Четверг, 12 декабряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

Семантическая репрезентация и восприятие сетевой агрессии: городские цифровые коммуникации

Рабо­та выпол­не­на при финан­со­вой под­держ­ке РФФИ (про­ект № 19–012-00295 А)

This work was carried out with partial financial support from the Russian Foundation for Basic Research (project no. 19–012-00295 A)

Постановка проблемы

В ста­тье пред­став­ле­ны резуль­та­ты иссле­до­ва­ния циф­ро­во­го кон­тен­та, отра­жа­ю­ще­го кон­фликт­ные город­ские ком­му­ни­ка­ции, свя­зан­ные с дорож­но-транс­порт­ным стро­и­тель­ством в Москве.

Рост онлайн-ком­му­ни­ка­ций повы­ша­ет зна­чи­мость интер­ак­тив­ных вза­и­мо­дей­ствий акто­ров в веб-про­стран­стве для изу­че­ния раз­лич­ных про­блем совре­мен­но­го обще­ства. Так, по дан­ным Liveinternet​.ru, раз­мер ауди­то­рии Руне­та за март 2020 г. соста­вил 860 193 263, было зафик­си­ро­ва­но 1 130 038 305 про­смот­ров. Лиде­ра­ми сре­ди ресур­сов в рей­тин­ге SimilaWeb явля­ют­ся «Гугл», «Ютуб» и «Фейс­бук». Ста­ти­сти­ка про­ник­но­ве­ния Интер­не­та в рос­сий­ские насе­лен­ные пунк­ты (зима 2017–2018) сви­де­тель­ству­ет о зако­но­мер­ном пре­иму­ще­стве горо­дов перед сель­ски­ми поселениями:

— насе­ле­ние в целом — 64 %;

— Москва — 74 %;

— Санкт-Петер­бург — 76 %;

— горо­да с насе­ле­ни­ем 1 млн и более — 67 %;

— горо­да с насе­ле­ни­ем от 500 тыс. чел. до 1 млн — 69 %;

— горо­да с насе­ле­ни­ем от 100 тыс. чел. до 500 тыс. чел. — 68 %;

— горо­да с насе­ле­ни­ем менее 100 тыс. чел., ПГТ — 64 %;

— села — 53 % (по мате­ри­а­лам ФОМ).

Таким обра­зом, акту­аль­ность изу­че­ния город­ских ком­му­ни­ка­ций в вир­ту­аль­ном про­стран­стве воз­рас­та­ет. Одним из важ­ных вопро­сов город­ско­го раз­ви­тия явля­ет­ся дорож­но-транс­порт­ное стро­и­тель­ство. Уве­ли­че­ние чис­ла жите­лей тре­бу­ет раз­ви­тия транс­порт­ной систе­мы, меж­ду тем подоб­ное стро­и­тель­ство неиз­беж­но втор­га­ет­ся в сим­во­ли­че­ское город­ское про­стран­ство, раз­ру­ша­ет сло­жив­ший­ся архи­тек­тур­ный облик, порож­да­ет соци­аль­ное напряжение.

Цель наше­го иссле­до­ва­ния — ана­лиз вос­при­я­тия жите­ля­ми Моск­вы стро­и­тель­ства дорож­но-транс­порт­ных объ­ек­тов, выра­жен­но­го в сете­вом кон­тен­те. Подоб­ные дан­ные пред­став­ля­ют зна­чи­мую часть циф­ро­вых город­ских ком­му­ни­ка­ций, кото­рые мож­но рас­смат­ри­вать как канал вза­и­мо­дей­ствия город­ских сооб­ществ со стро­и­тель­ны­ми и госу­дар­ствен­ны­ми струк­ту­ра­ми в вир­ту­аль­ном пространстве.

История вопроса

Ана­лиз город­ской эко­си­сте­мы дав­но при­вле­ка­ет вни­ма­ние иссле­до­ва­те­лей. Подроб­но изу­че­ны эко­ло­ги­че­ские послед­ствия урба­ни­за­ции для ланд­шаф­та, про­стран­ствен­ные и вре­мен­ные зако­но­мер­но­сти урба­ни­за­ции, про­стран­ствен­ная модель город­ско­го ланд­шаф­та, пред­став­ля­ю­щая собой моди­фи­ци­ро­ван­ную вер­сию моде­ли антро­по­ген­ных пре­об­ра­зо­ва­ний земель [Berling-Wolff, Wu 2004: 220], роль обще­ствен­ных садов в эко­си­сте­ме и устой­чи­вом раз­ви­тии мега­по­ли­сов [Anderson at al. 2019: 672], рекре­а­ци­он­ная цен­ность вод­ных эко­си­стем, спе­ци­фи­ка вза­и­мо­дей­ствия чело­ве­ка и при­ро­ды при исполь­зо­ва­нии город­ских прес­но­вод­ных объ­ек­тов [Vierikko, Yli-Pelkonen 2019: 770], дана оцен­ка эффек­тив­но­сти кла­стер­но­го раз­ви­тия, инстру­мен­та­рия сохра­не­ния сель­ско­хо­зяй­ствен­ных уго­дий, откры­то­го про­стран­ства и сель­ской мест­но­сти [Brabec 2001: 28] и др.

Меж­ду тем в совре­мен­ном мире соци­аль­ное вза­и­мо­дей­ствие все боль­ше зави­сит от обще­ния в соци­аль­ных сетях [Bronstein et al. 2019; Chung, Zeng 2018; Duskaeva, Konyaeva 2016; Lutzke et al. 2019 и др.]. Так, новый метод изу­че­ния эво­лю­ции обще­ствен­ных струк­тур — муль­ти­плекс­ная кла­сте­ри­за­ция при­над­леж­но­сти к сооб­ще­ству (multiplex community affiliation clustering) — успеш­но исполь­зу­ет­ся для изу­че­ния вли­я­ния онлай­но­вых соци­аль­ных сетей на эво­лю­цию свя­зей акто­ров в реаль­ной жиз­ни, вза­и­мо­за­ви­си­мость состо­я­ния вир­ту­аль­ных сооб­ществ и кон­тен­та [Weaver et al. 2018]. Осо­бое зна­че­ние для эффек­тив­но­сти вза­и­мо­дей­ствия в онлайн-сооб­ще­ствах име­ет так­же ком­му­ни­ка­тив­ная веж­ли­вость [Duskaeva 2020].

Агрес­сия зани­ма­ет зна­чи­тель­ное место в совре­мен­ном обще­стве и игра­ет важ­ную роль в вир­ту­аль­ном вза­и­мо­дей­ствии, ана­лиз раз­лич­ных аспек­тов про­яв­ле­ния агрес­сии пред­став­лен в иссле­до­ва­ни­ях [Wahl 2009; Miczek, Meyer-Lindenberg 2014; Haller 2020].

Методика исследования

Для ана­ли­за кон­тен­та соци­аль­ных медиа при­ме­ня­лись муль­ти­мо­даль­ный под­ход с исполь­зо­ва­ни­ем ней­ро­се­те­вых тех­но­ло­гий, тек­сто­вый ана­лиз, кон­тент-ана­лиз, сен­ти­мен-ана­лиз, пси­хо­линг­ви­сти­че­ские методики.

Про­бле­мы линг­ви­сти­че­ских пред­став­ле­ний в искус­ствен­ных ней­рон­ных сетях полу­чи­ли широ­кое осве­ще­ние в науч­ных иссле­до­ва­ни­ях послед­них лет. Напри­мер, вышли рабо­ты, рас­смат­ри­ва­ю­щие обу­че­ние реду­пли­ка­ции с помо­щью ней­рон­ной сети без пере­мен­ных [Brandon, Traylor, Pater 2019], спо­со­бы кон­вер­ген­ции глу­бо­ко­го обу­че­ния и линг­ви­сти­че­ские мето­ди­ки [Linzen 2019: 108]. В част­но­сти, Джо Патер утвер­жда­ет, что гене­ра­тив­ная линг­ви­сти­ка вряд ли смо­жет эффек­тив­но раз­ви­вать, если будет дистан­ци­ро­вать­ся от ней­ро­се­те­вых и ста­ти­сти­че­ских под­хо­дов в обу­че­нии [Pater 2019: 40].

В послед­нее вре­мя наблю­да­ет­ся стре­ми­тель­ное раз­ви­тие в сфе­ре тех­но­ло­гий обра­бот­ки есте­ствен­но­го язы­ка. Оче­вид­но, что новая авто­ре­грес­си­он­ная язы­ко­вая модель GPT‑3 со 175 мил­ли­ар­да­ми пара­мет­ров обо­зна­чи­ла новый этап в дан­ной обла­сти [Brown et al. 2020].

Кро­ме того, сле­ду­ет отме­тить, что слож­ность про­цес­сов, про­те­ка­ю­щих в совре­мен­ных мега­по­ли­сах, повы­ша­ет зна­чи­мость когни­тив­ных наук для город­ских иссле­до­ва­ний [Portugali 2011].

В рам­ках наше­го иссле­до­ва­ния для сбо­ра дан­ных при­ме­ня­лась систе­ма Brand Analytics. Ана­лиз кон­тен­та про­во­дил­ся с помо­щью ней­ро­се­те­вой тех­но­ло­гии TextAnalyst 2.0. и инстру­мен­та для интел­лек­ту­аль­но­го ана­ли­за тек­ста AutoMap. Визу­аль­ная ана­ли­ти­ка и интер­ак­тив­ная визу­а­ли­за­ция дан­ных про­во­ди­лась с исполь­зо­ва­ни­ем мно­го­функ­ци­о­наль­но­го ресур­са Tableau.

Про­це­ду­ры:

1. Отбор и филь­тра­ция контента.

1.1. Выяв­ле­ние кон­тен­та, гене­ри­ро­ван­но­го ботами.

1.2. Выде­ле­ние из базы дан­ных постов.

1.2.1. Отбор и ана­лиз постов лиде­ров мнений.

1.3. Выде­ле­ние из базы дан­ных комментариев.

1.4. Про­ве­де­ние сентимент-анализа.

1.5. Кла­сте­ри­за­ция кон­тен­та по тональности.

1.6. Выяв­ле­ние циф­ро­вой агрессии.

1.7. Кла­сте­ри­за­ция кон­тен­та по наличию/отсутствии агрес­сии, силь­ной агрессии.

2. Про­ве­де­ние контент-анализа.

3. Выде­ле­ние клю­че­вых тем.

3.1. Выде­ле­ние и ана­лиз тема­ти­че­ской структуры.

3.2. Про­ве­де­ние саммаризации.

4. Извле­че­ние семан­ти­че­ско­го ядра.

5. Тек­сто­вый ана­лиз семан­ти­че­ско­го ядра.

6. Постро­е­ние семан­ти­че­ской сети.

7. Выпол­не­ние ассо­ци­а­тив­но­го поиска.

7.1. Ана­лиз лек­си­че­ских ассоциаций.

7.2. Постро­е­ние ассо­ци­а­тив­ной сети.

8. Выяв­ле­ние индек­са соци­аль­но­го стрес­са (опи­са­ние мето­ди­ки подроб­нее см.: [Kharlamov, Pilgun 2020]).

Анализ материала

Эмпи­ри­че­ской базой иссле­до­ва­ния послу­жи­ли дан­ные соци­аль­ных сетей, мик­роб­ло­гов, бло­гов, мес­сен­дже­ров, фору­мов, отзы­вов, видео, посвя­щен­ные стро­и­тель­ству транс­порт­но-пере­са­доч­ных узлов (ТПУ) в Москве:

— «Дмит­ров­ская» (сооб­ще­ния — 86; акто­ры — 49; лояль­ность — 0,6; вовле­чен­ность — 897; ауди­то­рия — 252 149);

— «Пят­ниц­кое шос­се» (сооб­ще­ния — 94; акто­ры — 63; лояль­ность — 44,0; вовле­чен­ность — 987; ауди­то­рия — 251 528);

— «Рязан­ская» (сооб­ще­ния — 208; акто­ры — 125; лояль­ность — 49,0; вовле­чен­ность — 1068; ауди­то­рия — 1 475 162);

— «Некра­сов­ка» (сооб­ще­ния — 244; акто­ры — 135; лояль­ность — 25,0; вовле­чен­ность — 4177; ауди­то­рия — 2 469 177);

— «Вар­шав­ская» (сооб­ще­ния — 328; акто­ры — 118; лояль­ность — 41,0; вовле­чен­ность — 788; ауди­то­рия — 1 827 865);

— «Нага­тин­ская» (сооб­ще­ния — 352; акто­ры — 174; лояль­ность — 0,4; вовле­чен­ность — 1137; ауди­то­рия — 431 933);

— «Хов­ри­но» (объ­ем кон­тен­та — 8 541 705; сооб­ще­ния — 2198; акто­ры — 159; лояль­ность — 1,1; вовле­чен­ность — 1595; ауди­то­рия — 1 485 643);

— «Мичу­рин­ский про­спект» (объ­ем кон­тен­та — 696 952; сооб­ще­ния — 486; акто­ры — 404; лояль­ность — 0,4; вовле­чен­ность — 7256; ауди­то­рия — 1 142 404).

Дата сбо­ра мате­ри­а­ла — 1.08.19 00.00 — 30.09.19 23.59.

Результаты исследования

ТПУ «Дмит­ров­ская». Тема­ти­че­ская струк­ту­ра общей базы дан­ных по ТПУ «Дмит­ров­ская» опре­де­ля­ет­ся офи­ци­аль­ны­ми сооб­ще­ни­я­ми, кото­рые поль­зо­ва­те­ли соот­но­сят с пра­ви­тель­ством Моск­вы (рис. 1). Сам­ма­ри­за­ция поз­во­ли­ла выде­лить три клю­че­вые темы (в при­ме­рах сохра­ня­ет­ся орфо­гра­фия и пунк­ту­а­ция авторов):

Пра­ви­тель­ство Моск­вы утвер­ди­ло адрес­ную инве­сти­ци­он­ную про­грам­му на сум­му 2,1 трил­ли­о­на руб­лей, рас­счи­тан­ную на три года (2019 — до 2021 гг.), вклю­ча­ю­щую более 600 новых объ­ек­тов: дет­са­дов, школ, поли­кли­ник, дорог, раз­вя­зок и метро. 

Все­го в Москве запла­ни­ро­ва­но постро­ить 97 ТПУ (35 уже постро­е­ны), кото­рые обес­пе­чат пере­се­че­ния линий мет­ро, ради­аль­ных линий желез­ных дорог и МЦК. 

Стро­и­тель­ство ТПУ поз­во­лит раз­гру­зить при­ле­га­ю­щие доро­ги, создать ком­форт­ные оста­нов­ки у мет­ро, а так­же свя­зать несколь­ко видов город­ско­го транс­пор­та в еди­ную систему.

Рис. 1. Тема­ти­че­ская струк­ту­ра кон­тен­та, посвя­щен­но­го ТПУ «Дмит­ров­ская»

 

В семан­ти­че­ской сети выде­ля­ет­ся один семан­ти­че­ский акцент, свя­зан­ный с новым про­ез­дом и пере­хо­дом: Так­же пред­по­ла­га­ет­ся стро­и­тель­ство мест­но­го про­ез­да с выхо­дом на Дмит­ров­ский про­езд и ул. Костя­ко­ва, а так­же стро­и­тель­ство вне­улич­но­го пере­хо­да с тех­но­ло­ги­ей ТПУ и свя­зью с вести­бю­лем стан­ции мет­ро «Дмит­ров­ская».

Вос­при­я­тие поль­зо­ва­те­ля­ми стро­и­тель­ства ТПУ «Дмит­ров­ская» харак­те­ри­зу­е­тя в сред­нем как ней­траль­ное, посколь­ку вопрос не вос­при­ни­ма­ет­ся как опас­ный, про­блем­ный (рис. 2).

Рис. 2. Визу­а­ли­за­ция резуль­та­тов сен­ти­мент-ана­ли­за кон­тен­та, посвя­щен­но­го ТПУ «Дмит­ров­ская»
(тип источ­ни­ка и сообщений)

 

Нега­тив­ные реак­ции вызва­ны пред­по­ло­же­ни­ем, что стро­и­тель­ство ТПУ — обман насе­ле­ния, для того что­бы про­дол­жить застрой­ку высот­ны­ми дома­ми. Так­же акто­ры счи­та­ют, что пер­во­оче­ред­ные про­бле­мы не реша­ют­ся (рис. 3): А по сути все ТПУ в окру­ге — шир­ма для точеч­ной застрой­ки. Взять тот же Дмит­ров­ский. Буты­лоч­ное гор­лыш­ко под мостом Риж­ской ж/д не реша­ет­ся, а дома в 60 и 40 эта­жей будь­те любез­ны.

Рис. 3. Циф­ро­вая агрес­сия и тональ­ность в кон­тен­те, посвя­щен­ном ТПУ «Дмит­ров­ская» (ауди­то­рия, вовлеченность)

 

Глав­ные пре­тен­зии жите­лей свя­за­ны со сро­ка­ми стро­и­тель­ства, кото­рые вос­при­ни­ма­ют­ся как затя­ну­тые: Да, про­ект был такой: пере­не­сти пл. Дмит­ров­ская на дру­гую сто­ро­ну Дмит­ров­ки, постро­ить плат­фор­му с тем же назва­ни­ем на Савё­лов­ском направ­ле­нии жд (там где сей­час тупик и пере­ход за «Фла­ко­ном»), туда же выве­сти выход мет­ро Дмит­ров­ская, и постро­ить там ТПУ с пере­сад­кой со все­го на всё. Но пока ниче­го не сделали. 🙁

Кон­тек­сты с нега­тив­ной кон­но­та­ци­ей по боль­шей части свя­за­ны с поли­ти­че­ски­ми вопро­са­ми пред­вы­бор­ной кам­па­нии в Мосгор­ду­му. Мак­си­маль­ный нега­тив свя­зан с дей­стви­я­ми пар­тии «Еди­ная Рос­сия» и явля­ет­ся отра­же­ни­ем обще­го эмо­ци­аль­но­го фона пред­вы­бор­но­го меди­а­кон­тен­та (рис. 3): Нико­лай Алек­сан­дров (выдви­нут пар­ти­ей «Ком­му­ни­сты Рос­сии», участ­во­вал в народ­ных прай­ме­риз по 14 окру­гу) занял 4 место, но нару­шив обя­за­тель­ства пошел участ­во­вать в выбо­рах, дис­кре­ди­ти­ро­вав саму идею прай­ме­риз, бес­пар­тий­ный, муни­ци­паль­ный депу­тат рай­о­на Остан­кин­ский, спой­лер дей­ству­ю­щий в поль­зу ЕдРа. 

ТПУ «Вар­шав­ская». Клю­че­вые темы кон­тен­та сфор­ми­ро­ва­ны офи­ци­аль­ны­ми сооб­ще­ни­я­ми, посколь­ку поль­зо­ва­те­ли не про­яв­ля­ют осо­бо­го инте­ре­са к объ­ек­ту (рис. 4, 5): Маги­страль «Солн­це­во — Буто­во — Вар­шав­ское шос­се» пла­ни­ру­ет­ся пол­но­стью сдать в экс­плу­а­та­цию до кон­ца 2022 года, сооб­щи­ла пред­се­да­тель Мос­ко­мар­хи­тек­ту­ры Юли­а­на Кня­жев­ская.

Рис. 4. Тема­ти­че­ская струк­ту­ра кон­тен­та, посвя­щен­но­го ТПУ «Вар­шав­ская»

 

Рис. 5. Визу­а­ли­за­ция резуль­та­тов сен­ти­мент-ана­ли­за кон­тен­та, посвя­щен­но­го ТПУ «Вар­шав­ская»
(тип источ­ни­ка и сооб­ще­ний)
 

 

Кон­тент харак­те­ри­зу­ет­ся отсут­стви­ем агрес­сии. Нега­тив­ная кон­но­та­ция воз­ни­ка­ет в сооб­ще­ни­ях поль­зо­ва­те­лей, свя­зан­ных с огра­ни­чен­ным кру­гом про­блем (рис. 6):

— обман насе­ле­ния под видом строй­ки ТПУ: Почи­тай­те эту тему с само­го нача­ла и посчи­тай­те сколь­ко точ­но таких же сооб­ще­ний писа­ли раз­ные люди, это длит­ся уже дол­гое вре­мя и мана­ге­ры до сих пор веша­ют лап­шу. На месте вто­ро­го кор­пу­са будет ТПУ, вот это более прав­до­по­доб­но;

— ухуд­ше­ние усло­вий жиз­ни мест­ных жите­лей: Да, да, новые дома явно хуже этих пяти­этаж­ных недо­би­ты­шей по рено­ва­ции с шаур­мой на пер­вом эта­же, в 10 м от мет­ро, меж­ду про­чим новой коль­це­вой! Вар­шав­ская — круп­ный ТПУ с Паве­лец­ким направ­ле­ни­ем ЖД а еще маги­ста­лью 1го клас­са — Вар­шав­ским шос­се, тоже под окна­ми! Не жизнь а ПРЕЛЕСТЬ!;

— недиф­фе­рен­ци­ро­ван­ное недо­воль­ство: Не понят­ный про­ект ) Какая-то пар­ков­ка хао­тич­ная на зад­нем плане Здесь сто­ит смот­реть толь­ко на вести­бюль. Объ­ек­ты ТПУ на рен­де­рах не отра­же­ны.

Рис. 6. Циф­ро­вая агрес­сия и тональ­ность в кон­тен­те, посвя­щен­ном ТПУ «Вар­шав­ская» (ауди­то­рия, вовлеченность)

ТПУ «Некра­сов­ка». Клю­че­вые темы кон­тен­та, посвя­щен­но­го стро­и­тель­ству ТПУ «Некра­сов­ка», содер­жат­ся пре­иму­ще­ствен­но в офи­ци­аль­ных инфор­ма­ци­он­ных сооб­ще­ни­ях (рис. 7, 8).

Рис. 7. Тема­ти­че­ская струк­ту­ра кон­тен­та, посвя­щен­но­го ТПУ «Некра­сов­ка»

 

Рис. 8. Визу­а­ли­за­ция резуль­та­тов сен­ти­мент-ана­ли­за кон­тен­та, посвя­щен­но­го ТПУ «Некра­сов­ка» (тип источ­ни­ка и сообщений)

 

Кон­тент харак­те­ри­зу­ет­ся отсут­стви­ем нега­тив­ной кон­но­та­ци­ии, отри­ца­тель­ной оце­ноч­но­сти, отсут­стви­ем агрес­сии (рис. 9).

Фик­си­ру­ет­ся при­му­ще­ствен­но пози­тив­ная и поло­жи­тель­ная кон­но­та­ция: Ско­ро жите­ли Некра­сов­ки смо­гут под­дер­жи­вать и раз­ви­вать свою спор­тив­ную фор­му рядом с домом: на тер­ри­то­рии ТПУ Некра­сов­ка постро­ят спор­тив­ный ком­плекс с кры­тым кат­ком, бас­сей­ном, экс­т­рим-пар­ком и зоной вор­ка­ут.

Рис. 9. Циф­ро­вая агрес­сия и тональ­ность в кон­тен­те, посвя­щен­ном ТПУ «Некра­сов­ка» (ауди­то­рия, вовлеченность)

 

Даже поли­ти­че­ская тема­ти­ка пред­став­ле­на поло­жи­тель­но или ней­траль­но окра­шен­ны­ми сооб­ще­ни­я­ми: Во вре­мя изби­ра­тель­ной кам­па­нии Лео­нид Зюга­нов актив­но встре­чал­ся с жите­ля­ми, в чем ему помо­гал хоро­шо извест­ный в рай­оне Алек­сандр Доку­ча­ев, помощ­ник Андрея Клыч­ко­ва.

Нега­тив­ная тональ­ность встре­ча­ет­ся в мик­роб­ло­гах и соци­аль­ных сетях (рис. 9) в свя­зи с вопро­сом о буду­щем застрой­щи­ке ТПУ, непо­сред­ствен­но свя­зан­ным с сыном дей­ству­ю­ще­го на тот момент ген­про­ку­ро­ра Ю. В. Чай­ки: Застра­и­вать ТПУ Некра­сов­ка будет Чай­ка.

Наи­боль­ший инте­рес (ауди­то­рия 870 851) вызва­ло сооб­ще­ние: Ком­па­ния, свя­зан­ная с Арте­мом Чай­кой, сыном ген­про­ку­ро­ра Юрия Чай­ки, ока­за­лась един­ствен­ным пре­тен­ден­том на 99 % транс­порт­но-пере­са­доч­но­го узла «Некра­сов­ка» в Москве. Там пла­ни­ру­ет­ся постро­ить в том чис­ле тор­го­вый центр и спорт­ком­плекс. Свя­зан­ная с сыном Чай­ки ком­па­ния ста­ла един­ствен­ным пре­тен­ден­том на долю в ТПУ Некра­сов­ка.

ТПУ «Пят­ниц­кое шос­се». Клю­че­вые темы кон­те­та опре­де­ля­ют­ся офи­ци­аль­ны­ми сооб­ще­ни­я­ми о ходе реа­ли­за­ции про­ек­та (рис. 10, 11): Пла­но­вые про­вер­ки прой­дут на стро­и­тель­стве южно­го участ­ка Севе­ро-Запад­ной хор­ды, авто­мо­биль­ной доро­ги М‑3 Укра­и­на — дерев­ня Серед­не­во — дерев­ня Марьи­но — дерев­ня Дес­на, доро­ги к ТПУ «Пят­ниц­кое шос­се» и при­ле­га­ю­щей улич­но-дорож­ной сети.

Рис. 10. Тема­ти­че­ская струк­ту­ра кон­тен­та, посвя­щен­но­го ТПУ «Пят­ниц­кое шоссе»

 

Рис. 11. Визу­а­ли­за­ция резуль­та­тов сен­ти­мент-ана­ли­за кон­тен­та, посвя­щен­но­го ТПУ «Пят­ниц­кое шос­се» (тип источ­ни­ка и сообщений)

 

Кон­тент харак­те­ри­зу­ет­ся ней­траль­ной и пози­тив­ной тональ­но­стью, отсут­стви­ем агрес­сии. Вос­при­я­тие поль­зо­ва­те­ля­ми стро­и­тель­ства дан­но­го объ­ек­та ней­траль­ное (рис. 12).

Рис. 12. Циф­ро­вая агрес­сия и тональ­ность в кон­тен­те, посвя­щен­ном ТПУ «Пят­ниц­кое шос­се» (ауди­то­рия, вовлеченность)

 

Заин­те­ре­со­ван­ны­ми сто­ро­на­ми в стро­и­тель­стве ТПУ «Пят­ниц­кое шос­се» в медиа­про­стран­стве пред­став­ле­ны Депар­та­мент горо­да Моск­вы по кон­ку­рент­ной поли­ти­ке и ком­па­ния «МИЦ»: Меро­при­я­тие с уча­сти­ем экс­пер­тов и круп­ны­ми инве­сто­ра­ми помо­жет узнать боль­ше о выстав­лен­ных на откры­тые тор­ги лотах, а зна­чит, наме­тить пла­ны по реа­ли­за­ции биз­нес-про­ек­тов на их тер­ри­то­рии, отме­тил руко­во­ди­тель Депар­та­мен­та горо­да Моск­вы по кон­ку­рент­ной поли­ти­ке Ген­на­дий Дёг­тев. Кро­ме того, пла­ни­ру­ем до кон­ца это­го года при­об­ре­сти три–четыре новые пло­щад­ки под стро­и­тель­ство, — рас­ска­зал гла­ва и основ­ной вла­де­лец ком­па­нии МИЦ Андрей Рябин­ский.

Наи­боль­шая вовле­чен­ность (175) и ауди­то­рия (16 085) у сооб­ще­ния: В соста­ве ТПУ «Пят­ниц­кое шос­се» появит­ся АЗС.

Кон­курс на стро­и­тель­ство уже объявлен…

ТПУ «Рязан­ская». Клю­че­вые темы кон­тен­та, посвя­щен­но­го стро­и­тель­ству ТПУ Рязан­ская, так­же опре­де­ля­ют­ся офи­ци­аль­ны­ми сооб­ще­ни­я­ми (рис. 13, 14): Стро­и­те­ли при­сту­пи­ли к бла­го­устрой­ству назем­ной тер­ри­то­рии вбли­зи буду­ще­го транс­порт­но-пере­са­доч­но­го узла (ТПУ) «Рязан­ская», кото­рый соеди­нит две линии мет­ро, Мос­ков­ское цен­траль­ное коль­цо (МЦК) и Горь­ков­ское направ­ле­ние желез­ной доро­ги.

Рис. 13. Тема­ти­че­ская струк­ту­ра кон­тен­та, посвя­щен­но­го ТПУ «Рязан­ская»

 

Рис. 14. Визу­а­ли­за­ция резуль­та­тов сен­ти­мент-ана­ли­за кон­тен­та, посвя­щен­но­го ТПУ «Рязан­ская» (тип источ­ни­ка и сообщений)

 

Кон­тент, пред­став­лен­ный в офи­ци­аль­ных сооб­ще­ни­ях и ком­мен­та­ри­ях, отли­ча­ет­ся ней­траль­ной и поло­жи­тель­ной тональ­но­стью, отсут­стви­ем агрес­сии (рис. 15).

Рис. 15. Циф­ро­вая агрес­сия и тональ­ность в кон­тен­те, посвя­щен­ном ТПУ «Рязан­ская» (ауди­то­рия, вовлеченность)

 

ТПУ «Нага­тин­ская». Клю­че­вая тема кон­тен­та, харак­те­ри­зу­ю­ще­го стро­и­тель­ство ТПУ «Нага­тин­ская», свя­за­на с назна­че­ни­ем сына Дмит­рия Рого­зи­на ген­ди­рек­то­ром ком­па­нии, веду­щей застрой­ку: Алек­сей Рого­зин назна­чен ген­ди­рек­то­ром ком­па­нии, веду­щей застрой­ку транс­порт­но-пере­са­доч­но­го узла «Нага­тин­ская».

Нега­тив­ный эффект выше­ука­зан­но­го фак­та пере­кры­ва­ет все пози­тив­ные момен­ты, кото­рые пыта­ют­ся вос­про­из­ве­сти офи­ци­аль­ные источ­ни­ки (рис. 16, 17): Новый очень инте­рес­ный и слож­ный объ­ект, кото­рый увя­жет сра­зу 3 вида обще­ствен­но­го транс­пор­та. Ско­ро нач­нем стро­ить. И это будет не про­сто ТРЦ, это будет пол­но­цен­ный ТПУ.

Рис. 16. Тема­ти­че­ская струк­ту­ра кон­тен­та, посвя­щен­но­го ТПУ «Нага­тин­ская»

 

Рис. 17. Визу­а­ли­за­ция резуль­та­тов сен­ти­мент-ана­ли­за кон­тен­та, посвя­щен­но­го ТПУ «Нага­тин­ская» (тип источ­ни­ка и сообщений)

 

Напом­ним, что глав­ный кон­фликт, вызы­ва­ю­щий нега­тив­ное вос­при­я­тие акто­ров, свя­зан с назна­че­ни­ем Алек­сея Рого­зи­на ген­ди­рек­то­ром ком­па­нии, веду­щей застрой­ку транс­порт­но-пере­са­доч­но­го узла «Нага­тин­ская». Одна­ко при нали­чии нега­тив­ной тональ­но­сти агрес­сия в дан­ном кон­тек­сте не фик­си­ру­ет­ся (рис. 18): «Семей­ный» под­ряд Дмит­рия Рого­зи­на. ГК «Киев­ская Пло­щадь» «при­стро­и­ла» сына Дмит­рия Рого­зи­на Алек­сея, что­бы вли­я­тель­ный папа не мешал пере­да­че ей под­ря­да на застрой­ку земель «Цен­тра Хруничева»? 

Рис. 18. Циф­ро­вая агрес­сия и тональ­ность в кон­тен­те, посвя­щен­ном ТПУ «Нага­тин­ская» (ауди­то­рия, вовлеченность)

 

Нега­тив­ная кон­но­та­ция так­же свя­за­на с обви­не­ни­я­ми мэра С. Собя­ни­на и его окру­же­ния в реше­нии лич­ных корыст­ных задач под видом дорож­но­го стро­и­тель­ства: Ника­кой тпу там не нужен. Cобя­нин про­дал оче­ред­ную пло­щад­ку под тц, а стро­ить при­дет­ся горо­ду при­чем не исклю­че­но, — ком­му­ни­ка­ции напри­мер. А уж тянуть этот тц еще на пол­ки­ло­мет­ра до Верх­них Кот­лов — это что, ско­ро вся Москва будет одним тпу, чтоб пеш­ком ходить ради "транс­порт­но­го удоб­ства"?) и куда они денут зда­ния на Вар­шав­ке? а поло­жить эле­мен­тар­но дос­ки на ж/д путях от Нага­тин­ской до Нагор­ной у них денег и моз­гов конеч­но не хва­та­ет.

Сле­ду­ет отме­тить вклю­че­ние поли­ти­че­ских про­блем (в част­но­сти, вопро­сов «Умно­го голо­со­ва­ния») в кон­тент, посвя­щен­ный стро­и­тель­ству ТПУ «Нага­тин­ская»: Дру­зья, как началь­ник шта­ба Кли­ма и член его коман­ды хочу про­ком­мен­ти­ро­вать зашквар Зали­ща­ка после опуб­ли­ко­ва­ния спис­ка УГ

ТПУ «Хов­ри­но». Клю­че­вые темы кон­тен­та, посвя­щен­но­го ТПУ «Хов­ри­но», име­ют нега­тив­ный харак­тер, сви­де­тель­ству­ют о недо­воль­стве жите­лей стро­и­тель­ством (рис. 19, 20).

Рис. 19. Тема­ти­че­ская струк­ту­ра кон­тен­та, посвя­щен­но­го ТПУ «Хов­ри­но»

 

Рис. 20. Визу­а­ли­за­ция резуль­та­тов сен­ти­мент-кон­тен­та, посвя­щен­но­го ТПУ «Хов­ри­но» (тип источ­ни­ка и сообщений)

 

Основ­ные поло­же­ния недовольства:

— застрой­ка «чело­вей­ни­ка­ми»;

— махи­на­ции с зем­лей при­род­но­го комплекса;

— неза­кон­ная про­да­жа мос­ков­ской зем­ли мэром;

— ухуд­ше­ние эко­ло­ги­че­ской обстановки;

— необ­хо­ди­мость сме­ны гра­до­стро­и­тель­ной политики.

Жите­ли Хов­ри­но вышли на оче­ред­ной про­тест, отби­вая от застрой­ки чело­вей­ни­ка­ми послед­ний неза­стро­ен­ный уча­сток в районе! 

Это зем­ля при­род­но­го ком­плек­са 67, кото­рую путем пре­ступ­ных поста­нов­ле­ний и дру­гих махи­на­ций с бума­га­ми выве­ли из соста­ва оного! 

Собя­нин поде­лил всю мос­ков­скую зем­лю и рас­про­дал ее по частям стро­и­тель­ным оли­гар­хам, напле­вав на мне­ние жите­лей, про­жи­ва­ю­щих на этой земле!

Кон­тент отли­ча­ет­ся нега­тив­ной тональ­но­стью и нали­чи­ем агрес­сии (рис. 21). Кла­стер с нега­тив­ной кон­но­та­ци­ей опре­де­ля­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми факторами:

— ухуд­ше­ние транс­порт­ной ситуации;

— стро­и­тель­ство небо­скре­бов под при­кры­ти­ем стро­и­тель­ства ТПУ;

— пони­же­ние уров­ня жиз­ни мест­ных жителей;

— шум авто­транс­пор­та по окна­ми жилых домов;

— загряз­не­ние при­до­мо­вых территорий;

— стро­и­тель­ство тер­ми­наль­но-логи­сти­че­ско­го цен­тра — ТЛЦ.

Надо боль­ше тро­туа­ров и зеле­ни на Дыбен­ко!!!! Пофиг, что тут ТПУ Хов­ри­но и марш­ру­ты авто­бу­сов от Реч­но­го вок­за­ла. Надо сде­лать так, чтоб уже и авто­бу­сы не мог­ли нор­маль­но про­ехать. Даёшь боль­ше про­бок по утрам и вече­рам. Вооб­ще все в бор­дюр зака­тать и раз­дать всем по вело­си­пе­ду и эле­кро­са­мо­ка­ту. Зажи­вём! Москва меня­ет­ся

Рис. 21. Циф­ро­вая агрес­сия и тональ­ность в кон­тен­те, посвя­щен­ном ТПУ «Хов­ри­но» (ауди­то­рия, вовлеченность)

 

Недо­воль­ство жите­лей стро­и­тель­ством ТПУ так­же свя­зы­ва­ет­ся с поли­ти­че­ски­ми про­те­ста­ми: Эти митин­ги были про­ве­де­ны не зря. Созна­ние наро­да посте­пен­но про­сы­па­ет­ся. И мы уви­де­ли это во вре­мя изби­ра­тель­ной кам­па­нии.

В дан­ном сег­мен­те медиа­про­стран­ства появ­ля­ет­ся соци­аль­ный стресс (см. ниже).

ТПУ «Мичу­рин­ский про­спект». Клю­че­вые темы кон­тен­та, харак­те­ри­зу­ю­ще­го стро­и­тель­ство ТПУ «Мичу­рин­ский про­спект», свя­за­ны с рез­ко отри­ца­тель­ным отно­ше­ни­ем мест­ных жите­лей к строй­ке. Акто­ры счи­та­ют, что под видом стро­и­тель­ства ТПУ мос­ков­ские вла­сти дали раз­ре­ше­ние китай­ской ком­па­нии стро­ить небо­скре­бы (рис. 22, 23): Жите­ли кате­го­ри­че­ски про­тив, вою­ют, борют­ся, про­ти­во­сто­ят стро­и­тель­ству китай­ских небо­скре­бов под видом транс­порт­но-пере­са­доч­но­го узла «Мичу­рин­ский про­спект», а я им помо­гаю.

Рис. 22. Тема­ти­че­ская струк­ту­ра кон­тен­та, посвя­щен­но­го ТПУ «Мичу­рин­ский проспект»

 

Рис. 23. Визу­а­ли­за­ция резуль­та­тов сен­ти­мент-ана­ли­за кон­тен­та, посвя­щен­но­го ТПУ «Мичу­рин­ский про­спект» (тип источ­ни­ка и сообщений)

 

Рез­ко нега­тив­ное отно­ше­ние жите­лей направ­ле­но на мэра С. С. Собя­ни­на и мос­ков­ские вла­сти, кото­рых при­зна­ют глав­ным источ­ни­ком про­бле­мы: При­чи­на про­те­ста ста­ли пла­ны мос­ков­ских вла­стей раз­ре­шить китай­цам стро­ить под видом ТПУ «Мичу­рин­ский про­спект» три небоскрёба 

«Бого­ро­ди­ца, Собя­ни­на прогони!»

Такой при­зыв напи­са­ли на забо­ре китай­ской стро­и­тель­ной кам­па­нии CRCC жите­ли Раме­нок в знак про­те­ста про­тив стро­и­тель­ства небо­скре­бов под видом ТПУ «Мичу­рин­ский проспект».

Про­тест про­тив застрой­ки рай­о­на име­ет затяж­ной харак­тер, что уве­ли­чи­ва­ет силу про­тестных настро­е­ний: Уже тре­тий гра­до­стро­и­тель­но-убо­гий стро­и­тель­ный про­ект в Рамен­ках вызы­ва­ет мощ­ное недо­воль­ство и про­тест жите­лей: сна­ча­ла был Мичу­рин­ский, 30б, потом Доли­на реки Сету­ни, теперь вот ТПУ «Мичу­рин­ский про­спект».

Силь­ную нега­тив­ную реак­цию жите­лей вызы­ва­ет при­вле­че­ние для стро­и­тель­ства китай­ской ком­па­нии: При­чи­на про­те­ста жите­лей в том, что китай­ской желез­но­до­рож­ной ком­па­нии CRCC мос­ков­ские вла­сти хотят раз­ре­шить стро­ить под видом ТПУ «Мичу­рин­ский про­спект» три огром­ных небо­скрё­ба.

Нега­тив­ная тональ­ность свя­за­на так­же с поли­ти­че­ским под­тек­стом, нега­тив­ным отно­ше­ни­ем к пра­ви­тель­ству Моск­вы и АП:

Про­тив анти­на­род­ной гра­до­стро­и­тель­ной поли­ти­ки пра­ви­тель­ства Моск­вы, пла­ни­ру­ю­ще­го про­да­жу земель­но­го участ­ка под точеч­ную жилую застрой­ку небо­скрё­ба­ми Китай­ской госу­дар­ствен­ной кор­по­ра­ции CRCC под видом стро­и­тель­ства транс­порт­но-пере­са­доч­но­го узла (ТПУ) «Мичу­рин­ский проспект».

В общем, истин­ная пятая колон­на в АП, которая:

— про­во­ци­ру­ет соци­аль­ную напря­жен­ность в горо­де, стране,

— кото­рая застав­ля­ет людей уже даже элит­ных домов (как на Мичу­рин­ском, 30б и Золо­тых Клю­чей) выхо­дить на защи­ту сво­их дво­ров, сво­их рай­о­нов, пото­му что достали!

Жите­ли настро­е­ны на реши­тель­ные меры, гото­вы пере­ве­сти про­те­сты из онлайн- в офлайн-про­стран­ство (рис. 24): Две неде­ли назад мы напра­ви­ли пись­мо в гос­со­вет КНР, в посоль­ство КНР в Москве, в ком­па­нию CRCC, про­ве­ли пикет у посоль­ства Китая в надеж­де быть услы­шан­ны­ми.

Рис. 24. Циф­ро­вая агрес­сия и тональ­ность в кон­тен­те, посвя­щен­ном ТПУ «Мичу­рин­ский про­спект» (ауди­то­рия, вовлеченность)

 

Стро­и­тель­ство ТПУ Мичу­рин­ский про­спект может при­ве­сти к серьез­но­му про­те­стам и высту­ап­ле­ни­ям про­тив вла­стей Моск­вы и мэра Собянина.

Кон­тент харак­те­ри­зу­ет­ся высо­кой сте­пе­нью соци­аль­но­го стресса.

Выявление социального стресса по данным социальных медиа

Ана­лиз свод­ной базы кон­тен­та пока­зал неод­но­род­ность сег­мен­тов медиа­про­стран­ства, харак­те­ри­зу­ю­щих ситу­а­цию вокруг ана­ли­зи­ру­е­мых объ­ек­тов строительства.

В резуль­та­те иссле­до­ва­ния был вычис­лен индекс и про­ана­ли­зи­ро­ван уро­вень соци­аль­но­го стрес­са для каж­до­го стро­и­тель­но­го про­ек­та, а так­же состав­лен их рей­тинг по дан­ным пара­мет­рам (табл.).

Таб­ли­ца. Рей­тинг соци­аль­но­го стрес­са, вызван­ный стро­и­тель­ны­ми проектами

Сте­пень соци­аль­но­го стресса

Наиме­но­ва­ние объекта

Индекс соци­аль­но­го стресса

Высо­кая сте­пень соци­аль­но­го стресса

ТПУ «Мичу­рин­ский проспект»

15,2

ТПУ «Хов­ри­но»

10,1

Сред­няя сте­пень соци­аль­но­го стресса

ТПУ «Нага­тин­ская»

5,3

Отсут­ствие соци­аль­но­го стресса




ТПУ «Вар­шав­ская»

0

ТПУ «Дмит­ров­ская»

0

ТПУ «Некра­сов­ка»

0

ТПУ «Пят­ниц­кое шоссе»

0

ТПУ «Рязан­ская»

0

Выводы

В резуль­та­те иссле­до­ва­ния был про­ве­ден ана­лиз вос­при­я­тия жите­ля­ми Моск­вы объ­ек­тов дорож­но-транс­порт­но­го стро­и­тель­ства, а так­же выяв­лен уро­вень соци­аль­но­го стрес­са в рай­о­нах стро­и­тель­ства, оце­не­ны рис­ки воз­ник­но­ве­ния кон­флик­тов с насе­ле­ни­ем при пла­ни­ро­ва­нии и про­ве­де­нии стро­и­тель­ных работ.

Ана­лиз семан­ти­че­ской репре­зен­та­ции сете­вой агрес­сии пока­зал, что пять объ­ек­тов (ТПУ «Вар­шав­ская», ТПУ «Дмит­ров­ская», ТПУ «Некра­сов­ка», ТПУ «Пят­ниц­кое шос­се», ТПУ «Рязан­ская») не име­ют рис­ков при реа­ли­за­ции, кон­тент, посвя­щен­ный им, отли­ча­ет­ся отсут­стви­ем агрес­сии, индекс соци­аль­но­го стрес­са — 0.

Сред­няя сте­пень соци­аль­но­го стрес­са харак­те­ри­зу­ет ТПУ «Нага­тин­ская». Высо­кая сте­пень соци­аль­ной напря­жен­но­сти отли­ча­ет про­ек­ты ТПУ «Мичу­рин­ский про­спект» и ТПУ «Хов­ри­но».

Основ­ные темы и поня­тия, харак­те­ри­зу­ю­щие нега­тив­ную оцен­ку, агрес­сию поль­зо­ва­те­лей: опас­ность тех­но­ген­но-эко­ло­ги­че­ской ката­стро­фы, ухуд­ше­ние эко­ло­ги­че­ской обста­нов­ки, опас­ность эко­ло­ги­че­ской ката­стро­фы, про­бле­ма мусор­ных поли­го­нов, повы­ше­ние ради­а­ци­он­но­го фона, рост онко­ло­ги­че­ских забо­ле­ва­ний, опас­ность жиз­ни граж­дан, угро­за раз­ру­ше­ния пар­ков и скве­ров, памят­ни­ков архи­тек­ту­ры, рост соци­аль­ной напря­жен­но­сти, опас­ность соци­аль­но­го взры­ва, пони­же­ние уров­ня жиз­ни мест­ных жите­лей, ухуд­ше­ние транс­порт­но­го сооб­ще­ния внут­ри рай­о­на, транс­порт­ной ситу­а­ции, шум авто­транс­пор­та под окна­ми домов, загряз­не­ние при­до­мо­вых тер­ри­то­рии, застрой­ка высот­ны­ми дома­ми («чело­вей­ни­ка­ми»), обман насе­ле­ния под видом строй­ки ТПУ, стро­и­тель­ство небо­скре­бов под видом стро­и­тель­ства ТПУ, махи­на­ции с зем­лей при­род­но­го ком­плек­са, неза­кон­ная про­да­жа мос­ков­ской зем­ли мэром, необ­хо­ди­мость сме­ны гра­до­стро­и­тель­ной поли­ти­ки, стро­и­тель­ство ТПУ — попыт­ка укло­нить­ся от реше­ния пер­во­оче­ред­ны про­блем горо­жан, затя­ги­ва­ние сро­ков стро­и­тель­ства, про­бле­мы с любе­рец­ким кана­ли­за­ци­он­ным кол­лек­то­ром, стро­и­тель­ство тер­ми­наль­но-логи­сти­че­ско­го цен­тра (ТЛЦ).

Стро­и­тель­ство ТПУ вос­при­ни­ма­ет­ся жите­ля­ми как ини­ци­а­ти­ва мэра С. С. Собя­ни­на и вла­стей Моск­вы, кото­рые долж­ны нести за это пол­ную ответ­ствен­ность. Отме­ча­ет­ся пере­нос поль­зо­ва­те­ля­ми отри­ца­тель­ной оцен­ки дея­тель­но­сти мэра, в част­но­сти хода рено­ва­ции, на все транс­порт­ные про­ек­ты: Фана­тич­ное жела­ние мэра Моск­вы пере­се­лить в Моск­ву поло­ви­ну Рос­сий­ской Феде­ра­ции реа­ли­зу­ет­ся в мас­штаб­ном стро­и­тель­стве жилья во всех рай­о­нах горо­да, как в виде точеч­ной застрой­ки, так и под пред­ло­гом так назы­ва­е­мой про­грам­мы «рено­ва­ции».

Сле­ду­ет отме­тить нега­тив­ный реза­нанс сюже­тов о полу­че­нии под­ря­дов на стро­и­тель­ство род­ствен­ни­ка­ми извест­ных чинов­ни­ков и назна­че­нии их на руко­во­дя­щие посты в ходе стро­и­тель­ства (сын Д. Рого­зи­на Алек­сей, став­ший ген­ди­рек­то­ром ком­па­нии, веду­щей застрой­ку ТПУ «Нага­тин­ская», и сын ген­про­ку­ро­ра Ю. Чай­ки Артем, ком­па­ния кото­ро­го долж­на была стро­ить ТПУ «Некра­сов­ка»).

Кро­ме того, наблю­да­ет­ся инте­гри­ро­ван­ный харак­тер пре­тен­зий акто­ров, под­ме­на поня­тий, пере­нос на теку­щие собы­тия кон­фликт­ных ситу­а­ций со стро­и­тель­ством ана­ло­гич­ных объ­ек­тов в Москве и Мос­ков­ской обла­сти, а так­же эко­ло­ги­че­ских про­блем Шиеса.

Офи­ци­аль­ные сооб­ще­ния, инфор­ми­ру­ю­щие о ходе стро­и­тель­ства объ­ек­тов в сти­ли­сти­ке тра­ди­ци­он­ных СМИ с ней­траль­ной и поло­жи­тель­ной тональ­но­стью, не вызы­ва­ют осо­бо­го инте­ре­са поль­зо­ва­те­лей. Нега­тив­ная тональ­ность и агрес­сия харак­те­ри­зу­ют кон­тент, гене­ри­ро­ван­ный поль­зо­ва­те­ля­ми, вокруг объ­ек­тов, стро­и­тель­ство кото­рых вызы­ва­ет высо­кую и сред­нюю сте­пень соци­аль­но­го стресса.

Кон­тек­сты с нега­тив­ной тональ­но­стью свя­за­ны с поли­ти­че­ски­ми вопро­са­ми пред­вы­бор­ной кам­па­нии. Мак­си­маль­ный уро­вень нега­ти­ва поль­зо­ва­тель­ских комм­мен­та­ри­ев опре­де­ля­ет оцен­ки дей­ствий пар­тии «Еди­ная Рос­сия» и явля­ет­ся отра­же­ни­ем обще­го эмо­ци­аль­но­го фона меди­а­кон­тен­та пред­вы­бор­ной кам­па­нии в Мосгор­ду­му лета 2019 г. Отри­ца­тель­ная оце­ноч­ность, нали­чие силь­ной агрес­сия свя­за­ны так­же с поли­ти­че­ским под­тек­стом, нега­тив­ным отно­ше­ни­ем к пра­ви­тель­ству Моск­вы и АП.

Таким обра­зом, ана­лиз поз­во­лил про­гно­зи­ро­вать отсут­ствие кон­флик­тов с насе­ле­ни­ем при реа­ли­за­ции про­ек­тов ТПУ «Вар­шав­ская», «Дмит­ров­ская», «Некра­сов­ка», «Пят­ниц­кое шос­се», «Рязан­ская». Стро­и­тель­ство ТПУ «Нага­тин­ская» и «Хов­ри­но» вызы­ва­ет соци­аль­ное напря­же­ние, но кон­фликт­ное про­ти­во­сто­я­ние, пред­по­ло­жи­тель­но, ожи­да­ет­ся толь­ко в вир­ту­аль­ной сре­де. Кон­тент ТПУ «Мичу­рин­ский про­спект» сле­ду­ет опре­де­лить как кон­флик­то­ген­ную циф­ро­вую зону с высо­кой сте­пе­нью соци­аль­но­го стрес­са, мож­но про­гно­зи­ро­вать эска­ла­цию кон­флик­та меж­ду жите­ля­ми и город­ски­ми вла­стя­ми и стро­и­те­ля­ми как в онлайн‑, так и в офлайн-пространстве.

Ста­тья посту­пи­ла в редак­цию 11 мая 2020 г.;
реко­мен­до­ва­на в печать 10 сен­тяб­ря 2020 г.

© Санкт-Петер­бург­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, 2020

Received: May 11, 2020
Accepted: September 10, 2020