Суббота, 31 июляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Стилистика театральных рецензий и арт-сознание современности

Поста­нов­ка про­бле­мы. Теат­раль­ная рецен­зия как основ­ной жанр теат­раль­но­го дис­кур­са СМИ пред­став­ля­ет боль­шой инте­рес в свя­зи со спе­ци­фи­кой сво­ей темы и язы­ко­вых средств, необ­хо­ди­мых для успеш­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния подоб­ных мате­ри­а­лов. Под теат­раль­ным дис­кур­сом мы пони­ма­ем область ком­му­ни­ка­ции, объ­еди­нен­ную пись­мен­ны­ми и уст­ны­ми тек­ста­ми раз­лич­ных функ­ци­о­наль­ных сти­лей и жан­ров, осве­ща­ю­щи­ми теат­раль­ную сфе­ру. Совре­мен­ная теат­раль­ная рецен­зия объ­еди­ня­ет в себе свой­ства инфор­ма­ци­он­но­го, ана­ли­ти­че­ско­го и худо­же­ствен­но-пуб­ли­ци­сти­че­ско­го жан­ра, выпол­ня­ет ряд функ­ций, в част­но­сти инфор­ма­тив­ную, ана­ли­ти­че­скую, куль­ту­ро­фор­ми­ру­ю­щую, оце­ноч­ную, воз­дей­ству­ю­щую, аттрак­тив­ную и развлекательную.

В насто­я­щее вре­мя теат­раль­ная рецен­зия — жанр, актив­но пред­став­лен­ный в арт-жур­на­ли­сти­ке. По опре­де­ле­нию А. А. Сидя­ки­ной, арт-жур­на­ли­сти­ка — это регу­ляр­ная и систе­ма­ти­че­ская инфор­ма­ци­он­но-ана­ли­ти­че­ская дея­тель­ность по осве­ще­нию в СМИ собы­тий и явле­ний искус­ства и худо­же­ствен­ной жиз­ни (в том чис­ле теат­раль­ной, лите­ра­тур­ной, музы­каль­ной, кине­ма­то­гра­фи­че­ской и т. д.) с исполь­зо­ва­ни­ем всех жан­ров и форм пода­чи мате­ри­а­ла, при нали­чии оце­ноч­но­сти и ком­пе­тент­но­го кри­ти­че­ско­го суж­де­ния [Сидя­ки­на 2012: 125].

Арт-жур­на­ли­сти­ка в целом явля­ет­ся акту­аль­ной сфе­рой иссле­до­ва­ния в свя­зи с ком­плек­сом про­блем и вопро­сов состо­я­ния искус­ства, обще­ствен­но­го созна­ния, цен­ност­ных уста­но­вок и др. Язык арт-жур­на­ли­сти­ки не толь­ко ста­но­вит­ся пока­за­те­лем каче­ства мате­ри­а­лов, но и демон­стри­ру­ет опре­де­лен­ные тен­ден­ции в арт-созна­нии эпохи.

Тер­мин арт-созна­ние мы исполь­зу­ем как сино­ним тер­ми­на худо­же­ствен­ное созна­ние, одна­ко пер­вый нам кажет­ся пред­по­чти­тель­ным в кон­тек­сте совре­мен­ной арт-жур­на­ли­сти­ки, а так­же с уче­том исполь­зо­ва­ния тер­ми­на арт-созна­ние в рабо­те В. В. Быч­ко­ва о совре­мен­ной эсте­ти­ке [Быч­ков 2005]. Худо­же­ствен­ное созна­ние явля­ет­ся фор­мой обще­ствен­но­го созна­ния и отра­жа­ет эсте­ти­че­ское отно­ше­ние чело­ве­ка к миру в аспек­те эсте­ти­че­ских кате­го­рий пре­крас­но­го и без­об­раз­но­го, воз­вы­шен­но­го и низ­мен­но­го, тра­ги­че­ско­го и коми­че­ско­го. Усло­вия обще­ствен­ной жиз­ни, осо­бен­но­сти кон­крет­ной эсте­ти­че­ской куль­ту­ры ока­зы­ва­ют­ся фак­то­ра­ми, вли­я­ю­щи­ми на пере­ме­ны в худо­же­ствен­ном созна­нии раз­лич­ных эпох. По мне­нию Н. С. Пич­ко, худо­же­ствен­ное созна­ние высту­па­ет как систем­ное цен­ност­ное пред­став­ле­ние в сло­жив­шей­ся соци­о­куль­тур­ной ситу­а­ции пони­ма­ния и отра­же­ния в эсте­ти­че­ских кате­го­ри­ях мира, обще­ства, чело­ве­ка [Пич­ко 2015: 58].

Про­сле­дим отра­же­ние неко­то­рых осо­бен­но­стей арт-созна­ния совре­мен­но­сти в сти­ли­сти­ке теат­раль­ных рецен­зий. Теат­раль­ная рецен­зия пред­став­ля­ет собой акту­аль­ный объ­ект для иссле­до­ва­ния совре­мен­но­го арт-созна­ния, в том чис­ле бла­го­да­ря при­су­щей это­му жан­ру оце­ноч­но­сти. Суще­ству­ет мне­ние, что во вся­ком кри­ти­че­ском откли­ке на спек­такль чита­тель встре­ча­ет­ся с инди­ви­ду­аль­ным вос­при­я­ти­ем авто­ра, а через него — с куль­тур­ны­ми при­ме­та­ми, в том чис­ле вку­са­ми и предубеж­де­ни­я­ми эпо­хи [Тар­шис 2011: 165].

Про­бле­ма вза­и­мо­от­но­ше­ния язы­ка и куль­ту­ры, отра­же­ния арт-созна­ния в сти­ли­сти­ке мате­ри­а­лов мас­сме­диа пред­став­ля­ет собой зна­чи­мое поле иссле­до­ва­ния, важ­ное для выяв­ле­ния цен­ност­ных уста­но­вок обще­ства, а так­же для обос­но­ва­ния зна­чи­мо­сти куль­ту­ро­фор­ми­ру­ю­щей функ­ции СМИ. В совре­мен­ном мире огром­ное вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние соци­аль­но-куль­тур­ных цен­но­стей ока­зы­ва­ют мас­сме­диа. И. В. Аннен­ко­ва отме­ча­ет, что, интер­пре­ти­руя теку­щую дей­стви­тель­ность, или пре­це­дент­ные фено­ме­ны, или топо­сы куль­ту­ры, жур­на­ли­сти­ка тем самым воль­но или неволь­но повы­ша­ет цен­ность этих интер­пре­та­ти­вов и фор­ми­ру­ет их цен­ност­ные харак­те­ри­сти­ки в созна­нии адре­са­та [Аннен­ко­ва 2011: 89]. Оче­вид­но, что вли­я­ние мас­сме­диа на ауди­то­рию вза­и­мо­свя­за­но с вли­я­ни­ем само­го обще­ства на содер­жа­ние и язык мате­ри­а­лов СМИ, эта тен­ден­ция обла­да­ет двунаправленностью.

Постав­лен­ная про­бле­ма отра­же­ния арт-созна­ния совре­мен­но­сти в сти­ли­сти­ке теат­раль­ных рецен­зий име­ет боль­шое зна­че­ние в свя­зи с акту­аль­но­стью темы вза­и­мо­дей­ствия язы­ка СМИ и совре­мен­ной куль­ту­ры. Цель дан­ной ста­тьи — крат­ко рас­крыть фено­мен арт-созна­ния эпо­хи и обос­но­вать его спе­ци­фи­ку как фак­то­ра, вли­я­ю­ще­го на сти­ли­сти­ку совре­мен­ной теат­раль­ной рецен­зии. Важ­ны­ми для рас­смот­ре­ния явля­ют­ся тру­ды, посвя­щен­ные как жан­рам и язы­ку мас­сме­диа, так и ком­плек­су эсте­ти­че­ских, фило­соф­ских, куль­ту­ро­ло­ги­че­ских и искус­ство­вед­че­ских вопро­сов. Изу­че­ние это­го аспек­та помо­жет пол­нее рас­крыть роль жан­ра теат­раль­ной рецен­зии в обла­сти арт-жур­на­ли­сти­ки, опре­де­лить основ­ные язы­ко­вые тен­ден­ции, про­сле­дить функ­ци­о­ни­ро­ва­ние эсте­ти­че­ских кате­го­рий в сти­ли­сти­ке рецен­зий, в том чис­ле в выбо­ре оце­ноч­ных средств.

Исто­рия и тео­рия вопро­са. Зна­чи­тель­ная часть работ, посвя­щен­ных теат­раль­ной рецен­зии, свя­за­на не с линг­ви­сти­че­ски­ми вопро­са­ми, а каса­ет­ся исто­рии теат­раль­ной кри­ти­ки. На дан­ный момент осо­бен­но акту­аль­на про­бле­ма функ­ци­о­ни­ро­ва­ния теат­раль­ной рецен­зии, ее сти­ли­сти­че­ских осо­бен­но­стей и жан­ро­вой транс­фор­ма­ции. Этот вопрос еще недо­ста­точ­но изу­чен и предо­став­ля­ет широ­кое поле для иссле­до­ва­ний вви­ду мало­го коли­че­ства работ по теме.

Для рас­смот­ре­ния язы­ко­вой спе­ци­фи­ки теат­раль­ных рецен­зий про­шлых лет и для срав­не­ния с совре­мен­ны­ми тен­ден­ци­я­ми в этой обла­сти боль­шой инте­рес пред­став­ля­ет рабо­та Н. С. Гара­ни­ной, посвя­щен­ная сти­лю теат­раль­ной кри­ти­ки совет­ско­го пери­о­да [Гара­ни­на 1981]. Про­бле­ма жан­ра рецен­зии под­ни­ма­лась в ряде работ, одна­ко они были напи­са­ны с точ­ки зре­ния тео­рии жур­на­ли­сти­ки [Нер­се­со­ва 2012; Тер­тыч­ный 2011]. Пред­став­ля­ют инте­рес рабо­ты теат­ро­ве­дов по исто­рии, эво­лю­ции теат­ра и основ­ным прин­ци­пам теат­раль­ной кри­ти­ки [Тар­шис 2011; Куд­ряв­цев 2011; Дмит­рев­ская 2013; Празд­ни­ков 2011].

В свя­зи с язы­ко­вой спе­ци­фи­кой теат­раль­ной кри­ти­ки и отра­же­ни­ем в ней арт-созна­ния эпо­хи акту­аль­ным пред­став­ля­ет­ся рас­смот­ре­ние линг­во­куль­ту­ро­ло­ги­че­ско­го аспек­та [Сепир 1993; Мас­ло­ва 2001; Крас­ных 2002]. В свя­зи с осмыс­ле­ни­ем язы­ко­вых осо­бен­но­стей теат­раль­ной рецен­зии в кон­тек­сте линг­во­фи­ло­со­фии и эсте­ти­ки мы опи­ра­ем­ся на идеи, выдви­ну­тые в моно­гра­фии И. В. Аннен­ко­вой «Медиа­дис­курс XXI века. Линг­во­фи­ло­соф­ский аспект язы­ка СМИ» [Аннен­ко­ва 2011].

В каче­стве базо­вых работ по эсте­ти­ке (в том чис­ле в свя­зи с вопро­са­ми эсте­ти­ки пост­мо­дер­низ­ма) для дан­но­го иссле­до­ва­ния были выбра­ны учеб­ник Ю. Б. Боре­ва [Борев, 2002] и ста­тья В. В. Быч­ко­ва [Быч­ков 2005: 27], а так­же ста­тья А. Н. Тара­со­ва «Тео­рия декон­струк­ции как фило­соф­ско-тео­ре­ти­че­ская осно­ва пост­мо­дер­низ­ма» [Тара­сов 2009].

Для арт-созна­ния совре­мен­но­го обще­ства ста­но­вит­ся харак­тер­ным посто­ян­ный поиск раз­вле­че­ний, при­чем раз­вле­ка­тель­ный эле­мент зача­стую обна­ру­жи­ва­ет­ся даже в серьез­ном мате­ри­а­ле. Раз­вле­ка­тель­ные филь­мы, сери­а­лы, ТВ-шоу наодят­ся в верх­них стро­ках рей­тин­гов попу­ляр­но­сти, теат­раль­ное искус­ство так­же под­вер­га­ет­ся вли­я­нию этой тен­ден­ции, как и мате­ри­а­лы СМИ об искус­стве в целом и о теат­ре в част­но­сти. Так­же важ­но отме­тить зна­чи­мость для совре­мен­но­го искус­ства эсте­ти­ки шока. Теат­раль­ное дей­ствие в совре­мен­ную эпо­ху все чаще теря­ет гума­ни­сти­че­ское содер­жа­ние и пере­ста­ет выпол­нять мис­сию гар­мо­ни­за­ции жиз­ни чело­ве­ка, важ­ную для искус­ства. В совре­мен­ной худо­же­ствен­ной куль­ту­ре неред­ко воз­ни­ка­ет тен­ден­ция к дегу­ма­ни­за­ции искус­ства, когда кате­го­рия воз­вы­шен­но­го исче­за­ет, а кате­го­рия низ­мен­но­го, наобо­рот, выхо­дит на пер­вый план. В. В. Быч­ков так харак­те­ри­зу­ет арт-созна­ние совре­мен­но­сти: «Созна­тель­но отка­зав­шись от основ­ных прин­ци­пов клас­си­че­ско­го эсте­ти­че­ско­го опы­та — пре­крас­но­го, воз­вы­шен­но­го, тра­ги­че­ско­го, миме­тиз­ма, иде­а­ли­за­ции и т. п. — как излишне пате­ти­че­ских и не кор­ре­ли­ру­ю­щих с совре­мен­ным состо­я­ни­ем чело­ве­че­ско­го суще­ство­ва­ния, нон­клас­си­ка акцен­ти­ру­ет вни­ма­ние на мар­ги­наль­ных для клас­си­че­ской эсте­ти­ки прин­ци­пах игры, иро­низ­ма, без­об­раз­но­го, пони­мая их в каче­стве базо­вых прин­ци­пов инно­ва­ци­он­но­го арт-созна­ния совре­мен­но­сти» [Быч­ков 2005: 27]. В тра­ди­ци­он­ной эсте­ти­ке источ­ни­ком воз­вы­шен­но­го явля­ют­ся вели­че­ствен­ные явле­ния при­ро­ды, оду­хо­тво­рен­ная дея­тель­ность чело­ве­ка, одна­ко эпо­ха пост­мо­дер­низ­ма пред­ла­га­ет прин­ци­пи­аль­но иное пони­ма­ние кате­го­рий пре­крас­но­го и воз­вы­шен­но­го. Так, А. Н. Тара­сов пишет, что, с точ­ки зре­ния Ю. Кри­сте­вой, источ­ни­ком пре­крас­но­го и воз­вы­шен­но­го явля­ет­ся мета­фи­зи­че­ский опыт абсур­да, ситу­а­ции депрес­сии и мелан­хо­лии [Тара­сов 2009: 184].

Хотя совре­мен­ный рос­сий­ский театр допус­ка­ет раз­ные сти­ле­вые систе­мы, необ­хо­ди­мо при­знать, что имен­но вли­я­ние пост­мо­дер­низ­ма силь­но изме­ни­ло как само искус­ство, так и его вос­при­я­тие и, соот­вет­ствен­но, язык кри­ти­ки. Сре­ди раз­лич­ных кон­цеп­ций, повли­яв­ших на новое теат­раль­ное искус­ство, выде­ля­ет­ся идея Жака Дер­ри­да, каса­ю­ща­я­ся декон­струк­ции в обла­сти пост­мо­дер­нист­ской эсте­ти­ки. Декон­струк­тив­ная прак­ти­ка свя­за­на с изме­не­ни­ем ста­ту­са тра­ди­ци­он­ных цен­но­стей, с интер­пре­та­ци­он­ным типом мыш­ле­ния. Во всех видах худо­же­ствен­ной куль­ту­ры пост­мо­дер­нист­ско­го типа наблю­да­ет­ся несов­ме­сти­мое сме­ше­ние сти­лей и жан­ров. В совре­мен­ном теат­ре под вли­я­ни­ем пост­мо­дер­нист­ских кон­цеп­ций, а так­же в резуль­та­те ком­мер­ци­а­ли­за­ции искус­ства и его ори­ен­та­ции на вку­сы мас­со­вой ауди­то­рии основ­ные эсте­ти­че­ские кате­го­рии раз­мы­ва­ют­ся, поэто­му их функ­ци­о­ни­ро­ва­ние в теат­раль­ном дис­кур­се совре­мен­ных рос­сий­ских СМИ ста­но­вит­ся очень свое­об­раз­ным. Пред­став­ля­ет­ся целе­со­об­раз­ным про­ве­сти парал­лель меж­ду эсте­ти­кой совре­мен­ных поста­но­вок и эсте­ти­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми рецен­зий на них.

Несмот­ря на транс­фор­ма­цию жан­ра рецен­зии, кри­ти­ка про­дол­жа­ет ока­зы­вать вли­я­ние на ауди­то­рию, — но в осо­бом направ­ле­нии, так как все боль­шую роль начи­на­ет играть реклам­ная функ­ция мате­ри­а­лов: боль­шин­ство теат­ров име­ет свои PR-отде­лы и пресс-служ­бы для коор­ди­на­ции с пред­ста­ви­те­ля­ми мас­сме­диа. Т. Е. Нер­се­со­ва отме­ча­ет, что в совре­мен­ной теат­раль­ной кри­ти­ке оце­ноч­ное мыш­ле­ние сме­ня­ет­ся «рей­тин­го­вым», т. е. авто­ру важ­но понять, про­валь­ный это спек­такль или аншла­го­вая поста­нов­ка [Нер­се­со­ва 2012: 79]. Рецен­зия долж­на раз­ви­вать эсте­ти­че­ский вкус ауди­то­рии, одна­ко куль­ту­ро­фор­ми­ру­ю­щая функ­ция теат­раль­ной рецен­зии выпол­ня­ет­ся все реже, как и аналитическая.

Мето­ди­ка иссле­до­ва­ния. Для реше­ния постав­лен­ной про­бле­мы при­ме­не­на ком­плекс­ная мето­ди­ка с меж­дис­ци­пли­нар­ным под­хо­дом. Одним из основ­ных мето­дов явля­ет­ся дис­курс-ана­лиз. Мето­до­ло­ги­че­ски­ми осно­ва­ни­я­ми высту­па­ют идеи функ­ци­о­наль­ной сти­ли­сти­ки, линг­во­куль­ту­ро­ло­гии и линг­во­фи­ло­со­фии. Зна­чи­мы­ми для иссле­до­ва­ния явля­ют­ся тео­рии, опи­сы­ва­ю­щие кон­текст про­бле­мы: тео­рия жур­на­ли­сти­ки (для рас­смот­ре­ния поня­тия арт-жур­на­ли­сти­ки и жан­ра рецен­зии), теат­ро­ве­де­ние (для обос­но­ва­ния осо­бен­но­стей совре­мен­но­го теат­раль­но­го искус­ства и его роли в обще­стве) и общая эсте­ти­ка (для харак­те­ри­сти­ки арт-созна­ния, явле­ния пост­мо­дер­на и функ­ци­о­ни­ро­ва­ния основ­ных эсте­ти­че­ских категорий).

На пер­вом эта­пе иссле­до­ва­ния были осмыс­ле­ны и про­ана­ли­зи­ро­ва­ны основ­ные тео­ре­ти­че­ские идеи, необ­хо­ди­мые для дис­курс-ана­ли­за мате­ри­а­ла. В осно­ве рабо­ты — объ­ек­ти­вист­ский под­ход, одна­ко в рас­смот­ре­нии ряда вопро­сов исполь­зо­вал­ся кри­ти­че­ский дис­курс-ана­лиз, в част­но­сти кри­ти­че­ский ана­лиз отбо­ра язы­ко­вых средств, исполь­зу­е­мых в текстах рецен­зий для выра­же­ния впе­чат­ле­ний, оце­нок или же для визу­а­ли­за­ции про­ис­хо­дя­ще­го на сцене.

Для ана­ли­за были ото­бра­ны теат­раль­ные рецен­зии, опуб­ли­ко­ван­ные в рос­сий­ских СМИ, пре­иму­ще­ствен­но в изда­ни­ях, осве­ща­ю­щих широ­кий спектр тем (в печат­ных и в интер­нет-вер­си­ях совре­мен­ных рос­сий­ских феде­раль­ных газет), а так­же в тема­ти­че­ских изда­ни­ях, посвя­щен­ных досу­гу и куль­ту­ре, и в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных изда­ни­ях о теат­ре. В каче­стве при­ме­ров при­ве­де­ны теат­раль­ные рецен­зии, основ­ная часть кото­рых опуб­ли­ко­ва­на в 2015–2017 гг.

Ана­лиз мате­ри­а­ла. Язык рецен­зий ста­но­вит­ся отра­же­ни­ем про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих в теат­ре, поэто­му сим­во­лич­но, что сре­ди оце­ноч­ной лек­си­ки частот­ной ста­но­вит­ся лек­се­ма шок: Вот и все, что пона­до­би­лось фран­цуз­ско­му теат­ру «Non Nova», что­бы вызвать куль­тур­ный шок у зри­те­ля (URL: http://​spb​.mk​.ru/​a​r​t​i​c​l​e​/​2​0​1​3​/​0​9​/​1​8​/​9​1​7​6​5​7​-​t​a​n​t​s​u​y​u​s​c​h​i​e​-​p​a​k​e​t​y​i​-​i​l​i​-​k​u​l​t​u​r​n​y​i​y​-​s​h​o​k​.​h​tml. Дата обра­ще­ния: 15.08.2017). И вот, нако­нец, вы ока­зы­ва­е­тесь в зри­тель­ном зале. Вы в шоке от поста­нов­ки? (URL: http://​belcanto​.ru/​1​6​0​2​0​5​0​2​.​h​tml. Дата обра­ще­ния: 15.08.2017).

И. В. Аннен­ко­ва рас­смат­ри­ва­ет такое явле­ние, как гедо­ни­сти­че­ский текст, зада­ча кото­ро­го — вызвать эмо­ции, доста­вить насла­жде­ние, раз­влечь, испу­гать или шоки­ро­вать. Веду­щи­ми чер­та­ми гедо­ни­сти­че­ско­го тек­ста явля­ют­ся инди­ви­ду­а­лизм, глум­ли­вость и деса­кра­ли­за­ция [Аннен­ко­ва 2011: 195]. По мне­нию Е. Е. Про­ни­ной, глум не изна­чаль­ное каче­ство гедо­ни­сти­че­ско­го тек­ста, а спе­ци­аль­ное, при­вно­си­мое созна­тель­но для дости­же­ния мани­пу­ля­тив­ных эффек­тов [Про­ни­на 2003: 172]. Эсте­ти­че­ские кате­го­рии тра­ги­че­ско­го и коми­че­ско­го раз­мы­ва­ют­ся как в искус­стве, так и в теат­раль­ной рецен­зии. На сцене совре­мен­но­го теат­ра пре­об­ла­да­ют иро­ния, сар­казм, стеб, глум­ли­вый смех, что свя­за­но с дегу­ма­ни­за­ци­ей искус­ства. Мате­ри­а­лы СМИ так­же впи­ты­ва­ют в себя эти явле­ния. При­ве­дем мне­ние жур­на­ли­ста Андрея Мак­си­мо­ва, акту­аль­ное в свя­зи с темой осмыс­ле­ния совре­мен­но­го арт-созна­ния, о рас­про­стра­не­нии сте­ба в теат­раль­ной и обще­ствен­ной жиз­ни: «Думаю, когда-нибудь потом­ки назо­вут наше вре­мя „эпо­ха боль­шо­го сте­ба“. Иро­ни­зи­ро­вать и сте­бать­ся мож­но нын­че надо всем. Девиз вре­ме­ни: „Не надо меня гру­зить, я не айфон!“ Счи­та­ет­ся, что зри­тель идет в театр не затем, что­бы его гру­зи­ли каки­ми-нибудь серьез­ны­ми про­бле­ма­ми. Надо, что­бы лег­ко, иро­нич­но, жела­тель­но со скан­да­лом (URL: https://​rg​.ru/​2​0​1​7​/​0​1​/​1​5​/​m​a​k​s​i​m​o​v​-​r​i​m​a​s​-​t​u​m​i​n​a​s​-​p​r​i​z​y​v​a​e​t​-​i​g​r​a​t​-​d​l​i​a​-​t​e​a​t​r​a​l​n​y​h​-​a​n​g​e​l​o​v​.​h​tml. Дата обра­ще­ния: 9.08.2017). В совре­мен­ных рецен­зи­ях иро­ния при­об­ре­та­ет все боль­шую язви­тель­ность. Режис­сер Лев Додин на вопрос, чего он ожи­да­ет от рецен­зии, отве­тил: «Жду отсут­ствия иро­нии, любых обид­ных и могу­щих ранить душу акте­ра слов» (Театр. 2013. № 13–14. С. 168). При­ве­дем при­мер сте­ба в теат­раль­ной рецен­зии: Похо­жий кайф сей­час навер­ня­ка пере­жи­ва­ет самый ост­ро­ум­ный порт­няж­ка теат­раль­но­го цеха Кон­стан­тин Бого­мо­лов (URL: https://newizv.ru/news/culture/19–02-2013/177885-nominacija-na-oskara-uajlda. Дата обра­ще­ния: 03.08.2017).

Про­бле­мы куль­ту­ры речи в кине­ма­то­гра­фе, на ТВ и на сцене вызы­ва­ют бур­ные дис­кус­сии. Демо­кра­ти­за­ция пуб­ли­ци­сти­че­ско­го сти­ля при­ве­ла к рас­про­стра­не­нию раз­го­вор­ной, сни­жен­ной лек­си­ки, слен­га. Зача­стую раз­го­вор­ная лек­си­ка исполь­зу­ет­ся для реа­ли­за­ции аттрак­тив­ной функ­ции рецен­зии, для выра­же­ния иро­нии или же для ими­та­ции мне­ния «про­сто­го чело­ве­ка», при­бли­жен­но­го к ауди­то­рии, для сти­ли­за­ции неофи­ци­аль­ной, дру­же­ской бол­тов­ни. При­ве­дем при­ме­ры: Кар­ти­на, открыв­ша­я­ся сра­зу же после «под­ня­тия» про­ек­ци­он­но­го крас­но­го зана­ве­са, была весь­ма кру­той. <…> Отдель­ный и, пожа­луй, глав­ный респект авто­рам режис­сер­ской кон­цеп­ции (Моск. ком­со­мо­лец. 2015. 4 мар­та); В Ста­си­ке поста­ви­ли «Чер­ное и белое» (URL: http://www.mk.ru/culture/2017/07/14/v‑stasike-postavili-balet-lyubimca-gitlera.html. Дата обра­ще­ния: 14.08.2017). Про­бле­мы куль­ту­ры речи ока­зы­ва­ют­ся тес­но свя­зан­ны­ми с совре­мен­ным арт-созна­ни­ем, для кото­ро­го харак­тер­на утра­та ста­ту­са как тра­ди­ци­он­ных цен­но­стей, так и при­ня­тых в обще­стве норм, в том чис­ле норм языка.

Для совре­мен­но­го арт-созна­ния во мно­гом харак­тер­но пре­кло­не­ние перед тем, что мод­но, в трен­де, успеш­но, явля­ет­ся хитом и т. д. Поэто­му в тек­сты теат­раль­ной кри­ти­ки про­ни­ка­ет все боль­ше реклам­ной лек­си­ки (хит, супер­звез­да, тренд, бренд, уни­каль­ный, суперуспеш­ный, экс­клю­зив­ный и т. п.).

Раз­лич­ные осо­бен­но­сти функ­ци­о­ни­ро­ва­ния эсте­ти­че­ских кате­го­рий мож­но наблю­дать на при­ме­ре рецен­зий, в кото­рых авто­ры поле­ми­зи­ру­ют по пово­ду тра­ди­ци­он­но­го теат­ра и его новых форм, выра­жа­ют свою точ­ку зре­ния, исполь­зуя раз­но­об­раз­ные оце­ноч­ные сред­ства. Л. Р. Дус­ка­е­ва пишет, что в куль­тур­но-про­све­ти­тель­ских текстах оце­ноч­ность помо­га­ет пере­дать отно­ше­ние к собы­ти­ям и фак­там куль­тур­ной жиз­ни и чужой смыс­ло­вой пози­ции, а вме­сте с тем и про­воз­гла­ша­е­мые дис­кур­сом цен­но­сти [Дус­ка­е­ва, 2014: 206].

При­ве­дем при­ме­ры: Но то, что уми­ли­тель­но в школь­ной тет­ра­ди, на теат­раль­ной сцене выгля­дит квинт­эс­сен­ци­ей пош­ло­сти (URL: http://​os​.colta​.ru/​t​h​e​a​t​r​e​/​e​v​e​n​t​s​/​d​e​t​a​i​l​s​/​1​0​8​06/. Дата обра­ще­ния: 19.08.2017); Если вы идё­те в театр нао­бум, то почти с гаран­ти­ей попа­дё­те в ску­ку или в сля­коть (URL: http://​www​.mk​.ru/​c​u​l​t​u​r​e​/​2​0​1​7​/​0​3​/​2​6​/​r​o​l​-​l​i​c​h​n​o​s​t​i​-​v​-​i​s​t​o​r​i​i​.​h​tml); А вот с зуб­реж­кой клас­си­че­ско­го насле­дия во всех ее про­тух­ших фор­мах он и его акте­ры рас­пра­ви­лись лег­ко (URL: http://​ptj​.spb​.ru/​b​l​o​g​/​t​e​a​t​r​-​l​y​u​b​o​v​n​y​x​-​d​e​j​s​t​v​ij/. Дата обра­ще­ния: 19.08.2017). Про­во­ка­ци­он­ные поста­нов­ки спо­соб­ству­ют тому, что частот­ной оце­ноч­ной лек­се­мой ста­но­вят­ся поня­тия пош­ло­сти, гря­зи и про­из­вод­ные от них, сино­ни­мич­ные обо­зна­че­ния. В то же вре­мя клас­си­че­ские, тра­ди­ци­он­ные спек­так­ли часто обви­ня­ют­ся в кон­сер­ва­тиз­ме, нега­тив­ная оцен­ка подоб­ным поста­нов­кам чаще все­го дает­ся с помо­щью иро­нии над «люби­те­ля­ми музей­ной пыли», лек­се­мы ску­ка, а так­же раз­лич­ных образ­ных средств и мета­фор, зача­стую иро­нич­ных и гру­бых, как в при­ме­ре с «про­тух­ши­ми фор­ма­ми зуб­реж­ки клас­си­че­ско­го насле­дия». Таким обра­зом, мы наблю­да­ем про­ти­во­ре­чи­вость совре­мен­но­го арт-созна­ния, что отра­жа­ет­ся в актив­ной поле­ми­ке теат­раль­ных рецен­зен­тов и в про­ти­во­ре­чи­вых эсте­ти­че­ских оценках.

В теат­раль­ной кри­ти­ке мета­фо­ри­за­ция и образ­ность речи явля­ют­ся очень суще­ствен­ным аспек­том, поэто­му мета­фо­ры так­же могут отра­жать про­цес­сы, каса­ю­щи­е­ся арт-созна­ния вре­ме­ни и вос­при­я­тия искус­ства. При­ве­дем при­мер образ­ной, поэ­ти­че­ской харак­те­ри­сти­ки спек­так­ля, в кото­рой пре­ва­ли­ру­ет эсте­ти­че­ская кате­го­рия пре­крас­но­го: Вспо­ло­хи мол­ний, крас­ные, точ­но с палех­ской шка­тул­ки сле­тев­шие обла­ка и плат­ки в чер­но­те про­стран­ства, в узком зер­ка­ле сце­ны — эта изыс­кан­ная кра­со­та застав­ля­ет гово­рить о новой арха­и­ке, о новом состо­я­нии после пост­мо­дер­на, новом тра­ги­че­ском и роман­ти­че­ском пере­жи­ва­нии мира, не лишен­ном, впро­чем, скеп­си­са и иро­нии (URL: https://​rg​.ru/​2​0​1​7​/​0​4​/​0​3​/​s​p​e​k​t​a​k​l​-​g​r​o​z​a​-​b​d​t​-​i​m​-​t​o​v​s​t​o​n​o​g​o​v​a​-​p​o​k​a​z​a​l​-​v​a​z​h​n​y​e​-​t​e​n​d​e​n​c​i​i​-​t​e​a​t​r​a​.​h​tml. Дата обра­ще­ния: 15.08.2017).

Депрес­сив­ное, мрач­ное миро­ощу­ще­ние, идеи без­на­деж­но­сти, пес­си­миз­ма ста­но­вят­ся очень зна­чи­мы­ми для пост­мо­дер­нист­ско­го искус­ства и для арт-созна­ния эпо­хи, что, в свою оче­редь, отра­жа­ет­ся на инто­на­ци­ях и лек­си­че­ском напол­не­нии мно­гих теат­раль­ных рецен­зий. Чело­век в пост­мо­дер­нист­ском мире не вос­при­ни­ма­ет­ся как лич­ность, про­бле­мы дегу­ма­ни­за­ции ста­но­вят­ся акту­аль­ны­ми не толь­ко для искус­ства, но и для мате­ри­а­лов СМИ. Обра­ща­ясь к этой про­бле­ме, В. В. Слав­кин пишет: «если сей­час попы­тать­ся сфор­му­ли­ро­вать напол­не­ние кон­цеп­та “чело­век”, опи­ра­ясь на жур­на­лист­ские тек­сты, то, к сожа­ле­нию, на абсо­лют­ной пери­фе­рии ока­жут­ся сло­ва, отра­жа­ю­щие духов­ность, поря­доч­ность, нрав­ствен­ную кра­со­ту чело­ве­ка (а не инди­ви­ду­у­ма). <…> Созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что сред­ствам мас­со­вой инфор­ма­ции инте­рес­ны те про­яв­ле­ния чело­ве­ка, кото­рые могут быть вос­тре­бо­ва­ны преж­де все­го в потре­би­тель­ском плане. Про­ис­хо­дит “кон­сью­ме­ри­за­ция” отно­ше­ния к лич­но­сти» [Слав­кин 2010: 8].

В совре­мен­ных спек­так­лях все реже реа­ли­зу­ет­ся ком­пен­са­тор­ная функ­ция (искус­ство как уте­ше­ние). Пост­мо­дер­нист­ские поста­нов­ки часто не остав­ля­ют надеж­ды, про­воз­гла­шая идею раз­ру­ше­ния и пес­си­ми­сти­че­ско­го вос­при­я­тия мира. В свя­зи с этим кри­ти­ки неред­ко поле­ми­зи­ру­ют с созда­те­ля­ми спек­так­лей, исполь­зуя раз­лич­ную лек­си­ку фило­соф­ско­го дис­кур­са для эсте­ти­че­ской и эти­че­ской оцен­ки. А режис­се­ры в интер­вью с жур­на­ли­ста­ми зача­стую акцен­ти­ру­ют свое виде­ние назна­че­ния теат­ра, в том чис­ле с пози­ции дегу­ма­ни­за­ции или, напро­тив, гума­ни­за­ции искус­ства. Напри­мер, Юрий Гры­мов в интер­вью гово­рит: «Наш новый “Модерн” — это театр надеж­ды и све­та, чело­век в зале может пере­жить все­воз­мож­ные эмо­ции, но „доби­вать“ его нико­гда не надо!» (URL: http://​www​.mk​.ru/​c​u​l​t​u​r​e​/​2​0​1​7​/​0​2​/​0​1​/​n​o​v​y​y​-​k​h​u​d​r​u​k​-​m​o​d​e​r​n​a​-​y​u​r​i​y​-​g​r​y​m​o​v​-​d​o​b​i​v​a​t​-​z​r​i​t​e​l​y​a​-​n​e​-​n​a​d​o​.​h​tml. Дата обра­ще­ния: 3.08.2017). Похо­жую идею выска­зы­ва­ет в сво­ем интер­вью извест­ный теат­раль­ный режис­сер Юрий Буту­сов, при­чем эта цита­та выно­сит­ся в заго­ло­вок: «Мне хочет­ся, что­бы чело­век выхо­дил из зала с надеж­дой» (URL: http://​iz​.ru/​n​o​d​e​/​6​1​5​728. Дата обра­ще­ния: 3.08.2017). Несмот­ря на опре­де­лен­ные тен­ден­ции дегу­ма­ни­за­ции, все же гума­ни­сти­че­ская кон­цеп­ция сохра­ня­ет свою зна­чи­мость для искус­ства и обще­ства, что отра­жа­ет­ся в мате­ри­а­лах СМИ о теат­ре: Туми­нас дока­зал исти­ну, кото­рая в совре­мен­ном теат­ре, увы, тре­бу­ет дока­за­тель­ства: зри­те­лю инте­ре­сен преж­де все­го чело­век (URL: https://​rg​.ru/​2​0​1​7​/​0​1​/​1​5​/​m​a​k​s​i​m​o​v​-​r​i​m​a​s​-​t​u​m​i​n​a​s​-​p​r​i​z​y​v​a​e​t​-​i​g​r​a​t​-​d​l​i​a​-​t​e​a​t​r​a​l​n​y​h​-​a​n​g​e​l​o​v​.​h​tml. Дата обра­ще­ния: 12.08.2017).

В совре­мен­ной жур­на­ли­сти­ке мно­го мате­ри­а­лов выхо­дит о скан­даль­ных поста­нов­ках, одна­ко наблю­да­ет­ся и обрат­ная тен­ден­ция, когда в совре­мен­ных рецен­зи­ях авто­ры акцен­ти­ру­ют то, что поста­нов­ка не скан­даль­ная и не эпа­таж­ная. Тен­ден­ции совре­мен­но­го искус­ства свя­за­ны как с мак­си­маль­ным «упро­ще­ни­ем», доступ­но­стью мате­ри­а­ла, так и, напро­тив, с аль­тер­на­тив­ным вари­ан­том — демон­стра­ци­ей эли­тар­но­сти, интел­лек­ту­аль­но­сти про­из­ве­де­ний. Лек­си­ка высо­ко­го сти­ля, свя­зан­ная с эсте­ти­че­ской кате­го­ри­ей воз­вы­шен­но­го, исполь­зу­ет­ся в теат­раль­ных рецен­зи­ях, несмот­ря на тен­ден­ции актив­но­го рас­про­стра­не­ния сни­жен­ной лек­си­ки в текстах СМИ.

Рецен­зии на пре­мье­ры пост­мо­дер­нист­ских, про­во­ка­ци­он­ных поста­но­вок инте­рес­ны тем, как рецен­зен­ты дают про­ти­во­по­лож­ные эсте­ти­че­ские оцен­ки, отра­жа­ю­щие опре­де­лен­ные осо­бен­но­сти арт-созна­ния эпо­хи, и какие язы­ко­вые сред­ства исполь­зу­ют­ся в этих целях. В свя­зи с этим рас­смот­рим рецен­зии раз­лич­ных изда­ний на пре­мье­ру опе­ры «Сне­гу­роч­ка» в Боль­шом теат­ре в поста­нов­ке Алек­сандра Тителя.

Ана­лиз язы­ка рецен­зий выявил, что раз­вле­ка­тель­ная состав­ля­ю­щая при­сут­ству­ет в боль­шей части мате­ри­а­лов. Даже серьез­ные рас­суж­де­ния выстра­и­ва­ют­ся в увле­ка­тель­ной мане­ре, с исполь­зо­ва­ни­ем эле­мен­тов язы­ко­вой игры. Актив­но реа­ли­зу­ет­ся аттрак­тив­ная функ­ция мате­ри­а­лов, чему осо­бен­но спо­соб­ству­ют яркие мета­фо­ри­че­ские обра­зы. При этом сами оцен­ки кри­ти­ков могут кар­ди­наль­но различаться:

Имен­но от ее вели­ча­во-игро­вых импуль­сов тан­цу­ет режис­сер­ская мысль, даже если эта мысль лише­на бла­гост­но­сти, пол­на фило­со­фи­че­ской горе­чи и на поверх­ност­ный взгляд «пер­пен­ди­ку­ляр­на» пар­ти­ту­ре (URL: https://​lenta​.ru/​a​r​t​i​c​l​e​s​/​2​0​1​7​/​0​6​/​2​0​/​s​n​o​w​_​m​a​i​d​en/. Дата обра­ще­ния: 9.08.2017).

Отче­го стре­ля­лись Лен­ский и Оне­гин? Отче­го уто­пи­лась Лиза? Отче­го умер­ла Вио­лет­та? Такие вопро­сы все чаще зада­ют опер­ные режис­се­ры, сорев­ну­ясь в пара­док­саль­ных отве­тах. И вот уже Лен­ский мертв в резуль­та­те несчаст­но­го слу­чая, Лиза уплы­ла на лод­ке, а Вио­лет­та под­це­пи­ла СПИД. И толь­ко Сне­гу­роч­ке как-то уда­ва­лось таять от люб­ви и жара Яри­ло-Солн­ца. Одна­ко при­шел и ее черед… <…> Если холод наше­го лета спро­во­ци­ро­ван столь ради­каль­ной трак­тов­кой рус­ской клас­си­ки? А что если Яри­ло-Солн­це осер­чал на нас? И не будет нам лета в этом году?! Теперь хоть зна­ем, с кого спро­сить (URL: http://www.mk.ru/culture/2017/06/16/v‑bolshom-teatre-rastopili-snegurochku-prozhektorami.html. Дата обра­ще­ния: 9.08.2017).

В пер­вом слу­чае автор, поло­жи­тель­но оце­ни­вая уви­ден­ное, исполь­зу­ет лек­си­ку высо­ко­го сти­ля и при­дер­жи­ва­ет­ся серьез­ной инто­на­ции, а во вто­рой рецен­зии мож­но отме­тить увле­ка­тель­ность фор­мы, юмор и иро­нич­ный под­ход, при этом сохра­ня­ет­ся ясность автор­ской мыс­ли о непри­я­тии воль­ной трак­тов­ки про­из­ве­де­ния. Инте­рес­но отме­тить, что в рецен­зи­ях рас­про­стра­не­ны автор­ские иро­нич­ные ана­ло­гии с акту­аль­ны­ми собы­ти­я­ми или явле­ни­я­ми, не свя­зан­ны­ми с искус­ством (напри­мер, в дан­ном слу­чае с пого­дой), при­чем они могут выно­сить­ся и в заго­ло­воч­ный ком­плекс: Холод­ное лето сем­на­дца­то­го года (URL: http://​www​.colta​.ru/​a​r​t​i​c​l​e​s​/​m​u​s​i​c​_​c​l​a​s​s​i​c​/​1​5​179. Дата обра­ще­ния: 9.08.2017).

Подоб­ные ана­ло­гии дела­ют мате­ри­ал более вклю­чен­ным в реа­лии сего­дняш­не­го дня, сбли­жа­ют авто­ра и чита­тель­скую ауди­то­рию, а так­же спо­соб­ству­ют сме­ше­нию раз­но­об­раз­ных тема­ти­че­ских пла­стов, харак­тер­но­му для эпо­хи пост­мо­дер­на. Иро­ния (на гра­ни со сте­бом) слу­жит одним из основ­ных оце­ноч­ных средств. Так­же в рецен­зи­ях наблю­да­ет­ся оби­лие раз­го­вор­ной лек­си­ки, сти­ли­сти­че­ски не соот­но­си­мой с клас­си­че­ским про­из­ве­де­ни­ем, но объ­яс­ни­мой вви­ду эпа­таж­ной, пост­мо­дер­нист­ской кон­цеп­ции поста­нов­ки и соот­вет­ству­ю­щим выра­же­ни­ем автор­ской иронии.

Гово­ря о ради­каль­ных трак­тов­ках клас­си­ки, авто­ры неред­ко исполь­зу­ют мета­фо­ри­че­ские обра­зы с упо­треб­ле­ни­ем агрес­сив­ной и воен­ной лек­си­ки, что при­да­ет допол­ни­тель­ную жест­кость оцен­ке (жест­кость и кате­го­рич­ность выра­же­ния мыс­лей ста­но­вят­ся харак­тер­ны­ми чер­та­ми совре­мен­но­го созна­ния). В теат­раль­ных рецен­зи­ях часто встре­ча­ют­ся мета­фо­ры подоб­но­го типа: «пье­са искром­са­на, взо­рва­на», «автор­ская эсте­ти­ка уби­та» и т. п. В рецен­зи­ях на «Сне­гу­роч­ку» Боль­шо­го теат­ра мы так­же встре­ча­ем исполь­зо­ва­ние подоб­ных мета­фор: Заду­мав новую «Сне­гу­роч­ку» уже на исто­ри­че­ской сцене, Боль­шой театр при­гла­сил раз­мо­ро­зить шедевр Алек­сандра Тите­ля, режис­су­ра кото­ро­го не раз взры­ва­ла эта­ло­ны новым про­чте­ни­ем (URL: https://rg.ru/2017/06/17/v‑bolshom-teatre-proshla-premera-snegurochki.html. Дата обра­ще­ния: 10.08.2017).

В свя­зи с тем что теат­раль­ная рецен­зия ста­но­вит­ся таким жан­ром арт-жур­на­ли­сти­ки, в кото­ром авто­ры могут сво­бод­но про­во­дить парал­ле­ли с раз­ны­ми зна­чи­мы­ми для обще­ства собы­ти­я­ми в сфе­ре куль­ту­ры, не обя­за­тель­но отно­ся­щи­ми­ся исклю­чи­тель­но к теат­ру, мож­но наблю­дать, как в язы­ке кри­ти­ки отра­жа­ют­ся опре­де­лен­ные поня­тия, каса­ю­щи­е­ся, напри­мер, назва­ний гром­ких кино­пре­мьер. Осмыс­ляя идею опе­ры «Сне­гу­роч­ка», раз­ные авто­ры в сво­их рецен­зи­ях исполь­зу­ют явную или скры­тую отсыл­ку к филь­му Андрея Звя­гин­це­ва «Нелю­бовь», пре­мье­ра кото­ро­го состо­я­лась при­бли­зи­тель­но в то же вре­мя: О спек­так­ле спо­рят, мно­гие в яро­сти: поку­си­лись на свет­лое, уте­ши­тель­ную сказ­ку вклю­чи­ли в завис­ший в воз­ду­хе хоро­вод нелюб­ви (URL: https://rg.ru/2017/06/17/v‑bolshom-teatre-proshla-premera-snegurochki.html. Дата обра­ще­ния: 12.08.2017); Насколь­ко уда­ет­ся эсте­ти­зи­ро­вать раз­ру­ху и нена­стье кине­ма­то­гра­фу (недав­няя «Нелю­бовь» Андрея Звя­гин­це­ва тому при­ме­ром), настоль­ко огруб­ля­ет их сце­ни­че­ская пода­ча (URL: https://​iz​.ru/​n​o​d​e​/​6​0​8​488. Дата обра­ще­ния: 12.08.2017); Мне кажет­ся, что созда­те­лям спек­так­ля пона­до­бил­ся этот совре­мен­ный тех­но­ген­ный мир имен­но для того, что­бы ост­рее про­зву­ча­ла тема «без­лю­бья», не слу­чай­но став­шая столь попу­ляр­ной в послед­нее вре­мя (URL: https://​rg​.ru/​2​0​1​7​/​0​6​/​2​5​/​m​a​k​s​i​m​o​v​-​s​n​e​g​u​r​o​c​h​k​a​-​e​t​o​-​a​b​s​o​l​i​u​t​n​o​-​s​i​u​r​r​e​a​l​i​s​t​i​c​h​e​s​k​o​e​-​p​r​o​i​z​v​e​d​e​n​i​e​.​h​tml. Дата обра­ще­ния: 12.08.2017).

Доволь­но рас­про­стра­нен в теат­раль­ных рецен­зи­ях при­ем эсте­ти­че­ской анти­те­зы: В ито­го­вой ком­по­нов­ке в усло­ви­ях новой кон­цеп­ции сказ­ка под­ме­ня­ет­ся утри­ро­ван­ным изоб­ра­же­ни­ем реаль­но­сти, эсте­ти­че­ски воз­вы­шен­ное — при­зем­лен­ным и гру­бым, роман­ти­ка сюже­та — сер­мяж­ной и тягост­ной про­зой бес­про­свет­ной жиз­ни, а вол­шеб­ство любов­но­го чув­ства — хоро­шо заву­а­ли­ро­ван­ным нату­ра­лиз­мом (URL: http://​belcanto​.ru/​1​7​0​6​2​1​0​4​.​h​tml. Дата обра­ще­ния: 14.08.2017).

Порож­де­ни­ем пост­мо­дер­низ­ма явля­ет­ся жан­ро­вое и сти­ле­вое сме­ше­ние, раз­мы­ва­ние эсте­ти­че­ских и сти­ли­сти­че­ских кате­го­рий. В текстах про­ана­ли­зи­ро­ван­ных рецен­зий наи­бо­лее оче­вид­но демон­стри­ру­ет это явле­ние пара­док­саль­ная соче­та­е­мость лек­си­че­ских и оце­ноч­ных средств, когда поста­нов­ка клас­си­че­ской опе­ры срав­ни­ва­ет­ся с «трил­ле­ром-анти­уто­пи­ей», «филь­мом-ката­стро­фой», «депрес­сив­ным кит­чем», «чер­ну­хой»: Клас­си­ку поста­ви­ли в жан­ре трил­ле­ра-анти­уто­пии (URL: http://www.mk.ru/culture/2017/06/16/v‑bolshom-teatre-rastopili-snegurochku-prozhektorami.html. Дата обра­ще­ния: 14.08.2017); Вме­сто опе­ры на его соб­ствен­ное либ­рет­то по одно­имен­ной пье­се Ост­ров­ско­го име­ем деше­вый (хотя вряд мало­бюд­жет­ный) фильм-ката­стро­фу, тяже­лый депрес­сив­ный китч, чудо­вищ­ную «чер­ну­ху-бом­жат­ник» (URL: http://​www​.belcanto​.ru/​1​7​0​6​2​1​0​4​.​h​tml. Дата обра­ще­ния: 14.08.2017).

Выво­ды. Ана­лиз мате­ри­а­ла выявил спе­ци­фи­че­скую сти­ли­сти­ку теат­раль­ных рецен­зий, отра­жа­ю­щую опре­де­лен­ные осо­бен­но­сти совре­мен­но­го арт-созна­ния. Сти­ли­сти­ка теат­раль­ных рецен­зий отра­жа­ет про­цес­сы, про­ис­хо­дя­щие, с одной сто­ро­ны, в язы­ке СМИ, а с дру­гой — в сфе­ре куль­ту­ры, обще­ствен­но­го сознания.

Оце­ноч­ность, при­су­щая жан­ру теат­раль­ной рецен­зии, спо­соб­ству­ет более нагляд­но­му про­яв­ле­нию в тек­сте спе­ци­фи­ки арт-созна­ния эпо­хи. Поиск смыс­ла в лите­ра­тур­ной осно­ве и в режис­сер­ской кон­цеп­ции поз­во­ля­ет рецен­зен­там про­во­дить парал­ле­ли с совре­мен­но­стью и жиз­нью общества.

Сле­ду­ет при­знать, что эсте­ти­ка совре­мен­ных поста­но­вок и эсте­ти­че­ские осо­бен­но­сти рецен­зий на них вза­и­мо­свя­за­ны, поэто­му язык кри­ти­ки, как и само искус­ство, во мно­гом ока­зал­ся под вли­я­ни­ем пост­мо­дер­низ­ма. Эпа­таж­ные поста­нов­ки зача­стую про­во­ци­ру­ют кри­ти­ков на исполь­зо­ва­ние опре­де­лен­ных рече­вых средств.

Ана­лиз мате­ри­а­ла выявил, что язык теат­раль­ной рецен­зии отра­жа­ет такие осо­бен­но­сти совре­мен­но­го арт-созна­ния, как стрем­ле­ние к раз­вле­ка­тель­но­сти, иро­ни­че­ское и сар­ка­сти­че­ское вос­при­я­тие, сме­ше­ние основ­ных эсте­ти­че­ских кате­го­рий, а так­же стрем­ле­ние к эпа­та­жу, что спо­соб­ству­ет актив­но­му исполь­зо­ва­нию аттрак­тив­ных рече­вых средств. Идея без­на­деж­но­сти, пес­си­миз­ма, посту­ли­ру­е­мая во мно­гих совре­мен­ных поста­нов­ках, отра­жа­ет­ся в сти­ли­сти­ке, инто­на­ци­ях, опре­де­лен­ном выбо­ре лек­си­ки, одна­ко тем инте­рес­нее про­сле­дить обрат­ную тен­ден­цию, свя­зан­ную с поле­ми­кой по пово­ду ста­ту­са чело­ве­че­ских цен­но­стей. Рецен­зии дают нема­ло при­ме­ров гума­ни­сти­че­ско­го мыш­ле­ния, акцен­та­ции кате­го­рий воз­вы­шен­но­го и пре­крас­но­го с исполь­зо­ва­ни­ем фило­соф­ской лек­си­ки высо­ко­го сти­ля. Выпол­не­ние куль­ту­ро­фор­ми­ру­ю­щей функ­ции хотя и пере­ста­ет быть при­о­ри­тет­ным, одна­ко все же сохра­ня­ет свою зна­чи­мость в теат­раль­ном дис­кур­се СМИ.

Ста­тья посту­пи­ла в редак­цию 15 сен­тяб­ря 2017 г.;
реко­мен­до­ва­на в печать 27 нояб­ря 2017 г.

© Санкт-Петер­бург­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, 2018