Воскресенье, Июнь 16Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Типология медиаречи

Language manipulation strategies of the political advertising in Bulgaria

2018. Том 5, № 4, Типология медиаречи
The present article considers the nature and specifics of the term “language manipulation strategies” in Bulgaria. This is achieved on the grounds of the clarification of manipulation (as definiteness) and of its importance upon its use in various pre-election campaigns. In connection with this, this article determines the meaning of language manipulation strategies, their scientific nature, as well as their main purpose in the pre-election fight. In addition, the key elements of the so-called “language of change” (after 10.11.1989) in Bulgaria are presented herein, just like the lexical occasionalisms, lexical neologisms, semantic neologisms, the change in the stylistic shade, etc. This article presents a detailed analysis of the so-called “language play” in the advertising text of the r

Językowe odmiany medialne wobec przemian współczesnej technokultury

2018. Том 5, № 3, Типология медиаречи
Wobec dzisiejszej technokultury, nadprodukcji wszelkich form symbolicznych oraz zmieniających się kontekstów funkcjonowania mediów niezwykle trudno wypracować jedno całościowe kryterium wyodrębnienia określonych form języka motywowanego medialnie, czyli wyspecyfikowanych językowych odmian medialnych. W artykule przedstawiam najważniejsze, w ujęciu historycznym, ustalenia polskich badaczy, zajmujących się lingwistyką mediów, którzy pragnęli znaleźć ogólne prawa, zasady czy też reguły obowiązujące w medialnym użyciu języka oraz kryteria decydujące o wyodrębnieniu określonych medialnych odmian języka. Przedstawiam ujęcia najbardziej ogólne, przyjmujące perspektywę „makro”, czyli perspektywę polegającą na szukaniu bardzo szerokich kategorii łączących rozmaite formy medialnego użycia języka. K

Network nominations of media communication participants in the modern Russian language

2018. Том 5, № 3, Типология медиаречи
The paper is dedicated to the analyses of the modern media communication participants’ nomination examples as a live speech-creating process occurring in the computer-mediated discourse of the Internet, i.e. in a virtualized social space characterized by the desire to make the dialogue between the communicants maximally close. Interactivity and the involvement of all participants of network interaction into the creation of media content lead to the decentralization of communication and the transformation of the object of media communication into a full-fledged subject and creates the equality of the addressee and addresser. The convergent space of a modern media sphere which definites the media communication participants’ choice of certain speech behavior models is characterized by a spe

Особенности теледебатов как вида речевого взаимодействия

2018. Том 5, № 2, Типология медиаречи
Статья содержит анализ основных речевых стратегий, используемых участниками теледебатов — одного из видов политического дискурса. Материалом для исследования послужили видеозаписи теледебатов Трамп — Клинтон, сделанные в ходе президентской избирательной кампании 2016 г. в США. На основе проведенного лингвистического анализа аудио- и видеоматериала автор выделяет ряд языковых средств достижения зрелищности, соревновательности и персонификации политического процесса, являющихся основными характеристиками данного вида политического дискурса. Рассматриваются различия между обычными репликами-высказываниями и репликами-комментариями, простыми наложениями реплик и умышленными прерываниями собеседника. Автор считает, что тип мены роли не случаен, а определяется выбранной участником теледебатов ко

TYPOLOGIA DYSKURSU TELEWIZYJNEGO

2017, № 4 (19), Типология медиаречи
ТИПОЛОГИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ДИСКУРСА Автор обращает внимание на технологический и общественный аспект телевидения как медиум. Она выделяет две фазы в развитии польского телевидения: 1) 1952–1985 — палеотелевидение, это телевидение в основном образовательное и упорядочивающее день зрителя с помощью программирования эфира — agenda-setting; 2) 1986 — так называемое неотелевидение, это телевидение «пирующее» и приглашающее зрителя к потреблению его программ с удовольствием и пользой. Автор обращает внимание на то, что медиалингвист изучает не телевидение, а телевизионный дискурс. В статье дается определение телевизионного дискурса и говорится, что в кругу других дискурсов он выглядит следующим образом: общественный — медийный — телевизионный — правильный, коммерческий, автореферентный. Далее авт

ПРИНЦИП ЧЕРЕДОВАНИЯ ЭКСПРЕССИИ И СТАНДАРТА: СФЕРА ДЕЙСТВИЯ

2017, № 4 (19), Типология медиаречи
Объектом исследования является принцип чередования экспрессии и стандарта как конструктивный принцип газетной речи. В работе делается попытка показать, что действие этого принципа выходит далеко за пределы печатной газетной речи. Этот принцип проявляет себя и в других типах текста, рассчитанных на массовую аудиторию. В работе с этой целью анализируются речевые особенности русского городского романса, обусловленные его ориентацией на массовую аудиторию. Выявляются и анализируются синтаксические речевые формулы городского романса. Формульность как качество текста романса выявляется и на семантическом уровне при анализе стандартных жизненных ситуаций, которые составляют основу романса. Обращение к категории повседневности позволяет более глубоко осмыслить функциональное назначение и онтологи

СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕЦЕНЗИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ (на материале публикаций в еженедельнике «Літаратура і мастацтва»)

2017, № 2 (17), Типология медиаречи
В статье рассматриваются жанрово-стилистические трансформации современной белорусской литературной рецензии на материале публикаций в еженедельной газете «Літаратура і мастацтва». Внимание акцентируется на рецензиях, посвященных поэтическим сборникам. В жанровом отношении основные трансформации сводятся к тому, что рецензия либо лишается основных структурных элементов, либо приобретает элементы иных жанров. Читатель сталкивается либо с такой рецензией, которая уже не является аналитическим жанром, а относится, скорее, к жанрам информационным, либо с текстом гибридной жанровой природы. И лишь иногда мы видим классическую рецензию. В стилистическом плане наиболее серьезными недостатками в современной рецензии являются речевые штампы, элементы архаичного орнаментального стиля, случаи нарушен

ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРОКА НА ТЕЛЕВИЗИОННОМ ЭКРАНЕ

2017, № 2 (17), Типология медиаречи
В статье рассматриваются классификация, структура и основные лингвистические характеристики хроникальных сообщений, которые включаются в информационную строку на телевизионном экране. Данный вид сообщений является своеобразным видом медиатекста, в одном предложении которого заключена главная новостная информация, что предъявляет к нему определенные требования. Характерной чертой жанра хроникального сообщения информационной строки является его письменный характер (как в печатных СМИ) и одновременно принадлежность к электронным медиа. Автор классифицирует информационные строки на экстренные и эпизодические, постоянные и новостные, бегущие и всплывающие (сменяемые), одноуровневые и двухуровневые, указывает на наличие в строке дополнительных ссылок на источник информации, рассматривает пробле

СЛОВА В СЕТЯХ МАССМЕДИА

2017, № 1 (16), Типология медиаречи
[ДУМИТЕ В МРЕЖИТЕ НА МАСМЕДИИТЕ] Предлагаемая работа посвящена лексическим особенностям лексикона массмедиа и является результатом анализа рассматриваемых единиц. Они представлены вкратце в контексте более общей картины отличительных черт лексикона массмедиа, акцентом в которой являются метаморфозы слов, попавших в сеть массмедиа, а фоном — универсальные процессы и тенденции, в стихию которых попадают общество и язык в последнее десятилетие XX и в начале XXI вв. Болгарский медийный лексикон представлен в контексте реального режима употребления. На примере наблюдения и анализа отдельных лексических единиц и процессов сделана попытка извлечь его (болгарского медийного лексикона) наиболее существенные специфические характеристики, среди которых самыми важными, по нашему мнению, являются дина

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ДИСКУРСИВОВ-РЕГУЛЯТИВОВ В ПЕЧАТНЫХ И ЗВУЧАЩИХ РУССКОЯЗЫЧНЫХ СМИ

2017, № 1 (16), Типология медиаречи
Статья посвящена сравнительному анализу функционирования вспомогательных коммуникативных единиц (дискурсивов) в газетном и радиодискурсе. Подчеркивается особая важность для медиадискурса дискурсивов-регулятивов, ориентированных на самопрезентацию автора, выражение авторского отношения, оценки, его взаимодействие с адресатом. Наряду с рядом сходных черт в употреблении регулятивов в газетах и радиоречи, касающихся наиболее общих их аспектов (общей частотности, количественного преобладания регулятивов над организаторами, высокой частотности акцентивов, сигналов повышения / понижения категоричности и авторизующих конструкций, похожего репертуара дискурсивов в исследованных функциях), обнаруживаются и различия: меньшая категоричность радиоречи и бóльшая категоричность газетной, более сильно вы