В статье анализируются тексты, освещающие в современном медийном дискурсе специальную военную операцию (СВО) Российской Федерации на территории Украины. Рассматривается вопрос о языковых стратегиях и тактиках, использующихся в медиатекстах, принадлежащих авторам, исповедующим разные идеологические позиции. Посредством лингвостилистического, функционально-грамматического и сравнительно-сопоставительного анализов делается вывод о том, что в текстах, с одной стороны, пророссийски настроенных, а с другой — либерально настроенных журналистов и блогеров в качестве языковых стратегий избираются разные методы аргументации. В результате исследования текстов, посвященных теме СВО, автор статьи приходит к выводу о преимущественно аргументированном характере речи пророссийских авторов и, наоборот, о преимущественно оценочном и гипотетическом, т. е. в целом эмоциональном типе речи в текстах либерально настроенных авторов. Утверждается, что основным методом аргументации пророссийских текстов является фактологический, тогда как основными методами аргументации в либеральных текстах служат оценочный, гипотетический либо предписательный. Специальное внимание уделяется вопросу о месте и роли аргументации в текстах, репрезентирующих новое знание. В связи с этим рассматривается проблема логико-познавательных действий, актуальных для обоснования истинности в научной коммуникации. На основе сопоставительного анализа логик аргументации в журналистской и научной коммуникации делается вывод об определенном сходстве коммуникативно-познавательных стратегий науки и качественной журналистики. Описание аргументативных действий, репрезентирующих позицию журналистов и блогеров, принадлежащих к либеральному крылу медиасферы, позволяет автору говорить о некачественном характере либеральной журналистики.
Arguments vs emotions: Argumentative models as a tool of ideological confrontation in the mass media
The article analyzes the texts covering the special military operation (SVO) of the Russian Federation on the territory of Ukraine in the modern media discourse. The question of language strategies and tactics used in media texts belonging to authors professing different ideological positions is considered. By means of linguistic-stylistic, functional-grammatical and comparative analyses, it is concluded that in the texts, on the one hand, pro-Russian-minded, and on the other — liberal-minded journalists and bloggers, different argumentation methods are chosen as language strategies. As a result of the study of texts devoted to the topic of SVO, the author of the article comes to the conclusion about the predominantly reasoned nature of the speech of pro-Russian authors and, conversely, about the predominantly evaluative and hypothetical, i. e., in general, the emotional type of speech in the texts of liberal-minded authors. It is argued that the main method of argumentation of “pro-Russian texts” is the factual method, whereas the main methods of argumentation in “liberal texts” are evaluative and hypothetical methods. Special attention is paid to the question of the place and role of argumentation in texts representing new knowledge. In this regard, the problem of logical and cognitive actions relevant to substantiating truth in scientific communication is considered. Based on a comparative analysis of the logic of argumentation in journalistic and scientific communication, a conclusion is made about the similarity of communicative and cognitive strategies of science and quality journalism. The description of argumentative actions representing the position of journalists and bloggers belonging to the liberal wing of the media sphere allows the author to speak about the low-quality nature of liberal journalism.
Данилевская Наталия Васильевна — д-р филол. наук, доц.;
danil6@mail.ru
Пермский государственный университет,
Российская Федерация, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15
Natalia V. Danilevskaya — Dr. Sci. in Philology, Associate Professor;
danil6@mail.ru
Perm State University,
15, ul. Bukireva, Perm, 614990, Russian Federation
Данилевская Н. В. (2023). Аргументы vs эмоции: аргументативные модели как инструмент идеологического противоборства в массмедиа. Медиалингвистика, 10 (2), 148–165.
URL: https://medialing.ru/argumenty-vs-ehmocii-argumentativnye-modeli-kak-instrument-ideologicheskogo-protivoborstva-v-massmedia/ (дата обращения: 13.12.2024)
Danilevskaya N. V. (2023). Arguments vs emotions: Argumentative models as a tool of ideological confrontation in the mass media. Media Linguistics, 10 (2), 148–165. (In Russian)
URL: https://medialing.ru/argumenty-vs-ehmocii-argumentativnye-modeli-kak-instrument-ideologicheskogo-protivoborstva-v-massmedia/ (accessed: 13.12.2024)
УДК 81’38
Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 20–412-590006 «Массовая речевая культура Пермского края: трансформация языковой, коммуникативной, этической нормы в XXI веке».
The study was supported by the Russian Foundation for Basic Research grant no. 20–412-590006 “Mass speech culture of the Perm region: transformation of linguistic, communicative, ethical norms in the 21st century”.
Постановка проблемы
В современной социальной коммуникации решающую роль играют медиа. Представленные разными техническими средствами, они плотно заполняют пространство межличностного, межгруппового и межгосударственного (можно говорить даже о планетарном масштабе) речевого взаимодействия.
«Массовая коммуникация — это один из видов общения. Общение же есть не столько процесс внешнего взаимодействия изолированных личностей, сколько способ внутренней организации и внутренней эволюции общества как целого, процесс, при помощи которого только и может осуществляться развитие общества — ибо это развитие предполагает постоянное динамическое взаимодействие общества и личности» [Приходько 2015: 25] (курсив наш. — Н. Д.).
Будучи посредником в отношениях между обществом и человеком, массовая коммуникация, прежде всего журналистика, формирует не только личностные мнения и настроения, а через них — настроение общества, но и систему ценностных ориентиров, т. е. непосредственным образом причастна к существующему в том или ином обществе типу идеологии или нескольким идеологическим типам, если, например, одновременно с государственной идеологией в обществе распространена идеология оппозиционная. В последнем случае в медийном дискурсе всегда представлена борьба мнений, столкновение идеологических позиций.
Формирование в сознании другого того или иного мнения — это процесс, безусловно, сложный, основанный на продуманной автором логической цепочке аргументов [Ивин 2017; Крымский 1989; Петров 1992; Тулупов 2020; Швырев 1988; Ракитов 2014]. Поэтому аргумент является основным инструментом журналиста, выступающего в роли медиума между личностью/обществом, с одной стороны, и государством/оппозицией — с другой. Не случайно Т. А. Зарубина считает, что «одно из основных условий успеха публицистического текста, его эффективности — основательность аргументации. Аргументы составляют основание для обобщений, выводов, рекомендаций» [Зарубина 2012: 152]. А значит, именно аргумент является стержнем структурно-содержательной организации текста социально воздействующей направленности, т. е. текста журналистского.
Как известно, аргумент — это суждение (система суждений), какой-либо факт, служащий для обоснования доказательства чего-либо. Синонимы этого понятия — довод, мотив, резон. Аргументация — приведение доводов, аргументов, подтверждающих правоту выдвинутого положения; доказательство, обоснование, совокупность аргументов в пользу чего-либо [Ивин 2002; Ивин 2017].
Еще Аристотель сформулировал принцип, требующий приведения для любого утверждения тех убедительных оснований, в силу которых это утверждение принимается и считается истинным. Применительно к журналистике аксиому Аристотеля целесообразно рассматривать как одно из существенных условий успеха журналистского текста, а также как главную задачу публицистики вообще.
Важно при этом подчеркнуть, что типы аргументов, согласно исследованиям в области риторики (например, [Михальская 2020]), могут быть разными — от собственно рациональных (фактологических, объективных) до иррациональных (эмоциональных, чувственных, субъективных). Именно автор речи выбирает из всего арсенала возможных аргументов те, которые кажутся ему наиболее предпочтительными для обоснования своих суждений и размышлений, а в целом — ради наиболее адекватного воплощения в слове собственного коммуникативного намерения.
Общеизвестно, что публицистика является специфической сферой человеческой деятельности, направленной на формирование общественного сознания. И в этом смысле публицистический текст, лишенный рациональной аргументации, оказывается, в сущности, близким к словоблудию, превращается в вербализованный выплеск авторской эмоции. Более того, без опоры на ration диалог журналиста (а также любого общественного деятеля) с обществом неизбежно будет нацелен на манипуляцию людьми с неустойчивой психикой или несформированными ценностными ориентирами. А. А. Тертычный подчеркивает, что качественная журналистика — это прежде всего аналитика, предполагающая «доказательную интерпретацию свершающихся в обществе событий, процессов, ситуаций. Иначе говоря, как и любым публичным деятелям, им (журналистам. — Н. Д.) необходимо владеть искусством аргументации (доказательного рассуждения), знать ее особенности и возможности» [Тертычный 2016: 46].
Сегодня в условиях обострившегося идеологического противостояния как в международных отношениях, так и внутри российского общества проблема доказательности выдвигаемых журналистами или политиками суждений приобретает особую значимость. Прежде всего это связано с основной задачей журналистики — формировать общественное мнение. Вброшенное в медиапространство журналистское высказывание о чем-либо, не подвергнутое объективной аргументации, но обильно снабженное личными эмоциями и субъективными ощущениями, способно сформировать в определенной части общества подобное же субъективно-эмоциональное отношение к предмету обсуждения, зачастую далекое от реальной действительности.
В ситуации обострения борьбы мнений процесс верификации суждений не просто важен, он становится ориентиром и инструментом репрезентации в слове (журналистском тексте) объективной ценности, т. е. доказательного, обоснованного, отражающего реальное положение дел суждения. Вместе с тем процесс верификации выражаемого знания (смысла, концепции, идеи, мнения о чем-либо) развертывается непосредственно в рамках динамики порождения журналистского текста.
В этом смысле журналистика чем-то близка научному творчеству, где процесс языкового воплощения в тексте нового знания основан на принципе достаточного основания и разумности информации [Ивин 2017]. Благодаря принципу обязательной аргументированности знания всякое речетворчество выступает как элемент общечеловеческой культуры, «как результат практического воплощения человека в мире» [Крымский 1989: 91]. И все-таки аргументация в журналистике не то же самое, что аргументация в науке, ибо журналист, как правило, выражает, кроме объективно существующего положения дел, и собственную позицию, поэтому «обычно принимает во внимание прежде всего то, что подтверждает эту позицию, ищет истину лишь в ее границах, а то, что с ней не согласуется, часто отбрасывает, как, якобы, ложное» [Тертычный 2016: 47].
Однако журналист не может игнорировать ст. 49 Закона о СМИ, согласно которой автор журналистского текста обязан «проверять достоверность сообщаемой им информации». Представляется, что это особенно важно в условиях современного идеологического противостояния планетарного масштаба.
В связи со сказанным возникают несколько вопросов. Насколько актуальным сегодня в медийном пространстве является закон о достоверности информации? Какое значение имеет в массмедиа «его величество» аргумент? Какие аргументы наиболее предпочтительны в идеологически противоположных журналистских дискурсах и почему? Ответы на эти вопросы требуют освещения некоторых аспектов теории аргументации, в том числе аргументации в журналистском творчестве.
История вопроса
Вопрос о типах и особенностях аргументации рассматривается в рамках разных научных направлений — философии и логики [Ивин 2002; Ивин 2017; Ракитов 2014; Рузавин 1997; Швырев 1988; и др.], психологии [Зимбардо 2011; Ильин 2012; и др.], а также лингвистики [Алексеев 1991; Стернин 1996; Белова 1997; Блох, Алёшина 2015; Олешко, Олешко 2019; и др.] и теории журналистики [Дускаева 2017; Зарубина 2012; Корконосенко 2017; Приходько 2015; Тертычный 2016; Шестерина, Кафтан 2021; и др.] и т. д.
По мнению А. А. Ивина, известного представителя теории аргументации, объяснение и понимание — это «универсальные операции мышления, взаимно дополняющие друг друга… Редкий процесс аргументации обходится без объяснения как сведéния незнакомого к знакомому. Без понимания языковых выражений аргументация вообще невозможна» [Ивин 2017: 275]. Операцию, с помощью которой осуществляется понимание, А. А. Ивин, вслед за Л. Витгенштейном, называет оправданием и считает, что «объяснение есть подведение под истину, оправдание — подведение под ценность. Объяснить — значит вывести из имеющихся общих истин, оправдать (и в результате понять) — значит вывести из принятых общих оценок» [Ивин 2017: 278].
Иными словами, аргументация в строгом, научном смысле реализуется в тексте посредством объяснения, целью которого и является достижение говорящим наиболее точного понимания адресатом сути излагаемого в тексте вопроса (факта, мнения, позиции и пр.). В текстах СМИ процесс объяснения осуществляется посредством разных аргументативных моделей.
Понятие «модель» отражает совокупность некоторых устойчивых черт, повторяющихся в каждой группе похожих (повторяющихся) коммуникативных ситуаций. Подобные типы моделей выступают в речевой практике в качестве примеров (ориентиров) построения тех или иных размышлений, рассуждений, описаний, объяснений разных ситуаций — научных, политических, виртуальных, бытовых и любых иных, которые возможны или могут/не могут быть в реальной жизни.
Согласно мнению А. А. Тертычного, понятие «модель аргументации» предполагает прежде всего определенную взаимосвязь таких составляющих, как: «1) характер обосновываемого главного тезиса (главной мысли произведения); 2) типы аргументов (оснований доказательства, доводов), используемых для подтверждения главного тезиса публикации; 3) совокупность методов аргументации (методов обоснования главной мысли выступления, т. е. методов демонстрации)» [Тертычный 2016: 49]. См. также [Дускаева 2017; Зарубина 2012; Лазутина 2011; Приходько 2015; и др.].
Вслед за другими исследователями ученый выделяет четыре основные модели аргументации: 1) фактологическую, направленную на установление журналистом реальности чего-либо; 2) оценочную, направленную на установление значимости чего-либо; 3) гипотетическую, направленную на установление возможности чеголибо; 4) предписательную, направленную на установление необходимости чего-либо [Тертычный 2016: 49]. В результате анализа разных медиатекстов ученым было установлено, что «потенциально максимальная достоверность основного тезиса может быть достигнута при использовании “фактологической” модели аргументации. Обоснованность главных тезисов в границах трех других моделей имеет вероятностный характер» [Тертычный 2016: 66].
По мнению А. И. Приходько, в современных СМИ наиболее частотны два типа аргументов — фактологические и ценностные. Ученый считает, что «фактологические аргументы представляют собой ссылки на научные и документальные факты. Научные факты — это научные эмпирические сведения, научные законы и принципы. Документальные факты — это сведения, полученные в ходе обыденного наблюдения действительности журналистом или другими людьми» [Приходько 2015: 29]. Ценностные же аргументы (в терминологии А. А. Тертычного — оценочные) «содержат ссылки на оценки и нормы (идеологические, политические, правовые, культурные, религиозные и др.), привлеченные в качестве обоснования тезиса» [Приходько 2015].
Размышляя над способами аргументации в публицистическом тексте, Т. А. Зарубина выделяет несколько типов собственно аргументации (аргументация на основе анализа отдельных ситуаций, обобщенных данных, конкретных данных) и несколько типов аналогии как самостоятельного вида аргументации; отдельное место исследователь отводит, кроме того, психологической характеристике поведения, ситуации, события и т. п. [Зарубина 2012].
Представляется, что система журналистской аргументации наиболее исчерпывающе представлена в концепции А. А. Тертычного, поэтому далее, рассматривая виды аргументов в анализируемых текстах, будем опираться на четыре модели аргументации, выделенные и описанные этим ученым.
Наиболее яркую картину репрезентации аргументативных моделей в текстах СМИ дает, по нашему мнению, современный политический дискурс, освещающий специальную военную операцию Российской Федерации на территории Украины. Причем презентабельность этого дискурса связана с остротой самой ситуации, сложившейся в настоящий момент в военно-политическом и экономическом взаимодействии России, Украины, Европы и Америки, т. е. непосредственно связана с разворачивающимися в настоящий момент событиями международной и внутрироссийской жизни.
Добавим несколько слов об истории изучения вопроса языковых механизмов воплощения в медиатекстах идеологического противостояния. Как отмечает Д. Н. Кравцов, данный вопрос находится в центре внимания лингвистов и журналистов уже давно, начиная с эпохи холодной войны [Кравцов 2018: 203]. Однако переход холодной фазы военно-политического противостояния двух мировых систем в горячую (февраль 2022 г.) всколыхнул эту тему и придал ей новое содержание. В сборнике, опубликованном по результатам прошедшей в 2022 г. в СанктПетербурге VI Международной научной конференции, представлен целый ряд исследований, посвященных анализу языкового выражения идеологического противоборства в текстах современных медиа. Особое внимание уделяется здесь изучению манипулятивного потенциала лексических, топонимических, фразеологических единиц [Байбатырова 2022; Бактыбек 2022; Дроздова 2022; Ершова, Литвин 2022], исследованию способов вербализации «фейковой» информации [Бебчук, Тулупов 2022; Борисова 2022], а также анализу формально-содержательной специфики самого феномена идеологического противостояния в текстах СМИ [Воскресенская 2022; Мамонова 2022; Шестерина 2020]. Очевидно, что сегодня вопросы идеологической борьбы не могут не вызывать научного интереса, тем более что при внимательном рассмотрении некоторые интернет-ресурсы оказываются цифровой площадкой для осуществления пропагандистской коммуникации, «основная цель которой — управление сознанием. Особые лексические и грамматические элементы способны влиять на изменение общественного мнения и подчинять его источнику манипулятивной пропаганды» [Байбатырова 2022: 124].
Описание методики исследования
Сегодня в коммуникативном пространстве российского социума, особенно в пространстве теле‑, радио- и интернет-ресурсов, широко представлено соперничество двух позиций: 1) ЗА решение правительства РФ о проведении специальной военной операции на Украине; 2) ПРОТИВ этой операции. Понятно, что представители названных позиций руководствуются разными, а именно противоположными языковыми стратегиями.
В процессе поиска ответов на поставленные в исследовании вопросы (см. выше) мы проанализировали 30 текстов, содержательно относящихся к разным идеологическим позициям, причем постарались соблюсти идеологический паритет: 15 текстов принадлежат авторам, не поддерживающим решение правительства РФ о начале военной операции, 15 текстов отражают поддержку решения правительства. Основное внимание было сосредоточено на материалах, размещенных в интернетресурсах, что объясняется, во-первых, представленностью здесь текстов, эксплицирующих идеологически разные позиции, во-вторых, отсутствием или опосредованной представленностью в других медийных источниках (радио, телевидение) оппозиционных точек зрения.
Важно подчеркнуть: тексты для анализа выбирались без учета их жанровой принадлежности, поскольку нас интересовала прежде всего ценностная позиция автора текста (ЗА или ПРОТИВ) и в связи с этим — языковые способы выражения этой позиции. Кроме того, при отборе текстов значимым для нас был содержательный критерий, включающий в себя четыре аспекта: 1) тексты должны быть посвящены теме специальной военной операции на Украине; 2) время публикации материалов в интернете не должно выходить за рамки первого полугодия развития рассматриваемого события (24 февраля — 24 августа 2022 г.); 3) каждый текст должен содержать размышления автора, а не ограничиваться только сообщением той или иной информации; 4) единицей анализа должен быть только целый текст, т. е. завершенный с точки зрения полноты воплощения авторского замысла.
В результате такого подхода в поле нашего внимания попали тексты разных жанров (аналитическая статья, новостное сообщение, запись-размышление в личном блоге на разных платформах (YouTube, VK, Facebook*, Яндекс, Дзен и др.), опубликованное в интернет-газете интервью, выступление в рамках политической телепередачи, размещенное в интернете видео) и разных типов — письменные и аудиовизуальные.
Представляется, что внимание именно к содержательному плану текстов, а также к другим указанным аспектам анализа позволяет считать выбранный нами материал релевантным для решения задачи, направленной на выявление типов аргументации, представленной в идеологически противоположных текстах интернет-пространства.
Анализ текстов осуществлялся на основе таких методов, как функциональностилистический (позволяет учесть необходимый объем экстралингвистических параметров при объяснении функционирующих в анализируемых текстах аргументативных моделей); лингвокогнитивный (способствует выявлению в ткани текста языковых и речевых единиц, выражающих авторскую интенцию); сравнительно-сопоставительный (направлен на определение сути идеологически разных аргументативных позиций), а также метод непосредственного наблюдения.
Примененные в исследовании методы наблюдения за практикой репрезентации в массмедиа текстов на тему специальной военной операции (далее — СВО) позволяют говорить о том, что в либеральном дискурсе (позиция ПРОТИВ СВО) и в патриотическом, или пророссийском (позиция ЗА СВО), актуальны разные модели аргументации. В текстах либеральной направленности активно функционируют оценочная и гипотетическая модели аргументации; в текстах же пророссийской журналистики предпочтительной оказывается фактологическая модель аргументации.
Анализ материала и результаты исследования
«Кто контролирует информационное пространство, — пишет С. С. Восканян, — тот контролирует государство» [Восканян 2021: 24]. Специфика идеологической составляющей текста проявляется на разных языковых уровнях — семантическом, лексическом, грамматическом, а также на уровне «лингвополитического моделирования событий и миропорядка в целом, преследующего цель формирования и насаждения ложной аксиологической картины мира» [Иванова, Чанышева 2019: 188]. Посредством лингвополитического моделирования событий автор текста осуществляет позитивное или негативное, по меткому выражению В. И. Конькова, «портретирование окружающего мира» [Коньков 2020: 89], посредством чего создает в сознании предполагаемого адресата нужную ему (автору) картину политического мира, или, иначе, формирует нужную идеологическую позицию.
Весьма популярными в последнее время медиаплощадками, на которых «активно осуществляется политическое манипулятивное воздействие, являются политические блоги и аккаунты политиков в социальных сетях» [Байбатырова 2022: 123]. Здесь зачастую разворачиваются самые настоящие битвы за умы и сердца, ибо в регламентируемых радио- и телевизионных программах нет такой возможности высказываться свободно во временнóм и содержательном отношениях. «Поскольку средством накопления, сохранения, передачи информации является язык, то понятно, почему именно он, представляющий собой информационную систему, становится не только средством, но и объектом информационного противостояния. Ведь при помощи языка решается задача по созданию в обществе, в каждом его представителе определенной картины мира, определенных смыслов как базы для дальнейшего, в том числе манипуляционного, воздействия. Язык — важнейший признак этноса, основной, наряду с менталитетом, способ существования общественного сознания, и потому в ходе информационной войны он становится одним из первых объектов атаки» [Бебчук, Тулупов 2022: 129].
В свете сказанного рассматриваемые нами медиатексты делятся на две противоположных группы: 1) медиатексты, авторы которых «портретируют» СВО как преступление, зло, неоправданную агрессию правительства РФ, а Украину — как ни в чем не повинную жертву этой агрессии; 2) медиатексты, авторы которых «портретируют» СВО иначе — как вынужденную военно-политическую операцию РФ, спровоцированную Украиной (правительством Украины) и западным сообществом, т. е. как попытку защитить Россию настоящую и будущую.
Для начала рассмотрим фрагменты1 двух статей, размещенных примерно в одно и то же время (начало СВО) в интернет-ресурсах:
Константин Кеворкян «Прекратите играть в игрушки, ваши жизни никто не вернет»2. К. Кеворкян — украинский журналист, писатель, публицист и общественный деятель. С 2014 г. — политический эмигрант, проживает в Севастополе.
Владимир Пастухов «Война без цели»3. В. Пастухов — политолог, публицист и юрист, старший научный сотрудник Университетского колледжа Лондона. Живет в Лондоне.
В первом абзаце своей статьи «Прекратите играть в игрушки, ваши жизни никто не вернет» К. Кеворкян пишет: Война — это вселенское зло, и не стоило доводить до нее дело. Толпами певшие «Украина — маты, мы за Бандеру будем воюваты», возможно, и не осознавали сути своих бесконечных флешмобов, смысла человеконенавистнических слов, не усматривали опасности в торжествующем национализме. Просто так было модно и безнаказанно. Но то, что могли не осознавать обычные люди, были обязаны понимать украинские политики и отлично понимают западные государства, которые Украину подстрекали к конфликту с Россией.
Содержательным ядром этого абзаца является мысль об опасности торжествующего в умах некоторых украинцев национализма, сознательно насаждаемого на Украине местными политиками и поддерживающими их западными государствами. Утверждение об опасности прославления Бандеры автор подтверждает объективным фактом — молодежь Украины действительно прославляла Бандеру в уличных шествиях и песнопениях, которые действительно проходили не без поддержки украинской власти и ее западных кураторов. Этот факт не подлежит сомнению, поскольку видеодоказательства подобных шествий и собраний на эту тему переполняют интернет-ресурсы и часто демонстрируются в новостных и политических телепередачах.
В последнем предложении рассматриваемого абзаца автор говорит о том, что западные государства прекрасно понимают свою ответственность за происходящее на Украине, в частности за эскалацию ненависти к России. Эту мысль, стремясь не быть голословным, автор подтверждает в следующем абзаце текста посредством цитаты из речи З. Бжезинского. «Я буду предельно откровенен в выражении своих мыслей по этому поводу. Украину необходимо поддержать, если она будет сопротивляться», — говорил известный Збигнев Бжезинский на конференции «Взаимная безопасность под вопросом?» в Центре Уилсона, состоявшейся 16 июня 2014 года: «Если крупные города, такие как Харьков или Киев, начнут сопротивляться и боевых действий в городских условиях будет не избежать, конфликт затянется и повлечет [для России] огромные расходы… Я считаю, что мы должны дать украинцам понять, что, если они готовы к сопротивлению, судя по их заявлениям и действиям, мы предоставим им противотанковые орудия, ручные противотанковые орудия, ручные ракеты — то есть оружие, которое можно использовать в условиях города».
Как видно, приводится не только цитата из реальной речи З. Бжезинского, но называется конкретное место и время этой речи. Очевидно, что читатель получает не только информацию о событии, но и его объяснение, а значит — оправдание: понимает информацию, воспринимает ее как ценность (см. выше мнение А. А. Ивина: [Ивин 2017: 275]). Несмотря на заметный объем субъективности и эмоциональности в изложении (см. выделенные единицы), мы имеем здесь дело с фактологической моделью аргументации.
Рассмотрим фрагмент второго текста на эту же тему.
На страницах своего блога в телеграм-канале В. Пастухов пишет: У Путинской войны нет никакой рациональной цели, и в этом ее главная особенность.
Далее, в этом же абзаце, автор через систему вопросов выстраивает аргументацию своему высказыванию об отсутствии рациональной цели «путинской войны»: Завоевать территорию страны, которую пропаганда называет братской? ОК, допустим, это получилось, хотя пока кажется, что добиться этого без нанесения удара по «братьям» ядерным оружием почти невозможно. Что дальше? Кормить «братский народ» и восстанавливать его экономику за свой счет, находясь под санкциями? Ну, удачи вам. Не кормить «братский народ» и держать в сорокамиллионной, одной из крупнейших стран Европы, постоянный карательный экспедиционный корпус, находясь под еще худшими санкциями? Еще большей удачи вам.
Как видно, аргументы носят исключительно оценочный, субъективно-эмоциональный характер, что подтверждается каскадом вопросительных предположений: 1) невозможность победы без нанесения ядерного удара по «братьям»; 2) неизбежность впоследствии «кормить братский народ», находясь под санкциями; 3) возможность «не кормить братский народ», но при этом содержать на территории Украины «постоянный карательный экспедиционный корпус», находясь под еще более тяжелыми санкциями. На эти вопросы автор дает свои, субъективного же характера ответы — «ОК, допустим», «Удачи вам», «Еще большей удачи вам». Важно отметить: ни на один из сформулированных вопросов автор не дал ответа, который зиждился бы на рациональном аргументе.
Кроме того, среди сформулированных автором предположений (в форме вопросов) нет ни одного, который был бы подтвержден фактами реальной действительности, все четыре предположения — результат личных размышлений автора. Основная и единственная модальность всего абзаца — субъективная. Читатель не находит здесь когнитивных условий для создания в своем восприятии ощущения завершенности объяснения и оправдания (по А. А. Ивину), т. е. не понимает информацию как объективно существующую. А причина в том, что изложение данного фрагмента выстраивается на основе оценочного и гипотетического типов аргументации.
Таким же образом выстраивается аргументация в текстах политолога Екатерины Шульман**, т. е. на основе оценочного и гипотетического типов аргументации.
Так, например, в интервью Ксении Собчак, опубликованном на страницах интернет-газеты «Новые известия» от 2 марта 2022 г.4, политолог следующим образом комментирует происходящие в стране события (представим текст в виде табл. 1 с синхронными комментариями типов аргументации).
Таблица 1. Типы аргументативных моделей в тексте политолога Е. Шульман**
№ высказывания | Фрагмент текста | Тип аргументативной модели | Лингвистический комментарий |
1 | Наверное, наша форма политического существования переменится довольно быстро. Я не знаю, как там Российская Федерация, на каких отрезках времени как будет выглядеть, называться, из чего состоять… | Гипотетическая | См. вводное слово наверное и предикат не знаю |
2 | Сейчас в погоне за более стабильной стабильностью мы пришли к тому, что наша прежняя государственность деформируется, изменяется у нас на глазах | Оценочная | Личное мнение-ощущение не подтверждается фактологией. Нет объяснения, почему и как меняется государственность |
3 | (1) Что тут посоветуешь, кроме как — опять перечитывать стоиков? (2) И, кстати говоря, беречь то, что у нас есть — от отношений с людьми до вещей | Оценочно- гипотетическая | (1) Оценочное суждение выражается как вопроспредположение; (2) оценочное суждение как один из возможных советов |
4 | (1) Особенно берегите оргтехнику вашу. (2) Зарядочки к телефонам, проводочки к телефонам не перегибайте, перевязывайте изолентой, опять же, если что — новых не будет; пульты — в целлофанчик, целлофановые пакетики тоже лучше собирать. (3) Хорошая вещь, целлофановый пакет, откуда его потом еще возьмешь? | Оценочно- гипотетическая | (1) Оценочное суждение выражается как совет; (2) оценочное суждение выражается как совет; |
5 | То есть — вот все такое. С другой стороны, это можно интерпретировать как экологичное осознанное потребление, которое даже в молодых поколениях популярно | Оценочно- гипотетическая | Оценочное суждение выражается как предположение |
6 | Годы демонстративного потребления, в общем, прошли | Оценочная | Нет обоснования, почему прошли годы демонстративного потребления |
7 | И при всей их обаятельности, конечно, потом это будет описываться, как belle époque — прекрасное, беззаботное и безнравственное предвоенное время; элемент безнравственности в этом был довольно значительный | Оценочно- гипотетическая | Категоричное утверждение, не подтвержденное обоснованием, почему будет и было именно так, а не иначе |
8 | (1) Успели пожить — тоже хорошо. (2) Опять же будет, чего вспомнить. (3) Сколько успели накопить — и морального капитала, и знаний, и навыков, столько с собой и возьмем в это новое существование. | Оценочная | Все три предложения — выражение личного мнения |
Как видно из представленного анализа, в тексте Е. Шульман** (которая, кстати, представляет в СМИ либеральную точку зрения) нет ни одного фактологического аргумента. По сути своей текст написан в жанре «размышления по поводу». Однако негативный эффект подобных текстов заключается в том, что посвящены они самому сложному и психологически неоднозначно воспринимаемому разными людьми событию современной истории России и российского общества. Озвучивая мысли по поводу таких болезненных для социума событий, каждому публичному деятелю хорошо бы не забывать об ответственности перед обществом, которая, как представляется, может быть достигнута только при условии опоры в размышлениях на реальную действительность, т. е. при условии построения размышлений не только на основе оценочных или гипотетических способов аргументации, но прежде всего на основе фактологической аргументации.
Сравним еще два фрагмента из текстов авторов, чьи позиции по отношению к СВО противоположны.
1. Пророссийская позиция (позиция ЗА).
Интервью известного политолога и публициста С. А. Михеева, данное газете «Моя семья.ру». Текст интервью был опубликован на страницах электронной газеты 28 февраля 2022 под заголовком «Если весь мир идет к гибели, спросим себя: а нам это надо?»5. Интервьюировала политолога Нина Милованова.
Журналист задает вопрос: Запад периодически назначает войну с точностью до дня и даже до часа. Хотя на самом деле война идет, и уже давно. Скажите, пожалуйста, Сергей Александрович, кто против нас воюет?
Политолог дает следующий ответ (в табл. 2 представлены ответы с параллельным анализом типов аргументативных моделей).
Таблица 2. Типы аргументативных моделей в тексте политолога С. Михеева
№ высказывания | Фрагмент текста (с нумерацией смысловых компонентов) | Тип аргументативной модели | Лингвистический комментарий |
1 | (1) Запад конкурирует с Россией много веков. Для него наличие любого соперника является проблемой. (2) Сегодня это мы, а завтра будет кто-нибудь еще. (3) Если говорить о Европе, то она всегда воспринимала как угрозу само наличие на востоке крупной и сильной страны. (4) Поэтому они уже много веков хотят поставить русское государство под контроль. Вот, собственно, и все | (1) Фактологическая (исторический факт) (2) Фактологическая с элементом предписательности (3) Фактологическая (исторический факт) (4) Фактологическая (исторический факт) экспланативного (объясняющего) типа | Высказывания констатирующего типа См. противопоставление в сложном предложении сегодня… а завтра См. лексему поэтому |
2 | (1) Был короткий период в девяностые годы, когда Россия не представляла собой военную угрозу, и тогда Запад использовал нас как территорию для разграбления. (2) Отчасти они и сейчас продолжают это делать. (3) Однако мы заявили о своих правах, и тогда европейцы снова пере- шли в фазу войны. (4) Это цивилизационное противостояние, которое длится много веков. И, в принципе, ничего нового не происходит. (5) А Украина традиционно является способом давления на Россию. Она позволяет расколоть изнутри русский, восточнославянский, православный мир. (6) Вконце концов вспомните Мазепу, Петра Первого и так далее | (1) Фактологическая (исторический факт) (2) Фактологическая (констатация реальной ситуации) (3) Фактологическая (исторический факт) (4) Фактологическая (констатация реальной ситуации) с элементом оценочности (5) Фактологическая (констатация реальной ситуации) экспланативного (объясняющего) типа (6) Фактологическая (исторический факт) с элементом оценочности | См. единицы с контатирующей семантикой был период в девяностые годы, Россия, Запад См. лексему сейчас См. словоформу в принципе См. указание причины Она позволяет расколоть изнутри См. вводное сочетание в конце концов |
Материал свидетельствует, что рассмотренный фрагмент выстроен на основе преимущественно фактологической аргументации, а иные типы аргументации — оценочный и предписательный — применяются лишь как вспомогательные, усиливая при этом экспрессивность высказывания в целом.
2. Либеральная позиция (позиция ПРОТИВ).
Подборка высказываний известного петербургского журналиста А. Невзорова** под заголовком «Невзоров** о войне с Украиной — что говорил в первые дни и что сегодня. Навсегда уехал из России?»6. Подборку подготовил В. Малиновский (07.04.2022). Для анализа выбрано первое из подборки высказывание, относящееся к началу проведения СВО.
Представим реплики в табл. 3 с параллельным анализом аргументов.
Таблица 3. Типы аргументативных моделей в тексте журналиста А. Невзорова**
№ высказывания | Фрагмент текста (с нумерацией смысловых компонентов) | Тип аргументативной модели | Лингвистический комментарий |
1 | (1) Спокойствие. Сейчас главное — не верить никому и ничему, понимать, что 65–80 % сообщений — чистые фейки. Никакой точной информации нет ни у кого. (2) И в таких случаях не бывает | (1) Оценочная (2) Предписательная | См. сочетание самое главное; инфинитивная конструкция с предикатами не верить, понимать. Высказывается как необходимость из предшествующего контекста |
2 | (1) Понятно, что «триумфального марша» нет и что история грязная и долгая. (2) Кстати, смертельная для режима | (1) Оценочная (2) Оценочно- предписательная | См. выделенные оценочные лексемы См. выделенные оценочные лексемы |
3 | (1) Обывательское сознание долго гипнотизировали немыслимыми возможностями современной военной техники. (2) Опять видим доказательства, что все фигня | (1) Оценочная (2) Оценочно- предписательная | См. выделенные оценочные лексемы См. лексему фигня |
4 | (1) Мажут, связь в Украине подавить не смогли даже над двумя деревнями. (2) А где подавили — так вместе со своей собственной | (1) Оценочно- фактологическая (2) Оценочно- фактологическая | См. оценочное значение в единицах мажут, даже См. эмоциональносмысловую функцию тире |
5 | Понятно, что подсчет трупов этой ночи уверенно выиграют гражданские лица, потому как все летит немножечко «не туда» | Оценочная | См. лексемы с оценочной семантикой |
6 | (1) общем, особых причин для ажиотажа нет. Война как война. (2) По первым же ее чертам понятно, что затяжная, бесславная для агрессора и такая же тупая, хаотичная и бессвязная, как все войны. (3) Россия в ней гарантированно завязнет. Украина будет отращивать венец всемирной мученицы | (1) Оценочно-предписательная (2) Оценочно-гипотетическая (3) Оценочно-предписательная | См. выделенные единицы См. выделенные единицы См. выделенные единицы с оценочно-предписательной семантикой |
Как видно, аргументативный рисунок данного контекста в первую очередь оценочный с периодическими вкраплениями фактологической и предписательной моделей аргументации.
Примерно таким же образом выстраивается логика аргументации во всех рассмотренных нами текстах: в основном фактологическая модель представлена в текстах ЗА и преимущественно оценочная модель — в текстах ПРОТИВ.
Проанализированные нами тексты (в количестве 30 единиц, по 15 от противоположно настроенных авторов) свидетельствуют о том, что речевое воплощение темы СВО в текстах пророссийски настроенных политиков и блогеров в большинстве случаев осуществляется на основе фактологического типа аргументации, учитывающего принцип достаточного основания и разумности информации; в текстах же либерально настроенных политиков и блогеров аргументация выстраивается, как правило, посредством оценочного и отчасти других — гипотетического и предписательного — типов аргументации.
Выводы
Анализ отдельных публикаций в аспекте особенностей реализуемой в них аргументации показал, что публичный диалог (через интернет-пространство) на тему СВО часто становится инструментом пропагандистской коммуникации, основная цель которой — повлиять на изменение общественного мнения, подчинить его транслируемой в тексте определенной ценностной установке. Решению этой задачи способствуют, как оказалось, специально выбираемые авторами способы аргументации или приемы манипулятивной пропаганды.
Так, в текстах, авторы которых поддерживают специальную военную операцию РФ, функционирует преимущественно фактологический тип аргументации, в текстах же противоположно настроенных авторов активно «работают» оценочный и гипотетический типы аргументации. Вообще, можно говорить о том, что в рамках политического контекста, особенно посвященного злободневным задачам пропаганды и формирования социальной картины мира, тип аргумента, избираемый автором речи, становится орудием идеологической борьбы.
Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить о том, что тексты проправительственно ориентированных авторов создаются преимущественно на основе принципа доказательности и этим близки научному изложению, где аргумент/доказательство — это ядро изложения. Ориентация автора медийной речи на научный — фактологически аргументированный — тип изложения является условием качественной журналистики.
1 Уточним: анализ полных текстов нашего материала не представляется возможным в силу ограниченности допустимого объема настоящей статьи. Тем не менее мы ответственно констати-руем, что анализируемые фрагменты полностью соответствуют содержанию целых текстов (из ко-торых изъяты фрагменты), их аргументативной структуре и ее языковому решению. Все сказанное может быть подтверждено при личном обращении читателя к практическому материалу. ↑
2 Кеворкян, К. (2022). Прекратите играть в игрушки, ваши жизни никто не вернет. Украина.ру. Электронный ресурс https://ukraina.ru/opinion/20220302/1033419896.html. ↑
3 Пастухов, В. (2022). Война без цели. Электронный ресурс https://t.me/v_pastukhov/21. ↑
4 Екатерина Шульман**: Потом это назовут belle époque — беззаботным предвоенным временем (2022). Новые известия. Электронный ресурс https://newizv.ru/news/2022–03-02/ekaterina-shul-man-potom-eto-nazovut-belle-poque-bezzabotnym-predvoennym-vremenem-344856?ysclid=ldx5ldh ml8459430310. ↑
5 Сергей Михеев: Если весь мир идет к гибели, спросим себя: а нам это надо? (2022). Моя семья. Электронный ресурс http://www.moya-semya.ru/index.php?option=com_content&view=article& id=17734:2022–02-28–10-50–21&catid=94:2011–06-23–06-47–08&Itemid=172. ↑
6 Невзоров**, А.Г. (2022). Невзоров* о войне с Украиной — что говорил в первые дни и что сегодня. Навсегда уехал из России? Telegraf.plus. Электронный ресурс https://telegraf.plus/interesno/nevzorov-o-vojne-s-ukrainoj-chto-govoril-v-pervye-dni-i-chto-segodnya-navsegda-uehal-iz-rossii/. ↑
* Meta признана на территории РФ экстремистской организацией.
** Признан(а) на территории РФ СМИ — иностранным агентом.
Алексеев, А. П. (1991). Аргументация. Познание. Общение. Москва: Изд-во МГУ.
Байбатырова, Н. М. (2022). Манипулятивная направленность политических текстов как инструмент идеологического противоборства. В Медиалингвистика. Вып. 9. Язык в координатах массмедиа: мат-лы VI Междунар. науч. конференции (Санкт-Петербург, 30 июня — 2 июля 2022 г.) (с. 121–125). Санкт-Петербург: Медиапапир.
Бактыбек, Ш. (2022). Интерпретация топонимических процессов в медиа на фоне глобальных тенденций лингвополитики СНГ. В Медиалингвистика. Вып. 9. Язык в координатах массмедиа: мат-лы VI Междунар. науч. конференции (Санкт-Петербург, 30 июня — 2 июля 2022 г.) (с. 125– 129). Санкт-Петербург: Медиапапир.
Бебчук, Е. М., Тулупов, В. В. (2022). Язык информационной войны. В Медиалингвистика. Вып. 9. Язык в координатах массмедиа: мат-лы VI Междунар. науч. конференции (Санкт-Петербург, 30 июня — 2 июля 2022 г.) (с. 129–132). Санкт-Петербург: Медиапапир.
Белова, А. Д. (1997). Лингвистические аспекты аргументации. Киев: Астрея.
Блох, М. Я., Алёшина, Е. Ю. (2015). Дискурсивное выражение стратегии устрашения в политическом тексте конфликтной ситуации (на материале английского языка). Политическая лингвистика, 2 (52), 75–79.
Борисова, Е. Г. (2022). Задание меры эффективности воздействия. В Медиалингвистика. Вып. 9. Язык в координатах массмедиа: мат-лы VI Междунар. науч. конференции (Санкт-Петербург, 30 июня — 2 июля 2022 г.) (с. 132–135). Санкт-Петербург: Медиапапир.
Восканян, С. С. (2021). Идеология в информационном обществе: анахронизм или прежняя необходимость? Теория и практика общественного развития, 3 (157), 20–24.
Воскресенская, М. А. (2022). Допустимое и неприемлемое в профессиональной идеологии журналистики. В Медиалингвистика. Вып. 9. Язык в координатах массмедиа: мат-лы VI Междунар. науч. конференции (Санкт-Петербург, 30 июня — 2 июля 2022 г.) (с. 135–140). Санкт-Петербург: Медиапапир.
Дроздова, А. В. (2022). «Счастье не за горами»: дискурсивные новации в «языке освобождения Донбасса». В Медиалингвистика. Вып. 9. Язык в координатах массмедиа: мат-лы VI Междунар. науч. конференции (Санкт-Петербург, 30 июня — 2 июля 2022 г.) (с. 144–148). Санкт-Петербург: Медиапапир.
Дускаева, Л. Р. (2017). Современный русский язык. Языковые техники создания медиатекстов. Москва: Флинта.
Ершова, А. А., Литвин, А. С. (2022). Парономазия как средство идеологической манипуляции: лингвистический и юридический аспект. В Медиалингвистика. Вып. 9. Язык в координатах массмедиа: мат-лы VI Междунар. науч. конференции (Санкт-Петербург, 30 июня — 2 июля 2022 г.) (с. 148–153). Санкт-Петербург: Медиапапир.
Зарубина, Т. А. (2012). Способы аргументации в публицистическом тексте. Вопросы теории и практики журналистики, 2, 152–155.
Зимбардо, Ф. (2011). Социальное влияние. Санкт-Петербург: Питер.
Иванова, С. В., Чанышева, З. З. (2018). Идеологическая составляющая содержания как объект лингвистической экспертизы политического текста. Политическая лингвистика, 1, 180–190.
Ивин, А. А. (2002). Логика для журналистов. Москва: Аспект Пресс.
Ивин, А. А. (2017). Аргументация в процессах коммуникации. Pro et contra. Москва: Проспект.
Ильин, Е. П. (2012). Психология общения и межличностных отношений. Санкт-Петербург: Питер.
Коньков, В. И. (2020). Грамматика портретирования окружающего мира в массмедиа. В Л. Р. Дускаева (Ред.), Грамматика речевых действий в медиалингвистике (с. 88–145). Москва: Флинта.
Корконосенко, С. Г. (2017). Похвальное слово профессиональной идеологии журналистики. Век информации, 1, 11–21.
Кравцов, Д. Н. (2018). Информационно-психологические войны: середина ΧΧ — начало XXI века: манипуляция массами в условиях идеологического противоборствa. В Современные проблемы развития научной мысли в общественных и экономических науках (юридические, социально-политические и философские науки) (с. 202–208). Москва: АТиСО.
Крымский, С. Б. (1989). Типы и принципы рациональности. В П. Ф. Йолон, С. Б. Крымский, Б. А. Параховский (Ред.), Рациональность в науке и культуре. Киев: Наукова думка.
Лазутина, Г. В. (2011). Жанры журналистского творчества. Москва: Аспект Пресс.
Мамонова, Н. В. (2022). Перекодировка интерпретаций событийных цепочек в медиадискурсе. В Медиалингвистика. Вып. 9. Язык в координатах массмедиа: мат-лы VI Междунар. науч. конференции (Санкт-Петербург, 30 июня — 2 июля 2022 г.) (с. 170–174). Санкт-Петербург: Медиапапир.
Михальская, А. К. (2020). Литературное мастерство. Creative writing. Москва: Инфра-М.
Олешко, В. Ф., Олешко, Е. В. (2019). Коммуникативно-культурная память: идентификационные ресурсы современных массмедиа. В Гуманитарный вектор, 14 (5), 77–86.
Петров, М. К. (1992). Социально-культурные основания развития современной науки. Москва: Наука.
Приходько, А. И. (2015). Специфические черты аргументации в медиа. Научные ведомости Белгородского государственного университета, 18 (215), 25–30.
Ракитов, А. И. (2014). Принципы научного мышления. Москва: Директ-Медиа.
Рузавин, Г. И. (1997). Методологические проблемы аргументации. Москва: ИФ РАН.
Стернин, И. А. (1996). Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры. Электронный ресурс https://iling-ran.ru/library/psylingva/sborniki/Book1996/Part2-2.htm.
Тертычный, А. А. (2016). Модели аргументации в современных медиатекстах. Вестник Московского университета, 6, 46–69.
Тулупов, В. В. (2020). Основы моделирования в журналистике. Воронеж: Кварта.
Швырев, В. С. (1988). Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. Москва: Наука.
Шестерина, А. М. (2020). Особенности конфликтного взаимодействия в медиасфере. Вестник ВГУ, 4, 347–352.
Шестерина, А. М., Кафтан, В. В. (2021). Коммуникация в условиях трансформации современного российского общества. Москва: КноРус.
Alekseev, А. P. (1991). Argumentation. Cognition. Communication. Mosсow: МGU Publ. (In Russian)
Baibatyrova, N. M. (2022). Manipulative orientation of political texts as an instrument of ideological confrontation. In Medialingvistika. Vyp. 9. Iazyk v koordinatakh massmedia: mat-ly VI Mezhdunar. nauch. konferentsii (Sankt-Peterburg, 30 iiunia — 2 iiulia 2022 g.) (pp. 121–125). St. Petersburg: Mediapapir Publ. (In Russian)
Baktybek, Sh. (2022). Interpretation of toponymic processes in the media against the background of global trends in the linguistic policy of the CIS. In Medialingvistika. Vyp. 9. Iazyk v koordinatakh massmedia: mat-ly VI Mezhdunar. nauch. konferentsii (Sankt-Peterburg, 30 iiunia — 2 iiulia 2022 g.) (pp. 125–129). St. Petersburg: Mediapapir Publ. (In Russian)
Bebchuk, E. M., Tulupov, V. V. (2020). The language of the information war. In Medialingvistika. Vyp. 9. Iazyk v koordinatakh massmedia: mat-ly VI Mezhdunar. nauch. konferentsii (Sankt-Peterburg, 30 iiunia — 2 iiulia 2022 g.) (pp. 129–132). St. Petersburg: Mediapapir Publ. (In Russian)
Belova, A. D. (1997). Linguistic aspects of argumentation. Kyiv: Astreia Publ. (In Russian)
Blokh, M. Ia., Aleshina, E. Iu. (2015). The discursive expression of the strategy of intimidation in the political text of a conflict situation (based on the material of the English language). Politicheskaia lingvistika, 2 (52), 75–79. (In Russian)
Borisova, E. G. (2022). Defining a Measure of Impact Effectiveness. In Medialingvistika. Vyp. 9. Iazyk v koordinatakh massmedia: mat-ly VI Mezhdunar. nauch. konferentsii (Sankt-Peterburg, 30 iiunia — 2 iiulia 2022 g.) (pp. 132–135). St. Petersburg: Mediapapir Publ. (In Russian)
Drozdova, A. V. (2022). “Happiness is just around the corner”: discursive innovations in the “language of liberation of Donbass”. In Medialingvistika. Vyp. 9. Iazyk v koordinatakh massmedia: mat-ly VI Mezhdunar. nauch. konferentsii (Sankt-Peterburg, 30 iiunia — 2 iiulia 2022 g.) (pp. 144–148). St. Petersburg: Mediapapir Publ. (In Russian)
Duskaeva, L. R. (2017). Modern Russian language. Language techniques for creating media texts. Moscow: Flinta Publ. (In Russian)
Ershova, A. A., Litvin, A. S. (2022). Paronomasia as a means of ideological manipulation: a linguistic and legal aspect. In Medialingvistika. Vyp. 9. Iazyk v koordinatakh massmedia: mat-ly VI Mezhdunar. nauch. konferentsii (Sankt-Peterburg, 30 iiunia — 2 iiulia 2022 g.) (pp. 148–153). St. Petersburg: Mediapapir Publ. (In Russian)
Il’in, E. P. (2012). Psychology of communication and interpersonal relationships. St. Petersburg: Piter Publ. (In Russian)
Ivanova, S. V., Chanysheva, Z. Z. (2018). The ideological component of the content as an object of linguistic expertise of a political text. Politicheskaia lingvistika, 1, 180–190. (In Russian)
Ivin, A. A. (2002). Logic for journalists. Moscow: Aspekt Press Publ. (In Russian)
Ivin, A. A. (2017). Argumentation in communication processes. Pro et contra. Moscow: Prospekt Publ. (In Russian)
Kon’kov, V. I. (2020). Grammar of portraying the surrounding world in the mass media. In L. R. Duskaeva (Ed.), Grammatika rechevykh deistvii v medialingvistike (pp. 88–145). Moscow: Flinta Publ. (In Russian)
Коrkonosenko, S. G. (2017). Praise for the Professional Ideology of Journalism. Vek informatsii, 1, 11–21. (In Russian)
Kravtsov, D. N. (2018). Information and psychological wars: the middle of the XX century — the beginning of the XXI century: manipulation of the masses in the conditions of ideological confrontation. In Sovremennye problemy razvitiia nauchnoi mysli v obshchestvennykh i ekonomicheskikh naukakh (iuridicheskie, sotsial’no-politicheskie i filosofskie nauki) (pp. 202–208). Moscow: ATiSO Publ. (In Russian)
Krymskii, S. B. (1989). Types and principles of rationality. In P. F. Iolon, S. B. Krymskii, B. A. Parakhovskii (Eds), Ratsional’nost’ v nauke i kul’ture. Kiev: Naukova dumka Publ. (In Russian)
Lazutina, G. V. (2011). Genres of journalistic creativity. Moscow: Aspekt Press Publ. (In Russian) Mamonova, N. V. (2022). Recoding interpretations of event chains in media discourse. In Medialingvistika. Vyp. 9. Iazyk v koordinatakh massmedia: mat-ly VI Mezhdunar. nauch. konferentsii (Sankt-Peterburg, 30 iiunia — 2 iiulia 2022 g.) (pp. 170–174). St. Petersburg: Mediapapir Publ. (In Russian)
Mikhal’skaia, A. K. (2020). Literary skill. Creative writing. Moscow: Infra-M Publ. (In Russian)
Petrov, М. К. (1992). Socio-cultural foundations for the development of modern science. Моscow: Nauka Publ. (In Russian)
Prikhod’ko, A. I. (2015). Specific features of argumentation in the media. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta, 18 (215), 25–30. (In Russian)
Rakitov, A. I. (2014). Principles of scientific thinking. Moscow: Direkt-Media Publ. (In Russian)
Ruzavin, G. I. (1997). Methodological problems of argumentation. Моscow: IP RAS Press. (In Russian)
Shesterina, A. M. (2020). Features of conflict interaction in the media sphere. Vestnik VGU, 4, 347–352. (In Russian)
Shesterina, A. M., Kaftan, V. V. (2021). Communication in the conditions of transformation of modern Russian society. Moscow: KnoRus Publ. (In Russian)
Shvyrev, V. S. (1988). Analysis of scientific knowledge: main directions, forms, problems. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)
Sternin, I. A. (1996). Communicative behavior in the structure of national culture. Retrieved from https://iling-ran.ru/library/psylingva/sborniki/Book1996/Part2-2.htm. (In Russian)
Tertychnyi, A. A. (2016). Argumentation models in modern media texts. Vestnik Moskovskogo universiteta, 6, 46–69. (In Russian)
Tulupov, V. V. (2020). Fundamentals of Modeling in Journalism. Voronezh: Kvarta Publ. (In Russian)
Voskanian, S. S. (2021). Ideology in the information society: anachronism or former necessity? Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia, 3 (157), 20–24. (In Russian)
Voskresenskaia, M. A. (2022). Permissible and unacceptable in the professional ideology of journalism. In Medialingvistika. Vyp. 9. Iazyk v koordinatakh massmedia: mat-ly VI Mezhdunar. nauch. konferentsii (Sankt-Peterburg, 30 iiunia — 2 iiulia 2022 g.) (pp. 135–140). St. Petersburg: Mediapapir Publ. (In Russian)
Zarubina, T. A. (2012). Ways of argumentation in a journalistic text. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki, 2, 152–155. (In Russian)
Zimbardo, F. (2011). Social impact. St. Petersburg: Piter Publ. (In Russian)
Статья поступила в редакцию 7 сентября 2022 г.;
рекомендована к печати 12 марта 2023 г.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2023
Received: September 7, 2022
Accepted: March 13, 2023