповіч М. Хедлайн: сэнсавая і граматычная структура // Журналістыка-2007: надзённыя праблемы: перспектывы. Мінск: Белор. дзярж. ун-т, 2007. С. 28–34. 

Кожина М. Н. Стилистика русского языка: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1977. 

Лащук О. Р. Редактирование информационных сообщений: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2004. 

Солганик Г. Я., Дроняева Т. С. Стилистика современного русского языка и культура речи: учеб. пособие. М.: Академия, 2002. 

Тертычный А. К вопросу о классификации жанров современных СМИ // Журналістыка-2016: стан, праблемы і перспектывы. Мінск: Белор. дзярж. ун-т, 2016. С. 117–120. 

Тоффлер, Элвин. Третья волна. М.: У-Фактория, 2010. 

Фрумкин, Константин. Клиповое мышление и судьба линейного текста // Топос: лит.-филос. журн. 2010. 22 сент. URL: http://www.topos.ru/article/7371. 

Цікоцкі М. Я. Стылістыка тэксту. Мінск: Беларус. навука, 2002.

Cikocki M. Ja. Textual  stylistics [Stylistyka tekstu]. Міnsk, 2002. 

Duskayeva L. R. Media linguistics in Russia: main approaches and methods [Medialingvistika v Rossii: osnovnije podhody i metodiki] // [Slova u kantextсe chasu: plenarniya daklady]. Міnsk, 2013. P. 49–55. 

Frumkin K. Clip thinking and the fate of linear text [Klipovoje myshlenije i sudba linejnogo teksta] // Topos [Topos: lit-filos. zurn.]. 2010. 22 Sept. URL: http://www.topos.ru/article/7371. 

Gricenko I. A. Clip thinking — a new stage of human development [Klipovoje mizhlenije — novij etap razvitija chelovechestva] // Sci. notes of RSSU [Uchen. zap. RGSU. Ser. Socialnaja pedagogika i psihologija]. 2012. No. 4. P. 71–74.

Iuchankau V. Media linguistics: the origins, peculiarities of formation and priorities [Medijalingvistika: vitoki, asablivasti farmiravannia i pryjaritety] // Journalism-16: status, problems and prospects [Zhurnalistika-2016: stan, prablemy i perspektivy]. Міnsk, 2016. P. 289–292. 

Iuchankau V. I. The discourse of the Belarusian media: organization of nonfiction text [Diskurs belaruskih SMI: arganizacija publicistichnaga tekstu]. Міnsk, 2003. 

Ivchenkov V. The culture of communication: the rhetocial image of the time [Kultura obshchenija: ritoricheskij obraz vremeni] // The word in the context of the time [Slova u kantextсe chasu: zb. navuk. prac]. Міnsk, 2009. P. 188–199. 

Каrasik V. I. Language circle: personality, concepts, discourse [Jazikovoj krug: lichnost, kontsepty, diskurs]. Volgograd, 2001. 

Каrpovich М. Headline: semantic and grammatical structure [Hedlajn. Sensavaja i gramatychnaja struktura] // Journalism-2007: pressing issues: perspectives [Zhurnalistika-2007: nadzjonnyja prablemy: perspektivy]. Міnsk, 2007. P. 28–34. 

Коzhina М. N. Stylistics of the Russian language [Stilistika russkogo jazyka]. Moscow, 1977. 

Lazhuk О. R. News editing [Redaktirovaniye informationnyh soobchenij]. Moscow, 2004. 

Solganik G. J., Droniajeva T. S. Modern Russian stylistics and speech culture [Stiltstika sovremennogo russkogo jazyka i kultura rechi]. Moscow, 2002. 

Tertychny A. On the classification of modern media genres [K voprosu o klassifikacii zanrov sovremennyh SMI] // Journalism-16: status, problems and prospects [Zhurnalistika-2016: stan, prablemy i perspektivy]. Міnsk, 2016. P. 117–120. 

Toffler E. The third wave [Tretja volna]. Moscow, 2010.