Воскресенье, Март 24Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

ОБРАЗ КИТАЯ В КОММЕНТАРИЯХ К НОВОСТЯМ О КИТАЕ (на материалах портала Рамблер)

В работе анализируется образ Китая, создаваемый российской интернет-аудиторией в комментариях новостей о Китае. Научной базой исследования является теория фантазийно-тематической критики. В центре внимания — лингвистические способы выражения отношения к стране.

THE IMAGE OF CHINA IN THE RUSSIAN PERCEPTION BY ANALYZING RUSSIAN NETIZENS COMMENTS ON NEWS REPORTS ABOUT CHINA 

Based on the theory of fantasy-theme criticism, the purpose of this study is to identify the image of China in the Russian perception by analyzing Russian netizens comments on news reports about China. The methods of linguistic analysis of expressions on attitudes toward a country is used.

Чжан Хуэйцинь, доктор филологических наук, профессор, декан факультета русского языка Второго Пекинского университета иностранных языков (BISU)

E-mail: zhanghq1992@hotmail.com

Zhang Huiqin, PhD, Professor, Head of the Russian Department, Beijing International Studies University 

E-mail: zhanghq1992@hotmail.com

Хуэйцинь Ч. Образ Китая в комментариях к новостям о Китае (на материалах портала Рамблер) // Медиалингвистика. 2014. № 2 (5). С. 82-94. URL: https://medialing.ru/obraz-kitaya-v-kommentariyah-k-novostyam-o-kitae-na-materialah-portala-rambler/ (дата обращения: 24.03.2019).

Huiqin Zh. The image of China in the Russian perception by analyzing Russian netizens comments on news reports about China // Media Linguistics, 2014, No. 2 (5), pp. 82–94. Available at: https://medialing.ru/obraz-kitaya-v-kommentariyah-k-novostyam-o-kitae-na-materialah-portala-rambler/ (accessed: 24.03.2019). (In Russian)

УДК 811.16 
ББК 81.2Р-5 76 
ГРНТИ 16.21.21 
КОД ВАК 10.02.01

Рабо­та выпол­не­на при финан­со­вой под­держ­ке про­ек­та: 굶匡돤돕다쏵훙꼽텬楠履북맣몌淃커 — 빽對헙솰꿎宅肝露桔씩,淃커덜쯤:PXM2014_014221_000057_00140331_FCG 돨連넣.

Вве­де­ние. Образ стра­ны — это сово­куп­ность пред­уста­но­вок и пред­став­ле­ний о стране, сфор­ми­ро­вав­ших­ся в созна­нии людей дру­гих куль­тур в резуль­та­те тех или иных акций ее субъ­ек­тов, вза­и­мо­дей­ству­ю­щих с внеш­ним миром. Образ стра­ны име­ет важ­ное зна­че­ние для укреп­ле­ния ее авто­ри­те­та в мире и для созда­ния бла­го­при­ят­ной атмо­сфе­ры при реше­нии внеш­них и внут­рен­них про­блем. Иссле­до­ва­ние обра­за стра­ны вызы­ва­ет все боль­ший инте­рес в аспек­те меди­а­эф­фек­тов.

Иссле­до­ва­ние обра­за Китая в прес­се нача­лось совсем недав­но, око­ло 10 лет назад. Сре­ди иссле­до­ва­ний преж­де все­го сле­ду­ет отме­тить кни­гу Чжоу Нин (Zhou Ning) [2007], в кото­рой автор и его иссле­до­ва­тель­ский кол­лек­тив ана­ли­зи­ро­ва­ли образ Китая, созда­ва­е­мый в Рос­сии, Япо­нии, Индии и Юго-Восточ­ной Азии. В 2010 году были опуб­ли­ко­ва­ны серии моно­гра­фий в семи томах «Образ Китая в мире», в кото­рых рас­ши­ря­ет­ся про­стран­ство иссле­до­ва­ния и отра­жа­ет­ся образ Китая не толь­ко в Япо­нии и Индии, но и в араб­ских стра­нах, Запад­ной Евро­пе, США, Афри­ке и Рос­сии.

В серии моно­гра­фий Сун Фан и Чэнь Цзинь­п­эн [2010], осно­вы­ва­ясь на исто­ри­че­ских доку­мен­тах и учи­ты­вая куль­тур­ные раз­ли­чия, пред­став­ля­ют образ Китая в Рос­сии. Ван Цзэчжи в моно­гра­фии «Эхо изда­ле­ка: рус­ские писа­те­ли и китай­ская куль­ту­ра» [2002] иссле­до­вал осо­бен­но­сти созда­ния обра­за Китая в рус­ской лите­ра­ту­ре. В Рос­сии был опуб­ли­ко­ван так­же ряд иссле­до­ва­ний, в кото­рых рас­смат­ри­ва­ют­ся исто­ри­че­ские, гео­гра­фи­че­ские, наци­о­наль­ные и куль­тур­ные аспек­ты, повли­яв­шие на фор­ми­ро­ва­ние опре­де­лен­ных сте­рео­ти­пов по отно­ше­нию к Китаю и его граж­да­нам, напри­мер, «Мед­ведь наблю­да­ет за дра­ко­ном. Образ Китая в Рос­сии в XVII–XXI веках» [Лукин 2007]. Образ Китая в совре­мен­ной Рос­сии, неко­то­рые про­бле­мы китай­ской исто­рии и совре­мен­ной поли­ти­ки КНР были рас­смот­ре­ны в иссле­до­ва­ни­ях рос­сий­ских и зару­беж­ных уче­ных: «Китай гла­за­ми рос­сий­ских дру­зей» [2012]. Иссле­до­ва­нию обра­за Китая был посвя­щен ряд дис­сер­та­ци­он­ных работ: «Образ Китая и китай­цев в рус­ской мен­таль­но­сти вто­рой поло­ви­ны XIX–начале XX вв. (Фило­соф­ско-рели­гио­вед­че­ский ана­лиз)» [Иса­чен­ко 2005], «Имидж Китая в вос­при­я­тии рос­сий­ско­го обще­ства» [Лю Юанью­ань 2010], «Обра­зы Китая и Рос­сии в меж­куль­тур­ной ком­му­ни­ка­ции» [Цуй Юн 2011] и др.

Вме­сте с тем за рам­ка­ми иссле­до­ва­ний ока­за­лись ком­мен­та­рии к ново­стям о Китае в интер­нет-про­стран­стве, в то вре­мя как быст­ро раз­ви­ва­ю­щи­е­ся ком­му­ни­ка­тив­ные тех­но­ло­гии ока­зы­ва­ют силь­ное вли­я­ние на созда­ние обра­за стра­ны. Интер­нет — это не толь­ко доступ к инфор­ма­ции, но еще и воз­мож­ность выска­зать свое мне­ние, обсу­дить какую-либо тему и даже поспо­рить. Ком­мен­та­рии — это такая «спе­ци­аль­ная» часть интер­нет-сай­та (бло­га), при помо­щи кото­рой мож­но под­дер­жать или оспо­рить точ­ку зре­ния авто­ра мате­ри­а­ла или про­сто выска­зать­ся по пово­ду опуб­ли­ко­ван­ной ста­тьи, обзо­ра или ново­сти. Вопрос сво­бо­ды ком­мен­та­ри­ев граж­дан в интер­не­те пред­став­ля­ет прин­ци­пи­аль­ный инте­рес, так как в интер­не­те появ­ля­ет­ся воз­мож­ность обсуж­дать собы­тия, о кото­рых сооб­ща­ют СМИ. Ком­мен­та­рии к ново­стям содер­жат раз­но­об­раз­ные мне­ния людей раз­ных уров­ней обра­зо­ва­ния, раз­ных обще­ствен­ных сло­ев и пр.

В нашей рабо­те мы ана­ли­зи­ру­ем ком­мен­та­рии к ново­стям о Китае на пор­та­ле Рам­блер, осно­вы­ва­ясь на тео­рии рито­ри­че­ской кри­ти­ки. Забе­гая впе­ред, отме­тим, что иссле­до­ва­ние не пре­тен­ду­ет на пол­но­цен­ный обзор ситу­а­ции в интер­не­те, пото­му что чита­те­ли и осо­бен­но те, кто остав­ля­ет ком­мен­та­рии, — это не вся рос­сий­ская интер­нет-ауди­то­рия и дале­ко не все потреб­ля­ют ново­сти имен­но на Рам­бле­ре. Кро­ме того, дока­за­но, что ком­мен­та­рии чаще остав­ля­ют люди ради­каль­но настро­ен­ные и моло­дые. Поэто­му наш обзор дает некий частич­ный сле­пок ситу­а­ции.

Ком­мен­та­рии к ново­стям как про­цесс ком­му­ни­ка­ции опре­де­лен­ных групп людей. Метод фан­та­зий­но-тема­ти­че­ской кри­ти­ки (Fantasy-Theme Criticism), пред­ло­жен­ный Эрне­стом Дж. Бор­ман­ном (Ernest G. Bormann), идей­но был зало­жен в рабо­тах Робер­та Бэй­л­за (Robert Bales), открыв­ше­го и опи­сав­ше­го про­цесс груп­по­во­го «фан­та­зи­ро­ва­ния», или дра­ма­ти­зи­ро­ва­ния, как ком­му­ни­ка­цию, свой­ствен­ную неболь­шим груп­пам людей. Э. Бор­манн рас­ши­рил эту идею до тео­рии, полу­чив­шей назва­ние «сим­во­ли­ко-кон­вер­ген­ци­он­ной» (symbolic convergence theory), и на её осно­ве раз­ра­бо­тал фан­та­зий­но-тема­ти­че­ский метод рито­ри­че­ской кри­ти­ки, кото­рый может быть при­ме­нён не толь­ко к изу­че­нию про­цес­сов внут­ри неболь­ших групп людей, но и к вза­и­мо­дей­ствию соци­аль­ных тече­ний, поли­ти­че­ских кам­па­ний и т. д.

Соглас­но этой тео­рии, «сим­во­лы созда­ют дей­стви­тель­ность бла­го­да­ря сво­ей спо­соб­но­сти при­вно­сить фор­му и закон в бес­по­ря­доч­ное вос­при­я­тие чув­ства­ми»; «те зна­че­ния сим­во­лов, кото­рые раз­лич­ные инди­ви­ду­у­мы при­пи­сы­ва­ют им, могут пере­се­кать­ся, в резуль­та­те чего воз­ни­ка­ет общее для этих инди­ви­ду­у­мов сим­во­ли­че­ское про­стран­ство ком­му­ни­ка­ции»; «соот­вет­ствен­но, в фоку­се инте­ре­сов фан­та­зий­но-тема­ти­че­ской кри­ти­ки ока­зы­ва­ют­ся не отдель­но взя­тые речи или жан­ры, а про­цес­сы ком­му­ни­ка­ции внут­ри обще­ства» [Смо­ле­нен­ко­ва 2012: 60]. Ком­мен­та­рии к ново­стям как про­цесс ком­му­ни­ка­ции отра­жа­ют фан­та­зию ком­му­ни­кан­тов и их «твор­че­скую и образ­ную интер­пре­та­цию собы­тий». Фан­та­зий­ная тема — это интер­пре­ти­ру­ю­щий нар­ра­тив (тема нар­ра­ти­ва), кото­рый отра­жа­ет сов­мест­ный опыт сооб­ще­ства и кото­рый помо­га­ет это­му обще­ству этот опыт осмыс­лить. При этом фан­та­зии могут соот­вет­ство­вать, а могут и не соот­вет­ство­вать дей­стви­тель­но­сти [там же].

Мате­ри­а­лы для ана­ли­за были взя­ты на пор­та­ле www​.rambler​.ru, кото­рый явля­ет­ся одним из самых посе­ща­е­мых и попу­ляр­ных интер­нет-ресур­сов. Хро­но­ло­ги­че­ские рам­ки иссле­до­ва­ния охва­ты­ва­ют 2012 год. Это пока­за­тель­ный год для исто­рии Китая: из мно­же­ства сен­са­ци­он­ных собы­тий мы выбра­ли три самых важ­ных: 1) запуск кос­ми­че­ско­го кораб­ля с жен­щи­ной-кос­мо­нав­том; 2) успеш­ная посад­ка истре­би­те­лей J-15 на палу­бу авиа­нос­ца «Ляо­нин» и смерть гла­вы авиа­стро­и­тель­ной кор­по­ра­ции во вре­мя испы­та­ний истре­би­те­ля; 3) неоправ­дан­ное обви­не­ние в при­ме­не­нии допин­га 16-лет­ней плов­чи­хи, кото­рая поби­ла миро­вой рекорд в ком­плекс­ном пла­ва­нии на 400 мет­ров.

Об этих собы­ти­ях были опуб­ли­ко­ва­ны ново­сти во мно­гих рос­сий­ских СМИ. Содер­жа­ние ново­стей свя­за­но с нау­кой, спор­том и воору­же­ни­ем. К ото­бран­ным нами ново­стям было добав­ле­но 1397 ком­мен­та­ри­ев (см. таб­ли­цу).

Заго­лов­ки ново­стей и коли­че­ство ком­мен­та­ри­ев

Заго­ло­вокКоли­че­ство ком­мен­та­ри­евКоли­че­ство ново­стейТема
Китай запу­стил пило­ти­ру­е­мый корабль с жен­щи­ной-кос­мо­нав­том http://​news​.rambler​.ru/​1​4​3​4​6​3​93/ (16 июня 2012)246246Нау­ка
16-лет­няя плов­чи­ха из Китая отри­ца­ет при­ме­не­ние допин­га http://​news​.rambler​.ru/​1​4​9​3​1​6​77/ (31 июля 2012)4096Спорт
Гла­ва авиа­стро­и­тель­ной кор­по­ра­ции КНР умер во вре­мя испы­та­ний истре­би­те­ля http://​news​.rambler​.ru/​1​6​5​1​4​4​27/ http://​rus​.ruvr​.ru/
(26 нояб­ря 2012)
74285Воору­же­ние

В опуб­ли­ко­ван­ных ново­стях собы­тия отра­же­ны более объ­ек­тив­но, но в ком­мен­та­ри­ях мы наблю­да­ем раз­но­об­раз­ные фан­та­сти­че­ские темы.

Поло­жи­тель­ные темы нар­ра­ти­вов

«Китай­цы — молод­цы». В свя­зи с эко­но­ми­че­ским раз­ви­ти­ем Китая мно­гие рос­сий­ские сете­вые посе­ти­те­ли высо­ко оце­ни­ва­ют достиг­ну­тые китай­ца­ми успе­хи и, выра­жая свое пози­тив­ное отно­ше­ние к Китаю, назы­ва­ют китай­цев высо­ко поло­жи­тель­но-оце­ноч­ным «молод­цы». Так, полет пер­вой китай­ской жен­щи­ны-кос­мо­нав­та вызы­ва­ет боль­шой инте­рес рос­сий­ских сете­поль­зо­ва­те­лей, кото­рые вос­хи­ща­ют­ся ею, срав­ни­вая ее с В. Тереш­ко­вой, сопро­вож­дая свое вос­хи­ще­ние вос­кли­ца­ни­я­ми: «Сла­ва Китай­ской Тереш­ко­вой! Уда­чи и бла­го­по­луч­но­го воз­вра­ще­ния. Китай­цы молод­цы — ниче­го не ска­жешь!» (здесь и далее сохра­не­ны орфо­гра­фия ком­мен­та­рия — Ч. Х.).

Рос­си­яне, раду­ясь побе­де китай­ской плов­чи­хи на XXIX Олим­пиа­де, выра­жа­ют свои чув­ства эмо­ти­ва­ми: «Китай­цы — молод­цы, про­сто мож­но за них пора­до­вать­ся; поздрав­ляю ее с побе­дой; И китай­ские уже не пер­вый год побеж­да­ют. Молод­цы». Что каса­ет­ся неоправ­дан­но­го обви­не­ния в при­ме­не­нии кита­ян­кой допин­га, то во мно­гих ком­мен­та­ри­ях рос­си­яне вме­сте с китай­ца­ми под­вер­га­ют сомне­нию обви­не­ние: «вооб­ще-то китай­цы мно­го золо­та заво­е­вы­ва­ют в тех дис­ци­пли­нах, где допинг не име­ет боль­шо­го зна­че­ния; Ниче­го сверхъ­есте­ствен­но­го в резуль­та­те не вижу; так как китай­цы пашут, ника­кие допин­ги не нуж­ны». Сомне­ния выра­жа­ют­ся порою очень кате­го­рич­но: «Желаю всем подой­ти к это­му с РАЗУМОМ!», «стыд­но нести ахи­нею»; выра­жа­ют и упрек: «Это про­сто зависть. Ранее и мы были силь­ны и нас обви­ня­ли в при­ме­не­нии вся­кой ерун­ды. Это про­сто зависть, рань­ше СССР была на высо­те, теперь Китай. Как же хочет­ся най­ти сла­бые места у про­тив­ни­ков, ущип­нуть их, назвать сла­ба­ка­ми, а, если удаст­ся, — выта­щить какую-нибудь грязь». Встре­ча­ет­ся высо­кая оцен­ка китай­ской плов­чи­хи, похва­ла выра­жа­ет­ся с исполь­зо­ва­ни­ем рус­ских сакраль­ных сим­во­лов: «Чело­век три­един: дух тело и разум! Так вот эта девоч­ка скон­цен­три­ро­ва­ла все воеди­но и напра­ви­ла на побе­ду! МОЛОДЧИНА!»

Обсуж­дая успеш­но про­ве­ден­ное испы­та­ние истре­би­те­ля, рос­сий­ские сете­вые поль­зо­ва­те­ли выра­жа­ют свое вос­хи­ще­ние: «Молод­цы китай­цы!… Мед­лен­но, но вер­но идут к ста­ту­су самой могу­ще­ствен­ной дер­жа­вы! Вот что зна­чит гра­мот­ное науч­ное управ­ле­ние стра­ной!». Неко­то­рые поль­зо­ва­те­ли гово­рят, что они уже начи­на­ют «гор­дить­ся» тем, что живут «неда­ле­ко от китай­ской гра­ни­цы» и име­ют «неза­ви­си­мо­го сосе­да». Напо­ми­ная тра­ди­ци­он­ные отно­ше­ния меж­ду Рос­си­ей и Кита­ем, они ука­зы­ва­ют, что китай­цы «поза­им­ство­ва­ли идею у нас и пре­крас­но раз­ви­ли ее», «Дело СССР про­дол­жил соци­а­ли­сти­че­ский Китай, а мы, к сожа­ле­нию, пой­дем чубай­сов­ским путем. Китай­цы умнее и тру­до­лю­би­вее». Отда­вая дань ува­же­ния дости­же­ни­ям китай­ской эко­но­ми­ки, с горе­чью гово­рят о несо­сто­я­тель­но­сти сво­ей: «Судя по все­му, два­дцать пер­вый век ста­нет веком Китая. Рос­сия же обре­че­на на вырож­де­ние и выми­ра­ние». Как видим, для срав­не­ния китай­ских дости­же­ний с общей ситу­а­ци­ей в Рос­сии, часто исполь­зу­ют анти­те­зу, под­дер­жи­ва­е­мую не толь­ко анто­ни­ма­ми, но и про­ти­ви­тель­ны­ми слу­жеб­ны­ми сло­ва­ми. 

«Куль­ту­ра и ком­пар­тия». Сете­вые люби­те­ли свя­зы­ва­ют дости­же­ния и успе­хи китай­цев с древ­ней куль­ту­рой и пра­виль­ным руко­вод­ством Ком­пар­тии Китая. Сокру­ша­ясь, рус­ские чита­те­ли даже исполь­зу­ют по отно­ше­нию к себе уни­чи­жи­тель­ные семан­ти­че­ские деми­ну­ти­вы: «Древ­няя куль­ту­ра, нам, дика­рям, не понять. Они еще 5000 лет назад жили муд­ро, а мы пры­га­ли по дере­вьям, в луч­шем слу­чае». Суж­де­ния очень эмо­ци­о­наль­ны, хотя, конеч­но, шаб­лон­ны, лише­ны рас­суж­де­ний: «Поче­му Китай год за годом ста­но­вит­ся вели­кой и вели­кой стра­ной, да пото­му что Кита­ем руко­во­дят КОММУНИСТИЧЕСКАЯ пар­тия!», «У нее (плов­чи­хи Е. Шивэ­нь — Ч. Х.) за спи­ной ком­пар­тия Китая, она не может не побе­дить».

«Кор­руп­ция и каз­ни». Кор­руп­ция явля­ет­ся неиз­беж­ной темой в раз­го­во­рах о Китае, в ком­мен­та­ри­ях выра­жа­ет­ся ува­же­ние к китай­цам, кото­рые очень стро­го нака­зы­ва­ют кор­руп­ци­о­не­ров, даже каз­нят их. Опи­сы­вая стро­гость отно­ше­ния к воров­ству, рос­си­яне сма­ку­ют, рисуя дей­ствия по отно­ше­нию к вору: Молод­цы китай­цы!… Кор­руп­ци­о­не­ров веша­ют, весь мир уже окучивают…УВАЖАЮ…хоть нет это­го иди­о­тиз­ма воров­ства, как у нас!; попер Китай впе­ред по всем направ­ле­ни­ям, а поче­му? Может пото­му, что каз­но­кра­дов и взя­точ­ни­ков там рас­стре­ли­ва­ют; Чего в китай­цах я ува­жаю — это когда они кор­руп­ци­о­не­ра выво­дят на пло­щадь, выстрел — и моз­ги по всей пло­ща­ди Тань-ан мень.

В послед­нем при­ме­ре исполь­зу­ет­ся живо­пи­са­ние кар­тин стро­го­сти китай­цев к воров­ству. Но вме­сте с тем встре­ча­ют­ся ком­мен­та­рии, в кото­рых утвер­жда­ет­ся связь меж­ду кор­руп­ци­ей и поли­ти­че­ской систе­мой: В Китае кор­руп­ци­о­не­ров нар­ко­тор­гов­цев даже рас­стре­ли­ва­ют при­люд­но, одна­ко кор­руп­ция там все же есть. Систе­му надо менять. Бес­смыс­лен­но давить тара­ка­нов, когда вез­де хлеб­ные крош­ки раз­бро­са­ны. 

Отри­ца­тель­ные нар­ра­тив­ные темы. Отри­ца­тель­ное отно­ше­ние к Китаю медиа­поль­зо­ва­те­ли выра­жа­ют в свя­зи с угро­зой, кото­рая, по их мне­нию, исхо­дит от Китая. Тер­ри­то­ри­аль­ные про­бле­мы двух близ­ких сосе­дей все­гда зани­ма­ют важ­ное место во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях, осо­бен­но в даль­не­во­сточ­ном реги­оне. Как отме­тил А. В. Лукин, «совет­ско-китай­ский кон­фликт (1960–1970‑е гг. — Ч. Х.) оста­вил глу­бо­кий отпе­ча­ток в памя­ти не толь­ко пра­вя­щей совет­ской эли­ты, но и интел­ли­ген­ции. Более того, воз­мож­но, впер­вые в исто­рии рос­сий­ско-китай­ских отно­ше­ний осо­зна­ние опас­но­сти сосед­ства с обшир­ной, мно­го­на­се­лен­ной и враж­деб­ной стра­ной на восто­ке дошло до самых глу­бин мас­со­во­го созна­ния не толь­ко в при­гра­нич­ных рай­о­нах, но и по всей стране» [Лукин 2007: 253].

Авто­ры ком­мен­та­ри­ев по-раз­но­му выра­жа­ют свое бес­по­кой­ство за «без­опас­ность» сво­ей стра­ны и назы­ва­ют раз­ные его при­чи­ны. 

«Рас­про­стра­не­ние мигра­ции». Уско­рен­ное раз­ви­тие Китая при­ве­ло к тому, что на рубе­же сто­ле­тий восточ­ный сосед впер­вые пре­взо­шел Рос­сию по эко­но­ми­че­ским пока­за­те­лям. С одной сто­ро­ны, для эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Даль­не­го Восто­ка, Ура­ла и Сиби­ри тре­бу­ют­ся люд­ские ресур­сы, с дру­гой сто­ро­ны, китай­ские мигран­ты вызы­ва­ют боль­шую тре­во­гу у рос­си­ян этих реги­о­нов: Все При­мо­рье засе­ле­но китай­ской диас­по­рой; они (китай­цы) ско­ро Даль­ний Восток вме­сте с рабо­чей силой купят. Мест­ные дер­жи­мор­ды недо­ро­го за него возь­мут; ско­ро весь Даль­ний Восток вплоть до Ура­ла будет при­над­ле­жать Китаю; Вот воору­жат­ся китай­цы и оття­па­ют боль­шую часть Рос­сии; они про­тя­ну­лись к сибир­ским ГЭС; а если они зав­тра решат, что Даль­ний Восток, Урал и Сибирь — это их тер­ри­то­рия??? Вот она, реаль­но рас­ту­щая угро­за на наших гра­ни­цах. Не НАТО, а имен­но Китай — основ­ной враг Рос­сии. 

В то же вре­мя выска­зы­ва­ют­ся и дру­гие мне­ния: луч­ше китай­ская коло­ния и раз­ви­тие, чем застой и ника­ко­го раз­ви­тия.

«Воору­же­ние Китая». Каж­дая стра­на ста­ра­ет­ся под­дер­жи­вать свои воору­жен­ные силы на таком уровне, кото­рый поз­во­ля­ет защи­щать стра­ну от внеш­не­го вме­ша­тель­ства. Воору­жен­ные силы явля­ют­ся сим­во­лом без­опас­но­сти Китая. В свя­зи с успеш­ной посад­кой истре­би­те­лей J-15 на палу­бу авиа­нос­ца «Ляо­нин» рос­сий­ские поль­зо­ва­те­ли сети выра­зи­ли свое опа­се­ние по пово­ду воен­ной угро­зы для Рос­сии со сто­ро­ны Китая: Китай в одно­ча­сье может поста­вить «под ружье» почти МИЛЛИАРД сол­дат!!! А в Рос­сии «обо­рон­ку» раз­во­ро­вы­ва­ют!!! а я вот не сомне­ва­юсь, что через 5 лет кол-во их авиа­нос­цев (воз­мож­но, куп­лен­ных у дру­гих) будет в разы пре­вос­хо­дить кол-во наших. 

Фан­та­зи­руя, поль­зо­ва­те­ли сети рису­ют гипер­тро­фи­ро­ван­ные кар­ти­ны этой угро­зы: Ты в Китае был? Я был, 4 меся­ца, изъ­ез­дил все, кро­ме Тибе­та и Ман­чжу­рии. Нам их нико­гда не побе­дить. Пра­виль­но гово­рят либе­ра­лы, внеш­няя угро­за исхо­дит не из США, а от Китая; Это зна­чит, что ско­ро Китай наштам­пу­ет ДЕСЯТКИ авиа­нос­цев и через пару-трой­ку лет будет дик­то­вать свои усло­вия Рос­сии с пози­ции силы (или как мини­мум с пози­ции Стар­ше­го Бра­та). А что оста­ет­ся Рос­сии (с этой вла­стью)? Учить китай­ский, осо­бен­но подо­бо­страст­ные выра­же­ния…; На хре­на китай­цам авиа­нос­цы? Они уже рас­се­ли­лись по все­му миру. Вот это наци­о­но­сец! И пере­бить эту тен­ден­цию даже рус­ским обу­хом от топо­ра не удаст­ся; Ско­ро Китай ста­нет сверх­дер­жа­вой и захва­тит весь мир. Не обо­льщай­тесь. Рос­сия — основ­ной постав­щик ору­жия и воен­ных тех­но­ло­гий в Китай, вклю­чая ракет­ные тех­но­ло­гии. Ленин­ский довод убе­ди­те­лен: «из-за сво­ей жад­но­сти бур­жу­а­зия (в нашем слу­чае Рос­сия) гото­ва про­дать верев­ку, на кото­рой ее пове­сят». 

Быв­ший СССР как стар­ший брат ока­зы­вал все­сто­рон­нюю помощь Китаю во мно­гих сфе­рах. С эко­но­ми­че­ским раз­ви­ти­ем Китая были достиг­ну­ты новые успе­хи во мно­гих обла­стях, в том чис­ле и в кос­мо­нав­ти­ке, и в воен­ной тех­ни­ке, что дает поль­зо­ва­те­лям интер­не­та повод гово­рить о воен­ной угро­зе, исхо­дя­щей от Китая.

Встре­ча­ет­ся и про­ти­во­по­лож­ное мне­ние: Китаю невы­год­но вое­вать с Рос­си­ей, во-пер­вых, поте­рять тре­тий по вели­чине рынок сбы­та, к тому же китай­цы зави­сят от Рос­сии тех­ни­че­ски, хотя китай­цы и копи­ру­ют воен­ную тех­ни­ку у нас, но мно­гое так­же и заку­па­ют; Китай­ско­го ВМФ нам боять­ся не нуж­но, но вот сухо­пут­ные силы в кол-ве 2 мил­ли­о­нов, да при воз­мож­ной моби­ли­за­ции еще 200 мил­ли­о­нов, — это сила, кото­рую Рос­сии не одо­леть нико­гда!

Убеж­дая себя, авто­ры ком­мен­та­ри­ев рису­ют Китай могу­ще­ствен­ной силой, а Рос­сию пред­став­ля­ют стра­ной — жерт­вой тоталь­но­го воров­ства чинов­ни­ков, жад­но­сти оли­гар­хов, пра­вя­щих ею. 

«Демо­гра­фи­че­ская экс­пан­сия». Китай — одна из самых мно­го­на­се­лен­ных стран в мире. В Рос­сии демо­гра­фи­че­ская ситу­а­ция улуч­ша­ет­ся, но люд­ских ресур­сов дале­ко недо­ста­точ­но для обшир­ной рос­сий­ской тер­ри­то­рии, осо­бен­но на Даль­нем Восто­ке и в Сиби­ри. Как сооб­ща­ют СМИ, мно­гие насе­лен­ные пунк­ты в этих рай­о­нах опу­сте­ли. В Китае наобо­рот: хотя и были при­ня­ты раз­ные меры для огра­ни­че­ния роста насе­ле­ния, коли­че­ство насе­ле­ния про­дол­жа­ет рас­ти. Оза­бо­чен­ность китай­ской «демо­гра­фи­че­ской экс­пан­си­ей» вре­мя от вре­ме­ни выра­жа­ют не толь­ко неко­то­рые жур­на­ли­сты, иссле­до­ва­те­ли, поли­ти­ки и обще­ствен­ные дея­те­ли, люди раз­ных поли­ти­че­ских взгля­дов. Раз­ви­вая эту тему, поль­зо­ва­те­ли интер­не­та гипер­тро­фи­ру­ют поло­жи­тель­ные наци­о­наль­ные чер­ты китай­цев: Успех Китая — это мно­го китай­цев (деше­вая раб­си­ла) и уме­ние выжи­дать и заим­ство­вать у дру­гих; Да в слу­чае вой­ны им вооб­ще мож­но авто­ма­ты не давать, про­сто забро­сить 100–200 мил­ли­о­нов на тер­ри­то­рию про­тив­ни­ка и ждать, пока они там все съе­дят и выпьют

Неко­то­рые поль­зо­ва­те­ли Интер­не­та под­чер­ки­ва­ют луч­шие чер­ты китай­цев, усмат­ри­вая поль­зу в китай­ских мигран­тах — деше­вой рабо­чей силе: Они испол­ни­тель­ные, тру­до­лю­би­вые, но не умные, это про­сто деше­вая рабо­чая сила, к тому же из-за них во мно­гих стра­нах люди лиши­лись рабо­ты, так как исполь­зо­вать труд непри­тя­за­тель­ных китай­цев в мил­ли­о­ны раз дешев­ле, чем труд евро­пей­цев. Успех Китая — это мно­го китай­цев (деше­вая раб­си­ла).

Авто­ры ком­мен­та­ри­ев рису­ют фан­та­сти­че­ские спо­со­бы гипо­те­ти­че­ско­го заво­е­ва­ния Рос­сии Кита­ем, тако­го рода ком­мен­та­рии даже агрес­сив­ны, посколь­ку напол­не­ны оскор­би­тель­ны­ми наиме­но­ва­ни­я­ми: Китай­цы, несмот­ря на нечув­стви­тель­ность к боль­шим поте­рям, боль­шую вой­ну устра­и­вать не будут. Если че, ДВ и Сибирь они заво­ю­ют мед­лен­ной пол­зу­чей эко­но­ми­че­ской и демо­гра­фи­че­ской экс­пан­си­ей; Кита­е­зы уже засе­ли­ли всю Рос­сию, оста­лось им пород­нить­ся с СНГеш­ны­ми узко­гла­зы­ми — и Рос­сии не ста­нет… Всех съе­дят… Не толь­ко Рос­сию, весь мир!!!; Под­не­бес­ная))) а небе­сам при­над­ле­жит вся зем­ля.

Суще­ство­ва­ние «демо­гра­фи­че­ской про­бле­мы» в Китае порож­да­ет мас­су слу­хов. Хотя в ана­ли­зи­ру­е­мых нами трех ново­стях речь шла не о демо­гра­фи­че­ских про­бле­мах в Китае, но без упо­ми­на­ния о них не обхо­дит­ся ни одна пуб­ли­ка­ция о стране. В Китае мно­го лет про­во­ди­лась поли­ти­ка «одна семья — один ребе­нок» (сей­час эта поли­ти­ка меня­ет­ся), но в ком­мен­та­ри­ях мы наблю­да­ем отра­же­ние слу­хов: В неко­то­рых про­вин­ци­ях Китая про­дол­жа­ют топить ново­рож­ден­ных дево­чек. По рас­ска­зам экс­пер­тов, жен­щин в Под­не­бес­ной пуб­лич­но уни­жа­ют, если они рожа­ют «сла­бый пол». Конеч­но, «пуб­лич­но уни­жать жен­щин» в Китае не поз­во­ле­но зако­ном.

Выдум­ки в сле­ду­ю­щем при­ме­ре кажут­ся еще более прав­до­по­доб­ны­ми, пото­му что ком­мен­та­тор рас­ска­зы­ва­ет так, буд­то видел это сво­и­ми гла­за­ми: Во вре­мя поез­док по стране в одной из про­вин­ций я виде­ла совер­шен­но удру­ча­ю­щую кар­ти­ну: за родиль­ным домом течет реч­ка. И в реч­ке топят мла­ден­цев жен­ско­го пола. Мы сами виде­ли тру­пы утоп­лен­ных дево­чек… Из ком­мен­та­ри­ев вид­но, что авто­ры зна­ют неко­то­рые китай­ские тра­ди­ции (напри­мер, «маль­чик про­дол­жа­ет род семьи»), но выдум­ки о том, что в Китае уни­что­жа­ют дево­чек, явля­ют­ся неле­пы­ми. 

«Тех­ни­че­ское раз­ви­тие и копи­ро­ва­ние». Тех­ни­че­ское сотруд­ни­че­ство меж­ду Кита­ем и Рос­си­ей быст­ро раз­ви­ва­ет­ся, осо­бен­но в обла­сти кос­мо­нав­ти­ки, где Рос­сия зани­ма­ет веду­щее поло­же­ние и ока­зы­ва­ет Китаю боль­шую помощь. В послед­ние годы кос­ми­че­ская отрасль в Китае достиг­ла замет­ных резуль­та­тов. Неко­то­рые ком­мен­та­то­ры поло­жи­тель­но оце­ни­ва­ют достиг­ну­тые Кита­ем успе­хи: Китай един­ствен­ная дер­жа­ва в мире, спо­соб­ная поз­во­лить себе иметь свою наци­о­наль­ную кос­ми­че­скую про­грам­му. А вот это уже пока­за­тель. В одном ком­мен­та­рии отме­ча­ет­ся: Обид­но, что мы в послед­нее вре­мя толь­ко кос­ми­че­ский мусор запус­ка­ем в кос­мос. А то, что ско­ро нас китай­цы пере­плю­нут, даже не вопрос! Быст­ро раз­ви­ва­ю­ща­я­ся в послед­ние годы китай­ская транс­порт­ная инду­стрия, осо­бен­но в обла­сти желез­но­до­рож­но­го сооб­ще­ния и созда­ния ско­рост­ных поез­дов, вызы­ва­ет осо­бое вни­ма­ние ком­мен­та­то­ров: китай­ские ско­рост­ные поез­да дви­га­ют­ся со ско­рость 350 км/ч, маг­лев — 430 км/ч не на угле в отли­чие от поез­дов сосед­ней дер­жа­вы. Кото­рая поез­да поку­па­ет в Гер­ма­нии.

Раз­ви­тие Китая тес­но свя­за­но с помо­щью СССР как «стар­ше­го бра­та». И сего­дня все­сто­рон­нее сотруд­ни­че­ство Китая и Рос­сии спо­соб­ству­ет раз­ви­тию обе­их стран во всех обла­стях. Эта мысль часто встре­ча­ет­ся в ком­мен­та­ри­ях: Молод­цы, китай­цы. Вот что зна­чит, гра­мот­ное науч­ное управ­ле­ние стра­ной! Поза­им­ство­ва­ли идею у нас и пре­крас­но раз­ви­ли ее; …и уме­ние выжи­дать и заим­ство­вать у дру­гих, при­чем чужой опыт они заим­ству­ют умнее чем мы (про­сто тупо копи­ру­ем, не думая как это будет рабо­тать в наших усло­ви­ях).

В свя­зи с этим появ­ля­ет­ся еще одна фан­та­зий­ная тема — копи­ро­ва­ние китай­ца­ми все­го, что созда­ет­ся дру­ги­ми стра­на­ми, осо­бен­но совре­мен­ных тех­но­ло­гий: Навряд ли, вся эко­но­ми­ка Китая заклю­ча­ет­ся в том, что он собрал у себя про­из­вод­ства со все­го мира, что каса­ет­ся науч­но, то китай­цы прак­ти­че­ски ниче­го сво­е­го соб­ствен­но­го не про­из­во­дят, все копи­ру­ют с евро­пей­ских, рос­сий­ских, аме­ри­кан­ских моде­лей; Делать сла­бые копии Китай может, боль­ше ниче­го; Все, что они про­из­во­дят-либо по лицен­зии, либо жал­кие копии, дале­кие от ори­ги­на­ла … они не спо­соб­ны раз­ви­вать тех­но­ло­гии, а лишь копи­ро­вать, а копи­ро­вать будет не у кого.

В этих при­ме­рах встре­ча­ют­ся выра­же­ния с уни­чи­жи­тель­ной оцен­кой: «сла­бые копии» или «жал­кие копии». Наблю­да­ют­ся сло­ва и выра­же­ния с гру­бы­ми оскорб­ле­ни­я­ми: Мил­ли­ард тупых жел­тых обе­зьян. …Китай­цы все­гда были в хво­сте у Циви­ли­за­ции; Эти узко­гла­зые воры лета­ют на кло­нах уста­рев­шей совет­ской тех­ни­ки. Они сами ниче­го не могут изоб­ре­сти; Китай идет по пути воров­ства тех­но­ло­гий и экс­тен­сив­но­го эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия… Китай дол­жен быть уни­что­жен; Ага! Молод­цы! Нап.з.дили тех­но­ло­гий по все­му миру и наха­ля­ву дела­ют сво­и­ми мерз­ки­ми жел­ты­ми руч­ка­ми!; Хоть и косо­гла­зые, но сооб­ра­зи­ли, в чем мор­ская мощь госу­дар­ства; Рос­сия как сырье­вой при­да­ток, тех­но­ло­гии вору­ют.

Такие сло­ва в ком­мен­та­ри­ях, как узко­гла­зые воры, воров­ство, мерз­кие жёл­тые руч­ки, косо­гла­зые голо­вы, воров­ская крас­ная сквер­на, самые извест­ные воры, отли­ча­ют­ся про­яв­ле­ни­ем гру­бо­го наци­о­на­лиз­ма. 

В неко­то­рых ком­мен­та­ри­ях авто­ры сами при­ду­мы­ва­ют «пути появ­ле­ния» тех­ни­че­ских нов­шеств в Китае: ...и лишь воро­ва­ли идеи у дру­гих. Да, корабль сде­лан в Нико­ла­е­ве более 20 лет т.н. И до сих пор китай­цы не смог­ли сами постро­ить нечто подоб­ное… китай­цы зави­сят от Рос­сии тех­ни­че­ски, хотя китай­цы и копи­ру­ют воен­ную тех­ни­ку у нас, но мно­гое так­же и заку­па­ют. Все, что есть хоро­шее в мире, при­ду­ма­ли рус­ские, потом это у них укра­ли евреи и про­да­ли китай­цам.

В этих ком­мен­та­ри­ях про­яв­ля­ет­ся уве­рен­ность рос­си­ян в сво­ем науч­ном пре­вос­ход­стве. Фан­та­зий­ная тема «тех­ни­че­ское раз­ви­тие» Китая рас­про­стра­ня­ет­ся через кон­цепт­ный ряд «учить­ся — заим­ство­вать — копи­ро­вать — воро­вать». Эти сло­ва отра­жа­ют раз­ные отно­ше­ния и эмо­ции ком­мен­та­то­ров к мно­го­ас­пект­но­му сотруд­ни­че­ству меж­ду Кита­ем и Рос­си­ей.

Конеч­но, истин­ные спе­ци­а­ли­сты, серьез­но изу­чав­шие отно­ше­ния меж­ду Кита­ем и Рос­си­ей, пред­став­ля­ют иное виде­ние тех­ни­че­ских отно­ше­ний меж­ду Кита­ем и Рос­си­ей, напри­мер, М. Л. Тита­рен­ко, кото­рый, по сло­вам А. В. Луки­на, в сво­их мно­го­чис­лен­ных ста­тьях «под­чер­ки­вал разум­ность и миро­лю­бие китай­ской поли­ти­ки, неза­ин­те­ре­со­ван­ность Китая в ослаб­ле­нии стра­те­ги­че­ской роли Рос­сии на Даль­нем Восто­ке. Он поло­жи­тель­но оце­ни­вал про­да­жи рос­сий­ско­го ору­жия Китаю, под­чер­ки­вая, что кро­ме эко­но­ми­че­ской выго­ды они дают воз­мож­ность вли­ять на воен­но-поли­ти­че­скую стра­те­гию Китая, под­дер­жи­вать с ним отно­ше­ния, близ­кие к союз­ни­че­ским» [Лукин 2007: 367]. 

«Китай­ская меди­ци­на». Ново­сти о при­ме­не­нии допин­га китай­ски­ми спортс­ме­на­ми вызва­ли дис­кус­сию о китай­ской меди­цине. С одной сто­ро­ны, ком­мен­та­то­ры высо­ко оце­ни­ва­ют про­дук­тив­ность китай­ской меди­ци­ны, при­зна­ют необыч­ную силу китай­ских лекарств, с дру­гой сто­ро­ны, они свя­зы­ва­ют китай­скую меди­ци­ну с созда­ни­ем допин­га, в резуль­та­те чего воз­ни­ка­ет нега­тив­ное мне­ние о Китае: Любо­му здра­во­мыс­ля­ще­му чело­ве­ку понят­но, что китай­цы нашли рецеп­ты, поз­во­ля­ю­щие обма­нуть допин­го­вый кон­троль; Китай­цы, видать, опять изоб­ре­ли какой-то услов­ный «порох». Пока дер­жат в тайне, но тай­ное ста­но­вит­ся явным, рано или позд­но; Китай­цы явно жуль­ни­ча­ют с меди­ци­ной. Рано или позд­но это рас­кро­ет­ся. Китай­цы в меди­цине уже ушли на десят­ки лет впе­ред, хрен ща кто у них допинг обна­ру­жит…; Есть поня­тия такие, как китай­ская меди­ци­на: тра­вы, игол­ки, гим­на­сти­ка. А у нас — Рус­ский дом с алко­го­лем по ночам (вра­чи реко­мен­ду­ют нака­нуне выступ­ле­ния спортс­ме­нам по 50 г конья­ка)… делай­те выво­ды; А насчет народ­ной китай­ской меди­ци­ны — это факт, люди века­ми изу­ча­ли сек­ре­ты при­ро­ды, так что грех не вос­поль­зо­вать­ся насле­ди­ем пред­ков.

В этой фан­та­зий­ной теме дей­ству­ют такие люди, как «фар­ма­ко­ло­ги, био­ло­ги, уче­ные», кото­рые весь­ма искус­но зани­ма­ют­ся про­из­вод­ством допин­га, что, конеч­но, не соот­вет­ству­ет реаль­но­сти, несмот­ря на уве­рен­ность, с кото­рой об этом пишут ком­мен­та­то­ры: Невоз­мож­но прид­ти из ниот­ку­да в 16 лет и сра­зу кру­шить напра­во и нале­во все миро­вые рекор­ды. Спорт боль­ших дости­же­ний дав­но стал гон­кой фар­ма­ко­ло­гов, увы:(; JWH пер­вый легаль­ный нар­ко­тик, кото­рый не опре­де­лял­ся на тот момент суще­ству­ю­щи­ми теста­ми, его при­ду­ма­ли китай­цы. Види­мо, китай­ские био­ло­ги, инже­не­ры не оста­лись без рабо­ты после запре­та дан­но­го вида нар­ко­ти­ка и при­ду­ма­ли новый, кото­рый так­же не выяв­ля­ет себя; Китай­цы явля­ют­ся лиде­ра­ми в спор­те пото­му, что очень мно­го уче­ных рабо­та­ет над пре­па­ра­та­ми, повы­ша­ю­щи­ми спор­тив­ные резуль­та­ты. Анти­до­пин­го­вый коми­тет здесь бес­си­лен, они не зна­ют, что имен­но и где искать;))) и пиво здесь ни при чем.

Как видим, фан­та­зи­ям авто­ров ком­мен­та­ри­ев нет пре­де­ла: безо вся­ких сомне­ний они при­пи­сы­ва­ют китай­ским био­ло­гам и хими­кам дей­ствия, не име­ю­щие ниче­го обще­го с реаль­ным поло­же­ни­ем вещей. Модаль­ность уве­рен­но­сти в истин­но­сти фан­та­сти­че­ских утвер­жде­ний бук­валь­но про­ни­зы­ва­ет подоб­ные выска­зы­ва­ния. 

«Китай­ские нека­че­ствен­ные това­ры». В нача­ле 90-х годов XX века из-за дефи­ци­та това­ров широ­ко­го потреб­ле­ния и сла­бо­го кон­тро­ля на китай­ско-рос­сий­ской гра­ни­це на тер­ри­то­рию Рос­сии было заве­зе­но мно­го това­ров низ­ко­го каче­ства. Это удо­вле­тво­ря­ло потреб­но­сти насе­ле­ния стра­ны в то вре­мя. Но вме­сте с тем и при­ве­ло к нега­тив­ным оцен­кам китай­ских това­ров, что встре­ча­ет­ся и в ком­мен­та­ри­ях: Китай зава­лил Рос­сию сво­и­ми това­ра­ми. Зай­ди­те в любой мага­зин — там уже ВСЁ прак­ти­че­ски китай­ское, вплоть до рус­ских мат­ре­шек; 5 лет назад купил рус­ский вело­си­пед. На эти­кет­ке напи­са­но «Мос­ков­ская область». Пора­до­вал­ся, как удоб­но пере­клю­ча­ют­ся ско­ро­сти, как едет. Каме­ры и шины ока­за­лись китай­ские. И все части и меха­низ­мы тоже; Назо­ви мне рус­ские дета­ли в быто­вой тех­ни­ке, хотя бы в ком­пе тво­ем; Недав­но купил рус­ский(!) вело­си­пед. Дет­ский. Ска­жу: китай­ский копи­паст ни в какое срав­не­ние не идет с нашей про­дук­ци­ей. Ощу­ще­ние такое, буд­то сколь­же­ния и тре­ния дета­лей в нем вооб­ще нет. Сталь то, что надо. Може­те мину­со­вать, но наша про­дук­ция луч­шая; Если ты купил по китай­ской цене, зна­чит рабо­чие полу­ча­ют китай­скую зар­пла­ту… вто­ро­го не дано… про­сто сей­час все захлеб­ну­лись китай­щи­ной. Про­ще тор­га­шам-биз­не­сме­нам пере­про­дать деше­вый china-про­дукт и сру­бить по быст­ро­му день­жат…; «Ранее сооб­ща­лось, что Китай стал­ки­ва­ет­ся с серьез­ны­ми слож­но­стя­ми в отра­бот­ке дей­ствий палуб­ной авиа­ции». Ну конеч­но, слож­но поса­дить пласт­мас­со­вый само­лет на палу­бу бумаж­но­го кораб­ли­ка. А теперь, по ходу, дога­да­лись сде­лать сам авиа­но­сец тоже из пласт­мас­сы, заод­но и пла­вать уве­рен­ней будет…

Из этих ком­мен­та­ри­ев вид­но, что китай­ские това­ры в целом счи­та­ют­ся това­ра­ми нека­че­ствен­ны­ми. Что­бы пре­одо­леть этот сте­рео­тип, сфор­ми­ро­вав­ший­ся мно­го лет назад, Китаю при­дет­ся при­ло­жить боль­шие уси­лия. 

«Чрез­мер­ные тре­ни­ров­ки спортс­ме­нов». Сооб­ще­ния об исполь­зо­ва­нии допин­га китай­ски­ми спортс­ме­на­ми вызы­ва­ет дис­кус­сии по про­бле­ме под­го­тов­ки спортс­ме­нов в Китае. В ком­мен­та­ри­ях на эту тему пра­ви­тель­ство ста­но­вит­ся тем дей­ству­ю­щим лицом, кото­рое застав­ля­ет спортс­ме­нов про­во­дить чрез­мер­ные тре­ни­ров­ки. Выдум­ки авто­ров поль­зо­ва­те­лей захо­дят дале­ко: Спортс­ме­ны не вино­ва­ты, они жерт­ва. Их застав­ля­ют; В резуль­та­те спортс­ме­ны ста­но­вят­ся инва­ли­да­ми. Поче­му китай­ские спортс­ме­ны после гром­ко­го успе­ха исче­за­ют — пото­му что выжа­ты как лимон и уже инвалиды…да у китай­цев выбо­ра нет, если медаль не полу­чат, рас­стрел на родине обес­пе­чен… 

Неко­то­рые счи­та­ют, что спортс­ме­ны тре­ни­ру­ют­ся исклю­чи­тель­но ради денег: Китай­цы очень упор­но тре­ни­ру­ют­ся, т. к. это их един­ствен­ный спо­соб зара­бо­тать денег и вый­ти из нище­ты.

Вме­сте с тем авто­ры в сво­их ком­мен­та­ри­ях при­зна­ют исклю­чи­тель­ное тру­до­лю­бие китай­цев.

Фан­та­зий­ные темы и фор­ми­ро­ва­ние обра­за Китая и китай­цев. Фан­та­зий­ные темы име­ют тен­ден­цию повто­рять­ся в интер­пре­та­ции раз­лич­ных собы­тий или в раз­лич­ных интер­пре­та­ци­ях одно­го и того же собы­тия, обра­зуя опре­де­лен­ные «фан­та­зий­ные типы» (тер­мин В. В. Смо­ле­нен­ко­вой) [2012: 61]. 

Под­во­дя ито­ги наше­го иссле­до­ва­ния, мож­но сде­лать вывод о мно­го­гран­но­сти обра­за Китая, в кото­ром спле­та­ют­ся и ста­рые сте­рео­ти­пы, и новые пред­став­ле­ния о Китае и его граж­да­нах. Это может быть и усто­яв­ший­ся тип, образ како­го-то кон­крет­но­го собы­тия, напри­мер, «Китай запу­стил пило­ти­ру­е­мый корабль с жен­щи­ной-кос­мо­нав­том» и «вели­кая стра­на, тру­до­лю­би­вый народ». 

Для созда­ния тако­го обра­за ком­мен­та­то­ры, какие бы кон­крет­ные собы­тия ни интер­пре­ти­ро­ва­лись, часто исполь­зу­ют сле­ду­ю­щие сло­ва и сло­во­со­че­та­ния с суще­стви­тель­ны­ми: труд, сла­жен­ность, тру­же­ник, лидер и поло­жи­тель­но-оце­ноч­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми ста­ра­тель­ный, целе­на­прав­лен­ный, тру­до­спо­соб­ный, тру­до­лю­би­вый, умный, талант­ли­вый, скру­пу­лез­ный, испол­ни­тель­ный, непри­тя­за­тель­ный. В соче­та­нии со сло­ва­ми стра­на, народ встре­ча­ют­ся при­ла­га­тель­ные супер­ла­ти­вы: вели­кий, могу­ще­ствен­ный или гла­го­лы тру­дить­ся, пахать. Поло­жи­тель­ная оцен­ка при опи­са­нии Китая пере­да­ет­ся в гла­голь­ных сло­во­со­че­та­ни­ях пре­одо­ле­вать труд­но­сти, дви­гать­ся по вос­хо­дя­щей, упор­но тре­ни­ро­вать­ся, гра­мот­ное науч­ное управ­ле­ние стра­ной, пра­виль­ная эко­но­ми­че­ская систе­ма. Эти сло­ва посто­ян­но повто­ря­ют­ся в опи­са­нии Китая и китай­цев и, сле­до­ва­тель­но, выра­жа­ют сте­рео­тип­ные пред­став­ле­ния рос­си­ян о китай­цах.

Соглас­но «сим­во­ли­ко-кон­вер­ген­ци­он­ной тео­рии», после того как фан­та­зий­ная тема была озву­че­на доста­точ­но боль­шое коли­че­ство раз, рито­ри­че­ско­го эффек­та мож­но добить­ся, уже не повто­ряя ее цели­ком, так как ауди­то­рия уже зна­ет опу­щен­ные дета­ли [Смо­ле­нен­ко­ва 2012: 61]. Напри­мер, когда ком­мен­та­тор пишет, что «китай­ские уже не пер­вый год побеж­да­ют. Молод­цы», не нуж­но опи­сы­вать подроб­но­сти успе­хов китай­цев в спор­тив­ных сорев­но­ва­ни­ях: спор­тив­ный образ Китая воз­ни­ка­ет у рито­ри­че­ско­го сооб­ще­ства авто­ма­ти­че­ски.

В интер­пре­та­ции раз­лич­ных собы­тий в про­цес­се фан­та­зий, свя­зан­ных с Кита­ем, часто повто­ря­ют­ся одни и те же нега­тив­ные сло­ва и выра­же­ния, в резуль­та­те объ­еди­не­ния этих фан­та­зий­ных тем обра­зу­ют­ся фан­та­зий­ные типы нега­тив­но­го обра­за. В этом участ­ву­ют сло­ва и сло­во­со­че­та­ния с нега­тив­ны­ми оцен­ка­ми: суще­стви­тель­ные вор, воров­ство, враг, геге­мон, дер­жи­мор­ды, кита­е­зы, китай­щи­на, копи­паст, пре­па­рат, ружье, тор­гаш, при­ла­га­тель­ные воров­ской, косо­гла­зый, крас­ный, не умный, подо­бо­страст­ный, сквер­ный, узко­гла­зый, гла­го­лы воро­вать, жуль­ни­чать, копи­ро­вать, наштам­по­вать, обма­нуть, оття­пать, украсть. Весь­ма актив­ны уни­чи­жи­тель­ные или даже гру­бые опре­де­ле­ния деше­вая раб­си­ла, жал­кие копии, зава­лить това­ра­ми, мерз­кие жёл­тые руч­ки, мил­ли­ард тупых жел­тых обе­зьян, мед­лен­ной пол­зу­чей эко­но­ми­че­ской и демо­гра­фи­че­ской экс­пан­си­ей, на хре­на, рас­ту­щая угро­за.

Ком­мен­та­то­ры, с одной сто­ро­ны, высо­ко оце­ни­ва­ют китай­ских руко­во­ди­те­лей, когда гово­рят о «гра­мот­ном науч­ном управ­ле­нии стра­ной», назы­ва­ют Китай стра­ной с пра­виль­ной эко­но­ми­че­ской систе­мой, с дру­гой сто­ро­ны, име­ну­ют руко­во­ди­те­лей стра­ны «дер­жи­мор­да­ми». Харак­те­ри­зуя китай­ские това­ры, под­чер­ки­ва­ют их низ­кое каче­ство.

В резуль­та­те объ­еди­не­ний фан­та­зий или фан­та­зий­ных тем при созда­нии интер­пре­та­ции дей­стви­тель­но­сти, обра­зу­ют­ся рито­ри­че­ские виде­ния. Про­ве­ден­ный ана­лиз пока­зал, что повто­ря­ю­щи­е­ся в рито­ри­че­ском сооб­ще­стве посе­ти­те­лей пор­та­ла Рам­блер фан­та­зий­ные темы обра­зу­ют сле­ду­ю­щие фан­та­зий­ные типы обра­за Китая:
1) Китай — вели­кая и древ­няя стра­на;
2) Китай — мно­го­люд­ная стра­на, близ­кий сосед, что созда­ет угро­зу без­опас­но­сти Рос­сии;
3) Китай — эко­но­ми­че­ски быст­ро раз­ви­ва­ю­ща­я­ся, но тех­ни­че­ски отста­ю­щая стра­на;
4) Китай — неде­мо­кра­ти­че­ская стра­на:

Об обра­зе китай­цев сви­де­тель­ству­ют сле­ду­ю­щие темы:
1) Китай­цы — тру­до­лю­би­вые, целе­устрем­лен­ные люди;
2) Китай­цы — деше­вая раб­си­ла;
3) Китай­цы уме­ют толь­ко копи­ро­вать, они воры;
4) Китай­цы — вра­ги.

Заклю­че­ние. Сло­жив­ши­е­ся фан­та­зий­ные типы при интер­пре­та­ции дей­стви­тель­но­сти о Китае вызы­ва­ют дове­рие у опре­де­лен­но­го рито­ри­че­ско­го сооб­ще­ства ком­мен­та­то­ров. «Подоб­ные <частот­но повто­ря­ю­щи­е­ся> фан­та­зий­ные типы ста­но­вят­ся сво­е­го рода сте­но­гра­фи­ей, семи­о­ти­че­ским наме­ком или спус­ко­вым крюч­ком, кото­рые акти­ви­зи­ру­ют в памя­ти ауди­то­рии всю дра­му без изло­же­ния всех сопут­ству­ю­щих обсто­я­тельств» [Смо­ле­нен­ко­ва 2012: 61].

Образ — это обоб­щен­ное пред­став­ле­ние, мне­ние, репу­та­ция или оцен­ка, сло­жив­ший­ся на осно­ве полу­чен­ной инфор­ма­ции. Образ стра­ны пред­став­ля­ет ее мощь, эко­но­ми­че­скую силу, богат­ство, уро­вень раз­ви­тия куль­ту­ры. Он явля­ет­ся сово­куп­ным пока­за­те­лем авто­ри­те­та госу­дар­ства в гла­зах пред­ста­ви­те­лей зару­беж­ной обще­ствен­но­сти и успеш­но­сти его поли­ти­ки, зна­чи­мо­сти куль­ту­ры с ее цен­но­стя­ми, тра­ди­ци­я­ми, нор­ма­ми. 

Сло­жив­ший­ся образ Китая у рус­ских ком­мен­та­то­ров интер­не­та в опре­де­лен­ной сте­пе­ни отра­жа­ет сооб­ра­же­ния совре­мен­ных жите­лей Рос­сии о Китае и китай­цах, хотя ого­во­рим­ся: послед­ние иссле­до­ва­ния пока­зы­ва­ют, что остав­лять ком­мен­та­рии в интер­не­те склон­на толь­ко опре­де­лен­ная, часто агрес­сив­но настро­ен­ная часть интер­нет-ауди­то­рии. При этом нега­тив­ные тек­сты на любые темы пишут­ся охот­нее, чем пози­тив­ные. Взве­шен­ные, осмот­ри­тель­ные люди менее склон­ны писать в бло­ги и фору­мы. 

Отме­тим, что полу­чен­ные выво­ды отра­жа­ют лишь пер­вич­ный резуль­тат иссле­до­ва­ния. Не пре­тен­дуя на пол­но­ту, мы счи­та­ем, что полу­чен­ные резуль­та­ты тем не менее иллю­стри­ру­ют неко­то­рые осо­бен­но­сти вос­при­я­тия Китая рос­си­я­на­ми и отра­жа­ют тен­ден­ции в осве­ще­нии совре­мен­ной китай­ской про­бле­ма­ти­ки одним из веду­щих медиа­пор­та­лов Рос­сии.

© Хуэй­цинь Чжан, 2014

1. Борманн Е. Г. Фантазия и риторические воображения: Риторическая критика социальной реальности // Современная западная риторика: Критические Методы и парадигмы / Пер. с англ. Чан Чанфу и Гу Баотун. Пекин, 1998.

2. Ван Ц., Чэнь Ц. Эхо издалека: русские писатели и китайская культура» исследовал особенности создания образа Китая в глазах русских литераторов. Иньчуань, 2002.

3. Исаченко В. И. Образ Китая и китайцев в русской ментальности второй половины XIX — начале XX вв. (Философско-религиоведческий анализ). Дис. … канд. филос. наук. Благовещенск, 2005. 

4. Китай глазами российских друзей / Гл. ред. М. Л. Титаренко. М., 2012.

5. Ли В., Дэн Ч. О фантазийно-тематических методах риторической критики // Литература эпохи (Академические теории). 2007. № 6.

6. Линь Ц. Возобновление Россией образа Китая и ее собственная ориентировка в Европе // Общественные науки за рубежом. 2010. № 2. С. 117–126.

7. Лукин А. В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII–XX веках. M., 2007.

8. Лю Ю. Имидж Китая в восприятии российского общества. URL: http://www.dissland.com/catalog/imidzh_kitaya_v_vospriyatii_rossiyskogo_obshchestva.html. Дата обращения 04.09.2014.

9. Образ Китая в российском сознании. 2008. URL: http://www.xreferat.ru/41/309-1-obraz-kitaya-v-rossiiyskom-soznanii.html. Дата обращения 04.09.2014.

10. Образ Китая в современной России. Некоторые проблемы китайской истории и современной политики КНР были рассмотрены в исследованиях российских и зарубежных ученых / Отв. ред. Н. Л. Мамаева. М., 2007.

11. Смолененкова В. В. Основы риторической критики. Учебное пособие для студентов гуманитарных специальностей. М., 2012. 

12. Сунь Ф., Чэнь Ц. Образ Китая в России. Пекин, 2010.

13. Чжоу Н. Китай в мире — исследование образа Китая за рубежом. Нанькин, 2007.

14. Чэнь Ц. Образ Китая в российском восприятии в XIX веке. О дебатах между С. M. Георгиевским и И. Толстым // Общественные науки за рубежом. 2010. № 7 (4). С. 88–94.

1. Bormann E. G. Fantacy and rhetorical vision: The rhetorical criticism of social reality [Fantazija i ritoricheskie voobrazhenija: Ritoricheskaja kritika social’noj real’nosti]. Contemporary Western Rhetoric: Critical Methods and Paradigms — Sovremennaja zapadnaja ritorika: Kriticheskie Metody i paradigmy / Chinese Translation Chang Changfu and Gu Baotong. Beijing, China, 1998.

2. Chen J. The image of China in Russian perception in the 19th century. From the debate between S. M. Georgievskiy and I. Tolstoy [Obraz Kitaja v rossijskom vosprijatii v XIX veke. O debatah mezhdu S. M. Georgievskim i I. Tolstym]. Social Sciences Abroad — Obshhestvennye nauki za rubezhom. 2010. № 7. P. 88–94.

3. Image of China in the Russian consciousness [Obraz Kitaja v rossijskom soznanii]. 2008. URL: http://www.xreferat.ru/41/309-1-obraz-kitaya-v-rossiiyskom-soznanii.html.

4. Isachenko V. I. The image of China and Chinese in Russian mentality in the second half of the XIX — early XX centuries (Philosophical-religious) [Obraz Kitaja i kitajcev v russkoj mental’nosti vtoroj poloviny XIX — nachale XX vv. (Filosofsko-religiovedcheskij analiz). Dis. … kand. filos. nauk.]. Blagoveshchensk, 2005.

5. Li W., Deng Z. On Fantasy theme analysis [O fantazijno-tematicheskih metodah ritoricheskoj kritik]. Times literature (Academic theories) — Literatura jepohi (Akademicheskie teorii). 2007. № 6.

6. Lin J. Russian reconstruction of the image of China and Russia’s position in Europe [Vozobnovlenie Rossiej obraza Kitaja i ee sobstvennaja orientirovka v Evrope]. Social Sciences Abroad — Obshhestvennye nauki za rubezhom. 2010. № 2. P. 117–126.

7. Liu Y. Image of Chian in the perception of Russian society [Imidzh Kitaja v vosprijatii rossijskogo obshhestva]. URL: http://www.dissland.com/catalog/imidzh_kitaya_v_vospriyatii_rossiyskogo_obshchestva.html

8. Lukin A. V. The bear is watching the dragon. Image of China in Russia in XVII-XX centuries [Medved’ nabljudaet za drakonom. Obraz Kitaja v Rossii v XVII‑XX vekah]. Moscow, 2007.

9. The image of China in modern Russia. Some problems of Chinese history and contemporary politics in Russian and foreign scientists’ studies [Obraz Kitaja v sovremennoj Rossii. Nekotorye problemy kitajskoj istorii i sovremennoj politiki KNR byli rassmotreny v issledovanijah rossijskih i zarubezhnyh uchenyh] / Ed. N. L Mamaeva. Moscow, 2007.

10. Smolenenkova V. V. Fundamentals of rhetorical criticism. A coursebook for students of humanitarian specialties [Osnovy ritoricheskoj kritiki. Uchebnoe posobie dlja studentov gumanitarnyh special’nostej]. Мoscow, 2012.

11. Sun F., Chen J. China’s image in Russia [Obraz Kitaja v Rossii]. Beijing, 2010.

12. China in eyes of Russian friends [Kitaj glazami rossijskih druzej] / Ed. M. L. Titarenko. Moscow, 2012.

13. Wang J., Chen J. Echo from afar: Russian writers and Chinese culture [Jeho izdaleka: russkie pisateli i kitajskaja kul’tura» issledoval osobennosti sozdanija obraza Kitaja v glazah russkih literatorov]. Yinchuan, 2002.

14. Zhou N. China’s Image in the West [Kitaj v mire — issledovanie obraza Kitaja za rubezhom]. Nanjing, 2007.