Четверг, 15 апреляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Исследование сетевого просветительского жанра на примере медиапроекта Newtonew

Поста­нов­ка про­бле­мы. Идея про­све­ти­тель­ства свой­ствен­на рос­сий­ским СМИ начи­ная с пер­вой рос­сий­ской газе­ты «Санкт-Петер­бург­ские ведо­мо­сти». Фено­мен чита­те­ля, у кото­ро­го есть сво­бод­ное вре­мя, жела­ние позна­вать мир и спо­соб­ность кри­ти­че­ски осмыс­лять новую инфор­ма­цию, спо­соб­ство­вал появ­ле­нию в нача­ле XVIII в. изда­ния «Месяч­ные исто­ри­че­ские, гене­а­ло­ги­че­ские и гео­гра­фи­че­ские при­ме­ча­ния в Ведо­мо­стях» (на Ведо­мо­сти / при Ведо­мо­стях / к Ведо­мо­стям) (1728– 1742) [ФЭБ]. «При­ме­ча­ния» при­ня­то рас­смат­ри­вать как жур­нал, в кото­ром «опре­де­ли­лись мето­ды пода­чи мате­ри­а­ла, харак­тер­ные для науч­но-попу­ляр­ной ста­тьи» [Пус­ка­е­ва, Цве­то­ва 2012: 39]. В сере­дине XVIII в. в Рос­сии уви­дел свет пер­вый част­ный жур­нал «Празд­ное вре­мя, в поль­зу упо­треб­лен­ное» (1759–1760). «Ответ на вопрос “Чем бы занять­ся в празд­ное вре­мя?” <…> преж­де все­го имел про­све­ти­тель­ский отте­нок: <…> “есть мно­го сво­бод­но­го вре­ме­ни, в кото­рое, ску­кою томи­мы, ищем упраж­не­ния; на что же празд­ные мину­ты с луч­шею поль­зою упо­тре­бить мож­но, как на чте­ние, кото­рое обык­но­вен­ным сво­им пред­ме­том иметь долж­но утвер­жде­ние доб­ро­де­те­ли и рас­про­стра­не­ние полез­ных зна­ний?”» [Дус­ка­е­ва, Цве­то­ва 2012: 49]. В XIX в. Воль­ное обще­ство люби­те­лей рос­сий­ской сло­вес­но­сти нача­ло изда­вать жур­нал «Сорев­но­ва­тель про­све­ще­ния и бла­го­тво­ре­ния» (1818–1825) [Гро­мо­ва 2003: 194].

Нача­ло XXI в. озна­ме­но­ва­лось появ­ле­ни­ем него­су­дар­ствен­ных про­све­ти­тель­ских медиа­про­ек­тов, предо­став­ля­ю­щих чита­те­лю сре­ди про­че­го воз­мож­ность сме­нить свою пас­сив­ную роль реци­пи­ен­та на актив­ную автор­скую. Судя по гра­фи­ку, откры­ва­ю­ще­му «Огром­ный спи­сок науч­но-попу­ляр­ных и обра­зо­ва­тель­ных кана­лов на рус­ском язы­ке (вер­сия 2018)» [Подо­со­кор­ский 2018], в 2006 г. тако­вых было пять, и через каж­дые два года их коли­че­ство уве­ли­чи­ва­лось сна­ча­ла в 11,4 раза, затем — в 16,7 раза к 2010 г., достиг­нув мак­си­му­ма в 14 146 про­ек­тов в 2016 г.

Медиа­про­ект Newtonew, стар­то­вав­ший в 2014 г. и при­оста­но­вив­ший рабо­ту в апре­ле 2018 г., пре­зен­ту­е­мый его созда­те­ля­ми как «иде­аль­ные, выве­рен­ные, pixel-perfect» «медиа здра­во­го смыс­ла и кри­ти­че­ско­го мыш­ле­ния», — один из пред­ста­ви­те­лей про­све­ти­тель­ско­го кон­тен­та Руне­та, в кото­ром, по наше­му пред­став­ле­нию, удач­но реа­ли­зу­ет­ся эдью­тей­мент, пони­ма­е­мый и как «ори­ен­ти­ро­ван­ное на непро­фес­си­о­наль­ную сре­ду соче­та­ние про­све­ти­тель­ской инфор­ма­ции и раз­вле­че­ния» [Евдо­ки­мов 2014: 246], и как «ско­рее увле­че­ние», «совре­мен­ное реше­ние про­бле­мы орга­ни­за­ции обра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са для взрос­лых» [Гуре­ми­на, Путин­це­ва 2016: 92] «в усло­ви­ях избыт­ка инфор­ма­ции, досу­го­во­го раз­но­об­ра­зия, изме­не­ния прин­ци­пов мыш­ле­ния, уко­ре­не­ния кли­по­во­го созна­ния, визу­аль­ной доми­нан­ты и мно­гих дру­гих осо­бен­но­стей совре­мен­но­го миро­вос­при­я­тия» [Хан­гель­ди­е­ва 2016: 152]. Обра­тим вни­ма­ние на то, что речь идет не об основ­ном, базо­вом, обя­за­тель­ном обра­зо­ва­нии, а о факуль­та­тив­ном полу­че­нии новых зна­ний, и эту воз­мож­ность осо­зна­ет и ею поль­зу­ет­ся доста­точ­но сво­бод­ное, то есть име­ю­щее для это­го вре­мя и силы «насе­ле­ние» Интернета.

Подвиж­ность функ­ци­о­наль­ных харак­те­ри­стик ком­му­ни­кан­тов в их отно­ше­нии к пись­мен­но­му тек­сту, явля­ю­ще­му­ся «посред­ни­ком» интер­нет-обще­ния, — один из фун­да­мен­таль­ных резуль­та­тов тех­но­ло­ги­че­ской рево­лю­ции, сопро­вож­да­ю­щих совре­мен­ную ком­му­ни­ка­цию. Он осмыс­ля­ет­ся нами в каче­стве про­бле­мы насто­я­ще­го иссле­до­ва­ния: в поис­ке и обна­ру­же­нии зави­си­мо­сти про­све­ти­тель­ско­го тек­ста от спе­ци­фи­ки субъ­ек­та речи мы видим его цель.

Воз­мож­ность создать и опуб­ли­ко­вать текст, созна­тель­но направ­лен­ный на про­све­ще­ние дру­гих участ­ни­ков интер­нет-ком­му­ни­ка­ции, сего­дня вполне реаль­на, и не толь­ко осмыс­ля­ет­ся чита­те­ля­ми, но и предо­став­ля­ет­ся им. Об этом сви­де­тель­ству­ют, напри­мер, как выдерж­ки из ком­мен­та­ри­ев к ста­тье Люси Шир­шо­вой «ALARM: День, когда Newtonew оста­но­вил­ся (но не до кон­ца)» [https://​newtonew​.com/​1​6​.​0​4​.​2​018] на сай­те обра­зо­ва­тель­но­го пор­та­ла Newtonew: «Начав поне­мно­гу раз­ви­вать обра­зо­ва­тель­ный тех­но­ло­ги­че­ский про­ект, я начал обду­мы­вать воз­мож­ность пуб­ли­ка­ции у вас…»; «Ребя­та, мне так помо­га­ли ваши под­бор­ки о новых тех­но­ло­ги­ях в обу­че­нии! И что теперь? Я дол­го соби­рал­ся начать писать у вас…», — так и нали­чие бло­го­вой плат­фор­мы (http://​platform​.newtonew​.com). Редак­ция пор­та­ла так отве­ти­ла на запрос авто­ров насто­я­щей ста­тьи по это­му пово­ду: «Если при­слан­ная на плат­фор­му ста­тья не под­хо­дит, пото­му что содер­жит про­во­ка­ци­он­ную точ­ку зре­ния, не под­креп­лен­ную ника­ки­ми серьез­ны­ми аргу­мен­та­ми, либо рас­суж­де­ния на тему, выхо­дя­щую за рам­ки инте­ре­сов про­ек­та (напри­мер, кос­ме­ти­ка), редак­ция ее откло­ня­ет. Если мате­ри­ал не совсем соот­вет­ству­ет редак­ци­он­ным кри­те­ри­ям, мы отправ­ля­ем его авто­ру на дора­бот­ку. После вне­сен­ных исправ­ле­ний редак­тор оформ­ля­ет мате­ри­ал исхо­дя из редак­ци­он­ных пред­став­ле­ний о пре­крас­ном, и ста­тья попа­да­ет в архив. Если уро­вень напи­са­ния ста­тьи высок, она попа­да­ет на глав­ную стра­ни­цу сай­та» (из лич­ной пере­пис­ки с редакцией).

Таким обра­зом, зна­чи­мым ста­но­вит­ся облег­чен­ный фор­мат пода­чи опре­де­лен­ным обра­зом струк­ту­ри­ро­ван­ной доста­точ­но абстракт­ной (и пото­му труд­ной для вос­при­я­тия) инфор­ма­ции, сни­ма­ю­щий для реци­пи­ен­та ощу­ще­ние осо­зна­ва­е­мой им необ­хо­ди­мо­сти тру­дить­ся, добы­вая новые зна­ния. Сле­до­ва­тель­но, изме­не­ни­ям в сто­ро­ну облег­чен­но­сти вос­при­я­тия реци­пи­ен­том (и тем самым более эффек­тив­но­го воз­дей­ствия на него адре­сан­та) под­вер­га­ет­ся текст — мате­ри­аль­ная еди­ни­ца дис­кур­са. Инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии (ста­вя­щие порой под сомне­ние даже необ­хо­ди­мость учи­те­ля в обра­зо­ва­тель­ном про­цес­се) дела­ют доступ­ной для поль­зо­ва­те­ля любую инфор­ма­цию, и пото­му ста­тус ее рас­про­стра­ни­те­лей дей­стви­тель­но может быть «непро­фес­си­о­наль­ным» (здесь кавыч­ки исполь­зо­ва­ны как знак цита­ции, но не упо­треб­ле­ния сло­ва в пере­нос­ном, сни­жен­ном оце­ноч­ном зна­че­нии), но имен­но в отно­ше­нии содер­жа­ния, тема­ти­ки достав­ля­е­мо­го адре­са­ту тек­ста. В этой ситу­а­ции воз­ни­ка­ет ответ­ствен­ность адми­ни­стра­то­ра, моде­ра­то­ра, редак­ции, предо­став­ля­ю­щих авто­ру тек­ста воз­мож­ность стать про­све­ти­те­лем, поде­лив­шись с миром сво­им зна­ни­ем или видением.

Резю­ми­руя выше­ска­зан­ное, мы выдви­га­ем гипо­те­зу о суще­ство­ва­нии сете­во­го про­све­ти­тель­ско­го жан­ра, кото­рый соеди­ня­ет эле­мен­ты тра­ди­ци­он­ных пись­мен­ных жан­ров с эле­мен­та­ми сете­вых, функ­ци­о­ни­ру­ю­щих в прин­ци­пи­аль­но иной сре­де. Сле­до­ва­тель­но, при рас­смот­ре­нии фено­ме­на сете­во­го про­све­ти­тель­ско­го жан­ра важ­ным долж­но стать иссле­до­ва­ние, во-пер­вых, интен­ций адре­сан­та, изби­ра­ю­ще­го эффек­тив­ные с его точ­ки зре­ния ком­му­ни­ка­тив­ные так­ти­ки и стра­те­гии, для того что­бы его текст был заме­чен и про­чи­тан адре­са­том, во-вто­рых, жан­ро­вых осо­бен­но­стей сете­вых про­све­ти­тель­ских тек­стов, преж­де все­го реа­ли­за­ции в них тек­сто­об­ра­зу­ю­щей кате­го­рии тональ­но­сти, посред­ством кото­рой про­ис­хо­дит «зара­же­ние» адре­са­та, име­ю­ще­го соот­вет­ству­ю­щие потреб­но­сти, инте­ре­са­ми адресанта.

Исто­рия вопро­са. Харак­те­ри­зуя в 2010 г. про­све­ти­тель­ский дис­курс, С. Ю. Полуй­ко­ва писа­ла, что эта «фор­ма совре­мен­ной соци­аль­ной прак­ти­ки пред­став­ля­ет собой акту­аль­ный, но мало­изу­чен­ный объ­ект иссле­до­ва­ния (соб­ствен­но гово­ря, тако­вым он оста­ет­ся и в насто­я­щее вре­мя. — Авт.). До насто­я­ще­го вре­ме­ни оте­че­ствен­ные и зару­беж­ные линг­ви­сти­че­ские иссле­до­ва­ния посвя­ще­ны в основ­ном “поучи­тель­ным” трак­та­там эпо­хи Про­све­ще­ния и более позд­них вре­мен» [Полуй­ко­ва 2010: 136]. Пере­чис­ляя сфе­ры этой дис­кур­сив­ной прак­ти­ки, автор оста­нав­ли­ва­ет­ся на ком­му­ни­ка­тив­но-рече­вых стра­те­ги­ях про­све­ти­тель­ско­го дис­кур­са и под­чер­ки­ва­ет, что «осо­бый инте­рес пред­став­ля­ет эффек­тив­ность дан­но­го дис­кур­са» [Полуй­ко­ва 2010: 136].

Спе­ци­фи­ку изу­че­ния про­све­ти­тель­ско­го дис­кур­са авто­ры (Т. Е. Арсе­нье­ва [Арсе­нье­ва] и Н. Г. Несте­ро­ва [Несте­ро­ва 2010]), осно­вы­ва­ю­щи­е­ся на иде­ях В. И. Кара­си­ка [Кара­сик 2002: 10], видят в «уточ­не­нии цели воз­дей­ствия и форм воз­дей­ствия, вслед­ствие чего на пер­вый план выдви­га­ет­ся выра­бот­ка так­ти­че­ских шагов, кото­рые могут обес­пе­чить порож­де­ние тек­ста опре­де­лен­ной интен­ци­о­наль­но­сти, с отбо­ром язы­ко­вых средств и мета­тек­сто­вых мар­ке­ров, обес­пе­чи­ва­ю­щих эффек­тив­ность воз­дей­ствия» [Несте­ро­ва 2010: 187].

На наш взгляд, жан­ры — наи­бо­лее важ­ный аспект для ана­ли­за про­све­ти­тель­ско­го дис­кур­са, посколь­ку имен­но в них отпе­ча­ты­ва­ют­ся изме­не­ния, вне­сен­ные сре­дой рас­про­стра­не­ния — Интер­не­том. При­е­мы созда­ния меди­а­тек­стов для интер­нет-СМИ ана­ли­зи­ро­ва­лись в иссле­до­ва­ни­ях Е. И. Горош­ко, Е. А. Зем­ля­ко­ва, Е. А. Жига­ли­на, Е. В. Костен­ко, Е. М. Пак, А. В. Пусто­ва­ло­ва, И. Д. Фоми­че­вой, М. В. Чаба­нен­ко, Л. П. Шестер­ки­ной, Л. Ю. Щипи­ци­на. Выво­ды иссле­до­ва­те­лей мож­но све­сти к трем основ­ным. Во-пер­вых, «жур­на­ли­сти­ка эпо­хи модер­на, наи­бо­лее ярко выра­жен­ная в пуб­ли­ци­сти­ке, в совре­мен­ном мире транс­фор­ми­ру­ет­ся в жур­на­ли­сти­ку новых медиа, кото­рым при­су­щи все эле­мен­ты пост­мо­дер­нист­ской куль­ту­ры, а имен­но: раз­мы­тость жан­ров, гипер­тек­сту­аль­ность, слож­ность в опре­де­ле­нии авто­ра, аллю­зив­ность (цити­ро­ва­ние), муль­ти­ме­дий­ность и др. Луч­ше все­го для опи­са­ния жур­на­ли­сти­ки ново­го вре­ме­ни под­хо­дит синер­ге­ти­че­ская пара­диг­ма, изу­ча­ю­щая само­ор­га­ни­за­цию неста­биль­ных систем в неод­но­род­ной сре­де» [Шаки­ров 2014: 21]. Во-вто­рых, «выра­бот­ка мно­го­функ­ци­о­наль­ных свойств у веб-пуб­ли­ка­ций все глуб­же и ост­рее ста­вит вопрос о ста­нов­ле­нии новой тео­рии вир­ту­аль­но­го жан­ро­ве­де­ния, кото­рая помо­жет струк­ту­ри­ро­вать все мно­го­об­ра­зие элек­трон­ных жан­ров. <…> сего­дня сете­вой жанр прес­сы пред­став­ля­ет собой уни­каль­ное явле­ние, кото­рое осно­вы­ва­ет­ся на прин­ци­пах тра­ди­ци­он­ной жур­на­ли­сти­ки, но при этом и прин­ци­пи­аль­но отли­ча­ет­ся от нее» [Пак 2012: 271]. В‑третьих, «Интер­нет пред­став­ля­ет собой рече­вую сре­ду ново­го типа, в кото­рой скла­ды­ва­ют­ся и сосу­ще­ству­ют новые и ста­рые рече­вые явле­ния. То новое, что воз­ни­ка­ет здесь, начи­на­ет выхо­дить за пре­де­лы рече­вой сре­ды Интер­не­та и ока­зы­ва­ет вли­я­ние на рече­вую прак­ти­ку обще­ства в целом» [Конь­ков 2007: 261].

Эти­мо­ло­ги­че­ский экс­курс. Осно­во­по­ла­га­ю­щим эле­мен­том совре­мен­но­го про­све­ти­тель­ско­го дис­кур­са явля­ет­ся фигу­ра про­све­ти­те­ля, и здесь умест­ным ста­нет исто­ри­ко-линг­ви­сти­че­ский экс­курс. При­ла­га­тель­ное про­све­ти­тель­ский, моти­ви­ро­ван­ное суще­стви­тель­ным про­све­ти­тель, не зафик­си­ро­ва­но пер­вы­ми тол­ко­вы­ми сло­ва­ря­ми рус­ско­го язы­ка («Сло­варь Ака­де­мии Рос­сий­ской» 1792–1794 гг. — далее САР; «Сло­варь цер­ков­но­сла­вян­ско­го и рус­ско­го язы­ка, состав­лен­ный Вто­рым отде­ле­ни­ем Импе­ра­тор­ской Ака­де­мии Наук» 1847 г. — далее СЦСи­РЯ). Одна­ко обра­ще­ние к ним поз­во­ля­ет скон­цен­три­ро­вать вни­ма­ние на семан­ти­ке моти­ви­ру­ю­щих его слов — в про­ек­ции на отно­си­тель­но совре­мен­ную язы­ко­вую ситу­а­цию кон­ца XX в. («Сло­варь рус­ско­го язы­ка» в четы­рех томах под ред. А. П. Евге­нье­вой 1985– 1988 гг. — далее МАС).

Сопо­став­ле­ние дан­ных поз­во­ля­ет сде­лать вывод о раз­ли­ча­ю­щих­ся в пер­вых тол­ко­вых сло­ва­рях зна­че­ни­ях моти­ви­ру­ю­ще­го гла­го­ла про­све­щать. В САР зна­чи­ма внут­рен­няя фор­ма сло­ва: здесь имен­но свет как «очи­сти­тель» от лож­но­го, неве­же­ствен­но­го миро­вос­при­я­тия самим фак­том сво­е­го суще­ство­ва­ния спо­соб­ству­ет очи­ще­нию разу­ма; сле­до­ва­тель­но, про­све­ти­тель­ский — слу­жа­щий очи­ще­нию разу­ма, даю­щий истин­ное поня­тие о чем-либо (вопрос о позна­ни­ях, зна­ни­ях здесь не акту­а­ли­зи­ру­ет­ся). Через пол­ве­ка, в СЦСи­РЯ, про­ис­хо­дит раз­дво­е­ние зна­че­ния гла­голь­ной лек­се­мы: сема свет теперь «дер­жит на себе» цер­ков­ные кон­тек­сты, и, напро­тив, в свет­ском упо­треб­ле­нии гла­го­ла про­све­щать акту­а­ли­зи­ру­ет­ся позна­ние как обо­га­ще­ние ума.

Суще­стви­тель­ное про­све­ще­ние пред­став­ле­но в пер­вых рус­ских сло­ва­рях как пред­мет­ная мно­го­знач­ная лек­се­ма, вто­рое зна­че­ние кото­рой раз­ли­ча­ет­ся соот­вет­ствен­но зна­че­нию моти­ви­ру­ю­ще­го гла­го­ла: «2. Настав­ле­ние; очи­ще­ние разу­ма от лож­ных предо­су­ди­тель­ных поня­тий, заклю­че­ний. Про­ти­ву­по­ла­га­ет­ся неве­же­ству» [САР 1794: 386–388]; «2. Обо­га­ще­ние ума позна­ни­я­ми» [СЦСи­РЯ 2001: 351–352]. В МАС фик­си­ру­ем грам­ма­ти­че­ское дви­же­ние вспять: суб­стан­тив харак­те­ри­зу­ет­ся, во-пер­вых, как отгла­голь­ный дери­ват с про­цес­су­аль­ным зна­че­ни­ем: «1. Дей­ствие по знач. глаг. про­све­тить — про­све­щать; рас­про­стра­не­ние зна­ний, обра­зо­ва­ния», — с тер­ми­но­ло­ги­зи­ро­ван­ным суб­стан­ти­вом: «Систе­ма вос­пи­та­тель­но-обра­зо­ва­тель­ных меро­при­я­тий и учре­жде­ний»; во-вто­рых, как тер­мин-исто­ризм: «2. Про­грес­сив­ное идей­ное тече­ние эпо­хи пере­хо­да от фео­да­лиз­ма к капи­та­лиз­му…» [Евге­нье­ва 1985: 518–519].

Любо­пыт­но, что по отно­ше­нию к отгла­голь­но­му суще­стви­тель­но­му позна­ние и СЦСи­РЯ, и МАС дела­ют шаг назад. В САР сло­во пред­став­ле­но как само­сто­я­тель­ная пред­мет­ная лек­се­ма, вер­ба­ли­зи­ру­ю­щая зна­че­ние резуль­та­та дея­тель­но­сти, с дву­мя оттен­ка­ми зна­че­ния: 1) «зна­ние» и 2) «разу­ме­ние, виде­ние» [САР 1792: 95– 96]. Вто­рой отте­нок зна­че­ния акту­а­ли­зи­ру­ет ситу­а­цию про­све­ще­ния как пра­виль­но­го миро­вос­при­я­тия, но эта ситу­а­ция пред­став­ле­на теперь не с «пер­вич­ной» сто­ро­ны про­све­ти­те­ля-настав­ни­ка, а с «вто­рич­ной» сто­ро­ны адре­са­та, про­све­щен­но­го, познав­ше­го, полу­чив­ше­го истин­ное поня­тие о чем-либо (и, сле­до­ва­тель­но, име­ю­ще­го такое поня­тие, а при опре­де­лен­ных усло­ви­ях — потен­ци­аль­но­го про­све­ти­те­ля). Через пол­ве­ка, в СЦСи­РЯ, позна­ние — это толь­ко про­цес­су­аль­ный дери­ват, отсы­ла­ю­щий к гла­го­лу через дей­стви­тель­ные при­ча­стия (назы­ва­ю­щие субъ­ек­та позна­ния, то есть адре­са­та про­све­ще­ния) [СЦСи­РЯ 2001: 298]. Это зна­че­ние оста­ет­ся пер­вым в МАС, в кото­ром сло­во ста­но­вит­ся мно­го­знач­ным, вклю­чая пред­мет­ную лек­си­ка­ли­за­цию фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла позна­ния: «Сово­куп­ность зна­ний в какой‑л. обла­сти» [Евге­нье­ва 1985: 240].

Таким обра­зом, мы отме­ча­ем, что в подвиж­ном на про­тя­же­нии XVIII–XXI вв. сем­ном соста­ве при­ла­га­тель­но­го про­све­ти­тель­ский при­сут­ству­ет пред­став­ле­ние об актив­ном и пас­сив­ном субъ­ек­тах это­го интел­лек­ту­аль­но-чув­ствен­но­го действия/состояния, его объ­ек­тив­ном и субъ­ек­тив­но-мани­пу­ля­тив­ном содер­жа­нии (кон­тен­те), аксио­ло­ги­че­ских ори­ен­ти­рах спе­ци­аль­но орга­ни­зо­ван­ной ком­му­ни­ка­ции. Ина­че гово­ря, о дея­тель­ной, дис­курс­ной при­ро­де иссле­ду­е­мо­го фено­ме­на — ситу­а­ции с прин­ци­пи­аль­но изме­ня­е­мы­ми ста­ту­са­ми ком­му­ни­кан­тов и про­из­вод­ны­ми от них харак­те­ри­сти­ка­ми тек­ста как мате­ри­аль­ной фор­мы дискурса.

Судя по мате­ри­а­лам Наци­о­наль­но­го кор­пу­са рус­ско­го язы­ка, оты­мен­ное при­ла­га­тель­ное про­све­ти­тель­ский фик­си­ру­ет­ся в рус­ских текстах начи­ная с соче­та­ния про­све­ти­тель­ская дея­тель­ность в очер­ке М. Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на «Убе­жи­ще Мон­ре­по» (1878–1879). Моти­ви­ро­ван­ное гла­го­лом просвещать/просветить при­ла­га­тель­ное про­све­ти­тель­ный вошло в источ­ни­ки НКРЯ пер­вой фик­са­ци­ей: про­све­ти­тель­ным позна­ни­ям, нау­кам, худо­же­ствам и тон­ко­стям — в реклам­ном объ­яв­ле­нии 1795 г. [Наци­о­наль­ный кор­пус рус­ско­го язы­ка]. Ана­лиз мате­ри­а­лов НКРЯ поз­во­ля­ет кон­ста­ти­ро­вать «взлет» в упо­треб­ле­нии при­ла­га­тель­но­го про­све­ти­тель­ский в XXI в. (62 % от всех вхож­де­ний основ­но­го под­кор­пу­са, при этом почти в три раза чаще — в газет­ном под­кор­пу­се), в то вре­мя как веком при­ла­га­тель­но­го про­све­ти­тель­ный был XX в. (82,7 % вхож­де­ний). Мак­си­маль­ная частот­ность отме­че­на для соче­та­ний каж­до­го из ана­ли­зи­ру­е­мых при­ла­га­тель­ных с абстракт­но-про­цес­су­аль­ны­ми суще­стви­тель­ны­ми дея­тель­ность и рабо­та: про­све­ти­тель­ский — от 22,1 % всех вхож­де­ний в основ­ном до 22,7 % — в газет­ном под­кор­пу­се; про­све­ти­тель­ный — 23,5 % всех его вхож­де­ний в основ­ном под­кор­пу­се. Но если, напри­мер, даты фик­са­ции соче­та­ния про­све­ти­тель­ная рабо­та нахо­дят­ся в пре­де­лах 1903–2008 гг., а пик частот­но­сти при­хо­дит­ся на 1926 г., то для соче­та­ния про­све­ти­тель­ская рабо­та это пери­од с 1962 по 2014 г. с дву­мя пика­ми частот­но­сти: в 2007 и 2013 гг. Сле­до­ва­тель­но, мож­но гово­рить об опре­де­лен­ной семан­ти­че­ской тож­де­ствен­но­сти (нераз­ли­че­нии) этих при­ла­га­тель­ных, про­яв­ля­е­мой в рас­смат­ри­ва­е­мой соче­та­е­мо­сти (в этой ситу­а­ции зна­чи­мым ока­зы­ва­ет­ся экс­тра­линг­ви­сти­че­ский фак­тор времени).

Харак­те­ри­сти­ка источ­ни­ка эмпи­ри­че­ско­го мате­ри­а­ла иссле­до­ва­ния. Во фраг­мен­те упо­мя­ну­той выше ста­тьи Люси Шир­шо­вой «ALARM: День, когда Newtonew оста­но­вил­ся (но не до кон­ца)» чита­ем: «За нами все же сто­ит один чело­век. Его зовут Женя Смир­нов, он осно­ва­тель отлич­ной и весь­ма успеш­ной сту­дии веб-раз­ра­бот­ки, аст­ро­ном и учи­тель инфор­ма­ти­ки в обыч­ной петер­бург­ской шко­ле. Четы­ре года он высту­пал бес­смен­ным меце­на­том Newtonew…» [https://​newtonew​.com/​1​6​.​0​4​.​2​018]. Созда­те­ли про­ек­та Newtonew сле­ду­ю­щим обра­зом харак­те­ри­зу­ют свою ауди­то­рию: «Мы пишем для пре­по­да­ва­те­лей выс­шей и сред­ней шко­лы, сту­ден­тов и школь­ни­ков, роди­те­лей и сотруд­ни­ков обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, пред­ста­ви­те­лей обра­зо­ва­тель­ных про­ек­тов и чинов­ни­ков, людей, зани­ма­ю­щих­ся само­обу­че­ни­ем и само­раз­ви­ти­ем, и всех тех, кто вни­ма­тель­но сле­дит за состо­я­ни­ем рос­сий­ско­го и миро­во­го обра­зо­ва­ния» [https://​newtonew​.com/​a​b​out]. (Ср. в пре­ди­сло­вии к пер­во­му номе­ру «Рус­ско­го архи­ва» при­гла­ше­ние, адре­со­ван­ное «люби­те­лям просвещения».)

Об адре­сан­те медиа­про­ек­та уже сло­жи­лась леген­да, и мы, в част­но­сти, чита­ем:
«В нача­ле 2015 г. стар­то­ва­ло несколь­ко про­све­ти­тель­ских про­ек­тов для интер­нет-ауди­то­рии, и что при­ме­ча­тель­но — все эти про­ек­ты были запу­ще­ны жур­на­ли­ста­ми. Появил­ся про­све­ти­тель­ский медиа­про­ект об обра­зо­ва­нии, ори­ен­ти­ро­ван­ный на школь­ни­ков, сту­ден­тов, учи­те­лей, пре­по­да­ва­те­лей, “Newtonew”» [Мак­си­мен­ко 2017: 112]. Ока­за­лось, что авто­ры моно­гра­фии заблуж­да­ют­ся, посколь­ку в нашей пере­пис­ке с орга­ни­за­то­ром про­ек­та Newtonew Евге­ни­ем Смир­но­вым выяс­ни­лось, что над про­ек­том изна­чаль­но рабо­та­ли люди из сфе­ры обра­зо­ва­ния: «На Newtonew нет ни одно­го про­фес­си­о­наль­но­го жур­на­ли­ста. Нам были нуж­ны как на эта­пе созда­ния, так и сей­час люди из сфе­ры обра­зо­ва­ния и про­све­ще­ния. Напри­мер, сей­час у нас в коман­де быв­ший пре­по­да­ва­тель уни­вер­си­те­та и кан­ди­дат фило­соф­ских наук, репе­ти­тор англий­ско­го язы­ка, фило­лог и писа­тель. Мы счи­та­ем, что толь­ко такие люди могут созда­вать экс­перт­ный кон­тент, кото­рый созда­ем мы. Конеч­но, поми­мо обра­зо­ва­тель­но­го бэк­гра­ун­да, они все име­ют достой­ные жур­на­лист­ские навы­ки» (лич­ный архив авторов).

Хро­но­топ про­све­ти­тель­ско­го дис­кур­са обу­слов­лен «вне­вре­мен­ной» и «вне­про­стран­ствен­ной» спе­ци­фи­кой интер­нет-ком­му­ни­ка­ции. В слу­чае медиа­про­ек­та Newtonew зна­чи­мы сло­ва «пери­о­дич­ность: еже­днев­но, круг­ло­су­точ­но, бес­плат­но». Цель про­ек­та сфор­му­ли­ро­ва­на так: «Наша коман­да тру­дит­ся над созда­ни­ем еди­но­го обра­зо­ва­тель­но­го ресур­са, кото­рый даст каж­до­му что-то полез­ное и инте­рес­ное. Наша мис­сия заклю­ча­ет­ся не толь­ко в том, что­бы нас услы­ша­ли. Мы хотим, что­бы все пред­ста­ви­те­ли сфе­ры обра­зо­ва­ния услы­ша­ли себя и друг дру­га, а рос­сий­ское обра­зо­ва­ние в конеч­ном ито­ге изме­ни­лось к луч­ше­му» [https://​newtonew​.com/​a​b​out].

Рас­про­стра­не­ние зна­ний — глав­ная цель и цен­ность про­све­ти­тель­ско­го дис­кур­са. Эффек­тив­ность же его про­яв­ля­ет­ся, в част­но­сти, в побоч­ном, но чрез­вы­чай­но зна­чи­мом след­ствии — в объ­еди­не­нии людей с близ­ки­ми инте­ре­са­ми и похо­жим миро­воз­зре­ни­ем, в созда­нии свое­об­раз­но­го вир­ту­аль­но­го цен­тра помо­щи (инфор­ма­ци­он­ной, мето­ди­че­ской, орга­ни­за­ци­он­ной, пси­хо­ло­ги­че­ской и т. д.), а так­же в сти­му­ли­ро­ва­нии поль­зо­ва­те­лей ста­но­вить­ся авто­ра­ми и про­дол­жать реа­ли­зо­вы­вать про­све­ти­тель­скую мис­сию на местах. Newtonew мож­но рас­смат­ри­вать как пло­щад­ку для обу­че­ния про­фес­си­о­наль­ных и непро­фес­си­о­наль­ных про­све­ти­те­лей: учи­те­лей, пре­по­да­ва­те­лей, роди­те­лей и т. д., хотя совре­мен­ное про­све­ти­тель­ство име­ет мно­го нере­шен­ных про­блем и не инсти­ту­а­ли­зи­ро­ва­но, в част­но­сти не при­нят закон о про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти, не сфор­му­ли­ро­ван эти­че­ский кодекс про­све­ти­те­ля [Мак­си­мен­ко 2017: 26–28].

Стра­те­гии адре­сан­тов про­све­ти­тель­ско­го дис­кур­са обу­слов­ле­ны тем, что
«ком­му­ни­ка­тив­ное вза­и­мо­дей­ствие в про­све­ти­тель­ской сфе­ре направ­ле­но преж­де все­го на изме­не­ние кар­ти­ны мира адре­са­та», сле­до­ва­тель­но, «основ­ны­ми стра­те­ги­я­ми явля­ют­ся когни­тив­ные» [Полуй­ко­ва 2012: 108] (что кор­ре­ли­ру­ет со зна­че­ни­ем при­ла­га­тель­но­го про­све­ти­тель­ский в МАС). Оче­вид­но, что основ­ная интен­ция адре­сан­та про­све­ти­тель­ско­го дис­кур­са — это сооб­ще­ние новой инфор­ма­ции (см. темы медиа­про­ек­та из тек­ста, посвя­щен­но­го редак­ци­он­ной поли­ти­ке изда­ния: вопро­сы педа­го­ги­ки, обра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния, позна­ния и обу­че­ния, попу­ляр­ная нау­ка, совре­мен­ный циф­ро­вой инстру­мен­та­рий для обу­че­ния и само­обу­че­ния). Авто­ры тек­стов — штат­ные сотруд­ни­ки (посред­ни­ки в пере­да­че ново­го зна­ния, при­вле­ка­ю­щие по мере необ­хо­ди­мо­сти к сотруд­ни­че­ству экс­пер­тов) или спе­ци­а­ли­сты в обра­зо­ва­тель­ной сфе­ре (авто­ры ста­тей в автор­ских колонках).

Одна­ко в свя­зи с тех­но­ло­ги­че­ской доступ­но­стью раз­лич­ных источ­ни­ков все более зна­чи­мой ста­но­вит­ся про­бле­ма выбо­ра и, сле­до­ва­тель­но, все более важ­ной — инфор­ма­ция о надеж­ных, каче­ствен­ных источ­ни­ках. Как резуль­тат — в циф­ро­вом про­стран­стве акту­а­ли­зи­ру­ет­ся эври­сти­че­ский тип речи, направ­лен­ный на поис­ки смыс­ла, обсуж­де­ние про­бле­мы и, как след­ствие, раз­вен­ча­ние мифов, шаб­ло­нов вос­при­я­тия, то есть выяв­ле­ние и «иско­ре­не­ние» лож­ной инфор­ма­ции (ср. тол­ко­ва­ние суще­стви­тель­но­го про­све­ще­ние в САР). Соот­вет­ству­ю­щие тек­сты, авто­ра­ми кото­рых часто явля­ют­ся «вне­штат­ни­ки», более экс­прес­сив­но окра­ше­ны, содер­жат явно выра­жен­ную оцен­ку, авто­ри­тет­ность кото­рой часто под­креп­ля­ет­ся вклю­че­ни­ем в гипер­текст ком­мен­та­ри­ев экспертов.

Менее ярко в про­све­ти­тель­ском дис­кур­се про­яв­ля­ет­ся стра­те­гия струк­ту­ри­ро­ва­ния зна­ния: осо­зна­ет­ся потреб­ность выстро­ить в цель­ную кар­ти­ну мно­же­ство извест­ных фак­тов, в том чис­ле в све­те появ­ле­ния новой инфор­ма­ции (в иссле­ду­е­мом медиа­про­ек­те наи­бо­лее пол­но дан­ная стра­те­гия реа­ли­зу­ет­ся в текстах под заго­лов­ком «В кур­се дела…», см. ниже).

Ана­лиз мате­ри­а­ла. Все тек­сты, раз­ме­щен­ные на сай­те Newtonew, име­ют гипер­тек­сто­вую струк­ту­ру, посколь­ку снаб­же­ны ссыл­ка­ми на «чужие» источ­ни­ки, видео или же пере­крест­ны­ми ссыл­ка­ми на дру­гие тек­сты авто­ра. Их мож­но рас­смат­ри­вать в каче­стве иллю­стра­ции поло­же­ния, сфор­му­ли­ро­ван­но­го А. А. Тер­тыч­ным, о том, что тек­сто­вая реаль­ность интер­нет-СМИ име­ет «два уров­ня жан­ро­вых иссле­до­ва­ний: 1) тек­сто­вый; 2) гипер­тек­сто­вый» [Тер­тыч­ный 2013: 175] и воз­мож­но раз­ве­де­ние поня­тий «тек­сто­вые жан­ры» и «гипер­тек­сто­вые жан­ры» Интернета.

Зна­ком­ство с сай­том начи­на­ет­ся с быст­рых ссы­лок на парт­нер­ские плат­фор­мы и сов­мест­ные про­ек­ты: ЕГЭ (под­про­ект для стар­ше­класс­ни­ков, их роди­те­лей, учи­те­лей и репе­ти­то­ров), ProTeachers (Шко­ла учи­тель­ской прак­ти­ки — онлайн-кур­сы повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции учи­те­лей), МООК-2016 (мето­ди­че­ский гид по деся­ти онлайн-кур­сам, создан­ный сов­мест­но с «Лек­то­ри­умом» и Меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ци­ей по новым обра­зо­ва­тель­ным тех­но­ло­ги­ям EdCrhunch), Боль­шая пере­мен­ная (откры­тые видео­кур­сы от экс­пер­тов IT-обла­сти, сов­мест­ный про­ект с Mail​.ru Group) и др. Далее в меню сле­ду­ют руб­ри­ки: ста­тьи, автор­ские колон­ки, кол­лек­ции, ново­сти, события.

На при­вле­че­ние адре­са­та направ­ле­на и инфор­ма­ция, сопро­вож­да­ю­щая каж­дую пуб­ли­ка­цию на сай­те, о вре­ме­ни его про­чте­ния (про­ве­ре­но на лич­ном опы­те: заяв­лен­ное и реаль­но затра­чен­ное на про­чте­ние тек­ста вре­мя при­мер­но сов­па­да­ет). Так, от 2 до 13 мин пред­ла­га­ет­ся затра­тить чита­те­лю на зна­ком­ство с каж­дым из сплош­ной выбор­ки в 30 тек­стов (19 — от редак­ции, 9 — от вне­штат­ных авто­ров, 2 — от парт­не­ров про­ек­та), опуб­ли­ко­ван­ных в пери­од с 15.03.2018 по 02.04.2018. А имен­но: на про­чте­ние каж­дой из семи ста­тей — 2 мин, пять ста­тей — 9 мин; по четы­ре ста­тьи — за 4 и 5 мин, по две ста­тьи — за 7, 8 и 10 мин; по одной ста­тье — за 3, 11 и 13 мин. В сред­нем 5,77 мин, при этом кор­ре­ля­ция меж­ду типом авто­ра и раз­ме­ром тек­ста в выбор­ке не про­смат­ри­ва­ет­ся. В автор­ской колон­ке Миха­и­ла Куш­ни­ра мы рас­смот­ре­ли десять тек­стов 2016–2018 гг. Пред­ла­га­е­мое сай­том вре­мя их про­чте­ния — от 3 до 15 мин (в сред­нем 9,3 мин).

Реак­ция чита­те­ля в первую оче­редь про­яв­ля­ет­ся в ком­мен­та­ри­ях: с их коли­че­ством в режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни может позна­ко­мить­ся каж­дый новый поль­зо­ва­тель, циф­ра ука­за­на рядом с инфор­ма­ци­ей о вре­ме­ни про­чте­ния. Так, 24.04.2018 из тех же 30 ста­тей толь­ко четы­ре име­ли от одно­го до четы­рех ком­мен­та­ри­ев. Из деся­ти ста­тей автор­ской колон­ки М. Куш­ни­ра ком­мен­та­рии были у вось­ми (1, 2, 3, 4, 11 ком­мен­та­ри­ев). Наи­боль­шее коли­че­ство ком­мен­та­ри­ев — 28 — вызва­ла ста­тья «Что такое “каче­ство обра­зо­ва­ния”?» от 13.03.2017 [https://​newtonew​.com/​s​c​h​o​o​l​/​e​d​u​c​a​t​i​o​n​-​q​u​a​l​ity].

В руб­ри­ке «Ста­тьи» поль­зо­ва­тель может при­ме­нить два филь­тра: по кате­го­ри­ям (все, нау­ка, куль­ту­ра, тех­но­ло­гии, шко­ла, вуз, герои, мне­ния, исто­рии, мобиль­ные при­ло­же­ния, веб-сер­ви­сы, кино, кни­ги, тесты, кунст­ка­ме­ра, редак­ци­он­ные, дети, лай­фх­а­ки) либо по ауди­то­рии (все, школь­ник, сту­дент, педа­гог, роди­тель, веч­ный сту­дент). Здесь опуб­ли­ко­ва­ны ста­тьи, во-пер­вых, штат­ных (темы для них гене­ри­ру­ют­ся кол­лек­тив­но в редак­ции) и вне­штат­ных авто­ров, пред­ла­га­ю­щих тему и согла­со­вы­ва­ю­щих ее с редак­то­ром; во-вто­рых, при­сы­ла­е­мые через бло­го­вую плат­фор­му http://​platform​.newtonew​.com; в‑третьих, напи­сан­ные экс­пер­та­ми ком­па­ний-парт­не­ров, учи­ты­ва­ю­щи­ми спе­ци­фи­ку пор­та­ла и созда­ю­щи­ми прак­ти­ко-ори­ен­ти­ро­ван­ные тек­сты. По при­зна­нию созда­те­лей про­ек­та, ста­тьи соот­вет­ству­ют основ­ным пуб­ли­ци­сти­че­ским жан­рам — кри­ти­че­ский обзор, эссе, репор­таж, интер­вью и т. д. Как пра­ви­ло, жанр дик­ту­ет сама тема.

В руб­ри­ке «Автор­ские колон­ки» чита­те­лю пред­ла­га­ет­ся исполь­зо­вать фильтр по авто­ру — тако­вым может быть не толь­ко кон­крет­ный чело­век, но и орга­ни­за­ция (напри­мер, изда­тель­ство «Манн, Ива­нов, Фер­бер», Наци­о­наль­ный ресурс­ный центр настав­ни­че­ства «Мен­то­ри», форум «Обра­зо­ва­ние Рос­сии», нави­га­тор по дет­ско­му досу­гу InLeаrno, обра­зо­ва­тель­ная онлайн-плат­фор­ма «Логи­кЛайк» и т. д.). Пуб­ли­ка­ции здесь сопро­вож­да­ют­ся при­ме­ча­ни­ем: «Мне­ние авто­ра может не сов­па­дать с пози­ци­ей редак­ции». В руб­ри­ке «Кол­лек­ции» раз­ме­ще­ны тема­ти­че­ские под­бор­ки, насчи­ты­ва­ю­щие от трех («Раци­о­наль­ное мыш­ле­ние») до 4664 («Нау­ка и обра­зо­ва­ние») ста­тей. В «Избран­ные кол­лек­ции» вхо­дят тек­сты, ото­бран­ные из всех пуб­лич­ных кол­лек­ций на сай­те. Кол­лек­ции, игра­ю­щие роль руб­ри­ка­то­ра, состав­ле­ны, как пра­ви­ло, по тема­ти­че­ско­му при­зна­ку. Напри­мер, в оза­глав­лен­ной «N ста­тей-спис­ков», мож­но най­ти «7 доку­мен­таль­ных филь­мов о дет­стве» [https://​newtonew​.com/​2​7​.​0​2​.​2​017]; «12 доб­ро­де­те­лей раци­о­наль­но­сти» [https://​newtonew​.com/​1​3​.​0​4​.​2​017]; «7 видео­лек­ций о когни­тив­ных нау­ках» [https://​newtonew​.com/​s​c​h​o​o​l​/​e​d​u​c​a​t​i​o​n​-​q​u​a​l​i​t​y​/​2​0​.​0​4​.​2​017]; «8 ста­тей о меди­цине и физио­ло­гии» [https://​newtonew​.com/​7​.​0​9​.​2​017] и др.

Осо­бые автор­ские кол­лек­ции появи­лись на сай­те после 13.04.2018, когда про­ект при­оста­но­вил свою дея­тель­ность в пер­во­на­чаль­ном фор­ма­те, напри­мер «7 золо­тых тек­стов Али­сы Загряд­ской» или «8 золо­тых тек­стов Арте­ма Сереб­ря­ко­ва», кото­рые инте­рес­ны автор­ским отбо­ром и ком­мен­та­ри­ем каж­до­го из тек­стов (и, сле­до­ва­тель­но, поз­во­ля­ют соста­вить пред­став­ле­ние о спе­ци­фи­ке и «кухне» про­све­ти­тель­ско­го медиа­про­ек­та). Так, А. Загряд­ская напи­са­ла сле­ду­ю­щее о тек­сте «“Идо­лы”, кото­рые меша­ют мыс­лить» [newtonew​.com/​s​c​i​e​n​c​e​/​i​d​o​l​y​-​k​o​t​o​r​y​e​-​m​e​s​h​a​y​u​t​-​m​y​s​lit] (вре­мя чте­ния — 10 мин; ком­мен­та­ри­ев — 9), кото­рый выста­ви­ла пер­вым в кол­лек­ции: «Эта ста­тья — часть мини-про­ек­та, в рам­ках кото­ро­го я реши­ла рас­ска­зы­вать о важ­ных иде­ях из евро­пей­ской фило­со­фии в фор­ма­те неболь­ших ста­тей. Само собой, мно­го тон­ко­стей в такие мате­ри­а­лы не поме­стит­ся, и любой поря­доч­ный фило­соф ска­жет, что они непро­сти­тель­но куцые и упро­щен­ные. Да и вооб­ще, нуж­но читать пер­во­ис­точ­ни­ки. В ори­ги­на­ле. Одна­ко мне на пер­вом кур­се уни­вер­си­те­та <…> такие шту­ки очень бы при­го­ди­лись. Они могут стать пер­вой сту­пень­кой перед обра­ще­ни­ем к самим фило­соф­ским сочи­не­ни­ям, мно­гие из кото­рых непод­го­тов­лен­но­му чита­те­лю дают­ся не сразу».

Из ком­мен­та­ри­ев А. Сереб­ря­ко­ва: «Это мой пер­вый текст для Newtonew, тесто­вое зада­ние, после кото­ро­го меня взя­ли в коман­ду. Он полу­чил­ся про­ти­во­ре­чи­вым: на пер­вый взгляд он выгля­дит как оче­ред­ной текст с лай­фх­а­ка­ми, от кото­ро­го ждешь кон­крет­ных сове­тов, а на деле это ско­рее сво­бод­ное эссе, попыт­ка зафик­си­ро­вать несколь­ко важ­ных вещей» (о тек­сте «Как гово­рить с детьми о “взрос­лых вещах”?» [newtonew​.com/​p​a​r​e​n​t​i​n​g​/​c​h​i​l​d​r​e​n​-​v​s​-​a​d​u​lts], вре­мя чте­ния — 13 мин, ком­мен­та­ри­ев — 9);

«Одна из луч­ших вещей в рабо­те на Newtonew — это воз­мож­ность читать мно­го инте­рес­ных кни­жек и потом о них рас­ска­зы­вать. Для меня осо­бой отра­дой ста­ли книж­ки по когни­тив­ным нау­кам. Мои зна­ния в этой обла­сти поверх­ност­ны, а пото­му любую кни­гу про моз­ги я читал вни­ма­тель­но и с осо­зна­ни­ем того, что это чте­ние важ­но в первую оче­редь мне само­му. На выхо­де полу­ча­лись инте­рес­ные мате­ри­а­лы, и вот этот зара­бо­тал наи­боль­шую любовь чита­те­лей» (о тек­сте «Во всем вино­ват дофа­мин» [https://​newtonew​.com/​s​c​i​e​n​c​e​/​d​o​p​a​m​i​n​e​-​a​n​d​-​a​d​d​i​c​t​ion], вре­мя чте­ния — 7 мин, ком­мен­та­ри­ев — 24).

Эти цита­ты авто­ров про­ек­та сви­де­тель­ству­ют о том, что их базо­вые интен­ции — полу­че­ние ново­го зна­ния, его струк­ту­ри­ро­ва­ние и предъ­яв­ле­ние адре­са­ту в тек­сте при­ем­ле­мо­го раз­ме­ра, сба­лан­си­ро­ван­ном по содер­жа­нию, увле­ка­тель­ном по форме.

В руб­ри­ке «Собы­тия» поль­зо­ва­тель может выбрать пери­од (все, сего­дня, неде­ля, ско­ро) или кон­крет­ную дату, город, тип собы­тия (все, для школь­ни­ков, для учи­те­лей, науч­но-попу­ляр­ные лек­ции и др.), а так­же бес­плат­ные или онлайн-собы­тия. В руб­ри­ке «Ново­сти» раз­ме­ща­ют­ся инфор­ма­ци­он­ные сооб­ще­ния, не столь­ко опе­ра­тив­ные, сколь­ко соот­вет­ству­ю­щие про­све­ти­тель­ско­му духу медиа­про­ек­та. Как нам рас­ска­за­ли его орга­ни­за­то­ры, ново­сти пишут­ся редак­ци­он­ны­ми сила­ми, и в них попа­да­ют любо­пыт­ные сете­вые наход­ки, изве­стия об акту­аль­ных собы­ти­ях в сфе­ре обра­зо­ва­ния, куль­ту­ры и обще­ства. Новост­ные тек­сты и мате­ри­а­лы реклам­но­го харак­те­ра были исклю­че­ны из наше­го иссле­до­ва­ния: как объ­яс­ни­ли созда­те­ли про­ек­та, подоб­ные мате­ри­а­лы могут иметь в тек­сте ука­за­ние фир­мы-парт­не­ра, но все­гда — упо­ми­на­ние о том, что мате­ри­ал под­го­тов­лен партнерами.

Боль­шин­ство про­ана­ли­зи­ро­ван­ных тек­стов мы ква­ли­фи­ци­ро­ва­ли как науч­но-попу­ляр­ные ста­тьи, в част­но­сти «Когни­тив­ный кон­троль: как дер­жать себя в руках» [https://​newtonew​.com/​6​.​0​4​.​2​017]; «Голые и смеш­ные: обря­ды ини­ци­а­ции» [https://​newtonew​.com/​2​2​.​0​9​.​2​017]; «Мали­но­вая суб­бо­та: что такое сине­сте­зия?» [https://​newtonew​.com/​1​3​.​1​2​.​2​017]; «Что ты такое? Пять минут о сек­тах» [https://​newtonew​.com/​1​5​.​0​1​.​2​018]. В фор­му­ли­ров­ках заго­лов­ков отме­ча­ем акту­а­ли­зи­ру­ю­щие вни­ма­ние чита­те­ля кон­струк­ции име­ни­тель­но­го темы, пря­мо­го и кос­вен­но­го вопро­са, пре­це­дент­ные фено­ме­ны. Раз­но­об­ра­зие тем и авто­ров затруд­ня­ет све­де­ние тек­стов к опре­де­лен­но­му шаб­ло­ну, но тех­но­ло­ги­че­ские воз­мож­но­сти интер­нет-сре­ды в опре­де­лен­ной мере уни­фи­ци­ру­ют и дела­ют их сете­вы­ми: каж­дая ста­тья снаб­же­на ссыл­ка­ми на дру­гие тема­ти­че­ски близ­кие ста­тьи про­ек­та, пред­по­ла­га­ет­ся обрат­ная связь с читателем.

Анонс — один из вос­тре­бо­ван­ных сего­дня жан­ров — при­сут­ству­ет, как это­го
сле­до­ва­ло ожи­дать, в новост­ных текстах, но име­ет здесь свою спе­ци­фи­ку. В руб­ри­ке «Собы­тия» пуб­ли­ка­ции от парт­не­ров про­ек­та, не име­ю­щие даты раз­ме­ще­ния, снаб­же­ны плаш­кой «В Google-кален­дарь». В «Ново­стях» могут быть анонс-выклад­ки оциф­ро­ван­ных архив­ных дан­ных («Китай­ское искус­ство, доступ­ное онлайн» [https://​newtonew​.com/​c​u​l​t​u​r​e​/​n​p​m​-​c​o​l​l​e​c​t​i​o​n​/​1​0​.​0​8​.​2​017]); выхо­да мобиль­но­го при­ло­же­ния или его обнов­ле­ния («Google запу­стил при­ло­же­ние, поз­во­ля­ю­щее видеть» [https://​newtonew​.com/​c​u​l​t​u​r​e​/​1​2​.​0​3​.​2​018], «Куль­тур­ное при­ло­же­ние Artefact обно­ви­лось» [https://​newtonew​.com/​c​u​l​t​u​r​e​/​1​3​.​0​3​.​2​018]), нача­ла кур­сов («От вул­ка­но­ло­гии до супер­ком­пью­те­ров: откры­та запись на дистан­ци­он­ные кур­сы МГУ» [https://​newtonew​.com/​h​i​g​h​e​r​/​1​.​0​3​.​2​018]) или откры­тия ново­го источ­ни­ка инфор­ма­ции («Открыт центр поис­ка инфор­ма­ции о репрес­си­ро­ван­ных» [https://​newtonew​.com/​2​8​.​0​2​.​2​018]). К анон­сам мы отнес­ли и тек­сты под руб­ри­кой «Ста­тьи»: «Фести­валь NAUKA+ ждет гостей» [https://​newtonew​.com/​2​9​.​0​9​.​2​017]; «Кон­курс обра­зо­ва­тель­ных про­ек­тов ОХТА Lab» [https://​newtonew​.com/​1​7​.​1​0​.​2​017]; «В кален­дарь: рас­пи­са­ние науч­но­го кино­фе­сти­ва­ля ФАНК» [https://​newtonew​.com/​1​7​.​1​1​.​2​017], — демон­стри­ру­ю­щие сов­ме­ще­ние жан­ров в одном тек­сто­вом мате­ри­а­ле. Жан­ро­вая диф­фу­зия, напри­мер соеди­не­ние ста­тьи и интер­вью, обна­ру­жи­ва­ет­ся в тек­сте под заго­лов­ком «Как быть совре­мен­ным горо­дом, если ты Сара­тов» [https://​newtonew​.com/​1​7​.​1​0​.​2​017].

Вто­рую груп­пу жан­ров состав­ля­ют обзо­ры, сове­ты и реко­мен­да­ции, кото­рые мы объ­еди­ни­ли автор­ской интен­ци­ей струк­ту­ри­ро­вать. Каж­дый из жан­ров име­ет осо­бен­но­сти, напри­мер, суще­ствен­ной при­ме­той обзо­ра явля­ет­ся ком­по­зи­ция, осно­ван­ная на сквоз­ной нуме­ра­ции, она не толь­ко гра­фи­че­ски раз­би­ва­ет текст на при­мер­но рав­ные фраг­мен­ты, «кван­ты ком­форт­но­го вос­при­я­тия», но и облег­ча­ет труд авто­ра: меж­ду пунк­та­ми не надо при­ду­мы­вать логи­че­ский «мостик». Обзор, на наш взгляд, бли­зок к жан­ру сове­та, реко­мен­да­ции. Н. А. Кор­ни­ло­ва, иссле­до­вав­шая модель жан­ра сове­та в мас­сме­диа, пред­став­ля­ет его двух­част­ную струк­ту­ру: в пер­вой части реа­ли­зу­ют­ся пер­вич­ные рече­вые жан­ры вопро­са, жало­бы, прось­бы, во вто­рой — отве­ты на них [Кор­ни­ло­ва 2014: 136]. Чаще все­го обзо­ры встре­ча­ют­ся в руб­ри­ках «Мобиль­ные при­ло­же­ния» и «Веб-сер­ви­сы».

Неко­то­рые тек­сты, напи­сан­ные в попу­ляр­ном сего­дня жан­ре сове­та, реду­ци­ро­ва­ны (пер­вая часть сокра­ще­на до одно­го вопро­са). Напри­мер, мате­ри­ал
«“Все болез­ни — от нер­вов”: прав­да и мифы о пси­хо­со­ма­ти­ке» [https://​newtonew​.com/​1​2​.​0​3​.​2​018] начи­на­ет­ся с кос­вен­но­го вопро­са: «Прав­да ли, что болез­ни объ­яс­ня­ют­ся пси­хо­ло­ги­че­ски­ми при­чи­на­ми, какие разум­ные осно­ва­ния есть у этой идеи и что дела­ет ее такой соблаз­ни­тель­ной?», — и текст ста­но­вит­ся отве­том на него. Заго­ло­вок-вопрос ока­зы­ва­ет­ся харак­тер­ным и для дру­гих тек­стов-сове­тов, напри­мер «В кур­се дела: что такое онко­мар­ке­ры?» [https://​newtonew​.com/​2​1​.​0​8​.​2​017]; «В кур­се дела: спирт­ное и алко­го­лизм» [https://​newtonew​.com/​2​2​.​1​2​.​2​017]; «Как про­ти­во­сто­ять соблаз­нам?» [https://​newtonew​.com/​2​5​.​0​1​.​2​018], «Как помочь учить­ся без при­нуж­де­ния и кон­тро­ля» [https://​newtonew​.com/​1​9​.​0​3​.​2​018]. В этом жан­ре реа­ли­зу­ют­ся сле­ду­ю­щие интен­ции авто­ра: инфор­ми­ро­ва­ние адре­са­та и струк­ту­ри­ро­ва­ние уже име­ю­ще­го­ся и ново­го знания.

Сред­ством струк­ту­ри­ро­ва­ния тек­ста в жан­ре реко­мен­да­ции явля­ют­ся повто­ря­ю­щи­е­ся эле­мен­ты. Напри­мер, в тек­сте под заго­лов­ком «10 самых вли­я­тель­ных книг об обра­зо­ва­нии» [https://​newtonew​.com/​1​8​.​1​1​.​2​016] после каж­дой сле­ду­ю­щей циф­ры автор исполь­зу­ет кли­ши­ро­ван­ную фра­зу «Основ­ные идеи…» (далее — тезис­ное пере­чис­ле­ние идей). Затем сле­ду­ет абзац об исто­ри­че­ском кон­тек­сте созда­ния кни­ги и цита­та из нее, в заклю­чи­тель­ном абза­це оце­ни­ва­ет­ся сте­пень вли­я­ния идей каж­до­го из пред­став­лен­ных педа­го­гов на раз­ви­тие обра­зо­ва­ния. Текст снаб­жен фото­гра­фи­я­ми и репро­дук­ци­я­ми порт­ре­тов упо­ми­на­е­мых педа­го­гов. По тако­му же прин­ци­пу состав­ле­ны тек­сты «7 non-fiction книг о меди­цине» [https://​newtonew​.com/​2​9​.​0​8​.​2​017]; «Стран­ное искус­ство: 5 филь­мов о худож­ни­ках-аут­сай­де­рах» [https://​newtonew​.com/​1​2​.​0​1​.​2​018]; «7 вкус­ных и полез­ных книг о еде» [https://​newtonew​.com/​2​.​0​3​.​2​018]; «Лукош­ко-ларош­фу­кош­ко: кни­ги в жан­ре афо­риз­ма» [https://​newtonew​.com/​2​2​.​0​3​.​2​018]. Мы пола­га­ем, что подоб­ная алго­рит­ми­зи­ро­ван­ная струк­ту­ра тек­ста поз­во­ля­ет и авто­рам, и чита­те­лям эко­но­мить интел­лек­ту­аль­ные усилия.

Все выде­лен­ные нами жан­ры (науч­но-попу­ляр­ные ста­тьи, анон­сы, обзо­ры, реко­мен­да­ции, сове­ты) доста­точ­но дав­но функ­ци­о­ни­ру­ют в тра­ди­ци­он­ных СМИ. Но Интер­нет с его изоби­ли­ем про­во­ци­ру­ет раз­ви­тие «эко­но­ми­ки вни­ма­ния» (сего­дня борь­ба идет за каж­до­го поль­зо­ва­те­ля, бук­валь­но за каж­дый клик), и поэто­му эти тра­ди­ци­он­ные жан­ры эво­лю­ци­о­ни­ро­ва­ли («мути­ро­ва­ли») в новой сре­де. Что­бы выжить, быть вос­тре­бо­ван­ны­ми ауди­то­ри­ей, они долж­ны быть не про­сто доступ­ны для пони­ма­ния, в них дол­жен быть: а) тон­кий баланс позна­ва­тель­но­сти и раз­вле­ка­тель­но­сти; б) соблазн углу­бить­ся в дан­ную тему, что реа­ли­зу­ет­ся посред­ством гиперс­сы­лок; в) силь­ный пер­су­а­зив­ный потен­ци­ал, спо­соб­ный сде­лать из чита­те­ля еди­но­мыш­лен­ни­ка авто­ра; г) прин­цип лег­ко­сти (на уровне ком­по­зи­ции и фор­мы), кото­рый обя­зан мини­ми­зи­ро­вать интел­лек­ту­аль­ные уси­лия читателя.

Иссле­до­ва­тель Г. Н. Тро­фи­мо­ва пред­ла­га­ет клас­си­фи­ци­ро­вать сете­вые тек­сты по направ­лен­но­сти интен­ций (раз­вле­ка­тель­ные, позна­ва­тель­ные, спра­воч­но-инфор­ма­ци­он­ные, импе­ра­тив­ные и репре­зен­та­тив­ные), по прин­ци­пу раз­де­ле­ния форм речи (кон­цеп­ту­аль­но пись­мен­ные, кон­цеп­ту­аль­но уст­ные) [Тро­фи­мо­ва 2009: 147]. Исполь­зуя эти кри­те­рии, мы ква­ли­фи­ци­ру­ем тек­сты Newtonew как име­ю­щие позна­ва­тель­ную интен­цию, отно­ся­щи­е­ся к кон­цеп­ту­аль­но пись­мен­ным и создан­ные спе­ци­аль­но для Сети. Имен­но Интер­нет вынуж­да­ет при­ме­нять прин­ци­пы эдью­тей­мен­та, что вли­я­ет на фор­му и содер­жа­ние тек­стов, а так­же на тек­сто­по­рож­да­ю­щие практики.

Выво­ды. В послед­нее деся­ти­ле­тие тема про­све­ти­тель­ства ста­ла акту­аль­ной
в свя­зи с изме­не­ни­ем соци­о­куль­тур­ной и миро­воз­зрен­че­ской ситу­а­ции. Сего­дня про­све­ти­тель­ство, реа­ли­зу­е­мое в интер­нет-про­стран­стве, име­ет осо­бен­но­сти, свя­зан­ные имен­но со сре­дой рас­про­стра­не­ния. Такая тен­ден­ция хоро­шо про­смат­ри­ва­ет­ся на при­ме­ре тек­стов про­све­ти­тель­ско­го медиа­про­ек­та Newtonew, создан­но­го про­фес­си­о­на­ла­ми из сфе­ры обра­зо­ва­ния, но при­вле­ка­ю­ще­го к созда­нию тек­стов любо­го поль­зо­ва­те­ля Сети (при соблю­де­нии опре­де­лен­ных кри­те­ри­ев каче­ства тек­ста). На при­ме­ре ана­ли­за медиа­про­ек­та Newtonew мы выдви­га­ем гипо­те­зу о фор­ми­ро­ва­нии ново­го тек­сто­ти­па — сете­во­го про­све­ти­тель­ско­го жан­ра, в кото­ром соче­та­ют­ся про­све­ти­тель­ские интен­ции и прин­ци­пы тек­сто­по­рож­да­ю­щей прак­ти­ки, осно­ван­ные на эдьютейменте.

Сете­вые про­све­ти­тель­ские жан­ры интен­ци­о­наль­но свя­за­ны с иде­ей не толь­ко при­ра­ще­ния ново­го зна­ния, но и раз­вен­ча­ния мифов и «иско­ре­не­ния» лож­ной инфор­ма­ции. Эти интен­ции эти­мо­ло­ги­че­ски зало­же­ны в сло­вах про­све­ти­тель и про­све­ти­тель­ский: давать истин­ное зна­ние, очи­стить от «лож­но­го». Науч­но-попу­ляр­ные ста­тьи и анон­сы наи­бо­лее пол­но реа­ли­зу­ют автор­ское наме­ре­ние сооб­щать новое зна­ние, а обзор, совет и реко­мен­да­ция в боль­шей сте­пе­ни наце­ле­ны на струк­ту­ри­ро­ва­ние име­ю­ще­го­ся знания.

Ста­тья посту­пи­ла в редак­цию 15 мая 2018 г.;
реко­мен­до­ва­на в печать 19 авгу­ста 2018 г.

© Санкт-Петер­бург­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, 2018

Received: May 15, 2018
Accepted: August 29, 2018