Среда, 20 октябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРОКА НА ТЕЛЕВИЗИОННОМ ЭКРАНЕ

Поста­нов­ка про­бле­мы. Состо­я­ние и воз­мож­но­сти совре­мен­ной меди­а­ин­ду­стрии, про­ни­зы­ва­ю­щей все сфе­ры инфор­ма­ци­он­но­го обще­ства, тако­во, что она начи­на­ет высту­пать само­сто­я­тель­ным субъ­ек­том обще­ствен­ных отно­ше­ний как в отдель­ном госу­дар­стве, так и в меж­ду­на­род­ном мас­шта­бе, фор­ми­ру­ет повест­ку дня и рас­став­ля­ет в ней опре­де­лен­ные акцен­ты, экс­пли­цит­но либо импли­цит­но содер­жа­щи­е­ся в меди­а­текстах. «Инфор­ма­ция ста­но­вит­ся жиз­не­обес­пе­чи­ва­ю­щим про­дук­том для обще­ства» [Ивчен­ков 2009: 195]. Вви­ду широ­ко­го диа­па­зо­на жан­ро­вых и внут­ри­жан­ро­вых отли­чий меди­а­тек­стов их ква­ли­фи­ка­ция и при­об­ще­ние к гло­баль­ной рече­вой кате­го­рии, опре­де­лен­ной как пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль, вызы­ва­ет мно­гие вопро­сы и тре­бу­ет глу­бо­ко­го тео­ре­ти­че­ско­го осмыс­ле­ния. В язы­ко­зна­нии име­но­ва­ние назван­но­го сти­ля пре­тер­пе­ва­ет посто­ян­ные кор­рек­ти­вы: мож­но встре­тить такие тер­ми­но­ло­ги­че­ские соче­та­ния, как пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль, газет­но-пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль [Цікоц­кі 2002: 161], стиль мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции [Солга­ник, Дро­ня­е­ва 2002: 21] и др. Пони­мая рас­ши­рен­ное тол­ко­ва­ние пуб­ли­ци­сти­че­ско­го сти­ля, М. Н. Кожи­на еще в 1970‑х годах выде­ли­ла внут­ри него поня­тие «соб­ствен­но-пуб­ли­ци­сти­че­ский» [Кожи­на 1977: 53], что вполне оправ­да­но типо­ло­ги­ей самих тек­стов, вхо­дя­щих в кон­крет­ный подстиль.

Исто­рия вопро­са. Ана­лиз линг­ви­сти­че­ских и жур­на­лист­ских иссле­до­ва­ний по дан­ной про­бле­ма­ти­ке пока­зы­ва­ет, что пер­вые деся­ти­ле­тия XXI в. озна­ме­но­ва­лись посте­пен­ным вытес­не­ни­ем тер­ми­но­ло­ги­че­ско­го соче­та­ния пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль исполь­зо­ва­ни­ем назва­ний инсти­ту­ци­о­наль­ных типов дис­кур­са, когда текст рас­смат­ри­ва­ет­ся в ситу­а­ции реаль­но­го обще­ния. При­бли­же­ние линг­ви­сти­че­ских иссле­до­ва­ний тек­ста к ком­му­ни­ка­ти­ви­сти­ке дает воз­мож­ность выде­лить ком­по­нен­ты дис­кур­са: участ­ни­ки, хро­но­топ, цели, цен­но­сти, стра­те­гии, тема­ти­ку и др. [см.: Кара­сик 2002: 318–330]. Но и в дан­ном слу­чае оста­ет­ся та же про­бле­ма дроб­ле­ния широ­ко­го поня­тия «медиа­дис­курс» на раз­но­вид­но­сти и жан­ры, что при­бли­жа­ет подоб­ные иссле­до­ва­ния к медиа­линг­ви­сти­ке, к жур­на­лист­ским изыс­ка­ни­ям. «Медиа­линг­ви­сти­ка, — кон­ста­ти­ру­ет В. И. Ивчен­ков, — дает мно­го пре­иму­ществ в опре­де­ле­нии струк­тур­ных, систем­ных и функ­ци­о­наль­ных осо­бен­но­стей язы­ко­во­го фак­та, так как затра­ги­ва­ет пласт позна­ния тек­ста как ком­му­ни­ка­тив­но­го явле­ния (собы­тия, ситу­а­ции, соци­аль­но­го кон­тек­ста), дает доступ к рас­по­зна­ва­нию таких важ­ных сто­рон ком­му­ни­ка­тив­но­го акта, как соци­аль­ная иерар­хи­зи­ро­ван­ность участ­ни­ков его, целе­вые уста­нов­ки, соб­ствен­но наме­ре­ния, тра­ди­ци­он­ность и уста­нов­ле­ние рече­вых кано­нов, внут­рен­нее и внеш­нее кон­стру­и­ро­ва­ние рече­во­го пове­де­ния, нако­нец про­из­вод­ство и потреб­ле­ние тек­ста (соци­аль­но-когни­тив­ный под­ход)» [Іўчан­каў 2016: 291]. Кро­ме того, как отме­ча­ет Л. Р. Дус­ка­е­ва, «сни­же­ние уров­ня иссле­до­ва­тель­ской абстрак­ции и пере­ход ана­ли­за с функ­ци­о­наль­но­го сти­ля на его раз­но­вид­но­сти неиз­беж­но при­во­дит к пере­ак­цен­ти­ров­ке иссле­до­ва­тель­ских инте­ре­сов, посколь­ку они фоку­си­ру­ют­ся не на инте­граль­ных рече­вых свой­ствах, а на диф­фе­рен­ци­аль­ных, харак­тер­ных для отдель­ных ситу­а­ций» [Дус­ка­е­ва 2013: 52], а это, в свою оче­редь, вызы­ва­ет появ­ле­ние иссле­до­ва­ний, затра­ги­ва­ю­щих имен­но кон­крет­ный жур­на­лист­ский жанр.

Мето­ди­ка иссле­до­ва­ния. Систе­ма инфор­ма­ци­он­ных жан­ров совре­мен­но­го медиа-про­стран­ства настоль­ко раз­но­об­раз­на, что даже клас­си­че­ская замет­ка при­об­ре­та­ет свои жан­ро­вые раз­но­вид­но­сти. В част­но­сти, иссле­до­ва­те­ли выде­ля­ют «собы­тий­ную замет­ку, анонс, анно­та­цию, мини-рецен­зию, блиц-порт­рет, мини-обо­зре­ние, мини-совет» [Лащук 2004: 11]. Извест­ный жан­рист А. А. Тер­тыч­ный спра­вед­ли­во утвер­жда­ет, что «жан­ро­вое раз­но­об­ра­зие про­дук­та жур­на­лист­ско­го твор­че­ства в насто­я­щее вре­мя может рас­ши­рять­ся и за счет вклю­че­ния в про­цесс жан­ро­об­ра­зо­ва­ния в СМИ тако­го ранее мало­за­мет­но­го жан­ро­об­ра­зу­ю­ще­го фак­то­ра, как струк­ту­ра тек­стов» [Тер­тыч­ный 2016: 119]. Рас­смат­ри­ва­е­мая инфор­ма­ци­он­ная стро­ка еще менее объ­ем­на, неже­ли замет­ка, по типу она соот­вет­ству­ет хро­ни­каль­но­му сооб­ще­нию. В дан­ном слу­чае дис­кур­сив­ные ком­по­нен­ты сужа­ют­ся: пер­вей­шей целью ком­му­ни­ка­ции ста­но­вит­ся инфор­ми­ро­ва­ние ауди­то­рии в наи­бо­лее общих чер­тах об изоб­ра­жа­е­мом собы­тии без про­ник­но­ве­ния в сущ­ность его внут­рен­них вза­и­мо­свя­зей, без про­ве­де­ния его ана­ли­за. Будучи раз­ме­щен­ной в ниж­ней части теле­ви­зи­он­но­го экра­на, инфор­ма­ция подоб­но­го хро­ни­каль­но­го сооб­ще­ния при­об­ре­та­ет толь­ко ей харак­тер­ные пара­мет­ры и не может быть цели­ком отне­се­на к пись­мен­ной речи, кото­рая тра­ди­ци­он­но рас­смат­ри­ва­ет­ся как пре­ро­га­ти­ва печат­ных СМИ.

В отли­чие от газет­ных хро­ни­каль­ных сооб­ще­ний, кото­рые часто пуб­ли­ку­ют­ся под руб­ри­ка­ми «Хро­ни­ка дня», «Корот­ко», «В мире», «В стране» и т. п., инфор­ма­ци­он­ная стро­ка не дает реци­пи­ен­ту воз­мож­но­сти вре­мен­но­го рас­кре­по­ще­ния, воз­мож­но­сти повтор­но­го (имен­но по его жела­нию) воз­вра­та к тек­сту. В отли­чие от хро­ни­каль­ных радио­со­об­ще­ний, инфор­ма­ци­он­ная стро­ка на теле­экране визу­аль­но при­об­ща­ет к тек­сту без аудио­со­про­вож­де­ния. Эти два важ­ных пара­мет­ра допол­ня­ют­ся насло­е­ни­ем видео­кар­тин­ки и аудио­тек­ста, совер­шен­но не свя­зан­ных с тема­ти­кой инфор­ма­ци­он­ной стро­ки, и поз­во­ля­ют ква­ли­фи­ци­ро­вать инфор­ма­ци­он­ную стро­ку как отдель­ный жанр пуб­ли­ци­сти­че­ско­го тек­ста, инте­гри­ру­ю­щий отдель­ные пара­мет­ры печат­ной и элек­трон­ной журналистики.

При появ­ле­нии на экране инфор­ма­ци­он­ной стро­ки воз­ни­ка­ет пси­хо­ло­ги­че­ски пара­док­саль­ная ситу­а­ция, при кото­рой зри­тель, читая сооб­ще­ние, вынуж­ден, во-пер­вых, про­слу­ши­вать звук, при­над­ле­жа­щий голо­су веду­ще­го либо сопро­вож­да­ю­щий видео­сю­жет (рабо­та­ют орга­ны слу­ха), и, во-вто­рых, «дро­бить» зре­ние как основ­ное внеш­нее чув­ство для чте­ния тек­ста, при­чем оно то и дело может пере­клю­чать­ся на верх­нюю часть экра­на (если слух уло­вит инте­ре­су­ю­щую инфор­ма­цию). Все это поз­во­ля­ет утвер­ждать, что самый про­стой, на пер­вый взгляд, жур­на­лист­ский текст тре­бу­ет от зри­те­ля доста­точ­но слож­ной умствен­ной рабо­ты в рам­ках так назы­ва­е­мо­го «кли­по­во­го мыш­ле­ния». А оно, в свою оче­редь, ста­ло след­стви­ем раз­ви­тия ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­гий и интер­не­та, поз­во­лив­ших теле­ви­зи­он­щи­кам в пол­ной мере исполь­зо­вать воз­мож­но­сти под­клю­че­ния допол­ни­тель­но­го инфор­ма­ци­он­но­го кон­тен­та на теле­экране при транс­ля­ции сво­их каналов.

«Кли­по­вое мыш­ле­ние» ста­но­вит­ся мегатрен­дом совре­мен­ной жиз­ни, чрез­мер­но насы­щен­ной новост­ным про­дук­том, поэто­му идеи Э. Тоф­фле­ра о несо­сто­я­тель­но­сти в инфор­ма­ци­он­ном обще­стве «идеи любо­го исчер­пы­ва­ю­ще­го син­те­за» [Тоф­флер 2010: 356] сего­дня пре­тер­пе­ва­ют суще­ствен­ные изме­не­ния. Дей­стви­тель­но, потре­би­те­лю инфор­ма­ци­он­ной стро­ки не дает­ся вре­ме­ни для оце­ни­ва­ния фак­тов, «мы не настра­и­ва­ем­ся на вол­ну авто­ра, а вос­при­ни­ма­ем, вса­сы­ва­ем, абсор­би­ру­ем текст за счет дру­гих тех­ник», — утвер­жда­ет Л. Данил­кин (URL: http://​chtenie​-21​.ru/​s​m​i​/​6​325), что мно­ги­ми иссле­до­ва­те­ля­ми трак­ту­ет­ся как при­ви­тие неспо­соб­но­сти к кри­ти­че­ско­му мыш­ле­нию. В то же вре­мя совре­мен­ный когни­тив­ный стиль пред­опре­де­лен, по мне­нию К. Г. Фрум­ки­на, уско­ре­ни­ем тем­па жиз­ни и уве­ли­че­ни­ем объ­е­ма инфор­ма­ци­он­но­го пото­ка, застав­ля­ю­щи­ми при­бе­гать к отбо­ру инфор­ма­ции и ее сокра­ще­нию; повы­ше­ни­ем тре­бо­ва­ний к акту­аль­но­сти инфор­ма­ции и быст­ро­те ее поступ­ле­ния, что сокра­ща­ет вре­мя на ее обра­бот­ку и уста­нов­ле­ние при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей; воз­рас­та­ю­щим раз­но­об­ра­зи­ем посту­па­ю­щей инфор­ма­ции; ростом чис­ла одно­вре­мен­ных дел или дей­ствий, что пред­по­ла­га­ет необ­хо­ди­мость вос­при­я­тия раз­лич­ных инфор­ма­ци­он­ных пото­ков; ростом демо­кра­тии и диа­ло­гич­но­сти на раз­ных уров­нях соци­аль­ной систе­мы [см.: Фрум­кин 2010]. Вслед­ствие это­го вклю­че­ние инфор­ма­ци­он­ной стро­ки вос­при­ни­ма­ет­ся вполне оправ­дан­ным при­е­мом, не выпа­да­ю­щим из общих тен­ден­ций раз­ви­тия инфор­ма­ци­он­но­го обще­ства и, ско­рее все­го, мало при­во­дя­щим к когни­тив­ным изме­не­ни­ям у реци­пи­ен­та. Ведь «нель­зя игно­ри­ро­вать то обсто­я­тель­ство, что чело­ве­че­ство в тече­ние веков посту­па­тель­но дви­га­лось к при­об­ре­те­нию ново­го сти­ля мыш­ле­ния, кото­рое, ско­рее все­го, явля­ет­ся про­сто еще одним эта­пом в раз­ви­тии чело­ве­че­ства, век­тор кото­ро­го одно поко­ле­ние не в силах изме­нить» [Гри­цен­ко 2012: 74]. Гос­под­ство интер­нет-тех­но­ло­гий и их внед­ре­ние в совре­мен­ные инфор­ма­ци­он­ные пото­ки через газе­ты, радио и теле­ви­де­ние обя­за­тель­но вызо­вет (и вызы­ва­ет) «при­спо­соб­лен­че­скую» реак­цию в когни­тив­ных спо­соб­но­стях получателей.

Ана­лиз мате­ри­а­ла. Инфор­ма­ци­он­ная стро­ка гене­ти­че­ски вос­хо­дит к теле­тайп­ной лен­те (не хва­та­ет лишь сту­ка печа­та­ю­ще­го устрой­ства) и, види­мо, к инфор­ма­ци­он­ным таб­ло. Напри­мер, в 1970–1980‑х годах в Мин­ске на пло­ща­ди Яку­ба Кола­са суще­ство­ва­ла видео­га­зе­та, кото­рая зна­ко­ми­ла жите­лей горо­да с основ­ны­ми ново­стя­ми путем их транс­ля­ции в виде стро­ки на огром­ном удли­нен­ном пря­мо­уголь­ном экране. Совре­мен­ные элек­трон­ные реклам­ные пан­но исполь­зу­ют инфор­ма­ци­он­ную стро­ку с оста­нов­кой, целью чего ста­но­вит­ся при­вле­че­ние вни­ма­ния потен­ци­аль­но­го поку­па­те­ля к това­ру. Но текст инфор­ма­ци­он­ной стро­ки на теле­экране все-таки заим­ство­ван преж­де все­го из мате­ри­а­лов инфор­ма­ци­он­ных агентств, и ее широ­кое рас­про­стра­не­ние свя­за­но с внед­ре­ни­ем во все сфе­ры жиз­ни гло­баль­ной инфор­ма­ци­он­ной сети и созда­ни­ем теле­ка­на­ла­ми соб­ствен­ных сайтов.

Теле­ви­зи­он­ная инфор­ма­ци­он­ная стро­ка в про­цес­се функ­ци­о­ни­ро­ва­ния уже при­об­ре­ла свои раз­но­вид­но­сти, кото­рые мож­но клас­си­фи­ци­ро­вать сле­ду­ю­щим образом.

1. Экс­трен­ная, или эпи­зо­ди­че­ская. Тек­сты стро­ки появ­ля­ют­ся во вре­мя транс­ля­ции любой теле­пе­ре­да­чи, инфор­ми­руя зри­те­лей о воз­ник­но­ве­нии ново­сти, при­вле­ка­ю­щей все­об­щее вни­ма­ние: Ува­жа­е­мые теле­зри­те­ли! В 23.00 смот­ри­те экс­трен­ный выпуск «Вестей» (Рос­сия); Ува­жа­е­мые теле­зри­те­ли! В 22.00 смот­ри­те пря­мое вклю­че­ние из Цен­триз­бир­ко­ма (НТВ). В этом слу­чае текст медиа­со­об­ще­ния тра­фа­ре­тен, тема экс­трен­но­го выпус­ка не сооб­ща­ет­ся (она либо извест­на из преды­ду­щих новост­ных пере­дач, либо дуб­ли­ру­ет основ­ную тему дня, напри­мер выбо­ры). В отдель­ных слу­ча­ях инфор­ма­ци­он­ная стро­ка вклю­ча­ет­ся эпи­зо­ди­че­ски, что харак­тер­но для т/к “Euronews” во вре­мя про­ве­де­ния выбо­ров, круп­ных поли­ти­че­ских собы­тий миро­во­го уров­ня, при совер­ше­нии тер­ак­тов; для подоб­ной стро­ки харак­тер­на частая повто­ря­е­мость через опре­де­лен­ное вре­мя: FRANCE: MARINE LEPEN’S FAR-RIGHT NATIONAL FRONT LOST ELECTION RUN-OFFS — EXITPOLLS (“Euronews”).

2. При­но­вост­ная, кото­рая явля­ет­ся обя­за­тель­ным атри­бу­том всех новост­ных выпус­ков (т/к «Мир», ОНТ (Бела­русь), НТВ и др.). При­но­вост­ная инфор­ма­ци­он­ная стро­ка может иметь свои осо­бен­но­сти на раз­лич­ных теле­ка­на­лах. Напри­мер, ОНТ в 18.00 в бегу­щей стро­ке цели­ком дуб­ли­ру­ет аудио­со­про­вож­де­ние теле­но­во­стей (даже интер­вью) для инва­ли­дов по слу­ху, в чем про­яв­ля­ет­ся так­же соци­аль­ная функ­ция такой инфор­ма­ци­он­ной стро­ки. Отдель­ные теле­ка­на­лы, напри­мер Пер­вый канал, исполь­зу­ют инфор­ма­ци­он­ную стро­ку в кон­це новост­но­го выпус­ка для про­гно­за пого­ды (это уве­ли­чи­ва­ет вре­мя для видео­кон­тен­та). При­но­вост­ной мож­но счи­тать и стро­ку, вклю­ча­е­мую при транс­ля­ции утрен­них инфор­ма­ци­он­но-раз­вле­ка­тель­ных про­грамм на мно­гих телеканалах.

3. Посто­ян­ная инфор­ма­ци­он­ная стро­ка харак­тер­на для теле­ка­на­лов узкой тема­ти­че­ской направ­лен­но­сти (биз­нес-канал РБК, новост­ной канал “Euronews”, пра­во­слав­ный канал «Союз»). Стро­ка может исче­зать лишь при пока­зе рекла­мы. На т/к «Союз» посто­ян­ная инфор­ма­ци­он­ная стро­ка не исклю­ча­ет­ся даже при транс­ля­ции бого­слу­же­ний и дру­гих, важ­ных в отно­ше­нии пра­во­слав­но­го веро­уче­ния, пере­дач. Для мно­гих ком­мер­че­ских теле­ка­на­лов посто­ян­ная инфор­ма­ци­он­ная стро­ка слу­жит для раз­ме­ще­ния реклам­ных сооб­ще­ний (т/к ВТВ, ТВ 3 и др.), бла­го­да­ря нали­чию кото­рых кана­лы и существуют.

4. Бегу­щая и всплы­ва­ю­щая, или сме­ня­е­мая, инфор­ма­ци­он­ная стро­ка. Имен­но над эти­ми раз­но­вид­но­стя­ми наи­бо­лее часто экс­пе­ри­мен­ти­ру­ют теле­ка­на­лы. Так, т/к «Мир», “Euronews” и ОНТ (кро­ме упо­мя­ну­то­го выпус­ка в 18.00) в послед­нее вре­мя изме­ни­ли свои бегу­щие инфор­ма­ци­он­ные стро­ки на всплы­ва­ю­щие (сме­ня­е­мые).

Важ­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми бегу­щей инфор­ма­ци­он­ной стро­ки явля­ют­ся ско­рость ее дви­же­ния по экра­ну и повто­ря­е­мость. Ско­рость пред­опре­де­ля­ет­ся воз­мож­но­стя­ми про­чте­ния инфор­ма­ции зри­те­лем, а повто­ря­е­мость помо­га­ет тем, кто не успел озна­ко­мить­ся с сооб­ще­ни­ем. В рас­смат­ри­ва­е­мых при­ме­рах наи­боль­шая ско­рость — у т/к НТВ и “Euronews” (до пере­хо­да на всплы­ва­ю­щий вари­ант), наи­мень­шая — у т/к «Союз». Повто­ря­е­мость в при­но­вост­ной бегу­щей стро­ке так­же зави­сит от коли­че­ства сооб­ще­ний и хро­но­мет­ра­жа выпус­ка ново­стей. Напри­мер, выпуск «Наши ново­сти» (ОНТ), для­щий­ся при­мер­но 25 минут, содер­жит при­бли­зи­тель­но 40 сооб­ще­ний бегу­щей стро­ки, что дает воз­мож­ность ее «про­крут­ки» более трех раз (стро­ка обры­ва­ет­ся с послед­ни­ми сло­ва­ми веду­ще­го). Это в прин­ци­пе помо­га­ет зри­те­лю озна­ко­мить­ся с информацией.

Всплы­ва­ю­щая инфор­ма­ци­он­ная стро­ка наи­бо­лее про­фес­си­о­наль­но исполь­зу­ет­ся т/к “Euronews”. Струк­тур­но она вклю­ча­ет в себя лого­тип кана­ла, тему сооб­ще­ния, пред­ло­же­ние сооб­ще­ния, теку­щее время:

euronews.  |  BELGIUM  |  Belgiums foreign minister finally sings the CETA deal  | :08

|   ahead of EU-Canada summit in Brussels this Sunday |

Тема сооб­ще­ния варьи­ру­ет­ся в зави­си­мо­сти от смыс­ло­во­го напол­не­ния пред­ло­же­ния и заме­ня­ет­ся при появ­ле­нии ком­мер­че­ской инфор­ма­ции: MARKETS EUROSTOXX, MARKETS CURRENCIES, MARKETS METALS и т. п., а так­же про­гно­за пого­ды: METEO TODAY. При­чем дан­ная инфор­ма­ция обыч­но транс­ли­ру­ет­ся посред­ством бегу­щей строки.

5. Одно­уров­не­вая и двух­уров­не­вая инфор­ма­ци­он­ная стро­ка. Боль­шин­ство теле­ка­на­лов исполь­зу­ет одно­уров­не­вую инфор­ма­ци­он­ную стро­ку. Одна­ко т/к РБК пошел даль­ше, создав двух­уров­не­вую инфор­ма­ци­он­ную стро­ку, отра­жа­ю­щую спе­ци­фи­ку кана­ла. Пер­вый (верх­ний) уро­вень — посто­ян­ная бегу­щая стро­ка. Вто­рой (ниж­ний) уро­вень — бегу­щая стро­ка ком­мер­че­ской инфор­ма­ции (бир­же­вая индек­сы и под.). Кро­ме того, в пра­вом ниж­нем углу экра­на при­сут­ству­ет не бегу­щая, а сме­ня­е­мая (всплы­ва­ю­щая) стро­ка (кур­сы валют и др.). Ско­рость дви­же­ния инфор­ма­ци­он­ной стро­ки пер­во­го уров­ня ниже, чем второго.

6. Инфор­ма­ци­он­ная стро­ка, гра­фи­че­ски отоб­ра­жа­е­мая на экране толь­ко про­пис­ны­ми бук­ва­ми, и инфор­ма­ци­он­ная стро­ка из букв обыч­но­го начер­та­ния. Первую исполь­зу­ют кана­лы с бегу­щей инфор­ма­ци­он­ной стро­кой (НТВ, “Euronews” до пере­хо­да на всплы­ва­ю­щий вари­ант) и «Мир» со всплы­ва­ю­щей инфор­ма­ци­он­ной строкой.

Теле­ка­на­лы, стре­мя­щи­е­ся при­дер­жи­вать­ся клас­си­че­ской пода­чи теле­но­во­стей, не исполь­зу­ют при­но­вост­ную инфор­ма­ци­он­ную стро­ку, по-види­мо­му кон­ста­ти­руя этим неже­ла­ние отвле­кать зри­те­ля от основ­но­го кон­тен­та новост­ных выпус­ков («Рос­сия», Пер­вый канал, «Бела­русь 1» и др.).

Линг­ви­сти­че­ские осо­бен­но­сти инфор­ма­ци­он­ной стро­ки обу­слов­ле­ны ее назна­че­ни­ем — инфор­ми­ро­вать зри­те­ля об основ­ных собы­ти­ях дня. В свя­зи с этим праг­ма­ти­ка сооб­ще­ний долж­на отра­жать точ­ность и логич­ность постро­е­ния выска­зы­ва­ния. Раз­но­об­раз­ные оце­ноч­ные, мета­фо­ри­че­ские и иные вто­ро­сте­пен­ные кон­но­та­ции язы­ко­во­го зна­ка цели­ком отсут­ству­ют либо све­де­ны к мини­му­му. Сво­бо­да само­вы­ра­же­ния жур­на­ли­ста, так назы­ва­е­мое автор­ское «я» как кате­го­рия жур­на­лист­ско­го тек­ста, в дан­ном слу­чае ничтож­на или даже непри­ем­ле­ма. В. И. Ивчен­ков под­чер­ки­ва­ет, что «автор­ское „я“ выра­жа­ет­ся в пуб­ли­ци­сти­че­ском тек­сте гра­ду­аль­но. Если иметь в виду инфор­ма­ци­он­ную замет­ку, то эта кате­го­рия в ней мини­ми­зи­ро­ва­на» [Іўчан­каў 2003: 89]. В то же вре­мя кол­лек­тив­ное автор­ство тек­стов инфор­ма­ци­он­ной стро­ки наи­бо­лее выра­же­но, при­об­ре­та­ет кон­цеп­ту­аль­ный харак­тер и про­еци­ру­ет­ся на всю теле­ком­па­нию. «Прин­цип кол­лек­тив­но­го автор­ства порож­да­ет осо­бые меха­низ­мы орга­ни­за­ции и про­из­вод­ства тек­ста» [Там же: 92]. Сле­ду­ет, одна­ко, заме­тить, что выбор сооб­ще­ний инфор­ма­ци­он­ной стро­ки, их ком­по­нов­ка могут в отдель­ных слу­ча­ях сви­де­тель­ство­вать о пред­по­чте­ни­ях ее составителей.

Сооб­ще­ния инфор­ма­ци­он­ной стро­ки, не при­над­ле­жа­щие теле­ка­на­лу, долж­ны сопро­вож­дать­ся ссыл­ка­ми на автор­ство, чаще все­го кол­лек­тив­ное: пре­иму­ще­ствен­но это инфор­ма­ци­он­ные агент­ства: Суд Кам­бод­жи после допро­са вер­нул С. Полон­ско­го в тюрем­ную каме­ру (Интер­факс) (РБК); В Грод­нен­ской обла­сти изъ­яты до реше­ния суда 94 авто­мо­би­ля неле­галь­ных пере­воз­чи­ков (Бел­ТА) (ОНТ); ДЕТСКИЕ САДЫ БУДУТ ОТКРЫВАТЬСЯ ПРИ ВУЗАХ — МИНОБРНАУКИ (НТВ) и др. Сооб­ще­ния, не содер­жа­щие ссы­лок на автор­ство, апри­о­ри при­над­ле­жат теле­ка­на­лу. В то же вре­мя РБК не без осно­ва­ний сопро­вож­да­ет соб­ствен­ные сооб­ще­ния ссыл­кой на канал: Рос­сия нача­ла пере­да­вать Тур­ции дан­ные раз­вед­ки по Сирии, необ­хо­ди­мые для про­ве­де­ния опе­ра­ции «Щит Евфра­та» (РБК); Amnesty International при­зна­ла Facebook и WhatsApp самы­ми без­опас­ны­ми мес­сен­дже­ра­ми в мире (РБК), а “Euronews” и НТВ дуб­ли­ру­ют свой лого­тип перед каж­дым сооб­ще­ни­ем инфор­ма­ци­он­ной стро­ки, под­твер­ждая таким обра­зом их при­над­леж­ность теле­ка­на­лу: euronews. LEBANON | Political dialoque may bring Lebanon’s two-a-half years without a President to an end, as Saad Halili, backs Gen. Aoun (“Euronews”); НТВ. ВЛАСТИ ЭКВАДОРА ОСТАВЯТ АССАНЖА БЕЗ ИНТЕРНЕТА ДО ОКОНЧАНИЯ ВЫБОРОВ В США (НТВ).

В свя­зи с этим вызы­ва­ют непри­я­тие сооб­ще­ния инфор­ма­ци­он­ной стро­ки т/к ОНТ, кото­рые очень ред­ко содер­жат ссыл­ки на автор­ство: Кана­да дого­во­ри­лась о без­ви­зо­вом режи­ме с Румы­ни­ей; Тай­фун «Хай­ма» обру­шил­ся на Гон­конг вслед за Филип­пи­на­ми; Убе­жи­ща в Гер­ма­нии попро­си­ли 35 турец­ких дипло­ма­тов; Витеб­ская область завер­ши­ла убор­ку льна. Пер­вые три сооб­ще­ния не могут при­над­ле­жать теле­ка­на­лу, у кото­ро­го прак­ти­че­ски нет зару­беж­ной кор­ре­спон­дент­ской сети.

Сооб­ще­ние инфор­ма­ци­он­ной стро­ки по струк­ту­ре при­бли­жа­ет­ся к хед­лай­ну (англ. Headline), кото­рый пред­став­ля­ет собой «заго­ло­вок, содер­жа­щий глав­ную новост­ную инфор­ма­цию мате­ри­а­ла» [Лащук 2004: 38]. Одна­ко этот заго­ло­вок не име­ет про­дол­же­ния (лида), что харак­те­ри­зу­ет сооб­ще­ния инфор­ма­ци­он­ных агентств, не име­ет и основ­ной части (как в газет­ной замет­ке). По сути, появ­ле­ние инфор­ма­ци­он­ной стро­ки на теле­экране вызва­но нали­чи­ем у кана­ла соб­ствен­но­го сай­та и широ­ким исполь­зо­ва­ни­ем там хед­лай­на как важ­ней­ше­го эле­мен­та для поис­ко­вых систем. Сооб­ще­ние в стро­ке явля­ет­ся хед­лай­ном и одно­вре­мен­но тек­стом, что предъ­яв­ля­ет к нему осо­бые требования.

Смыс­ло­вое напол­не­ние сооб­ще­ния стро­ки долж­но соот­вет­ство­вать тре­бо­ва­нию завер­шен­но­сти. «От ком­по­зи­ции в пре­де­лах само­го хед­лай­на — что поста­вить на пер­вое место, на чем акцен­ти­ро­вать вни­ма­ние — зави­сит каче­ство его смыс­ло­вой струк­ту­ры» [Кар­по­вiч 2007: 30]. Про­стое пред­ло­же­ние, не ослож­нен­ное при­да­точ­ны­ми частя­ми, при­част­ны­ми и дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми, явля­ет­ся основ­ным в сооб­ще­ни­ях бегу­щей стро­ки: Д. Мед­ве­дев при­нял уча­стие в дис­кус­сии Гай­да­ров­ско­го фору­ма «Гло­баль­ные вызо­вы инте­гра­ции (РБК); В аме­ри­кан­ском шта­те Нью-Йорк вве­ли огра­ни­че­ния на про­да­жу огне­стрель­но­го ору­жия (ОНТ); ФИЛЬМ «УЧЕНИК» СЕРЕБРЕННИКОВА НОМИНИРОВАН НА «АЗИАТСКИЙ ОСКАР» (НТВ); НА ФИЛИППИНАХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПЕРЕСТРЕЛКИ С СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ ПОГИБЛИ 10 ЧЕЛОВЕК («Мир»).

Поток сооб­ще­ний инфор­ма­ци­он­ной стро­ки обыч­но выстра­и­ва­ет­ся иерар­хи­че­ски, ведь сле­до­ва­ние тек­стов может сви­де­тель­ство­вать о фор­ми­ро­ва­нии повест­ки дня самим кана­лом. Тема­ти­че­ское раз­но­об­ра­зие инфор­ма­ции, неуме­ние рас­ста­вить ее по сте­пе­ни важ­но­сти пре­вра­ща­ет стро­ку в мель­ка­ю­щий калей­до­скоп, из кото­ро­го зри­те­лю дей­стви­тель­но труд­но выде­лить глав­ное, осо­бен­но если он зна­ко­мит­ся с таки­ми ново­стя­ми: В Шве­ции откры­ли клад­би­ще для ате­и­стов (ОНТ); В Мин­ске появи­лось так­си для домаш­них живот­ных (ОНТ); АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ ПОДДЕРЖАЛА ОБШИВКУ СТАРИННОГО ХРАМА САЙДИНГОМ (НТВ). И одно­вре­мен­но чита­ет вклю­чен­ные в эти же инфор­ма­ци­он­ные стро­ки сооб­ще­ния: На Яма­ле раз­бил­ся Ми‑8 — 19 погиб­ших, есть выжив­шие (ОНТ); ГРАЖДАН РОССИИ НЕ БЫЛО НА БОРТУ РАЗБИВШЕГОСЯ НА МАЛЬТЕ САМОЛЕТА (НТВ). Выход видит­ся, напри­мер, в руб­ри­ка­ции медиа­со­об­ще­ний по важ­но­сти, как это прак­ти­ку­ет т/к РБК (ГЛАВНЫЕ, НОВОСТИ ЧАСА, СПОРТ и др.), либо в ука­за­нии темы подоб­но т/к “Euronews”.

Непри­ем­ле­мо исполь­зо­ва­ние сооб­ще­ний инфор­ма­ци­он­ной стро­ки через 24 часа в том же выпус­ке ново­стей, так как это про­ти­во­ре­чит тре­бо­ва­нию опе­ра­тив­но­сти любо­го хро­ни­каль­но­го сооб­ще­ния. В част­но­сти, это прак­ти­ку­ет т/к ОНТ, в «Наших ново­стях» (20.30) кото­ро­го ино­гда встре­ча­ет­ся пять и более повтор­ных сооб­ще­ний (слу­ча­лось, что сооб­ще­ния транс­ли­ро­ва­лись даже на про­тя­же­нии трех суток).

Исполь­зо­ва­ние цитат в сооб­ще­нии инфор­ма­ци­он­ной стро­ки необ­хо­ди­мо соот­но­сить с осве­дом­лен­но­стью теле­зри­те­ля. Напри­мер, в сле­ду­ю­щем при­ме­ре пред­став­ля­ет­ся недо­ста­точ­ным исполь­зо­ва­ние лишь ини­ци­а­ла и фами­лии цити­ру­е­мо­го госу­дар­ствен­но­го дея­те­ля: А. Кле­пач: РФ необ­хо­ди­мо смяг­че­ние денеж­но-кре­дит­ной поли­ти­ки (РБК), кро­ме того, сомни­тель­но, что это может быть глав­ной ново­стью. Ср. одно­тип­ное сооб­ще­ние это­го же теле­ка­на­ла: Гла­ва МЧС Пуч­ков: Пока рас­смат­ри­ва­ют­ся все вер­сии пожа­ра в пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ском интер­на­те в Воро­неж­ской обла­сти (РИА Ново­сти) (РБК), а так­же: ПУТИН: ЕДИНЫЙ ФРОНТ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ НЕ СОЗДАН («Мир»); ДЕТСКИЕ САДЫ БУДУТ ОТКРЫВАТЬСЯ ПРИ ВУЗАХ — МИНОБРНАУКИ РФ (НТВ).

С пере­хо­дом на исполь­зо­ва­ние всплы­ва­ю­щей инфор­ма­ци­он­ной стро­ки воз­ни­ка­ет новая про­бле­ма: дли­на хед­лай­на умень­ша­ет­ся до шири­ны теле­ви­зи­он­но­го экра­на, что вызы­ва­ет сокра­ще­ние уточ­ня­ю­щей инфор­ма­ции, вклю­ча­е­мой посред­ством вто­ро­сте­пен­ных чле­нов про­сто­го пред­ло­же­ния. Огра­ни­чен­ное коли­че­ство печат­ных зна­ков с про­бе­ла­ми (в сред­нем от 50 до 70) дела­ет сооб­ще­ния инфор­ма­ци­он­ной стро­ки сжа­ты­ми до мини­му­ма: Кана­да дого­во­ри­лась о без­ви­зо­вом режи­ме с Румы­ни­ей (ОНТ), ГЕНАССАМБЛЕЯ ООН В 25‑й РАЗ ПРИЗВАЛА СНЯТЬ БЛОКАДУ КУБЫ (Мир); ПОРОШЕНКО ПОРУЧИЛ ПОВЫСИТЬ ЗАРПЛАТЫ В 2017 ГОДУ В СРЕДНЕМ В 2 РАЗА («Мир»), воз­ни­ка­ют некор­рект­ные сокра­ще­ния: В Бела­ру­си отме­не­ны огра­ни­че­ния для физ­лиц на хра­не­ние алко­го­ля (ОНТ). Пожа­луй, имен­но этим объ­яс­ня­ет­ся заме­на про­пис­ных букв на строч­ные при пере­хо­де т/к “Euronews” с бегу­щей инфор­ма­ци­он­ной стро­ки на всплы­ва­ю­щую и раз­де­ле­ние ее на экране на два уров­ня: ITALY | Two strong earthquakes rock central Itali, caused damage and // blocking roads, but to casualties have been reported.

В сооб­ще­нии Фран­цуз­ские воен­ные всту­пи­ли в бое­вой кон­такт с малий­ски­ми мятеж­ни­ка­ми (Интер­факс) (РБК) кон­струк­ция бое­вой кон­такт энтро­пич­на, что свя­за­но с неже­ла­ни­ем пря­мо­го име­но­ва­ния боя с соот­вет­ству­ю­щи­ми послед­стви­я­ми для участ­ни­ков, и тре­бу­ет кор­рек­ти­ров­ки. Сооб­ще­ние Миро­вая эко­но­ми­ка сэко­но­ми­ла 1 трлн дол­ла­ров из-за сокра­ще­ния атак сома­лий­ских пира­тов (ОНТ) нуж­да­ет­ся в сти­ли­сти­че­ской прав­ке из-за явной тавтологичности.

Сооб­ще­ние Pink Floyd сня­ли клип на пес­ню 1969 года (ОНТ) не соот­вет­ству­ет грам­ма­ти­че­ским тре­бо­ва­ни­ям коор­ди­на­ции под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го при исполь­зо­ва­нии ино­языч­но­го наиме­но­ва­ния (жела­тель­но вклю­чить в пред­ло­же­ние родо­вую при­над­леж­ность: Груп­па Pink Floyd сня­ла…). В дан­ном слу­чае теле­ка­нал повто­рил интер­нет-сооб­ще­ние, на 90 % рас­ти­ра­жи­ро­ван­ное в гло­баль­ной сети имен­но в таком раз­го­вор­ном варианте.

Гла­гол хро­ни­каль­но­го сооб­ще­ния бегу­щей стро­ки чаще исполь­зу­ет­ся в про­шед­шем (факт совер­шил­ся), реже — в насто­я­щем вре­ме­ни (факт совер­ша­ет­ся): Мино­бо­ро­ны Рос­сии выве­ло на орби­ту воен­ный спут­ник (Интер­факс) (РБК); ОСУЖДЕННЫЙ ВЛАДЕЛЕЦ СГОРЕВШЕГО КЛУБА «ХРОМАЯ ЛОШАДЬ» ПОПРОСИЛ ОБ УДО (НТВ); Бела­русь и Лат­вия поло­жи­тель­но оце­ни­ва­ют ито­ги сотруд­ни­че­ства в 2012 году (ОНТ).

Сооб­ще­ния инфор­ма­ци­он­ной стро­ки прак­ти­че­ски нико­гда не состо­ят из двух пред­ло­же­ний, что дик­ту­ет­ся тре­бо­ва­ни­я­ми к хед­лай­ну. Види­мо, поэто­му отдель­ные сооб­ще­ния искус­ствен­но скон­стру­и­ро­ва­ны как одно пред­ло­же­ние и тре­бу­ют пере­ра­бот­ки. Напри­мер: В про­вин­ции Идлиб на севе­ре Сирии совер­ше­на серия тер­ак­тов; более 40 чело­век погиб­ли (ТАСС) (РБК). Глав­ная новост­ная инфор­ма­ция — гибель людей — пере­ме­ще­на в конец пред­ло­же­ния, на пер­вое место выне­сен ответ на вопрос «где?». В Индии мест­ная житель­ни­ца поса­ди­ла 400 тыс. дере­вьев — 60-лет­няя инди­ан­ка зани­ма­ет­ся озе­ле­не­ни­ем 46 лет (ОНТ). В этом сооб­ще­нии вто­рая часть, воз­мож­но, сто­я­ла в лиде, кото­рый уточ­ня­ет, рас­ши­ря­ет хед­лайн, а соста­ви­те­ли вклю­чи­ли в сооб­ще­ние два фак­та. Экс­трен­ная бегу­щая стро­ка MALI: THE REGIONAL IMPACT. STAY TUNED FOR IN-DEPTH ANALYSIS WITH AFRICAN AFFAIRS SPECIALIST FRANCIS KRATINDé (“Euronews”) состо­ит из двух пред­ло­же­ний вви­ду необ­хо­ди­мо­сти ука­за­ния в пер­вом из них общей темы (име­ни­тель­ный темы — ана­лог руб­ри­ки в газете).

Вызы­ва­ет сомне­ние вклю­че­ние в бегу­щую стро­ку сооб­ще­ний, оформ­лен­ных пас­сив­ны­ми кон­струк­ци­я­ми и содер­жа­щих гла­го­лы буду­ще­го вре­ме­ни: Функ­ции транс­порт­но­го кон­тро­ля в пунк­тах про­пус­ка в Бела­ру­си в 2013 году пла­ни­ру­ет­ся пере­дать тамо­жен­ным орга­нам (ОНТ) (кто будет при­ни­мать это реше­ние?); Пуб­лич­ная биб­лио­те­ка аме­ри­кан­ско­го горо­да Айо­ва-Сити, штат Айо­ва, вве­дет запрет на сон в поме­ще­нии (ОНТ) (когда будет вве­ден запрет?). Неко­то­рые сооб­ще­ния вызы­ва­ют допол­ни­тель­ные вопро­сы из-за непол­но­ты инфор­ма­ции; чаще все­го долж­но быть пред­ло­же­ние с цита­той: ВСЕ ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ В СОЧИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СДАНЫ ДО 15 ИЮНЯ («Мир») (кто при­нял такое реше­ние?); Вер­хов­ная Рада Укра­и­ны в бли­жай­шее вре­мя может при­нять все зако­но­про­ек­ты, необ­хо­ди­мые для выпол­не­ния пла­на дей­ствий по либе­ра­ли­за­ции визо­во­го режи­ма с Евро­со­ю­зом («Мир») (кто про­ин­фор­ми­ро­вал об этом?); Бело­ру­сы смо­гут ездить в Арген­ти­ну без виз (ОНТ) (когда вво­дит­ся без­ви­зо­вый режим?); МВФ РАССМОТРИТ НОВУЮ ПРОГРАММУ ДЛЯ МОЛДОВЫ 7 НОЯБРЯ («Мир») (когда рас­смат­ри­ва­лась преды­ду­щая и суще­ство­ва­ла ли она вообще?).

Сле­ду­ет отме­тить осо­бен­но­сти посто­ян­ной бегу­щей стро­ки пра­во­слав­но­го теле­ка­на­ла «Союз». Она сохра­ня­ет основ­ные харак­те­ри­сти­ки рели­ги­оз­но­го дис­кур­са: обра­ще­ния (Бра­тья и сест­ры!), широ­кое пере­чис­ле­ние титу­лов дей­ству­ю­щих иерар­хов и пра­во­слав­ных свя­тых, слож­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции с мно­го­чис­лен­ным коли­че­ством одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния и т. п. В бегу­щей стро­ке отсут­ству­ют сооб­ще­ния-хед­лай­ны, а вме­сто них исполь­зу­ют­ся замет­ки, анон­сы. Это, во-пер­вых, услож­ня­ет зна­ком­ство зри­те­ля с инфор­ма­ци­ей (часто сооб­ще­ние длит­ся несколь­ко минут), а во-вто­рых, пол­но­стью отвле­ка­ет его от теле­ви­зи­он­ной пере­да­чи. При­ве­дем лишь нача­ло одной такой замет­ки: По бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Ека­те­рин­бург­ско­го и Вер­хо­тур­ско­го Кирил­ла в Ека­те­рин­бур­ге про­хо­дит VIII Меж­ду­на­род­ная пра­во­слав­ная выстав­ка «Русь кре­щен­ная, свя­тая…». В этом году про­ект объ­еди­нил более 150 участ­ни­ков из Рос­сии, Бело­рус­сии, Укра­и­ны, Мол­да­вии, Изра­и­ля, Гре­ции. Более поло­ви­ны из них пред­став­ля­ют мона­сты­ри, подво­рья, духов­ные изда­тель­ства и обра­зо­ва­тель­ные цен­тры Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви… В кон­це замет­ки содер­жит­ся при­гла­ше­ние посе­тить выстав­ку. В резуль­та­те замет­ка при­об­ре­та­ет чер­ты реклам­ной. Такая же реклам­ная функ­ция видит­ся и в повто­ря­е­мой инфор­ма­ции с прось­бой о финан­со­вой под­держ­ке кана­ла: Доро­гие дру­зья! С 6 октяб­ря мы про­во­дим бла­го­тво­ри­тель­ный мара­фон «От Сер­гия до покро­ва» в под­держ­ку теле­ка­на­ла «Союз», для про­дол­же­ния и раз­ви­тия теле­ка­на­ла. В первую оче­редь нуж­но пога­сить дол­ги за веща­ние с апре­ля по сен­тябрь. Все­го 44 млн. руб­лей… («Союз»). Осо­бен­но спо­соб­ству­ют пер­ло­ку­тив­но­му эффек­ту нали­чие стро­ки во вре­мя транс­ля­ции бого­слу­же­ний (на экране лишь свя­щен­ник, чита­ю­щий молит­вы перед ико­на­ми) и мед­лен­ная ско­рость дви­же­ния строки.

Выво­ды. Таким обра­зом, сооб­ще­ния инфор­ма­ци­он­ной стро­ки на теле­экране име­ют свои, толь­ко им при­су­щие харак­те­ри­сти­ки. Исполь­зо­ва­ние стро­ки про­дик­то­ва­но жела­ни­ем теле­ка­на­лов уве­ли­чить объ­ем кон­тен­та посред­ством исполь­зо­ва­ния име­ю­ще­го­ся на соб­ствен­ном сай­те. Одна­ко пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти вос­при­я­тия такой инфор­ма­ции не до кон­ца изу­че­ны и тре­бу­ют даль­ней­ше­го иссле­до­ва­ния. Пока труд­но дать ответ на вопрос, поче­му не все теле­ка­на­лы исполь­зу­ют инфор­ма­ци­он­ную стро­ку (воз­мож­но, имен­но она отвле­ка­ет зри­те­ля от пред­ла­га­е­мых ново­стей дня).

Линг­ви­сти­че­ские осо­бен­но­сти сооб­ще­ний инфор­ма­ци­он­ной стро­ки про­дик­то­ва­ны тре­бо­ва­ни­я­ми к хед­лай­ну как к пред­по­чти­тель­но­му заго­лов­ку любо­го инфор­ма­ци­он­но­го мате­ри­а­ла. В инфор­ма­ци­он­ной стро­ке мини­ми­зи­ро­ва­но автор­ское «я» и мак­си­маль­но про­яв­ля­ет­ся кол­лек­тив­ное автор­ство жур­на­лист­ско­го тек­ста. Бегу­щая инфор­ма­ци­он­ная стро­ка менее под­вер­же­на вли­я­нию физи­че­ских харак­те­ри­стик теле­экра­на, в отли­чие от всплы­ва­ю­щей, кото­рая огра­ни­че­на опре­де­лен­ным коли­че­ством печат­ных зна­ков. Сооб­ще­ния инфор­ма­ци­он­ной стро­ки неже­ла­тель­но насы­щать раз­но­тип­ной инфор­ма­ци­ей, так как это затруд­ня­ет зри­те­лю филь­тра­цию глав­ных новостей.

© Жол­не­ро­вич П. П., 2017