Четверг, 21 октябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Типология медиаречи

Питч как текст бизнес-PR: коммуникативно-прагматический аспект

2021. Том 8, № 3, Типология медиаречи
Рассматриваются питчинг как коммуникативная технология и питч как текст бизнес-PR. Для более полного и корректного определения понятий «питч» и «питчинг» проанализирована семантика лежащей в их основе многозначной лексемы pitch. Описаны виды питчинга по сфере деятельности, целевому назначению и времени презентации. Предметом исследования стали текстовые особенности инвестиционного питча как инструмента PR-коммуникации. Основная цель работы — проанализировать структурно-содержательные компоненты инвестиционного питча в коммуникативно-прагматическом аспекте, включая характеристики адресанта, адресата, объекта, цели, функций и т. п. Материалом исследования послужили отобранные методом случайной выборки 28 видеозаписей питч-презентаций, представленных на зарубежных ТВ-шоу «Shark Tank» и «Dragon’s Den» и размещенных также в социальной сети YouTube. Анализ материала показал, что текст питча строится на принципе сочетания стандарта и экспрессии, отмеченном в свое время В. Г. Костомаровым в о...

Коммуникативные стратегии и тактики речевого воздействия в жанрах арт-журналистики (рецензия, репортаж)

2021. Том 8, № 3, Типология медиаречи
Рассматриваются коммуникативные стратегии и тактики речевого воздействия, используемые в представлении произведения искусства и культурного события в арт-журналистике. Убыстряющийся процесс коммерциализации искусства с большей степенью интенсивности актуализирует произведение как товар. При репрезентации фактов художественной культуры в медиадискурсе это проявляется в виде ослабления аналитической составляющей и эстетической оценки. В медиатекстах все чаще используются развлекательные подходы, обозначается стремление к перформативности и эпатажу, ироническому стилю. Это отразилось на стилистике медиатекста, что поспособствовало активному использованию аттрактивных речевых средств. Трансформационные процессы затронули и такие жанры, как рецензия и репортаж. Сегодня практически невозможно встретить классическую рецензию, в которой был бы представлен анализ достоинств и недостатков произведения, компетентная оценка. Цель рецензии в арт-журналистике заключается в анонсировании, привлечени...

Language manipulation strategies of the political advertising in Bulgaria

2018. Том 5, № 4, Типология медиаречи
The present article considers the nature and specifics of the term “language manipulation strategies” in Bulgaria. This is achieved on the grounds of the clarification of manipulation (as definiteness) and of its importance upon its use in various pre-election campaigns. In connection with this, this article determines the meaning of language manipulation strategies, their scientific nature, as well as their main purpose in the pre-election fight. In addition, the key elements of the so-called “language of change” (after 10.11.1989) in Bulgaria are presented herein, just like the lexical occasionalisms, lexical neologisms, semantic neologisms, the change in the stylistic shade, etc. This article presents a detailed analysis of the so-called “language play” in the advertising text of the respective political subjects. Besides the definiteness of the term in a synthesized order, this article presents six leading variants of a language play — play advertising methods (quotation), a play...

Językowe odmiany medialne wobec przemian współczesnej technokultury

2018. Том 5, № 3, Типология медиаречи
Wobec dzisiejszej technokultury, nadprodukcji wszelkich form symbolicznych oraz zmieniających się kontekstów funkcjonowania mediów niezwykle trudno wypracować jedno całościowe kryterium wyodrębnienia określonych form języka motywowanego medialnie, czyli wyspecyfikowanych językowych odmian medialnych. W artykule przedstawiam najważniejsze, w ujęciu historycznym, ustalenia polskich badaczy, zajmujących się lingwistyką mediów, którzy pragnęli znaleźć ogólne prawa, zasady czy też reguły obowiązujące w medialnym użyciu języka oraz kryteria decydujące o wyodrębnieniu określonych medialnych odmian języka. Przedstawiam ujęcia najbardziej ogólne, przyjmujące perspektywę „makro”, czyli perspektywę polegającą na szukaniu bardzo szerokich kategorii łączących rozmaite formy medialnego użycia języka. Kategoriami tymi są między innymi sama technologia medialna (analogowa, cyfrowa, media drukowane, media audiowizualne), źródła dystrybucji przekazu (własne, jak i formy dystrybuowane przez inne media,...

Network nominations of media communication participants in the modern Russian language

2018. Том 5, № 3, Типология медиаречи
The paper is dedicated to the analyses of the modern media communication participants’ nomination examples as a live speech-creating process occurring in the computer-mediated discourse of the Internet, i.e. in a virtualized social space characterized by the desire to make the dialogue between the communicants maximally close. Interactivity and the involvement of all participants of network interaction into the creation of media content lead to the decentralization of communication and the transformation of the object of media communication into a full-fledged subject and creates the equality of the addressee and addresser. The convergent space of a modern media sphere which definites the media communication participants’ choice of certain speech behavior models is characterized by a specific hierarchy of communicants’ relations within the subject — object or the subject — subject dialogical interaction. Communication in the cognitive specific environment of media-reality allows the...

Особенности теледебатов как вида речевого взаимодействия

2018. Том 5, № 2, Типология медиаречи
Статья содержит анализ основных речевых стратегий, используемых участниками теледебатов — одного из видов политического дискурса. Материалом для исследования послужили видеозаписи теледебатов Трамп — Клинтон, сделанные в ходе президентской избирательной кампании 2016 г. в США. На основе проведенного лингвистического анализа аудио- и видеоматериала автор выделяет ряд языковых средств достижения зрелищности, соревновательности и персонификации политического процесса, являющихся основными характеристиками данного вида политического дискурса. Рассматриваются различия между обычными репликами-высказываниями и репликами-комментариями, простыми наложениями реплик и умышленными прерываниями собеседника. Автор считает, что тип мены роли не случаен, а определяется выбранной участником теледебатов коммуникативной стратегией. Речевое поведение Трампа и Клинтон рассматривается как инструмент создания медийного портрета и персонификации собственной политической программы. Особое внимание уделено ди...

TYPOLOGIA DYSKURSU TELEWIZYJNEGO

2017, № 4 (19), Типология медиаречи
ТИПОЛОГИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ДИСКУРСА Автор обращает внимание на технологический и общественный аспект телевидения как медиум. Она выделяет две фазы в развитии польского телевидения: 1) 1952–1985 — палеотелевидение, это телевидение в основном образовательное и упорядочивающее день зрителя с помощью программирования эфира — agenda-setting; 2) 1986 — так называемое неотелевидение, это телевидение «пирующее» и приглашающее зрителя к потреблению его программ с удовольствием и пользой. Автор обращает внимание на то, что медиалингвист изучает не телевидение, а телевизионный дискурс. В статье дается определение телевизионного дискурса и говорится, что в кругу других дискурсов он выглядит следующим образом: общественный — медийный — телевизионный — правильный, коммерческий, автореферентный. Далее автор анализирует правильный дискурс телевидения и пишет, что он содержит жанры, характерные для телевидения с доминированием рассказа и информационных программ. Коммерческий дискурс представлен рекламо...

ПРИНЦИП ЧЕРЕДОВАНИЯ ЭКСПРЕССИИ И СТАНДАРТА: СФЕРА ДЕЙСТВИЯ

2017, № 4 (19), Типология медиаречи
Объектом исследования является принцип чередования экспрессии и стандарта как конструктивный принцип газетной речи. В работе делается попытка показать, что действие этого принципа выходит далеко за пределы печатной газетной речи. Этот принцип проявляет себя и в других типах текста, рассчитанных на массовую аудиторию. В работе с этой целью анализируются речевые особенности русского городского романса, обусловленные его ориентацией на массовую аудиторию. Выявляются и анализируются синтаксические речевые формулы городского романса. Формульность как качество текста романса выявляется и на семантическом уровне при анализе стандартных жизненных ситуаций, которые составляют основу романса. Обращение к категории повседневности позволяет более глубоко осмыслить функциональное назначение и онтологические особенности этого типа текста.  Abstract THE PRINCIPLE OF ALTERNATION OF EXPRESSION AND STANDARD: SCOPE The object of study is the principle of alternation of expression and stan...

СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕЦЕНЗИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ (на материале публикаций в еженедельнике «Літаратура і мастацтва»)

2017, № 2 (17), Типология медиаречи
В статье рассматриваются жанрово-стилистические трансформации современной белорусской литературной рецензии на материале публикаций в еженедельной газете «Літаратура і мастацтва». Внимание акцентируется на рецензиях, посвященных поэтическим сборникам. В жанровом отношении основные трансформации сводятся к тому, что рецензия либо лишается основных структурных элементов, либо приобретает элементы иных жанров. Читатель сталкивается либо с такой рецензией, которая уже не является аналитическим жанром, а относится, скорее, к жанрам информационным, либо с текстом гибридной жанровой природы. И лишь иногда мы видим классическую рецензию. В стилистическом плане наиболее серьезными недостатками в современной рецензии являются речевые штампы, элементы архаичного орнаментального стиля, случаи нарушения коммуникативных качеств речи (правильности, точности, логичности).  Abstract CONTEMPORARY REVIEWS OF LITERARY WORKS AS AN OUTCOME OF GENRE AND STYLISTIC TRANSFORMATIONS (based on pub...

ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРОКА НА ТЕЛЕВИЗИОННОМ ЭКРАНЕ

2017, № 2 (17), Типология медиаречи
В статье рассматриваются классификация, структура и основные лингвистические характеристики хроникальных сообщений, которые включаются в информационную строку на телевизионном экране. Данный вид сообщений является своеобразным видом медиатекста, в одном предложении которого заключена главная новостная информация, что предъявляет к нему определенные требования. Характерной чертой жанра хроникального сообщения информационной строки является его письменный характер (как в печатных СМИ) и одновременно принадлежность к электронным медиа. Автор классифицирует информационные строки на экстренные и эпизодические, постоянные и новостные, бегущие и всплывающие (сменяемые), одноуровневые и двухуровневые, указывает на наличие в строке дополнительных ссылок на источник информации, рассматривает проблему длины строки и ее смыслового наполнения. В статье выработаны рекомендации по устранению недостатков, выявленных в подобных медиасообщениях на телевизионных каналах.  Abstract INFORMA...