Суббота, Май 25Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Стилистика театральных рецензий и арт-сознание современности

Статья посвящена стилистическим особенностям театральной рецензии, отражающим специфику современного арт-сознания. Цель статьи — кратко раскрыть феномен арт-сознания эпохи, обосновать его специфику как фактора, влияющего на стилистику современной театральной рецензии, и проследить отражение этого явления в материалах российских СМИ. В статье освещается комплекс вопросов, связанных с функционированием жанра рецензии и с основными тенденциями в языке театральной критики. Тема статьи представляет большой интерес в связи с актуальностью проблемы взаимодействия языка массмедиа и современной культуры. В статье анализируются речевые средства, отражающие и формирующие определенное восприятие искусства. Рассматриваются факторы, влияющие на эстетику рецензии, и языковые средства, служащие для выражения эстетической оценки, также затрагивается тема влияния постмодернизма на язык материалов о современном искусстве. Для анализа используются театральные рецензии, опубликованные в российских СМИ, преимущественно в изданиях, освещающих широкий спектр тем (в печатных и в интернет-версиях современных российских федеральных газет), а также в тематических изданиях, посвященных досугу и культуре, и в специализированных изданиях о театре.

The stylistics of theatrical reviews and the art-consciousness of modernity

This article is devoted to stylistic peculiarities of theatrical review which reflect specifity of modern art-consciousness. The aim of the article is to reveal briefly the phenomenon of artconsciousness of the time and to explain its specifity as a factor influencing the stylistics of theatrical review, to track the reflection of this phenomenon in the materials of Russian massmedia. The article covers the complex of questions connected with the functioning of the genre of review and main tendencies in the language of theatrical criticism. The subject of the article is of interest in connection with the relevance of the issue of the interaction of the language of mass-media and modern culture. The article analyzes speech tools which reflect and form perception of art specific. Linguistic means which are used for the expression of aesthetic appreciation and factors influencing the aesthetics reviews are also considered in the article and it also touches upon the actual subject of the postmodernism influence on the language of the content in modern art. Theatrical reviews published in the Russian media, mainly in journals, covering a wide range of topics (in print and online versions of modern Russian national newspapers) as well as in thematic publications devoted to leisure and culture, and in specialized editions about the theatre have been used for the analysis. 

Маргарита Михайловна Груздева — mar-gruzdeva@yandex.ru

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова,
Российская Федерация, 125009, Москва, Моховая ул., 9

Margarita M. Gruzdeva — mar-gruzdeva@yandex.ru

Lomonosov Moscow State University,
9, Mokhovaya ul., Moscow, 125009, Russian Federation

Груздева М. М. Стилистика театральных рецензий и арт-сознание современности // Медиалингвистика. 2018. Т. 5. № 1. С. 48–59. 

DOI: 10.21638/11701/spbu22.2018.104

URL: https://medialing.ru/stilistika-teatralnyh-recenzij-i-art-soznanie-sovremennosti/ (дата обращения: 25.05.2019)

Gruzdeva M. M. The stylistics of theatrical reviews and the art-consciousness of modernity. Media Linguistics, 2018, Vol. 5, No. 1, pp. 48–59. (In Russian)

DOI: 10.21638/11701/spbu22.2018.104

URL: https://medialing.ru/stilistika-teatralnyh-recenzij-i-art-soznanie-sovremennosti/ (accessed: 25.05.2019)

УДК 81’42 
ББК 81.2:5 
ГРНТИ 16.21.33

Поста­нов­ка про­бле­мы. Теат­раль­ная рецен­зия как основ­ной жанр теат­раль­но­го дис­кур­са СМИ пред­став­ля­ет боль­шой инте­рес в свя­зи со спе­ци­фи­кой сво­ей темы и язы­ко­вых средств, необ­хо­ди­мых для успеш­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния подоб­ных мате­ри­а­лов. Под теат­раль­ным дис­кур­сом мы пони­ма­ем область ком­му­ни­ка­ции, объ­еди­нен­ную пись­мен­ны­ми и уст­ны­ми тек­ста­ми раз­лич­ных функ­ци­о­наль­ных сти­лей и жан­ров, осве­ща­ю­щи­ми теат­раль­ную сфе­ру. Совре­мен­ная теат­раль­ная рецен­зия объ­еди­ня­ет в себе свой­ства инфор­ма­ци­он­но­го, ана­ли­ти­че­ско­го и худо­же­ствен­но-пуб­ли­ци­сти­че­ско­го жан­ра, выпол­ня­ет ряд функ­ций, в част­но­сти инфор­ма­тив­ную, ана­ли­ти­че­скую, куль­ту­ро­фор­ми­ру­ю­щую, оце­ноч­ную, воз­дей­ству­ю­щую, аттрак­тив­ную и раз­вле­ка­тель­ную.

В насто­я­щее вре­мя теат­раль­ная рецен­зия — жанр, актив­но пред­став­лен­ный в арт-жур­на­ли­сти­ке. По опре­де­ле­нию А. А. Сидя­ки­ной, арт-жур­на­ли­сти­ка — это регу­ляр­ная и систе­ма­ти­че­ская инфор­ма­ци­он­но-ана­ли­ти­че­ская дея­тель­ность по осве­ще­нию в СМИ собы­тий и явле­ний искус­ства и худо­же­ствен­ной жиз­ни (в том чис­ле теат­раль­ной, лите­ра­тур­ной, музы­каль­ной, кине­ма­то­гра­фи­че­ской и т. д.) с исполь­зо­ва­ни­ем всех жан­ров и форм пода­чи мате­ри­а­ла, при нали­чии оце­ноч­но­сти и ком­пе­тент­но­го кри­ти­че­ско­го суж­де­ния [Сидя­ки­на 2012: 125].

Арт-жур­на­ли­сти­ка в целом явля­ет­ся акту­аль­ной сфе­рой иссле­до­ва­ния в свя­зи с ком­плек­сом про­блем и вопро­сов состо­я­ния искус­ства, обще­ствен­но­го созна­ния, цен­ност­ных уста­но­вок и др. Язык арт-жур­на­ли­сти­ки не толь­ко ста­но­вит­ся пока­за­те­лем каче­ства мате­ри­а­лов, но и демон­стри­ру­ет опре­де­лен­ные тен­ден­ции в арт-созна­нии эпо­хи.

Тер­мин арт-созна­ние мы исполь­зу­ем как сино­ним тер­ми­на худо­же­ствен­ное созна­ние, одна­ко пер­вый нам кажет­ся пред­по­чти­тель­ным в кон­тек­сте совре­мен­ной арт-жур­на­ли­сти­ки, а так­же с уче­том исполь­зо­ва­ния тер­ми­на арт-созна­ние в рабо­те В. В. Быч­ко­ва о совре­мен­ной эсте­ти­ке [Быч­ков 2005]. Худо­же­ствен­ное созна­ние явля­ет­ся фор­мой обще­ствен­но­го созна­ния и отра­жа­ет эсте­ти­че­ское отно­ше­ние чело­ве­ка к миру в аспек­те эсте­ти­че­ских кате­го­рий пре­крас­но­го и без­об­раз­но­го, воз­вы­шен­но­го и низ­мен­но­го, тра­ги­че­ско­го и коми­че­ско­го. Усло­вия обще­ствен­ной жиз­ни, осо­бен­но­сти кон­крет­ной эсте­ти­че­ской куль­ту­ры ока­зы­ва­ют­ся фак­то­ра­ми, вли­я­ю­щи­ми на пере­ме­ны в худо­же­ствен­ном созна­нии раз­лич­ных эпох. По мне­нию Н. С. Пич­ко, худо­же­ствен­ное созна­ние высту­па­ет как систем­ное цен­ност­ное пред­став­ле­ние в сло­жив­шей­ся соци­о­куль­тур­ной ситу­а­ции пони­ма­ния и отра­же­ния в эсте­ти­че­ских кате­го­ри­ях мира, обще­ства, чело­ве­ка [Пич­ко 2015: 58].

Про­сле­дим отра­же­ние неко­то­рых осо­бен­но­стей арт-созна­ния совре­мен­но­сти в сти­ли­сти­ке теат­раль­ных рецен­зий. Теат­раль­ная рецен­зия пред­став­ля­ет собой акту­аль­ный объ­ект для иссле­до­ва­ния совре­мен­но­го арт-созна­ния, в том чис­ле бла­го­да­ря при­су­щей это­му жан­ру оце­ноч­но­сти. Суще­ству­ет мне­ние, что во вся­ком кри­ти­че­ском откли­ке на спек­такль чита­тель встре­ча­ет­ся с инди­ви­ду­аль­ным вос­при­я­ти­ем авто­ра, а через него — с куль­тур­ны­ми при­ме­та­ми, в том чис­ле вку­са­ми и предубеж­де­ни­я­ми эпо­хи [Тар­шис 2011: 165].

Про­бле­ма вза­и­мо­от­но­ше­ния язы­ка и куль­ту­ры, отра­же­ния арт-созна­ния в сти­ли­сти­ке мате­ри­а­лов мас­сме­диа пред­став­ля­ет собой зна­чи­мое поле иссле­до­ва­ния, важ­ное для выяв­ле­ния цен­ност­ных уста­но­вок обще­ства, а так­же для обос­но­ва­ния зна­чи­мо­сти куль­ту­ро­фор­ми­ру­ю­щей функ­ции СМИ. В совре­мен­ном мире огром­ное вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние соци­аль­но-куль­тур­ных цен­но­стей ока­зы­ва­ют мас­сме­диа. И. В. Аннен­ко­ва отме­ча­ет, что, интер­пре­ти­руя теку­щую дей­стви­тель­ность, или пре­це­дент­ные фено­ме­ны, или топо­сы куль­ту­ры, жур­на­ли­сти­ка тем самым воль­но или неволь­но повы­ша­ет цен­ность этих интер­пре­та­ти­вов и фор­ми­ру­ет их цен­ност­ные харак­те­ри­сти­ки в созна­нии адре­са­та [Аннен­ко­ва 2011: 89]. Оче­вид­но, что вли­я­ние мас­сме­диа на ауди­то­рию вза­и­мо­свя­за­но с вли­я­ни­ем само­го обще­ства на содер­жа­ние и язык мате­ри­а­лов СМИ, эта тен­ден­ция обла­да­ет дву­на­прав­лен­но­стью.

Постав­лен­ная про­бле­ма отра­же­ния арт-созна­ния совре­мен­но­сти в сти­ли­сти­ке теат­раль­ных рецен­зий име­ет боль­шое зна­че­ние в свя­зи с акту­аль­но­стью темы вза­и­мо­дей­ствия язы­ка СМИ и совре­мен­ной куль­ту­ры. Цель дан­ной ста­тьи — крат­ко рас­крыть фено­мен арт-созна­ния эпо­хи и обос­но­вать его спе­ци­фи­ку как фак­то­ра, вли­я­ю­ще­го на сти­ли­сти­ку совре­мен­ной теат­раль­ной рецен­зии. Важ­ны­ми для рас­смот­ре­ния явля­ют­ся тру­ды, посвя­щен­ные как жан­рам и язы­ку мас­сме­диа, так и ком­плек­су эсте­ти­че­ских, фило­соф­ских, куль­ту­ро­ло­ги­че­ских и искус­ство­вед­че­ских вопро­сов. Изу­че­ние это­го аспек­та помо­жет пол­нее рас­крыть роль жан­ра теат­раль­ной рецен­зии в обла­сти арт-жур­на­ли­сти­ки, опре­де­лить основ­ные язы­ко­вые тен­ден­ции, про­сле­дить функ­ци­о­ни­ро­ва­ние эсте­ти­че­ских кате­го­рий в сти­ли­сти­ке рецен­зий, в том чис­ле в выбо­ре оце­ноч­ных средств.

Исто­рия и тео­рия вопро­са. Зна­чи­тель­ная часть работ, посвя­щен­ных теат­раль­ной рецен­зии, свя­за­на не с линг­ви­сти­че­ски­ми вопро­са­ми, а каса­ет­ся исто­рии теат­раль­ной кри­ти­ки. На дан­ный момент осо­бен­но акту­аль­на про­бле­ма функ­ци­о­ни­ро­ва­ния теат­раль­ной рецен­зии, ее сти­ли­сти­че­ских осо­бен­но­стей и жан­ро­вой транс­фор­ма­ции. Этот вопрос еще недо­ста­точ­но изу­чен и предо­став­ля­ет широ­кое поле для иссле­до­ва­ний вви­ду мало­го коли­че­ства работ по теме.

Для рас­смот­ре­ния язы­ко­вой спе­ци­фи­ки теат­раль­ных рецен­зий про­шлых лет и для срав­не­ния с совре­мен­ны­ми тен­ден­ци­я­ми в этой обла­сти боль­шой инте­рес пред­став­ля­ет рабо­та Н. С. Гара­ни­ной, посвя­щен­ная сти­лю теат­раль­ной кри­ти­ки совет­ско­го пери­о­да [Гара­ни­на 1981]. Про­бле­ма жан­ра рецен­зии под­ни­ма­лась в ряде работ, одна­ко они были напи­са­ны с точ­ки зре­ния тео­рии жур­на­ли­сти­ки [Нер­се­со­ва 2012; Тер­тыч­ный 2011]. Пред­став­ля­ют инте­рес рабо­ты теат­ро­ве­дов по исто­рии, эво­лю­ции теат­ра и основ­ным прин­ци­пам теат­раль­ной кри­ти­ки [Тар­шис 2011; Куд­ряв­цев 2011; Дмит­рев­ская 2013; Празд­ни­ков 2011].

В свя­зи с язы­ко­вой спе­ци­фи­кой теат­раль­ной кри­ти­ки и отра­же­ни­ем в ней арт-созна­ния эпо­хи акту­аль­ным пред­став­ля­ет­ся рас­смот­ре­ние линг­во­куль­ту­ро­ло­ги­че­ско­го аспек­та [Сепир 1993; Мас­ло­ва 2001; Крас­ных 2002]. В свя­зи с осмыс­ле­ни­ем язы­ко­вых осо­бен­но­стей теат­раль­ной рецен­зии в кон­тек­сте линг­во­фи­ло­со­фии и эсте­ти­ки мы опи­ра­ем­ся на идеи, выдви­ну­тые в моно­гра­фии И. В. Аннен­ко­вой «Медиа­дис­курс XXI века. Линг­во­фи­ло­соф­ский аспект язы­ка СМИ» [Аннен­ко­ва 2011].

В каче­стве базо­вых работ по эсте­ти­ке (в том чис­ле в свя­зи с вопро­са­ми эсте­ти­ки пост­мо­дер­низ­ма) для дан­но­го иссле­до­ва­ния были выбра­ны учеб­ник Ю. Б. Боре­ва [Борев, 2002] и ста­тья В. В. Быч­ко­ва [Быч­ков 2005: 27], а так­же ста­тья А. Н. Тара­со­ва «Тео­рия декон­струк­ции как фило­соф­ско-тео­ре­ти­че­ская осно­ва пост­мо­дер­низ­ма» [Тара­сов 2009].

Для арт-созна­ния совре­мен­но­го обще­ства ста­но­вит­ся харак­тер­ным посто­ян­ный поиск раз­вле­че­ний, при­чем раз­вле­ка­тель­ный эле­мент зача­стую обна­ру­жи­ва­ет­ся даже в серьез­ном мате­ри­а­ле. Раз­вле­ка­тель­ные филь­мы, сери­а­лы, ТВ-шоу наодят­ся в верх­них стро­ках рей­тин­гов попу­ляр­но­сти, теат­раль­ное искус­ство так­же под­вер­га­ет­ся вли­я­нию этой тен­ден­ции, как и мате­ри­а­лы СМИ об искус­стве в целом и о теат­ре в част­но­сти. Так­же важ­но отме­тить зна­чи­мость для совре­мен­но­го искус­ства эсте­ти­ки шока. Теат­раль­ное дей­ствие в совре­мен­ную эпо­ху все чаще теря­ет гума­ни­сти­че­ское содер­жа­ние и пере­ста­ет выпол­нять мис­сию гар­мо­ни­за­ции жиз­ни чело­ве­ка, важ­ную для искус­ства. В совре­мен­ной худо­же­ствен­ной куль­ту­ре неред­ко воз­ни­ка­ет тен­ден­ция к дегу­ма­ни­за­ции искус­ства, когда кате­го­рия воз­вы­шен­но­го исче­за­ет, а кате­го­рия низ­мен­но­го, наобо­рот, выхо­дит на пер­вый план. В. В. Быч­ков так харак­те­ри­зу­ет арт-созна­ние совре­мен­но­сти: «Созна­тель­но отка­зав­шись от основ­ных прин­ци­пов клас­си­че­ско­го эсте­ти­че­ско­го опы­та — пре­крас­но­го, воз­вы­шен­но­го, тра­ги­че­ско­го, миме­тиз­ма, иде­а­ли­за­ции и т. п. — как излишне пате­ти­че­ских и не кор­ре­ли­ру­ю­щих с совре­мен­ным состо­я­ни­ем чело­ве­че­ско­го суще­ство­ва­ния, нон­клас­си­ка акцен­ти­ру­ет вни­ма­ние на мар­ги­наль­ных для клас­си­че­ской эсте­ти­ки прин­ци­пах игры, иро­низ­ма, без­об­раз­но­го, пони­мая их в каче­стве базо­вых прин­ци­пов инно­ва­ци­он­но­го арт-созна­ния совре­мен­но­сти» [Быч­ков 2005: 27]. В тра­ди­ци­он­ной эсте­ти­ке источ­ни­ком воз­вы­шен­но­го явля­ют­ся вели­че­ствен­ные явле­ния при­ро­ды, оду­хо­тво­рен­ная дея­тель­ность чело­ве­ка, одна­ко эпо­ха пост­мо­дер­низ­ма пред­ла­га­ет прин­ци­пи­аль­но иное пони­ма­ние кате­го­рий пре­крас­но­го и воз­вы­шен­но­го. Так, А. Н. Тара­сов пишет, что, с точ­ки зре­ния Ю. Кри­сте­вой, источ­ни­ком пре­крас­но­го и воз­вы­шен­но­го явля­ет­ся мета­фи­зи­че­ский опыт абсур­да, ситу­а­ции депрес­сии и мелан­хо­лии [Тара­сов 2009: 184].

Хотя совре­мен­ный рос­сий­ский театр допус­ка­ет раз­ные сти­ле­вые систе­мы, необ­хо­ди­мо при­знать, что имен­но вли­я­ние пост­мо­дер­низ­ма силь­но изме­ни­ло как само искус­ство, так и его вос­при­я­тие и, соот­вет­ствен­но, язык кри­ти­ки. Сре­ди раз­лич­ных кон­цеп­ций, повли­яв­ших на новое теат­раль­ное искус­ство, выде­ля­ет­ся идея Жака Дер­ри­да, каса­ю­ща­я­ся декон­струк­ции в обла­сти пост­мо­дер­нист­ской эсте­ти­ки. Декон­струк­тив­ная прак­ти­ка свя­за­на с изме­не­ни­ем ста­ту­са тра­ди­ци­он­ных цен­но­стей, с интер­пре­та­ци­он­ным типом мыш­ле­ния. Во всех видах худо­же­ствен­ной куль­ту­ры пост­мо­дер­нист­ско­го типа наблю­да­ет­ся несов­ме­сти­мое сме­ше­ние сти­лей и жан­ров. В совре­мен­ном теат­ре под вли­я­ни­ем пост­мо­дер­нист­ских кон­цеп­ций, а так­же в резуль­та­те ком­мер­ци­а­ли­за­ции искус­ства и его ори­ен­та­ции на вку­сы мас­со­вой ауди­то­рии основ­ные эсте­ти­че­ские кате­го­рии раз­мы­ва­ют­ся, поэто­му их функ­ци­о­ни­ро­ва­ние в теат­раль­ном дис­кур­се совре­мен­ных рос­сий­ских СМИ ста­но­вит­ся очень свое­об­раз­ным. Пред­став­ля­ет­ся целе­со­об­раз­ным про­ве­сти парал­лель меж­ду эсте­ти­кой совре­мен­ных поста­но­вок и эсте­ти­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми рецен­зий на них.

Несмот­ря на транс­фор­ма­цию жан­ра рецен­зии, кри­ти­ка про­дол­жа­ет ока­зы­вать вли­я­ние на ауди­то­рию, — но в осо­бом направ­ле­нии, так как все боль­шую роль начи­на­ет играть реклам­ная функ­ция мате­ри­а­лов: боль­шин­ство теат­ров име­ет свои PR-отде­лы и пресс-служ­бы для коор­ди­на­ции с пред­ста­ви­те­ля­ми мас­сме­диа. Т. Е. Нер­се­со­ва отме­ча­ет, что в совре­мен­ной теат­раль­ной кри­ти­ке оце­ноч­ное мыш­ле­ние сме­ня­ет­ся «рей­тин­го­вым», т. е. авто­ру важ­но понять, про­валь­ный это спек­такль или аншла­го­вая поста­нов­ка [Нер­се­со­ва 2012: 79]. Рецен­зия долж­на раз­ви­вать эсте­ти­че­ский вкус ауди­то­рии, одна­ко куль­ту­ро­фор­ми­ру­ю­щая функ­ция теат­раль­ной рецен­зии выпол­ня­ет­ся все реже, как и ана­ли­ти­че­ская.

Мето­ди­ка иссле­до­ва­ния. Для реше­ния постав­лен­ной про­бле­мы при­ме­не­на ком­плекс­ная мето­ди­ка с меж­дис­ци­пли­нар­ным под­хо­дом. Одним из основ­ных мето­дов явля­ет­ся дис­курс-ана­лиз. Мето­до­ло­ги­че­ски­ми осно­ва­ни­я­ми высту­па­ют идеи функ­ци­о­наль­ной сти­ли­сти­ки, линг­во­куль­ту­ро­ло­гии и линг­во­фи­ло­со­фии. Зна­чи­мы­ми для иссле­до­ва­ния явля­ют­ся тео­рии, опи­сы­ва­ю­щие кон­текст про­бле­мы: тео­рия жур­на­ли­сти­ки (для рас­смот­ре­ния поня­тия арт-жур­на­ли­сти­ки и жан­ра рецен­зии), теат­ро­ве­де­ние (для обос­но­ва­ния осо­бен­но­стей совре­мен­но­го теат­раль­но­го искус­ства и его роли в обще­стве) и общая эсте­ти­ка (для харак­те­ри­сти­ки арт-созна­ния, явле­ния пост­мо­дер­на и функ­ци­о­ни­ро­ва­ния основ­ных эсте­ти­че­ских кате­го­рий).

На пер­вом эта­пе иссле­до­ва­ния были осмыс­ле­ны и про­ана­ли­зи­ро­ва­ны основ­ные тео­ре­ти­че­ские идеи, необ­хо­ди­мые для дис­курс-ана­ли­за мате­ри­а­ла. В осно­ве рабо­ты — объ­ек­ти­вист­ский под­ход, одна­ко в рас­смот­ре­нии ряда вопро­сов исполь­зо­вал­ся кри­ти­че­ский дис­курс-ана­лиз, в част­но­сти кри­ти­че­ский ана­лиз отбо­ра язы­ко­вых средств, исполь­зу­е­мых в текстах рецен­зий для выра­же­ния впе­чат­ле­ний, оце­нок или же для визу­а­ли­за­ции про­ис­хо­дя­ще­го на сцене.

Для ана­ли­за были ото­бра­ны теат­раль­ные рецен­зии, опуб­ли­ко­ван­ные в рос­сий­ских СМИ, пре­иму­ще­ствен­но в изда­ни­ях, осве­ща­ю­щих широ­кий спектр тем (в печат­ных и в интер­нет-вер­си­ях совре­мен­ных рос­сий­ских феде­раль­ных газет), а так­же в тема­ти­че­ских изда­ни­ях, посвя­щен­ных досу­гу и куль­ту­ре, и в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных изда­ни­ях о теат­ре. В каче­стве при­ме­ров при­ве­де­ны теат­раль­ные рецен­зии, основ­ная часть кото­рых опуб­ли­ко­ва­на в 2015–2017 гг.

Ана­лиз мате­ри­а­ла. Язык рецен­зий ста­но­вит­ся отра­же­ни­ем про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих в теат­ре, поэто­му сим­во­лич­но, что сре­ди оце­ноч­ной лек­си­ки частот­ной ста­но­вит­ся лек­се­ма шок: Вот и все, что пона­до­би­лось фран­цуз­ско­му теат­ру «Non Nova», что­бы вызвать куль­тур­ный шок у зри­те­ля (URL: http://​spb​.mk​.ru/​a​r​t​i​c​l​e​/​2​0​1​3​/​0​9​/​1​8​/​9​1​7​6​5​7​-​t​a​n​t​s​u​y​u​s​c​h​i​e​-​p​a​k​e​t​y​i​-​i​l​i​-​k​u​l​t​u​r​n​y​i​y​-​s​h​o​k​.​h​tml. Дата обра­ще­ния: 15.08.2017). И вот, нако­нец, вы ока­зы­ва­е­тесь в зри­тель­ном зале. Вы в шоке от поста­нов­ки? (URL: http://​belcanto​.ru/​1​6​0​2​0​5​0​2​.​h​tml. Дата обра­ще­ния: 15.08.2017).

И. В. Аннен­ко­ва рас­смат­ри­ва­ет такое явле­ние, как гедо­ни­сти­че­ский текст, зада­ча кото­ро­го — вызвать эмо­ции, доста­вить насла­жде­ние, раз­влечь, испу­гать или шоки­ро­вать. Веду­щи­ми чер­та­ми гедо­ни­сти­че­ско­го тек­ста явля­ют­ся инди­ви­ду­а­лизм, глум­ли­вость и деса­кра­ли­за­ция [Аннен­ко­ва 2011: 195]. По мне­нию Е. Е. Про­ни­ной, глум не изна­чаль­ное каче­ство гедо­ни­сти­че­ско­го тек­ста, а спе­ци­аль­ное, при­вно­си­мое созна­тель­но для дости­же­ния мани­пу­ля­тив­ных эффек­тов [Про­ни­на 2003: 172]. Эсте­ти­че­ские кате­го­рии тра­ги­че­ско­го и коми­че­ско­го раз­мы­ва­ют­ся как в искус­стве, так и в теат­раль­ной рецен­зии. На сцене совре­мен­но­го теат­ра пре­об­ла­да­ют иро­ния, сар­казм, стеб, глум­ли­вый смех, что свя­за­но с дегу­ма­ни­за­ци­ей искус­ства. Мате­ри­а­лы СМИ так­же впи­ты­ва­ют в себя эти явле­ния. При­ве­дем мне­ние жур­на­ли­ста Андрея Мак­си­мо­ва, акту­аль­ное в свя­зи с темой осмыс­ле­ния совре­мен­но­го арт-созна­ния, о рас­про­стра­не­нии сте­ба в теат­раль­ной и обще­ствен­ной жиз­ни: «Думаю, когда-нибудь потом­ки назо­вут наше вре­мя „эпо­ха боль­шо­го сте­ба“. Иро­ни­зи­ро­вать и сте­бать­ся мож­но нын­че надо всем. Девиз вре­ме­ни: „Не надо меня гру­зить, я не айфон!“ Счи­та­ет­ся, что зри­тель идет в театр не затем, что­бы его гру­зи­ли каки­ми-нибудь серьез­ны­ми про­бле­ма­ми. Надо, что­бы лег­ко, иро­нич­но, жела­тель­но со скан­да­лом (URL: https://​rg​.ru/​2​0​1​7​/​0​1​/​1​5​/​m​a​k​s​i​m​o​v​-​r​i​m​a​s​-​t​u​m​i​n​a​s​-​p​r​i​z​y​v​a​e​t​-​i​g​r​a​t​-​d​l​i​a​-​t​e​a​t​r​a​l​n​y​h​-​a​n​g​e​l​o​v​.​h​tml. Дата обра­ще­ния: 9.08.2017). В совре­мен­ных рецен­зи­ях иро­ния при­об­ре­та­ет все боль­шую язви­тель­ность. Режис­сер Лев Додин на вопрос, чего он ожи­да­ет от рецен­зии, отве­тил: «Жду отсут­ствия иро­нии, любых обид­ных и могу­щих ранить душу акте­ра слов» (Театр. 2013. № 13–14. С. 168). При­ве­дем при­мер сте­ба в теат­раль­ной рецен­зии: Похо­жий кайф сей­час навер­ня­ка пере­жи­ва­ет самый ост­ро­ум­ный порт­няж­ка теат­раль­но­го цеха Кон­стан­тин Бого­мо­лов (URL: https://newizv.ru/news/culture/19–02-2013/177885-nominacija-na-oskara-uajlda. Дата обра­ще­ния: 03.08.2017).

Про­бле­мы куль­ту­ры речи в кине­ма­то­гра­фе, на ТВ и на сцене вызы­ва­ют бур­ные дис­кус­сии. Демо­кра­ти­за­ция пуб­ли­ци­сти­че­ско­го сти­ля при­ве­ла к рас­про­стра­не­нию раз­го­вор­ной, сни­жен­ной лек­си­ки, слен­га. Зача­стую раз­го­вор­ная лек­си­ка исполь­зу­ет­ся для реа­ли­за­ции аттрак­тив­ной функ­ции рецен­зии, для выра­же­ния иро­нии или же для ими­та­ции мне­ния «про­сто­го чело­ве­ка», при­бли­жен­но­го к ауди­то­рии, для сти­ли­за­ции неофи­ци­аль­ной, дру­же­ской бол­тов­ни. При­ве­дем при­ме­ры: Кар­ти­на, открыв­ша­я­ся сра­зу же после «под­ня­тия» про­ек­ци­он­но­го крас­но­го зана­ве­са, была весь­ма кру­той. <…> Отдель­ный и, пожа­луй, глав­ный респект авто­рам режис­сер­ской кон­цеп­ции (Моск. ком­со­мо­лец. 2015. 4 мар­та); В Ста­си­ке поста­ви­ли «Чер­ное и белое» (URL: http://​www​.mk​.ru/​c​u​l​t​u​r​e​/​2​0​1​7​/​0​7​/​1​4​/​v​-​s​t​a​s​i​k​e​-​p​o​s​t​a​v​i​l​i​-​b​a​l​e​t​-​l​y​u​b​i​m​c​a​-​g​i​t​l​e​r​a​.​h​tml. Дата обра­ще­ния: 14.08.2017). Про­бле­мы куль­ту­ры речи ока­зы­ва­ют­ся тес­но свя­зан­ны­ми с совре­мен­ным арт-созна­ни­ем, для кото­ро­го харак­тер­на утра­та ста­ту­са как тра­ди­ци­он­ных цен­но­стей, так и при­ня­тых в обще­стве норм, в том чис­ле норм язы­ка.

Для совре­мен­но­го арт-созна­ния во мно­гом харак­тер­но пре­кло­не­ние перед тем, что мод­но, в трен­де, успеш­но, явля­ет­ся хитом и т. д. Поэто­му в тек­сты теат­раль­ной кри­ти­ки про­ни­ка­ет все боль­ше реклам­ной лек­си­ки (хит, супер­звез­да, тренд, бренд, уни­каль­ный, суперуспеш­ный, экс­клю­зив­ный и т. п.).

Раз­лич­ные осо­бен­но­сти функ­ци­о­ни­ро­ва­ния эсте­ти­че­ских кате­го­рий мож­но наблю­дать на при­ме­ре рецен­зий, в кото­рых авто­ры поле­ми­зи­ру­ют по пово­ду тра­ди­ци­он­но­го теат­ра и его новых форм, выра­жа­ют свою точ­ку зре­ния, исполь­зуя раз­но­об­раз­ные оце­ноч­ные сред­ства. Л. Р. Дус­ка­е­ва пишет, что в куль­тур­но-про­све­ти­тель­ских текстах оце­ноч­ность помо­га­ет пере­дать отно­ше­ние к собы­ти­ям и фак­там куль­тур­ной жиз­ни и чужой смыс­ло­вой пози­ции, а вме­сте с тем и про­воз­гла­ша­е­мые дис­кур­сом цен­но­сти [Дус­ка­е­ва, 2014: 206].

При­ве­дем при­ме­ры: Но то, что уми­ли­тель­но в школь­ной тет­ра­ди, на теат­раль­ной сцене выгля­дит квинт­эс­сен­ци­ей пош­ло­сти (URL: http://​os​.colta​.ru/​t​h​e​a​t​r​e​/​e​v​e​n​t​s​/​d​e​t​a​i​l​s​/​1​0​8​06/. Дата обра­ще­ния: 19.08.2017); Если вы идё­те в театр нао­бум, то почти с гаран­ти­ей попа­дё­те в ску­ку или в сля­коть (URL: http://​www​.mk​.ru/​c​u​l​t​u​r​e​/​2​0​1​7​/​0​3​/​2​6​/​r​o​l​-​l​i​c​h​n​o​s​t​i​-​v​-​i​s​t​o​r​i​i​.​h​tml); А вот с зуб­реж­кой клас­си­че­ско­го насле­дия во всех ее про­тух­ших фор­мах он и его акте­ры рас­пра­ви­лись лег­ко (URL: http://​ptj​.spb​.ru/​b​l​o​g​/​t​e​a​t​r​-​l​y​u​b​o​v​n​y​x​-​d​e​j​s​t​v​ij/. Дата обра­ще­ния: 19.08.2017). Про­во­ка­ци­он­ные поста­нов­ки спо­соб­ству­ют тому, что частот­ной оце­ноч­ной лек­се­мой ста­но­вят­ся поня­тия пош­ло­сти, гря­зи и про­из­вод­ные от них, сино­ни­мич­ные обо­зна­че­ния. В то же вре­мя клас­си­че­ские, тра­ди­ци­он­ные спек­так­ли часто обви­ня­ют­ся в кон­сер­ва­тиз­ме, нега­тив­ная оцен­ка подоб­ным поста­нов­кам чаще все­го дает­ся с помо­щью иро­нии над «люби­те­ля­ми музей­ной пыли», лек­се­мы ску­ка, а так­же раз­лич­ных образ­ных средств и мета­фор, зача­стую иро­нич­ных и гру­бых, как в при­ме­ре с «про­тух­ши­ми фор­ма­ми зуб­реж­ки клас­си­че­ско­го насле­дия». Таким обра­зом, мы наблю­да­ем про­ти­во­ре­чи­вость совре­мен­но­го арт-созна­ния, что отра­жа­ет­ся в актив­ной поле­ми­ке теат­раль­ных рецен­зен­тов и в про­ти­во­ре­чи­вых эсте­ти­че­ских оцен­ках.

В теат­раль­ной кри­ти­ке мета­фо­ри­за­ция и образ­ность речи явля­ют­ся очень суще­ствен­ным аспек­том, поэто­му мета­фо­ры так­же могут отра­жать про­цес­сы, каса­ю­щи­е­ся арт-созна­ния вре­ме­ни и вос­при­я­тия искус­ства. При­ве­дем при­мер образ­ной, поэ­ти­че­ской харак­те­ри­сти­ки спек­так­ля, в кото­рой пре­ва­ли­ру­ет эсте­ти­че­ская кате­го­рия пре­крас­но­го: Вспо­ло­хи мол­ний, крас­ные, точ­но с палех­ской шка­тул­ки сле­тев­шие обла­ка и плат­ки в чер­но­те про­стран­ства, в узком зер­ка­ле сце­ны — эта изыс­кан­ная кра­со­та застав­ля­ет гово­рить о новой арха­и­ке, о новом состо­я­нии после пост­мо­дер­на, новом тра­ги­че­ском и роман­ти­че­ском пере­жи­ва­нии мира, не лишен­ном, впро­чем, скеп­си­са и иро­нии (URL: https://​rg​.ru/​2​0​1​7​/​0​4​/​0​3​/​s​p​e​k​t​a​k​l​-​g​r​o​z​a​-​b​d​t​-​i​m​-​t​o​v​s​t​o​n​o​g​o​v​a​-​p​o​k​a​z​a​l​-​v​a​z​h​n​y​e​-​t​e​n​d​e​n​c​i​i​-​t​e​a​t​r​a​.​h​tml. Дата обра­ще­ния: 15.08.2017).

Депрес­сив­ное, мрач­ное миро­ощу­ще­ние, идеи без­на­деж­но­сти, пес­си­миз­ма ста­но­вят­ся очень зна­чи­мы­ми для пост­мо­дер­нист­ско­го искус­ства и для арт-созна­ния эпо­хи, что, в свою оче­редь, отра­жа­ет­ся на инто­на­ци­ях и лек­си­че­ском напол­не­нии мно­гих теат­раль­ных рецен­зий. Чело­век в пост­мо­дер­нист­ском мире не вос­при­ни­ма­ет­ся как лич­ность, про­бле­мы дегу­ма­ни­за­ции ста­но­вят­ся акту­аль­ны­ми не толь­ко для искус­ства, но и для мате­ри­а­лов СМИ. Обра­ща­ясь к этой про­бле­ме, В. В. Слав­кин пишет: «если сей­час попы­тать­ся сфор­му­ли­ро­вать напол­не­ние кон­цеп­та “чело­век”, опи­ра­ясь на жур­на­лист­ские тек­сты, то, к сожа­ле­нию, на абсо­лют­ной пери­фе­рии ока­жут­ся сло­ва, отра­жа­ю­щие духов­ность, поря­доч­ность, нрав­ствен­ную кра­со­ту чело­ве­ка (а не инди­ви­ду­у­ма). <…> Созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что сред­ствам мас­со­вой инфор­ма­ции инте­рес­ны те про­яв­ле­ния чело­ве­ка, кото­рые могут быть вос­тре­бо­ва­ны преж­де все­го в потре­би­тель­ском плане. Про­ис­хо­дит “кон­сью­ме­ри­за­ция” отно­ше­ния к лич­но­сти» [Слав­кин 2010: 8].

В совре­мен­ных спек­так­лях все реже реа­ли­зу­ет­ся ком­пен­са­тор­ная функ­ция (искус­ство как уте­ше­ние). Пост­мо­дер­нист­ские поста­нов­ки часто не остав­ля­ют надеж­ды, про­воз­гла­шая идею раз­ру­ше­ния и пес­си­ми­сти­че­ско­го вос­при­я­тия мира. В свя­зи с этим кри­ти­ки неред­ко поле­ми­зи­ру­ют с созда­те­ля­ми спек­так­лей, исполь­зуя раз­лич­ную лек­си­ку фило­соф­ско­го дис­кур­са для эсте­ти­че­ской и эти­че­ской оцен­ки. А режис­се­ры в интер­вью с жур­на­ли­ста­ми зача­стую акцен­ти­ру­ют свое виде­ние назна­че­ния теат­ра, в том чис­ле с пози­ции дегу­ма­ни­за­ции или, напро­тив, гума­ни­за­ции искус­ства. Напри­мер, Юрий Гры­мов в интер­вью гово­рит: «Наш новый “Модерн” — это театр надеж­ды и све­та, чело­век в зале может пере­жить все­воз­мож­ные эмо­ции, но „доби­вать“ его нико­гда не надо!» (URL: http://​www​.mk​.ru/​c​u​l​t​u​r​e​/​2​0​1​7​/​0​2​/​0​1​/​n​o​v​y​y​-​k​h​u​d​r​u​k​-​m​o​d​e​r​n​a​-​y​u​r​i​y​-​g​r​y​m​o​v​-​d​o​b​i​v​a​t​-​z​r​i​t​e​l​y​a​-​n​e​-​n​a​d​o​.​h​tml. Дата обра­ще­ния: 3.08.2017). Похо­жую идею выска­зы­ва­ет в сво­ем интер­вью извест­ный теат­раль­ный режис­сер Юрий Буту­сов, при­чем эта цита­та выно­сит­ся в заго­ло­вок: «Мне хочет­ся, что­бы чело­век выхо­дил из зала с надеж­дой» (URL: http://​iz​.ru/​n​o​d​e​/​6​1​5​728. Дата обра­ще­ния: 3.08.2017). Несмот­ря на опре­де­лен­ные тен­ден­ции дегу­ма­ни­за­ции, все же гума­ни­сти­че­ская кон­цеп­ция сохра­ня­ет свою зна­чи­мость для искус­ства и обще­ства, что отра­жа­ет­ся в мате­ри­а­лах СМИ о теат­ре: Туми­нас дока­зал исти­ну, кото­рая в совре­мен­ном теат­ре, увы, тре­бу­ет дока­за­тель­ства: зри­те­лю инте­ре­сен преж­де все­го чело­век (URL: https://​rg​.ru/​2​0​1​7​/​0​1​/​1​5​/​m​a​k​s​i​m​o​v​-​r​i​m​a​s​-​t​u​m​i​n​a​s​-​p​r​i​z​y​v​a​e​t​-​i​g​r​a​t​-​d​l​i​a​-​t​e​a​t​r​a​l​n​y​h​-​a​n​g​e​l​o​v​.​h​tml. Дата обра­ще­ния: 12.08.2017).

В совре­мен­ной жур­на­ли­сти­ке мно­го мате­ри­а­лов выхо­дит о скан­даль­ных поста­нов­ках, одна­ко наблю­да­ет­ся и обрат­ная тен­ден­ция, когда в совре­мен­ных рецен­зи­ях авто­ры акцен­ти­ру­ют то, что поста­нов­ка не скан­даль­ная и не эпа­таж­ная. Тен­ден­ции совре­мен­но­го искус­ства свя­за­ны как с мак­си­маль­ным «упро­ще­ни­ем», доступ­но­стью мате­ри­а­ла, так и, напро­тив, с аль­тер­на­тив­ным вари­ан­том — демон­стра­ци­ей эли­тар­но­сти, интел­лек­ту­аль­но­сти про­из­ве­де­ний. Лек­си­ка высо­ко­го сти­ля, свя­зан­ная с эсте­ти­че­ской кате­го­ри­ей воз­вы­шен­но­го, исполь­зу­ет­ся в теат­раль­ных рецен­зи­ях, несмот­ря на тен­ден­ции актив­но­го рас­про­стра­не­ния сни­жен­ной лек­си­ки в текстах СМИ.

Рецен­зии на пре­мье­ры пост­мо­дер­нист­ских, про­во­ка­ци­он­ных поста­но­вок инте­рес­ны тем, как рецен­зен­ты дают про­ти­во­по­лож­ные эсте­ти­че­ские оцен­ки, отра­жа­ю­щие опре­де­лен­ные осо­бен­но­сти арт-созна­ния эпо­хи, и какие язы­ко­вые сред­ства исполь­зу­ют­ся в этих целях. В свя­зи с этим рас­смот­рим рецен­зии раз­лич­ных изда­ний на пре­мье­ру опе­ры «Сне­гу­роч­ка» в Боль­шом теат­ре в поста­нов­ке Алек­сандра Тите­ля.

Ана­лиз язы­ка рецен­зий выявил, что раз­вле­ка­тель­ная состав­ля­ю­щая при­сут­ству­ет в боль­шей части мате­ри­а­лов. Даже серьез­ные рас­суж­де­ния выстра­и­ва­ют­ся в увле­ка­тель­ной мане­ре, с исполь­зо­ва­ни­ем эле­мен­тов язы­ко­вой игры. Актив­но реа­ли­зу­ет­ся аттрак­тив­ная функ­ция мате­ри­а­лов, чему осо­бен­но спо­соб­ству­ют яркие мета­фо­ри­че­ские обра­зы. При этом сами оцен­ки кри­ти­ков могут кар­ди­наль­но раз­ли­чать­ся:

Имен­но от ее вели­ча­во-игро­вых импуль­сов тан­цу­ет режис­сер­ская мысль, даже если эта мысль лише­на бла­гост­но­сти, пол­на фило­со­фи­че­ской горе­чи и на поверх­ност­ный взгляд «пер­пен­ди­ку­ляр­на» пар­ти­ту­ре (URL: https://​lenta​.ru/​a​r​t​i​c​l​e​s​/​2​0​1​7​/​0​6​/​2​0​/​s​n​o​w​_​m​a​i​d​en/. Дата обра­ще­ния: 9.08.2017).

Отче­го стре­ля­лись Лен­ский и Оне­гин? Отче­го уто­пи­лась Лиза? Отче­го умер­ла Вио­лет­та? Такие вопро­сы все чаще зада­ют опер­ные режис­се­ры, сорев­ну­ясь в пара­док­саль­ных отве­тах. И вот уже Лен­ский мертв в резуль­та­те несчаст­но­го слу­чая, Лиза уплы­ла на лод­ке, а Вио­лет­та под­це­пи­ла СПИД. И толь­ко Сне­гу­роч­ке как-то уда­ва­лось таять от люб­ви и жара Яри­ло-Солн­ца. Одна­ко при­шел и ее черед… <…> Если холод наше­го лета спро­во­ци­ро­ван столь ради­каль­ной трак­тов­кой рус­ской клас­си­ки? А что если Яри­ло-Солн­це осер­чал на нас? И не будет нам лета в этом году?! Теперь хоть зна­ем, с кого спро­сить (URL: http://​www​.mk​.ru/​c​u​l​t​u​r​e​/​2​0​1​7​/​0​6​/​1​6​/​v​-​b​o​l​s​h​o​m​-​t​e​a​t​r​e​-​r​a​s​t​o​p​i​l​i​-​s​n​e​g​u​r​o​c​h​k​u​-​p​r​o​z​h​e​k​t​o​r​a​m​i​.​h​tml. Дата обра­ще­ния: 9.08.2017).

В пер­вом слу­чае автор, поло­жи­тель­но оце­ни­вая уви­ден­ное, исполь­зу­ет лек­си­ку высо­ко­го сти­ля и при­дер­жи­ва­ет­ся серьез­ной инто­на­ции, а во вто­рой рецен­зии мож­но отме­тить увле­ка­тель­ность фор­мы, юмор и иро­нич­ный под­ход, при этом сохра­ня­ет­ся ясность автор­ской мыс­ли о непри­я­тии воль­ной трак­тов­ки про­из­ве­де­ния. Инте­рес­но отме­тить, что в рецен­зи­ях рас­про­стра­не­ны автор­ские иро­нич­ные ана­ло­гии с акту­аль­ны­ми собы­ти­я­ми или явле­ни­я­ми, не свя­зан­ны­ми с искус­ством (напри­мер, в дан­ном слу­чае с пого­дой), при­чем они могут выно­сить­ся и в заго­ло­воч­ный ком­плекс: Холод­ное лето сем­на­дца­то­го года (URL: http://​www​.colta​.ru/​a​r​t​i​c​l​e​s​/​m​u​s​i​c​_​c​l​a​s​s​i​c​/​1​5​179. Дата обра­ще­ния: 9.08.2017).

Подоб­ные ана­ло­гии дела­ют мате­ри­ал более вклю­чен­ным в реа­лии сего­дняш­не­го дня, сбли­жа­ют авто­ра и чита­тель­скую ауди­то­рию, а так­же спо­соб­ству­ют сме­ше­нию раз­но­об­раз­ных тема­ти­че­ских пла­стов, харак­тер­но­му для эпо­хи пост­мо­дер­на. Иро­ния (на гра­ни со сте­бом) слу­жит одним из основ­ных оце­ноч­ных средств. Так­же в рецен­зи­ях наблю­да­ет­ся оби­лие раз­го­вор­ной лек­си­ки, сти­ли­сти­че­ски не соот­но­си­мой с клас­си­че­ским про­из­ве­де­ни­ем, но объ­яс­ни­мой вви­ду эпа­таж­ной, пост­мо­дер­нист­ской кон­цеп­ции поста­нов­ки и соот­вет­ству­ю­щим выра­же­ни­ем автор­ской иро­нии.

Гово­ря о ради­каль­ных трак­тов­ках клас­си­ки, авто­ры неред­ко исполь­зу­ют мета­фо­ри­че­ские обра­зы с упо­треб­ле­ни­ем агрес­сив­ной и воен­ной лек­си­ки, что при­да­ет допол­ни­тель­ную жест­кость оцен­ке (жест­кость и кате­го­рич­ность выра­же­ния мыс­лей ста­но­вят­ся харак­тер­ны­ми чер­та­ми совре­мен­но­го созна­ния). В теат­раль­ных рецен­зи­ях часто встре­ча­ют­ся мета­фо­ры подоб­но­го типа: «пье­са искром­са­на, взо­рва­на», «автор­ская эсте­ти­ка уби­та» и т. п. В рецен­зи­ях на «Сне­гу­роч­ку» Боль­шо­го теат­ра мы так­же встре­ча­ем исполь­зо­ва­ние подоб­ных мета­фор: Заду­мав новую «Сне­гу­роч­ку» уже на исто­ри­че­ской сцене, Боль­шой театр при­гла­сил раз­мо­ро­зить шедевр Алек­сандра Тите­ля, режис­су­ра кото­ро­го не раз взры­ва­ла эта­ло­ны новым про­чте­ни­ем (URL: https://​rg​.ru/​2​0​1​7​/​0​6​/​1​7​/​v​-​b​o​l​s​h​o​m​-​t​e​a​t​r​e​-​p​r​o​s​h​l​a​-​p​r​e​m​e​r​a​-​s​n​e​g​u​r​o​c​h​k​i​.​h​tml. Дата обра­ще­ния: 10.08.2017).

В свя­зи с тем что теат­раль­ная рецен­зия ста­но­вит­ся таким жан­ром арт-жур­на­ли­сти­ки, в кото­ром авто­ры могут сво­бод­но про­во­дить парал­ле­ли с раз­ны­ми зна­чи­мы­ми для обще­ства собы­ти­я­ми в сфе­ре куль­ту­ры, не обя­за­тель­но отно­ся­щи­ми­ся исклю­чи­тель­но к теат­ру, мож­но наблю­дать, как в язы­ке кри­ти­ки отра­жа­ют­ся опре­де­лен­ные поня­тия, каса­ю­щи­е­ся, напри­мер, назва­ний гром­ких кино­пре­мьер. Осмыс­ляя идею опе­ры «Сне­гу­роч­ка», раз­ные авто­ры в сво­их рецен­зи­ях исполь­зу­ют явную или скры­тую отсыл­ку к филь­му Андрея Звя­гин­це­ва «Нелю­бовь», пре­мье­ра кото­ро­го состо­я­лась при­бли­зи­тель­но в то же вре­мя: О спек­так­ле спо­рят, мно­гие в яро­сти: поку­си­лись на свет­лое, уте­ши­тель­ную сказ­ку вклю­чи­ли в завис­ший в воз­ду­хе хоро­вод нелюб­ви (URL: https://​rg​.ru/​2​0​1​7​/​0​6​/​1​7​/​v​-​b​o​l​s​h​o​m​-​t​e​a​t​r​e​-​p​r​o​s​h​l​a​-​p​r​e​m​e​r​a​-​s​n​e​g​u​r​o​c​h​k​i​.​h​tml. Дата обра­ще­ния: 12.08.2017); Насколь­ко уда­ет­ся эсте­ти­зи­ро­вать раз­ру­ху и нена­стье кине­ма­то­гра­фу (недав­няя «Нелю­бовь» Андрея Звя­гин­це­ва тому при­ме­ром), настоль­ко огруб­ля­ет их сце­ни­че­ская пода­ча (URL: https://​iz​.ru/​n​o​d​e​/​6​0​8​488. Дата обра­ще­ния: 12.08.2017); Мне кажет­ся, что созда­те­лям спек­так­ля пона­до­бил­ся этот совре­мен­ный тех­но­ген­ный мир имен­но для того, что­бы ост­рее про­зву­ча­ла тема «без­лю­бья», не слу­чай­но став­шая столь попу­ляр­ной в послед­нее вре­мя (URL: https://​rg​.ru/​2​0​1​7​/​0​6​/​2​5​/​m​a​k​s​i​m​o​v​-​s​n​e​g​u​r​o​c​h​k​a​-​e​t​o​-​a​b​s​o​l​i​u​t​n​o​-​s​i​u​r​r​e​a​l​i​s​t​i​c​h​e​s​k​o​e​-​p​r​o​i​z​v​e​d​e​n​i​e​.​h​tml. Дата обра­ще­ния: 12.08.2017).

Доволь­но рас­про­стра­нен в теат­раль­ных рецен­зи­ях при­ем эсте­ти­че­ской анти­те­зы: В ито­го­вой ком­по­нов­ке в усло­ви­ях новой кон­цеп­ции сказ­ка под­ме­ня­ет­ся утри­ро­ван­ным изоб­ра­же­ни­ем реаль­но­сти, эсте­ти­че­ски воз­вы­шен­ное — при­зем­лен­ным и гру­бым, роман­ти­ка сюже­та — сер­мяж­ной и тягост­ной про­зой бес­про­свет­ной жиз­ни, а вол­шеб­ство любов­но­го чув­ства — хоро­шо заву­а­ли­ро­ван­ным нату­ра­лиз­мом (URL: http://​belcanto​.ru/​1​7​0​6​2​1​0​4​.​h​tml. Дата обра­ще­ния: 14.08.2017).

Порож­де­ни­ем пост­мо­дер­низ­ма явля­ет­ся жан­ро­вое и сти­ле­вое сме­ше­ние, раз­мы­ва­ние эсте­ти­че­ских и сти­ли­сти­че­ских кате­го­рий. В текстах про­ана­ли­зи­ро­ван­ных рецен­зий наи­бо­лее оче­вид­но демон­стри­ру­ет это явле­ние пара­док­саль­ная соче­та­е­мость лек­си­че­ских и оце­ноч­ных средств, когда поста­нов­ка клас­си­че­ской опе­ры срав­ни­ва­ет­ся с «трил­ле­ром-анти­уто­пи­ей», «филь­мом-ката­стро­фой», «депрес­сив­ным кит­чем», «чер­ну­хой»: Клас­си­ку поста­ви­ли в жан­ре трил­ле­ра-анти­уто­пии (URL: http://​www​.mk​.ru/​c​u​l​t​u​r​e​/​2​0​1​7​/​0​6​/​1​6​/​v​-​b​o​l​s​h​o​m​-​t​e​a​t​r​e​-​r​a​s​t​o​p​i​l​i​-​s​n​e​g​u​r​o​c​h​k​u​-​p​r​o​z​h​e​k​t​o​r​a​m​i​.​h​tml. Дата обра­ще­ния: 14.08.2017); Вме­сто опе­ры на его соб­ствен­ное либ­рет­то по одно­имен­ной пье­се Ост­ров­ско­го име­ем деше­вый (хотя вряд мало­бюд­жет­ный) фильм-ката­стро­фу, тяже­лый депрес­сив­ный китч, чудо­вищ­ную «чер­ну­ху-бом­жат­ник» (URL: http://​www​.belcanto​.ru/​1​7​0​6​2​1​0​4​.​h​tml. Дата обра­ще­ния: 14.08.2017).

Выво­ды. Ана­лиз мате­ри­а­ла выявил спе­ци­фи­че­скую сти­ли­сти­ку теат­раль­ных рецен­зий, отра­жа­ю­щую опре­де­лен­ные осо­бен­но­сти совре­мен­но­го арт-созна­ния. Сти­ли­сти­ка теат­раль­ных рецен­зий отра­жа­ет про­цес­сы, про­ис­хо­дя­щие, с одной сто­ро­ны, в язы­ке СМИ, а с дру­гой — в сфе­ре куль­ту­ры, обще­ствен­но­го созна­ния.

Оце­ноч­ность, при­су­щая жан­ру теат­раль­ной рецен­зии, спо­соб­ству­ет более нагляд­но­му про­яв­ле­нию в тек­сте спе­ци­фи­ки арт-созна­ния эпо­хи. Поиск смыс­ла в лите­ра­тур­ной осно­ве и в режис­сер­ской кон­цеп­ции поз­во­ля­ет рецен­зен­там про­во­дить парал­ле­ли с совре­мен­но­стью и жиз­нью обще­ства.

Сле­ду­ет при­знать, что эсте­ти­ка совре­мен­ных поста­но­вок и эсте­ти­че­ские осо­бен­но­сти рецен­зий на них вза­и­мо­свя­за­ны, поэто­му язык кри­ти­ки, как и само искус­ство, во мно­гом ока­зал­ся под вли­я­ни­ем пост­мо­дер­низ­ма. Эпа­таж­ные поста­нов­ки зача­стую про­во­ци­ру­ют кри­ти­ков на исполь­зо­ва­ние опре­де­лен­ных рече­вых средств.

Ана­лиз мате­ри­а­ла выявил, что язык теат­раль­ной рецен­зии отра­жа­ет такие осо­бен­но­сти совре­мен­но­го арт-созна­ния, как стрем­ле­ние к раз­вле­ка­тель­но­сти, иро­ни­че­ское и сар­ка­сти­че­ское вос­при­я­тие, сме­ше­ние основ­ных эсте­ти­че­ских кате­го­рий, а так­же стрем­ле­ние к эпа­та­жу, что спо­соб­ству­ет актив­но­му исполь­зо­ва­нию аттрак­тив­ных рече­вых средств. Идея без­на­деж­но­сти, пес­си­миз­ма, посту­ли­ру­е­мая во мно­гих совре­мен­ных поста­нов­ках, отра­жа­ет­ся в сти­ли­сти­ке, инто­на­ци­ях, опре­де­лен­ном выбо­ре лек­си­ки, одна­ко тем инте­рес­нее про­сле­дить обрат­ную тен­ден­цию, свя­зан­ную с поле­ми­кой по пово­ду ста­ту­са чело­ве­че­ских цен­но­стей. Рецен­зии дают нема­ло при­ме­ров гума­ни­сти­че­ско­го мыш­ле­ния, акцен­та­ции кате­го­рий воз­вы­шен­но­го и пре­крас­но­го с исполь­зо­ва­ни­ем фило­соф­ской лек­си­ки высо­ко­го сти­ля. Выпол­не­ние куль­ту­ро­фор­ми­ру­ю­щей функ­ции хотя и пере­ста­ет быть при­о­ри­тет­ным, одна­ко все же сохра­ня­ет свою зна­чи­мость в теат­раль­ном дис­кур­се СМИ.

Анненкова И. В. Медиадискурс XXI века: лингвофилософский аспект языка СМИ. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2011.

Борев Ю. Б. Эстетика: учебник. М.: Высш. школа, 2002.

Бычков В. В. Проблемы и «болевые точки» современной эстетики // Эстетика: вчера, сегодня, всегда. Вып. 1. М.: Ин-т филос. РАН, 2005. С. 3–38.

Гаранина Н. С. О стиле литературно-художественной критики // Стилистика газетных жанров / под ред. Д. Э. Розенталя. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1981. С. 173–204.

Дускаева Л. Р. Выражение оценочных коммуникативных действий в журналистском культурно-просветительском дискурсе // Вестник Пермского университета. 2014. Вып. 4 (28). С. 206–213.

Дмитревская М. Ю. Жанры критики // Семинар по театральной критике: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. акад. театр. иск-ва, 2013. С. 215–225.

Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: курс лекций. М.: Гнозис, 2002.

Маслова В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие. М.: Академия, 2001.

Нерсесова Т. Е. Типы и жанры рецензирования в современных печатных СМИ: дис. … канд. филол. наук. М., 2012.

Пичко Н. С. Художественное сознание как универсум // Яросл. пед. вестн. 2015. № 1, т. 1. Культурология. С. 56–60.

Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. 2-е изд. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2003.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Универс, 1993. (Филологи мира).

Сидякина А. А. Художественно-просветительские периодические издания (арт-журналистика) // Журналистика сферы досуга: учеб. пособие под общ. ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. школа журн. и мас. коммуникаций, 2012. С. 123–131.

Славкин В. В. Человек — это звучит…? // МедиаТренды. 2010. № 11 (16). С. 8.

Тарасов А. Н. Теория деконструкции как философско-теоретическая основа эстетики постмодернизма // Философия и общество. 2009. № 1 (53). С. 174–187.

Кудрявцев Б. Н. Театр как социальный институт // Введение в театроведение: учеб. пособие / сост. и отв. ред. Ю. М. Барбой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. акад. театр. иск-ва, 2011. С. 179–194.

Таршис Н. А. Театральная критика и театроведение // Введение в театроведение: учеб. пособие / сост. и отв. ред. Ю. М. Барбой. СПб, 2011. С. 161–170.

Праздников Г. А. Театроведение и наука // Введение в театроведение: учеб. пособие / сост. и отв. ред. Ю. М. Барбой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. акад. театр. иск-ва, 2011.С. 7–27.

Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2011.

Annenkova I. V. Mediadiskurs XXI veka: lingvofilosofskii aspekt iazyka SMI [Mediadiscourse of the XXI century: linguophilosophical aspect of the mass media language]. Moscow, 2011. (In Russian)

Borev Yu. B. Estetika [Aesthetics]. Moscow, 2002. (In Russian)

Bychkov V. V. Problemy i «bolevye tochki» sovremennoi estetiki [Problems and “pain spots” of modern aesthetics]. Estetika: vchera, segodnya, vsegda [Aesthetics: yesterday, today, forever]. Vol. 1. Moscow, 2005, pp. 3–38. (In Russian)

Dmitrevskaia M. Iu. Zhanry kritiki [Genres of criticism]. Seminar po teatralnoi kritike: ucheb. posobie [Seminar on theatre criticism: Textbook]. St. Petersburg, 2013, pp. 215–225. (In Russian)

Duskaeva L. R. Vyrazhenie otsenochnykh kommunikativnykh deistvii v zhurnalistskom kul’turnoprosvetitel’skom diskurse [Expression of evaluative communicative actions in journalistic cultural and educational discourse]. Vestn. Perm. un-ta [Bul. Perm Univ.], 2014, no. 4 (28), pp. 206–213. (In Russian)

Garanina N. S. O stile literaturno-khudozhestvennoi kritiki [About the style of literary criticism]. Stilistika gazetnykh zhanrov [Stylistics of newspaper genres]. Moscow, 1981, pp. 173–204. (In Russian)

Krasnykh V. V. Etnopsikholingvistika i lingvokul’turologiia: kurs lektsii [Ethno-psycholinguistics and cultural linguistics: a course of lectures]. Moscow, 2002. (In Russian)

Kudryavtsev B. N. Teatr kak sotsialnyi institut [Theatre as a social institution]. Vvedenie v teatrovedenie: ucheb. posobiye [Introduction to theatre studies]. St. Petersburg, 2011, pp. 179–194. (In Russian)

Maslova V. A. Lingvokulturologiia: ucheb. posobiye [Cultural linguistics: textbook]. Moscow, 2001. (In Russian)

Nersesova T. E. Tipy i zhanry retsenzirovaniya v sovremennykh pechatnykh SMI: dis. … kand. filol. nauk [Types and genres of reviewing in contemporary print media. Thesis of PhD]. Moscow, 2012. (In Russian)

Pichko N. S. Khudozhestvennoe soznanie kak universum [Artistic Consciousness as Universe]. Yarosl. pedagog. vestn. [Yaroslavl pedagogical bul.], 2015, no. 1, vol. 1. Cultorology, pp. 56–60. (In Russian)

Prazdnikov G. A. Teatrovedeniie i nauka [Theatre and science]. Vvedenie v teatrovedenie: ucheb. posobie [Introduction to theatre studies]. St. Petersburg, 2011, pp. 7–27. (In Russian)

Pronina E. E. Psikhologiia zhurnalistskogo tvorchestva [Psychology of journalistic creativity]. 2nd ed. Moscow, 2003. (In Russian)

Sepir E. Izbrannye trudy po iazykoznaniiu i kul’turologii [Selected works on linguistics and culturology]. Moscow, 1993. (In Russian)

Sidiakina A. A. Khudozhestvenno-prosvetitel’skie periodicheskie izdaniia (art-zhurnalistika) [Artistic and educational periodicals (art-journalism)]. Zhurnalistika sfery dosuga [Journalism of entertainment sphere]: textbook. Eds L. R. Duskaeva, N. S. Tsvetova. St. Petersburg, 2012, pp. 123–131. (In Russian)

Slavkin V. V. Chelovek — eto zvuchit…? [What does the word “man” sound?]. MediaTrends, 2010, no. 11 (16). P. 8. (In Russian)

Tarasov A. N. Teoriia dekonstruktsii kak filosofsko-teoreticheskaia osnova estetiki postmodernizma [Th theory of deconstruction as philosophical theoretical basis for the postmodernism aesthetics]. Filosofiia i obshchestvo [Philosophy and society], 2009, no. 1 (53), pp. 174–187. (In Russian)

Tarshis N. A. Teatralnaia kritika i teatrovedenie [Theatre criticism and theatre studies]. Vvedenie v teatrove denie: ucheb. posobie [Introduction to theatre studies]. St. Petersburg, 2011, pp. 161–170. (In Russian)

Tertychnyi A. A. Zhanry periodicheskoi pechati: ucheb. posobie [Genres of periodical press: textbook]. Moscow, 2011. (In Russian)

Ста­тья посту­пи­ла в редак­цию 15 сен­тяб­ря 2017 г.;
реко­мен­до­ва­на в печать 27 нояб­ря 2017 г.

© Санкт-Петер­бург­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, 2018