Статья посвящена стилистическим особенностям театральной рецензии, отражающим специфику современного арт-сознания. Цель статьи — кратко раскрыть феномен арт-сознания эпохи, обосновать его специфику как фактора, влияющего на стилистику современной театральной рецензии, и проследить отражение этого явления в материалах российских СМИ. В статье освещается комплекс вопросов, связанных с функционированием жанра рецензии и с основными тенденциями в языке театральной критики. Тема статьи представляет большой интерес в связи с актуальностью проблемы взаимодействия языка массмедиа и современной культуры. В статье анализируются речевые средства, отражающие и формирующие определенное восприятие искусства. Рассматриваются факторы, влияющие на эстетику рецензии, и языковые средства, служащие для выражения эстетической оценки, также затрагивается тема влияния постмодернизма на язык материалов о современном искусстве. Для анализа используются театральные рецензии, опубликованные в российских СМИ, преимущественно в изданиях, освещающих широкий спектр тем (в печатных и в интернет-версиях современных российских федеральных газет), а также в тематических изданиях, посвященных досугу и культуре, и в специализированных изданиях о театре.
The stylistics of theatrical reviews and the art-consciousness of modernity
This article is devoted to stylistic peculiarities of theatrical review which reflect specifity of modern art-consciousness. The aim of the article is to reveal briefly the phenomenon of artconsciousness of the time and to explain its specifity as a factor influencing the stylistics of theatrical review, to track the reflection of this phenomenon in the materials of Russian massmedia. The article covers the complex of questions connected with the functioning of the genre of review and main tendencies in the language of theatrical criticism. The subject of the article is of interest in connection with the relevance of the issue of the interaction of the language of mass-media and modern culture. The article analyzes speech tools which reflect and form perception of art specific. Linguistic means which are used for the expression of aesthetic appreciation and factors influencing the aesthetics reviews are also considered in the article and it also touches upon the actual subject of the postmodernism influence on the language of the content in modern art. Theatrical reviews published in the Russian media, mainly in journals, covering a wide range of topics (in print and online versions of modern Russian national newspapers) as well as in thematic publications devoted to leisure and culture, and in specialized editions about the theatre have been used for the analysis.
Маргарита Михайловна Груздева — mar-gruzdeva@yandex.ru
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова,
Российская Федерация, 125009, Москва, Моховая ул., 9
Margarita M. Gruzdeva — mar-gruzdeva@yandex.ru
Lomonosov Moscow State University,
9, Mokhovaya ul., Moscow, 125009, Russian Federation
Груздева М. М. Стилистика театральных рецензий и арт-сознание современности // Медиалингвистика. 2018. Т. 5. № 1. С. 48–59.
DOI: 10.21638/11701/spbu22.2018.104
URL: https://medialing.ru/stilistika-teatralnyh-recenzij-i-art-soznanie-sovremennosti/ (дата обращения: 12.12.2024)
Gruzdeva M. M. The stylistics of theatrical reviews and the art-consciousness of modernity. Media Linguistics, 2018, Vol. 5, No. 1, pp. 48–59. (In Russian)
DOI: 10.21638/11701/spbu22.2018.104
URL: https://medialing.ru/stilistika-teatralnyh-recenzij-i-art-soznanie-sovremennosti/ (accessed: 12.12.2024)
УДК 81’42
ББК 81.2:5
ГРНТИ 16.21.33
Постановка проблемы. Театральная рецензия как основной жанр театрального дискурса СМИ представляет большой интерес в связи со спецификой своей темы и языковых средств, необходимых для успешного функционирования подобных материалов. Под театральным дискурсом мы понимаем область коммуникации, объединенную письменными и устными текстами различных функциональных стилей и жанров, освещающими театральную сферу. Современная театральная рецензия объединяет в себе свойства информационного, аналитического и художественно-публицистического жанра, выполняет ряд функций, в частности информативную, аналитическую, культуроформирующую, оценочную, воздействующую, аттрактивную и развлекательную.
В настоящее время театральная рецензия — жанр, активно представленный в арт-журналистике. По определению А. А. Сидякиной, арт-журналистика — это регулярная и систематическая информационно-аналитическая деятельность по освещению в СМИ событий и явлений искусства и художественной жизни (в том числе театральной, литературной, музыкальной, кинематографической и т. д.) с использованием всех жанров и форм подачи материала, при наличии оценочности и компетентного критического суждения [Сидякина 2012: 125].
Арт-журналистика в целом является актуальной сферой исследования в связи с комплексом проблем и вопросов состояния искусства, общественного сознания, ценностных установок и др. Язык арт-журналистики не только становится показателем качества материалов, но и демонстрирует определенные тенденции в арт-сознании эпохи.
Термин арт-сознание мы используем как синоним термина художественное сознание, однако первый нам кажется предпочтительным в контексте современной арт-журналистики, а также с учетом использования термина арт-сознание в работе В. В. Бычкова о современной эстетике [Бычков 2005]. Художественное сознание является формой общественного сознания и отражает эстетическое отношение человека к миру в аспекте эстетических категорий прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Условия общественной жизни, особенности конкретной эстетической культуры оказываются факторами, влияющими на перемены в художественном сознании различных эпох. По мнению Н. С. Пичко, художественное сознание выступает как системное ценностное представление в сложившейся социокультурной ситуации понимания и отражения в эстетических категориях мира, общества, человека [Пичко 2015: 58].
Проследим отражение некоторых особенностей арт-сознания современности в стилистике театральных рецензий. Театральная рецензия представляет собой актуальный объект для исследования современного арт-сознания, в том числе благодаря присущей этому жанру оценочности. Существует мнение, что во всяком критическом отклике на спектакль читатель встречается с индивидуальным восприятием автора, а через него — с культурными приметами, в том числе вкусами и предубеждениями эпохи [Таршис 2011: 165].
Проблема взаимоотношения языка и культуры, отражения арт-сознания в стилистике материалов массмедиа представляет собой значимое поле исследования, важное для выявления ценностных установок общества, а также для обоснования значимости культуроформирующей функции СМИ. В современном мире огромное влияние на формирование социально-культурных ценностей оказывают массмедиа. И. В. Анненкова отмечает, что, интерпретируя текущую действительность, или прецедентные феномены, или топосы культуры, журналистика тем самым вольно или невольно повышает ценность этих интерпретативов и формирует их ценностные характеристики в сознании адресата [Анненкова 2011: 89]. Очевидно, что влияние массмедиа на аудиторию взаимосвязано с влиянием самого общества на содержание и язык материалов СМИ, эта тенденция обладает двунаправленностью.
Поставленная проблема отражения арт-сознания современности в стилистике театральных рецензий имеет большое значение в связи с актуальностью темы взаимодействия языка СМИ и современной культуры. Цель данной статьи — кратко раскрыть феномен арт-сознания эпохи и обосновать его специфику как фактора, влияющего на стилистику современной театральной рецензии. Важными для рассмотрения являются труды, посвященные как жанрам и языку массмедиа, так и комплексу эстетических, философских, культурологических и искусствоведческих вопросов. Изучение этого аспекта поможет полнее раскрыть роль жанра театральной рецензии в области арт-журналистики, определить основные языковые тенденции, проследить функционирование эстетических категорий в стилистике рецензий, в том числе в выборе оценочных средств.
История и теория вопроса. Значительная часть работ, посвященных театральной рецензии, связана не с лингвистическими вопросами, а касается истории театральной критики. На данный момент особенно актуальна проблема функционирования театральной рецензии, ее стилистических особенностей и жанровой трансформации. Этот вопрос еще недостаточно изучен и предоставляет широкое поле для исследований ввиду малого количества работ по теме.
Для рассмотрения языковой специфики театральных рецензий прошлых лет и для сравнения с современными тенденциями в этой области большой интерес представляет работа Н. С. Гараниной, посвященная стилю театральной критики советского периода [Гаранина 1981]. Проблема жанра рецензии поднималась в ряде работ, однако они были написаны с точки зрения теории журналистики [Нерсесова 2012; Тертычный 2011]. Представляют интерес работы театроведов по истории, эволюции театра и основным принципам театральной критики [Таршис 2011; Кудрявцев 2011; Дмитревская 2013; Праздников 2011].
В связи с языковой спецификой театральной критики и отражением в ней арт-сознания эпохи актуальным представляется рассмотрение лингвокультурологического аспекта [Сепир 1993; Маслова 2001; Красных 2002]. В связи с осмыслением языковых особенностей театральной рецензии в контексте лингвофилософии и эстетики мы опираемся на идеи, выдвинутые в монографии И. В. Анненковой «Медиадискурс XXI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ» [Анненкова 2011].
В качестве базовых работ по эстетике (в том числе в связи с вопросами эстетики постмодернизма) для данного исследования были выбраны учебник Ю. Б. Борева [Борев, 2002] и статья В. В. Бычкова [Бычков 2005: 27], а также статья А. Н. Тарасова «Теория деконструкции как философско-теоретическая основа постмодернизма» [Тарасов 2009].
Для арт-сознания современного общества становится характерным постоянный поиск развлечений, причем развлекательный элемент зачастую обнаруживается даже в серьезном материале. Развлекательные фильмы, сериалы, ТВ-шоу наодятся в верхних строках рейтингов популярности, театральное искусство также подвергается влиянию этой тенденции, как и материалы СМИ об искусстве в целом и о театре в частности. Также важно отметить значимость для современного искусства эстетики шока. Театральное действие в современную эпоху все чаще теряет гуманистическое содержание и перестает выполнять миссию гармонизации жизни человека, важную для искусства. В современной художественной культуре нередко возникает тенденция к дегуманизации искусства, когда категория возвышенного исчезает, а категория низменного, наоборот, выходит на первый план. В. В. Бычков так характеризует арт-сознание современности: «Сознательно отказавшись от основных принципов классического эстетического опыта — прекрасного, возвышенного, трагического, миметизма, идеализации и т. п. — как излишне патетических и не коррелирующих с современным состоянием человеческого существования, нонклассика акцентирует внимание на маргинальных для классической эстетики принципах игры, иронизма, безобразного, понимая их в качестве базовых принципов инновационного арт-сознания современности» [Бычков 2005: 27]. В традиционной эстетике источником возвышенного являются величественные явления природы, одухотворенная деятельность человека, однако эпоха постмодернизма предлагает принципиально иное понимание категорий прекрасного и возвышенного. Так, А. Н. Тарасов пишет, что, с точки зрения Ю. Кристевой, источником прекрасного и возвышенного является метафизический опыт абсурда, ситуации депрессии и меланхолии [Тарасов 2009: 184].
Хотя современный российский театр допускает разные стилевые системы, необходимо признать, что именно влияние постмодернизма сильно изменило как само искусство, так и его восприятие и, соответственно, язык критики. Среди различных концепций, повлиявших на новое театральное искусство, выделяется идея Жака Деррида, касающаяся деконструкции в области постмодернистской эстетики. Деконструктивная практика связана с изменением статуса традиционных ценностей, с интерпретационным типом мышления. Во всех видах художественной культуры постмодернистского типа наблюдается несовместимое смешение стилей и жанров. В современном театре под влиянием постмодернистских концепций, а также в результате коммерциализации искусства и его ориентации на вкусы массовой аудитории основные эстетические категории размываются, поэтому их функционирование в театральном дискурсе современных российских СМИ становится очень своеобразным. Представляется целесообразным провести параллель между эстетикой современных постановок и эстетическими особенностями рецензий на них.
Несмотря на трансформацию жанра рецензии, критика продолжает оказывать влияние на аудиторию, — но в особом направлении, так как все большую роль начинает играть рекламная функция материалов: большинство театров имеет свои PR-отделы и пресс-службы для координации с представителями массмедиа. Т. Е. Нерсесова отмечает, что в современной театральной критике оценочное мышление сменяется «рейтинговым», т. е. автору важно понять, провальный это спектакль или аншлаговая постановка [Нерсесова 2012: 79]. Рецензия должна развивать эстетический вкус аудитории, однако культуроформирующая функция театральной рецензии выполняется все реже, как и аналитическая.
Методика исследования. Для решения поставленной проблемы применена комплексная методика с междисциплинарным подходом. Одним из основных методов является дискурс-анализ. Методологическими основаниями выступают идеи функциональной стилистики, лингвокультурологии и лингвофилософии. Значимыми для исследования являются теории, описывающие контекст проблемы: теория журналистики (для рассмотрения понятия арт-журналистики и жанра рецензии), театроведение (для обоснования особенностей современного театрального искусства и его роли в обществе) и общая эстетика (для характеристики арт-сознания, явления постмодерна и функционирования основных эстетических категорий).
На первом этапе исследования были осмыслены и проанализированы основные теоретические идеи, необходимые для дискурс-анализа материала. В основе работы — объективистский подход, однако в рассмотрении ряда вопросов использовался критический дискурс-анализ, в частности критический анализ отбора языковых средств, используемых в текстах рецензий для выражения впечатлений, оценок или же для визуализации происходящего на сцене.
Для анализа были отобраны театральные рецензии, опубликованные в российских СМИ, преимущественно в изданиях, освещающих широкий спектр тем (в печатных и в интернет-версиях современных российских федеральных газет), а также в тематических изданиях, посвященных досугу и культуре, и в специализированных изданиях о театре. В качестве примеров приведены театральные рецензии, основная часть которых опубликована в 2015–2017 гг.
Анализ материала. Язык рецензий становится отражением процессов, происходящих в театре, поэтому символично, что среди оценочной лексики частотной становится лексема шок: Вот и все, что понадобилось французскому театру «Non Nova», чтобы вызвать культурный шок у зрителя (URL: http://spb.mk.ru/article/2013/09/18/917657-tantsuyuschie-paketyi-ili-kulturnyiy-shok.html. Дата обращения: 15.08.2017). И вот, наконец, вы оказываетесь в зрительном зале. Вы в шоке от постановки? (URL: http://belcanto.ru/16020502.html. Дата обращения: 15.08.2017).
И. В. Анненкова рассматривает такое явление, как гедонистический текст, задача которого — вызвать эмоции, доставить наслаждение, развлечь, испугать или шокировать. Ведущими чертами гедонистического текста являются индивидуализм, глумливость и десакрализация [Анненкова 2011: 195]. По мнению Е. Е. Прониной, глум не изначальное качество гедонистического текста, а специальное, привносимое сознательно для достижения манипулятивных эффектов [Пронина 2003: 172]. Эстетические категории трагического и комического размываются как в искусстве, так и в театральной рецензии. На сцене современного театра преобладают ирония, сарказм, стеб, глумливый смех, что связано с дегуманизацией искусства. Материалы СМИ также впитывают в себя эти явления. Приведем мнение журналиста Андрея Максимова, актуальное в связи с темой осмысления современного арт-сознания, о распространении стеба в театральной и общественной жизни: «Думаю, когда-нибудь потомки назовут наше время „эпоха большого стеба“. Иронизировать и стебаться можно нынче надо всем. Девиз времени: „Не надо меня грузить, я не айфон!“ Считается, что зритель идет в театр не затем, чтобы его грузили какими-нибудь серьезными проблемами. Надо, чтобы легко, иронично, желательно со скандалом (URL: https://rg.ru/2017/01/15/maksimov-rimas-tuminas-prizyvaet-igrat-dlia-teatralnyh-angelov.html. Дата обращения: 9.08.2017). В современных рецензиях ирония приобретает все большую язвительность. Режиссер Лев Додин на вопрос, чего он ожидает от рецензии, ответил: «Жду отсутствия иронии, любых обидных и могущих ранить душу актера слов» (Театр. 2013. № 13–14. С. 168). Приведем пример стеба в театральной рецензии: Похожий кайф сейчас наверняка переживает самый остроумный портняжка театрального цеха Константин Богомолов (URL: https://newizv.ru/news/culture/19–02-2013/177885-nominacija-na-oskara-uajlda. Дата обращения: 03.08.2017).
Проблемы культуры речи в кинематографе, на ТВ и на сцене вызывают бурные дискуссии. Демократизация публицистического стиля привела к распространению разговорной, сниженной лексики, сленга. Зачастую разговорная лексика используется для реализации аттрактивной функции рецензии, для выражения иронии или же для имитации мнения «простого человека», приближенного к аудитории, для стилизации неофициальной, дружеской болтовни. Приведем примеры: Картина, открывшаяся сразу же после «поднятия» проекционного красного занавеса, была весьма крутой. <…> Отдельный и, пожалуй, главный респект авторам режиссерской концепции (Моск. комсомолец. 2015. 4 марта); В Стасике поставили «Черное и белое» (URL: http://www.mk.ru/culture/2017/07/14/v‑stasike-postavili-balet-lyubimca-gitlera.html. Дата обращения: 14.08.2017). Проблемы культуры речи оказываются тесно связанными с современным арт-сознанием, для которого характерна утрата статуса как традиционных ценностей, так и принятых в обществе норм, в том числе норм языка.
Для современного арт-сознания во многом характерно преклонение перед тем, что модно, в тренде, успешно, является хитом и т. д. Поэтому в тексты театральной критики проникает все больше рекламной лексики (хит, суперзвезда, тренд, бренд, уникальный, суперуспешный, эксклюзивный и т. п.).
Различные особенности функционирования эстетических категорий можно наблюдать на примере рецензий, в которых авторы полемизируют по поводу традиционного театра и его новых форм, выражают свою точку зрения, используя разнообразные оценочные средства. Л. Р. Дускаева пишет, что в культурно-просветительских текстах оценочность помогает передать отношение к событиям и фактам культурной жизни и чужой смысловой позиции, а вместе с тем и провозглашаемые дискурсом ценности [Дускаева, 2014: 206].
Приведем примеры: Но то, что умилительно в школьной тетради, на театральной сцене выглядит квинтэссенцией пошлости (URL: http://os.colta.ru/theatre/events/details/10806/. Дата обращения: 19.08.2017); Если вы идёте в театр наобум, то почти с гарантией попадёте в скуку или в слякоть (URL: http://www.mk.ru/culture/2017/03/26/rol-lichnosti-v-istorii.html); А вот с зубрежкой классического наследия во всех ее протухших формах он и его актеры расправились легко (URL: http://ptj.spb.ru/blog/teatr-lyubovnyx-dejstvij/. Дата обращения: 19.08.2017). Провокационные постановки способствуют тому, что частотной оценочной лексемой становятся понятия пошлости, грязи и производные от них, синонимичные обозначения. В то же время классические, традиционные спектакли часто обвиняются в консерватизме, негативная оценка подобным постановкам чаще всего дается с помощью иронии над «любителями музейной пыли», лексемы скука, а также различных образных средств и метафор, зачастую ироничных и грубых, как в примере с «протухшими формами зубрежки классического наследия». Таким образом, мы наблюдаем противоречивость современного арт-сознания, что отражается в активной полемике театральных рецензентов и в противоречивых эстетических оценках.
В театральной критике метафоризация и образность речи являются очень существенным аспектом, поэтому метафоры также могут отражать процессы, касающиеся арт-сознания времени и восприятия искусства. Приведем пример образной, поэтической характеристики спектакля, в которой превалирует эстетическая категория прекрасного: Всполохи молний, красные, точно с палехской шкатулки слетевшие облака и платки в черноте пространства, в узком зеркале сцены — эта изысканная красота заставляет говорить о новой архаике, о новом состоянии после постмодерна, новом трагическом и романтическом переживании мира, не лишенном, впрочем, скепсиса и иронии (URL: https://rg.ru/2017/04/03/spektakl-groza-bdt-im-tovstonogova-pokazal-vazhnye-tendencii-teatra.html. Дата обращения: 15.08.2017).
Депрессивное, мрачное мироощущение, идеи безнадежности, пессимизма становятся очень значимыми для постмодернистского искусства и для арт-сознания эпохи, что, в свою очередь, отражается на интонациях и лексическом наполнении многих театральных рецензий. Человек в постмодернистском мире не воспринимается как личность, проблемы дегуманизации становятся актуальными не только для искусства, но и для материалов СМИ. Обращаясь к этой проблеме, В. В. Славкин пишет: «если сейчас попытаться сформулировать наполнение концепта “человек”, опираясь на журналистские тексты, то, к сожалению, на абсолютной периферии окажутся слова, отражающие духовность, порядочность, нравственную красоту человека (а не индивидуума). <…> Создается впечатление, что средствам массовой информации интересны те проявления человека, которые могут быть востребованы прежде всего в потребительском плане. Происходит “консьюмеризация” отношения к личности» [Славкин 2010: 8].
В современных спектаклях все реже реализуется компенсаторная функция (искусство как утешение). Постмодернистские постановки часто не оставляют надежды, провозглашая идею разрушения и пессимистического восприятия мира. В связи с этим критики нередко полемизируют с создателями спектаклей, используя различную лексику философского дискурса для эстетической и этической оценки. А режиссеры в интервью с журналистами зачастую акцентируют свое видение назначения театра, в том числе с позиции дегуманизации или, напротив, гуманизации искусства. Например, Юрий Грымов в интервью говорит: «Наш новый “Модерн” — это театр надежды и света, человек в зале может пережить всевозможные эмоции, но „добивать“ его никогда не надо!» (URL: http://www.mk.ru/culture/2017/02/01/novyy-khudruk-moderna-yuriy-grymov-dobivat-zritelya-ne-nado.html. Дата обращения: 3.08.2017). Похожую идею высказывает в своем интервью известный театральный режиссер Юрий Бутусов, причем эта цитата выносится в заголовок: «Мне хочется, чтобы человек выходил из зала с надеждой» (URL: http://iz.ru/node/615728. Дата обращения: 3.08.2017). Несмотря на определенные тенденции дегуманизации, все же гуманистическая концепция сохраняет свою значимость для искусства и общества, что отражается в материалах СМИ о театре: Туминас доказал истину, которая в современном театре, увы, требует доказательства: зрителю интересен прежде всего человек (URL: https://rg.ru/2017/01/15/maksimov-rimas-tuminas-prizyvaet-igrat-dlia-teatralnyh-angelov.html. Дата обращения: 12.08.2017).
В современной журналистике много материалов выходит о скандальных постановках, однако наблюдается и обратная тенденция, когда в современных рецензиях авторы акцентируют то, что постановка не скандальная и не эпатажная. Тенденции современного искусства связаны как с максимальным «упрощением», доступностью материала, так и, напротив, с альтернативным вариантом — демонстрацией элитарности, интеллектуальности произведений. Лексика высокого стиля, связанная с эстетической категорией возвышенного, используется в театральных рецензиях, несмотря на тенденции активного распространения сниженной лексики в текстах СМИ.
Рецензии на премьеры постмодернистских, провокационных постановок интересны тем, как рецензенты дают противоположные эстетические оценки, отражающие определенные особенности арт-сознания эпохи, и какие языковые средства используются в этих целях. В связи с этим рассмотрим рецензии различных изданий на премьеру оперы «Снегурочка» в Большом театре в постановке Александра Тителя.
Анализ языка рецензий выявил, что развлекательная составляющая присутствует в большей части материалов. Даже серьезные рассуждения выстраиваются в увлекательной манере, с использованием элементов языковой игры. Активно реализуется аттрактивная функция материалов, чему особенно способствуют яркие метафорические образы. При этом сами оценки критиков могут кардинально различаться:
Именно от ее величаво-игровых импульсов танцует режиссерская мысль, даже если эта мысль лишена благостности, полна философической горечи и на поверхностный взгляд «перпендикулярна» партитуре (URL: https://lenta.ru/articles/2017/06/20/snow_maiden/. Дата обращения: 9.08.2017).
Отчего стрелялись Ленский и Онегин? Отчего утопилась Лиза? Отчего умерла Виолетта? Такие вопросы все чаще задают оперные режиссеры, соревнуясь в парадоксальных ответах. И вот уже Ленский мертв в результате несчастного случая, Лиза уплыла на лодке, а Виолетта подцепила СПИД. И только Снегурочке как-то удавалось таять от любви и жара Ярило-Солнца. Однако пришел и ее черед… <…> Если холод нашего лета спровоцирован столь радикальной трактовкой русской классики? А что если Ярило-Солнце осерчал на нас? И не будет нам лета в этом году?! Теперь хоть знаем, с кого спросить (URL: http://www.mk.ru/culture/2017/06/16/v‑bolshom-teatre-rastopili-snegurochku-prozhektorami.html. Дата обращения: 9.08.2017).
В первом случае автор, положительно оценивая увиденное, использует лексику высокого стиля и придерживается серьезной интонации, а во второй рецензии можно отметить увлекательность формы, юмор и ироничный подход, при этом сохраняется ясность авторской мысли о неприятии вольной трактовки произведения. Интересно отметить, что в рецензиях распространены авторские ироничные аналогии с актуальными событиями или явлениями, не связанными с искусством (например, в данном случае с погодой), причем они могут выноситься и в заголовочный комплекс: Холодное лето семнадцатого года (URL: http://www.colta.ru/articles/music_classic/15179. Дата обращения: 9.08.2017).
Подобные аналогии делают материал более включенным в реалии сегодняшнего дня, сближают автора и читательскую аудиторию, а также способствуют смешению разнообразных тематических пластов, характерному для эпохи постмодерна. Ирония (на грани со стебом) служит одним из основных оценочных средств. Также в рецензиях наблюдается обилие разговорной лексики, стилистически не соотносимой с классическим произведением, но объяснимой ввиду эпатажной, постмодернистской концепции постановки и соответствующим выражением авторской иронии.
Говоря о радикальных трактовках классики, авторы нередко используют метафорические образы с употреблением агрессивной и военной лексики, что придает дополнительную жесткость оценке (жесткость и категоричность выражения мыслей становятся характерными чертами современного сознания). В театральных рецензиях часто встречаются метафоры подобного типа: «пьеса искромсана, взорвана», «авторская эстетика убита» и т. п. В рецензиях на «Снегурочку» Большого театра мы также встречаем использование подобных метафор: Задумав новую «Снегурочку» уже на исторической сцене, Большой театр пригласил разморозить шедевр Александра Тителя, режиссура которого не раз взрывала эталоны новым прочтением (URL: https://rg.ru/2017/06/17/v‑bolshom-teatre-proshla-premera-snegurochki.html. Дата обращения: 10.08.2017).
В связи с тем что театральная рецензия становится таким жанром арт-журналистики, в котором авторы могут свободно проводить параллели с разными значимыми для общества событиями в сфере культуры, не обязательно относящимися исключительно к театру, можно наблюдать, как в языке критики отражаются определенные понятия, касающиеся, например, названий громких кинопремьер. Осмысляя идею оперы «Снегурочка», разные авторы в своих рецензиях используют явную или скрытую отсылку к фильму Андрея Звягинцева «Нелюбовь», премьера которого состоялась приблизительно в то же время: О спектакле спорят, многие в ярости: покусились на светлое, утешительную сказку включили в зависший в воздухе хоровод нелюбви (URL: https://rg.ru/2017/06/17/v‑bolshom-teatre-proshla-premera-snegurochki.html. Дата обращения: 12.08.2017); Насколько удается эстетизировать разруху и ненастье кинематографу (недавняя «Нелюбовь» Андрея Звягинцева тому примером), настолько огрубляет их сценическая подача (URL: https://iz.ru/node/608488. Дата обращения: 12.08.2017); Мне кажется, что создателям спектакля понадобился этот современный техногенный мир именно для того, чтобы острее прозвучала тема «безлюбья», не случайно ставшая столь популярной в последнее время (URL: https://rg.ru/2017/06/25/maksimov-snegurochka-eto-absoliutno-siurrealisticheskoe-proizvedenie.html. Дата обращения: 12.08.2017).
Довольно распространен в театральных рецензиях прием эстетической антитезы: В итоговой компоновке в условиях новой концепции сказка подменяется утрированным изображением реальности, эстетически возвышенное — приземленным и грубым, романтика сюжета — сермяжной и тягостной прозой беспросветной жизни, а волшебство любовного чувства — хорошо завуалированным натурализмом (URL: http://belcanto.ru/17062104.html. Дата обращения: 14.08.2017).
Порождением постмодернизма является жанровое и стилевое смешение, размывание эстетических и стилистических категорий. В текстах проанализированных рецензий наиболее очевидно демонстрирует это явление парадоксальная сочетаемость лексических и оценочных средств, когда постановка классической оперы сравнивается с «триллером-антиутопией», «фильмом-катастрофой», «депрессивным китчем», «чернухой»: Классику поставили в жанре триллера-антиутопии (URL: http://www.mk.ru/culture/2017/06/16/v‑bolshom-teatre-rastopili-snegurochku-prozhektorami.html. Дата обращения: 14.08.2017); Вместо оперы на его собственное либретто по одноименной пьесе Островского имеем дешевый (хотя вряд малобюджетный) фильм-катастрофу, тяжелый депрессивный китч, чудовищную «чернуху-бомжатник» (URL: http://www.belcanto.ru/17062104.html. Дата обращения: 14.08.2017).
Выводы. Анализ материала выявил специфическую стилистику театральных рецензий, отражающую определенные особенности современного арт-сознания. Стилистика театральных рецензий отражает процессы, происходящие, с одной стороны, в языке СМИ, а с другой — в сфере культуры, общественного сознания.
Оценочность, присущая жанру театральной рецензии, способствует более наглядному проявлению в тексте специфики арт-сознания эпохи. Поиск смысла в литературной основе и в режиссерской концепции позволяет рецензентам проводить параллели с современностью и жизнью общества.
Следует признать, что эстетика современных постановок и эстетические особенности рецензий на них взаимосвязаны, поэтому язык критики, как и само искусство, во многом оказался под влиянием постмодернизма. Эпатажные постановки зачастую провоцируют критиков на использование определенных речевых средств.
Анализ материала выявил, что язык театральной рецензии отражает такие особенности современного арт-сознания, как стремление к развлекательности, ироническое и саркастическое восприятие, смешение основных эстетических категорий, а также стремление к эпатажу, что способствует активному использованию аттрактивных речевых средств. Идея безнадежности, пессимизма, постулируемая во многих современных постановках, отражается в стилистике, интонациях, определенном выборе лексики, однако тем интереснее проследить обратную тенденцию, связанную с полемикой по поводу статуса человеческих ценностей. Рецензии дают немало примеров гуманистического мышления, акцентации категорий возвышенного и прекрасного с использованием философской лексики высокого стиля. Выполнение культуроформирующей функции хотя и перестает быть приоритетным, однако все же сохраняет свою значимость в театральном дискурсе СМИ.
Анненкова И. В. Медиадискурс XXI века: лингвофилософский аспект языка СМИ. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2011.
Борев Ю. Б. Эстетика: учебник. М.: Высш. школа, 2002.
Бычков В. В. Проблемы и «болевые точки» современной эстетики // Эстетика: вчера, сегодня, всегда. Вып. 1. М.: Ин-т филос. РАН, 2005. С. 3–38.
Гаранина Н. С. О стиле литературно-художественной критики // Стилистика газетных жанров / под ред. Д. Э. Розенталя. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1981. С. 173–204.
Дускаева Л. Р. Выражение оценочных коммуникативных действий в журналистском культурно-просветительском дискурсе // Вестник Пермского университета. 2014. Вып. 4 (28). С. 206–213.
Дмитревская М. Ю. Жанры критики // Семинар по театральной критике: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. акад. театр. иск-ва, 2013. С. 215–225.
Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: курс лекций. М.: Гнозис, 2002.
Маслова В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие. М.: Академия, 2001.
Нерсесова Т. Е. Типы и жанры рецензирования в современных печатных СМИ: дис. … канд. филол. наук. М., 2012.
Пичко Н. С. Художественное сознание как универсум // Яросл. пед. вестн. 2015. № 1, т. 1. Культурология. С. 56–60.
Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. 2-е изд. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2003.
Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Универс, 1993. (Филологи мира).
Сидякина А. А. Художественно-просветительские периодические издания (арт-журналистика) // Журналистика сферы досуга: учеб. пособие под общ. ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. школа журн. и мас. коммуникаций, 2012. С. 123–131.
Славкин В. В. Человек — это звучит…? // МедиаТренды. 2010. № 11 (16). С. 8.
Тарасов А. Н. Теория деконструкции как философско-теоретическая основа эстетики постмодернизма // Философия и общество. 2009. № 1 (53). С. 174–187.
Кудрявцев Б. Н. Театр как социальный институт // Введение в театроведение: учеб. пособие / сост. и отв. ред. Ю. М. Барбой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. акад. театр. иск-ва, 2011. С. 179–194.
Таршис Н. А. Театральная критика и театроведение // Введение в театроведение: учеб. пособие / сост. и отв. ред. Ю. М. Барбой. СПб, 2011. С. 161–170.
Праздников Г. А. Театроведение и наука // Введение в театроведение: учеб. пособие / сост. и отв. ред. Ю. М. Барбой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. акад. театр. иск-ва, 2011.С. 7–27.
Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2011.
Annenkova I. V. Mediadiskurs XXI veka: lingvofilosofskii aspekt iazyka SMI [Mediadiscourse of the XXI century: linguophilosophical aspect of the mass media language]. Moscow, 2011. (In Russian)
Borev Yu. B. Estetika [Aesthetics]. Moscow, 2002. (In Russian)
Bychkov V. V. Problemy i «bolevye tochki» sovremennoi estetiki [Problems and “pain spots” of modern aesthetics]. Estetika: vchera, segodnya, vsegda [Aesthetics: yesterday, today, forever]. Vol. 1. Moscow, 2005, pp. 3–38. (In Russian)
Dmitrevskaia M. Iu. Zhanry kritiki [Genres of criticism]. Seminar po teatralnoi kritike: ucheb. posobie [Seminar on theatre criticism: Textbook]. St. Petersburg, 2013, pp. 215–225. (In Russian)
Duskaeva L. R. Vyrazhenie otsenochnykh kommunikativnykh deistvii v zhurnalistskom kul’turnoprosvetitel’skom diskurse [Expression of evaluative communicative actions in journalistic cultural and educational discourse]. Vestn. Perm. un-ta [Bul. Perm Univ.], 2014, no. 4 (28), pp. 206–213. (In Russian)
Garanina N. S. O stile literaturno-khudozhestvennoi kritiki [About the style of literary criticism]. Stilistika gazetnykh zhanrov [Stylistics of newspaper genres]. Moscow, 1981, pp. 173–204. (In Russian)
Krasnykh V. V. Etnopsikholingvistika i lingvokul’turologiia: kurs lektsii [Ethno-psycholinguistics and cultural linguistics: a course of lectures]. Moscow, 2002. (In Russian)
Kudryavtsev B. N. Teatr kak sotsialnyi institut [Theatre as a social institution]. Vvedenie v teatrovedenie: ucheb. posobiye [Introduction to theatre studies]. St. Petersburg, 2011, pp. 179–194. (In Russian)
Maslova V. A. Lingvokulturologiia: ucheb. posobiye [Cultural linguistics: textbook]. Moscow, 2001. (In Russian)
Nersesova T. E. Tipy i zhanry retsenzirovaniya v sovremennykh pechatnykh SMI: dis. … kand. filol. nauk [Types and genres of reviewing in contemporary print media. Thesis of PhD]. Moscow, 2012. (In Russian)
Pichko N. S. Khudozhestvennoe soznanie kak universum [Artistic Consciousness as Universe]. Yarosl. pedagog. vestn. [Yaroslavl pedagogical bul.], 2015, no. 1, vol. 1. Cultorology, pp. 56–60. (In Russian)
Prazdnikov G. A. Teatrovedeniie i nauka [Theatre and science]. Vvedenie v teatrovedenie: ucheb. posobie [Introduction to theatre studies]. St. Petersburg, 2011, pp. 7–27. (In Russian)
Pronina E. E. Psikhologiia zhurnalistskogo tvorchestva [Psychology of journalistic creativity]. 2nd ed. Moscow, 2003. (In Russian)
Sepir E. Izbrannye trudy po iazykoznaniiu i kul’turologii [Selected works on linguistics and culturology]. Moscow, 1993. (In Russian)
Sidiakina A. A. Khudozhestvenno-prosvetitel’skie periodicheskie izdaniia (art-zhurnalistika) [Artistic and educational periodicals (art-journalism)]. Zhurnalistika sfery dosuga [Journalism of entertainment sphere]: textbook. Eds L. R. Duskaeva, N. S. Tsvetova. St. Petersburg, 2012, pp. 123–131. (In Russian)
Slavkin V. V. Chelovek — eto zvuchit…? [What does the word “man” sound?]. MediaTrends, 2010, no. 11 (16). P. 8. (In Russian)
Tarasov A. N. Teoriia dekonstruktsii kak filosofsko-teoreticheskaia osnova estetiki postmodernizma [Th theory of deconstruction as philosophical theoretical basis for the postmodernism aesthetics]. Filosofiia i obshchestvo [Philosophy and society], 2009, no. 1 (53), pp. 174–187. (In Russian)
Tarshis N. A. Teatralnaia kritika i teatrovedenie [Theatre criticism and theatre studies]. Vvedenie v teatrove denie: ucheb. posobie [Introduction to theatre studies]. St. Petersburg, 2011, pp. 161–170. (In Russian)
Tertychnyi A. A. Zhanry periodicheskoi pechati: ucheb. posobie [Genres of periodical press: textbook]. Moscow, 2011. (In Russian)
Статья поступила в редакцию 15 сентября 2017 г.;
рекомендована в печать 27 ноября 2017 г.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2018